Меню

Почему эмигранты должны уважать культуру других стран

Должны ли мигранты соблюдать традиции той страны, в которую они приехали.

Передача : Разворот
Ведущие : Владимир Варфоломеев, Марина Королева
Гости : Мавлит Бажаев

В. ВАРФОЛОМЕЕВ — У нас на прямой линии телефонной связи член Общественной палаты РФ, кстати, член комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Мавлит Бажаев. Добрый день.

М. БАЖАЕВ — Добрый день.

М. КОРОЛЕВА — Здравствуйте.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ — Приветствуем в нашем эфире. Скажите, существуют ли на ваш взгляд в РФ какие-то общие традиции и обычаи, которые мог бы соблюдать приехавший к нам мигрант?

М. БАЖАЕВ — Если говорить о мигрантах из дальнего зарубежья, то, безусловно, конечно, существуют какие-то общие правила и нормы.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ — Вы их можете сформулировать? Повторяю, мы не ведем речь о законах. Нет. Традиции народа, обычаи, которые испокон веков с нами и мы, жители этой территории этих традиций и обычаев придерживаемся неформально. И соответственно эти люди из дальнего зарубежья тоже должны им следовать. Вы можете это представить себе?

М. БАЖАЕВ — Конечно, могу представить себе. Думаю, не только я, все мы должны себе это отчетливо представлять. Это, прежде всего те жизненные стандарты и те правила поведения, общежития, которые свойственны нашему обществу.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ — А вы можете это чуть более просто, вы большой человек, сформулировать. На бытовой уровень все это опустить. Какие конкретно правила?

М. БАЖАЕВ — В первую очередь это говорит о том, что эти люди должны изучить русский язык.

М. КОРОЛЕВА — Допустим, это часть культуры.

М. БАЖАЕВ — Это часть культуры. Они должны изучить нашу историю, опять-таки они должны изучить особенности и специфику, которая касается нашего народа. И собственно элементарные такие знания, которые вообще касаются культуры населения, которые касаются культуры какого-то конкретного региона, в котором они проживают.

М. КОРОЛЕВА — Можно сразу вопрос. Вы говорите: нашего народа. А какого нашего народа? Если у нас с вами десятки регионов в стране и огромное количество народностей и национальностей и все они разные и с разными традициями.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ — В Чечне можно на улицах резать барана, а в Москве это не принято. И вот приезжий какие нормы должен перенять для себя?

М. БАЖАЕВ — Насчет того, чтобы резать барана на улице, это конечно нигде нельзя, все-таки есть определенные отведенные для этого места. А если взять нашу общую культуру, сама культура она у нас закладывалась еще с царских времен, в советское время, да и сегодня уже в наши дни. Имеется в виду, что у нас всегда социализация всех наших людей происходила в одних и тех же условиях. Это одни и те же школы, одна и та же политика, одна и та же экономика, одно и то же телевидение, радио и так далее. И поэтому у нас если и есть какие-то региональные особенности, то они не столь значимы, в целом сама культура нашего российского народа и российской нации, как сегодня пытаются именно говорить, она достаточно однородна и приезжие должны как раз и адаптироваться, исходя из общих правил и стандартов.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ — Все равно мне кажется это очень глобальными рассуждениями. Я попробую привести простой пример. Помните историю на Китай-городе в Москве 22 июня? Группа кавказской молодежи танцевала свой национальный танец, кто-то говорит зигр, кто-то говорит, что это была лезгинка. В итоге в них полетели камни, и началась драка. Вот кто в этой ситуации нарушил российские традиции и обычаи? Кавказцы, в центре Москвы танцевавшие лезгинку, или коренные жители Москвы, которые решили этого не выносить?

М. БАЖАЕВ — Я думаю, это все-таки не столько коренные жители Москвы, сколько определенные группировки, которые исповедуют свою идеологию.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ — Они по-своему понимают наши традиции и обычаи.

М. БАЖАЕВ — С другой стороны, если те люди, которые танцевали лезгинку, если они ее танцевали, это делали, мешая окружающим, конечно, они являются виновными.

М. КОРОЛЕВА — Мавлит Юсупович, у меня все-таки такой вопрос. Можно хоть как-то кодифицировать эти самые традиции и обычаи? Например, составить список, пусть небольшой перечень. Приезжие должны соблюдать такие-то традиции: а, б, в, г, д, — и не должны делать вот этого и этого. Потому что с такими неопределенными правилами как людям себя вести, как им действовать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ — Вот у нас не очень много вариантов, мы можем им что предложить. Например, пофантазировать, не бросать окурки мимо урны. Дальше. Мы можем им предложить не писать в подъездах. Дальше. Не селиться в квартирах больше 10 человек на один квадратный метр. И так далее. Вот что там прописывать? У нас президент говорит: приехавшие в Россию должны соблюдать наши традиции и обычаи. Давайте сформулируем это.

М. КОРОЛЕВА — Празднование Рождества с 6 на 7 января это наша традиция, это наша с вами традиция, которую должны соблюдать приезжие.

М. БАЖАЕВ — Конечно, и более того сама работа ведется, и я вам скажу, что в Общественной палате и в Федеральной миграционной службе разработаны уже памятки для мигрантов из дальнего зарубежья, где перечислены основные азбучные истины, которые следует соблюдать при приезде в Россию. И более того, эти материалы уже разосланы всем заинтересованным лицам, организациям. Так как эта работа только недавно была завершена, то естественно, она находится еще в процессе. И в процессе доведения до соответствующих заинтересованных сторон, так и в процессе рассылки. Но в целом эта работа уже проведена.

М. КОРОЛЕВА — Кстати, было бы интересно получить такую памятку и нам в том числе. И почитать ее.

Читайте также:  Какие банки есть по стране

М. БАЖАЕВ — Непременно мы ее вам направим.

М. КОРОЛЕВА — Договорились.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ — Спасибо большое.

М. БАЖАЕВ — Не за что. Спасибо вам.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ — У нас в прямом эфире был Мавлит Бажаев, член Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести.

Источник

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА КУЛЬТУР ЗАПАДА И ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИГРАНТОВ И МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЕВРОПЕ)

В широком смысле миграция — это процесс пространственного перемещения людей между поселениями, регионами, странами. В более узком смысле под миграцией понимают совокупность переселений людей, связанных с изменением места жительства на постоянный или сравнительно длительный срок [11, с. 143]. В настоящее время увеличению миграции способствует декларируемая многими государствами политика мультикультурализма, позволяющая новым жителям развитых стран относительно быстро адаптироваться в новой среде. Переселение новых людей в определенную местность имеет много последствий, причем оценка их может существенно меняться в зависимости от того, кто ее высказывает — мигранты или местные жители [11, с. 145]. Но в целом “мигранты воспринимаются в местах поселения как источник осложнений, ухудшения социальноэкономической, правовой ситуации” [12, с. 119].

Миграция может быть временной, с намерением вернуться в будущем, или постоянной. На перемещение людей оказывают воздействие факторы, как притягивающие людей в данную страну или регион, так и отталкивающие от поселения здесь. Для настоящего времени характерной причиной переселений являются военные действия в странах, откуда уезжают мигранты. Притягивающие факторы включают: хорошие возможности устроиться на работу, хорошее здравоохранение и благоприятные условия для образования, общественный порядок и гражданские свободы [8, с. 274]. Для рассматриваемой проблемы эти факторы очень важны, так как именно стабильная и комфортная жизнь в Европе привлекает мигрантов из стран Ближнего Востока. С понятием «мигрант» в настоящее время тесно связано понятие «беженец», т.е. человек, вынужденный покинуть родную страну вследствие угрозы собственной жизни; в целом можно отметить, что в последние месяцы и годы в Европу едут и беженцы, и мигранты, и отличить их подчас бывает достаточно сложно.

Огромное влияние мигранты оказывают на культуру той страны, в которой они поселяются. Известно, что мигранты, переехавшие из своего прежнего места жительства в другой регион или страну, сталкиваются с необходимостью приспособления к новым социокультурным условиям существования. В этом случае в современной науке широко используется понятие «адаптации». В результате миграции человек из привычной для него природной и социальной среды перемещается в другую; он разрывает множество прежних связей и искусственно создает их на новом месте. Проблемы преодоления этнокультурной дистанции коренного населения и этнических мигрантов усугубляются необходимостью приспособления последних к изменениям социально-территориального статуса нового места жительства, а также принятием новых форм социального и культурного поведения. От того, насколько успешно мигрант адаптируется к новой культуре, зависит степень эффективности его функционирования в новой социокультурной системе связей, отношений и взаимодействий в данном обществе. В связи с этим человек как представитель одной культуры (условно ее можно обозначить как культуру-донора) перемещается в другую культуру (культуру-реципиента) [13, с. 23].

Мигранты подвергаются процессу аккультурации – результат взаимного влияния взаимодействующих культур, при котором все или часть представителей одной культуры принимают ценности, нормы, обычаи и традиции культуры. Аккультурация может иметь характер естественного процесса жизнедеятельности индивидов в многонациональном обществе, но может являться результатом целенаправленной политики государства, предоставляющего гражданство только тем лицам из других государств, которые пройдут так называемую натурализацию (изучат официальный язык данного государства, примут его культурные нормы и т.д.) [13, с. 24]. Отсюда в этнологии выделяют два типа аккультурации: вынужденную и насильственную, выражающие ее позитивную и негативную роль в жизни этнической группы [13, с. 26].

Большую сложность для решения проблемы мигрантов в Европе представляет их огромное число и неконтролируемый поток. В связи с этим затрудняется и процесс аккультурации. Нынешняя ситуация такова, что поток мигрантов в Европу с каждым днем растет, и контролировать его на данном этапе европейские страны не могут. В целом в топ-10 стабильно входят переселенцы из стран Азии — Сирии, Афганистана, Пакистана и Ирака, Африки — Эритреи, Нигерии, Гамбии и Мали, а также экономические беженцы из Косово и Сербии. Подробную статистику считает и обновляет европейское статистическое ведомство Eurostat [5]. В целом среди кандидатов в беженцы большинство — мужчины моложе 35 лет. Многие семьи бегут вместе с детьми.

Наиболее кризисная ситуация — у выходцев из Сирии: по данным ООН, с 2011 года страну покинули 4 млн жителей [5]. Мигранты требуют размещения, социальных гарантий, рабочих мест, которые власти им обеспечить не в состоянии. В данной ситуации крайне остро стоит вопрос межкультурного взаимодействия жителей стран Ближнего Востока и европейцев и диалога культур между ними.

Прежде всего следует также прояснить вопрос об общем отношении жителей европейских стран к мигрантам из Ближнего Востока. В частности, жители Германии не имеют единого мнения по поводу проблемы массового притока иностранцев в их страну. Например, газета Deutsche Welle сообщает, что 61 процент опрошенных немцев не видит в мигрантах угрозы, однако так считают далеко не все жители Германии [3]. 30-летний житель Германии Эмиль отмечает: «В немецких СМИ сейчас началась сильная пропаганда для немцев, чтобы те поддерживали беженцев, принимали их даже у себя дома. Но, например, из моего круга общения никто это не приветствует. В моем городе приезжих очень много: Гамбург, где я живу, наверное, на втором месте после Мюнхена по количеству мигрантов». По его словам, он лично знает несколько удручающих примеров влияния мигрантов на жизнь его знакомых: «Недавно в пригороде Гамбурга закрылся целый магазин «Альди» (который находился рядом с лагерем беженцев), так как число краж, которые совершали беженцы, было настолько велико, что магазин понес большие убытки. » [4]. В целом можно отметить нарастание противоречий. Например, немецкая газета «Spiegel» пишет о многочисленных нападениях на лагеря беженцев и их поджогах [1]. Кроме того, если в Германии в целом около половины населения нормально относится к мигрантам, то в ряде других стран, например, в Польше отношение к ним скорее негативное.

Читайте также:  Модели автомобилей по странам

В целом, последствия межкультурного взаимодействия имеют немало отрицательных черт и для европейцев, и для мигрантов, однако в большей степени они сказываются на культуре Европы. Отрицательным фактором является негативное отношение местных жителей к мигрантам в целом. Как известно, культурные миры Запада и Востока неодинаковы и сильно различаются. В последние годы самое большое число беженцев прибывает в Европу из таких государств как Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия. Это мусульманские страны со своим особым менталитетом, образом жизни, нормами и ценностями, в которых важнейшую роль играет религия, в противовес либеральному отношению к религиозным вопросам со стороны европейцев. В Европе не принято публично отправлять религиозный культ. Мусульмане же молятся прямо на улицах без всякого стеснения, однако следует отметить, что основная причина этому – недостаток мечетей. Немаловажным является тот факт, что подавляющее число беженцев – молодые мужчины, настроенные весьма агрессивно, что может повысить уровень преступности. Вторым важным отличием является общий культурный уровень прибывающих в Европу, который достаточно низок. В палаточных лагерях, где останавливаются беженцы, они ведут себя грубо по отношению к волонтерам, мусорят. Иностранные газеты, в частности, «Le Parisien» публикуют многочисленные фотографии того, во что превращаются чистые улицы многих городов после того, как на них обосновались мигранты – они оставляют после себя мусор и грязь.[2] Многие источники, например, специальный корреспондент Дарья Асламова, которая побывала в нескольких европейских странах, куда ежедневно прибывают десятки тысяч людей из Африки и из Ближнего Востока, указывают, что причина такого поведения – не только низкий культурный уровень мигрантов, но и презрительное отношение к европейцам, месть за политику НАТО в ближневосточных странах, более того, за колонизационную политику европейских стран в Новое время [3].

Показателен в этом отношении пример Германии. Федеральное агентство новостей сообщает о ситуации, которая сложилась в столице Германии Берлине на 10 октября 2015 года: «Тысячи неопрятных мужчин расположились на тротуарах жилых районов и в парке, который раньше был гордостью района. Мужчины молятся, едят, справляют естественные надобности, стоят в очередях, поют и пляшут – ведут себя непринужденно. Главное занятие восточных мужчин — бестолковое шатание по улицам, поедание семечек, курение и плевки на тротуар.» [10].

Данный пример демонстрирует глубокие культурные различия между европейцами и выходцами из восточных стран; для большинства европейцев недопустимо такое поведение. Несомненно, что подобная картина резко отталкивает европейцев от мигрантов и приводит к неприязненным отношениям между ними; кроме того, есть риск формирования у европейского населения крайне негативного образа восточных мигрантов как невоспитанных и бескультурных людей. Последствиями являются волны протеста местных жителей против прибывающих мигрантов во многих европейских городах, поджоги лагерей, агрессия.

В целом можно отметить обострение отношений между коренным населением и мигрантами, чему немало способствует поведение самих беженцев, неуважительное отношение к культуре принимающих стран, и даже совершение преступлений.

Проблему культурного взаимодействия между странами Востока и Запада демонстрируют также мигранты, которые проживают в Европе достаточно длительное время, однако культурные традиции Запада перенимать не спешат, оставаясь верными мусульманскому праву и законам. Следует отметить, что одними из первых мусульмане начали эмигрировать из стран Северной Африки – Марокко и Алжира в 1950-е гг. Большая часть мигрантов селились компактно, и в крупных городах возникли «мусульманские районы», слабо связанные с остальным европейским социумом [10]. Рекордсменом по количеству мусульманского населения традиционно считается Франция (8 % населения здесь исповедуют ислам), много их и в Германии. Например, в Париже целый округ населен в основном мусульманами. «Для тех, кто живет здесь, принципы французской демократии, свободы, равенства и братства не работают уже давно» — утверждает Анна Афанасьева, специальный корреспондент, которая посетила данные районы Парижа. Эти места можно назвать настоящим оплотом мусульманской культуры на Западе: в многочисленных лавках продают восточную еду, одежду, книги. Нужно отметить, что уровень преступности здесь крайне высок – процветает торговля наркотиками, украденными у парижан вещами; полиция прекрасно осведомлена об этом, однако предпочитает не вмешиваться. Остальным жителям Парижа в таких районах появляться небезопасно, и они предпочитают этого не делать, что не способствует адекватному культурному обмену между представителями арабской и европейской культур. Существуют многочисленные свидетельства неодобрительного отношения парижан к данным районам, что в целом справедливо [7].

Одной из причин такой ситуации можно назвать общую обособленность выходцев из стран Востока среди коренного населения. Данная социальная группа сильно привязана к своим культурным традициям, к религии, поэтому процесс адаптации в европейскую культурную среду для таких людей зачастую затруднен. Иными словами, среди коренных европейцев они считаются «чужаками», этому способствует и их компактное расселение; также можно отметить, что в процессе обособления мигрантов большую роль играет государство. Например, в Германии мусульманские общины Гамбурга и Бремена уже официально признаны в качестве политических субъектов [10]. В свою очередь сами мусульмане часто негативно настроены по отношению к коренному населению; здесь большую роль играет религиозный и этнический фактор. Немаловажной причиной является также высокий уровень преступности в данных районах.

Читайте также:  Общая характеристика основных источников права зарубежных стран

Таким образом, сегодня можно говорить о все большем культурном и социальном обособлении выходцев из стран Востока. Об этом говорит отношение самих европейцев к ним: в европейском обществе слишком сильно недоверие к мусульманам-иммигрантам. Например, во Франции и Германии более половины населения убеждены в том, что число мусульман в данных странах слишком велико, а рост их численности в результате иммиграции может быть опасен [10]. На сегодняшний день антагонизм между двумя культурными мирами растет.

Можно привести еще одну отрицательную черту данного культурного взаимодействия: большие скопления мигрантов могут пытаться навязать свою собственную культуру, категорически отрицая взгляды принимающей страны. Как следствие, это будет приводить к межэтническим конфликтам. Как пример можно привести те же мусульманские районы в европейских городах. Их жители не принимают культурные ценности Европы и живут только по собственным законам и соблюдая лишь культурные ценности собственных стран. Более того, сегодня можно говорить и о попытке навязывания этих культурных ценностей европейцам. Например, в Германии и Великобритании появились мусульманские патрули, которые следят за соблюдением законов Шариата. Более того, салафитские центры пытаются насаждать ислам. Проявляется данная тенденция и в мелочах. «Как сообщила 22 декабря 2013 года газета «The Telegraph», в ряде магазинов сети «Marks and Spencer» продавцы-мусульмане отказываются пробивать на кассе покупателям свинину и алкоголь [6]. «Так или иначе, но шариат стучит в двери британцев и немцев — уже не только в переносном смысле.» [6] – заявляет корреспондент Владислав Мальцев.

Таким образом, при постоянном увеличении потока мигрантов из мусульманских стран в будущем существует реальная опасность поглощения одной культуры другой.

Несмотря на вышеперечисленное, существуют и положительные стороны данного культурного взаимодействия. Мигранты способствуют обогащению культуры принимающей страны новыми элементами, что приводит к развитию толерантности местного населения. Таким образом европейцы смогут больше узнать о культуре и религии мусульманских народов, тем не менее, крайне важно в этом отношении желание самих мигрантов идти на культурный контакт и уважать ценности принимающей страны. Однако на сегодняшний день можно констатировать отрицательные тенденции – большая часть коренного населения плохо относится к мигрантам. Нельзя не признать вину самих мигрантов, которые ведут себя неуважительно по отношению к европейцам и показывают низкий уровень своей культуры. Задача и европейцев, и мигрантов – пытаться наладить культурный и социальный контакт, что будет способствовать снятию социального напряжения и поможет избежать социальных конфликтов.

Второй немаловажной положительной чертой является то, что принимающая сторона способна влиять на ценности мигрантов. Если огромному потоку мигрантов, прибывающему в последние годы в Европу, удастся остаться, некоторые из них могут европейские ценности и нормы, их общий культурный уровень, а также уровень жизни существенно повысится, что также является положительным фактором в культурном взаимодействии, однако при этом важнейшую роль играет желание самих мигрантов повышать данный уровень. Тормозящим фактором в этом процессе выступает религия и приверженность данной социальной группы собственным ценностям и нормам.

Таким образом, можно сделать вывод: диалог культур между населением европейских стран и мигрантами на сегодняшний день налаживается с трудом и отягощен многими факторами. Главные из них – негативное отношение самих европейцев к мигрантам в том числе и вследствие неприятия их культуры; неуважение самих мигрантов к ценностям и нормам принимающих стран, презрение многих мигрантов к коренным жителям; сильное влияние религии на психологию и менталитет мигрантов; относительная замкнутость последних и нежелание налаживать контакт с европейцами. Пока поток мигрантов в страны Европы не ослабевает, обеим сторонам придется налаживать культурные контакты и идти на компромисс, что позволит избежать многих социальных и этнокультурных проблем в будущем. Остается добавить, что недавние события в Париже и Бельгии не способствуют налаживанию культурного диалога между европейцами и выходцами из Ближнего Востока, и к сожалению, уже сейчас привели к резкому обострению отношений между ними, волнам ненависти и паники среди коренного населения Европы.

Список литературы:

1) Flüchtlingsunterkünfte: Brandstiftung und Schlägerei // Spiegel [Official website]. 9.11.2015. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/barnstorf-bei-diepholz-brandstiftung-in-fluechtlingsunterkunft-a-1063740.html. (дата обращения: 20.11.2015).

2) Le Parisien [Official website]. URL: http://www.leparisien.fr/faits-divers/calais-300-migrants-de-la-jungle-orientes-vers-des-centres-d-accueil-02-11-2015-5241381.php. (дата обращения: 21.11.2015).

3) Балтачева М., Нерозникова Е. Отношение европейцев к беженцам резко изменится. // Взгляд. Деловая Газета [Электронный ресурс]. 11. 09. 2015. URL: http://vz.ru/world/2015/9/11/766306.html. (дата обращения: 07.12.2015).

4) Ващенко В. Бюргеры боятся беженцев. // Газета.ru [Электронный ресурс]. 11.09.2015. URL: http://www.gazeta.ru/social/2015/09/11/7750505.shtml. (дата обращения: 20.11.2015).

5) Дудина Г., Галустян А. Откройте, миграция. // Коммерсант.ru. [Офиц. сайт]. 09.09. 2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2806383. (дата обращения: 20. 10. 2015).

6) Мальцев В. Европейцев учат следовать шариату. Как салафитские центры насаждают в ЕС идеи ближневосточных исламистов. // Lenta.ru. [Офиц. сайт]. 22.09.2015. URL: http://lenta.ru/articles/2014/09/21/islamistsineu/ (дата обращения: 22.10.2015).

7) Невеста для террориста. Специальный репортаж Анны Афанасьевой [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/videos/show/vid/651244/ (дата обращения: 19.10. 2015).

8) Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. – М., 1999. 465 с.

9) Репортаж Елены Колесниковой из Берлина, 10 октября 2015 г. Федеральное агентство новостей [Офиц. сайт]. URL: http://riafan.ru/433374-nemtsyi-zapechatleli-na-video-vo-chto-prevratili-berlin-migrantyi/ (дата обращения: 21. 10. 2015).

10) Рядом, но не вместе. Мусульмане в Европе все больше обособляются. // Lenta.ru [Офиц. сайт]. URL: http://lenta.ru/articles/2015/01/12/politmuslims/ (дата обращения: 20.10.2015).

11) Шостак С. Механизмы культурной диффузии. // Социология: теория, методы, маркетинг, № 3, 2005. С. 142-164.

12) Шульга Н.А. Этническая самоидентификация личности. — Киев: Институт социологии НАНУ, 1996. – 396 с.

13) Шуменко М. А. Специфика «вхождения» мигрантов в новую культуру. // Гуманитарные и социальные науки, № 3, 2009. – С. 23-32.

Источник

Adblock
detector