Осторожно, РЖД Тур! Как не испортить отдых, покупая «круиз» на поезд
В последнее время в РЖД все активнее развивают железнодорожный туризм. Однако, к сожалению, у этого направления есть множество «подводных камней», а качество работы партнеров «РЖД Тура» часто оставляет желать лучшего.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал , где мы публикуем железнодорожные новости, группа в «Вконтакте» и в «Фейсбуке» , где есть и новости, и новые тексты, и много всего другого.
Какие туристические маршруты есть у РЖД
Начиная с прошлого года, в России появляется все больше туристических поездов. Это новое направление для отдыха, которое пользуется большим спросом у туристов. Вот самые заметные маршруты:
1) Круглогодично действует маршрут ретро-поезда «Рускеальский экспресс» , который ежедневно ходит под паровозной тягой из Сортавалы в горный парк Рускеала. Кроме того, из Москвы в Рускеалу запущены беспересадочные вагоны , которые проходят часть пути под паровозом.
2) С мая 2021 года возвращается на маршрут поезд Туапсе – Гагра , который соединяет Россию и Абхазию. Поезд ходит 5 раз в неделю.
3) На майские праздники из Москвы будет запущен туристический поезд Москва – горный парк Рускеала – Выборг – Москва. В качестве подвижного состава заявлены поезда испанского производства Talgo 250 , известные в России как «Стрижи».
4) В феврале – апреле из Москвы ходил поезд Москва – Великий Устюг – Кострома – Москва . По слухам он будет возобновлен в ближайшее время, только Кострому заменят на Вологду.
Как избежать навязанных услуг
Поездку на всех или почти всех подобных поездах можно организовать тремя способами.
Во-первых, можно просто купить «голый» билет на сайте РЖД. Как правило, такие билеты стоят недорого: пассажир оплачивает только тариф без всевозможных наценок. Например, купейный билет на поезд Москва – Великий Устюг – Кострома – Москва стоил около 5000, а плацкарт через Новгород и Углич можно было купить в районе 2500 рублей. В этом случае турист сам думает об организации своего досуга и еды в городах, где останавливается поезд.
Во-вторых, можно купить тот же «голый» билет, но уже в поезде докупать экскурсии, которые организует «РЖД Тур» – главный туристический партнер РЖД и ФПК. Например, в поезде Москва – Великий Устюг – Кострома – Москва экскурсии на полный день (от прибытия поезда до его отправления) стоили около 2000 рублей за каждую.
Наконец, в-третьих, можно купить полный тур на сайте «РЖД Тура». В него будут включены и проезд, и экскурсии, и питание. Но билет будет стоить раза в четыре, а то и в пять, дороже, чем если вы купите его самостоятельно. Например, уже упомянутый тур Москва – Великий Устюг – Кострома – Москва при покупке «под ключ» стоил около 25 тысяч рублей. При этом в эту сумму не входило трехразовое питание (кормили только один раз в день). К тому же при заказе тура оператор не дает возможность выбирать места. То есть вы не можете заказать, к примеру, две нижних полки. Вам обязательно дадут верх и низ, как в советской кассе. И неважно, что низ дороже.
Интересно, что экскурсии, которые пассажир покупает в поезде, и экскурсии, которые продают заранее в пакетном туре – одни и те же. Так за что же тогда берут такую переплату? Как за что? Надо же «РЖД Туру» заработать!
Почему «РЖД Тур» – это плохо
Очевидно, что РЖД отдает своей туристической «дочке» самые «вкусные» места. Например, 22 апреля из Москвы пойдет еще один туристический поезд в Ростов-на-Дону и Элисту. О нем в РЖД выпустили красивый пресс-релиз, рассказали в многочисленных СМИ, включая телевидение. Но когда открылась продажа билетов, было доступно всего 20 мест – 18 боковых плацкартных и еще два – в последнем отсеке у туалета. Очевидно, что РЖД выгоднее продавать такие билеты с бешеной наценкой через партнера, чем напрямую.
И в этом, к сожалению, главное опасение за будущее туристических поездов. Если перевозчик не умерит свою жадность, то может оказаться так, что спрос на подобные туры сильно упадет.
Что-то подобное, кстати, произошло с крымским перевозчиком «Гранд сервис экспресс». Они тоже начали запускать кольцевые маршруты. Сначала – из Петербурга в Петербург через Новгород и Карелию на новый год. Затем из Москвы в Москву на февральские праздники. Цену с едой и экскурсией ставили негуманную – от 20-25 тысяч за тур.
Первые поездки худо-бедно раскупили и тогда перевозчик перестал особо заморачиваться с программой и расписанием. В апреле он заявил тур Москва – Нижний Новгород – Ярославль – Москва с похожим ценником и неудобным расписанием – слишком ранним прибытием и поздним отправлением из городов. В итоге первый рейс «повез воздух» вместо людей (я смотрел места за пару часов до отправления поезда, там было куплено меньше десятка билетов), а второй и вовсе отменили.
В случае с круизами от РЖД есть и еще одна большая проблема. Она называется «РЖД Тур». Очевидно, стремясь снизить издержки, турфирма выбирает недорогие варианты организации досуга пассажиров. В итоге получается грустно.
Я имел дело с «РЖД Туром» дважды в этом году. Первый раз поехал с их партнером «Ту Байкал» в поездку по Кругобайкальской железной дороге. Поездка была организована отвратительно: турфирма по своему усмотрению отменила добрую половину пунктов программы, а вместо паровозной тяги организовала тепловозную. Деньги возвращать тоже не стали.
Во второй раз купил экскурсию по Великому Устюгу в уже упомянутом туристическом поезде. В компании, видимо, сочли, что любой местный житель по умолчанию может быть экскурсоводом и придумать качественную программу. Но это не так. Было скучно и по факту оказалось, что сами мы могли увидеть больше.
Планируя железнодорожный тур, оптимальнее стремиться к самостоятельной покупке билетов через официальный сайт РЖД без навязанных услуг. Организовать досуг в городах назначения лучше также самостоятельно, благо, что все необходимое для этого есть. В Сети можно заранее выбрать места для завтраков, обедов, ужинов, ориентируясь на отзывы других пользователей. Спланировать маршрут и при необходимости договориться с гидом тоже можно заранее.
Покупать ли завтраки и ужины в вагонах-ресторанах – вопрос тоже спорный, но я не стал бы. Хотя тут на вкус и цвет.
В общем, если РЖД все сделают правильно, железнодорожный туризм может стать российской фишкой, хорошей статьей доходов для перевозчика и приятным времяпрепровождением для россиян. Но уже сейчас есть опасения, что «что-то пойдет не так».
Источник
Вам не нужен гид? Точно? Мой опыт индивидуальных и групповых экскурсий
Меня неизменно удивляет, что во всевозможных обсуждениях путешествий каждый второй повторяет как мантру: «Только никаких экскурсий!» и «Только не тратьте деньги на гида!». Отчего-то принято считать, что экскурсовод — это кто-то вроде навязчивого продавца, который нагло отнимает наше время и деньги и достаёт занудными рассказами, хотя в это время мы могли бы в свое удовольствие гулять по городу. О том, что вообще-то чаще всего гид — это образованный историк или краевед, который уж точно знает о городе больше, чем только что приехавшие (и даже прочитавшие путеводитель!) мы, принято умалчивать.;)
Вообще существует несколько сценариев планирования путешествий.
Сценарий №1. Заказать групповую экскурсию с гидом . Думаю, все путешественники когда-то с этого начинали: организованные поездки, в стоимость которых входит обзорная и несколько тематических экскурсий . Обязательные реплики вроде «Встречаемся в 19:00 на стоянке автобуса, просьба не опаздывать!», «Сейчас у нас полтора часа на обед в этом чудном кафе!», «К сожалению, у нас не хватит времени зайти в крипту» и прочее, что очень многих надолго отпугнуло от организованных туров.
Так ли всё страшно. Действительно, на организованных экскурсиях многое завязано на коммерческих историях : поездка непременно включает в себя визит на фабрику папирусов, в магазинчик с оливковым маслом или гранатовыми браслетами. И ты, будучи частью большого автобуса, ничего сделать с этим не можешь, только тихонько материться.
Впрочем, обязательные заезды в магазины, которые так раздражают многих туристов, не исключают главного: сам гид может быть профессионалом, хорошим историком и знатоком местности . Хотя может и не быть. Как повезет. Лотерея. Признаюсь, мне чаще везло — плохих гидов я помню едва ли не каждого в лицо, а хороших было очень много, рассказывали интересно и грамотно. От этого, правда, ещё обиднее было, если что-то не успевали (особенно если не успевали из-за магазина!).
Именно поэтому сейчас я предпочитаю либо индивидуальную экскурсию, либо самостоятельную прогулку. Однако это ни в коем случае не оправдывает снобизма, которым многие, увы, грешат. Нет, туристы на экскурсии — это не «организованные овощи», а сами экскурсии — не для тупых и не только для лохов, которые впервые за границей . На этот счёт я очень зла и категорична: не терплю хамства, замаскированного под искушенность. Вообще парадокс: почему желание узнать что-то о городе, по которому гуляешь, считается признаком тупости. Чудные дела.;)
Сценарий №2. Заказать индивидуальную экскурсию с гидом . Сразу назову главный жирный минус: это дорого. Стоимость таких прогулок в Европе варьируется от 70 до 150 евро в зависимости от страны и города. Если вы троица друзей, каждый из которых платит за себя сам, получается вполне доступно, если семья с общим бюджетом — да, дороговато. Однако есть и не менее жирные плюсы.
Конечно же, главное преимущество индивидуальной экскурсии — это индивидуальный подход, извините за тавтологию . Хороший гид заранее спросит клиентов, что им интересно и что они хотели бы увидеть, и скорректирует привычный маршрут с учётом этих пожеланий. И, конечно, всегда откликнется на мелкие бытовые просьбы: купить воды, найти туалет, отдохнуть 10 минут на скамейке в тени. Помню, в Тбилиси я сильно ушибла ногу об камень в самом начале экскурсии, и девушка-гид сразу же нашла аптеку и подождала, пока я заклею свои пальцы пластырем, чтобы спокойно продолжить прогулку. На групповой экскурсии, разумеется, на такое внимание рассчитывать не приходится.
Кроме того, частного гида ты изначально выбираешь сам — по рекомендации, например. Или просто листаешь страницы на специализированном сайте, читаешь отзывы и описания маршрутов и выбираешь, кто, условно говоря, на тебя смотрит.:) Конечно, с выбранным гидом можно заранее списаться (слава богу, Интернет есть!) и обсудить все интересующие детали. Например, уточнить, что вы — семья с детьми, которые могут устать от долгой прогулки, и хорошо бы предусмотреть покупку сахарной ваты.
Классная история произошла со мной в Генуе, где мы с компанией заказывали индивидуальную экскурсию. В какой-то момент девушка-гид предложила зайти в кафе и сразу уточнила: да, мол, хозяин — её друг, но причина рекламы совершенно в другом: на одной из стен там фрески. Да не абы какие, а, как показала экспертиза, авторства Бернардо Строцци. Хозяин затеял ремонт, отодрал от стен штукатурку и обнаружил такую красоту. Согласитесь, сложно обвинять гидов в корысти, если они приводят своих клиентов туда выпить по чашке кофе — даже если и получают с этого какой-то процент?
Зачем это нужно? Ну, лично мне комфортно одновременно смотреть на красоты и слушать про них, а не пытаться вспомнить, что же я прочитала. Утыкаться в смартфон, пытаясь прочитать на месте — тоже сомнительный кайф. Так что предпочту, чтобы рядом был гид, который обо всём расскажет и на все вопросы ответит. Тем более, что часто гид обладает действительно глубокими знаниями. Кстати, я очень люблю периодически бывать на авторских экскурсиях по Москве — хоть и родилась здесь , и всю жизнь прожила, и город знаю хорошо. но признаю, что специалисты из музея Москвы, например, знают его гораздо лучше. И про те же банальные пятиэтажки или изначальные проекты застройки 9-го квартала Новых Черёмушек могут рассказывать часами, — а не только про Тверскую улицу. Излишне добавлять, думаю, что в Праге или Париже можно найти таких же специалистов.
Сценарий №3. Не брать никакого гида, потому что вы сами умные . Ну, допустим, не поднимается рука ваша потратить хоть сколько-нибудь денег на информацию, и вы готовы искать бесплатный аудиогид, заранее читать путеводители, спрашивать местных жителей. что угодно, только бы не экскурсию! Готова уважать такую позицию. Мне она не близка: возможно, от того, что мне по роду профессиональной деятельности постоянно приходится заниматься поиском и систематизацией информации, – так что на отдыхе я хочу послушать уже собранную и аккуратно упакованную. Желательно прямо на месте событий. Впрочем, это всего лишь моё мнение.
Хотя есть ещё один нюанс: если бы профессиональные гиды выкладывали все свои наработки в свободный доступ в Интернет, они очень скоро остались бы без работы.:) Есть такое понятие, как авторская экскурсия. Как правило, гид выбирает себе тему — например, определенный район в определенную эпоху, — и закапывается в неё по самые уши, извините за просторечие. Повторить за ним можно, конечно, но уйдет на это минимум полгода работы в архивах.:) Думаю, вряд ли вам нужно столь глубокое погружение. Ну а если вы сейчас задались вопросом «Да зачем мне такие эксклюзивные сведения за 150 евро?!», разумно перейти к следующему сценарию.
Сценарий №4. Не брать никакого гида, потому что вам это не нужно . Если вы достаточно самокритичны и понимаете — вам, к примеру, Ричард Третий ну ничуть не интересен, и абсолютно всё равно вам, в каком году какой мастер расписывал потолок в этой венецианской церкви, — тогда, конечно, вам экскурсовод без надобности. Хоть индивидуальный, хоть в составе группы. Как я не устаю повторять: все люди разные, и далеко не всем интересны история и архитектура. Допустим, одна моя родственница честно говорит, что «Мне на императоров плевать, мне надо нюхать!» — ну, то есть улавливать запахи цветущей магнолии, свежего багета, моря, фруктов и чего-нибудь ещё. А ещё один мой товарищ, вернувшись из Рима, честно признался: Колизей и Пантеон его ничем не зацепили, зато он нашёл та-а-акой букинистический магазин и купил там та-а-акую подборку старых автомобильных журналов. Разумеется, каждому своё; мне интересно, что за здания я вижу, и кто их построил, но это не должно быть интересно всем вокруг.
А какие поездки вы предпочитаете: с экскурсиями или без? Делитесь опытом в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного! Читайте также:
Источник
Чем хороший экскурсовод отличается от плохого
Если вдруг у вас есть знакомый экскурсовод или вы хотите им стать, то просто на всякий случай напоминаем, что на нашей платформе Туту Приключения сейчас собран самый большой в Рунете ассортимент авторских туров и коротких экскурсий. Это всё то тёплое, ламповое и для небольших групп или вообще для 1-2 людей, что делают местные жители. Там можно найти что угодно — от профессиональной орнитологической экспедиции до девичника в Стамбуле или экскурсии в поисках утраченного советского прошлого.
Поделиться
Гидом может стать каждый. Серьёзно, если вы знаете что-то уникальное и хотите начать проводить экскурсии — это хороший способ дополнительного заработка. Вот здесь можно зарегистрироваться как экскурсовод, если хотите. А мне осталось представить нашего сегодняшнего специального гостя — Елену Погребную, основателя онлайн-школы экскурсоводов «Неогород». Она расскажет очень полезные вещи для тех, кто только хочет стать экскурсоводом:
«Экскурсию может сделать любой человек на любую тему. В нашей школе я рассказываю, как быстро подготовиться и начать водить. Обычно экскурсии хотят проводить люди, которые любят свой город или край, и можно попробовать вывести это в формат профессии. Половина успеха — если вы горите любимой темой.
Нужно определиться, для кого эта экскурсия, а исходя из этого уже построить маршрут. Потом продумать вовлечение, драматургию и заняться маркетингом и продажами.
Понятно, что поначалу хочется, чтобы экскурсия была для всего мира. Но нужно определить хотя бы социальную группу: взрослые это будут, дети, иностранные гости или наши туристы. Пенсионерам сложно далеко ходить, малышам нужно делать короткие маршруты по 30-40 минут, увлечённые взрослые выдержат 2-3 часа. Подбираете точки исходя из ваших ограничений, выбираете источники и начинаете готовиться.
Задача экскурсовода — не передать 100% знаний о месте, не загрузить датами и числами, а скорее развлечь. Человек приходит за впечатлениями. Нужно тренироваться именно в этом ключе. Стать хорошим экскурсоводом можно только на практике, поэтому сразу нужно пробовать ходить с группой. Можно начать в соцсетях, звать бесплатно. Собирать сразу людей, проводить экскурсию и потом спрашивать обратную связь: как улучшить, как дополнить, что было классным, где хорошо, где плохо. Вообще, обратную связь нужно слушать постоянно.
Второе важное — ходить на хорошие экскурсии. Что человек там делает классно, как внедрить у себя, как повторить. Важно ходить и на плохие экскурсии, замечать, что не нравится, почему. Постоянно учиться всем сопутствующим тематикам: если архитектура, то рядом искусство. Полезны ораторские навыки, квестология и так далее. Всё в комплексе. Конечно, нужно смотреть хорошие выступления. Мы на курсе рассматриваем выступления TEDx: как драматургия устроена. Оратор задаёт себе вопросы, строит диалоги, сравнения с собой, детали. Общий совет — сначала делайте короткие экскурсии, в них легче внести драматургию. Всегда привносите как можно больше примеров человеческих, как можно меньше чисел, терминов, дат. Известный совет – представьте пятилетнего ребёнка, рассказывайте так, чтобы было интересно ему. Обычное обучение гида подразумевает изучение деталей, истории и краеведения. Это очень полезно, но там предположение в том, что гид умеет рассказывать, но ему не хватает знаний. А у нас наоборот — обычно вы уже разбираетесь в теме, и нужно научиться это интересно доносить. У нас система другая: методика составления экскурсии, как планировать маршруты, какие тексты и когда нужны, как их лучше составить, как привнести в это режиссёрскую часть работы. Потом — как выступать публично, как работать с группой, что делать со сложными участниками, как вовлекать, как разрешать нештатные ситуации. Потом маркетинг: ведь сама по себе экскурсия туристам не нужна. Мы фокусируемся на том, как привлекать максимально простыми способами как можно быстрее. И дальше продажи: сколько какая экскурсия стоит и почему, как легализоваться в ФНС, что делать с бронированиями и договором (когда он нужен) и так далее.
С моей точки зрения, хороший экскурсовод — это тот, к которому люди идут. У нас есть стереотип, что экскурсия — это что-то слегка занудное, мол, зачем идти, когда можно просто погулять. К хорошему экскурсоводу не идут с таким настроением, потому что знают, что он делает что-то другое. Или не знают, но уходят хотя бы чуть загоревшись темой. «Ого, ничего себе, пойду почитаю книжку», «Ага, а вот почему на картинах так»… Нужно, чтобы эмоции включились.
В школе мы начинаем с оформления профиля на сайтах с экскурсиями. Вот если вы сейчас начнёте искать в любом крупном туристском месте, то будет стопятьсот одинаковых обзорных экскурсий. Вам нужно выделиться. Это и текст, и фотографии, и маршрут, и вообще подача. Всё просто: нужно понять, что для людей самое важное в экскурсии. Кто-то идёт за супердостоверными фактами, кто-то за гастрономией, кто-то за фотографиями, кто-то хочет селфи в редком костюме и так далее. Вы должны угадать, что нужно вашим людям, и показать это преимущество, чтобы они пошли точно к вам. Каждая экскурсия — творческий товар, штучная работа. Фишка в том, чтобы показать это.
Потом ценообразование — как считается цена, из чего она складывается, сколько человек готов заплатить.
Вовлечение и драматургия. Вот Берлин, там есть экскурсия про жизнь мигрантов, социальщина настоящая. В начале экскурсии гид раздал группе бумажки со словами на восточных языках и дал задание искать название на вывесках: была супервключённость на экскурсии. В Петербурге есть незрячие экскурсии: вам дают маску, палочку, и слепой вас сопровождает по городу. Абсолютный мир ощущений. Даже если это твоя станция метро, по которой ты 10 лет ходил, всё равно всё как новый мир.
Драматургия — это то, что вы делаете с текстом рассказа. Факты можно выложить как факты, а можно соединить сюжетом. Где-то можно рассказать историю через жуткого персонажа. Архитектуру — через развитие направления и его эволюцию: вот так появлялось, вот первые эксперименты, сопротивление, первый бой, выстояли, вот победа, вот возвращение. Одна из самых скучных вещей для рассказа в музеях — рабочие кабинеты купцов. Даже их можно интересно описывать: например, можно спросить, кем работает турист. Менеджером среднего звена? А вот два века назад у него был бы вот такой стол. Вот такой ежедневник. Вот такое пресс-папье. Вот такой стул. И всё, он уже примеряет всё на себя.
Ни в коем случае не стоит рассказывать 100% информации на точке. Хочется, но не надо. Из всех доступных фактов и историй нужно выбирать, что нужно конкретной группе. Вы видите, что заходит архитектура, рассказываем больше про это, меньше про другое. В следующей группе зайдут любовные истории, чёрт с ней, с архитектурой. Если грузить человека просто всем подряд, он ничего не поймёт, не запомнит и у него ничего не отложится. А если тем, что ему интересно, — в результате экскурсия покажется даже полнее, чем при полном рассказе. Потому что больше останется в памяти.
Обязательно нужно больше смотреть в глаза и считывать, что интересно, что нет, отвлекать от телефонов. Всё приходит с опытом. Пенсионерам сложно воспринимать очень быстрый темп речи, с детьми стоит приседать, чтобы быть на уровне их глаз. Академики любят сложности и вопросы им. С молодёжью – больше сленга и язык попроще, современные аналогии. Устала группа — пропускаешь точку, идёшь дальше.
Самое плохое — это когда хотите выложить весь текст. И пока всё не расскажете, не отпустите, хотя все устали и промокли. Ещё страшно, когда гид не обращает внимания на группу – у него экскурсия ради экскурсии. Есть технические ошибки – когда экскурсовод не знает. «Это не входит в нашу программу, «Вы мешаете мне рассказывать, это будет в следующем зале».
Очень важны отзывы во все времена в любом виде. В соцсетях, на платформах, сарафанное радио. Работает так: «Были в Питере, ходили на клёвую экскурсию, расскажу, дам контакты». Мне кажется, очень недооценено то, что называется личным брендом экскурсовода.
Бывают сложные участники. Их надо вовремя распознавать, следить за состоянием. Если не контролировать это, то заканчивается плохо. Самый простой типаж – умник, он хочет вставить и показать, что узнал. Хочет говорить сам. Ему надо дать внимание – участник знает раздел про Кутузова, вы готовы дополнить. Скорее всего, он не будет дополнять, но будет чувствовать себя признанным. Второй случай – когда пришёл кто-то недовольный случайно, он ничему не рад (например, его жена на аркане привела). Моя рекомендация – отслеживать, понимать, в чём проблема, озвучивать, всем легче. «Я вижу, устали, нам до конца осталось 20 минут», «Дальше будет легко и весело». «Замёрзли, давайте зайдём и отогреемся». Бывает, приходит пьяный участник: тут вам поможет группа. Если с самого начала пришли с улыбкой, хорошим настроением и сразу начинаете заботиться, устанавливать хорошие отношения, обращать внимания на их нужды, они первые отобьют вас от всех проблем. Надо дружить с группой.
Ну и ещё экскурсовод должен знать базовые юридические вещи — что важно в оформлении ИП или самозанятости, как работать «вбелую» без кассы, когда нужен договор, как брать предоплату…»
Источник