- разработка урока обществознания 7 класс «Конституция — Основной закон государства» план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок по теме: «Конституция — основной закон страны» план-конспект урока по обществознанию на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока обществознания 7 класс «Конституция — Основной закон государства»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Разработка урока обществознания для 7 класса по теме «Конституция — Основной закон государства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока «Конституция — Основной закон государства» | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Конституция – Основной закон страны
Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.
Развивающая — развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
Воспитательная — продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.
Также были определены планируемые результаты: предметные:
— знать понятия «конституция» и значение конституции в государстве, историю Конституции РФ;
— сформировать информационные, аналитические умения через организацию работы со статьями Конституции РФ, умение анализировать иллюстративный ряд по вопросам, составленным учителем.
-овладеть понятиями: Конституция, закон, государственная власть, президент, Федеральное Собрание, Верховный суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, министерство.
— воспитание чувств само- и взаимоуважения;
— развитие сотрудничества при работе в парах;
— воспитание интереса к обществознанию как к науке.
-формировать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, источник (Конституция РФ и дополнительную информацию), свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь осуществлять постановку вопросов.
— формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий на уроке;
— оценивать правильность выполнения действия;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
— формировать умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид педагогической деятельности: частично поисковая.
Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.
Форма организации взаимодействия на уроке: в парах, индивидуальная.
Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем кивком головы. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. Садитесь.
Мотивация (2 мин)
Урок мне хочется начать с притчи.
Вопросы к классу:
О чем рассказывает эта притча? В чем ее смысл?
Китайский философ IV в до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию — взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет.
И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.
— Скажите, ребята, а какие сборники законов мы изучали с вами на уроках истории. (Законы Хаммураппи, «Русская Правда» Ярослава Мудрого).
— Вспомните, зачем эти правители создавали подобные сборники законов?
Попробуйте решить еще одну задачу: (3 мин)
«В начале XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек».
— Как вы считаете, нужен ли жителям этого государства сборник законов или он необходим только большим государствам? Объясните свое мнение.
Учитель: Как в современной России называется основной закон государства? (3 мин)
Как мы назовем тему нашего урока? (называют тему урока).
Давайте откроем тетрадки и запишем тему нашего урока (открывают тетради, записывают ).
Перед вами слова подсказки, используя данные слова определить цель урока.
(Конституция, познакомиться, структура, документ, представление, сформировать)
Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа, проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем выяснить, почему Конституцию РФ считают основным законом.
Изучение нового материал
Метод «Мозговой штурм». (2 мин)
Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров
Первые попытки принять Конституцию возникли много столетий назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.
В своем современном виде первые Конституции появились:
в США в 1787 году, в 1791 во Франции и Польше.
В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций
Задание: выписать даты всех Конституций нашего государства в схему в правильном порядке
Конституции были приняты в
1918 году. 1924 году 1936 году 1977 году 1993 году
Конституция выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. Если Конституционные законы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.
Нынешняя Конституция Российской Федерации принималась в очень сложный обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.
Долго обсуждались различные проекты нового закона, представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Но Конституция была принята.
Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, дату принятия ныне действующей Конституции?
12 декабря 1993 года
Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны.
Давайте запишем в тетрадке дату принятия Конституции.
( записывают в тетради 12 декабря 1993 год принятие Конституцию)
Перед игрой 1 или 2 учащихся работают со словарем. Найти толкование слова референдум.
Игра «Договор». Работа в парах. (4 мин)
Учитель: Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.
Учитель: Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Конституция была принята всенародным голосованием, или референдумом.
А что такое референдум, в результате которого была принята Конституция, нам объяснят.
Они работали с толковым словарем.
Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа.
• Содержание Конституции . (всего 16 мин)
Учитель: Ребята, теперь я предлагаю познакомиться с содержанием нашей действующей Конституции.
• Перед вами лежат сборники Конституции РФ, откройте их и скажите: с чего начинается Конституция? (с преамбулы — вводная часть)
• Прочитайте ее про себя и скажите: что устанавливает преамбула? (Преамбула устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Преамбуле говорится о целях принятия Конституции в РФ,
• Определите самостоятельно: (3 мин)
1 ряд — количество разделов в Конституции РФ
2. ряд – количество глав
3. ряд – количество статей.
Работаем в парах. В первой главе Конституции РФ дается характеристика нашего государства. Пользуясь статьями 1, 7, 14, дайте характеристику нашему государству.
Что сказал твой партнер?
Найдите статью 80. В ней говорится о нашем президенте. Продолжите предложения: (1 мин)
Президент РФ – это ….
Президент РФ – определяет …
Президент РФ – представляет…
• Государственная власть России. (4 мин)
Учащимся дана схема государственной власти России. В схеме перепутаны названия органов власти. Вы должны составить их правильные названия, используя подсказки в статьях 80, 95, 110, 125, 126, 127. Взаимопроверка. А сейчас обменяйтесь работами, и проверим, правильно ли ваши партнеры выполнили задание.
• Федеративное устройство. (4 мин)
Работа с интерактивной картой.
Ребята, наша страна представляет собой федерацию. Федерация – это союз. Из каких субъектов федерации состоит наше государство? Учащиеся находят статью 65 Она состоит из областей, краев, автономных округов и т.д.
Давайте найдем на карте республику Татарстан?
• Права и обязанности человека и гражданина. (4 мин)
Учитель: Глава 2 Конституции РФ посвящена правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
Мы с вами проведем сказочную викторину и попытаемся определить с помощью Конституции, какие права были нарушены у сказочных героев.
Заключение. (3 мин)
Каждый гражданин обязан …….
Никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.
Возвращение к началу урока.
Почему Конституцию считают основным законом государства?
Рефлексия. (3 мин)
Свои ощущения от урока запишите на листочках.
Сегодня я узнал
Урок дал мне для жизни
На верхней таблице поставьте оценки партнеру, на нижней себе, оценив свое участие на уроке.
Домашнее задание. (1 мин)
*Мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами» на 5
* Реклама на тему «Конституция – основной закон страны» на 4
Вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения, где нарушены права героев. Для всех.
Источник
Урок по теме: «Конституция — основной закон страны»
план-конспект урока по обществознанию на тему
Цели:
- показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
- развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
- обобщение, повторение, закрепление знаний учащихся по теме «Конституция России – основной закон страны»;
- воспитание гражданской активности, патриотизма.
- формирование умений работать в группе; развитие интереса к предмету.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_osnovnoy_zakon_strany.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Конституция России — основной закон страны.
- показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
- развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
- обобщение, повторение, закрепление знаний учащихся по теме «Конституция России – основной закон страны»;
- воспитание гражданской активности, патриотизма.
- формирование умений работать в группе; развитие интереса к предмету.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Учащиеся должны знать:
- Конституция обладает высшей юридической силой.
- Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
- Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.
Учащиеся должны понимать:
- Конституция – закон высшей юридической силы.
- Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
- Перед Конституцией стоят три задачи:
а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
б) упорядочить государственную власть;
в) утвердить правосудие.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий;
- анализировать тексты.
I.Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Давайте сначала проверим домашнее задание. Вам необходимо решить тест по теме «Исторический процесс». (на слайде, 5-6 минут)
II.Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (Возм. ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении)
Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?
(Возм.ответ учащегося: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
Скажите, какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?
(Ответ учащегося: дневник)
Какую информацию можно извлечь из дневника?
(Ответ учащегося: расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание)
Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?
(Ответ учащегося: да, Конституция)
Совершенно верно, таким документом является Конституция.
Что же такое Конституция?
КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Конституция – Основной Закон государства,
— Как устроено государство,
— Как образованы органы власти,
— Каковы права и обязанности граждан.
Как вы понимаете слово «Основной» в определении термина «Конституция»?
(Возм. ответ учащегося: главный закон, на его основе разрабатываются все остальные законы страны)
Ребята, мы знаем определение конституции. Как вы думаете, о чем еще мы будем заниматься? (будем повторять главы, статьи, разделы конституции РФ, вспомним вступительную часть- преамбулу).
III.Сколько статей, глав, разделов содержит Конституция РФ? (Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).12 декабря 1993 года является днем принятия Конституции РФ.Теперь открываем тетради и записываем тему урока «Конституция РФ- основной закон государства.
Помимо Конст.РФ имеется Конст.ЧР, которая составлена на основе Конст.РФ. Скажите, сколько глав, статей содержит Конст.ЧР?( 105 ст., 10глав)
Согласно Конст.ЧР Чувашия и ЧР равнозначны. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Власть в ЧР принадлежит народу. Государственным языков в ЧР являются чувашский и русский языки. Чувашская Республика является субъектом РФ. Столицей ЧР является г. Чебоксары. Глава ЧР является высшим должностным лицом. Государственный Совет ЧР является законодательным органом государственной власти ЧР. Кабинет Министров является исполнительным органом государственной власти ЧР. 30 ноября 2000 года считается днем принятия Конституции ЧР.
Возвращаемся теме урока. Итак, первая глава Конституции называется «Основы конституционного строя». Согласно 1статье Россия- есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.
1)Ребята, что означает демократическое государство? (Возм.отв. Это значит, что единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ России, народ может осуществить свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления).Правильно.
2)Что означает федеративное государство?(Возм.отв. То есть состоящее из частей, которые имеют самостоятельность и называются субъектами федерации. В Россию входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область , автономные округа.
3) Что означает правовое государство? ( Возм.отв. В государстве верховенство закона, признание прав и свобод человека и гражданина, разделение власти, независимость судей.)
4) Ребята, почему РФ-республика? (Потому что управление государством является коллективным, высшие органы и должностные лица избираются на определенный срок).
Назовите три ветви государственной власти.
(Ответ учащегося: Государственная власть
Законодательная исполнительная судебная)
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Они самостоятельны и подчиняются только Конституции. Государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
Как называется 2 глава Конституции РФ? (Права и свободы человека и гражданина)
Как называется 3 глава Конституции РФ? (Федеративное устройство)
Как называется 4 глава? (Президент)(запись в тетрадях)
IV. Групповая работа. Мы с вами разделились на группы. Каждая группа будет работать отдельно. Первая группа изучает 2 главу и составляет таблицу «Права и свободы человека и гражданина». Вторая группа изучает 3 главу и составляет таблицу «Типы субъектов РФ». Третья группа изучает 4 главу и составляет схему «Полномочия Президента».
V. Найдите ошибки в тексте:
Президент РФ является главой государства. Он избирается на 5 лет гражданами РФ старше 21 года через референдум . Президентом может быть любой гражданин моложе 35 лет , проживающий в РФ не менее 5 лет .
Ребята, скажите как называется 5 глава Конституции? (Федеральное Собрание)
Федеральным собранием или парламентом осуществляется какая власть? (Законодательная)
VI.Изучите статьи 94-97 ( 1 группа)
Статьи 98-101 (2 группа)
Статьи 102-105 ( 3 группа) (работа с документами)
Ответьте на вопросы:
Кто может быть депутатом ГД? (1 группа)
Как заседают СФ и ГД? Кто открывает первое заседание ГД? (2 группа)
Что относится к ведению СФ и ГД?(3 группа)
6 глава Конституции называется «Правительство Российской Федерации».
Какая власть осуществляется Правительством РФ? (Исполнительная власть). Правительство состоит из председателя, заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия ГД.
Кто является Председателем Правительства РФ?
7 глава Конституции называется «Судебная власть». Мы знаем, что в РФ правосудие осуществляется только судом. Согласно статьи 118 судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
VII.Изучите главу 7 и ответьте на вопросы.
Ребята, а кто может быть судьей?
(Возм.отв. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации).
Кем назначаются судьи?
(Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации).
Какие дела рассматриваются в Верховном суде РФ? (Возм.отв. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам)
Какие дела рассматриваются в Конституционном суде РФ? (Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации и тд.)
Какие дела рассматривает Высший арбитражный суд РФ? (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами).
Глава 8 называется “Местное самоуправление” . Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов.
Глава 9 называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
VIII. Второй раздел называется «Заключительные и переходные положения».
1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
(работа учащихся с синквейном)
Правила написания синквейна
Существительное , обозначающее тему синквейна
Два прилагательных , раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна ( российская, важная )
Три глагола , раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету ( обязует, защищает, охраняет )
Фраза , раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки ( закон суров, но это закон )
Существительное , выступающее как итог, вывод, подводящее черту ( необходимость )
- Итак,когда была принята Конституция современной России?
- О чем идет речь во вступлении?
- Из каких частей состоит первый раздел Конституции? О чем идет речь в 1 разделе?
- О чем идет речь во 2 разделе?
X. Домашнее задание. Эссе на тему: «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции» Н. Мальбранш
Что вы узнали на уроке? Какую оценку вы поставили бы своей группе?
Я думаю, что урок был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан! А каждый гражданин должен знать Конституцию своей страны. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. Урок окончен.Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ.
тема «Конституция — основной закон страны».Цели урока:Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности.
Цели урока:Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая.
Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей Декларацией прав человека.Задачи: — вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах чело.
Цели:познакомить обучающихся с основным законом страны;научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;работать над формированием понятийного аппарата;развивать у обучающих.
Внеклассное мероприятие по обществознанию.
Краткое описание темы занятияУрок по теме «Конституция – основной закон страны» проводится в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме сам.
Источник