Планы характеристик
Планы характеристик используемых при выполнении пратических работ по географии 6-10 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_kharakteristi1.docx | 17.4 КБ |
plany_kharakteristi2.docx | 14.33 КБ |
plany_kharakteristik.docx | 13.75 КБ |
plany_kharakteristiki3.docx | 13.73 КБ |
Предварительный просмотр:
План характеристики природно-территориального комплекса (ПТК)
1. Географическое положение.
2. Геологическое строение и полезные ископаемые.
4. Климат (климатические пояса и области, средние температуры января и июля, амплитуда температур, среднегодовое количество осадков, коэффициент увлажнения, годовая сумма температур выше +10°С, возможность природных условий для сельскохозяйственного использования территории).
8. Экологические проблемы.
План характеристики природных ресурсов
1. Общие запасы и концентрация (на единицу площади).
2. Качество, состав.
3. Условия залегания (глубина, мощность пластов).
4. Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.
5. Освоенность территории.
6. Транспортные возможности.
7. Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую природу.
План характеристики населения
1. Численность. Естественный и механический прирост.
2. Национальный состав.
3. Плотность, особенности размещения населения.
4. Соотношение городского и сельского населения.
5. Особенности расселения городского и сельского населения, крупнейшие городские агломерации.
План характеристики трудовых ресурсов
2. Возрастной состав.
3. Размещение трудовых ресурсов. Миграция.
4. Профессиональные навыки.
5. Распределение трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферой; отраслями хозяйства.
6. Вывод о влиянии трудовых ресурсов на развитие современного хозяйства, развитие народных промыслов.
План характеристики топливной базы
1. Географическое положение.
2. Транспортные возможности.
3. Запас и качество сырья.
4. Условия залегания (мощность пластов, глубина залегания, способ добычи).
5. Себестоимость добычи.
6. Добыча, сравнение по годам, возможности дальнейшего роста.
7. Природоохранные проблемы и пути их решения.
8. Значение топливной базы для хозяйства страны. Возможные районы потребления.
План характеристики металлургической базы
1. Географическое положение.
2. Производственные связи по сырью, топливу, готовой продукции.
3. Себестоимость металла.
4. Крупнейшие центры, типы комбинатов.
5. Перспективы развития.
План характеристики отрасли промышленности
1. Значение отрасли в народном хозяйстве.
2. Отраслевой состав.
3. Технико-экономические особенности и экономические предпосылки развития отрасли (расход энергии, воды, трудоемкость, себестоимость продукции).
4. Межотраслевые и внутриотраслевые связи отрасли.
5. Принципы размещения и факторы, их определяющие.
6. Районы и центры размещения.
7. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.
8. Перспективы развития и размещения отрасли.
План характеристики отрасли сельского хозяйства
1. Отраслевой состав.
2. Агроклиматические показатели (климатические, почвенные, вегетационные).
3. Районы распространения.
4. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.
5. Перспективы развития и размещения отрасли.
План характеристики транспортной магистрали
1. Вид магистрали (железнодорожная, водная, авиационная, трубопроводная и др.
2. Направление, соединяемые ее территории.
4. Природные условия, влияющие на работу магистрали.
5. Транспортные узлы
6. Состав и направление грузопотоков .
7. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.
План характеристики промышленного предприятия
1. Экономико-географическое положение предприятия.
2. Специализация предприятия, состав его цехов, их производственные взаимосвязи.
3. Себестоимость продукции (расход сырья, топлива, воды, труда на единицу продукции).
4. Территориально-производственные связи с другими предприятиями.
5. Общие выводы о характере производства (энергоемкие, трудоемкие и др.).
6. Принцип размещения предприятия в данном месте и перспективы его развития.
План характеристики экономического района
1 . Состав территории, площадь.
2. Экономико-географическое положение.
3. Население и трудовые ресурсы, национальный состав, городское и сельскоенаселение.
4. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
5. Хозяйство района:
а) историко-географические предпосылки;
б) отрасли специализации;
в) современное их развитие;
г) промышленные узлы и центры;
д) сельскохозяйственные районы.
6. Транспорт, внутренние и внешние перевозки.
7. Крупнейшие города.
8. Перспективы развития района.
План характеристики экономико-географического положения экономического района
1. Физико-географическое положение координаты, бассейн реки, крупные формы рельефа).
2. Положение на территории страны центральное, окраинное, пограничное ит.д.)
3. Экономическое окружение. Соседство с другими экономическими районами, влияние их уровня развития на хозяйство района, соседство с пограничными зарубежными странами .
4. Положение по отношению к сырьевым, топливным, сельскохозяйственным базам государственного значения.
5. Транспортно-географическое положение района (речные и морские пути).
6. Изменение экономико-географического положения во времени.
7. Вывод о возможном влиянии экономико-географического положения на развитие и размещение хозяйства района.
План характеристики природных ресурсов и условий для развития промышленности
1. Энергетическая база, особенности размещения топливных и гидроресурсов.
2. Сырьевая база, особенности размещения рудных, нерудных, лесных ресурсов.
3. Природные условия, затрудняющие строительство (рельеф, вечная мерзлота, климат и д. р.).
4. Вывод о видах отраслей, которые могут получить развитие при данном сочетании природных условий и ресурсов.
План характеристики природных ресурсов и условий для сельского хозяйства
1. Условия рельефа (равнинность, овражность, экспозиция склонов).
2. Агроклиматические условия (продолжительность вегетационного периода, сумма активных температур года, количество осадков, коэффициент увлажнения).
4. Особенности растительного покрова.
5. Необходимые мелиоративные работы и мероприятия по охране природной среды.
6. Вывод о возможности развития отраслевого хозяйства (земледелия и животноводства).
План характеристики промышленного узла
1. Экономико-географическое положение.
2. Состав городов и поселков городского типа промышленного узла.
3. Природные ресурсы для развития промышленности.
4. Трудовые ресурсы.
5. Вспомогательные отрасли народного хозяйства.
6. Территориально-производственные связи по сырью, топливу, энергии и готовой продукции.
7. Выводы о причинах возникновения промышленного узла и перспективы его развития.
План характеристики территориально-промышленного комплекса
1. Экономико-географическое положение.
2. Природные условия и ресурсы (разрабатываемые и перспективные).
3. Энергопроизводственные циклы, стадии их развития.
4. Перспективы развития.
5. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.
План экономико-географической характеристики территории
1. Экономико-географическое положение.
2. Трудовые ресурсы.
3. Общая характеристика развития и современное состояние хозяйства.
4. Оценка природных ресурсов и условий промышленного производства.
5. Оценка природных условий для развития сельского хозяйства, отрасли сельского хозяйства, основные сельскохозяйственные районы.
6. Оценка природных условий для развития транспорта. Состав и направление грузопотоков.
7. Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.
8. Перспективы развития.
9. Общие выводы. Место данной территории в общей системе хозяйства.
Источник
План характеристики экономического района России.
По составленному плану удобно последовательно изучать экономические районы в 9 классе
Просмотр содержимого документа
«План характеристики экономического района России.»
План характеристики экономического района .
2.Физико-географическое положение района:
а) в каких широтах лежит
б) в каких климатических поясах находится
в) в каких природных зонах район находится
г) чем омывается
д) назовите формы рельефа, на которых расположен район (или которые находятся рядом с ним), тектоническая форма.
3.Эконом — географическое положение района:
а) положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное)
б) экономическое окружение (соседние районы, пограничные государства)
в) положение относительно крупнейших топливно — энергетических и сырьевых баз страны.
г) положение относительно транспортных магистралей
4.Природа и природные предпосылки развития:
а) природные ресурсы: почвенные, водные, рыбные, полезные ископаемые, рекреационные
б) условия жизни и ведения хозяйства (благоприятные или неблагоприятные)
5.Этапы экономического развития района.
а) численность населения (млн чел),
б) плотность населения района (чел/км кв)
в) доля городского населения в %
г) этнический состав
7.Хозяйство (отрасли промышленности, агроклиматические ресурсы и сельское хозяйство):
Источник
География. 11 класс
Конспект урока
Название предмета, класс: география, 11 класс
Номер урока и название темы: урок №1 «Региональное деление мира»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Принципы и признаки различных видов районирования, геополитика и международные отношения.
- Современные конфликтные территории.
- Профессии данного направления в географии.
Глоссарий по теме: страноведение, регионалистика, районирование, политическая география, геополитика, союз (блок).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Современная география – это многоотраслевая наука, собравшая в себя множество знаний о природе и населении. С давних пор учёные-географы говорят не просто о географии, а о системе географических наук, состоящей из различных направлений. Очень часто, раскрывая различные географические темы, о людях, работающих в разных направлениях географии, мы говорим «учёные-географы». Так кто же они?
Чтобы лучше понять тему нашего урока, нужно разобраться с терминологией и поговорить о профессиях, которые напрямую связаны с основными понятиями темы урока.
Начнём с термина «страноведение». Знания о других странах – необходимая составляющая любой общности людей (социальной, экономической и политической). Сначала знания передавались от человека к человеку в виде историй, легенд и сказок, а затем знания стали осознанно добываться, собираться и сохраняться в виде текстов, рисунков, карт. Создателями страноведческих сочинений продолжительное время оставались путешественники, побывавшие в разных странах и писавшие о том, что они в этих странах увидели. В основном это были описания не страны в целом, а только местности, в которой они непосредственно путешествовали. Страноведение – это научная комплексная дисциплина, собирающая в себе разнородные данные о природе, населении, экономике, культуре отдельных стран. Термин «страноведение» существует в русском и немецком языках. В других странах используется термин «региональная география». Рассматривая в комплексе разнообразные компоненты: особенности природы, особенности населения, хозяйство, мы получаем в итоге целостную географическую картину какой-то территории.
Российские географы наряду с термином «территория» используют термины «район», «регион», «пространство». Географическое пространство состоит из подчинённых и взаимосвязанных друг с другом более мелких территориальных систем.
В современной географии страноведение подразделяется на общее (географическое) страноведение и отраслевое страноведение (политическое, военное, туристское). По объекту изучения выделяют следующие направления: востоковедение (совокупность дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока и Африки), европеистика (изучающая европейскую культуру, европейскую литературу, европейские языки и европейскую интеграцию), американистика (совокупность дисциплин, изучающих США), латиноамериканистика (изучает страны Латинской Америки).
Будущий «страновед» обязан быть специалистом в области внешней и внутренней экономической политики, уровня жизни своей или группы зарубежных стран, владеть глубокими знаниями в области экономической географии, в области состояния человеческих и природных ресурсов, а также хорошо ознакомлен с историей и культурой страны, в которых ему предстоит работать. Профессия «страновед» объединяет как гуманитарные и социально-экономические, так и естественные науки.
Поскольку объектом изучения этих наук является какой-либо район, регион, страна, группа стран и т.д., то самое время перейти к районированию. Ещё древние учёные при описании Земли выделяли определённые территории, затем открыли Америку, и мир поделился на Старый и Новый Свет. В наше время существует множество классификаций стран, которые были изучены на уроках ранее (по форме правления, по площади, по географическому положению, по уровню экономического развития).
Районирование – деление территории или акватории на внутренне однородные, но различающиеся между собой составные части. Практическое значение районирования состоит в следующем: более простое управление бюджетными средствами; ускорение решения многочисленных вопросов хозяйствования и благоустройства на местах; доступность органов власти населению на местах; более эффективное использование ресурсного потенциала; познание территориального разнообразия. Виды районирования: экономическое, природное, политико-административное, климатическое и т.д. В связи с этим, выделение различных регионов определяется набором признаков. Признаками для физико-географического районирования являются географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир; примерами физико-географических районов в Евразии могут быть Северная Европа, Средиземноморье, Юго-Западная Европа, Юго-Восточная Азия; в Северной Америке – Центральная Америка, Североамериканская Арктика. Также примером физико-географического районирования является деление материков на Северные (Евразия и Северная Америка) и Южные (Южная Америка, Африка, Австралия и уникальная Антарктида). Признаки социально-экономического районирования – политико-административное устройство, природные условия и ресурсы, демографические показатели, уровень развития, структура хозяйства; примером такого районирования может быть типология стран, рассмотренная ранее. Признаки для выделения историко-культурных регионов: народы, населяющие территорию, традиции, религия, культурные объекты и памятники. Примеры: Северная Африка и Средний Восток, Российско-Евроазиатский регион, Западная Европа, Латинская Америка.
Регионы мира, страны отличаются друг от друга по различным показателям: экономическим, территориальным, демографическим, ресурсным. Для сглаживания различий, для организации пространства ведётся региональная политика. Это комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию благосостояния жителей.
Региональная политика охватывает все отрасли материального производства, размещение сферы обслуживания, занятость населения, стимулирование туризма и т. д. Основная цель политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны (например, прямая финансовая помощь, размещение государственных заказов, налоговые льготы, регулирование миграционных потоков и т.д.). Региональная политика является частью политики государства, и её успехи или неудачи зависят от правильно выбранной стратегии.
Следующий важный термин – «политическая география». Направление «политическая география» является разделом географии, изучающим расстановку политических сил в разных странах или в части одной страны. В задачи политической географии входят анализ взаимоотношений между населением на различных территориях; выявление факторов (условий), влияющих на расстановку политических сил, явлений и процессов; анализ и оценка политической ситуации в стране и мире; участие в создании политических карт и справочников; разработка рекомендаций властным структурам и т.д.
В плане профессиональной деятельности это очень перспективное направление. Выпускники получают диплом географа-политолога. В их багаже – изучение политологии, страноведения, регионалистики, психологии и культуры разных народов, иностранных языков.
Основным направлением политической географии является геополитика. Её главная задача – изучение географии международных отношений, расстановки сил между могущественными державами, обусловленных влиянием геополитических факторов (географических, экономических, военных, экологических, демографических, культурно-исторических).
Ещё совсем недавно, характеризуя взаимоотношения между государствами, использовался термин «внешняя политика». В настоящее время мировое сообщество состоит не только из суверенных государств, которые объединяются в различные блоки, но и из крупных союзов (ООН), правительственных и неправительственных организаций, занимающихся вопросами политики, экономики, безопасности и т.д. Поэтому сейчас чаще используются термины «международные отношения» и «международная политика».
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене. Если сказать проще – это отношения между народами. Главное значение в урегулировании международных отношений имеют соглашения и договоры о сотрудничестве.
Виды международных отношений различают по сферам общественной жизни – экономические, политические, культурные – или по участникам – межгосударственные отношения, межпартийные, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями.
Люди учились договариваться между собой ещё в древнем мире, поэтому профессия международника относится к «старым» профессиям. Позже результатом международных договоров становилось образование целых государств. Международники – это специалисты, основной целью которых является установление и поддержание международных отношений. Среди представителей этой профессии – дипломаты, переводчики, различные эксперты, консультанты. Дипломаты проводят переговоры с главами или иными уполномоченными лицами различных государств. Переводчики, благодаря своему знанию языков, устанавливают общение между иностранцами.
Международные организации (объединение государств на основе международного договора) играют одну из важнейших ролей в системе международных отношений. Объединения стран могут быть по экономическим или политическим интересам, а могут быть универсальными. Важнейшей универсальной организацией является ООН, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Поэтому в рамках ООН созданы экономические, политические, культурно-гуманистические организации: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная продовольственная программа (ВПП) и т.д.
Ещё одной важной междисциплинарной наукой является регионалистика. Она изучает процессы регионализации: перераспределение властных компетенций, например, передача власти с государственного уровня на региональный; смещение границ районов; исследование закономерностей развития районов; описание района отдельной страны. Специальность, изучающая данную область, называется «Глобалистика и регионалистика». Это уникальная профессия. Будущая работа связана с научно-исследовательской работой, работой в правительственных органах. Специалист в этой области в совершенстве владеет знаниями в области геополитики, политологии, международных экономических отношений, мировой политики, а также международного права.
К сожалению, развитие человеческого общества – это череда различных конфликтов. В мире не бывает спокойно. Затихает один конфликт, на другой территории вспыхивает новый. Нищета, голод, нестабильность региона, низкий уровень экономического развития и жизни – вот ведущие причины противоречий, которые перерастают в столкновения и войны. Война – это крайняя степень конфликтности, до которой довела неправильная политика властей. За последние несколько десятилетий очаги напряженности появились на Кавказе, в Европе, в Центральной Азии (распад Югославии, Украина, Сирия, Израиль и Палестина). Задача международных организаций – свести к минимуму потери населения, разруху, падение экономики этих территорий.
Районирование мира – тема, которая никогда не окажется на обочине.
Деление мира на части решает многие сложные вопросы: управления, развития, использования. И занимаются этим люди разных профессий, объединённых общим названием «учёные-географы». Изменения на политической карте мира ведут к образованию новых стран, новых районов или регионов. Каждый регион уникален, у каждого свой характер деятельности, свои задачи и своя роль в развитии цивилизации.
Разбор заданий тренировочного модуля:
1. Разгадайте филворд. Найдите 9 слов по теме урока «Региональное деление мира» и выделите их красным цветом.
Таблица 1 – Филворд «Региональное деление мира»
По горизонтали и вертикали внимательно изучаем сочетания букв, складывающиеся в слова по теме. Выделяем слова красным цветом: политика, Евразия, религия, проблема, рельеф, культура, Африка, НАТО, страновед.
2. Распределите государства в таблицу по континентам.
Список государств: Судан, Боливия, Россия, Австралия, Мексика, ЮАР, Израиль, Никарагуа, Колумбия, Новая Зеландия, Армения, Науру, Сальвадор, Чили, Чад, Монако, Индия, Уругвай, Нигерия, Канада, Ямайка, Фиджи, Суринам, Алжир, Непал.
Для выполнения работы понадобится атлас 10-11 класс, карта «Политическая карта мира». Находим упоминаемое в списке государство в карте и вносим его в соответствующую колонку.
Таблица 2 – «Страны и континенты» (заполненная)
Источник