План экскурсии по экологии
план-конспект
План экскурсии по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия по экологии | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия по экологии с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира.
Участники: 4 класс
Руководитель : Стебулянина Ольга Владимировна
Место работы : МОУ Истринская СОШ № 3
Должность : педагог — организатор
Тема: «О сенняя экскурсия по экологической тропе. Берег реки Истры».
Цель экскурсии : формирование знаний о водоемах своего края.
- Изучение истории появления названия реки, географии реки, видового состава растений и животных;
- Знакомство с экологическим состоянием реки;
способствовать развитию умений выполнять практические задания;
- Формирование экологической культуры учащихся.
- знать наиболее типичных представителей животных и растений реки;
- объяснять приспособленность живых организмов к условиям жизни в воде;
- оценивать влияние деятельности человека на живые организмы, экосистему реки;
- знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
- применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные пп
- теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.
- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Место проведения: берег реки Истры
Оборудование : блокноты, простые карандаши, фотоаппараты, рулетка, поплавок, секундомер, стеклянная бутылка, термометр, мусорные пакеты, перчатки,.
Начало занятия (образовательного мероприятия).
Приветствие . Метод «Солнышко».
Учитель приветствует всех, улыбается.
— Потянитесь к солнышку, вам тепло и приятно. Улыбнитесь себе, друг другу – с радостью встречаем новое занятие, идем к новым открытиям.
Вхождение в тему.
Оглянитесь вокруг. Что мы видим? Для чего мы пришли на берег реки? Рассмотреть красоту родного края. Ну, вот, ребята, мы сегодня с вами отправимся к водоему нашего города. Давайте вспомним, с какими водоемами мы уже знакомились. (Проводится небольшая беседа с обучающимися, где ребята называют родник и рассказывают о том, что они узнали с предыдущей экскурсии). Сегодня мы проведем необычное занятие на нашей реке. Давайте вспомним с вами наши правила поведения в природе:
- во время экскурсии не шуми, не пугай птиц и зверей;
- не рви растения, определяй их на месте;
- не отходите от группы все время прохождения экскурсии
- не бросай в воду сор, не обламывай ветви деревьев и кустарников;
- будьте внимательны, учитесь видеть красоту природы;
- помни, что природа беззащитна перед нами – береги ее!
Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получит задание: лист наблюдений для 1, 2 и 3 группы.
Метод «Ульи» (АМ организации самостоятельной работы над темой).
Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся лист наблюдений, сообщается время самостоятельной работы, определяется примерная зона створа реки для проведения наблюдений.
Сегодня вы побываете в роли географов, биологов и экологов!
Задание для географов: составить паспорт реки Истры
Лист наблюдений. Группа 1
Определите с помощью компаса, в каком направлении течет наша река?
Определите, на каком берегу находится наша школа?
Определите скорость течения реки?
Определите рельеф реки?
Задание для биологов : Определить наличие растительного и животного мира на берегу реки.(используется атлас-определитель)
Лист наблюдений. Группа 2
Выявить живые организмы реки.
Какие растения мы можем с вами увидеть на берегах нашей реки?
Какие приспособления для жизни в воде или около воды есть у растений?
По атласу определителю определите наличие ольхи и ивы?
Какие животные обитают в нашей реке? (водомерки, пиявки, моллюски, рыбы, ручейники и многие другие
Задание для экологов: Экологическое состояние реки Истры.
Лист наблюдений. Группа 3
Экологическое состояние реки
Осмотрите территорию вдоль реки, найдите примеры деятельности человека на берегах и в воде.
Определите запах воды?
Определите прозрачность воды
Предложите меры по охране водных жителей и защите воды от загрязнения.
Каждая группа презентует результаты работы по своим наблюдениям. В завершении педагог резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Я надеюсь, что наблюдений на сегодняшней экскурсии вы сделали достаточно. Что же мы с вами не сделали? Внести свой вклад в охрану природы. Поэтому мы с собой и взяли мешки и перчатки. Организуется уборка мусора на берегу реки Истра.
Метод «Итоговый круг» (АМ подведения итогов занятия).
Педагог даёт минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу)
Не забывайте, что вашим настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План для презентации может использоваться на уроках ОРК и СЭ, а так же на внеурочной деятельности по Православию.
Цели:– продолжить развитие знаний о среде обитания, ее факторах и влияние их на организмы;– раскрыть вза.
План — описание экскурсии-прогулки по Павловскому парку группы продленного дня 1-го класса.
Занятие по теме «Экскурсия в Зоологический музей» проводится в группе продлённого дня после посещения детьми данного музея организованно с классом или с родителями в индивидуальном порядке. .
Материал для организации и проведения «Недели экологии», чтобы привлечение внимания школьников к экологическим проблемам города, округа, страны и всей планеты.
Конспект урока по окружающему миру «Какие бывают растения».
Источник
Проведение экологических экскурсий в ДОУ
Ирина Лярская
Проведение экологических экскурсий в ДОУ
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных.
Экскурсии в детском саду – это увлекательные мероприятия, которые «на ура» воспринимаются детьми. С одной стороны, они имеют безусловную познавательную ценность, с другой – это возможность сменить обстановку, получить новые захватывающие впечатления.
Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Во второй младшей группе экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы — за пределами детского сада не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
• природоведческие (познавательные) экскурсии (в парк, лес, на бульвар);
• экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека).
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Воспитателем заранее разрабатывается план экскурсий в зависимости от возраста и подготовленности детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания и учёта особенностей окружающей местности. Важно, чтобы дети поняли цель мероприятия, узнали что-то новое для себя.
Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью дошкольников (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности).
Длительность экскурсии должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало экскурсии, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.
Когда время экскурсии согласовано,воспитатель должен подготовить необходимый реквизит и совершить ряд действий:
• Красные флажки (они потребуются при переводе детей через дорогу)
• Найти помощников (чаще всего из числа родителей, которые примут участие в экскурсии
• Создать поэтапный план экскурсии, в котором подробно описывается последовательность перемещения детей по городу
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
В ходе экскурсии воспитатель привлекает к активному участию в работе всех воспитанников, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у них навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Также педагог сообщает воспитанникам знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребёнка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым дошкольником.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями.В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на нашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей. Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей.Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.
Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой. Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.
В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.
В заключение дается и оценка учебной деятельности, умений группы в целом и отдельных воспитанников.
Обычно после экскурсии дети возбуждены и полны впечатлений. И воспитателям, и родителям стоит поддержать эти эмоции, поговорить с ребятами, что им запомнилось больше всего, что удивило или порадовало их.
Через некоторое время проводится одно или несколько занятий по теме экскурсии, на которых она получает развитие. В результате дети должны получить полное представление, соответствующее их уровню, о предмете изучения.
Например, при прохождении темы по уходу за растениями на экскурсии можно предложить малышам полить растения в теплице, порыхлить почву, а затем во время занятий нарисовать плоды этих растений, ответить на вопросы о них.
После экскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний.Для этого можно использовать такие приемы:
— оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др. ;
— обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства, с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;
— работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др., в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев);
— организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.);
— обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.
В целом, экскурсии в детском саду – очень перспективный вид обучения детей, хотя достаточно сложный в подготовке, если речь идет о выходе за пределы дошкольного учреждения.
Цикл экскурсий по городу с детьми старшего дошкольного возраста Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают.
Фотоотчет «Без кота и жизнь не та» в рамках цикла экологических экскурсий «Турист и его команда» В нашем детском саду дети еженедельно ходят на экскурсии. Цель этих экопутешествий — воспитание основ экологической культуры во время экскурсий.
Использование экологических игр в экологическом образовании дошкольников Сущность дидактических игр Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В игре наиболее интенсивно формируются все психические.
Картотека экологических игр Картотека экологических игр для дошкольников 1. Фотограф 2. Микропоказ 3. Звуки 4. Разноцветные плоды 5. Овощи-худышки и овощи-толстячки.
Картотека экологических игр для дошкольников «Что в корзинку мы берем» Дидактическая задача: способствовать закреплению знаний детей о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на.
Классификация экологических игр Игра – ведущая деятельность дошкольного детства, играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями,.
Методика подготовки и проведения экскурсий в ДОУ с детьми 4–7 лет Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения.
План целевых прогулок и экскурсий в старшей группе на лето Июнь 1. Экскурсия в дубовую рощу (Коломина Н. В. стр. 11, 61, 71) Цель: закрепить у детей представление об изменениях в природе, вызвать.
Роль экологических игр для дошкольников Дошкольное детство является удивительным периодом в жизни ребенка. Представить только, сколько нового узнает малыш в это время, какими навыками.
Экологическая викторина, посвященная Дню экологических знаний ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА Ведущий: Сегодня мы проводим экологическую викторину, посвященную Дню Экологических знаний. Это важная дата, которая.
Источник