Перспективы сотрудничества стран латинской америки с россией

Проект «Песочница»

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Автор: Дмитрий Филиппов, студент Факультета политологии МГИМО (У) МИД РФ.

В условиях политической конфронтации с Западом, обострившейся после вхождения Крыма в состав Российской Федерации, Россию посредством экономических санкций и исключения из G8 всячески подталкивают к переосмыслению внешнеполитических приоритетов. Новый вектор во внешней политике России, получивший в экспертных кругах название «Движение на Восток» (aнгл. “EastShift[1] ), представляет собой обоснованные стремления Москвы компенсировать политико-экономические издержки за счет углубления сотрудничества с её незападными партнерами. В этой связи ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона обеспокоен тем, как бы «движение на Восток» не обернулось лишь переориентацией на Китай. Однако не менее перспективным, в условиях переформатирования международной политической системы, представляется латиноамериканское направление, которое имеет все предпосылки уже в ближайшем будущем стать одним из приоритетных векторов внешней политики России.

Двухтысячные годы: укладка фундамента

О потенциальном возвращении России в Латинскую Америку начали говорить задолго до 2014 г. Этому во многом способствовали рабочий визит Д. Медведева в Перу, Бразилию, Венесуэлу и Кубу в 2008 году, встречи на высшем уровне с руководителями Бразилии и Кубы в 2013 г., официальный визит В. Путина в Венесуэлу в 2010 г., а так же ряд ответных визитов в Москву со стороны лидеров латиноамериканских государств.

В рамках подобных встреч было подписано в общей сложности больше десятка межправительственных соглашений по самым разным направлениям, начиная с борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и заканчивая обеспечением информационной безопасности [2] . Однако на практике реальную значимость и актуальность имели лишь вопросы военно-технического сотрудничества, в частности закупки латиноамериканскими странами военной техники [3] , [4] [Приложение 1].

Иными словами, вопреки декларируемым желаниям и намерениям, полноценного «возвращения» России в Латинскую Америку в начале нового тысячелетия не состоялось, а выстроенные отношения не отличались своей многогранностью. Тем не менее, это был значительный шаг вперед в восстановлении взаимоотношений между Россией и странами ЛАКБ, которые с распадом СССР потеряли свое приоритетное значение для новой России. Военно-техническое сотрудничество заложило фундамент для будущего ренессансав двусторонних отношениях, который предполагает наличие активного взаимодействия по самым разным векторам двусторонних отношений. Однако предпосылок для подобного взаимодействия не наблюдалось вплоть до последнего времени. Чего же не хватает, чтобы сделать такое многовекторное сотрудничество возможным?

«Полуостров свободы» – ключ к солидарности

Вероятно, не хватает солидарности во внешней политике, которая имела место во времена СССР и блокового противостояния. Однако теперь, в условиях украинского кризиса, этот некогда выпавший компонент вновь набирает силу именно благодаря «крымскому прецеденту», который начал качественно менять характер российско-латиноамериканских отношений, выводя их из полу-анабиозного состояния.

Так, одной их первых, кто осудил страны Запада за непризнание результатов крымского референдума и обвинил их в применении двойных стандартов в отношении России, была президент Аргентины Кристина Киршнер [5] . «Хамством» [6] назвал угрозы санкциями в отношении России президент Венесуэлы Николас Мадуро. Поддержку российской позиции выразили и другие страны региона: 27 марта 2014 г. во время голосования в ГА ООН по резолюции, объявляющей референдум в Крыму не имеющим законной силы, открыто против выступили Никарагуа, Куба, Венесуэла и Боливия. Правом «молчаливого признания» воспользовались Бразилия, Аргентина, Эквадор, Уругвай и Парагвай [7] .

Подобный расклад демонстрирует наличие между Москвой и латиноамериканскими государствами определенного консенсуса по таким важным темам, как решение территориальных споров, недопущение двойных трактовок положений международного права, недопустимость применения двойных стандартов. На этом фоне начали активизироваться переговоры между Россией и такими странами, как Чили [8] , Перу [9] , Аргентина [10] , Бразилия [11] , нацеленные на расширение военно-технического сотрудничества, а также появилась информация о том, что Россия намерена увеличить количество военных баз за рубежом и ведет переговоры на этот счет в том числе с Венесуэлой, Никарагуа и Кубой [12] . Это свидетельствует о ключевой роли политического фактора, который, по-видимому, является необходимым условием для налаживания сотрудничества между Россией и ЛА.

Реализация вышеуказанных инициатив создаст для сторон обоюдные преимущества: во многих странах Латинской Америки военная техника не обновлялась уже несколько десятилетий, а закупка более современных вооружений призвана снизить потенциальные угрозы национальной и региональной безопасности, в то время как со стороны России эти шаги являются контрмерой по отношению к политике поступательного расширения НАТО, проводимой в отношении Восточной Европы.

Читайте также:  Прибалтийские страны это какие

Через тернии к звездам

Возможно ли выстраивание многовекторной модели сотрудничества между Россией и Латинской Америкой сегодня? Да, возможно. Этому способствует, в первую очередь, новая международная обстановка, характеризующаяся охлаждением отношений России и Запада. Но для этого представляется необходимым не ограничиваться лишь наращиванием сделок в сфере ВПК. Стратегически важно не упустить момент и воспользоваться открывшимся «окном возможностей» для ускорения процессов по налаживанию реального многовекторного сотрудничества. В первую очередь, это касается торгового, инвестиционного сотрудничества, бизнеса, сферы энергетики и технологических проектов, поскольку именно в этих отраслях до сих пор не был реализован потенциал РФ и стран ЛАКБ [13] .

В условиях ощутимых последствий глобального экономического кризиса наращивание взаимных инвестиций и оптимизация структуры товарооборота, о важности которых говорил в 2008 году Д. Медведев [14] , могут существенно оздоровить состояние национальных экономик и способствовать укреплению устойчивых связей между государствами, основанных на взаимном доверии. Перспективным для России направлением сотрудничества с латиноамериканскими странами является электроэнергетика, поскольку потребности экономического роста региона априори требуют увеличения энергетических мощностей [15] . В отношениях с крупными экономическими и политическими игроками региона в частности, с Бразилией, особое внимание следует уделять развитию взаимодействия в научно-технической области [16] . Открытие бразильского рынка создаст спрос на российские достижения в сфере высоких технологий, способствуя привлечению инвестиций на развитие отрасли. В результате современная Россия увеличит свою конкурентоспособность по сравнению с другими странами, которые также предпринимают усилия по наращиванию своих позиций в Латинской Америке.

Для большинства лидеров латиноамериканских стран более тесное партнерство с Россией будет иметь также и политические выгоды, связанные с открывающимися перспективами разрешить ряд накопившихся социальных проблем, связанных с крайней поляризацией общества (на долю 10% самых богатых приходится порядка 32% доходов [17] ) и высоким уровнем бедности: по данным ЭКЛАК [18] , речь идет о 164 млн человек (примерно 28% населения региона). Ситуация может быть улучшена благодаря российским инвестициям в модернизацию инфраструктуры, отсутствие которой не позволяет бедным регионам активно вовлекаться в региональные экономические процессы, привлекать финансовые потоки и стимулировать экономический рост. Кроме того, народная поддержка планов по сближению с Россией позволит многим политическим деятелям переизбраться на второй срок в ходе предстоящих президентских выборов, которые в период с 2014 до 2016 г. пройдут в 17 странах ЛАКБ.

В этой связи для России представляется необходимым выстраивать особую систему партнерства с государствами региона, которая бы включала в себя трансформацию сложившихся торгово-экономических практик за счет взаимного расширения экспортной товарной продукции, улучшение ее качественной стороны, более активное участие российских предприятий в международных выставках, проходящих на территории различных стран ЛАКБ.

Перспективной представляется разработка системы по передаче и обмену новыми технологиями на льготных условиях (в том числе введение беспошлинной торговли со странами-членами МЕРКОСУР на базе уже достигнутых договоренностей [19] ), в особенности в аэрокосмической и энергетической отраслях. При этом целесообразно всячески усиливать контакты на высшем и экспертном уровнях между политическими элитами и академическим сообществом, заложив фундамент для построения полноценного стратегического сотрудничества. Только в этом случае станет возможным подлинный ренессанс двусторонних отношений России и Латинской Америки.

Источник

Россия и Латинская Америка на траектории взаимного сближения

Специально для портала «Перспективы»

Россия и Латинская Америка на траектории взаимного сближения

Яковлев Петр Павлович – доктор экономических наук, руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки (ИЛА) РАН.

За последние десятилетия отношения между РФ и странами Латинской Америки прошли сложный путь. Практически свернутое к концу советского периода сотрудничество стало восстанавливаться на новых принципах. Его сегодняшний этап можно определить как зрелое взаимодействие. Расширение российско-латиноамериканских связей усиливает поливекторный характер российской внешней политики и помогает закрепить за Россией роль самостоятельного центра многополярного мира. Вместе с тем оно неизбежно привносит не только позитивные элементы, создавая дополнительные риски и вызовы.

Новый характер взаимоотношений России и Латинской Америки определяют три ключевых фактора: 1) укрепление позиций Российской Федерации как одного из центров силы и влияния формирующейся полицентричной миросистемы, диверсификация внешних связей Москвы; 2) геополитический рывок ведущих латиноамериканских стран, ставший возможным благодаря их возросшему экономического потенциалу и самостоятельной линии в глобальных делах; 3) значительный опыт взаимовыгодного хозяйственного и политического сотрудничества, накопленный в российско-латиноамериканских отношениях в последние 10‒12 лет [1].

В мае 2013 г . в Комитете по международным делам Государственной думы состоялись парламентские слушания на тему «Приоритетные направления развития отношений России с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна». Участники, представлявшие различные правительственные ведомства, экспертные организации и бизнес-структуры, отмечали, что связи между Россией и Латинской Америкой «динамичны и взаимовостребованы» [2].

Продвижение по всем азимутам

Широкая сфера российско-латиноамериканского сотрудничества характеризуется как уже ставшими традиционными, так и новыми чертами, отчетливо проявившимися в самое последнее время.

В частности, важную роль в развитии и углублении двусторонних отношений играет продолжение налаженного политического диалога, включая встречи и переговоры на высшем уровне. В текущем году на этом направлении были предприняты новые шаги. Так, в феврале председатель правительства Д.А. Медведев посетил Бразилию и Кубу. В июле в Москве побывали президенты Венесуэлы и Боливии ‒ Николас Мадуро и Эво Моралес, участвовавшие в саммите Форума стран-экспортеров газа, а в конце октября российская столица принимала президента Эквадора Рафаэля Корреа.

Визит эквадорского лидера был особенно примечателен, поскольку он свидетельствовал об активном включении в орбиту российско-латиноамериканского сотрудничества тех государств, с которыми еще недавно наши отношения находились на сравнительно низком уровне. В настоящее время, как отметил на встрече с Р. Карреа президент В.В. Путин, Эквадор стал одним из приоритетных партнеров России в Латинской Америке [3]. В подтверждение такой оценки по итогам российско-эквадорских переговоров были подписаны документы, открывающие, без преувеличения, новую страницу двусторонних отношений [4]. В том числе:

кредитное соглашение по финансированию проекта ТЭС « Termogas Mochala » между Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Газпромбанк», ЗАО «Росэксимбанк» и Министерством по координации стратегических секторов Республики Эквадор;

соглашение о намерениях по реализации гидроэнергетических проектов « Chontal » и « Cardenillo » между ООО «Интер РАО – Экспорт», ЗАО «Росэксимбанк» и Министерством по координации стратегических секторов Республики Эквадор;

соглашение о намерениях по реализации многоцелевых проектов « Tahupin » и « Coaque » между ООО «Интер РАО – Экспорт» и Министерством по координации стратегических секторов Республики Эквадор (в частности, речь идет о программах повышения продуктивности аграрного производства);

протокол о намерениях между ОАО «Российские железные дороги» и Министерством по координации стратегических секторов Республики Эквадор в области реализации железнодорожных проектов на территории Эквадора.

Как видим, зафиксированные двумя странами договоренности касаются крупномасштабных проектов в области дорожной инфраструктуры, электроэнергетики и сельского хозяйства, представляющих для Эквадора несомненный (в ряде случаев – первостепенный) народнохозяйственный интерес.

К новым формам межгосударственного политического взаимодействия России и стран Латинской Америки можно отнести достижение принципиально важных соглашений о введении безвизового режима. В результате дипломатических усилий с обеих сторон безвизовая зона для взаимных поездок российских и латиноамериканских граждан постоянно расширяется. Такой режим уже действует в наших отношениях с большинством государств Южной Америки, причем к нему присоединяются все новые страны. Так, в сентябре 2013 г . соглашение о безвизовом режиме было подписано министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым с главой внешнеполитического ведомства Парагвая. Практика безвизовых поездок становится существенным фактором гуманитарного сближения, способствует расширению взаимных контактов и туристических обменов. Во многом благодаря этому в последние годы выросли потоки российских туристов на популярные курорты Бразилии, Доминиканской Республики, Мексики, Ямайки и других стран региона. Растет и число латиноамериканцев, посещающих нашу страну с туристическими и деловыми целями.

Вместе с тем отмена визового режима имеет и оборотную сторону, поскольку облегчает деятельность трансграничных криминальных структур. Например, летом 2013 г . сотрудники отдела по борьбе с контрабандой наркотиков обнаружили на таможенном посту «Лесной порт» Балтийской таможни (Санкт-Петербург) партию кокаина весом 139 кг , спрятанную в коробках для перевозки эквадорских бананов. Ранее другая крупная партия кокаина из Эквадора ( 119 кг ) была обнаружена в Подмосковье [5]. В настоящее время правоохранительные органы России и стран Латинской Америки наладили сотрудничество в целях борьбы с организованной международной преступностью.

Актуальным стало взаимодействие между Российской Федерацией и латиноамериканскими странами в многостороннем формате. Примером может служить участие в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), членами которого, наряду с Россией, являются Мексика, Перу и Чили. Повышенный интерес РФ и латиноамериканских государств к укреплению своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) отразился в создании в июне 2012 г . Тихоокеанского альянса, куда вошли Колумбия, Мексика, Перу и Чили [6], а также в проведении в сентябре того же года очередного саммита АТЭС во Владивостоке. Как и Россия, страны Латинской Америки считают АТР своим главным геостратегическим резервом, интенсивное освоение которого способно значительно увеличить оборот внешней торговли, расшить узкие места национальных экономик и придать дополнительный импульс внутреннему социально-экономическому развитию.

Благодаря участию в АТЭС Россия и латиноамериканские государства расширяют взаимодействие на ежегодных встречах высшего уровня, регулярных отраслевых министерских совещаниях и заседаниях рабочих и экспертных групп (по таким значимым для обеих сторон вопросам, как международная торговля, инвестиции, финансы, энергетика, транспорт, рыболовство). Еще в 2004 г . была реализована первая российская инициатива общерегионального масштаба – проводить на площадке АТЭС диалог по цветным металлам, причем за Россией и Чили закреплены места сопредседателей. Дальнейшему укреплению российско-чилийских связей послужило подписание президентом В.В. Путиным (5 июня 2012 г .) закона о ратификации Договора о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили [7]. Этот документ носит рамочный характер и нацелен на долговременное развитие взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурной, правовой, научно-технической и других областях.

Традиционным политическим и торгово-экономическим партнером России в Латинской Америке является еще один участник АТЭС – Мексика. Основываясь на Декларации о принципах отношений и сотрудничества (январь 1997 г .), Москва и Мехико в последние годы нарастили объем двусторонних связей. В 2002‒2012 гг. взаимная торговля выросла в 10 раз ‒ с 152 до 1587 млн долл. Российская компания ОАО «Силовые машины» участвовала в строительстве ряда мексиканских гидроэлектростанций. Масштабные поставки в Мексику вертолетов Ми-8 и Ми-17 сделали эти винтокрылые машины подлинно «народными». Стратегия развития двусторонних отношений на среднесрочную перспективу была определена в декабре 2009 г . на заседании российско-мексиканской смешанной комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству, причем приоритетными направлениями названы энергетика, транспорт, использование мирного атома.

Баланс развития российско-перуанских отношений был подведен по итогам переговоров министров иностранных дел двух стран в Москве в конце мая 2012 г . С.В. Лавров и Р. Ронкайоло выразили удовлетворение уровнем политического диалога и отметили быстрый рост двусторонней торговли, объем которой в 2002‒2011 гг. увеличился с 65 до 726 млн долл. Министры обсудили меры, которые необходимо предпринять для выполнения договоренностей, достигнутых в ходе первого заседания двусторонней Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (Лима, апрель 2012 г .), и подтвердили взаимный интерес к осуществлению совместных проектов в сфере энергетики, коммуникаций, космоса, освоения природных ресурсов, аквакультуры, научных исследований в области сельского хозяйства и медицины. С.В. Лавров специально подчеркнул тот факт, что правительство Перу оказало поддержку усилиям России по реализации программы и целей российского председательства в АТЭС в 2012 г . и содействует укреплению контактов между РФ и различными интеграционными объединениями стран Латинской Америки. По мнению Москвы, одним из направлений развития сотрудничества в рамках АТЭС может стать прямое торгово-экономическое взаимодействие дальневосточных регионов России с латиноамериканскими интеграционными группировками [8].

Таким образом, в настоящее время российско-латиноамериканские отношения выстраиваются в различных форматах. Причем участие России и стран региона в многосторонних организациях способствует углублению двустороннего сотрудничества, а более зрелые двусторонние связи, в свою очередь, создают прочную основу эффективного взаимодействия на международных форумах.

Весьма перспективными могут стать контакты Москвы с многочисленными региональными и субрегиональными интеграционными группировками Латинской Америки, в том числе с созданным в 2010 г . Сообществом латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК), в которое вошли 33 страны этого района мира [9].

В конце мая 2013 г . состоялся первый визит в РФ высокопоставленных дипломатов государств, составляющих так называемую расширенную тройку СЕЛАК, во главе с министром иностранных дел Республики Куба Б. Родригесом Паррильей в качестве временного председателя этого объединения. По итогам переговоров с С.В. Лавровым стороны предложили сформировать постоянный механизм политического диалога и сотрудничества в формате Россия – СЕЛАК для обсуждения и согласования позиций по представляющим взаимный интерес вопросам международной повестки дня. Взаимодействие будет направлено, в частности, на укрепление многосторонности и продвижение принципов международного права и Устава ООН; консолидацию демократии и обеспечение прав человека; борьбу с международным терроризмом; совместное противодействие незаконному обороту наркотиков и оружия, а также другим угрозам и вызовам; содействие энергетической и продовольственной безопасности; охрану окружающей среды; устойчивое экономическое развитие [10].

Тренды торгово-экономических связей

Латиноамериканский регион становится все более привлекательным для российского бизнеса, который находит здесь многие необходимые нашему потребителю товары (прежде всего продовольственные), емкий и быстро растущий рынок для отечественной промышленной продукции (включая высокотехнологичную), а также перспективное поле для инвестиций. Крепнущим трендом российско-латиноамериканских взаимоотношений становятся наращивание многопланового торгово-экономического сотрудничества, увеличение экспорта в Латинскую Америку инновационной продукции, реализация совместных проектов в ключевых народнохозяйственных отраслях. В 2004‒2012 гг. взаимный товарооборот вырос почти в три раза ‒ с 5,8 млрд до 16,4 млрд долл., причем после провальных 2009‒2010 гг. (результат глобального финансового коллапса) он полностью восстановился и превысил докризисный уровень (табл. 1).

Таблица 1. Товарооборот России со странами Латинской Америки, млн долл.

Источник

Оцените статью