СССР и страны социалистического лагеря
В 1970-1980-е года Советское государство выстраивало взаимоотношения не только со странами НАТО, но и со странами социалистического лагеря. В отношении социалистических стран Восточной Европы политика советского руководства была направлена на предоставление большей политической и экономической свободы, чем это было раньше.
Во многих странах, к власти стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы. Результатом деятельности советского правительство стало стабилизация ситуации и ликвидирование последствий венгерских событий 1956 года. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: несмотря на то что политическая жизнь продолжала находиться под партийным контролем, в сфере экономической политики и культуры была допущена значительная либерализация, что обеспечило почти исключительные для всей Восточной Европы условия жизни в Венгрии.
Зарождение отношений между СССР и странами Восточной Европы произошло еще 14 мая 1965 года. Именно в этот год Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия заключили Варшавский договор. Организация Варшавского договора (ОВД) возникла в ответ на присоединение ФРГ к НАТО. Государства — участники Варшавского договора обязывались «воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженных сил». Но внутри лагеря социализма было не спокойно.
Ухудшение отношений с некоторыми странами социалистического лагеря, а именно с Албанией и Китаем, начались в 1960-х годах. Советско-албанские отношения, к сожалению, были разорваны в 1961 году. Отношения с Китаем также ухудшились. В 1969 году на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский и Семипалатинский[24].
Именно из-за данных событий, советскому руководству становилось очевидно, что нужно продумывать способы по удержанию «мировой системы социализма». «Мировая система социализма» держалась на «доктрине ограниченного суверенитета», суть которой в праве остальных стран Варшавского договора вмешиваться во внутренние дела каждой из них, вплоть до акций устрашения и военного вторжения в страны, которые попытаются проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В результате в разных странах Восточной Европы установился весьма разный режим. В Польше было крестьянское землевладение, мелкая частная собственность, поляки свободно ездили по всему миру. В Чехословакии не было крестьянского землевладения, но можно было свободно слушать вражеские радио голоса и читать прессу из ФРГ и Франции. А в ГДР режим по жесткости превосходил и советский. Поляки были от него в ужасе. А при всех этих различиях в рамках Совета Экономической Взаимопомощи велись политические консультации, и организовывалось экономическое сотрудничество.
В 1968г. правительство Дубчека в Чехословакии попыталось уменьшить зависимость от СССР и создать более эффективную экономику. Оно начало широкие демократические преобразования, критику не только сталинизма, но и социализма вообще. С января и по август 1968 года была сильно ослаблена цензура, допускались свободные дискуссии, началось создание многопартийной системы. Правительство заявило о стремлении обеспечить полную свободу слова, собраний и передвижений, установить жесткий контроль над деятельностью органов безопасности, допустить расширение числа частных предприятий, вообще снизить государственный контроль во всех сферах жизни[25].
Л. И. Брежнев жестко критиковал положение в ЧССР на встрече с делегацией ЧССР 4 мая в Москве. 17 августа Янош Кадар в беседе с чехами назвал ситуацию в Чехословакии критической. Чехословакия находилась в самом центре оборонительной линии организации Варшавского договора. Ее возможный выход из ОВД был совершенно неприемлем и для СССР, и для всех стран -участниц Варшавского договора. Брежнев пошел на интервенцию. В ночь с 20 на 21 августа 1968 года в Чехословакию вошли более 300 тысяч солдат и офицеров, и порядка 7 тысяч танков. С разных сторон двигались венгерские, польские, болгарские войска. Только Румыния старалась дистанцироваться от СССР и занять некую независимую позицию. Она войск не вводила.
Накануне ввода войск Маршал Советского Союза Гречко проинформировал министра обороны ЧССР Мартина Дзура о готовящейся акции. Он предостерег чехов от того, чтобы они оказали сопротивление силами своей армии. Чехословацкая армия «послушалась» и не оказала сопротивления. Возможно, это и к лучшему: не вспыхнула война Чехословакии с остальными социалистическими странами. А это было вполне возможно. Мятежного Дубчека заменили послушным Гусаком, фактически сменили правительство, и Чехословакия опять стала обычной страной «народной демократии». При оккупации 72 гражданина Чехословакии погибли, сотни были ранены. Из Чехословакии выехало на Запад около 300 000 человек (6% населения). В Европе ввод войск стал переломным моментом: до этого большая часть европейской интеллигенции болели социалистическими и коммунистическими идеями. После 1968 года эти люди начали массово выздоравливать[26].
Не менее значимы были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг. польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединённой рабочей партии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, а с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для, как утверждалось, «наведения порядка».
Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-80-х гг. югославские и советские правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. На фоне усиленных экономических связей политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Н. Чаушеску пыталось проводить независимый курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской самостоятельностью[27].
В отношениях со странами Восточной Европы Советский Союз стал делать упор на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. Наиболее отчётливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968г., а также в постоянных отчётах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»). В то же время были достигнуты определённые успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего было обеспечение восточноевропейских стран дешёвыми энергоносителями и сырьём. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах.
Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. — около 50 млн. т., а к началу 80-х гг. – 508 млн. т., причём цена на нефть была значительно ниже мировой. Советское руководство чётко ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры[28].
Таким образом на протяжении 1970-1980-х годов СССР проводит политику «добрососедства» по отношению ко многим странам социалистического лагеря. Взаимоотношения между Советским Союзом и странами социалистического лагеря начали развиваться с 1965 года. Были, как и промахи, так и достижения в международной политике.
Советский Союз выступал в роли «старшего брата» для стран Восточной Европы и помогал реализовывать свою внешнеполитическую и внутриполитическую деятельность, оказывая при этом масштабную экономическую и политическую помощь.
Источник
Взаимоотношения СССР с социалистическими странами в 1970е – начале 1980х годов.
Напряженности в международных отношениях способствует холодная война, начатая бывшими союзниками, против Советского Союза. Формируется лагерь социалистических стран, создается Варшавский договор. В 1970-е годы новое советское руководство, пришедшее к власти в 1964 году, было заинтересовано в разрядке напряженности между СССР и социалистическими странами. Социалистическое сотрудничество проявлялось в интеграции экономических систем. Отношения с социалистическими странами придерживались доктрины Брежнева:
— сохранить социалистический лагерь;
— ограничить суверенитет социалистических стран;
— сохранить главенствующую роль за СССР.
В 1980-х годах советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях.
Наиболее острым был конфликт с Китаем. Отношения между Китаем и СССР ухудшались из-за критики Сталина со стороны Хрущева, так как она отразилась на лидере КНР Мао Цзэдуне. Хрущев переменил курс государства от капитализма к мирному сосуществованию. Такая политика была необходима из-за угроз ядерной войны, но лидер Китая осудил такую политику. Еще одной причиной раскола являлось желание китайских сластей стать лидерами социалистических стран, и провозгласили себя единственными приверженцами марксизма. С момента установления коммунистической власти у Китая возникла идея о возращении всех земель, которые были растеряны во время войн и революции. В составе СССР оказались такие территории. Со второй половины
1966 г. китайское руководство во главе с Мао Цзедуном организовало целый ряд провокаций на транспорте и советско-китайской границе. Заявляя, что эта граница была насильственно установлена российским царским правительством, оно предъявило претензии на несколько тысяч квадратных километров советской территории. Особенно острым было положение на речной границе по Амуру и Уссури, где за сотню лет после подписания договора о границе изменился фарватер реки, некоторые острова исчезли, другие приблизились к противоположному берегу. Летом 1969 года Китай спровоцировал множество инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тысяч военных и гражданских лиц. Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация конфликта немного ослабела, но в целом не изменилась. Но надежды на урегулирование отношений были связаны со сменой власти с СССР. После смены Хрущева на празднование годовщины Октябрьской революции в Москву прибыла делегация из Китая. Но выдвинутые Китаем условия отказа от принципа мирного сосуществования капитализма и социализма были неприемлемы для СССР. Советско-китайские отношения были урегулированы только к концу 80-х гг.
В отношениях с социалистическими странами-союзниками по лагерю Л.И. Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 г. Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 г. готовилась военная интервенция в Польшу.
Непростые взаимоотношений у СССР были с юго-западным соседом, социалистической Румынией. С приходом Чаушеску начинается быстрое укрепле-
ние партийно-государственной власти, совмещаются государственные и партийные посты, по стране устанавливается двойное подчинение. Был взят курс на развитие торгово-экономических отношений. В 1974 году он избран президентом страны. Чаушеску провоцировал постоянное напряжение в советско-румынских взаимоотношениях. В начале 80-х гг. стало понятно, что план реконструкции экономики провалился. Во второй половине 1970-х годов продукция румынских предприятий не была востребована. СССР отказался поставлять нефть по низким ценам, а производство на дорогих энергоносителях увеличивало ее стоимость и делало ее неконкурентоспособной.
Еще одним кризисным момент являлись отношения с Чехословакией, тогда СССР потерпел морально-политическое поражение. С приходом к власти в 1968 году Дубчека, в Чехословакии стали нарастать внутренние противоречия, связанные с экономическими трудностями, спорами вокруг критики сталинизма и демократизма, а также вопросом о федеративном устройстве государства. Дубчек стал строить новую систему социализма – социализм с человеческим лицом, что вызвало оценку со стороны советской власти как контрреволюцию. Такая попытка смягчения тоталитарного характера государства получила название «Пражская весна». В стране стали исчезать цензурные ограничения, развернулись острые дискуссии о необходимости либерализации экономических отношений. По приказу советских властей в ночь с 20 на 21 августа 1968 года в Чехословакию были направлены вооруженные войска. Офицеры КГБ арестовали членов Президиума ЦК КПЧ во главе с Дубчеком. Таким образом, была пресечена попытка создать «социализм с лицом человека».
Общая ситуация в мире влияла на международные отношения СССР и социалистических стран. В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР с социалистическими странами, которое заключалось в экономическом объедине-
нии, то есть расширении товарооборота, международное разделение труда, создание единого рынка социалистических стран. Был создан Международный инвестиционный банк. Также были подписаны договоры, которые понижали угрозу ядерной войны. Возводились атомные электростанции в Болгарии, строились комбинаты в Венгрии и Румынии. При помощи СССР и его союзников Вьетнам стал единой республикой.
Внешняя политика СССР в 1970е – начале 1980-х годов была противоречива, приводила как к успехам, так и к проблемам международных отношений.
Источник