Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Главная / Северная Африка / Египет / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией — Далее
Египет / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Египет является одним из государств—основателей ООН. Египет участвует в работе следующих организаций системы ООН: Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, Международного агентства по ядерной энергии, Международного банка реконструкции и развития, Международной организации гражданской авиации, Международной торговой палаты, Международной ассоциации развития, Международного фонда сельскохозяйственного развития, Международной финансовой корпорации, Международной организации гидрографии, Международной организации труда, Международного валютного фонда, Международной морской организации, Международной организации по вопросам переселения, Международной организации по стандартизации, Международного союза телекоммуникаций, Конференции ООН по торговле и развитию, Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры, Организации объединённых наций по промышленному развитию, Всемирного почтового союза, Всемирной таможенной организации, Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности, Всемирной метеорологической организации, Всемирной федерации профсоюзов, Всемирной организации по туризму, Всемирной торговой организации, Миссии ООН по организации референдума в Западной Сахаре, Миссии ООН в Демократической Республике Конго, Операции ООН в Бурунди, Миссии ООН в Сьерра-Леоне, Миссии ООН в Грузии, Миссии ООН по поддержке Восточного Тимора, Миссии ООН в Либерии, Института ООН по подготовке и исследованиям, Агентства ООН по организации работ и обеспечении ближневосточных беженцев, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Египет также входит в состав следующих всемирных организаций: Агентства франкофонного сообщества, Группы 24 (развивающихся стран в ВМФ), Группы 77 (развивающихся стран), Международной организации криминальной полиции, Международного олимпийского комитета, Агентства по взаимному гарантированию инвестиций, Движения неприсоединения (в том числе Группы 15), Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, Исламского банка развития, Организации Исламская конференция. Египет признает юрисдикцию Международного уголовного суда и Постоянной палаты третейского суда.
Египет участвует в работе таких региональных организаций, как: Африканский банк развития, Африканский союз, Арабский банк развития в Африке, Арабский фонд экономического и социального развития, Арабский валютный фонд, Совет арабского экономического единства, Европейский банк реконструкции и развития, Лига арабских государств, Организация арабских стран — экспортёров нефти. Также в качестве наблюдателя Египет участвует в работе Зоны экономического сотрудничества Чёрного моря и Организации американских государств, а в качестве партнёра в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Египет имеет дипломатические отношения со 170 государствами, в том числе с США и Россией, а также Палестинской национальной администрацией и Святейшим престолом.
Важнейшими внешнеполитическими контрагентами Египта являются арабские государства. Египет участвует в работе всех международных организаций, объединяющих арабские или мусульманские страны. Египет претендует на роль лидера арабского мира, а в 1960-х годах претендовал на роль центра объединения всех арабских стран в единое государство.
До 1974 года основным внешнеполитическим контрагентом Египта вне арабского мира был СССР. С 1974 года Египет переориентировал свой внешнеполитический курс на США. Финансовая помощь из США (около 3 миллиардов долларов в год) составляет одну из важнейших доходных статей бюджета. Когда в 1979 году при посредничестве США был подписан мирный договор с Израилем, все арабские страны, за исключением Судана и Омана, разорвали с Египтом дипломатические отношения. В 1984 году Иордания восстановила дипломатические отношения с Египтом. Хотя в середине 1980-х годов отношения Египта с Марокко и Ираком улучшились, правительства этих стран вторично не аккредитовали своих послов в Каире.
После вступления в должность президента Египта Хосни Мубарака в октябре 1981 года наметилось улучшение отношений Египта с другими арабскими странами и некоторое охлаждение отношений с Израилем, особенно после вторжения израильских войск на территорию Ливана в 1982 году. Тем не менее Мубарак подтвердил готовность соблюдать условия мирного договора между Египтом и Израилем.
В период Кувейтского кризиса 1990–1991 годах Мубарак возглавил блок арабских государств, которые поддержали предложение Саудовской Аравии обратиться к США за военной помощью с целью освобождения Кувейта.
Египет является одним из важнейших региональных посредников в палестинском мирном урегулировании.
Дипломатические отношения с Египтом установлены 26 августа 1943 года. 26 декабря 1991 года Египет заявил о признании Российской Федерации в качестве правопреемницы бывшего СССР.
Российско-египетские отношения носят дружественный характер. В политической области наши страны располагают традициями регулярного диалога. 22–24 сентября 1997 года прошёл первый официальный визит в Российскую Федерацию президента Хосни Мубарака. По его итогам подписана российско-египетская политическая Декларация, а также восемь межправительственных и межведомственных соглашений и документов. 26–28 апреля 2001 года президент Мубарак совершил новый официальный визит в Россию. Были подписаны Декларация о принципах дружественных отношений и сотрудничества и Долгосрочная программа развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества.
25–29 мая 2004 года состоялся визит президента Мубарака в Москву. 27 апреля 2005 года президент России В. В. Путин совершил ответный визит в Египет. Поддерживаются межпарламентские связи. В апреле 1997 года состоялся официальный визит в Россию парламентской делегации АРЕ во главе с председателем Народного собрания А. Ф. Суруром.
В экономической сфере сотрудничество носит давний характер. При содействии СССР и России в этой стране построено 97 крупных промышленных объектов, например Асуанская высотная плотина, Хелуанский металлургический комбинат, алюминиевый завод в Наг-Хаммади. РАО «ЕЭС» выиграло тендер на ремонт 12 турбин Асуанской ГЭС. Прорабатываются также вопросы участия российских организаций и фирм в сооружении ряда новых объектов в АРЕ. Подписан Меморандум о взаимопонимании между Центральным банком Египта и Банком России.
В 1994 году подписаны Соглашение об урегулировании взаимной задолженности и новое Соглашение о торгово-экономическом и техническом сотрудничестве. В 2002 году объём торговли составил 508 миллионов долларов (для сравнения в 2001 году он составил 445 миллионов долларов). При этом 90 % товарооборота приходится на российский экспорт в АРЕ, в структуре которого машины и оборудование составляют около 11 %.
Наметились перемены к лучшему в плане отмены египтянами антидемпинговых пошлин в отношении поставляемой в Египет российской продукции. Были отменены пошлины на писчую бумагу, стальные заготовки и стальной лист (с февраля 2005 года).
В рамках сотрудничества с городом Тольятти осенью 2002 года в пригороде Каира начата сборка автомашин «ВАЗ—2107». Между российской компанией «Авиастар» и египетской «Сирокко аэроспейс интернешнл» достигнута договорённость о совместном финансировании производства и поставке 200 самолётов Ту—204—120 (не исполняется), а также создании совместной лизинговой компании по их эксплуатации. В ноябре 2002 года подписан контракт о производстве ещё 25 самолётов Ту—204—120 (не исполняется).
В феврале 1999 года в Каире состоялось первое заседание Совместной Российско-Египетской комиссии по научному сотрудничеству. Подписанный по итогам её работы Протокол определяет приоритетные сферы двустороннего взаимодействия на предстоящий период (генная инженерия и биотехнология, новые материалы — полимеры, керамика, композитные, аморфные и биоматериалы, трансфер технологий и др.).
Продолжает расширяться договорно-правовая база двусторонних отношений. 30 сентября 2002 года в Каире был подписан Протокол об обмене ратификационными грамотами двустороннего Договора о взаимной правовой помощи. Парафировано соглашение между Министерствами сельского хозяйства РФ и АРЕ о сотрудничестве в области карантина и защиты растений. Подписаны Меморандум о взаимопонимании между Банком России и Центробанком Египта, Меморандум о безвизовых поездках по дипломатическим, служебным и специальным паспортам. Готовятся к подписанию соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, о сотрудничестве в области ветеринарии, меморандумы о сотрудничестве в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях и о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинской науки и фармацевтики.
Развивается сотрудничество между двумя странами в области борьбы с терроризмом.
После свержения Хосни Мубарака межгосударственные отношения с Россией стали ещё более интенсивными. Так, Россия принимает активное участие в программе «Довильское партнёрство», которая была разработана для поддержки социально-экономических реформ в странах охваченных «Арабским пробуждением» и представлена на саммите G—8 в 2011 году.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
Источник
Блог Екатерины Егоровой
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Внешнеполитические приоритеты Египта определяются проблемами внутриполитического развития, региональными и мировыми трендами. Одной из наиболее важных угроз нынешнему политическому режиму в Каире представляет международная организация «Братья-мусульмане» (Террористическая организация, запрещенная в России). Исходя из этой угрозы во многом складывается и современная внешняя политика Египта.
Египет традиционно развивал многовекторную политику, однако именно слабые позиции нынешнего правящего режима и набор угроз национальной безопасности вместе с социально-экономическими вопросами привели к внешнеполитическим уступкам и отходу от своей лидирующей роли в регионе. Кластер проблем диктует необходимость реформ и поиска финансовой поддержки извне, что и ведет страну по пути ограничения самостоятельности во внешней политике.
«Братья-мусульмане»: внешнеполитическая угроза Египта
Угроза «Братьев-мусульман» предопределяет современный внешнеполитический курс Египта. Естественным союзником в борьбе с террористами выступает Саудовская Аравия. Испытывая на протяжении многих лет политико-идеологическое противостояние «Братьев», Саудовская Аравия вынуждена объединяться с Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами. Основными соперниками за лидерство в ближневосточном регионе для союзников Египта и Саудовской Аравии являются Турция и Катар, которые поддерживают «Братьев-мусульман» и другие исламистские радикальные группировки, как считают западные СМИ[i]. В официальной повестке Соединенных Штатов Америки Турция и Катар нередко осуждаются и воспринимаются как страны, спонсирующие радикальные исламистские группировки[ii].
Конфликт Саудовской Аравии с «Братьями» длится на протяжении нескольких десятилетий. Идеологические расхождения привели к непрекращающейся борьбе «Братьев-мусульман» и саудовцев. Используя протестные акции «Братьев» в период «арабской весны» 2011-2012 гг., Катар поддерживал различные исламистские радикальные группировки. Саудовская Аравия, обвиняя Катар в поддержке терроризма, решала несколько первостепенных задач, среди которых главной насущной проблемой стало увеличение роли Катара в региональных делах. Решение арабских стран разорвать дипломатические отношения в 2017 году стало вызовом для Катара. Однако во время встречи с американской делегацией, министр иностранных дел Египта, Самех Шукри подчеркнул, что Катар все еще поддерживает террористов и не выполняет поставленные требования[iii].
Говоря о египетско-турецких отношениях, разорванных после свержения Мухаммеда Мурси, стоит отметить сильные экономические связи между странами. В интервью Самех Шукри сообщил, что надеется на возобновление отношений между странами [iv] . Египетско-турецкие связи являются многосторонними, и угроза развития конфронтации прямым образом угрожает стабильности политического режима ас-Сиси.
Синай как фактор дестабилизации египетского режима
Контртеррористическая операция, начатая в феврале 2018 года против боевиков «Исламского государства» (ИГ запрещенная в России) принесла свои плоды в виде уничтожения лидера Насера Абу Закула[v]. Однако проблемы мирных гражданских жителей могут вызвать нестабильность в стране и помешать ас-Сиси завершить свою миссию. Гуманитарный кризис на севере Синая угрожает жизням жителей, ограничением передвижения в связи с закрытием дорог, нехваткой продовольствия и медикаментов в городах Шейх-Зувайд, Рафах и Эль-Ариш, численностью в 250 000 человек[vi]. Абдель Фаттах ас-Сиси обещает гражданам скорейшее завершение операции, поскольку по его словам, очистка Синая от сотен экстремистов и боевиков продвигается более чем успешно[vii].
Власти Египта отмечают, что обучение и наращивание влияния боевиков Синая происходило в Сирии. Министр иностранных дел Самех Шукри заявил о возможности введения египетских войск в Сирию, хотя подчеркнул, что такие политические решения могут быть приняты в соответствии с конституционными механизмами и правовыми нормами[viii]. Возможность официального вмешательства Египта в сирийский конфликт зависит также от Саудовской Аравии. Президент Египта заявил о полной поддержке Саудовской Аравии в войне с терроризмом: «Национальная безопасность Персидского залива — это национальная безопасность Египта. Я верю в мудрое и твердое руководство Саудовской Аравии[ix]».
Противоречие саудовско-египетских интересов
Передача островов Египта Саудовской Аравии в Красном море Тиран и Санафир была утверждена Высшим конституционным судом[x]. На сегодняшний день для Египта террористическая угроза на Синае является главной проблемой. По этой причине ратификация договора была поддержана окончательно высшей судебной инстанцией, несмотря на протесты парламентских фракций, оппозиции и населения.
Однако противоречия Египта и Саудовской Аравии зачастую расходятся по вопросам регионального сотрудничества. В частности, стороны не согласны в своих позициях по сирийскому вопросу. Предметом критики Саудовской Аравии Египта является «заигрывание» с Ираном, поддержка режима Башара Асада[xi].
В официальной повестке открыто осуждаются вмешательство Ирана в сирийский, йеменский конфликты, действия «Хезболлы» и подразделений Корпуса Стражей Исламской Революции «эль-Кудс»[xii]. В заявлении министерства иностранных дел Египта говорится о том, что США и международное сообщество способны решить проблему регионального вмешательства Ирана[xiii]. Egypt Independent, цитируя Reuters[xiv] пишет, что удар иранских сил «эль-Кудс» с территории Сирии на Голанские высоты стал первым случаем открытого противостояния. Израиль воспринимает ракетную атаку как возмездие Ирана. Однако египтяне представляют ситуацию иначе. Например, в статье Egyptian Streets[xv], война Запада с Ираном необходима для разрешения израильско-палестинского конфликта. Иран представляется как фальшивый враг Запада, подобный Саддаму Хусейну. Ядерная сделка существенно повлияла на взаимоотношения США и Европы, считает Egypttoday[xvi]. Выход США из ядерной сделки погубит доверие Запада, и в конце Америка рискует остаться в одиночестве.
Египетско-израильские отношения на современном этапе от «хрупкого мира» пришли к состоянию «тайного союза»[xvii]. Об этом свидетельствуют факты совместной операции египетских и израильских войск против боевиков на Синае. Aljazeera назвала уровень египетско-израильских отношений наиболее высоким за всю историю[xviii]. И хотя многие египтяне рассматривают Израиль как потенциальную угрозу и сочувствуют палестинцам, нынешняя ситуация борьбы с терроризмом вынуждает сохранять взаимодействие между странами.
Египет также активно участвует в арабском комитете в поддержку палестинского дела[xix]. Наряду с международным сообществом и региональными державами, Египет координирует усилия по урегулированию конфликта, связанного с признанием Иерусалима столицей Израиля.
Сохранение влияния в Африке
Помимо реальной террористической угрозы, Египту важно сохранять собственные позиции на африканском континенте. Каир заинтересован в урегулировании ливийского конфликта. Недавно в Каире прошла встреча квартета, объединяющего Арабскую лигу, Африканский союз, Организацию Объединенных Наций и Европейский союз в поддержку посредничества ООН и региональных усилий по продвижению политического урегулирования в Ливии[xx]. Египет поддерживает Халифа Хафтара, и тем самым обеспечивает безопасность своей границы с Ливией.
Кроме того, Египет является посредником между противоборствующими силами Южного Судана. В ноябре 2017 года в штаб-квартире штаб-квартиры разведывательной службы Египта в Каире была подписана декларация об объединении между двумя фракциями Народно-освободительного движения Южного Судана (НОДС) под эгидой президента Египта Аль-Сиси и президента Уганды Мусевени[xxi]. В настоящее время Египет подчеркивает свое стремление разрешить конфликт.
Таким образом, внешнеполитические ориентиры Египта формируются, прежде всего, исходя из угроз национальной безопасности и необходимости социально-экономического развития. Ликвидация террористов на Синае является одной из важнейших задач для правящей власти. Прагматический союз с Саудовской Аравией обусловлен наличием общего врага и экономическими проблемами в стране. Хотя уступки Египта саудитам, в виде передачи островов, могут рассматриваться как слабость египетской внешней политики, стоит отметить наличие противоречий в египетско-саудовских отношениях. Скорее всего, политика Египта опирается на серьёзные выгоды от Саудовской Аравии. Справившись с внутренними проблемами, Египет сможет вести более самостоятельный курс и руководствоваться не только экономическими интересами, но и политическими амбициями.
[ii] US national security adviser: Qatar and Turkey are new sponsors of radical ideology. – 2017. – 14 Dec. – URL:
Источник