Меню

Отношение между россией с бывшими странами ссср

С какими странами бывшего Союза дружит Россия, а с кем нет

В состав СССР входило 15 республик. После распада Союза все они стали самостоятельными государствами, а некоторые даже разделились на части. С отдельными странами Россия смогла наладить конструктивное партнерство, с другими отношения не сложились. Есть среди бывших союзных республик и те, которые занимают пограничную позицию. Так, Туркменистан по отношению к России нейтрален: не состоит в военных и торговых блоках, поставляет нам газ только потому, что до Европы дальше.

Друзья России из бывшего СССР

Следующие страны являются дружественными к России.

Белоруссия

Имеет обширную общую границу с Россией и является самым близким соседом, что автоматически располагает к налаживанию взаимовыгодных отношений. У бывших членов Союза сохранилось множество общих интересов в сфере сельского хозяйства, производства, торговли и внешней политики. Между ними нет таможенных пунктов, а для поездки в Беларусь россиянам не нужна виза.

Казахстан

Бывшая республика посчитала, что глупо отказываться от сотрудничества с Россией ввиду наличия множества взаимовыгодных точек пересечения. Наша страна до сих пор благополучно пользуется космодромом на Байконуре и имеет на территории Казахстана 5 военных баз. Кроме того, между государствами заключены торговые соглашения.

Армения

Географические особенности этой республики сделали ее несколько изолированной от остального мира, поэтому Россия самый выгодный для нее союзник и по территориальному признаку, и по степени надежности. У Армении уже были конфликты с Азербайджаном и Турцией, а наличие партнерских связей с более сильной державой — это гарантия мира.

Абхазия и Южная Осетия

Эти страны еще недавно были частью Грузии, но вышли из ее состава при поддержке России. Поэтому неудивительно, что они сохраняют с нами дружественные отношения. РФ заботиться о поддержании мира внутри них и на границах, а также способствует развитию национальной экономики и торговли.

Киргизия и Таджикистан

Эти республики из-за скудности национальных ресурсов входили в категорию «бедных» и выживали в основном за счет российских дотаций. Естественно, что после распада Союза они не стали отказываться от продолжения партнерства. Сегодня они входят вместе с РФ в СНГ, военный блок ОДКБ и ШОС.

Враги России из бывшего СССР

Недружественны к России следующие страны.

Украина

После распада Союза эта страна не раз заявляла о своей незалежности, но ввиду зависимости от российских ресурсов и инвестиций все оставалось на уровне громких лозунгов. Ситуация изменилась после смены президента и возвышения блока националистов, что привело к усилению ненависти к России, обострению и разрыву партнерских отношений.

Узбекистан

Сначала развивал отношения с российской стороной, но параллельно сотрудничал и с НАТО. Перевес в его пользу случился в 2014 году, когда на территории страны появился региональный филиал Североатлантического альянса.

Литва, Латвия, Эстония

Страны с четким антироссийским политическим курсом. В них старательно изживают все, что напоминало бы о союзном прошлом: начиная от притеснения русского языка и людей, говорящих на нем, и заканчивая сносом российских памятников.

Грузия и Молдавия

Нельзя назвать эти страны открытыми врагами России, но отношения с ними сложились скорее плохие, чем хорошие. Антироссийский курс был задан грузинским правительством во главе с Михаилом Саакашвили, а после его ухода с поста президента государство стало активно готовиться к вступлению в ЕС. В Молдове же к власти недавно пришел альянс «За европейскую интеграцию», который вообще ратует за вступление в состав Румынии и отказ от собственной автономии.

Источник

Отношения с бывшими республиками СССР

СССР распался, но сохранилась глубокая экономическая взаимозависимость, распад которой неизбежно привел бы национальные экономики к глобальным потрясениям. На базе глубокой интеграции предстояло построить новые экономические отношения. Кроме того, необходимо было принят меры, чтобы территориальные и политические противоречия не привели к войнам. Для решения этих задач в 1991 году было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ стало той площадкой, на которой бывшие союзные республики решали возникавшие противоречия и разрабатывали новые принципы сосуществования и сотрудничества. Было принято сотни совместных решений – в том числе Договор о коллективной безопасности (1992-1994), Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете и др.

Однако СНГ все же не принесло того эффекта, который от него ожидали. Многие принятые решения так и остались на бумаге. Объемы торговли в СНГ сокращались. Нарастали новые экономические и политические противоречия. Нередко их раздували из-за рубежа: многие страны Запада не желали, чтобы бывшие советские республики вновь объединились в новое мощное государство. И делали все, чтобы развести их в разные стороны, включить их в орбиту своего влияния.

В результате на постсоветском пространстве появлялись новые коалиции государств.
В 1998 году при поддержке США и других западных стран образовался ГУУАМ – политический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Он носил явно антироссийский характер, был нацелен на снижение ведущей роли России в Евразии. Однако ГУУАМ не выполнил своих задач, не оправдал

ожиданий его учредителей и стоявших за ними некоторых стран Запада.

Успешно решала Россия вопрос обеспечения стабильности вдоль своих границ. С помощью российских войск и при активном участии российской дипломатии удалось погасить военные конфликты в Южной Осетии,

Абхазии, Таджикистане, Карабахе, Приднестровье.

В целом благодаря усилиям России и других стран постсоветского региона удалось сохранить основные экономические и культурные связи между бывшими союзными республиками, избежать коллапса в экономиках республик и серьезных, неразрешимых конфликтов между ними.

65. Направленность и содержание современной социально-экономической политики и её итоги.

В мае 2008 года Д. А. Медведев подписал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в котором правительству поручалось разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих, в частности:

·преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращениеколичества разрешительных документов, необходимых для её осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;

·замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий.

16 декабря 2008 года Д. А. Медведев подписал указ «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия „Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры“ в форме присоединения КБ „Мотор“, КБОМ, КБТМ, КБТХМ, НПФ „Космотранс“, ОКБ „Вымпел“, ФКЦ «Байконур»» [98] . Реорганизация осуществлена в целях сохранения, развития и оптимизации использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов российской ракетно-космической промышленности для реализации федеральной программы создания космических и наземных систем.

В ежегодном послании Президента России Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года Д. А. Медведев заявил: «… надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеруСиликоновой долины и других подобных зарубежных центров».

18 марта 2010 года на встрече со студентами-победителями Олимпиад Д. А. Медведев объявил о планах создать в Сколкове на основе Московской бизнес-школы управления «Сколково» ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. 23 марта Д. А. Медведев в ходе проходившего в Ханты-Мансийске заседания президентской комиссии по модернизации объявил, что инновационный центр в Сколкове с российской стороны возглавит глава группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг

Заключение. В последние годы основные экономические показатели России незначительно, но повышались, что должно было положительно сказаться на уровне жизни населения. Однако дифференциация населения по уровню доходов, которая связана, прежде всего, с весьма невысоким уровнем дохода у малообеспеченных групп населения, низким уровнем социальных гарантий, значительная часть которых ниже величины прожиточного минимума, осталась высокой. При этом государственная поддержка абсолютно не в состоянии обеспечить защиту малоимущим слоям общества, что, как правило, ведет к еще большему усугублению их положения. Под угрозой в первую очередь пенсионеры и инвалиды. Средства, выделяемые матерям-одиночкам, так же не оставляют шанса нормально растить ребенка.
Проблемы в сфере жилья негативно влияют на демографическую ситуацию. Условия, в которых живет большая часть населения нельзя назвать нормальными и способствующими развитию человеческого потенциала. При этом стоит отметить, что огромное количество людей живет в зонах с плохой экологией.

В решении сложившихся проблем основная роль возлагается на государство, которое выражает интересы своих граждан, разрабатывает и принимает меры преодоления противоречий между социальной справедливостью и эффективностью рыночного хозяйства. При этом возникают проблемы, как с развитием эффективной экономики, так и с распределением дохода в пользу социальных нужд.

Формирование современной экономики требует учета социальных вопросов, воздействующих на показатели уровня жизни населения. Для реализации заявленной президентом стратегии социально-экономического развития Правительству придется пересмотреть многие фундаментальные составляющие экономической политики. Будет сложно отказаться от чрезмерной эксплуатации сырьевого потенциала страны, а также усовершенствовать правовую базу, без которой нормальное функционирование экономики просто невозможно, как невозможно и социальное благополучие.

.народарвенциина 18128 вв.народарвенциина 18128 вв

Источник

Отношения с бывшими республиками СССР.

СССР распался, но сохранилась глубокая экономическая взаимозависимость, распад которой неизбежно привел бы национальные экономики к глобальным потрясениям. На базе глубокой интеграции предстояло построить новые экономические отношения. Кроме того, необходимо было принять меры, чтобы территориальные и политические противоречия не привели к войнам. Для решения этих задач в 1991 году было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ стало той площадкой, на которой бывшие союзные республики решали возникавшие противоречия и разрабатывали новые принципы сосуществования и сотрудничества. Было принято сотни совместных решений – в том числе Договор о коллективной безопасности (1992-1994), Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете и др.

Однако СНГ все же не принесло того эффекта, который от него ожидали. Многие принятые решения так и остались на бумаге. Объемы торговли в СНГ сокращались. Нарастали новые экономические и политические противоречия. Нередко их раздували из-за рубежа: многие страны Запада не желали, чтобы бывшие советские республики вновь объединились в новое мощное государство. И делали все, чтобы развести их в разные стороны, включить их в орбиту своего влияния.

В результате на постсоветском пространстве появлялись новые коалиции государств.
В 1998 году при поддержке США и других западных стран образовался ГУУАМ – политический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Он носил явно антироссийский характер, был нацелен на снижение ведущей роли России в Евразии. Однако ГУУАМ не выполнил своих задач, не оправдал ожиданий его учредителей и стоявших за ними некоторых стран Запада.

Успешно решала Россия вопрос обеспечения стабильности вдоль своих границ. С помощью российских войск и при активном участии российской дипломатии удалось погасить военные конфликты в Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Карабахе, Приднестровье.

В целом благодаря усилиям России и других стран постсоветского региона удалось сохранить основные экономические и культурные связи между бывшими союзными республиками, избежать коллапса в экономиках республик и серьезных, неразрешимых конфликтов между ними.

88. Политические изменения в России 1990-х годов. Первые итоги и причины

трудностей демократических преобразований

Важной задачей того времени стало сохранение территориальной

целостности России. В 1991 году возникла угроза распада, республики,

входившие в РФ, объявили о своем суверенитете и отказа от статуса

автономий. Субъекты федерации требовали равноправия и большей

самостоятельности. Вносились предложения о создании конфедерации взамен

федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из

РФ. Отчисления в федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В

условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей,

обнищания населения элита национальных республик подогревала

националистические чувства. К осени 1991 года все автономные республики

провозгласили себя суверенными государствами. Большинство автономных

областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также

начали свою борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской

государственности во многом определялась противостоянием республиканских

региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала

в течение всего 1992 года.

К лету десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия

(Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или

прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали

сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.[5]

Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать

ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого

правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова,

например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР –

неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в

одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной

политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной

власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержку в

правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование

республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в

федеральный бюджет. В основе сепаратизма лежало желание республик

самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. И поэтому так болезненно

воспринималось то, что, например, в Татарии почти безвозмездно проводилась

перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных

поступлений России не был способен прокормить себя.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал

Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора

о разграничении полномочий между федеральными органами государственной

власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев,

областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург).

Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно.

Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами

Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны

договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с

Обостряются межнациональные отношения в некоторых регионах — конфликт

между осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика

разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между

ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у

федерального центра с Чечней, приведшие в последствии к затяжному военному

конфликту «по наведению конституционного порядка», отличившемуся большими

жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию

хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с

1991 года общая их численность достигла 1 миллион человек). Две трети из

них – русские по национальности.

Другим важным вопросом суверенитета был вопрос российской

государственности, о выборе формы правления: президентская республика

(сильный президент, формирующий правительство и имеющий право на роспуск

парламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильный

парламент, назначающий правительство) или смешанная форма — президентско-

парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба между

законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом

радикальных реформ значительной части общества, экономические трудности

лишили реформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили

блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться

главным источником собственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее

перестала устраивать возможность влиять на исполнительную власть за счет

численного преобладания в парламенте. Целью становилась власть и

возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал лозунг

митингов «Трудовой России» и Фронта национального спасения – «Вся власть

Советам». В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии в

окружении Президента взяли курс на роспуск парламента.[6]

В феврале 1992 года Президент предложил законодательной власти сделать

выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении

радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме

выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.

На протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя России

шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым все более

активно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в

центре и на местах была представлена органами Советской власти. В стране

фактически возникло двоевластие.

12 декабря 1993 года состоялся первые выборы законодательной власти и

референдум по одобрению проекта новой конституции, получил одобрение.

Конституция установила принцип разделения властей на 3 самостоятельные

ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой

государства является Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года,

определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует

Правительство. Законодательная власть — Федеральное Собрание, состоящее из

двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума). Выборы в Федеральное

Собрание и принятие Конституции закрепило суверенитет России. Декабрьские

выборы — первые выборы на многопартийной основе показали, что общественное

мнение колеблется, основная часть населения испытывает психологическую

усталость и дискомфорт в условиях резко меняющейся жизни. Результатом

явился выбор большой части населения: 25% голосов получила партия ЛДПР

(Жириновский), «Выбор России» Гайдара получил 15%. Создание Федерального

Собрания и принятие Конституции способствовали стабилизации общества, в

апреле 1994 года большинством политических партий и общественных

организаций был подписан Договор об общественном согласии.

В 1995 году состоялись выборы в 6 Государственную Думу. Наиболее

представительными оказались 4 партии и движения: КПРФ, ЛДПР, «Наш дом —

Россия», ЯБЛоко. Лидировали КПРФ и ЛДПР. В 1996 году состоялись выборы

президента, победил Ельцин с преимуществом в 13% голосов у Зюганова (КПРФ).

В ходе выборов президент опирался на определенную часть промышленно-

банковской элиты, в какой-то мере эта часть элиты оказалась более

влиятельной при принятии решении государства, что явно прослеживалось в

ходе 2 этапа денежной приватизации. А это в свою очередь вызвало

недовольство другой части, что усиливало общественно-политическую

Читайте также:

  1. V1.1.4) Отношения между родителями и детьми.
  2. VI этап. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.
  3. VI.1.3) Личные и имущественные отношения супругов.
  4. Аграрное производство и аграрные отношения
  5. Администативно-правовые нормы и административно-правовые отношения
  6. Административно-цравовые отношения
  7. Анализ средней заработной платы и соотношения темпов ее роста с темпами роста производительности труда
  8. Б) изучение потребительского поведения населения; отношения к средствам массовой информации, рекламе;
  9. Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения
  10. Банковская система России. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
Война в Чечне: причины и характер

Чеченская проблема-проблема нашей страны, она не сходила с первых страниц
газет, журналов практически на протяжении трех лет. Была темой для многих
программ на ТВ. Для большинства людей она так и осталась «непонятной
войной». Чеченская проблема из самой острой в современной российской
истории превратилась в самую скучную, но в то же самое время, оставаясь
актуальной. После прекращения боевых действий и начала переговорного
процесса интерес к этому конфликту несколько угас.
При слове Чечня первое, что приходит на ум-это ужасы, кровавые события.
Кажется, для того чтобы прекратить конфликт, нужно начать переговоры между
двумя противоборствующими сторонами. Но никто не хочет заниматься этой
насущной проблемой, все откладывают ее до лучших времен. Увы, многое
зависит от политиков, особенно в данном конфликте, когда Чечня показала на
что она способна (по своему мнению считает себя победительницей). Россия же
не горит желанием признать свое поражение, а, значит, и признать свои
ошибки. Ведь для нее война в Чеченской республике оказалась позором.
В своей работе я попытаюсь рассмотреть те причины, которые привели к
развязыванию конфликта, к началу этой ужасной войны. Нужно добавить, что
при рассмотрении проблемы нельзя руководствоваться только тем, что одна из
сторон была права, а другая виновата. Оба народа, так или иначе,
пострадали, оба понесли как материальные, так и людские потери.
Для разрешения конфликта нужно разобраться в причинах возникновения, а
для этого лучше обратиться к истории, потому что оттуда идут все причины.

Чеченская республика:
В начале 40-х гг. XIX в. складывается единое государство народов Чечни и
Дагестана — имамат Шамиля, — просуществовавшее до окончательного покорения
Кавказа Россией в 1859 г.
Втягивание северокавказского региона в экономическую систему
капиталистической России второй половины XIX в. объективно оказывало
положительное воздействие на социально-экономическое развитие края. В конце
XIX в. ударил первый нефтяной фонтан, начинается «нефтяная лихорадка».
Для всех социальных слоев Чечни Октябрьская революция и гражданская война
явились продолжение национально-освободительной борьбы против российского
колониализма. Ленин и большевики, обещавшие горцам землю и национальную
государственность, получили в Чечне безусловную поддержку.
Однако автономия Чечни (в рамках РСФСР), провозглашенная 30 ноября 1922
г., в условиях победившей советской власти оказалась фикцией. С середины
20-х годов против Чечни была по существу развязана новая война.
В 1934 г. Чеченская и Ингушская автономные области объединились в одну
Чечено-Ингушскую автономную область, которая 5 декабря 1936 г. была
преобразована в Чечено-Ингушскую АССР.
23 февраля 1944 года Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована с
насильственной депортацией народа в районы Казахстана и Средней Азии. Свыше
полумиллиона чеченцев и ингушей были депортированы. Холод, голод, тиф
обрекли нахские народы на вымирание: через год в живых не оставалось и 300
тысяч, остальные приняли мученическую смерть. Этому преступлению советского
государства есть юридическое определение – геноцид. Но в отличие от
фашистского геноцида сталинско-советский геноцид не получил осуждения, его
исполнители не наказаны, последствия до сих пор не ликвидированы.
В январе 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. Но при этом
оказались закрытыми для проживания нескольких горных районов Чечни, горцев
стали водворять в плоскостные аулы и в казачьи станицы.
И только с воздухом перестройки чеченцы получили глоток свободы. Были
поставлены на повестку дня вопросы обретения подлинного суверенитета. Это
стало возможным в результате тех крупных социальных, экономических и
культурных сдвигов, произошедших в республике за последние десятилетия.
Во второй половине 80-х годов процесс духовного роста миллионного
чеченского народа пошел семимильными шагами. Именно в Чечне зародились
первые на Кавказе политические партии и организации, независимые от
господствующей системы. В целом резко выросло национальное самосознание,
появились первые концепции дальнейшего политического развития республики по
пути независимости.
23-25 ноября 1990 г. в г. Грозном прошел общенациональный съезд
чеченского народа, собравший представителей всех слоев общества, всех
партий и движений. На нем была поставлена конкретная задача –
провозглашение суверенной Чеченской республики. Для реальной работы над
достижением этой цели был избран Исполнительный комитет.
Руководство Чечено-Ингушской республики во главе с Доку Завгаевым было
вынуждено отреагировать на это принятием Декларации о суверенитете. Однако
дальше сугубо декларативных заявлений дело не пошло.
Следует сказать, что с этого времени напряжение в республике начинает
расти. Завгаева в то время не особо любили в народе, не только потому, что
он был выходцем с равнины (у чеченцев придается большое значение тому,
откуда пришел человек), но к тому же его считали за ставленника Москвы.
Поэтому до 1991 г. Д.Завгаев пытался удержать власть за счет своего
авторитета, но он стал заложником августовских событий и был свергнут как
«сторонник ГКЧП» уже в Сентябре.
В результате выборов 27 октября 1991 г. был избран Президент Чеченской
Республики и Парламент.
1 ноября 1991 г. вышел Указ Президента о государственном суверенитете
Чеченской Республики, что означало ее реальный выход из состава Российской
Федерации. Но как всегда в жизнь это решение так и не удалось претворить.
В это время Дудаев вместе со своими сторонниками приобретает все большую
популярность, а уже в 1992 г. захватывает власть. За счет своих идей и
лозунгов ему удалось привлечь на свою сторону большое количество народа.
Идеи:
— восстановление Горской республики (одна из любимых идей), т.е. единое
государство, которое объединит все народы Кавказа.
— Провозглашение независимости Чечни.
Почему именно чеченцы возглавили поход Кавказа к всеобщей независимости –
это
легко объяснить (урезаны в правах, а, кроме того, чеченцы были возвращены
Хрущевым на их родные земли после 13-ти лет высылки, но не были
восстановлены в правах).

Удивительно то, что до начала ввода войск в Чечню чеченцы были
разделены между собой:
— региональные различия (3 региональных группы: Надтеречный р-н, Малая и
Большая Чечня).
В республике борьба между региональными группировками стала
доминирующим фактором политической жизни после начала перестройки.
— тейповые (около 180 тейпов), а тейпом считается родо-территориальная
общность (объединение потомков выходцев с “одной горы”).
Региональные и тейповые различия вступают иногда в противоречия.
А уже 26 ноября 1994 года был организован первый танковый штурм
Грозного, что означало: военные действия против Чечни начались. Мирное
население России было против применения военной силы по отношению к
Ичкерии. Военная сила – это крайний шаг. Москва стремилась к эффектному
военному решению чеченской проблемы (к маленькой, но победоносной войне,
которая укрепила бы положение кремлевской элиты).

Начало конфликта
(31 декабря 1994 г.)

Спустя несколько дней, а именно 30 ноября 1994 года Б.Н. Ельцин
подписывает секретный указ о вводе войск в Чеченскую республику.
“Когда шах сходит с ума, он идет походом на Кавказ.”
31 декабря 1994 года – официальный ввод войск в Чечню.
Межнациональный конфликт в самом разгаре, нет пути назад. Применить силу
военных всегда легко, особенно при разрешении конфликта. Каждая страна
накопила опыт в этой сфере, а Россия — тем более (пожалуй, других способов
решения конфликтов российская дипломатия не знала, или, по крайней мере, не
хотела применять).
Следует сказать, что основными причинами этого конфликта были не
только, как принято считать, нефтяные интересы политической и экономической
элит (хотя они сыграли не последнюю роль), а также стремление Чечни к
независимости. Другими причинами были и последствия развала Советского
Союза, когда у Чечни появилась возможность создать свою армию (после вывода
бывших советских войск на территории Чечни осталось брошенное оружие, кроме
того, были установлены связи по доставке оружия).
Чеченцы считали, что в истории нет такой силы, которая смогла бы
подчинить их. Поэтому после начала войны объединительным началом для всех
чеченцев стали национальные идеалы и интересы.
Причины совпали с целями, как у российской стороны, так и у
чеченской.
К середине марта 1995 г. общая численность личного состава законных
вооруженных формирований, без учета потенциальных резервов в горных
районах, насчитывала более 9 тыс. человек, из которых наемники и
добровольцы из ближнего и дальнего зарубежья составлялиболее 3,5 тыс.
человек.
На их вооружении имелось: танков — около 22 ед., БМП (БТР) -32-
36 ед., орудий ПА и М — 35-42 ед., установок РСЗО БМ-21 — 5-7ед., ЗСУ
(ЗПУ) — 16-18 ед. При этом с началом февраля месяца было отмечено
увеличение числа бронетехники в два раза, орудий ПА и М -в среднем на 10-
12 единиц за счет ремонта, налаженного на промышленных предприятиях ряда
населенных пунктов, в том числе Шали и Гудермеса, а также поставок из
Азербайджана через территорию Дагестана. Следовало учитывать также наличие
некоторого количества танков с неисправностями различного характера,
используемых в качестве стационарных огневых точек.
Командование незаконных вооруженных формирований проводило
активную работу по совершенствованию обороны в западной, восточной и
юго-восточной зонах ЧР и созданию партизанских баз в горных районах юга
республики, продолжало перегруппировку сил и средств с целью
подготовки к дальнейшему сопротивлению федеральным войскам. Основ-
ные усилия при этом сосредоточивались на укреплении обороны на
гудермесском и шалинском направлениях.
Центральная группировка НВФ насчитывала свыше одной тысячи человек
и имела на вооружении: танков — 3-4 ед. (кроме того, отдельные танки
использовалось в качестве стационарных огневых точек),БМП (БТР) — 4-6
ед., орудий ПА и М — 7-8 ед., установок РСЗО БМ-21 — 1-2 ед., ЗСУ (ЗУ) —
2-3 ед. Перед ней ставилась задача удерживать занимаемые позиции южнее
Грозного, в пригородах столицы республики и близлежащих населенных
пунктах, активизировать диверсионно-террористическую деятельность и
обеспечить выигрыш во времени для продолжения работ по созданию в
восточных районах новых рубежей обороны, в западной части территории Чечни
— узлов сопротивления, а на юге и юго-востоке — партизанских баз.
Восточная группировка незаконных вооруженных формирований в
сложившейся ситуации становилась главной, поскольку центр активного
вооруженного противостояния федеральным войскам переместился в вос- точные
районы республики, где продолжались инженерные работы по созданию и
совершенствованию рубежей обороны и узлов сопротивления, имелись
боеспособные вооруженные формирования, были созданы запасы оружия,
боеприпасов, медикаментов и продовольствия для автономного ведения
боевых действий в течение продолжительного времени. Общая численность
личного состава этой группировки превышала 6 тыс. человек. На ее
вооружении имелось: танков — 5-6 ед., БМП (БТР) — 11-12 ед, орудий ПА и М
— 10-12 ед., установок РСЗО БМ-21 — до 3 ед., ЗСУ (ЗУ) — 3-4 ед.
Основные усилия были сосредоточены на удержании городов Аргун и
Гудермес. Город Гудермес был объявлен временной столицей Чечни и должен
был стать по выражению Д. Дудаева «неприступной крепостью».
Западная группировка сосредоточивалась в районе Бамут, Самаш-
ки, Ачхой-Мартан, Асиновская, Аршты. Численность ее личного состава
составляла около трех тысяч человек. На их вооружении имелось: танков — 3-4
ед., БМП (БТР) — 3-4 ед., орудий ПА и М — 4-5 ед., установок РСЗО БМ-21 —
2-3 ед., ЗСУ (ЗУ) — 2-3 ед.
Населенные пункты в приграничных с Республикой Ингушетия райо-
нах Чеченской Республики, покинутые местными жителями, были превра-
щены в хорошо оборудованные в инженерном отношении узлы обороны
Отмечалось сосредоточение отрядов и групп незаконных вооруженных
формирований общей численностью до одной тысячи человек в Бамуте.
Северная группировка была создана, главным образом, для
проведения диверсионно-террористических акций на железных дорогах. Она
насчитывала более одной тысячи человек и имела на вооружении: танков — 1-2
ед., БМП (БТР) — 1-2 ед., орудий ПА и М — 2-3 ед., ЗС (ЗУ) — 1-2 ед..
Эта группировка действовала разрозненными группами по 20-50 человек и при
необходимости могла быть усилена за счет сил восточной группировки.

Цели России:
1. экономические интересы (нефть)
2. политические расчеты (стремление поднять авторитет центральной власти)
3. правовые заботы (навести порядок в Чечне)
4. державные чувства (сохранить целостность России и укрепить ее).

Цели Чечни:
1. стремление отстоять независимость
2. создание исламского государства
3. отражали интересы новой зародившейся политической элиты.
Внешне действия чеченской стороны выглядят привлекательнее: она
оборонялась, а российская – нападала; масштабы разрушений и гибель людей
от российских войск весьма значительны. Но никто не может оправдать эту
войну с чеченской стороны. Путь переговоров с одновременным разоружением
давал немалые выгоды, была возможность широко применить стратегию и тактику
ненасильственного сопротивления.
Ведущее значение в характеристике этой войны имеет ее правовая
оценка. Согласно Конституции Президент не имеет право решать вопросы войны
и мира, они являются прерогативой парламента. С момента, когда полицейская
акция переросла в войну, Президент обязан был руководствоваться решениями
парламента. Тем более что 8 декабря 1994 года Совет Федерации принял
постановление, в котором указывалось: “Не допускать применения силы на
территории Чеченской республики до принятия в соответствии с Конституцией
РФ компетентными органами иного решения”. Однако Президент произвольно
подменил парламент СБ, не имеющим властных полномочий. Война в Чечне была
развязана.
Военные действия в Чечне прекращены, а определение статуса Чеченской
республики отложено на пятилетний срок. Поэтому о разрешении этого
конфликта говорить еще рано.
Несмотря на это, Чеченская республика считает себя независимой. А.
Масхадов прилагает все усилия, чтобы добиться международного признания
республики, т.к. страны Европы смогут в дальнейшем повлиять на решение
России о статусе Чечни.
На сегодняшний день никто не хочет заниматься этой проблемой, потому
что, если Россия признает независимость Чечни, то она также признает свое
поражение в этой “позорной” войне.
Мне кажется, несмотря на то, что предоставление независимости Чечне
идет в разрез с российской политикой, Чечня заслужила ее ценой своей крови
и огромными потерями. А также, приняв это решение, снимется ряд насущных
проблем:
1. беженцы (уменьшится поток)
2. возвращение военнопленных и заложников

Проведение операции по разоружению незаконных вооруженных фор-
мирований на территории Чеченской Республики являлось наиболее
крупным применением федеральных войск для разрешения кризиса
внутри России.
Соединениям и частям федеральных войск противостояли хорошо
подготовленные, вооруженные современными вооружением и военной тех-
никой формирования, отличающиеся высоким моральным духом личного
состава. Кроме того, Д. Дудаев не погнушался привлечь наемников и
добровольцев из государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Части и подразделения Вооруженных Сил были решающей силой при
выполнении поставленных задач. Они успешно вели боевые действия как
вне населенных пунктов, так и при овладении ими.
В ходе ведения операции совершенствовались слаженность органов
управления и подготовка подразделений и частей.
Анализ развития военно-политической обстановки в Чеченской
Республике с приходом к власти Д. Дудаева, мер, принимавшихся рос-
сийским руководством по разрешению чеченского кризиса, подготовки и
проведения операции по разоружению незаконных вооруженных формиро-
ваний позволяет сделать ряд выводов, учет которых в последующем мог
бы существенно облегчить решение задач, аналогичных тем, которые
пришлось решать в Чечне.
В основе возникновения вооруженного конфликта лежит
постепенное обострение различных противоречий (политических, терри-
ториальных, экономических, межнациональных и др.) В своем развитии
он претерпевает несколько этапов (зарождение, обострение, кризис),
что позволяет сделать процесс разрешения конфликта управляемым. Его
разрешение — общегосударственная задача, а не только военных. Она
должна решаться применением комплекса дипломатических и военных
мер. Использование всего арсенала мирных средств с опорой на воен-
ную мощь позволяет предотвратить конфликт на ранней стадии. Основ-
ным узким местом в организации предотвращения конфликта остается
отсутствие, несогласованность, а порой и противоречивость существу-
ющего законодательства.
Политическим руководством, органами государственной власти
Российской Федерации в 1991-1994 г.г. предпринимались некоторые
попытки разрешить чеченский кризис мирным путем. Однако, они заклю-
чались в основном в стыдливой констатации фактов антиконституцион-
ных действий дудаевского руководства, издании указов, постановлений
и других документов, носивших, как правило, декларативный характер.
Конструктивные практические шаги по принятию действенных политичес-
ких мер по локализации зреющего нарыва в Чечне предприняты не были.
Все это позволило Д.Дудаеву и его сторонникам превратить республику
в криминальную экономическую зону, создать достаточно подготовлен-
ные и оснащенные вооруженные формирования.
Руководством России практически не была проведена работа по
формированию общественного мнения населения страны относительно
необходимости применения силы для разрешения чеченского кризиса.
Отсутствие единства взглядов по этому вопросу у представителей
органов федеральной исполнительной власти с одной стороны и законо-
дательной — с другой, противоречивая полемика в средствах массовой
информации препятствовали выработке у россиян твердой позиции в от-
ношении Чечни, а также убежденности в необходимости применения
войск для разрешения кризиса.
Кроме того, развернутая к этому времени в средствах массовой
информации кампания, формирующая извращенное представление о роли и
месте армии в решении задачи по разоружению незаконных вооруженных
формирований Чечни,выступления руководителей ряда регионов России и
депутатов Госдумы, протесты комитетов солдатских матерей и некото-
рых других общественных организаций крайне негативно сказались на
морально-психологическом состоянии личного состава Вооруженных Сил,
войск (сил) других ведомств, принимавших участие в восстановлении
конституционного порядка и разоружении незаконных вооруженных
формирований на территории Чеченской Республики.
Уже с началом выдвижения российские войска столкнулись с про-
явлениями вполне определенной солидарности с дудаевским режимом со
стороны некоторой части населения Ингушетии и Дагестана. Это выра-
зилось в попытках ингушей и дагестанцев, проживающих в приграничных с
Чечней районах, воспрепятствовать продвижению российских войск вплоть
до проведения открытых вооруженных акций против некоторых подразделений.
Эти акции зачастую осуществлялись при прямом участии силовых структур
указанных автономий и с молчаливого согласия их руководителей самого
высокого ранга. Учет данного фактора и выработка мер по преодолению
последствий его воздействия должны стать
одной из первоочередных задач Центра.
Обострение чеченского кризиса активизировало деятельность ряда
общественно-политических, религиозных и других сил и движений на
Северном Кавказе, в Закавказье, странах ближнего и дальнего зару-
бежья, которые на лозунгах исламской солидарности, горского братс-
тва и им подобных пытались организовать поддержку и помощь режиму
Д.Дудаева.
Нейтрализация негативной роли подобных организаций должна быть
задачей как политической, так и юридическо-правовой и даже, в ка-
кой-то мере, силовой. Ее решением должны заниматься, главным обра-
зом, федеральные и местные административные органы власти, органы
юстиции, правопорядка и безопасности. При этом необходимо исходить
из того, что на территории Российской Федерации недопустима безна-
казанная деятельность любых организаций, выступающих в поддержку
антиконституционных сил против территориальной целостности российс-
кого государства.
Чеченский кризис и развитие реальной обстановки в других севе-
ро-кавказских автономиях свидетельствуют о том, что Центр в значи-
тельной мере ослабил контроль над этим регионом юга России, слишком
доверившись национальным администрациям.
Как показал опыт применения войск в Чеченской Республике, лич-
ный состав не был в полной мере готов к выполнению такого рода за-
дач без дополнительной подготовки . Поэтому необходимо изыскивать
новые формы и способы подготовки войск, проведению боевого слажива-
ния по укороченной программе. Необходимо выработать систему укоро-
ченной подготовки с определением основных, минимально необходимых
предметов обучения, тем занятий и порядка их проведения. Эта систе-
ма позволит ускоренно готовить войска к боевому применению не толь-
ко в ситуации, подобной чеченской, но и при проведении боевого сла-
живания в ходе мобилизационного развертывания войск. Такая укоро-
ченная подготовка может быть применена и при недостатке денежных
средств на боевую подготовку. При подготовке личного состава и под-
разделений к выполнению боевых задач необходимо уделять внимание
одиночной подготовке и действиям в составе подразделений в пешем
порядке без поддержки боевой техникой.
Боевой опыт, полученный в ЧР показал, если на первых этапах
боевых действий по различным причинам в управлении подчиненными со-
единениями, частями и подразделениями были допущены звачительные
ошибки, то в последующем из этого делались выводы и без детального
решения вопросов управления, особенно взаимодействия и связи, опе-
рации не проводились. Практика показала, что значительно сложнее
было отработать вопросы взаимодействия с войсками МВД и ВВ, но в
дальнейшем, с приобретением боевого опыта, и эти вопросы решались
на должном уровне.
Таким образом, несмотря на все имевшие место недостатки и
просчеты, проведенный анализ боевых действий показал, органы управ-
ления всех степеней, соединения, части и подразделения, выполнявшие
боевые задачи в ходе проведения специальной операции по разоружению
НВФ на территории Чеченской Республики, на всех этапах с поставлен-
ными перед ними задачами справились успешно, при этом личным соста-
вом были проявлены образцы мужества и героизма.

90. Изменения в политическом руководстве страны, произошедшие в результате президентских выборов весны 2000 года, послужили началом для проведения серии реформ, затронувших как политическую систему, так и различные сферы экономики России. Важным отличием реформ, проводимых администрацией нового российского президента, было то, что в сравнении с преобразованиями 1991 – 1999 гг. деятельность В.В. Путина была направлена на решение вполне конкретных политических задач, в первую очередь – укрепление российской государственности. При этом, экономическая ситуация оказывала определяющее влияние на политические события в стране. В условиях, когда более 30% населения имели доходы ниже прожиточного минимума, достижение политической и социальной стабильности превращалось в неразрешимую проблему. Необходимо было так же учитывать высокую степень социальной дифференциации российского общества и значительный разрыв между отдельными социальными слоями.

Ключевая роль в разработке и реализации долгосрочных программ развития экономики страны перешла в мае 2000 года к Министерству экономического развития и торговли во главе с Г. Грефом. Подготовленный министерством проект программы предусматривал рост уровня доходов граждан России и увеличение ВВП страны в 2000 – 2010 гг. в 2 раза. Разработка программы делала более прочными позиции администрации президента и российского правительства, т.к. свидетельствовала о намерении руководства страны нести ответственность за результаты своей деятельности и проводить ее на долгосрочной основе – как минимум в течение ближайших 8 лет. Ту же цель преследовали реформы в политической системе, начало которых совпало с активизацией экономической политики Правительства России весной 2000 года.

В мае 2000 г. территория страны согласно указу президента была разделена на 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента, соединившими в своих руках широкий круг административных функций, в том числе в социально-экономической сфере.

В июне 2000 г. началась реформа Совета Федерации, полностью изменившая порядок избрания (назначения) его членов и удалившая из его состава многих, достаточно известных, региональных лидеров. При этом, выступления сторонников президентской программы действий не ограничивались общими замечаниями о необходимости «наведения порядка » в стране. Их позиция сводилась к тому, что в России помимо совершенствования системы исполнительной власти должна была быть создана новая «президентская» вертикаль власти.

В одном из своих выступлений В.В. Путин еще до избрания заявил, что Россия из федерации фактически превратилась в подобие конфедеративного государства, в котором власть в регионах находиться в руках местных элит, часто неподконтрольных центру. Таким образом, необходимость укрепления государственной власти связывалась с проблемой сохранения единства страны, а так же с тем, что на местном уровне власть оказалась у руководителей, монопольно владевших и распоряжавшихся экономическими ресурсами. Подобное положение сложилось к началу 2000 г. в нескольких субъектах России в том числе в национальных республиках, регионах Сибири и Дальнего Востока. Правительство РФ весной 2000 г. предприняло первые шаги для того, чтобы изменить соотношение между различными уровнями власти. Для регулирования отношений между федеральным центром и регионами был предпринят отказ от политики бюджетного федерализма и переход к большей централизации финансовых ресурсов в стране. Эта мера оказалась наиболее действенной. Если к 2000 г. соотношение налогов, распределяемых между бюджетами двух уровней (федеральным и субъектов федерации) составляло 1 : 1, то к 2003 г. в регионах оставалось чуть более 30% собранных налогов, а в пользу федерального бюджета поступало более 60%. Федеральный центр получил больше возможностей для реализации целевых экономических и социальных программ, проводимых как в масштабах всей страны, так и в отдельных регионах; резко вырос объем средств, поступающих в федеральный бюджет, который увеличился почти в 2 раза за тот же период. Одновременно с этим, региональные лидеры оказались в большей зависимости от центра т.к. лишились большей части своих неформальных привилегий.

Появилась возможность для постепенного преодоления неравенства в уровне социально-экономического развития между отдельными субъектами РФ и такая политика (в том числе по выравниванию многих социальных показателей, например уровня жизни) стала приоритетной для российского правительства с 2001 г.

В 2003 г. Правительством была разработана и утверждена программа по выравниванию социально-экономических показателей регионов, которая предусматривала уменьшение числа субъектов РФ, отстающих по уровню экономического развития, на 25% в период с 2003 по 2010 гг.

Другим важным шагом к повышению роли государства в российской экономике стало создание указом президента в ноябре 2001 г. Федерального комитета по финансовому мониторингу и контролю. Новая правительственная структура должна была следить за движением финансовых потоков в стране и выступать в роли сдерживающего органа для массового российских капиталов за рубеж. Политическое значение создания Комитета заключалось в том, что его работа была направлена в первую очередь на контроль за деятельностью представителей крупного российского бизнеса.

Результаты этих преобразований стали очевидны уже к началу 2003 г. Как показали данные социологических исследований, проведенных фондом «Общественное мнение» в 2001 – 2002 гг., позитивные изменения в сфере экономики отметили 19% опрошенных, негативные – только 10%. Для социальной сферы полученные результаты составили 14% и 6% соответственно. В целом, 60% опрошенных положительно оценили результаты реформ периода 2000 – 2003 гг. и только 13% – отрицательно. Высокой оказалась и степень доверия к деятельности федеральных властей и к их представителям – надежды на позитивные изменения в будущем выразили более 40% опрошенных.

Таким образом, проведение преобразований, объединенных в систему мер, позволило новому российскому президенту не только реформировать политические институты, развивать социальную сферу и экономику, но и добиться решения конкретных политических задач – в первую очередь укрепления собственной популярности и авторитета.

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 43 ; Нарушение авторских прав

Источник

Читайте также:  Государственные агентства по странам
Adblock
detector