Основные черты моделей западноевропейских стран

Характерные черты и отличия соц-эконом моделей развития ведущих стран ЕС. Германская модель. Французская и итальянская модель. Скандинавская модель.

Западноевропейскую модель в целом можно определить как корпоративистскую модель, т.е. базирующуюся не столько на индивидуализме участников, как в США, сколько на их хозяйственных, профессиональных, профсоюзных и др объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения.

Верховный арбитр — экономически сильное государство, интересы частного бизнеса нередко ограничиваются в интересах остальных участников общества, но социальные гарантии высоки, и поэтому имущественное расслоение невелико. Вступающие в ЕС страны также ориентируются на эту модель.

Общие и особенный черты моделей:

Швеция – наиболее социально-ориентированная, активное участие государства в социальной сфере, контроль государства косвенными методами (мощные налоги).

Затем немецкая и французские модели — они похожи – социально-рыночные модели. Традиционно высокая роль государства, оно не только регулирует частный сектор, но и участвует в экономике, также социальная направленность политики.

Итальянская модель из всех четырех – наименее ориентированная на соц.сферу, хотя все равно там уделяется очень много внимания соц.сфере. Более либеральный характер экономики, участие государства в экономике небольшое.

Германская модель(социально-рыночная, ближе к корпоративистским, чем к либеральным моделям хозяйственного развития)

— соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью.

Первостепенное значение — свободный рынок, а затем – соц справедливость через механизм государственной перераспределительной политики, постоянная поддержка тех, кто испытывает соц трудности в нерегулируемом капитализме. Экономическая активность государства связана с широкими обязательствами в обеспечении благосостояния.

Особенности:1) традиционно высокая роль государства в экономике, 2) поддержка свободы предпринимательства, зародившаяся в начале XIX века, 4)содействие конкуренции,5) значительное влияние различных союзов/корпораций, 6) развитие со времен реформ Бисмарка «социального государства»

3 модификации за время развития:

1) попытку внедрить «глобальное регулирование» (с масштабнвми неокейсианскими инструментами регулирования) в конце 60 — начале 70-х

2) частичный переход к политике стимулирования предложения и монетаризму в 80-е гг.

3) начата Шредером и продолжена Меркель Программа реформ, в марте 2003 г. «Повестка дня-2010», носит комплексный характер — от снижения налогового бремени до повышения инновационности немецких фирм, но нацелена на либерализацию рынка труда, на смягчение регламентации найма (упрощение процедуры увольнений) и на снижение степени соц защищенности безработных (уменьшение размеров и сроков выдачи пособий)

Роль гос-ва:

— активно воздействует на формирование предпринимательской среды, сочетая методы финансового и антимонопольного регулирования + содействие мелкому и среднему бизнесу

— активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.

— поддерживает молодежь, фермеров, малообеспеченные семьи, а также мелкие и средние фирмы, которые не могут противостоять напору крупных компаний и ТНК. Затраты на соц. обеспечение – 29,8% ВВП.

Германская предпринимательская среда характеризуется столкно­вением мощного предпринимательского духа, сочетающего инновационность и прилежание с расчетом и основательностью, и строгой системы правил и ответственности, в том числе и социальной.

Финансовые рынки в стране развиты в меньшей степени, чем в США или Великобритании. Причиной тому — специфическая «банкоцентристская» модель финансирования предприятий: основной ис­точник внешних капиталов — банковские кредиты.

Французская модель

Факторы влияния:

— итоги Второй мировой войны. Общие потери, связанные с участием в войне и оккупацией, превышали четвертую часть национального бо­гатства Франции

— необходимо было в первую очередь резко усилить и модернизировать эконом потенциал страны, а на этой основе — и полит вес, изменить общий характер французской экономики.

Реализация: разнообразные формы сращивания гос и частных структур в экономике.

В результате Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трех программ приватизации в период неолиберальной революции в 70-90-е гг. XX в. и в первые годы XXI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20% ВВП Франции.

Читайте также:  Самыми густонаселенными районами страны являются япония

Другой способ — это усиление гос регулирования через бюджет. По отноше­нию к ВВП его размеры увеличились до более чем 50%.

Черты:

1) Наличие развитого механизма смешанной экономики является характерной чер­той французской модели.Но в современных условиях в этом механизме происходят сущест­венные изменения. Во взаимоотношениях между государством и част­ным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффектив­ность.

2) высокая степень «со­циализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими крупными странами сопоставим лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США.

3) отказ от традиционно присущего Франции про­текционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию.

Двуединая задача: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики соц ответственности, что в итоге приводит к общественному согласию.

Экономическая политика ориентирована:

— на долгосрочную конкурентоспособность,

— гарантированность занятости населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий,

— отказ от протекционизма,

— государство инвестирует в автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной заработной платы.

Итальянская модель\

Итальянская социально-экономическая модель по многим при­знакам более близка к «рейнской», чем к англо-американской модели.

Факторы влияния: 1) запоздалое объединение ранее самостоятельных областей в единое го­сударство и, соответственно, поздняя индустриализация, 2) жесткая конкуренция со стороны более сильных государств, 3) развитие капитализма в этой стране опиралось на постоянную и активную поддержку государ­ства.

Роль гос-ва:

— содействовало накоплению капитала с помощью та­ких орудий, как налоговая политика, протекционистские пошлины, ассигнование из бюджета огромных средств на создание благоприят­ных условий для развития промышленности путем строительства же­лезных дорог, проведения общественных работ и предоставления государственных заказов, а также субсидирования строительства крупных предприятий тяжелой промышленности

— Масштабы гос вмешательства в экономику значительно возросли в межвоенный период и особенно после Второй мировой войны, дало возможность Италии превратиться в развитую страну. (Максимальных размеров гос сектор в экономике Италии достиг к началу 90-х гг., когда на гос предприятия приходилось около трети промышлен­ного производства, а доля банков, прямо или косвенно контролируе­мых государством, составляла 80%)

Признаки отсталости:

— существование на ее территории обширных отсталых регионов (попытка правитель­ства в послевоенный период путем крупных инвестиций ликвидиро­вать отставание Юга не увенчались успехом, более того, стала одним из главных факторов дефицита госбюджета и инфляции)

— большая роль теневой экономики, преимущественная спе­циализация на производстве потребительских товаров,

— низкий уровень расходов на НИОКР.

В начале 90-х гг. правящие круги страны изменили экономический курс. Среди основных направлений новой экономической политики выделяются проведение приватизации, жесткой бюджетной эконо­мии, сокращение государственного долга, реформы налоговой систе­мы, соц обеспечения и рынка труда.

Социальной сфере внимание уделяется, но в меньшей степени, чем в Скандинавии или Германии.

Скандинавская модель

понятие «скандинавская модель» не имеет исчерпывающего определения. В качестве ее особенностей часто выделяют либо эконо­м или соц политику, а ярким воплощением модели считают Швецию.

Основные черты скандинавской модели начали складываться в 1930-е гг. и окончательно оформились в начале 1950-х гг.:

· гармоничное распределение национального дохода между граж­данами через налоговую систему и государственный бюджет;

Читайте также:  Инновации как фактор повышения конкурентоспособности страны

· поддержание взаимопонимания и согласия между трудом и ка­питалом;

· поддержание баланса власти путем сосредоточения полит власти в руках социал-демократов, а экономической — в руках буржуазии;

· развитие гос сектора (прежде всего на базе произ­водства общественных услуг как регулятора общественного воспроиз­водства) при преобладании частного;

· реальное уравнивание в эконом и соц правах, не говоря уже о политических, всех граждан вне зависимости от пола и возраста и т.д.

Три этапа развития: 1) довоенные 1930-е гг., 2) послевоенные годы вплоть до середины 1970-х гг., 3) последующие десятилетия.

Однако с начала 1990-х гг. заговорили и о возможном четвертом этапе развития, когда скандинавская модель стала меняться под воздействием модели социально-экономического развития в рамках ЕС, хотя речь может идти лишь о модернизации модели, а не ее упразднении.

Скандинавская модель — это развитая рыночная экономика со зрелой соц инфраструктурой. Основной осо­бенностью этой модели является предельная социализация, которая возможна в условиях рыночной экономики. Доля частного сектора в экономике составляет 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15% (30% занятых).

Роль гос-ва: 1) не столько производит ВВП, сколько перераспределяет через налоговую систему доходы, получаемые в частном секторе, 2) осуществ­ляет весьма строгий контроль за деятельностью частного бизнеса, сле­дит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех чле­нов общества, 3) разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национально­го хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия).

Финансовой основой является гос бюджет, который предполагает достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен весьма высокий уровень налогов (в Швеции, Норвегии и Дании налоги 51-63% ВВП, а доля гос расходов на соц цели в ВВП этих стран выше 40%)

Источник

Западноевропейская модель экономического развития. Социальное рыночное хозяйство

В Западной Европе (ЗЕ) после Второй мировой сложилась общественная система рыночно-государственно регулируемого, социально ориентированного капитализма. Отличительные черты социально-рыночной модели:

1) Поддержка малообеспеченных и социально не защищенных слоев населения.

2) Государство играет наиболее активную роль в регулировании экономики, расходуя бюджетные и внебюджетные средства на социальные нужды.

3) Активное госрегулирование также компенсирует то, что западноевропейские ТНК, как правило, уступают по потенциалу и мощи американским и японским аналогам;

4) Термин «социальное рыночное хозяйство»(1947г. Альфред Мюллер) включает возможность независимого существования субъектов хозяйствования и повышение роли государства в формировании системы социальных гарантий, подготовке инфраструктуры, что позволяет повысить уровень благосостояния (пример ФРГ);

5) Если в США и Японии индивидуализм явно превалирует над солидарностью, то в ЗЕ — относительный баланс между ними при ведущей роли индивидуализма.

Проведение подобной политики обеспечивается:

1) Наличием прогрессивного налогообложения (сокращение разрыва в доходах)

2) Бюджетные дотации малообеспеченным слоям населения

3) Создание развитой системы социального страхования и инфраструктуры (в сферах как образование, здравоохранение)

Эффективность социально-рыночной экономики (-):

1) Вывоз национального капитала в страны с меньшей тяжестью налогов

2) Низкая мотивация местного населения к непрестижным видам труда, возникновение социальной напряженности, иждивенчества

3) Перегруженность бюджета социальной составляющей

Западная модель характеризуется наибольшей степень открытости мировому хозяйству и интернацализации хозяйственной жизни.

Выражается прежде всего в состоянии внешней торговли. Так, экспортная и импортная квоты стран ЕС — вблизи 30%-ной отметки (США — 9-11%, Япония — 11-13%). Это во многом обусловлено ограниченностью ресурсной базы региона и узостью внутренних рынков западноевропейских стран. Открытость такого рода ставит западноевропейскую экономику в сильную зависимость от изменения ее конкурентоспособности в мире хозяйства, от временных экзогенных неэкономических факторов (военно-полит ситуации). Но после окончания «холодной войны» влияние этих факторов на ЗЕ резко уменьшилось.

Читайте также:  Военная организация зарубежных стран

Что касается движения капитала, более 60% прямых зарубежных инвестиций Западной Европы — за пределами региона. Дело в том, что по условиям инвестирования страны ЗЕ близки, так что взаимное инвестирование приносит ограниченные выгоды. Поэтому инвесторы ищут страны и регионы, где инвестиционный климат принципиально лучше (США, НИС, наиболее перспективные государства третьего мира).

Для ЗЕ первостепенную роль во внешнеэкономических связях сегодня играют отношения с двумя другими «центрами силы» и прежде всего с США.

Вопрос 7 Основные черты и особенности восточно-азиатской модели. Корпоративная экономика.

Индустриальными Странами, такими как Республика Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, за которыми последовали некоторые государства ЮВА, такие как Малайзия, Тайланд и Индонезия. Эти страны, когда-то отстававшие от развитых экономик, использовали накопленный ими опыт и технологии, чтобы сократить образовавшийся разрыв. Такое поведение получило название «стратегии догоняющего развития», основой которого является т. н. «технологическое заимствование». Технологическое заимствование у лидирующих стран является основным источником роста для менее развитых экономик. При этом, как отмечают многие исследователи, чем позже страна встает на путь индустриализации хозяйства, тем больше накопленный другими государствами объем технологий, которые можно заимствовать, и, соответственно, тем быстрее ее экономический рост.

Географическая концентрация стран, использовавших данную статегию, а также схожие методы стимулирования экономического роста(все они в той или иной степени копировали японский опыт) стали причинои возникновения термина «восточно-азиатская модель» экономического развития.

Данная модель действует в странах Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Ее ключевыми особенностями являются своеобразная восточная клановость, тесное переплетение интересов предпринимателей и государства, экспортная ориентация национальной экономики. Обеспечение быстрых темпов роста экономики требовало высокого уровня накопления. Оно практически целиком обеспечивалось внутренними сбережениями, любой компонент которых был большим по интернациональным стандартам. Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Она поощряет лояльность и высокий уровень профессионализма работников. Отношение между работниками и работодателями носит патерналистский характер. Особенность экономической модели состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства. Государственное предпринимательство в послевоенный период занимало скромное место. В стране широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. Общегосударственные экономические планы — это своего рода государственные инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства. То есть экономическое планирование носит рекомендательный характер. Государственный сектор не большой, но имеет очень сильное влияние. Важным фактором является постоянная работа о повышении квалификации работника, фирма расходует на это внутрифирменные и государственные деньги. Корпоративная перекрестная система участий защищает менеджеров от нетерпеливости акционеров позволяя сконцентрироваться на долговременной инвестиционной перспективе. В отличие от США японский капитализм устремлен в долгосрочную перспективу развития. Присутствуют специфические формы организации труда (группирование интересов). В данной модели присутствует высокая экономическая свобода и строгая трудовая этика. Однако достоинства японской модели в настоящее время стали корнем всех проблем национальной экономики. Компании, защищенные от полномасштабного действия на них рыночных сил, затрудняются эффективно использовать свой капитал. В данной модели присутствует высокая экономическая свобода и строгая трудовая этика.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2511 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью