Основную транспортную ось этой страны образует скоростная железнодорожная магистраль синкансен

Основную транспортную ось этой страны образует скоростная железнодорожная магистраль синкансен

Япония

Основную транспортную ось Японии образует скоростная железнодорожная магистраль «Синкансен», проходящая вдоль всего Тихоокеанского пояса. Общая длина магистрали «Синкансен» около 1100 км. Поезда идут по ней со скоростью 200 км/час и более. Тоннель «Сейкан» проложен на глубине 100 метров под дном пролива Цугару и соединяет острова Хонсю и Хоккайдо. Длина тоннеля 54 км. Тоннель значительно ускорил движение поездов на линии Токио-Саппоро.

Япония обладает очень крупным и современным торговым флотом. Густота сети автодорог с твёрдым покрытием составляет более 110 км (на 100 км2).

В сельском хозяйстве занято 6 млн. человек, а обрабатываемые земли составляют 16% территории. В Японии более 3 тыс. рыболовных портов. Главной агрокультурой Японии является рис. Япония не имеет достаточной посевной площади для возделывания достаточного количества пшеницы, сои, либо других растений, чтобы прокормить себя. Япония среди индустриально развитых стран занимает одно из последних мест по самообеспеченности продуктами и многое импортирует. Но тем не менее у Японии остается второе место (после Китая) по годовому улову рыбы.

Япония обладает интенсивным и высокотоварным сельским хозяйством. Высокая интенсивность сельского хозяйства дает возможность при относительно незначительных обрабатываемых площадях обеспечивать потребности страны в продовольствии на 70%, в том числе практически полностью в таких продуктах питания, как рис, овощи, картофель, фрукты, яйца, молоко и молочные продукты. В стране производится 3/4 всего потребляемого мяса. За счет закупок за границей Япония удовлетворяет свои потребности в пшенице, ячмене, сахаре, бананах, соевых бобах, листовом табаке и некоторых других фуражных и технических культурах. Рыба, различные рачки, водоросли и другие продукты моря занимают важное место в структуре питания японцев.

Для Японии очень характерно сочетание двух совершенно различных частей: «лицевой» и «тыльной».

«Лицевую часть» Японии образует Тихоокеанский пояс, протягивающийся неширокой полосой (15-65 км) по приморским низменностям прежде всего о.Хонсю. Этот пояс – социально-экономическое ядро страны. Здесь находится главные промышленные районы – Токио, Осаки, Нагои, Китакюсю, больщинство ТЭС и АЭС, металлургических, нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов. Из-за крайнего недостатка строительных площадок многие предприятия построены на участках, отвоеванных у моря, которые протягиваются вдоль всего побережья.

Тихоокеанский пояс обычно именуют промышленным поясом, но это не совсем так. В его пределах находятся и многие главные районы интенсивного сельского хозяйства, и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты.

«Тыльную часть» Японии образует так называемая периферийная зона, включающая прежде всего гоно-лесные районы Хонсю, где преобладает заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика. Но особенно большее развитие получил туризм. Очень высокая подвижность населения Японии, «охота к перемене мест» во многом связаны именно с массовыми туристическими потоками как взрослых, так и школьников.

В последнее время государственная региональная политика в Японии усиленно стимулирует освоение экологически чистой периферийной зоны. С целью разгрузки Тихоокеанского пояса половина всех «технополисов» — новых центров науки и наукоёмких производств – создаётся в периферийной зоне о.Хонсю. Освоение о.Хоккайдо, который ещё недавно считался едва ли не задворками страны, должно способствовать сооружение самого длинного железнодорожного тоннеля «Сейкан».

По первому российско-японскому договору граница между двумя странами была проведена между островами Уруп и Итуруп. Сахалин остался в совместном владении (Россия получила его в полное владение по договору с Японией через 20 лет, уступив взамен Японии все Курильские острова). Ликвидация режима сегуната и восстановление власти императора после революции 1867 — 1868гг. (Мэйдзи Исин) расчистили путь для капиталистического развития Японии. С конца XIX в. Япония встала на путь войн и территориальных захватов. После войны с Китаем Япония отторгла Тайвань, после русско-японской войны 1904 -1905гг. Южный Сахалин. Японская интервенция на российский Дальний Восток 1918 — 1922гг. закончилась неудачей, но в 1931г. японские войска оккупировали Манчжурию, в 1937г. начали войну против Китая. Заключив союз с Германией и Италией, Япония развернула в 1941г. широкомасштабную войну на Тихом океане, но, в конечном счете, потерпела поражение под натиском союзных держав, в том числе СССР, который по договоренности с США и Великобританией вступил в войну с Японией в августе 1945г.

В соответствии с Ялтинским соглашением трех держав (СССР, США, Великобритании) после окончания войны Советскому Союзу был возвращен Южный Сахалин и переданы Курильские острова. В результате поражения в войне Япония утратила все колонии, потеряла 25% национального богатства, оказалась отброшенной на 2-3 десятилетия назад. Страна была оккупирована американскими войсками. Вместе с тем Япония получила возможность развития по пути демилитаризации и демократизации, которая была эффективно использована.

В то же время развернувшаяся “холодная война”, а также война в Корее 1950 — 1953гг. на десятилетия вперед оказали воздействие на формирование внешней политики Японии, на ее деятельность на международной арене. Одновременно с подписанным в сентябре 1951г. Сан-францисским мирным договором был заключен Японо-американский договор о гарантии безопасности, в соответствии, с которым США получили право держать на территории Японии свои вооруженные силы и создавать военные базы.

Читайте также:  Особенности социалистических стран мира

В 1960г. США и Япония заключили новый договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который с 1970г. автоматически продлевается. Японское руководство последовательно осуществляет программный курс на усиление политической роли страны в мире в соответствии с ростом ее экономической мощи. Важное значение придается активизации деятельности в ООН, участию в урегулировании региональных конфликтов, в первую очередь камбоджийского. В 1992г. в соответствии с принятым законом о содействии миротворческим усилиям ООН японские военнослужащие впервые после 2-ой моровой войны были направлены за пределы страны.

Союз с США продолжает оставаться стержнем внешней политики Японии. Вместе с тем Япония поддерживает активные связи с Западной Европой, налаживает координацию в выработке общей стратегии Запада. Все более весомым становится участие Японии в ежегодных встречах руководителей семи ведущих развитых стран мира.

Источник

География

3. МЫ ПОЗНАЕМ ЯПОНИЮ

1. Территория, границы, положение: Страна восходящего солнца. По размерам территории Япония сравнима с наиболее крупными странами Западной Европы и штатами США. Однако по составу и конфигурации она резко отличается от них. Япония — страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных и почти 7 тыс. мелких островов. Это целый островной мир! Сравнительно бедная природными ресурсами, Япония очень богата. побережьем. По длине береговой линии (30 тыс. км) она значительно превосходит такую большую страну, как США, и сравнима со всей Африкой.

ЭГП Японии определяется прежде всего тем, что дуга островов, на которых она расположена, протягивается на 3,5 тыс. км на стыке материка Евразии и Тихого океана и находится почти в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Это открывает очень большие возможности для участия страны в международном географическом разделении труда.

Положение Японии на крайнем востоке Азии нашло отражение и в ее образном наименовании — Страна восходящего солнца. [22]. (Задание 13.)

2. Население: особенности естественного движения, национального состава, размещения. Как вы уже знаете, по численности населения Япония замыкает «первую десятку» стран мира. Однако за последние десятилетия характер естественного движения населения резко изменился. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу его воспроизводства.

Эта «демографическая революция» произошла в очень короткие сроки. Она явилась следствием крупных социально-экономических преобразований в японском обществе, достижений в области образования и здравоохранения. Япония — нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности и самым высоким показателем средней продолжительности жизни (см. таблицу 15 в «Приложениях») в мире. Большое влияние оказала также государственная демографическая политика. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах школы. Пропагандируются более поздние браки. Однако по доле пожилых и старых возрастов Япония тоже вышла на одно из первых мест в мире.

Национальный состав населения Японии исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют более 99% населения. Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.

Две основные религии в стране — синтоизм и буддизм, возникшие еще в раннефеодальную эпоху. Обычно верующие исповедуют одновременно обе эти религии, которые сосуществуют, поделив между собой сферы влияния. [23].

Япония — страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. В Японии едва ли не больше университетов, чем во всей Западной Европе. Это страна давних культурных, художественных и бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни.

К числу таких традиций относятся: икебана — искусство составления букетов и расстановки цветов и веток деревьев в вазах, бонсай — выращивание карликовых деревьев, каллиграфия — красивое письмо кисточкой и тушью, музыка, живопись на бумаге и шелке, оригинальная храмовая и садово-парковая архитектура, театр теней, чайная церемония, женская одежда кимоно, борьба тяжеловесов сумо, дзюдо, карате, палочки для еды, особенности кухни, сервировки стола и многое другое. К числу важнейших традиций относится почитание старших, заключение браков по сговору родителей (в последнее время с использованием компьютеров), вера в многочисленные приметы, обряд медитации, использование различных календарных систем, обилие официальных государственных праздников (включая день детей, день совершеннолетних, дни весеннего и осеннего равноденствия), разного рода фестивалей (см. рисунок 67). [24]. Все это в совокупности принято называть японским культурным феноменом.

Одна из национальных традиций японцев, которая воспитывается у них с детского возраста, — бережное отношение к окружающей природе: деревьям, цветам, животным. Поэтому в Японии очень популярны сезонные прогулки в природу: весной — для любования цветением дикой вишни (сакуры), что стало одним из национальных праздников, осенью — багрянцем кленовых лесов. Теперь все это причудливо сочетается с проявлениями современной западной моды.

По показателю средней плотности населения (340 человек на 1 км 2 ) Япония занимает одно из первых мест в мире. Но фактическая плотность здесь значительно выше, поскольку почти все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

В последние десятилетия Япония отличалась очень высокими темпами урбанизации. В результате по ее уровню она вышла на одно из первых мест в мире (см. рисунок 18). В стране более двухсот больших городов.

Читайте также:  Мусульманское право страны где

Японский тип города имеет много своеобразных черт. Большинство городов возникло еще в Средние века вокруг феодальных замков, монастырей, на почтовых трактах. Они до сих пор сохранили свою планировку и традиционную одно- и двухэтажную застройку. После Второй мировой войны многие большие города подверглись «американизации»: в них появились небоскребы, где размещаются банки, штаб-квартиры монополий. Однако, как правило, в японских городах нет единого делового центра.

Именно в больших городах и городских агломерациях концентрируется теперь основная часть населения. Самые крупные из них протянулись непрерывной цепочкой вдоль южного побережья острова Хонсю. Среди них выделяется «большая тройка» агломераций, сформировавшихся вокруг Токио, Осаки и Нагои (см. рисунок 68). И все же не случайно говорят, что Япония начинается с Токио.

Токио — крупнейший город мира, расположен на самой обширной на Японских островах равнине Канто. Столицей страны он стал в 1869 г. и тогда же получил свое современное название, означающее «восточная столица». Токио — один из самых перенаселенных городов мира, к тому же отличающийся крайне хаотической застройкой. [25]. Он растет и вверх (50—60-этажные небоскребы на антисейсмических фундаментах), и вниз (подземные торговые центры), и вширь, в том числе за счет осушения Токийского залива.

Вместе с агломерациями Осаки и Нагои и рядом других Токийская агломерация образует еще более крупную урбанизированную «галактику» — мегалополис 1 Токайдо, протянувшийся вдоль побережья на 600—700 км. Средняя плотность населения здесь составляет 800—1000 человек на 1 км 2 , а его общая численность достигает 70 млн человек, что сравнимо с общим населением Франции и Бельгии.

1 Мегалополис (от греч. megalo — большой и polis — город) — наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций.

3. Хозяйство: от XX в. к XXI в. Начиная с 50-х гг. на протяжении почти четверти века для японской экономики были характерны очень высокие темпы роста. За короткий срок страна сумела проделать огромный путь, продемонстрировав большие достижения в науке, технике, образовании, промышленности и торговле. Япония стала главным мировым кредитором. В стране уже в значительной степени осуществлена качественная перестройка всей экономической жизни, созданы основы постиндустриального общества.

Промышленность Японии сначала развивалась в основном по эволюционному пути. На импортном сырье практически заново были созданы такие базовые отрасли, как энергетика, металлургия, автомобиле- и судостроение, химическая, нефтехимическая, строительная промышленность. Все они сформировались с учетом новейших достижений техники и технологии; при этом многие патенты и лицензии были закуплены за границей, особенно в США и ФРГ, и приспособлены к местным условиям.

Если раньше символами Японии обычно считались священная гора Фудзияма, сакура, гейши, самураи, то отныне ими стали также самые крупные в развитом мире АЭС, металлургические комбинаты [26], супертанкеры, мосты [27], туннели, скоростные железные дороги, самые современные автомобили «тойота», «хонда», «ниссан».

После энергетического и сырьевого кризисов середины 70-х гг. в промышленности стал преобладать революционный путь развития. Страна начала ограничивать рост энергоемких и металлоемких производств, зависящих от импорта топлива и сырья, и ориентироваться на новейшие наукоемкие отрасли. Она лидирует в области электроники, робототехники, биотехнологии, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии.

По доле расходов на науку Япония занимает первое место в мире, а по числу ученых и инженеров она не уступает ФРГ и Франции, вместе взятым.

Сказываются также высокий уровень образования, профессиональной квалификации, трудолюбие, самодисциплина трудящихся, их стремление к постоянному техническому совершенствованию, что свидетельствует об очень высоком уровне качества населения Японии. Как правило, японский рабочий имеет лучшую профессиональную подготовку, чем американский. А оплата труда зависит не только от количества, но и от качества выпускаемой продукции, что способствует постоянному росту его производительности. Кроме того, японский рабочий обычно нанимается в определенную фирму «на всю жизнь» и очень редко меняет место работы. Это повышает его заинтересованность в рационализации производства, поскольку от стажа работы в «своей» фирме зависят размеры зарплаты, отпуска. пенсионного пособия.

Сельское хозяйство также подверглось после Второй мировой войны коренной перестройке. «Земледелие в Японии поражает своей интенсивностью. В Центральной и Южной Японии использован каждый клочок земли» — так писал Н. И. Вавилов в своей книге «Пять континентов» после путешествия в эту страну в 1929 г. Конечно, и теперь традиционное трудоинтенсивное хозяйство еще сохраняется. Но после аграрной реформы конца 40-х гг., ликвидации помещичьего землевладения и превращения крестьян в земельных собственников основными производителями продукции стали фермеры.

Изменилась и структура сельского хозяйства. Япония всегда была чисто земледельческой страной. И хотя основной зерновой культурой, главным японским хлебом по-прежнему остается рис, посевы которого занимают почти половину обрабатываемых земель, большое развитие получили садоводство, огородничество и особенно разведение крупного рогатого скота, свиней, птицы. В результате рацион питания японцев стал больше походить на европейский и американский (но и теперь японец съедает за год столько мяса, сколько англичанин за месяц).

В сельском хозяйстве Японии занято всего 4 млн человек, а обрабатываемые земли составляют лишь 14% территории, но они обеспечивают основную часть потребностей страны в продовольствии, в том числе полностью — в рисе и овощах.

Читайте также:  Отгадай страну по силуэту

Рис. 67. Один из традиционных японских фестивалей

Рис. 68. Крупнейшие города и городские агломерации Японии

Рис. 69. Экспорт и импорт Японии

Рис. 70. Территориальная структура хозяйства Японии

Рис. 71. Рыбный аукцион в Японии

Рис. 72. Железнодорожная магистраль «Синкансен»

Рис. 73. Намывная территория у побережья Японии

Еще одна важная традиционная отрасль японского хозяйства — рыболовство. Вы уже знаете, что по улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовала развитию не только рыболовства, но и марикультуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев (см. рисунок 71). [28]. Развит также жемчужный промысел. [29].

В Японии получили развитие все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного. По характеру своей транспортной сети эта страна напоминает страны Западной Европы, но по размерам перевозок грузов и особенно пассажиров она намного превосходит любую из них. [30]. А по густоте пассажирских железнодорожных перевозок она занимает первое место в мире. Япония обладает также очень крупным и самым современным морским торговым флотом. Она широко использует и «дешевые флаги», под которыми плавает почти 3/4 ее тоннажа.

Очень важная особенность хозяйства Японии — ее исключительно сильная втянутость в международные экономические связи. Слабая обеспеченность страны собственным топливом и сырьем привела к тому, что она на 9/10 ориентируется на их импорт. Вместе с тем экономика страны чрезвычайно зависит от экспорта готовых изделий. Япония имеет активный торговый баланс. В большинстве стран мира можно купить японские фотоаппараты, видеомагнитофоны, калькуляторы, часы, автомобили, мотоциклы. Япония — главный торговый партнер почти всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «Торговать или умереть», — говорят японские бизнесмены. В последнее время в связи с перестройкой экономики в импорте Японии доля топлива и сырья заметно сократилась, а доля машин и оборудования возросла. К тому же страна все более переориентируется с экспорта товаров на экспорт капиталов. Японские прямые инвестиции направляются главным образом в Северную Америку, Европу, другие страны Азии. (Задание 14.)

4. Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». Для Японии очень характерно сочетание двух совершенно различных частей: «лицевой» и «тыльной» (или «солнечной» и «теневой»).

«Лицевую часть» Японии образует Тихоокеанский пояс, протягивающийся неширокой (15—65 км) полосой по приморским низменностям прежде всего острова Хонсю (см. рисунок 70). Этот пояс — социально-экономическое ядро страны. Здесь находятся главные промышленные районы Токио, Осаки, Нагои, Китакюсю, большинство ТЭС и АЭС, металлургических, нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов, которые ориентируются на импортное сырье и топливо и экспорт своей продукции. Из-за крайнего недостатка строительных площадок многие, в том числе крупнейшие, предприятия построены на участках, отвоеванных у моря, которые протягиваются вдоль всего побережья.

Тихоокеанский пояс обычно именуют промышленным поясом Японии, но это не совсем так, поскольку в его пределах находятся и многие главные районы интенсивного сельского хозяйства, и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты страны.

Пример. Основную транспортную ось Японии образует скоростная железнодорожная магистраль «Синкансен», проходящая вдоль всего Тихоокеанского пояса (см. рисунок 72). [31]. (Задание 15.)

В 60—70-х гг. в условиях чрезвычайно высокой плотности населения и широкого распространения «грязных» производств экологическая обстановка в зоне Тихоокеанского пояса очень обострилась, его главные промышленные районы и агломерации оказались на грани экологического кризиса. «Когай» — так в Японии называют загрязнение окружающей среды — достиг здесь угрожающих размеров. Хотя в результате мер. предпринятых государством и общественностью, в 80-е гг. состояние окружающей среды заметно улучшилось, в целом экологическая проблема еще далека от своего полного решения.

«Тыльную часть» Японии образует так называемая периферийная зона, включающая прежде всего горно-лесные районы острова Хонсю, где преобладают заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика. Но особенно большое развитие получили рекреация и туризм. Очень высокая подвижность населения Японии, «охота к перемене мест» во многом связаны именно с массовыми туристскими потоками как взрослых, так и школьников.

Пример. Наибольшей популярностью пользуются национальные парки горной части Хонсю, где проводят свой отдых жители перенаселенного мегалополиса Токайдо. Особенно знамениты священная гора японцев Фудзияма — предмет их почитания и паломничества, парк Никко. Существует даже поговорка: «Кто не ездил в Никко, тот не может говорить о прекрасном». Недавно парк Никко был включен в число объектов Всемирного наследия.

В последнее время государственная региональная политика в Японии усиленно стимулирует освоение экологически чистой периферийной зоны.

С целью разгрузки Тихоокеанского пояса половина всех технополисов — новых центров науки и наукоемких производств — создается в периферийной зоне острова Хонсю.

Освоению острова Хоккайдо, который еще недавно считался едва ли не задворками страны, должно способствовать сооружение самого длинного в мире железнодорожного тоннеля Сейкан. [32]. Однако в целом территориальные диспропорции сглаживаются довольно медленно. (Творческое задание 16.)

Источник

Оцените статью