Опыт стран по инклюзивному образованию

Система инклюзивного образования в разных странах мира

Система инклюзивного образования в Великобритании

Система образования Великобритании, как и все другие системы, базируется на четких идеологических принципах. Главным принципом инклюзивного образования является предоставление всем учащимся полноценного уровня знаний, создание условий для получения образования всеми учащимися независимо от нозологии. Высокий спрос на такого рода образование стимулирует педагогов и психологов на разработку новых модулей, программ и видов обучения таких детей. Так же основной целью инклюзивного образования является создание специальной толерантной среды, которая затрагивала бы всех участников образовательного процесса.

Такой подход подчеркивает, что все учащиеся есть индивидуумы с различными нюансами, требующие внимания и понимания, независимо от своих физических возможностей.
К категориям детей, которые имеют право на инклюзивное образование в Англии относятся: дети-инвалиды, аутисты, дети эмигрантов, дети с речевыми расстройствами. Обучение осуществляется на бюджетной и на коммерческой основе. В частных школах возможно наличие отдельно оборудованных кабинетов или специального оборудования в классах. Инклюзивное обучение так же можно получить бесплатно в государственных школах.

В общеобразовательной школе детям предоставляется ассистент, который помогает в общении с учителем и детьми. Возможен пересмотр образовательных программ, возможно индивидуальное обучение. Общеобразовательные школы, как правило, бесплатны. Но предоставляют только базовые программы обучения. При желании возможно посещение дополнительных курсов – однако, они платные.

Существуют школы с ресурсным обеспечением, когда в обычной школе создаются условия при которых дети с тяжелыми нозологиями могут обучаться вместе с обычными. В таких школах есть все необходимое оборудование не только в классах, но в местах общего пользования: коридорах, библиотеках, туалетах и т.д. В такой школе работает штат специалистов (психологов, логопедов, сурдопереводчиков), которые обеспечивают благоприятный климат и психологическую поддержку лиц с ОВЗ.

На обучение принимаются дети в возрасте 5-16 лет.

Система инклюзивного образования в Испании

В отличие от Англии, в Испании дети-инвалиды всегда обучались в общеобразовательных школах. Любая школа в Испании обеспечена, если не всем необходимым, то хотя бы специально оборудованным классом. Традиционно считалось, что совместное обучение обычных детей и детей с ОВЗ является более эффективным. Законодательно утверждены акты и положения, регламентирующие права и обязанности всех участников образовательного процесса. Школы имеющие среди учеников детей с ОВЗ, обязаны предоставить архитектурно-доступную среду для таких учащихся и адаптированные учебные программы. В штате таких школ, работают психологи и ассистенты педагога. В связи с высоким уровнем обучения лиц с ОВЗ, почти все университеты в Испании принимают на обучение таких детей. Число студентов с ОВЗ стабильно не уменьшается. С каждым годом растет количество специальностей, разрабатывается масса адаптированных образовательных программ. На обучение принимаются дети в возрасте 6 лет. В школе они проходят цикл начального обучения и после экзаменов продолжают учебу по циклу старшей школы (12-16 лет). После чего могут получить профессиональную подготовку или поступить в университет. Испания является очень благоприятной страной для проживания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Система инклюзивного образования в Китае.

Идея инклюзивного образования пришла в Китай с Запада. На данный момент успешно проходят обучение только глухие дети на базе начальной и средней школы.

Читайте также:  Страны европы пашни пастбища

Министерство образования города занимается образованием детей с нарушениями слуха на начальном и среднем уровне методом отбора в интегрированных пятилетних группах. В случаях, когда у учеников в интегрированных группах возраст ещё маленький, нарушения слуха достаточно слабые, а результаты высокие, после окончания начальной школы можно сразу продолжать обучение в средней школе, получая четырёхлетнее обязательное среднее образование. Напротив, в случаях, когда возраст достаточно большой, слуховые нарушения сильные, и человек не хочет учиться в интегрированной группе, он получает специальное обучение в Центре специального образования с упором на профессионально-техническое образование, также в небольшом объёме изучая культуру, в итоге заканчивая программу девятилетнего обязательное образования. Поскольку это направление, является новым для Китая, то ощущается нехватка специалистов для работы с такими детьми. Масса молодых талантливых педагогов проходят специальные курсы, переподготовку для работы с лицами с ОВЗ. Таким педагогам проставляются льготы и социальные преимущества. Для помощи учителям министерство образования Китая создает программы профессиональной поддержки, создается платформа для методических разработок и обмена опытом.

В дошкольном возрасте прием таких детей в обычные детские сады – затруднен. Лишь поступая в школу у детей с ОВЗ есть шанс получить полноценное образование. Это связанно с тем, что воспитатели не компетентны в вопросах обучения и ухода за такими детьми. Опросы показывают, что многие педагоги и родители считают что такие дети должны посещать детские сады, поэтому ведется активная подготовка воспитателей для работы с детьми с ОВЗ.

Стоит отметить что, несмотря на неразвитость системы инклюзивного образования в Китае министерство образования делает все, чтобы достичь европейского уровня. Разрабатываются новые программы обучения, создаются курсы повышения квалификации, перенимается успешный зарубежный опыт. Таким образом, уже скоро в Китае появится сильная инклюзивная школа со своими методиками и разработками.

Система инклюзивного образования в Норвегии.

В 1994 году в Норвегии прошла крупная реформа системы образования, в результате которой на государственном уровне были закрыты все коррекционные школы. Одновременно с этим все общеобразовательные школы стали инклюзивными. Так каждый родитель ребенка с ОВЗ может отдать его в любую школу. Как правило такие школы разделены на два корпуса. Дети общаются на переменах и специальных уроках типа физкультуры. Существуют разные системы обучения от полного погружения до частичной интеграции. Что существенно отличает Норвежские школы от остальных – это наличие на семерых детей девяти взрослых. У каждого ребенка свой ассистент. на группу выделяется тьютор. Работают реабилитологи, психологи, логопеда, сурдопереводчики, медики, воспитатели. Учебный день начинается с общих 15 мин, затем дети расходятся по классам и занимаются каждый по индивидуальной программе. Обязательны для всех детей прогулки. Они включены в программу на каждый день и обязательно совместные. Норвежские школы полны не только толерантности, но и специальных умений по обучению и уходу за такими детьми. Здесь важны, не только любовь, но и профессиональная забота.

Таким образом, многие страны мира уже освоили систему инклюзивного образования и готовы делиться имеющимся опытом.

Источник

Инклюзия, которая работает: мировой опыт

Все общеобразовательные школы России являются инклюзивными, а это значит, что ребенок с ОВЗ должен быть принят в любую из них – решение, где он будет учиться, в обычной школе или специализированной, принимают родители. Однако эксперты говорят, что в нашей стране к инклюзии не готовы ни педагоги, ни мамы и папы. Первым не достает опыта по организации разноуровневого процесса обучения, вторым – знаний по подготовке особенного ребенка к школе. Не развита в нашей стране и обратная инклюзия – школьников и их родителей никто не готовит к взаимодействию с детьми с ОВЗ. Как реализуются принципы инклюзии в образовательных системах стран, где этот опыт признан успешным, рассказываем в нашей статье.

Читайте также:  Экономические реформы стран востока

Финляндия: соучительство и командная работа в школах

Инклюзивное образование в Финляндии развивается на протяжение 20 лет и сопровождается научными исследованиями. В 2008 году принята политика применения принципов инклюзии в образовательных организациях страны. Приведем лишь некоторые из ее положений:

  • Все дети обучаются в основной школе в соответствии со своими возможностями.
  • Специалисты консультируют родителей перед зачислением в школу, чтобы те могли решить, в каком классе будет учиться ребенок − специализированном или общем.
  • Учащимся с ограниченной мобильностью предоставляется помощник, а с нарушением слуха – сурдопереводчик.
  • В штате каждой общеобразовательной основной школы есть специальные педагоги, помощники учителя, социальные работники, медицинские сестры.
  • Проблемы в обучении ребенка решают не только социальный педагог, но и весь педагогический состав школы, применяется командный подход и соучительство.
  • В вузовскую подготовку учителей включены: обучение методам работы с детьми с ОВЗ, обучение командной работе с другими специалистами школы, обучение составлению индивидуальных программ для учеников.

Трехуровневая система поддержки детей

Любой ребенок в основной общеобразовательной школе Финляндии имеет право на один из трех видов (уровней) поддержки, положения которых закреплены нормативно в 2010 году.

Первый уровень – общая поддержка

Ее осуществляет учитель класса. Он помогает справиться с различными трудностями в обучении, с которыми может столкнуться любой ребенок, например после болезни. Педагог обсуждает проблемы с родителями и специалистами школы, после чего работает с учеником дополнительно, стараясь ликвидировать его пробелы в усвоении школьной программы. Если общей поддержки недостаточно, прибегают к поддержке второго уровня.

Второй уровень – интенсивная поддержка

Решение о ее необходимости принимает мультидисциплинарная команда. Интенсивная поддержка осуществляется с применением соучительства, когда работа ведется совместно со специальным педагогом, социальным работником, помощником учителя. Для ученика составляется индивидуальный план обучения.

Цель поддержки второго уровня – помочь справиться с программой, предупредить и преодолеть неуспеваемость. Если проблемы ребенка решаются за шесть месяцев, то он может быть переведен на первый уровень поддержки, если нет − переходят к третьему уровню − специальной поддержке.

Третий уровень − специальная поддержка

Решение о переводе ребенка на этот уровень принимается по результатам медико-психологического обследования, которое проводится комиссией Комитета по образованию. На третьем уровне ребенок обучается в специальном классе численностью 8-10 человек, где с ним занимается специальный педагог. Базовое 9-летнее образование ученики получают за 11 лет.

Школьное обучение детей с ОВЗ организуется также и дома, а нагрузка учителя дополнительно финансируется муниципалитетом.

Тщательная диагностика до школы

Отметим, что в возрасте пяти лет, еще до школы, все дети проходят психолого-педагогическое обследование, выявляющее их образовательные потребности. По его результатам определяется, какой из уровней поддержки будет обеспечен ребенку в школе. При этом администрация школы заранее знает, какие дети придут в первый класс: электронная система досье воспитанников детских садов содержит всю необходимую информацию о будущих школьниках.

Израиль: инклюзия − норма для всех

Более 30 лет в Израиле действует закон, согласно которому дети с ОВЗ учатся в обычных школах. В специальный коррекционный центр ребенка направляют в исключительных случаях.

Вся система инклюзивного образования в этой стране выстроена так, что о ребенке с ОВЗ заботится не только государство и его родители, но и одноклассники, друзья, сотрудники образовательных организаций, волонтеры.

Декларируемой целью израильских школ становятся достижения ученика в учебе в сравнении не с нормативами и успехами одноклассников, а с его собственными показателями.

Читайте также:  Iherb товар недоступен для выбранной страны назначения

До школы − регулярный скрининг и тщательная подготовка к обучению

Отличительные особенности израильской инклюзии − ранняя диагностика и особое внимание при подготовке к школе детей с ОВЗ по программе «From prevention to inclusion» («От предупреждения к инклюзии»). Ее главная цель — оказать ребенку с ограниченными возможностями здоровья максимальную поддержку в раннем возрасте, чтобы с шести лет он смог обучаться в общеобразовательной школе.

С самого рождения дети проходят регулярный скрининг состояния здоровья, за их развитием следят педиатры, психиатры и клинические психологи, а также специалисты по развитию речи. С малышами с ДЦП и синдромом Дауна начинают работать через несколько месяцев после их рождения, с детьми с аутизмом – с 1 — 2 лет.

За год до школы все дети посещают детский сад, где проходят обязательную психологическую диагностику.

Транзитный класс

В израильских школах для детей с ОВЗ работает так называемый «транзитный первый класс» или класс интенсивной коррекции, по окончании которого ребенок или переходит во второй класс, или еще год учится в транзитном классе, или направляется в специальную школу. В транзитном классе обучаются не более 12 человек, каждый учится в своем темпе, получает помощь психолога, дефектолога и специалиста по развитию речи.

В школах − все виды инклюзии

Ребенку с ОВЗ, перешедшему в общеобразовательную школу, подбирают индивидуальный вид инклюзии. Он может посещать смешанные занятия в специальном классе (половина уроков проходит с ассистентом, половина − с другими учениками), а может учиться в обычном классе в сопровождении тьютора или с дополнительными перерывами на отдых. Дети могут проходить программу в облегченной форме, а некоторые слишком сложные предметы и вовсе не посещать.

Также в школах предусмотрены альтернативные способы обучения для детей по типам ОВЗ − неговорящие дети используют для общения с учителем картинки или изображения, задания для слабослышащих готовятся в распечатанном виде, а если ребенок не может писать, ему дают возможность надиктовывать свои ответы на гаджет.

Особые условия инклюзии предусмотрены в израильских школах и для обучения детей с аутизмом – они учатся в специальных классах по 6-8 человек в сопровождении двух учителей и нескольких тьюторов. Поддержку ученикам оказывают логопед, специалисты по развитию эмоционального интеллекта и сенсорной интеграции. Для лучшего понимания и усвоения материала с детьми занимаются дополнительно. Несмотря на то, что такие дети учатся в специальных классах, они не изолированы от остальных учеников и вместе с ними участвуют в праздниках и общешкольных мероприятиях, посещают экскурсии. К старшим классам совместное времяпрепровождение детей увеличивается.

Инклюзия и обратная инклюзия в обществе

Для того чтобы дети с особенностями лучше адаптировались к обычной школе, широко практикуются программы повышения осведомленности: в класс приходят родители ребенка с ОВЗ и рассказывают об особенностях его здоровья и поведения.

Распространена и «обратная инклюзия», когда обычные дети посещают коррекционные занятия или уроки спецкласса, занимаются вместе. Эти меры – повышения осведомленности и обратная инклюзия, − действенная профилактика буллинга, а также значимая компенсация недостатка внимания ученикам, отстающим в учебе из-за проблем со здоровьем.

Как относиться к мировому опыту

Не существует единой стратегии, которая одинаково подошла бы школам всех стран. Но, перенимая опыт друг друга, продолжая искать новое и, главное, прислушиваясь к потребностям детей, можно надеяться на то, что и в нашей стране будет создано идеальное инклюзивное образовательное пространство.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Источник

Оцените статью