Меню

Оэср список стран 2020

Страны ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития

Страны-участники ОЭСР (по состоянию на 01.09.2020)

На настоящий момент участниками ОЭСР являются 37 государств:

  • Австралия (дата вступления — 7 июня 1971)
  • Австрия (30 сентября 1961)
  • Бельгия (30 сентября 1961)
  • Великобритания (30 сентября 1961)
  • Венгрия (7 мая 1996)
  • Германия (30 сентября 1961)
  • Греция (30 сентября 1961)
  • Дания (30 сентября 1961)
  • Израиль (7 сентября 2010)
  • Ирландия (30 сентября 1961)
  • Исландия (30 сентября 1961)
  • Испания (30 сентября 1961)
  • Италия (30 сентября 1961)
  • Канада (30 сентября 1961)
  • Колумбия (28 апреля 2020)
  • Латвия (1 июля 2016)
  • Литва (5 июля 2018)
  • Люксембург (30 сентября 1961)
  • Мексика (18 мая 1994)
  • Нидерланды (30 сентября 1961)
  • Новая Зеландия (29 мая 1973)
  • Норвегия (30 сентября 1961)
  • Польша (22 мая 1996)
  • Португалия (30 сентября 1961)
  • Словакия (14 декабря 2000)
  • Словения (21 июля 2010)
  • США (30 сентября 1961)
  • Турция (30 сентября 1961)
  • Финляндия (28 января 1969)
  • Франция (30 сентября 1961)
  • Чехия (21 декабря 1995)
  • Чили (7 мая 2010)
  • Швейцария (30 сентября 1961)
  • Швеция (30 сентября 1961)
  • Эстония (3 июня 2010)
  • Южная Корея (12 декабря 1996)
  • Япония (28 апреля 1964)

Источник

Оэср список стран 2020

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co-operation and Development — OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества (Organisation for European Economic Co-operation — OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Штаб-квартира в Париже (Château de la Muette).

Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран — членов организации. Все решения в нём принимаются на основе консенсуса.

Содержание

Члены ОЭСР

В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 30 государств, в том числе большинство государств — членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская Комиссия (орган Евросоюза).

На долю ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.

Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.

  • Австралия (7 июня1971)
  • Австрия
  • Бельгия
  • Великобритания
  • Венгрия (7 мая1996)
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Канада
  • Люксембург
  • Мексика (18 мая1994)
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия (29 мая1973)
  • Норвегия
  • Польша (22 ноября1996)
  • Португалия
  • Словакия (14 декабря2000)
  • США
  • Турция
  • Финляндия (28 января1969)
  • Франция
  • Чехия (21 декабря1995)
  • Швейцария
  • Швеция
  • Южная Корея (12 декабря1996)
  • Япония (28 апреля1964)

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

Планы расширения организации

В 1996 г. заявку на приём в члены ОЭСР подали постсоветские страны: Россия, Эстония, Латвия и Литва. ОЭСР ответила на них отказом

В июле 2005 генеральный секретарь ОЭСР Дональд Джонсон в интервью газете Financial Times призвал принять в организацию КНР, поскольку, по его мнению, вступление в ОЭСР крупных развивающихся стран необходимо, если организация хочет оставаться эффективной структурой, влияющей на формирование глобальной экономики: «Китай — крупнейший производитель стали в мире и оказывает серьезное влияние на другие международные рынки сырья. Эта страна может стать крупнейшей экономикой в мире». Джонсон призвал исключить политические характеристики государств из рассмотрения при решении вопросов расширения ОЭСР: «Мы являемся экономической организацией, и мы должны иметь дело с экономическими вопросами. В прошлом у нас были диктатуры в ОЭСР — Португалия и Испания, нам приходилось иметь дело с военным режимом в Греции». Китай уже получил приглашение к участию в проводимом ОЭСР исследовании его экономики, что обычно является первым шагом к вступлению в организацию.

16 мая 2007 года по итогам двухдневного заседания ОЭСР в Париже для начала переговоров о членстве в Организации были приглашены: Россия, Эстония, Словения, Израиль и Чили. Для переговоров о возможном расширении ОЭСР были приглашены Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и Южно-Африканская Республика. [1]

Чёрные списки

Подобно ФАТФ, ОЭСР также ведёт свои списки стран, которые осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию. В список несотрудничающих налоговых гаваней 2007 года входили Андорра, Лихтенштейн и Монако.

2 апреля 2009 года на встречу Большой двадцатки (G20) ОЭСР подготовило Текущий доклад (См. текст на русском в переводе А.С. Захарова) о юрисдикциях наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по имплементированию налоговых стандартов, принятых на международном уровне.

Согласованные на международном уровне налоговые стандарты, разработанные ОЭСР в сотрудничестве со странами, не являющимися членами ОЭСР, которые были утверждены на Встрече министров финансов «Большой двадцатки» (G20) в Берлине в 2004 году, которые предусматривают обмен информацией по запросу по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства вне зависимости от положений национального налогового законодательства о защите частной информации или банковской тайны для налоговых целей. Они также предусматривают расширенные механизмы для защиты конфиденциальности информации, которая вовлечена в процесс обмена.

В этом Докладе ОЭСР разделил все государства на три категории:

  • Юрисдикции, которые в достаточной степени имплементировали налоговые стандарты, принятые на международном уровне:
  • Юрисдикции, которые приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, принятых на международном уровне, но пока еще не в достаточной мере их имплементировавшие:

Ангилья (заморская территория Великобритании), Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба (территория в составе Нидерландов), Багамские Острова, Бахрейн, Белиз, Бермудские Острова (заморская территория Великобритании), Британские Виргинские Острова (заморская территория Великобритании), Вануату, Гибралтар (заморская территория Великобритании), Гренада, Доминика (Содружество Доминика), Каймановы Острова (заморская территория Великобритании), Острова Кука, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова (с 1986 года находятся в свободной ассоциации с США), Монако, Монтсеррат (заморская территория Великобритании), Науру, Нидерландские Антильские Острова (территория в составе Нидерландов), Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Туркс и Кайкос(заморская территория Великобритании).

Иные финансовые центры:

  • Юрисдикции, которые не приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, принятых на международном уровне:

Коста-Рика, Малайзия (Лабуан), Уругвай (ходит информация, что после определенных возражений 06.04.2009 ОЭСР исключил из списка), Филипины

Источник

Организация экономического сотрудничества и развития

История ОЭСР начинается в апреле 1948 г., когда была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), основная цель которой заключалась в координации деятельности государств по хозяйственному восстановлению Западной Европы на основе плана Маршалла (1948-1951). В задачи ОЕЭС входила экономическая интеграция Западной Европы, создание обширного рынка с устранением внутри него количественных ограничений на переток товаров, валютных и тарифных барьеров.

14 декабря 1960 г. в Париже была подписана Конвенция о создании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вступившая в силу 30 сентября 1961 г. после ее ратификации всеми государствами-участниками. Инициатором создания организации с более широким диапазоном деятельности выступили США, преследующие политические цели (укрепление так называемого атлантического единства) и экономические цели (усиление влияние на европейскую экономику).

Таким образом, ОЭСР задумывалась и создавалась как экономической двойник военно-политического блока НАТО, страны-члены которой характеризуются общностью экономических систем, сравнительно близкими (высокими) уровнями экономического развития, взаимозависимостью национальных экономик, схожестью стоящих перед ними проблем.

В изменяющемся международном контексте происходила постепенная эволюция миссии ОЭСР, расширение ее целей и задач, сфер деятельности ОЭСР, а также расширение ее стран-членов и ее партнеров.

Основная миссия ОЭСР — содействие экономическому росту стран-членов ОЭСР и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах, не являющимися членами Организации.

Именно в рамках ОЭСР осуществляется регулирование практически всех важнейших вопросов экономического развития мира, анализируются и прогнозируются тенденции экономического развития отдельных стран, ведется разработка теоретических и практических подходов к решению мировых финансово-экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах.

Конечными целями деятельности организации, зафиксированными в основополагающем документе ОЭСР — Конвенции являются:

· обеспечение наиболее высокого и устойчивого экономического роста, занятости, уровня жизни в странах-членах, поддержания финансовой стабильности, необходимых для развития мировой экономики;

· содействие существенному экономическому вкладу как стран-членов так и стран-не-членов в процесс экономического развития;

· содействие развитию мировой торговли на многосторонней, не-дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Для реализации поставленных задач страны-члены обязались:

· предоставлять друг другу и Организации информацию, необходимую для достижения ее целей;

· обеспечить правильное использование имеющихся у них ресурсов;

· проводить постоянные консультации, исследования и участвовать в совместных проектах;

· поощрять научные исследования и образование;

· стремиться к финансовой стабильности;

Читайте также:  Какие страны мира самые сельскохозяйственные

· предпринимать меры по снижению барьеров на пути движения капиталов и торговли товарами и услугами;

· оказывать помощь развивающимся странам путем предоставления капиталов и технического содействия;

· тесно взаимодействовать и при необходимости принимать согласованные меры.

К настоящему времени ОЭСР превратилась фактически в орган координации социально-экономической политики ведущих индустриальных стран.

Центральной задачей ОЭСР является проведение анализа состояния экономики государств-членов и государств-партнеров и выработка рекомендаций по осуществлению экономического регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях.

На сегодняшний день ОЭСР призвана решать экономические проблемы уже не только одного континента — Европы, как ее предшественница (ОЕЭС) но и всего мира, что придает ей Организации глобальный характер.

Кроме того, сфера деятельности ОЭСР не ограничивается только экономическими вопросами (хотя задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей деятельности ОЭСР в различных социально-экономических областях), приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер.

На сегодняшний день 36 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой являются членами ОЭСР. Активные партнерские отношение ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. На долю стран-членов ОЭСР приходится:

· 17,7% населения Земного шара

· Более 60% мирового ВВП.

Созданная в начале 1960-х, в начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения глубокой внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее миссия и роль в условиях новых вызовов и угроз, в частности возник вопрос о расширении ОЭСР. В результате дискуссий в 2004 была разработана Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy). В рамках стратегии расширения специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы несколько критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР — так называемые «критерии Нобору», к числу которых относятся:

· Общность подходов (Like-mindedness)

· Значимость на международной арене (Significant player)

· Взаимовыгодность (Mutual benefit)

· Глобальность (Global considerations)

В соответствии с решением принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г., определены две основных «волны расширения»:

o В «первую волну» вошли пять стран — Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения — которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации);

o Во «вторую волну» вошли пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.

Стратегия «глобального партнерства» ОЭСР

Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (global relations), «глобальное партнерство» (global partnership), «расширенное участие» (enhanced engagement) . Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения – расширение на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching-in) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching-out). Это также придает глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и «открытой координации». Частью стратегии «глобального партнерства» является Хайлигендаммско-Аквильский процесс.

Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП)

На саммите «Группы восьми» в июне 2007 года в немецком Хайлигендамме было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет организован диалог между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в так называемую «O5» (Outreach five), — Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, Южной Африкой. Эта инициатива получила название Хайлигендаммский процесс. Хайлигендаммский процесс охватывает четыре основных направления сотрудничества:

o Содействие трансграничным инвестициям для взаимной выгоды, включая поощрение ответственного поведения бизнеса;

o Содействие исследованиям и инновациям, включая сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности;

o Энергетика, при этом особое внимание уделяется энергоэффективности;

o Содействие развитию, прежде всего в Африке.

Эта новая роль ОЭСР закономерна, учитывая успешный опыт многолетней деятельности ОЭСР по содействию развитию, а также идущий в настоящее время процесс расширения Организации.

На саммите «Группы восьми» в июле 2009 года в итальянском городе Аквила партнеры согласились продолжить диалог под названием Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП), итоги которого будут представлены на саммите «большой восьмерки» во Франции в 2011г. Соответствующее решение закреплено в совместном заявлении участников саммита (Joint Declaration: Promoting the Global Agenda).
Возможные темы для продолжения диалога:

o Свобода взаимовыгодных инвестиций;

o Роль инноваций и технологий в процессе устойчивого социально-экономического развития;

o Стратегические подходы к вопросам развития и его социальное измерение;

o Помощь наиболее уязвимым государствам;

o Продовольственная безопасность и реформа соответствующих международных организаций;

o Другие возможные вопросы в соответствии с решениями Руководящего комитета. Интерес к некоторым вопросам уже был обозначен.

Данный процесс является политическим диалогом, целью которого заявлено укрепление взаимопонимания между странами в сферах, представляющих общий интерес. Среди них в документе названы свобода взаимовыгодных инвестиций, развитие инноваций, социальные вопросы, помощь наиболее уязвимым государствам, продовольственная безопасность и энергетика.

Сопредседателями руководства комитета ХАП является одна из стран от «Группы восьми» и одна из стран от «Группы пяти». Заседания комитета проходят поочередно в стране, входящей в «восьмерку» или в «пятерку».

Новые стратегические приоритеты ОЭСР в посткризисном контексте

Стратегия «глобального партнерства» стала особенно актуальной во время первой волны мирового экономического и финансового кризиса, во время которого ОЭСР последовательно развивала диалог с «Группой восьми» и «Группой двадцати». ОЭСР стала одной из первых наднациональных организаций, предложившей комплексную программу восстановления и укрепления экономики. Документ «Стратегический ответ ОЭСР на финансовый и экономический кризис» был разработан ОЭСР в декабре 2008 г. для поддержки Плана Действий «Группы двадцати» (G20 Action Plan) по повышению эффективности механизмов управления для восстановления экономического роста и достижения стабильности, принятому на Вашингтонском саммите G20 в ноябре 2008 г. Стратегический ответ ОЭСР был основан не только на уже существующих правовых инструментах ОЭСР, но и на текущих результатах исследований и проектов различных комитетов ОЭСР и национальных ведомств стран-членов.

Теме преодоления последствий и дальнейшего предотвращения мирового экономического и финансового кризиса была посвящена встреча министров стран-членов и партнеров ОЭСР и сопровождающий его форум в 2009 году»После кризиса: на пути к более крепкой, открытой и справедливой экономике» (The Crisis and Beyond: for a stronger, cleaner, fairer economy). На встрече и форуме обсуждался ряд проблем, таких как: укрепление глобальной экономики в долгосрочном периоде, восстановление стабильности и повышение уверенности в существующей финансовой системе, смягчение влияния рецессии, преодоление кризиса занятости и многое другое.

В посткризисном контекте ОЭСР начала выработку интегрированной стратегии международного экономического регулирования, которая бы позволяла учитывать текущие тенденции взаимосвязанности и взаимовлияния различных направлений социально-экономической политики, необходимость их согласованной реализации для обеспечения кумулятивного и синергетического эффекта, позволяющего достигать значимых и нетривиальных результатов в условиях ограниченности финансовых ресурсов. О необходимости такого интегрированного подхода в частности было заявлено ОЭСР на саммите G20 в Питтсбурге с сентябре 2009 г.

ОЭСР подчеркивает важность постепенного достижения само-поддерживаемого экономического роста на основе реализуемых в настоящее время структурных реформ в ряде областей. В числе ключевых направлений и принципов дальнейшей работы ОЭСР по обеспечению экономического роста и проведению структурных реформ, можно выделить поощрение и стимулирование новых источников экономического роста и создания новых рабочих мест. Для стимулирования инноваций и создания экономических условий, благоприятных для экологически-ориентированного роста, по мнению ОЭСР, необходима интегрированная стратегия, которая бы объединяла политические меры в области поддержки занятости, развитию товарных и финансовых рынков, поддержке инноваций (в том числе увеличению инвестиций в начальное образование, обучение в течение всей жизни, нематериальные активы такие как НИОКР). В рамках формирования данной стратегии ОЭСР разработала рамочный документ Новые подходы к экономическим вызовам, отражающий взгляд Организации на подходы к формированию будущей антикризисной экономической политики. Принципы, которыми следует руководствоваться при этом, изложены в Ежегодном отчете за 2012 г. Реформам в области образования в данном контексте уделяется приоритетное внимание, поскольку создание нового типа экономики, новых рабочих мест требует изменения традиционных установок и поведения людей, формирование у них новых ценностей, новых навыков и компетенций.

Примером таких интегрированных стратегий ОЭСР на сегодняшний день являются Инновационная стратегия ОЭСР* и Стратегия «зеленого» роста**.

* Инновационная стратегия была разработана ОЭСР для стимулирования инноваций и создания экономических условий, благоприятных для экологически-ориентированного роста. Она объединяет политические меры в области поддержки занятости, развития товарных и финансовых рынков, поддержки инноваций (в том числе увеличения инвестиций в начальное образование, обучение в течение всей жизни, нематериальные активы, такие как НИОКР).

Читайте также:  Какие проблемы сегодня являются более актуальными для слаборазвитых стран

** Стратегия зеленого роста была разработана на базе Инновационной стратегии и является продолжением Декларации о «зеленом росте». В рамках данной стратегии ОЭСР собирается способствовать достижению в странах экономического подъема на принципах экологической и социальной устойчивости.

Стратегические ориентиры ОЭСР на период после 2012 г.

На министерской встрече Совета ОЭСР, состоявшейся в мае 2012 г., Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гуррия поделился своими взглядами на возможныеСтратегические ориентиры ОЭСР на период после 2012 г. В частности было заявлено, что Организация будет продолжать придерживаться четырех ориентиров в рамках своей деятельности: структурность, социальная ориентация, экология и институциональность. Для успешного следования данным ориентирам ОЭСР планирует расширять диалог с различными общественными акторами, включая бизнес, профсоюзы и научное сообщество.

Особого внимания в рамках Стратегических ориентиров были удостоены следующие вопросы, которые можно рассматривать в качестве стратегических задач ОЭСР:

1. Развитие и реализация целей Стратегии зеленого роста в направлении развития политики, способной решать вопросы, связанные с нарастающей нехваткой ресурсов, уроном экологии и стимулированием появления новых ресурсоэффективных технологий;

2. Поддержка стран в формировании и развитии экономики знаний;

3. Помощь в преодолении социального и экономического кризиса;

5. Извлечение всеобщей выгоды из трудовой миграции;

6. Либерализация торговли;

7. Борьба с коррупцией и взяточничеством.

Среди наиболее актуальных глобальных проблем А. Гуррия выделяет изменение климата, миграцию населения и бедность.

В целом Генеральный секретарь еще раз подчеркнул приверженность стремлению ОЭСР стать «более эффективной и инклюзивной системой выработки глобальной политики», заявленному в Декларации о перспективах на будущее, приуроченной к 50-й годовщине основания Организации. Достичь этого планируется за счет расширения взаимодействия по линии партнерства со странами-партнерами, международными организациями и другими международными и общественными субъектами, а также за счет интенсификации предпринимаемых усилий в рамках региональных инициатив.

Структура и процедуры работы

Деятельность ОЭСР осуществляется под руководством Совета, наделенного полномочиями по принятию решений. В Совет входит по одному представителю от каждой страны-члена, а также представитель Европейской комиссии. Решения принимаются Советом на основе консенсуса. Возглавляет Совет Генеральный секретарь — с июня 2006 г. Анхель Гурриа.

Совет проводит свои заседания на регулярной основе на уровне послов стран-членов при ОЭСР; на этих заседаниях вырабатываются общие направления деятельности Организации. Один раз в год, как правило, в конце мая — начале июня, проводятся министерские встречи на уровне министров иностранных дел, финансов и внешней торговли.

Совету подчинен Исполнительный комитет, целью которого является общий контроль за выполнением решений Совета ОЭСР.

Постоянно действующим аппаратом ОЭСР, обеспечивающим работу ее структурных органов, является Секретариат, который занимается сбором и обработкой информации, разработкой документов и рекомендаций, выпускает аналитические записки, публикации по экономическим и социальным вопросам.

Подготовкой этих материалов, необходимых для работы профильных комитетов ОЭСР, занимаются директораты Секретариата ОЭСР по различным тематическим вопросам.

Высшими политическими органами управления ОЭСР являются комитеты, состоящие из представителей стран-членов организации и стран, имеющих статус наблюдателей. В настоящее время в ОЭСР работает более 20 комитетов.
В то же время, следует отметить, что работа ОЭСР все больше строится на базе междисциплинарных и «горизонтальных» исследований, требующих сотрудничества специалистов из различных структурных подразделений Организации.

Сотрудничество России и ОЭСР

История сотрудничества

Сотрудничество России и ОЭСР имеет более чем 10-летнюю историю. В советский период специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. В 1990 году в ОЭСР был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой, который в том числе стал координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией.

Началу официального сотрудничества способствовали как внутренние реформы в России, связанные с установлением рыночных отношений и демократически норм, так и внутренние реформы самой ОЭСР, которая, оставаясь до этого времени «закрытым клубом», начала реализовывать стратегию расширения, включив в свой состав бывшие социалистические страны Европы.

Нормативно-правовая и институциональная основа сотрудничества России и ОЭСР

Нормативно-правовую основу текущего сотрудничества составляют подписанные в 1994 г. Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая его основные направления и регулирующая условия деятельности ОЭСР в России и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. В соответствии с этими документами, ОЭСР, в частности, обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики. В практическом плане в целях координации взаимодействия министерств и ведомств России, сотрудничающих с ОЭСР, в 1994 г. была создана Межведомственная комиссия во главе с заместителем министра иностранных дел России, в круг задач которой входит разработка мероприятий по обеспечению переговоров о вступлении России в ОЭСР, определение общей линии сотрудничества с Организацией. Позднее на уровне Правительства РФ была создана Комиссия правительства РФ по вопросам ВТО и взаимодействия РФ с ОЭСР (ныне Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции), что отражало необходимость параллельного решения вопросов вступления России в ВТО и ОЭСР. Сейчас эту Комиссию возглавляет Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации — Антон Германович Силуанов.

В 1995 году была введена в действие первая годовая рабочая программа взаимного сотрудничества, которая с тех пор является основным инструментом планирования сотрудничества ОЭСР и России. В соответствии с этими программами сотрудничество России и ОЭСР шло по следующим направлениям:

· оказание консультативного содействия ОЭСР России в осуществлении рыночных преобразований;

· участие российских представителей в качестве наблюдателей в работе ряда комитетов и рабочих групп ОЭСР, количество которых постоянно расширялось;

· участие российских экспертов в исследовательских проектах ОЭСР, в работе по сбору статистической информации и разработке статистических показателей;

· участие российских экспертов в конференциях и семинарах ОЭСР;

· доступ России к информационно-аналитическому потенциалу ОЭСР.

Реальное взаимодействие ОЭСР и России осуществляется в рамках Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. Центр реализует общую и специальные (для конкретных стран) программы, а также программу обучения. Координация сотрудничества Россия и ОЭСР в соответствии с рабочими программами осуществляется Московским офисом Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР.

Очевидно, что будущее членство в ОЭСР существенно расширит нормативно-правовую базу сотрудничества. Россия должна будет предоставить дипломатический иммунитет сотрудникам ОЭСР, находящимся на территории нашей страны, и со своей стороны делегировать постоянного представителя в Совет ОЭСР. Кроме того, Россия должна будет присоединиться к Конвенции о создании ОЭСР, а также ряду других международных соглашений, участниками которых являются все страны-члены ОЭСР.

Опыт сотрудничества России и ОЭСР

За последнее десятилетие накоплен обширный и полезный опыт сотрудничества России и ОЭСР. России удалось поднять уровень политического диалога с ОЭСР, а также фактически приобрести особый статус страны-партнера.

Россия участвует в работе большего числа Комитетов и вспомогательных органов ОЭСР, чем любая другая страна, не являющаяся членом Организации. На протяжении последних 10 лет круг комитетов и рабочих групп ОЭСР, в которых Россия участвует в качестве наблюдателя, постоянно расширялся. В 2007году Россия являлась наблюдателем в 20 комитетах и рабочих группах ОЭСР.

В настоящее время Россия активно участвует в деятельности ОЭСР в качестве наблюдателя в 13 комитетах ОЭСР и нескольких рабочих группах, что дает России право высказывать позицию своего государства по обсуждаемым вопросам, участвовать в выработке решений и рекомендаций. Рассматривался вопрос о получении статуса наблюдателя еще в нескольких комитетах (по страхованию, торговле, финансовым рынкам, помощи развитию, госуправлению, в рабочей группе по борьбе с коррупцией), однако теперь, вероятно, этот вопрос будет решен вместе с ожидаемым вступлением России в ОЭСР.

Участие России в структурных подразделениях ОЭСР

Статус: Участник (23)

Комитет по занятости, труду и социальным вопросам

Комитет по конкуренции

Комитет по рыболовству

Комитет по научно-технологической политике

Комитет по обзорам экономического положения и развития

Комитет по статистике и статистической политике

Комитет по страхованию и частным пенсиям

Комитет по политике в области цифровой экономики

Комитет по туризму

Комитет по промышленности, инновациям и предпринимательству

Комитет по политике в области образования

Рабочая группа по гармонизации регуляторного надзора в области биотехнологий

Комитет по регуляторной политике

Комитет по корпоративному управлению

Рабочая группа по судостроению

Схемы ОЭСР по сортовой сертификации или контролю семян в международной торговле

Стандартные коды ОЭСР по официальному тестированию сельскохозяйственных и лесных тракторов

Рабочая группа по товарным рынкам

Рабочая группа по статистическим индикаторам образовательных систем

Комитет по налоговым вопросам

Форум по налоговому администрированию (Комитет по налоговым вопросам)

Центр по исследованиям и инновациям в образовании

Глобальный форум по избыточным сталеплавильным мощностям

Читайте также:  Какие страны едят конину

Статус: Ассоцированный член (4)

Рабочая группа по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц

Комитет по стали

Глобальный форум по транспарентности и обмену информацией в целях налогообложения

Инициатива «Борьба с размыванием налоговой базы и переносом прибыли»

Россия также участвует во многих из Глобальных Форумов ОЭСР. На Россию приходится около 20% бюджетных средств ОЭСР, выделяемых на сотрудничество с 70 странами-не-членами Организации.

Основные направления сотрудничества

ОЭСР оказала и продолжает оказывать содействие в разработке и осуществлении рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях в создании институтов и инструментов рыночной экономки. Прежде всего очень важна поддержка ОЭСР в области разработки законодательства в различных секторах экономики.

Особое значение консультативное и техническое содействие ОЭСР имеет в разработке антимонопольного законодательства и законодательства в области налогообложения, в привлечении иностранных инвестиций, приватизации, реформе предприятий, банковской реформе, решении проблем государственного управления и регулирования, корпоративного управления, рыночных преобразований в сельском хозяйстве, в реформировании естественных монополий, в модернизации образовательной политики, научно-технической и инновационной политики.

Регулярно публикуются общеэкономические обзоры ОЭСР по России, а также специализированные исследования и обзоры положения в отдельных секторах экономики и социальных отношений. Для обсуждения подготовленных материалов организуются семинары и конференции с привлечением ведущих экспертов ОЭСР, представителей исполнительной и законодательной власти РФ, а также национальных и международных исследовательских центров. По их результатам готовятся материалы, содержащие рекомендации для соответствующих государственных ведомств РФ.

Кроме того, обзор экономической ситуации в России наряду с другими странами включается в ежегодно публикуемый Economic Outlook.

В процессе консультирования российских государственных и законодательных органов по подготовке проектов экономических законов, используется опыт стран ОЭСР, наиболее преуспевших в данной области. Кроме того, учитываются международные стандарты (например, нормы кодексов ОЭСР). Так, например, с участием привлеченных ОЭСР международных экспертов был разработан ряд актов российского антимонопольного законодательства, законодательства о банкротствах, сделано несколько предложений по совершенствованию проектов новой редакции закона об иностранных инвестициях.

Рекомендации экспертов ОЭСР нашли непосредственное отражение в «Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации до 2010 года». Это стало результатом сотрудничества России с Международным энергетическим агентством, декларация о сотрудничестве с которым была подписана Россией в 1994 г. Сотрудничество России с ОЭСР с области энергетики в последнее время приобретает все большее значение в силу жизненной важности топливно-энергетического комплекса для экономики нашей страны, а также значимого места России в мировом производстве энергоносителей. В 2007 году Правительство России и Агентство по Ядерной Энергии подписали Совместную декларацию о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, определяющую цели, области и формы сотрудничества, включая участие России в качестве постоянного наблюдателя в постоянно действующих Технических комитетах и Рабочих группах АЯЭ.

Результаты работы Круглого стола по вопросам корпоративного управления в России, регулярно (начиная с 1999 г.) объединяющего на своих заседаниях российских и зарубежных экспертов в области корпоративного управления, в частности легли в основу Белой книги по вопросам корпоративного управления в России, опубликованной в 2002 г., в которой были сформулированы ключевые политические цели и первоочередные задачи реформ, в частности, обеспечение равного отношения к акционерам, повышения уровня раскрытия информации и т.д.

Еще одним важным направлением сотрудничества России и ОЭСР является сфера образования в силу растущей значимости образования в формировании экономики, основанной на знаниях. Россия участвует в Программе ОЭСР по международной оценке образовательных достижений учащихся. Российские эксперты принимают активное участие в разработке статистических индикаторов образовательных систем (INES), обеспечивая прочную базу для количественных международных сравнений в области образования. Россия приняла участие в двух проектах Директората ОЭСР по образованию – Тематическом обзоре по равенству в образовании и Тематическом обзоре по высшему образованию.

Большое значение для России имеет определение ОЭСР кредитного рейтинга, влияющего на условия заимствования на мировых финансовых рынках. Так в январе 2007 года Совет ОЭСР принял решение о переводе России из четвертой в третью группу инвестиционных рисков, что должно привести не только к улучшению общего экономического имиджа нашей страны, но и к удешевлению западных связанных кредитов для российских компаний.

В рамках программ сотрудничества с Россией Центр ОЭСР по сотрудничеству со странами-не-членами организует программы обучения, в частности проводит семинары по инвестиционному законодательству, статистике, политике развития конкуренции, бухгалтерскому учету и развитию предпринимательства.

Став полноправным членом ОЭСР, Россия сможет продолжить сотрудничество с ОЭСР по этим приоритетным направлениям, но уже на более основательной партнерской основе, внося более значимый вклад в разработку международных механизмов реализации и оценки политики в различных сферах с учетом своих национальных интересов.

Перспективы вступления России в ОЭСР

Заявив о своем стремлении вступить в ОЭСР на саммите «Группы восьми» в Галифаксе в 1995 году, Россия представила официальную заявку на вступление в ОЭСР в 1996 году. Последние 10 лет Россия и ОЭСР постепенно расширяли и углубляли свое сотрудничество, последовательного придерживаясь курса на вступление России в Организацию, которое изначально было признано «взаимно разделяемой целью».

В соответствии со Стратегией расширения ОЭСР в ходе 1155-й сессии Совета, состоявшейся 10-13 мая 2007 г. была согласована «Общая процедура вступления новых членов».

16 мая 2007 г. Совет ОЭСР на уровне министров принял решение о начале переговорного процесса о вступлении России в Организацию. Для России данное решение означает начало нового и важного этапа сотрудничества с ОЭСР, итогом которого должно стать вступление России в эту авторитетную экономическую организацию, что было и остается одним из российских приоритетов международного сотрудничества.

Представление в ОЭСР «Начального меморандума о позиции Российской Федерации в отношении правовых актов ОЭСР» 24-25 июня 2009 года стало официальным началом переговорного процесса по присоединению нашей страны к ОЭСР и начало широкомасштабной работы по расширению сотрудничества России и ОЭСР в самых различных областях.

К настоящему моменту вопросы присоединения России обсуждены во всех ключевых комитетах ОЭСР.

Можно ожидать, что Россия в ближайшее время может стать членом Организации в связи с существенным прогрессом в переговорном процессе, в том числе по вопросам присоединения к ВТО.* Текущие переговоры по вступлению в ОЭСР и будущее членство в Организации открывает новое пространство для диалога между Россией и ОЭСР. Для нашей страны текущий переговорный процесс означает необходимость существенного наращивания аналитического потенциала с учетом международного опыта и необходимость более активного и полноправного участия в международном процессе выработки экономических и политических правил и норм, ведущемся на уровне ОЭСР.

Сегодня наблюдается обоюдная заинтересованность России и ОЭСР в скорейшем присоединении нашей страны к Организации. Так, в рамках Петербургского международного экономического форума, прошедшего в июне 2012 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил временные рамки процесса присоединения: «Полагаю, что это присоединение могло бы состояться уже в 2014 году». В.В. Путин напомнил, что интеграция в международные экономические процессы — это безусловный выбор России, от которого Россия не отказалась в период кризисных испытаний и который не будет меняться и в дальнейшем (Источник:Сайт Президента Российской Федерации).

Со стороны ОЭСР также наблюдается растущий интерес к опыту российских преобразований, потребность в получении более актуальной и полной информации о масштабе, динамике и перспективе российских реформ.

Для России сотрудничество с ОЭСР в текущем статусе страны-партнера и в дальнейшем в статусе страны-члена имеет первостепенное значение. Во всем мире обеспечение качественного аналитического обеспечения взаимодействия с ОЭСР является одним и приоритетных направлений международного сотрудничества, поскольку открывает доступ к международной экспертизе высочайшего уровня, позволяет участвовать в выработке стратегических направлений развития современной экономики, представлять национальный опыт социально-экономических преобразований и представлять данные о развитии национальной экономики и отдельных ее секторов в международных сопоставительных исследованиях ОЭСР.

Несмотря на то, что к концу 2013 года большинство комитетов ОЭСР подтвердили готовность России к присоединению, 12 марта 2014 решением управляющего совета ОЭСР процесс присоединения России к ОЭСР был приостановлен. Тем не менее, эксперты выражают надежду на скорейшее возобновление переговоров о вступлении, с тем чтобы взаимоотношения России с ОЭСР и дальше носили прагматичный и взаимовыгодный характер.

* До недавнего времени ключевым препятствием для вступления России в организацию ОЭСР был неразрешенный вопрос с членством в ВТО. Решение 8-й Министерской конференции стран-членов ВТО в Женеве 16-го декабря 2011 года, в ходе которой были одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО и ратификация Протокола о присоединении России к ВТО Госдумой России 10 июля 2012 года, позволяют ожидать завершения переговоров о присоединении России к ОЭСР уже в самое ближайшее время.

Ознакомиться с нормативно-правовой базой ОЭСР на русском языке можно, перейдя по ссылке: Нормативно-правовая база ОЭСР

Источник

Adblock
detector