Уильям Дампир: Новое путешествие вокруг света
Случилось так, что два моряка с Туманного Альбиона — Уильям Дампир и Александр Селькирк — оказались вместе в одной каперской эскадре. Первому повезло сочетать в себе таланты корсара и писателя-натуралиста, а второму суждено было стать отшельником на необитаемом острове и послужить прототипом Робинзона Крузо в романе Даниеля Дефо.
Заокеанская лихорадка
Не секрет, что в погоне за испанскими галеонами пути английских каперов менялись как от перемены ветра, так и от перемены настроения лихой команды. Каперы (также корсары, приватиры, арматоры) — это частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжали за свой счёт судно (также называемое каперским или корсаром) с целью захватывать купеческие корабли неприятеля, а в известных случаях — и нейтральных держав. Не путать с пиратами — морскими разбойниками, действовавшим вне каких-либо правовых рамок!
Во время своих путешествий каперские корабли попадали в самые невероятные переделки.
В конце XVII-XVIII веков британские власти решили использовать тактику, проверенную больше 100 лет назад «королевским пиратом» Дрейком, море выходят эскадры маленьких, но вёртких кораблей с каперами. Пускай грабят неприятельские суда под флагом Англии, а с добычей разберёмся!
Капитан-натуралист
Желающих вести в Тихий океан только что сошедший с верфи корабль Saint George было хоть отбавляй, но верховным адмиралом стал 51-летний корсар Уильям Дампир. Этот человек имел колоссальный опыт не только на море, где он сражался бок о бок с простыми матросами, но и на суше, поскольку раньше работал лесорубом, а затем надзирателем на ямайской плантации. Однако удачливым капером Уильяма назвать было трудно: в 1699 году он провалил доверенную ему экспедицию в Австралию, после чего был отдан под трибунал и объявлен «некомпетентным в командовании судами». Возможно, причина такой неудачи крылась в том, что Дампир был… образованным человеком. Он страстно любил море и путешествия, а обо всём увиденном записывал в своём путевом дневнике. Уильям мог часами бродить по вновь открытым островам, изучая дикие растения, цветы, животных, ветры, приливы и отливы… Это был настоящий натуралист, книги которого со временем внесли вклад в науку и получили признание на родине. Вот этому-то человеку власти и дали второй шанс, вручив каперское свидетельство и полномочия — плыть в воинственной манере», громя все испанские суда на своём пути.
Отшельник на борту
В это же время в эскадру Saint George нанялся другой «джентльмен удачи» — шотландец Александр Селькирк. Он отличался скверным характером, который и увёл его далеко от родных мест. Но и на флоте, где правит жёсткая дисциплина, ему было несладко. Мысли о полном одиночестве все чаще посещали его как раз перед зачислением на галеру Cinque Ports, которая должна была сопровождать флагман Saint George на пути к Южной Америке.
В сентябре 1703 года два корабля покинули ирландский берег, чтобы в феврале 1704 года встретиться на островах Хуан-Фернандес. В этом экзотическом месте Александру Селькирку пришлось совершить свою знаменитую высадку на берег. Дело в том, что ещё на пути, лежащем вдоль побережья Бразилии, заболел и умер капитан Cinque Ports Чарльз Пикеринг, его заменил помощник — Томас Страддлинг. С последним у Селькирка отношения не сложились: они люто повздорили и решили, что на корабле должен остаться лишь один из них. Подтолкнуть к роковому шагу горячие головы могла любая мелочь. Так или иначе, Селькирку дали одежду, топор, ружьё, порох, табак, личные вещи и высадили на острове Агуас Буэнос, или, как он зовётся теперь, острове Робинзона Крузо.
Предательства по пути
Расставшись с новоиспечённым отшельником, корсары захватили ещё один испанский галеон и решили передохнуть на хорошо им знакомой базе у острова Табога. Тут Страддлинг разругался уже с патроном Дампиром: с примкнувшей горсткой корсаров капитан Cinque Ports уплыл обратно к островам Хуан-Фернандес.
Второй раскол команды произошёл следом, на другой базе в заливе Никоя, где нагруженная трофеями эскадра расположилась на ремонт. Стоило бравой команде набраться сил для новых свершений, как перед соблазном возглавить все дело не устоял главный помощник капитана Джон Клиппертон. Только что захваченный барк бунтовщики нагрузили боеприпасами с Saint George, великодушно оставив небольшую их часть своим товарищам, и отплыли в неизвестном направлении. Подобные эпизоды типичны для любой корсарской истории: сподвижники капитанов то и дело пользовались взрывным характером береговой братии, если экспедиция долго не приносила желанной добычи.
Порыскав вдоль побережья Перу, Страддлинг со товарищи пошли на дно у острова Горгона, а семеро спасшихся были схвачены испанцами. В отличие от Страддлинга, Клиппертон оказался более удачливым дезертиром: захватив два судна в гавани Реалейи, он вернулся в залив Никоя для ремонта. А потом, на обратном пути в Европу, ему суждено было наткнуться на маленький атолл в районе мыса Корриентес. Так был открыт новый остров (возможно, повторно, если здесь раньше побывал Магеллан), который с тех пор и носит имя Джона Клиппертона.
После второго раскола команды в эскадре Дампира остались изрядно потрёпанный Saint George и маленький Dragon. Но капитан-натуралист не терял бодрости духа. Ведь у них была главная цель — захватить манильский галеон, шансы настигнуть который возрастали с продвижением на север. Прочесав берега Гватемалы и залив Маруата, совершив рейд на Зихуатанейо, каперы продолжали путь. Сокровищ нигде не оказалось: наградой корсарам стали лишь горстка жемчужин, запасы еды, воды и древесины. Упорно держа курс на север, остатки эскадры прибыли к бухте Акапулько.
Решающая битва
Гигантское дитя Новой Испании Rosario не заставило себя ждать, появившись в поле зрения впередсмотрящего на Saint George. Радости Дампира и его корсаров не было предела: после месяцев кровопролитных боёв и лишений измученная эскадра могла наконец-то взять главный приз этой морской гонки! Громадный корабль с тридцатью пушками и рядами перьер (метательных машин) под тяжестью богатого груза очень медленно тащился к порту Акапулько, никак не ожидая встретить в прибрежных водах три пиратских корабля. Произведя несколько залпов по — барже», каперы посеяли панику среди испанцев. Следующий ход должен был добить врага, и команда упрашивала Дампира отдать приказ идти на абордаж. Но нет! Расчётливый натуралист решил избежать этого безумия, ведь на галеоне было втрое больше хорошо вооружённых солдат, которые в ближнем бою смели бы с палубы несколько десятков англичан. Споры на Saint George затянулись, и тут испанцы пришли в себя и дали залп из всех орудий. Причём 24-фунтовыми ядрами. Они насквозь пробили гниющий борт флагмана англичан, которые теперь были вынуждены спасаться бегством. Кошка превратилась в мышку, и дальнейшая экспедиция стала отступлением с поля битвы.
Домой, и снова в путь
Дампир, впрочем, не хотел сдаваться и предпринял несколько попыток починить Saint George в заливе Амапала. Но его команда после неудачной попытки взять галеон больше не верила в капитанские способности, и часть матросов объединилась вокруг некоего Уильяма Фаннелла. От этого бунта не выиграл никто: корабли бунтовщиков и Дампира голландцы по очереди добавили в свою трофейную коллекцию. Saint George нашёл свой последний причал у скалы Лобос-де-ла-Мар. Но несмотря ни на что капитану-натуралисту удалось добраться до Англии. И вряд ли он сильно расстроился из-за промашки с испанским галеоном: за время этого бурного плавания Уильяму Дампиру удалось посетить столько райских уголков и описать в своём дневнике столько растений и животных, что хватило на книгу. Впереди его ждали новые приключения.
А на необитаемом острове Агуас Буэнос налаживал свой быт Александр Селькирк. Из романа Даниеля Дефо мы прекрасно знаем, чего стоило это предприятие новоиспечённому Робинзону. Курортный сезон — только начался, но сигнальный костёр уже пылал на берегу, чтобы сообщить проплывающему мимо кораблю о забытом на острове туристе». Отшельнику пришлось выживать четыре года, пока с острова его не забрал капитан Вудс Роджерс.
Журнал: Тайны 20-го века №38, сентябрь 2010 года
Рубрика: История пиратства
Автор: Гарри Савин
Источник
Искатель приключений и авантюрист Дампир. Часть 1
Испанцы называли англичанина Уильяма «страшным капитаном Дампиром». Одно его имя наводило на моряков Пиренейского полуострова ужас и панику. Но прославился Дампир не этим. В отличие от большинства «коллег», он параллельно с разбоем занимался исследовательской работой и написал несколько книг. К тому же являлся членом Британского Королевского общества. А под его портретом, висящим в лондонской Национальной галерее, есть надпись: «Уильям Дампир — пират и гидрограф».
«Хочу увидеть мир»
Такую запись оставил в дневнике юный Уильям. В четырнадцать лет он остался без родителей. И попал под опеку местного помещика, полковника Хиляра. Он-то и отправил Уильяма на учебу в соседний город. Но спустя два года Дампир решил, что его место не здесь, а на воде. Поэтому устроился юнгой на торговый корабль. Первое его путешествие было коротким: судно курсировало до Франции, а потом возвращалось обратно. Такой «минимализм» был не по душе юному искателю приключений. Поэтому Уильям перебрался на рыболовное судно, занимавшееся промыслом в водах Ньюфаундленда. Но и здесь Дампир чувствовал себя не на месте. Холодный климат Северной Атлантики действовал на него угнетающе. Поэтому вскоре он перебрался на судно, курсировавшее в теплых водах. Сначала Уильям бороздил воды близ Явы. Но когда обстановка накалилась и повисла угроза нового противостояния с Голландией, Дампир уплыл оттуда.
После этого Уильям поступил на службу в королевский флот. Ему повезло: он оказался на флагманском корабле «Ройял Принс» под началом адмирала Эдварда Спрэгга. Есть сведения, что Дампир принимал участие в Схоневельдской и Тексельской битвах. Как раз в последнем сражении союзный англо-французский флот потерпел поражение. Адмирал Спрэгг погиб, а Уильям чудом спасся.
Покинув госпиталь, Дампир решил, что пришла пора немного отдохнуть. Поэтому вернулся в родную деревню Ист-Кокер. Вот только тихая и размеренная жизнь в английском захолустье пришлась не по душе искателю приключений. На выручку вновь пришел полковник Хиляр. Он предложил Уильяму перебраться на Ямайку, чтобы занять должность торгового агента на сахарной плантации. Дампир согласился, не раздумывая.
Но на Ямайке у англичанина не сложилось. Дело в том, что он не сошелся с управляющим сахарной плантацией Уэйли. Тот сразу раскусил гостя, поэтому как-то обмолвился, что Уильям — «человек слоняющийся, не склонный долго задерживаться на одном месте». Так, собственно, и произошло. Вскоре Дампир сбежал с плантации и пристроился на торговое судно. Однако маршрут Ямайка – Порт-Ройял тоже быстро наскучил любителю приключений. Поэтому спустя примерно полгода он примкнул к группе лесорубов. Вместе с ними авантюрист обосновался на побережье Юкатана, в местечке под названием Уан-Буш-Кей. Основную часть населения здесь составляли беглые чернокожие рабы, которых звали симарроны, а также пираты. В такой разношерстной компании, находящейся вне закона, Дампир провел несколько лет.
Все это время англичанин вел систематические записи в дневнике. В них Дампир подробно описывал окружавшую его природу, а также делился впечатлениями о нравах и обычаях местных аборигенов. Не забывал и в подробностях рассказывать о пиратских налетах на поселения испанцев. Так, например, было летом 1676 года. Тогда внезапно налетевший ураган оставил британцев без съестных припасов. Поэтому они в поисках провианта отправились «изучать» близлежащую территорию от острова Трист до Рио-Альварадо. Деревни, которые встречались на пути, англичане грабили. Не забывали и про охоту на черепах и ламантинов. Финальным аккордом их похода стало нападение на испанский город Альварадо.
Затем Уильям во второй раз решил, что пора остепениться. После непродолжительного пребывания на Ямайке авантюрист перебрался в Лондон. Здесь купил землю и женился. Вот только его бунтарская душа и любовь к морю никак не могли смириться с тихой и размеренной жизнью семейного, а главное, сухопутного человека. Поэтому спустя всего несколько месяцев он под предлогом торговли решил отправиться в плавание. Супруга на это ответила: «Только ненадолго, там, на Тортуге, очень распутные женщины». И Дампир уплыл. Скорее всего, больше они никогда не виделись… По крайней мере, сведений об этом нет.
Кругосветное плавание с пиратами
Пресытившись за несколько месяцев семейной жизнью, Уильям вернулся на Ямайку и вновь занялся торговлей. По приглашению знакомого мистера Хобби Дампир оказался на корабле «Лойял мечент», направлявшегося к Москитному Берегу для покупки кампешевого дерева. Но до пункта назначения судно не дошло. Оно остановилось в ямайской гавани Порт-Морант. А в то время на беду мистера Хобби здесь стояла пиратская флотилия под командованием Джона Коксона. По официальной версии, корабли флибустьеров шли в Гондурасский залив, чтобы заготовить ценную кампешевую древесину. Но на самом деле они собирались разграбить город Пуэрто-Бельо, поэтому их путь шел к Панамскому перешейку. Об истинной цели пиратов узнали матросы с «Лойял мечента», и все как один перешли под командование Коксона. Недолго думал и сам Дампир.
Уже в начале 1680 года авантюрист вместе с пиратами участвовал в налете на Пуэрто-Бельо. После захвата добычи разбойники пересекли Панамский перешеек и грабили корабли и прибрежные поселения у бегов Панамы и Перу.
За это время у флотилии сменилось несколько капитанов. Одних обвиняли в трусости, другие погибали в бою. Со временем Дампиру наскучило это «однообразие». Вместе с другими пиратами он выбрал нового капитана — Джона Кука. На большой лодке и паре каноэ ватага пиратов добралась до панамского побережья. Высадившись на берег, разбойники утопили свои лодки, чтобы они не привлекали внимания испанцев, и направились сквозь джунгли. С этого момента Дампир с особой тщательностью начал вести записи: «Я достал толстый ствол бамбука, залепил его с обеих сторон воском, чтобы вода не проникла внутрь. Так я сохранил мой журнал и другие записи, хотя мне часто приходилось перебираться вплавь».
Марш-бросок занял более двадцати дней. За это время пираты много раз были в шаге от гибели. Особенно туго приходилось с провиантом. И если бы не помощь индейцев, возможно, команда Кука так и не добралась бы до намеченной цели – Карибского побережья. Кстати, несколько пиратов, впечатленные краснокожими, сделали себе татуировки на местный манер и остались с ними.
Уильям так описывал поход: «На четвертый день мы начали наш марш рано, так как до полудня обычно было ясно, а пополудни шел сильный дождь. Но нам было, в общем, все равно: шел ли дождь, или светило солнце, ибо я совершенно уверен в том, что мы переходили реки по 30 раз в день… Мы не могли ни высушить одежду, ни обогреться, еды не было: все это делало переход очень тяжелым для нас…
Когда мы перешли реку, то стали ждать отставших спутников. Через полчаса они подошли. Но тем временем прибыло столько воды, что они не могли перейти реку, а мы не могли им помочь. Решили подождать, пока вода спадет. Мы прошли две мили вдоль реки и там соорудили шалаши, пройдя за этот день шесть миль. Едва мы успели построить шалаши, как река еще больше разлилась и затопила берега, вынуждая нас отойти подальше. Ночь наступила до того, как мы смогли сделать новые шалаши, и нам пришлось лечь прямо на землю. Большую часть ночи шел необычно сильный ливень, сверкали многочисленные молнии и раздавались страшные раскаты грома».
Описал Дампир и гибель одного из пиратов: «Мы подошли к берегу и увидели, что вода спала. Тогда стали думать, как перейти реку, но это было не так просто. Наконец мы решили послать одного человека через реку с веревкой, с тем чтобы переправить сначала все наши вещи, а затем людей. Согласился это сделать Джордж Гейни. Он взял один конец веревки и быстро обмотал его вокруг шеи, а второй оставил на берегу, и другой человек остался около веревки. Но когда Гейни был на середине реки, веревка, тянувшаяся за ним, случайно перекрутилась или запуталась, и человек, который следил за веревкой на берегу, схватил ее, от чего Гейни перевернулся на спину. А тот человек, который держал веревку в руке, бросил ее в реку, думая, что этим он исправит свою ошибку. Но течение было очень сильным и пловец, у которого на спине в мешке было три сотни долларов, пошел на дно, и мы его никогда больше не видели…».
Несмотря на тяготы и гибель друзей, команда Кука все же сумела добраться до побережья. Здесь они встретили пиратов-французов под командованием капитана Тристана и поступили к нему на службу. Но спустя несколько месяцев Дампир перебрался на судно другого французского пирата – Аршамбо. Правда, и на этом судне он задержался ненадолго, поскольку искателю приключений «надоело жить с французами». И Уильям оказался на корабле капитана Райта. Этот разбойник по сравнению с другими оказался менее удачливым, поэтому пираты то и дело бунтовали из-за отсутствия богатой добычи.
Весной 1683 года в Чесапикском заливе появилось судно «Ривендж» под командованием Джона Кука. Тот в свое время тоже покинул Тристана, сумел разжиться кораблем и сколотить команду. Дампир сразу же перешел под его начало: «23 августа 1683 года мы отплыли из Виргинии под командованием капитана Кука, направляясь в Южные моря».
Корабль Кука совершил трансатлантический переход, побывал на островах Зеленого Мыса, после чего направился к берегам Африки. В ноябре у берегов Сьерра-Леоне пиратам улыбнулась удача: они наткнулись на мощный датский фрегат. Кук перехитрил капитана противника и сумел захватить судно. Назвав его «Услада холостяка», пираты направились к Магелланову проливу. Что касается их старого судна, на этот счет есть несколько версий: его то ли утопили, то ли выменяли у местных работорговцев на чернокожих рабынь.
Войти в Магелланов пролив у пиратов не получилось, помешал сильный ветер. Поэтому «Усладе» пришлось обогнуть мыс Горн, чтобы попасть в Тихий океан. В течение длительного времени пираты «бродили» у побережья Центральной Америки. А после смерти Джона Кука, новым капитаном «Услады холостяка» стал Эдвард Дэвис. Вместе с кораблем под командованием Чарлза Свана пираты бороздили воды Чили, Перу и Панамы.
В определенный момент Дампиру, как обычно, надоело однообразие. Поэтому он перешел на корабль Свана. Этот капитан решил пересечь Тихий океан, направившись к Филиппинам. На острове Минданао Уильям решил реребраться на судно под командованием Джона Рида.
Но вскоре Дампира посетила мысль, что с пиратством пора заканчивать: «достаточно утомила эта сумасшедшая команда». Но сбежать от капитана у него не получалось. Поэтому 5 января 1688 года Дампир вместе с разбойниками высадился на австралийском берегу, недалеко от Дарвина и повстречался с местными аборигенами. И в его дневнике появилась любопытная запись: «Жители этой страны — самые жалкие люди на свете. Готтентоны Мономотапы хотя и безобразные люди, но по сравнению с этими выглядят просто джентльменами. Эти не имеют домов, одежды, овец, рогатого скота, фруктов, страусов и т. п., тогда как у готтентотов все это есть, и по всему своему образу жизни мало чем отличаются от зверей. Они высокие, узкокостные, с тонкими длинными конечностям. У них большие головы, покатые лбы и огромные брови. Их веки всегда полуопущены, чтобы не дать мухам влететь в глаза. Мухи здесь столь надоедливы, что от них невозможно отделаться; они лезут в ноздри и в рот, если губы не очень плотно сжаты. У них большие носы, приятные полные губы и широкие рты. Два передних зуба на верхней челюсти отсутствуют у них всех, мужчин и женщин, молодых и старых. Вырывают ли они их, я не знаю. У мужчин никогда не бывает бород… У них нет жилищ, и они спят на открытом воздухе, ничем не укрытые. Земля – их ложе, небо – их полог. Их единственная еда – мелкие рыбешки. У них нет приспособлений, чтобы ловить крупных рыб…».
Спустя пару месяцев корабль направился к Суматре. Но и на этом клочке суши пираты долго не задержались, и уже в начале мая добрались до Никобарских островов. Лишь здесь Дампир и еще несколько человек сумели уйти от пиратов, получив разрешение капитана Рида. Оказавшись на свободе, он решил вернуться на Суматру. Сказано – сделано. И там Уильям занялся привычным делом: торговлей. А весной 1689 года подписался на сомнительное и рисковое дело – доставку контрабандного опиума в Малакку. Спустя два года авантюрист очутился на торговом корабле под командованием капитана Хита. И обогнув Мыс Доброй Надежды, в сентябре того же года Дампир вернулся на родину.
В течение нескольких лет он обрабатывал и систематизировал записи в дневнике. И в 1697 году вышел первый том «Нового путешествия вокруг света». Свой труд Уильям посвятил президенту Королевского научного общества. И вскоре его позвали в Совет по торговле и предпринимательству на должность эксперта по борьбе с морскими разбойниками.
Когда был опубликован второй том его трудов – «Путешествия и открытия» — Дампир стал знаменитостью. Его даже представили королю Вильгельму III, который сделал любителя приключений членом Королевского общества. А потрет Уильяма «поселился» в Национальной галерее.
Кстати, творение Дампира произвело сильное впечатление на писателя Джонатана Свифта. Поэтому, работая над созданием книги о приключениях Гулливера, он кое-что брал из трудов соотечественника. Более того, в знак уважения и благодарности, Свифт делает своего Гулливера и Уильяма родственниками. В книге есть эпизод, где герой писателя упоминает некого «кузена Дампира».
Но выхода в свет своей второй книги авантюрист не дождался. Он вновь отправился в плавание на поиски новых приключений…
Источник