История становления научных школ и организаций.
Наука является сложным социальным явлением. Нас не должно вводить в заблуждение почитание великих ученых, именами которых принято называть их изобретения и открытия. Несомненно, роль личности в науке очень велика, но наука это еще и социальный институт, не только объединяющий сообщество ученых, но и организующий и регламентирующий их деятельность. Поэтому очень важно рассмотреть становление науки как возникновение и развитие институциональных способов ее организации. Каждому этапу развития науки соответствует собственная форма такой организации и чем более развита наука, тем более сложно она организована.
Прообразом первых научных институтов являются философские школы древней Греции, которые объединяли учителей, учеников и единомышленников. Эти «научные» сообщества были, вероятно, наиболее свободными и наименее регламентированными формами самоорганизации ученых в истории. Ученики сами выбирали себе учителей, а учителя были вправе отказать нерадивому ученику. Коллектив единомышленников также не связывал себя строгими ограничениями за редким исключением пифагорейского союза, который был больше похож на религиозную секту. Как правило, занятия проходили в форме свободной беседы или дискуссии на открытом воздухе. Мы до сих пор называем свои учебные заведения, используя названия мест собрания последователей и учеников Платона и Аристотеля. Платон собирал своих учеников в оливковой роще, названной в честь античного героя Академа. Аристотель же имел обыкновение прогуливаться со своими учениками в окрестностях храма Апполона Ликейского. А сегодня мы идем учиться или работать в академию или лицей.
Особенностью античных сообществ было преобладание устных форм общения. Вследствие этого мы обладаем очень неточными и отрывочными сведениями о содержании размышлений античных теоретиков. Лишь немногие источники дошли до нас в письменном виде. Однако именно в этот период сформировались принципы организации научного сообщества как объединения ученых на основе общих идей и представлений. В рамках этих сообществ начинаются процессы профессионализации науки, формируются нормы и методы научного исследования. Благодаря открытости этих сообществ их деятельность получает общественное признание и постепенно идеи, сформированные внутри этих групп, получают все большее распространение.
Распад римской империи, сопровождаемый возникновением и утверждением христианства, прерывает этот процесс, поскольку мудрость древних ставится под сомнение основоположниками христианской церкви. Но первые христианские общины унаследовали многие принципы организации античных научных сообществ. Для утверждения авторитета новой религии требовались доказательства ее истинности. Поэтому отцы церкви продолжают философские традиции античности и занимаются обоснованием религиозных принципов, развивая теоретические методы познания. Не случайно и то, что монастыри, объединяющие людей, избравших путь духовного совершенствования, становятся центрами интеллектуальной активности европейской культуры средневековья. А в монастырских библиотеках сохраняются и произведения античных авторов. Следует отметить и тот факт, что монастыри становятся и центрами хозяйственной деятельности. Именно средневековым монахам принадлежит приоритет в изобретении и развитии многих технологий, ставших основой промышленного производства более позднего времени. Это и агрономические технологии, и пищевые технологии сыро- и пивоварения, виноделия и консервирования. Не менее значим вклад монастырей и в формирование рациональных методов организации труда. Поэтому без преувеличения можно сказать, что они стали центрами развития не только теоретических, но и эмпирических методов научного познания, подготовив практически готовый набор инструментов и методов исследования для новоевропейской науки.
Рост городов в эпоху позднего средневековья (XI-XV вв.) и возникший спрос на образование обусловливают возникновение и развитие новых научных центров – университетов. В 1064 году был открыт старейший европейский университет в итальянском городе Парма, в 1158 организован университет в Болонье. В XII веке организован университет в Оксфорде, а в XIII веке – в Кембридже и Париже. В это время формируется структура классического университета, состоящего из четырех факультетов: теологического, юридического, медицинского и философского. Благодаря средневековым университетам происходит окончательная профессионализация научного знания, происходит его организация в соответствии с иерархическими принципами последовательного совершенствования научных знаний и навыков. Эти принципы оказались настолько устойчивыми, что практически без изменений дошли до наших дней. Не только в известных наименованиях квалификационных ученых степеней – бакалавр, магистр и доктор, — но и в системе квалификационных экзаменов и организации учебного процесса. Например, деление занятий на лекционные, семинарские и лабораторные, также является наследием средневекового университета. В России университеты появились значительно позже. В 1726 году был открыт Академический университет в Санкт-Петербурге, а в 1755 основан Московский государственный университет.
В дальнейшем процессы образования централизованных государств приводят к формированию новых центров научной деятельности. Для эпохи Возрождения и начала Нового времени такой формой организации научного сообщества становится королевские научные общества и академии наук. Они продолжают традиции покровительства ученым со стороны крупных европейских правителей, укреплявших таким способом свой политический авторитет. Королевские научные общества выполняли очень важную функцию централизации и организации научной деятельности на основе общих принципов. Благодаря материальной поддержке выдающихся ученых, они позволили науке выйти за пределы университетов, выполняющих в первую очередь образовательную функцию, и активизировали ее исследовательские функции. Новые формы организации научных сообществ значительно увеличивают престижность научной деятельности. При поддержке научных обществ и академий ученым удается публиковать свои научные работы и более активно взаимодействовать с коллегами по «научному цеху». Помимо институциональных форм в это время широко распространены и неформальные контакты между учеными. Они ведут переписку друг с другом, обсуждая общие проблемы и вступая в оживленные дискуссии. Возникает то, что в научной литературе принято называть «невидимым колледжем». Это название впервые упоминает в своей переписке английский ученый Р. Бойль, обозначая им круг ученых занимающихся решением общей проблемы и контактирующих друг с другом. Так формируется научное сообщество – коллективный субъект научного познания, который гораздо более успешно способен решать главную задачу научного познания – производство достоверного, обоснованного и объективного знания.
В XVII-XIX веках национальные академии наук организуются практически во всех европейских государствах, и до настоящего времени являются важными центрами научной деятельности. Они становятся центрами сбора научной информации, организуя работу научных библиотек, а также центрами научных исследований и подготовки научных кадров в рамках академических исследовательских институтов. Академии координируют научную деятельность, занимаясь распределением средств на проведение научных исследований и экспертизой их результатов. Звание действительного члена академии наук является сегодня формой высшего признания научных заслуг ученого.
Императорская Санкт-Петербургская академия была создана по указу Петра I в 1724 году. Для работы в ней были приглашены выдающиеся европейские ученые того времени Н. Бернулли и Л. Эйлер. Это позволило российской науке довольно быстро преодолеть значительное отставание от Европы и сформировать успешно работающие научные школы. В 1917 произошло переименование императорской академии в Российскую академию наук. Она существует до сих пор и является крупнейшей научной организацией в мире. Помимо множества отраслевых научно-исследовательских институтов в структуру академии входят региональные отделения РАН – Уральское, Сибирское и Дальневосточное.
Для современного этапа развития науки характерны процессы децентрализации научной деятельности. Это связано с разделением науки на фундаментальную и прикладную. Фундаментальные научные исследования ориентированы на разработку теоретических принципов, не имеющих непосредственного практического применения, но выполняющих методологическую и мировоззренческую функции. Поскольку такие исследования являются дорогими, но не дают экономической выгоды, они часто организуются совместными усилиями нескольких государств, финансирующих деятельность международных научных центров, ведущих, например, астрофизические и ядерные исследования, необходимые для развития фундаментальной науки.
Большая часть прикладных научных исследований у нас проводятся в рамках отраслевых научно-исследовательских институтов. В России существует также ряд отраслевых академий наук, координирующих деятельность ученых, специализирующихся в определенной предметной сфере научных исследований. Это академии медицинских и сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительства, а также академия художеств.
В современной науке преобладают прикладные исследования, нацеленные на получение практически применимых результатов, дающих, как это принято говорить «экономический эффект». В таких результатах в первую очередь заинтересованы конкретные предприятия и организации. Это приводит ко все большей децентрализации научных исследований, которые проводятся научными отделами и лабораториями, созданными на промышленных предприятиях, в экономических организациях и учебных заведениях. Распространенной формой организации научных исследований в настоящее время является независимая лаборатория, выполняющая исследования по заказу предприятий и организаций. Большую роль в координации довольно разрозненных научных организаций играют многочисленные научные журналы, обеспечивающие научную коммуникацию как внутри определенной отрасли научного знания, так и сфере фундаментальных и междисциплинарных научных проблем. Все большее значение приобретают электронные средства коммуникации. Следует отметить, что электронная сеть Internet изначально создавалась с целью осуществления эффективной научной коммуникации. А сегодня эта сеть является бесконечным архивом научной информации и позволяет ученым всего мира объединиться в систему глобального «невидимого колледжа».
Институционализация экономической науки происходит довольно поздно. Экономические факультеты в ведущих российских университетах — Санкт-Петербургском и Московском — были организованы в 1940 и 1941 годах соответственно. Академия народного хозяйства СССР была организована в 1977 году. В настоящее время в России существует разветвленная сеть научно-исследовательских институтов и научных лабораторий, ведущих фундаментальные и прикладные исследования в различных отраслях экономической науки. Значительную роль начинают играть научные исследования в образовательных учреждениях, среди которых выделяются национальные исследовательские университеты.
Источник
Основные научные школы Древней Греции:
Семь мудрецов (VII-VI вв. до н.э.) – практическая жизненная мудрость и создание законов.
Милетская школа – древнейшая натурфилософская школа, чей главный вопрос: определение первоначала, из которого возник мир. Зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук (основана Фалесом + Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит).
Пифагорейцы – первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Идеи: бессмертие души, начало математическим наукам (учение о декаде: 1+2+3+4=10), развитие астрономии, медицины и грамматики греческого языка.
Софисты – странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Цель: подготовка молодежи к активной политической жизни.
Академия Платона – религиозно-философский союз, посвященных мифическому герою Академу. Широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др.
Эпикурейцы – философия наслаждения, удовольствие покоя, как отсутствие страдания, все основные философские понятия рассматриваются через призму духовного наслаждения.
Стоицики – идея покорности судьбе и фатальность всего сущего.
Киники (Антисфен Афинский/Диоген Синопский) – требование отбросить существующие нормы и обычаи, мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели; понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.
Особенности древнегреческой науки:
появление идеи доказательства знаний
рациональность (разум – главный критерий истины)
теоретический характер знания
отсутствие связи с практикой
отрыв от религии
появление специальной деятельности ученых, появление школ
Особенности и достижения средневековой науки:
Универсализм – тяготение к всеобщему познанию мира в целом, желание понять мир, как законченное всеединство.
Доминирование мировых религий, наука подчинялась религии.
Символизм (работа с текстами, их толкование, поиск символов).
Иерархизм – стремление к систематизации знаний.
Переход к логическому мышлению.
Искусственный триурвизм (7 свободных искусств: грамматика, диалектика, история, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) + алхимия.
Сделаны первые шаги к механическому объяснению мира. Введены понятия: постуты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.
Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.
Началась математизация физики.
Коперниканская революция в астрономии:
Смена парадигм с модели мироздания Птолемея (Земля является центром вселенной) на гелиоцентрическую модель с Солнцем в центре нашей солнечной системы. Это событие стало одной из стартовых точек начала научной революции XVI столетия (1543 г. Об обращениях небесных сфер). Учение Коперника было равносильно революционной перестройке не только в астрономии и естествознании, но и в методах научного исследования и познания. Оно привело к радикальным изменениям образа мышления естествоиспытателей, повернув его от привычных и закостенелых догм к непосредственному исследованию реального мира.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Наследие классической древности. История древнейших школ на Земле
Осмысление воспитания как особого вида человеческой деятельности начало при постепенном приспособлении древних людей к современному порядку вещей. Это были попытки сознательной передачи опыта: собирательство и охота. Часто действиям, связанным с воспитанием передавался сакральный смысл. Появились люди имеющие опыт, связанный с воспитанием (священнослужители и старейшины). Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока. Главными носителями идеалов воспитания становятся государство, семья и церковь. Первые школы известные нам сегодня появились в Месопотамии в 3 тысячи лет до нашей эры и готовили писцов. Назывались они «Дома табличек» (эддубы) и размещались обычно при храмах. Была клинопись. Со временем эддубы превратились в центры культуры и просвещения, при них возникали библиотеки (Миппур, Ассур). Обычно был 1 учитель. Он изготавливал таблички-модели. Ученики переписывали и заучивали их. Обучение было платным. Плата зависела от авторитета учителя. (1 учитель для письма и 1 учитель да счёта).
Школа Древнего Египта Сведения об образовании египтян имеем с 3 тысячелетия до нашей эры. Психологический тип идеального египтянина: немногословный, стойкий к лишениям судьбы человек. Основной педагогический тезис «Послушание – наилучшее для человека». Авторитет отца и наставника абсолютен. Египтяне учили мальчиков и девочек. Занятия в школе шли с утра и до вечера. Обучение начиналось в 5 лет (научить чтению и письму, составлять деловые бумаги, 700 иероглифов нужно выучить и 2 стиля письма: деловой и уставной). Методы обучения (физические наказания): нравственное воспитание осуществлялось по преимуществу через заучивание моральных наставлений. Уделялось внимание этике. Учили жрецы (чтение и письмо) и специалисты в своей деятельности (ремесло, музыка, чиновничество). Лучшие школы – дворцовые, в которых обучали детей фараонов и какое-то количество детей из аристократических семей. Дидактические средства: глиняные черепки, кожа и кости животных, папирус.
Школа Палестины (Израиль и Иудея) 1 тысячелетие до нашей эры. Школа основана на 10 заповедях Ветхого Завета. Идеал воспитания: почтение к наставнику, чистота крови. Притчи царя Соломона начало 1 тысячелетия до нашей эры – на них воспитывали детей. Основная идея – почитать своего отца, не покушаться на чужое добро, вести праведную жизнь, искать мудрости, быть рассудительным и милостивым, избегать насилия, лжи, лицемерия, быть трудолюбивым, верным в дружбе, стремиться к добру. «Наказывай твоего и он даст тебе покой» — аксиома. Тора и талмуд – основные предметы обучения. Учили мальчиков и девочек. Высоко ценилось образование. «Пусть погибнет святилище, лишь бы дети посещали школу».
3 ступени школы:
— микрэ – в 6-10 лет (чтение, письмо на еврейском и халдейском языках и толкование библейских текстов);
— мишнэ – в 10-15 лет (изучение неписанных иудейских законов);
— гемарэ – в 15-18 (давали сведения из медицины, истории, геометрии).
Школа Индии и Китая
У дравидских племен Индии в 3-2 тысячелетиях до н.э. воспитывали в учении насильно семейно-сословный характер (найдены 500 печатей и глиняных табличек). В 1 тысячелетии до н.э. в Индии складывается кастовая система образования. Основной источник – ригведа, составленная на санскрите и включающая в себя 1000 наставлений – вед. Главная идея воспитания – каждому следует развивать нравственные, умственные и физические качества, таким образом, сделаться достойным членом своей касты. В середине 1 тысячелетия до н.э. в противовес индуизму возникла педагогика буддизма (просветление). Идеал воспитания – подлинные истина и счастье возможны при непротивлению злу через благородный путь праведной жизни. Главная задача воспитания – очищение человеческой души через уход от мирских страстей, через самопознание и самосовершенство. Центры буддистского образования – монастыри. Принимали послушников из разных каст. Обучение детей идёт на родном языке – санскрит. Создан древний слоговый алфавит – брахми. Изучали трактаты по философии, математике, медицине. 5000 монастырей и 200000 ученых монахов.
В основе педагогического воспитания в Древнем Китае – семейно-общественное воспитание 4 тысячелетия до н.э. У каждого дома покровитель – цзловалн (домовой). Он наказывал или награждал домочадцев.
Были 2 философских системы:
Даосизм. Лао Цзы учил следовать через благодетель, быть гармоничным с миром, уйти от суеты, нельзя держаться за свое «я», быть мягким, быть спокойным. Категория Дао – понимать что вы, а что внесено страстями, создавать, а не присваивать, творить, а не хвалиться, являться старшим, а не повелевать.
Конфуцианство. Конфуций (551 – 479). Учитель и ученик растут вместе. Воспитание вше обучения. Основной педагогический труд Конфуция – «Лунь-юй» («Беседы и рассуждения»). Идеалы ученого мужа по Конфуцию: трудолюбив, бережлив, прилежен, ответственен, уважает учителя и уважает старших, стремление к знаниям.
Педагогика: спартанская и афинская.
Воспитание в Спарте.
Плутарх, Аристотель, Ксенофонт – реконструкторы воспитания в Спарте. Цель воспитания – воин для армию. Суровое воспитания ребенка, начиная с рождения и до 7-летнего возраста мальчик воспитывался дома под присмотром матери и кормилицы. Затем начинал обучение агогэ в Агелах (закрытая полувоенная школа). Попадали все мальчики-спартанцы: бедные и богатые. Делался упор на физическое воспитание и патриотизм. Чтение поэм Гомера и Тритэя (Мезенские войны). Обучались грамотности и музыке (флейта, кифара и хоровое пение). Воспитывался тип мужчины, который умеет беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и побеждать. В школах было возрастное деление: младшие подчиняются старшим. В каждой группе был свой предводитель – педоном, которого воспитатели выделяли в группе и поощряли. Ирэнами называли тех, кто 2 года как возмужали (мальчики). Мемуирэнами называли молодых людей после 21 года. Ирэн достигший 20 лет командовал своими подчиненными, распоряжался ими когда приходилось заботиться о обеде. В конце обучения лучшие юноши становились членами корпуса всадников. Гражданские права спартанец получал в 20 лет, но еще 10 лет находился под контролем педонома. Только в 30 лет он становился совершеннолетним. Осуждалось пьянство. Много занимались воспитанием девочек (учили пению, танцам, отправлению религиозного обряда, физическое воспитание).
Воспитание в Афинах.
Афинское воспитание определялось воспитанием Салона. Идея гуманизма, полная свобода всех сил и дарования отдельного гражданина. Культ Аполлона и 9 муз. Воспитывали эмоциональный, чувственный дух человека. Родители воспитывали детей в зависимости от средств. Ценилась красота тела, но больше красота души. Большое внимание уделялось музыкальному воспитанию. В Афинах до 6 лет дитя было в семье, затем в школу. В школу водил ребенка раб-педагог. Начальная школа – грамматика, где учили чтению, письму,с чету, стихам. Учебные книги: Гомер, Гессиод, Эзоп. Лощеные дощечки покрытые воском,п исали стилем. Школа кефариста – музыка и пение. С 12 до 14 лет посещали пелестру, где шли занятия гимнастикой. Следили за дисциплиной (телесные наказания). С 5 в до н.э. афинское образование усложняется, появляется грамматика, риторика, диалектика, мифология, история, астрономия, естественные науки, философия. Высшие школы – философские школы. Преподаватели софисты. Основная идея – познай самого себя. Женского образования в Афинах не было. Женщина сидела дома. Многие идеи греческой школы были воспитаны римской.
Образование в Древнем Риме складывалось под влиянием эллинистической культуры и воспитания на базе сложившихся римских традиций. Рим был основан в 753 г. до н. э., пережил эпоху могущественной империи и пал под натиском варваров в V в. Во время раннего римского воспитания (VIII–III вв. до н. э.) молодежь получала образование в домашне-семейных условиях. Ответственность за результаты нравственного и гражданского воспитания возлагалась на отца, который привлекал сына к участию в общественных и трудовых делах. В V в. до н. э. возникают первые начальные элементарные школы – ludi (в переводе – игра, спорт, уклонение от работы), которые были частными и платными, давали начала знаний и не пользовались авторитетом, уступая уровню семейного воспитания.
В период с III в. до н. э. по I в. до н. э. римское могущество распространяется на значительные территории, при этом образование начинает меняться под влиянием греческой традиции. Самым распространенным типом школы в это время была начальная элементарная школа, главной целью которой являлось обучение грамоте. Создание грамматических школ связано с возросшими требованиями к уровню образования и потребностью римской интеллигенции в овладении эллинской культурой. В грамматических школах изучались греческий и латинский языки, основы римского права, риторика. Ко II в. до н. э. в Рим проникают новые тенденции греческого образования, и для получения эллинского образования в семьи к влиятельным римским гражданам приглашаются учителя-греки. Появляется новый тип учебного заведения – школы риторов, где обучение ораторскому искусству шло на базе расширения знаний в латинской и греческой грамматиках.
В целом в период с I в. до н. э. по II в. в Древнем Риме складывалась система образовательных учреждений, в рамках которой обучение мало чем отличалось от обучения в Элладе, но имело более прагматическую направленность. Система образования состояла из нескольких ступеней. Начальное образование было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством. Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки.
Средняя ступень образования была представлена грамматическими и риторическими школами для юношей. Грамматические школы давали повышенный уровень образования, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Содержание образования было представлено «семью свободными искусствами», которые в дальнейшем станут базовыми для формирования содержания образования на долгие века в европейской образовательной традиции. Эти «семь свободных искусств» включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), а их изучение было практико-ориентированным.
Риторические школы предназначались для образования молодых людей старше 15 лет аристократического происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной службе. В школе практиковались диспуты при обучении риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия. Заключительный этап образования будущий государственный деятель получал в своеобразном учебном заведении – коллегии юношества. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распространению образования и увеличению числа школ, выплачивало жалованье учителям.
В последние десятилетия существования Римской империи образование постепенно приходит в упадок.
Источник