- Международный валютный фонд (МВФ)
- Общие сведения
- Цели и задачи
- Финансовые ресурсы
- Сотрудничество Российской Федерации с МВФ
- Сотрудничество Банка России с МВФ
- Что такое Международный валютный фонд?
- Квоты стран в капитале МВФ
- Как принимаются решения в МВФ?
- Кредиты МВФ
- МВФ намерен договориться о 16-м пересмотре квот до конца 2023 года
Международный валютный фонд (МВФ)
Общие сведения
Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.
- Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
- Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
- Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.
Цели и задачи
Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.
Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:
- расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
- поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
- обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
- содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
- помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
- сокращение внешних дисбалансов.
Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.
Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ
В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.
Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).
Сотрудничество Банка России с МВФ
Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.
В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.
Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.
Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).
Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.
В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.
Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.
В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.
Источник
Что такое Международный валютный фонд?
Международный валютный фонд (МВФ, англ. International Monetary Fund, IMF) — это международная финансовая организация, связанная с Организацией Объединённых Наций соглашением о сотрудничестве. МВФ создан на На Бреттон-Вудской конференции для восстановления мировой экономики, разрушенной во времена Великой депрессии и Второй мировой войны. Цели работы МВФ закреплены в его уставе:
- укреплять международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере;
- развивать международную торговлю;
- способствовать стабильности валют;
- обеспечение финансовой стабильности.
МВФ проводит курсы для членов правительств и сотрудников центральных банков стран-участниц, наблюдает за экономической политикой стран, готовит рекомендации и предоставляет кредиты государствам.
В декабре 2015 года 188 стран состояло в Международном валютном фонде
Квоты стран в капитале МВФ
Капитал МВФ формируется из взносов государств-членов и номинируется в специальных правах заимствования. В 2010 году уставной капитал фонда составлял 476,8 миллиардов единиц СДР.
Для каждого государства-члена определена его квота в капитале МВФ. Квота отражает роль государства в мировой экономике. Размер квоты может измениться, если Совет управляющих посчитает это целесообразным и страна-участница согласится на это изменение.
Страна | Квота, % |
---|---|
Австралия | 1,39 |
Бельгия | 1,35 |
Бразилия | 2,33 |
Великобритания | 4,25 |
Германия | 5,62 |
Индия | 2,77 |
Испания | 2,01 |
Италия | 3,18 |
Канада | 2,33 |
Китай | 6,43 |
Мексика | 1,88 |
Нидерланды | 1,84 |
Россия | 2,72 |
Саудовская Аравия | 2,11 |
США | 17,51 |
Франция | 4,25 |
Швейцария | 1,22 |
Южная Корея | 1,81 |
Япония | 6,50 |
Данные о квотах получены из списка стран-участниц за 3 августа 2016 года с официального сайта МВФ.
Крупнейшие квоты принадлежат США (17,51% от общего числа квот), Японии (6,50%), Китаю (6,43%) и Германии (5,62%).
Квота России в капитале МВФ соответствует 2,50%
Как принимаются решения в МВФ?
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих ( англ. Board of Governors), в который входят представители всех государств-членов. Повседневную работу МВФ выполняют Исполнительный совет ( англ. Executive Board) и персонал под руководством Директора-распорядителя ( англ. Managing Director).
Решения в Совете управляющих МВФ принимаются голосованием, а квота определяет количество голосов, которое есть у страны. Каждая страна получает 250 базовых голосов плюс каждые 100 тысяч единиц СДР дают 1 дополнительный голос. Страны могут продавать друг другу СДР, что также повлияет на количество голосов: каждые 400 тысяч купленных единиц СДР дадут государству-покупателю 1 дополнительный голос, которого лишится продавец. МВФ ограничивает размеры такой коррекции 25% от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал фонда.
Разные решения требуют разного числа голосов. Если для обычных вопросов достаточно простого большинства (50%), то особо важные вопросы (например, пересмотр квот голосов) требуют квалифицированного большинства — 85% от общего числа голосов. Таким образом США и страны ЕС могут заблокировать решения по важным для себя вопросам, требующим квалифицированного большинства голосов Совета управляющих.
Представители Швейцарии используют при принятии решений не только свои голоса, но и голоса Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Польши, Сербии, Таджикистана и Туркменистана. В сумме это даёт 2,74% от общего количества голосов, хотя у самой Швейцарии только 1,22%.
Эта группа стран получила неформальное название Гельветистан
Кредиты МВФ
МВФ предоставляет кредиты только государствам-участникам, каждый из которых может обратиться за финансированием, если нуждается в займах для осуществления внешних платежей и поддержания уровня резервов без использования «мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне».
Размер кредита ограничен 200% квоты государства ежегодно, но в исключительных случаях размеры кредита могут быть увеличены.
Источник
МВФ намерен договориться о 16-м пересмотре квот до конца 2023 года
Причиной стало отсутствие прогресса в увеличении квот в рамках 15-го пересмотра. Замминистра финансов России Сторчак заявил, что «основой следующего пополнения будет очередная попытка договориться о новой формуле расчета страновой квоты, которая отражала бы вес страны в глобальной экономике».
Москва. 20 октября. INTERFAX.RU — Международный валютный фонд (МВФ) завершил безрезультатно 15-й пересмотр квот и начнёт работу над 16-м, договориться по которому намерен до конца 2023 года. Такое заявление содержится в коммюнике Международного валютного финансового комитета (IMFC), который провёл в Вашингтоне специальную сессию, посвящённую ресурсной базе МВФ.
«Мы отмечаем отсутствие прогресса в увеличении квот в рамках 15-го пересмотра и призываем исполнительный совет завершить свою работу по 15-му пересмотру и по пакету реформ в области ресурсов и управления МВФ и как можно скорее представить доклад совету управляющих. (. ) После 15-го пересмотра мы намерены вновь рассмотреть вопрос об адекватности квот и продолжить процесс реформы управления МВФ в рамках 16-го общего пересмотра квот, включая новую формулу квот, причем работа над пересмотром будет продлена с 2020 года до не позднее 15 декабря 2023 года», — говорится в документе.
Квоты играют в фонде сразу три роли — они определяют взносы стран, за счет которых формируется капитал МВФ (квоты выражаются в специальных правах заимствования — СДР, расчетной единице МВФ), размер квоты определяет право голоса страны-участницы при принятии решений фонда, на основе квоты определяется сумма финансирования, которую государство может получить от фонда.
При этом решено удвоить заёмный капитал МВФ в рамках так называемых NAB (New Arrangement to Borrow, новые соглашения о заимствованиях). «Мы с нетерпением ожидаем рассмотрения вопроса об удвоении новых механизмов заимствования и о дальнейшем раунде двусторонних заимствований после 2020 года», — отмечается в заявлении.
Таким образом, как сообщил журналистам замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, принимавший участие в сессии, МВФ официально признала провал 15-го пересмотра.
«Впервые в выступлении Кристалины (директор-распорядитель МВФ — Кристалина Георгиева — прим. ИФ) это четко прозвучало, что это означает, что никакого увеличения капитала не будет. Работа над увеличением квотного капитала банка завершается. Процесс, запущенный в 2010 году и который назывался 15-е общее пополнение капитала, закончили официально. Это значит, что теперь нужно формировать переговорную позицию или базовые условия для начала запуска процесса о 16-м пересмотре. 15-й закончился с нулевым результатом», — сказал он.
Для увеличения NAB потребуется получить согласие всех стран, участвующих в этих соглашениях. В настоящее время участниками соглашения являются 40 стран, общий размер ресурсов, которые они могут предоставить, составляет SDR 182 млрд, или $250 млрд. Для того, чтобы фонд мог задействовать средства на конкретные программы, необходимо одобрение 85% кредиторов, имеющих право голоса. БРИКС обладает правом вето на решения по NAB.
Сторчак пояснил, что для получения согласия по увеличению участия в NAB каким-то странам, в том числе, США, нужно будет обратиться к своим парламентам. Однако большая часть участвует в NAB международными резервами. «У нас формальный участник NAB и двустороннего кредитного соглашения (с МВФ — прим. ИФ), Центральный банк», — отметил он.
Говоря о 16-м пересмотре квот, он отметил, что основой следующего пополнения будет очередная попытка договориться о новой формуле расчета страновой квоты, которая отражала бы вес страны в глобальной экономике.
Действующая формула, основанная на учете четырёх факторов, даёт больше веса малым открытым экономикам, прежде всего, западноевропейским, поскольку в ней большой вес экспортно-импортных операций, объёма внешней торговли, связи с внешним миром. «Исторически это было объяснимо, потому что считалось, что страна, которая открыта для внешней торговли и для инвестиций, трансграничных перетоков капитала, эта экономика более подвержена рискам, когда резко прекращается экспорт-импорт, приток капитала или, наоборот, резко начинается отток. Такая экономика, скорее всего, больше всего будет нуждаться в срочной финансовой поддержке со стороны МВФ», — сказал он.
Однако впоследствии, отметил замминистра, эта логика привела к тому, что формирующиеся рынки или уже вставшие на ноги большие рынки из числа развивающихся стран, никак не могут подогнать размеры своих квот к реальному положению вещей в глобальной экономике.
IMFC в своём коммюнике отметил, что роль квот в обеспечении ресурсов МВФ остаётся первостепенной. Также комитет подчёркивает, что любая корректировка доли квот, как ожидается, приведет к увеличению доли динамично развивающихся стран в соответствии с их относительным положением в мировой экономике и, следовательно, вероятно, к увеличению доли стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в целом, обеспечивая при этом защиту голоса и представительства беднейших членов.
«Кристалина привела хороший пример — в 1990 году на долю emerging markets приходилось 40% глобального ВВП, а в 2030 году это будет, минимум, 60%. А распределение квот внутри фонда остаётся прямо противоположным. Сильнее всех во время разных встреч, посвящённых квотному капиталу фонда, недовольство проявляли громко, последовательно, четко две большущие экономики — индийская и китайская», — сказал он.
Теперь странам вновь придётся попытаться договориться об изменении формулы. «Что сумеет вдохнуть в эту систему новый директор-распорядитель, пока не понятно. Пока для неё задача — решить вопрос об удвоении NAB и сохранить кредитные линии в чуть меньше размере, чем они есть. (. ) ещё, скорее всего, придётся приложить усилие, чтобы США реально приняли обязательство закомититься на удвоение. NAB это условное обязательство, но оно формируется в процессе бюджетного процесса», — отметил Сторчак.
В ходе предыдущего, 14-го, пересмотра, о проведении которого лидеры G20 договорились в 2010 году и который вступил в силу в 2016 году, квотные ресурсы были удвоены — до 477 млрд SDR (около $660 млрд), при этом более 6% квот было перераспределено от развитых стран развивающимся. В итоге Китай стал третьим по размеру квоты государством — членом МВФ, а Бразилия, Индия и Россия вошли в число 10 крупнейших акционеров. Однако даже с учетом этого доли emerging markets в фонде остались не сообразными их весу в мировой экономике.
Источник