Мвф размер квоты стран

Международный валютный фонд (МВФ)

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

Читайте также:  Перечень стран снг 2020

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Источник

Что такое Международный валютный фонд?

Международный валютный фонд (МВФ, англ. International Monetary Fund, IMF) — это международная финансовая организация, связанная с Организацией Объединённых Наций соглашением о сотрудничестве. МВФ создан на На Бреттон-Вудской конференции для восстановления мировой экономики, разрушенной во времена Великой депрессии и Второй мировой войны. Цели работы МВФ закреплены в его уставе:

  • укреплять международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере;
  • развивать международную торговлю;
  • способствовать стабильности валют;
  • обеспечение финансовой стабильности.

МВФ проводит курсы для членов правительств и сотрудников центральных банков стран-участниц, наблюдает за экономической политикой стран, готовит рекомендации и предоставляет кредиты государствам.

В декабре 2015 года 188 стран состояло в Международном валютном фонде

Квоты стран в капитале МВФ

Капитал МВФ формируется из взносов государств-членов и номинируется в специальных правах заимствования. В 2010 году уставной капитал фонда составлял 476,8 миллиардов единиц СДР.

Для каждого государства-члена определена его квота в капитале МВФ. Квота отражает роль государства в мировой экономике. Размер квоты может измениться, если Совет управляющих посчитает это целесообразным и страна-участница согласится на это изменение.

Страны-участницы МВФ с квотой в 1% и более от общего числа квот (в алфавитном порядке):
Страна Квота, %
Австралия 1,39
Бельгия 1,35
Бразилия 2,33
Великобритания 4,25
Германия 5,62
Индия 2,77
Испания 2,01
Италия 3,18
Канада 2,33
Китай 6,43
Мексика 1,88
Нидерланды 1,84
Россия 2,72
Саудовская Аравия 2,11
США 17,51
Франция 4,25
Швейцария 1,22
Южная Корея 1,81
Япония 6,50

Данные о квотах получены из списка стран-участниц за 3 августа 2016 года с официального сайта МВФ.

Крупнейшие квоты принадлежат США (17,51% от общего числа квот), Японии (6,50%), Китаю (6,43%) и Германии (5,62%).

Квота России в капитале МВФ соответствует 2,50%

Как принимаются решения в МВФ?

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих ( англ. Board of Governors), в который входят представители всех государств-членов. Повседневную работу МВФ выполняют Исполнительный совет ( англ. Executive Board) и персонал под руководством Директора-распорядителя ( англ. Managing Director).

Решения в Совете управляющих МВФ принимаются голосованием, а квота определяет количество голосов, которое есть у страны. Каждая страна получает 250 базовых голосов плюс каждые 100 тысяч единиц СДР дают 1 дополнительный голос. Страны могут продавать друг другу СДР, что также повлияет на количество голосов: каждые 400 тысяч купленных единиц СДР дадут государству-покупателю 1 дополнительный голос, которого лишится продавец. МВФ ограничивает размеры такой коррекции 25% от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал фонда.

Разные решения требуют разного числа голосов. Если для обычных вопросов достаточно простого большинства (50%), то особо важные вопросы (например, пересмотр квот голосов) требуют квалифицированного большинства — 85% от общего числа голосов. Таким образом США и страны ЕС могут заблокировать решения по важным для себя вопросам, требующим квалифицированного большинства голосов Совета управляющих.

Представители Швейцарии используют при принятии решений не только свои голоса, но и голоса Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Польши, Сербии, Таджикистана и Туркменистана. В сумме это даёт 2,74% от общего количества голосов, хотя у самой Швейцарии только 1,22%.

Эта группа стран получила неформальное название Гельветистан

Кредиты МВФ

МВФ предоставляет кредиты только государствам-участникам, каждый из которых может обратиться за финансированием, если нуждается в займах для осуществления внешних платежей и поддержания уровня резервов без использования «мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне».

Размер кредита ограничен 200% квоты государства ежегодно, но в исключительных случаях размеры кредита могут быть увеличены.

Источник

МВФ намерен договориться о 16-м пересмотре квот до конца 2023 года

Причиной стало отсутствие прогресса в увеличении квот в рамках 15-го пересмотра. Замминистра финансов России Сторчак заявил, что «основой следующего пополнения будет очередная попытка договориться о новой формуле расчета страновой квоты, которая отражала бы вес страны в глобальной экономике».

Москва. 20 октября. INTERFAX.RU — Международный валютный фонд (МВФ) завершил безрезультатно 15-й пересмотр квот и начнёт работу над 16-м, договориться по которому намерен до конца 2023 года. Такое заявление содержится в коммюнике Международного валютного финансового комитета (IMFC), который провёл в Вашингтоне специальную сессию, посвящённую ресурсной базе МВФ.

«Мы отмечаем отсутствие прогресса в увеличении квот в рамках 15-го пересмотра и призываем исполнительный совет завершить свою работу по 15-му пересмотру и по пакету реформ в области ресурсов и управления МВФ и как можно скорее представить доклад совету управляющих. (. ) После 15-го пересмотра мы намерены вновь рассмотреть вопрос об адекватности квот и продолжить процесс реформы управления МВФ в рамках 16-го общего пересмотра квот, включая новую формулу квот, причем работа над пересмотром будет продлена с 2020 года до не позднее 15 декабря 2023 года», — говорится в документе.

Квоты играют в фонде сразу три роли — они определяют взносы стран, за счет которых формируется капитал МВФ (квоты выражаются в специальных правах заимствования — СДР, расчетной единице МВФ), размер квоты определяет право голоса страны-участницы при принятии решений фонда, на основе квоты определяется сумма финансирования, которую государство может получить от фонда.

При этом решено удвоить заёмный капитал МВФ в рамках так называемых NAB (New Arrangement to Borrow, новые соглашения о заимствованиях). «Мы с нетерпением ожидаем рассмотрения вопроса об удвоении новых механизмов заимствования и о дальнейшем раунде двусторонних заимствований после 2020 года», — отмечается в заявлении.

Таким образом, как сообщил журналистам замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, принимавший участие в сессии, МВФ официально признала провал 15-го пересмотра.

«Впервые в выступлении Кристалины (директор-распорядитель МВФ — Кристалина Георгиева — прим. ИФ) это четко прозвучало, что это означает, что никакого увеличения капитала не будет. Работа над увеличением квотного капитала банка завершается. Процесс, запущенный в 2010 году и который назывался 15-е общее пополнение капитала, закончили официально. Это значит, что теперь нужно формировать переговорную позицию или базовые условия для начала запуска процесса о 16-м пересмотре. 15-й закончился с нулевым результатом», — сказал он.

Для увеличения NAB потребуется получить согласие всех стран, участвующих в этих соглашениях. В настоящее время участниками соглашения являются 40 стран, общий размер ресурсов, которые они могут предоставить, составляет SDR 182 млрд, или $250 млрд. Для того, чтобы фонд мог задействовать средства на конкретные программы, необходимо одобрение 85% кредиторов, имеющих право голоса. БРИКС обладает правом вето на решения по NAB.

Сторчак пояснил, что для получения согласия по увеличению участия в NAB каким-то странам, в том числе, США, нужно будет обратиться к своим парламентам. Однако большая часть участвует в NAB международными резервами. «У нас формальный участник NAB и двустороннего кредитного соглашения (с МВФ — прим. ИФ), Центральный банк», — отметил он.

Говоря о 16-м пересмотре квот, он отметил, что основой следующего пополнения будет очередная попытка договориться о новой формуле расчета страновой квоты, которая отражала бы вес страны в глобальной экономике.

Действующая формула, основанная на учете четырёх факторов, даёт больше веса малым открытым экономикам, прежде всего, западноевропейским, поскольку в ней большой вес экспортно-импортных операций, объёма внешней торговли, связи с внешним миром. «Исторически это было объяснимо, потому что считалось, что страна, которая открыта для внешней торговли и для инвестиций, трансграничных перетоков капитала, эта экономика более подвержена рискам, когда резко прекращается экспорт-импорт, приток капитала или, наоборот, резко начинается отток. Такая экономика, скорее всего, больше всего будет нуждаться в срочной финансовой поддержке со стороны МВФ», — сказал он.

Однако впоследствии, отметил замминистра, эта логика привела к тому, что формирующиеся рынки или уже вставшие на ноги большие рынки из числа развивающихся стран, никак не могут подогнать размеры своих квот к реальному положению вещей в глобальной экономике.

IMFC в своём коммюнике отметил, что роль квот в обеспечении ресурсов МВФ остаётся первостепенной. Также комитет подчёркивает, что любая корректировка доли квот, как ожидается, приведет к увеличению доли динамично развивающихся стран в соответствии с их относительным положением в мировой экономике и, следовательно, вероятно, к увеличению доли стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в целом, обеспечивая при этом защиту голоса и представительства беднейших членов.

«Кристалина привела хороший пример — в 1990 году на долю emerging markets приходилось 40% глобального ВВП, а в 2030 году это будет, минимум, 60%. А распределение квот внутри фонда остаётся прямо противоположным. Сильнее всех во время разных встреч, посвящённых квотному капиталу фонда, недовольство проявляли громко, последовательно, четко две большущие экономики — индийская и китайская», — сказал он.

Теперь странам вновь придётся попытаться договориться об изменении формулы. «Что сумеет вдохнуть в эту систему новый директор-распорядитель, пока не понятно. Пока для неё задача — решить вопрос об удвоении NAB и сохранить кредитные линии в чуть меньше размере, чем они есть. (. ) ещё, скорее всего, придётся приложить усилие, чтобы США реально приняли обязательство закомититься на удвоение. NAB это условное обязательство, но оно формируется в процессе бюджетного процесса», — отметил Сторчак.

В ходе предыдущего, 14-го, пересмотра, о проведении которого лидеры G20 договорились в 2010 году и который вступил в силу в 2016 году, квотные ресурсы были удвоены — до 477 млрд SDR (около $660 млрд), при этом более 6% квот было перераспределено от развитых стран развивающимся. В итоге Китай стал третьим по размеру квоты государством — членом МВФ, а Бразилия, Индия и Россия вошли в число 10 крупнейших акционеров. Однако даже с учетом этого доли emerging markets в фонде остались не сообразными их весу в мировой экономике.

Источник

Оцените статью