Может ли турагентство организовывать экскурсии

Туристическое агентство организует однодневные экскурсионные поездки по городу. Должно ли агентство выдавать туристские путевки?

Ответ: Если туристическое агентство организует однодневные экскурсионные поездки по городу, то туристские путевки оно выдавать не должно.

Обоснование: Для того чтобы определить, требуется ли оформление туристских путевок при организации однодневных экскурсий, необходимо определить, что представляет собой туристская путевка.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 132-ФЗ) туристской путевкой является документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

Туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Туристом признается лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Заказчиком туристского продукта является именно турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста.

Туристской деятельностью признается деятельность по организации путешествий (ст. 1 Закона N 132-ФЗ).

Указанные определения позволяют выявить признаки деятельности, непосредственно относящиеся к туристской деятельности. К таким признакам, в частности, относятся: выезд за пределы места жительства на срок более 24 часов и менее 6 месяцев, наличие определенных целей выезда (познавательные, лечебно-оздоровительные и пр.), размещение в стране (месте) временного пребывания и пр.

Для лиц, посещающих страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующих услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика, в Законе N 132-ФЗ выделен специальный термин — экскурсант.

Однодневные экскурсии по городу не подпадают под определение путешествия и туризма, а также в полной мере не являются туристическим продуктом, поскольку не предполагают выезда граждан с постоянного места жительства и предоставления услуг по размещению. Значит, деятельность туристического агентства по организации однодневных экскурсий не является туристской деятельностью.

Однако однодневные поездки (экскурсии), хотя и не имеют прямого отношения к туризму, могут быть косвенно связаны с туристической деятельностью, если услуги по организации однодневных экскурсий оказываются в составе единого туристического продукта. В данном случае однодневные экскурсионные поездки частично регулируются Законом N 132-ФЗ.

В случае если туристическое агентство осуществляет организацию однодневных экскурсионных поездок в качестве самостоятельного сервиса, то данная деятельность подлежит регулированию в соответствии с гл. 39 Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг.

Читайте также:  Маленькое путешествие тоже путешествие

Кроме того, согласно ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд, не обязаны иметь финансовое обеспечение в соответствии с положениями указанного Закона.

Таким образом, на основании анализа правовой природы организации однодневных экскурсий в пределах города можно сделать вывод о том, что данная деятельность, осуществляемая в качестве оказания самостоятельных услуг, не относится к туристской деятельности и не подлежит регулированию Законом N 132-ФЗ.

Согласно положениям Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр. Организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ).

Туристская путевка является бланком строгой отчетности, и ее форма утверждена Приказом Минфина России от 09.07.2007 N 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности».

Формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению такие услуги, для которых эти бланки утверждены приказами Минфина России.

Следовательно, организация, осуществляющая туристическую деятельность, вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии оформления и выдачи документа строгой отчетности «Туристская путевка».

Оформление туристской путевки является обязательным для организаций, осуществляющих туристическую деятельность (Письма Минфина России от 10.06.2010 N 03-01-15/4-120, УФНС России по г. Москве от 01.11.2010 N 17-15-114738; п. 3 Письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»).

Значит, для осуществления иной, нетуристической деятельности, в том числе деятельности по организации однодневных экскурсионных поездок в качестве самостоятельного сервиса, оформление туристской путевки не является обязательным.

Источник

Как легально собирать туры, не являясь туроператором?

Юрист Александр Байбородин подробно рассказывает, что входит в понятие «туристский продукт» и какие услуги компания может предоставлять своим клиентам, не имея фингарантий.

  • 15 июля 2016 13:00
  • На правах рекламы

Юрист Александр Байбородин подробно рассказывает, что входит в понятие «туристский продукт» и какие услуги компания может предоставлять своим клиентам, не имея фингарантий.

В юридической сфере уже давно ведутся споры относительно того, что такое турпродукт и какие услуги входят в его состав. Вопрос особенно обострился в последний год в связи с удорожанием финансового обеспечения и массовыми исключениями туроператоров из реестра из-за банкротства страховщиков. И сейчас перед многими небольшими компаниями, собирающими туры «вручную», встает вопрос: получать ли дорогостоящие ФИГи, с учетом того, что надежного страховщика найти очень сложно, или же работать «вне реестра».

В то же время изменения в законодательстве предусматривают более жесткие штрафы за за формирование туристского продукта без внесения в реестр туроператоров: с 2017 года он будет составить от одного до пяти миллионов рублей.

Читайте также:  Красивые места заброшенных деревень

Что такое турпродукт?

Александр Байбородин, руководитель юридической компании А. Байбородина, обратился с запросом в Ростуризм с просьбой разъяснить — что именно входит в понятие «туристский продукт»? Согласно полученному ответу, туристским продуктом не являются следующие комплексы:

  • продажа размещения в отеле + трансфера;
  • продажа размещения в отеле + экскурсий;
  • продажа размещения в отеле + страховок.

С полной версией письма можно ознакомиться здесь!

Таким образом, оказание данных услуг не требует наличия у фирмы статуса туроператора и финансового обеспечения. Более того, вышеуказанные комплексы услуг не входят в состав турпродукта, даже если предоставляются за границей.

Так, Александр Байбородин отмечает, что организация туров, к примеру, в Абхазию или Беларусь по закону приравнивается к реализации услуг, оказываемых в странах дальнего зарубежья, а потому требует от компаний и затрат на получение выездных ФИГ, и оплату взносов в Турпомощь. Но, как показывает практика, в такие пакеты услуг зачастую не входит перевозка, поскольку билеты туристы покупают самостоятельно. И разъяснения Ростуризма доказывают, что в таком случае компании вправе реализовывать размещение в отелях, добавляя в пакет услуг трансферы в стране пребывания, экскурсии и медицинскую страховку, не получая статус туроператора.

Приводим в порядок договоры

В то же время Александр Байбородин обращает внимание на то, что для реализации отдельных туристических услуг только разъяснений Ростуризма будет недостаточно.

Для того, чтобы такая работа была легальной, компаниям потребуется изменить договорную схему, переориентировав ее с реализации туристского продукта на реализацию размещения в отеле и сопутствующих услуг. При этом изменения затронут как договоры с клиентами, так и агентские договоры. Также фирмам необходимо будет изменить формулировки на своих сайтах: так, «туры и турпродукы» должны быть заменены на «размещение в отелях».

Однако, если компания продаст туристу авиабилеты на те же даты, на которые он приобрел размещение в отеле, её деятельность может быть признана туроператорской даже в том случае, если сделки заключались на основе отдельных договоров.

Чтобы не допустить ошибок при работе вне реестра туроператоров, юридическая компания Александра Байбородина предоставляет комплектов документов «Наземное обслуживание 2017».

Источник

Вопрос юристу: может ли ТА самостоятельно формировать турпродукт

В редакцию TRN поступил вопрос от турагентства: «Вправе ли турагент реализовать отдельные услуги по размещению и перевозке, осуществив самостоятельное формирование турпродукта?» Отвечает наш постоянный эксперт, адвокат, медиатор Димитрий Морозов.

«Ответ на этот вопрос прямо следует из закона. Согласно последнему абзацу статьи 10 ФЗ „Об основах туристской деятельности в РФ“, в случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам услуги, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта.

Абз. 15 ст. 4.1. ФЗ „Об основах туристской деятельности в РФ“ установлено, что запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров.

Читайте также:  Мое подводное путешествие сочинение

Таким образом, любая сделка, имеющая намерение прикрыть собой реализацию туристского продукта является не соответствующей буквальному прочтению отраслевого закона. Более того, турагенты не вправе осуществлять туроператорскую деятельность».

Источник

Турагентства получили законный способ самостоятельно формировать туры

Насколько востребованным окажется это предложение?

В рамках ЕРЦ Объединённой сети ТБГ и «Горячие туры» создаётся туроператор по индивидуальному туризму. Об этом порталу TourDom.ru сообщила гендиректор сети Светлана Макарова. По ее словам, документы о включении в реестр туроператоров направлены в Ростуризм. Фингарантии были предоставлены страховой компанией ЕRV. Теперь турагенты смогут легально формировать туры через партнеров объединения, которые агрегирует у себя на сайтах предложения по размещению и перевозке.

Такой возможности розничные фирмы лишились после вступления в силу 132-ФЗ, где дается четкое определение понятию турпродукта и туроператорской деятельности. При этом многие из них видят в себе достаточно компетенции и опыта, чтобы повышать доходность бизнеса за счет расширения своего ассортимента. Потребность в этом розничный рынок почувствовал наиболее остро сейчас, когда ряд крупных поставщиков понизили комиссионные вознаграждения и перед дистрибьюторами встал вопрос выживания.

«По просьбе многих наших агентств мы начали изучать эту тему. И столкнулись с тем, что разные юристы дают рекомендации, как дилеру обойти формальности и оставаться в рамках закона, предоставляя клиенту услуги по перелету и размещению. Мы считаем этот путь рискованным, поэтому предложили им тот вариант, который позволит дилерам формировать туры самостоятельно, оставаясь при этом в правовом поле», — отметила Светлана Макарова.

Другие сети, опрошенные порталом TourDom.ru, либо выбрали выжидательную позицию, либо относятся к этой идее со скепсисом. Так, руководитель сети «Магазин Горящих путевок» Сергей Агафонов сомневается в том, что розничный рынок действительно нуждается в такой возможности. По его словам, конкурировать с туроператорами, предложения которых в большинстве своем имеют преимущество в цене, дилерам есть смысл лишь в единичных случаях. «Но ставить это на поток вряд ли стоит», — прокомментировал он. С ним соглашается Алексан Мкртчян, глава агентской сети «Розовый слон». С его точки зрения, сети придется взять на себя риски и ответственность туроператоров, но отдача для турагентств будет либо минимальной, либо сиюминутной. «У дистрибьюторов нет партнеров за рубежом, связей с авиакомпаниями, средств, которые они могли бы заморозить, чтобы выкупить дешевые авиабилеты или номера в отелях. У туроператоров предложения в большинстве своем дешевле, чем в прямой продаже или на сайтах-агрегаторах. И что тогда выигрывают турагенты? Они давно пытаются играть в туроператоров, но, как показывает практика, делают это крайне неудачно», — говорит он.

При этом сами дилеры заявляют, что авиабилеты или места в отелях зачастую намного выгоднее бронировать напрямую, чем через туроператоров.

«Посмотрим, к чему это приведет. Если будет большой отклик со стороны розницы, значит, и мы сделаем то же самое. В любом случае, это очень хороший повод показать свою лояльность турагентам», — считает руководитель «РоссТура» в СЗФО Дмитрий Мазаников.

Источник

Оцените статью