Меню

Морские путешествия древних египтян

Египтяне и море

Красное и Средиземное моря были для египтян дорогой во внешний мир. Что в море пугало их, чего они ожидали от него? Как они путешествовали по морю? Какие земли посещали во время своих экспедиций египтяне? Древние египтяне имели выход к двум морям — Красному и Средиземному. Щедрое и плодородное море давало им свои дары, которые казались […]

Красное и Средиземное моря были для египтян дорогой во внешний мир. Что в море пугало их, чего они ожидали от него? Как они путешествовали по морю? Какие земли посещали во время своих экспедиций египтяне?

Древние египтяне имели выход к двум морям — Красному и Средиземному. Щедрое и плодородное море давало им свои дары, которые казались неиссякаемыми. Но оно могло быть и пугающим, ведь именно с моря на Египет нападали захватчики. Море всегда пробуждало в человеке мечты -это открытое, безграничное пространство, место легендарных экспедиций.

Египтяне-мореплаватели

А точнее, как в те времена выглядели египетские корабли? Мы должны быть благодарны этой потрясающей цивилизации, ведь она подарила нам первое изображение корабля в истории человечества. Это изображение было обнаружено на раскопках Иераконполя. Оно датируется древнейшей эпохой: примерно 5000 г. до н. э. На нем мы можем увидеть судно с сильно наклоненной вперед мачтой, которое, по-видимому, управлялось при помощи весел и паруса. Нам известно, что эта простейшая модель корабля использовалась на протяжении нескольких веков в эпоху Древнего царства.

Типичный египетский корабль может показаться нам чрезвычайно простым. Действительно, суда того времени были полностью лишены киля, у них не было настоящих носа и кормы, не было и ахтерштевня. Иными словами, они представляли собой лодки со слегка приподнятыми оконечностями, построенные из досок, скрепленных вместе при помощи колышков, которые входили в пазы в форме ласточкиного хвоста.

Прочность этой конструкции придавали веревки. Хотя на вид она была очень ненадежной, на самом деле египтяне все предусмотрели: когда корабль спускали на воду, древесина разбухала, и доски оказывались плотно подогнанными друг к другу, что обеспечивало водонепроницаемость. Паруса имели квадратную форму. Когда ветер был слишком слаб, моряки шли на веслах. Несколько лет назад исследователи построили корабли, в точности соответствующие найденным изображениям, чтобы проверить на практике, были ли они на самом деле способны плыть, особенно во время сильного волнения. Вопреки тому, что вы могли бы предположить, эти корабли достигли Тихого океана, и, вместо того чтобы расколоться, как скорлупки, легко преодолели все шторма.

Нам известно также, что корабли, предназначавшиеся для выходов в открытое море, могли достигать впечатляющих размеров — порядка шестидесяти метров. В таком случае, чтобы две оконечности корабля не обвалились, их нередко соединяли между собой. К примеру, во времена масштабных экспедиций царицы Хатшепсут, корабли, предназначавшиеся для дальних плаваний, были сильно приподняты с обеих сторон, а довольно высокая мачта была снабжена двумя реями. Два весла с каждой стороны от кормы служили рулем.

Военный флот

Как можно догадаться, у Древнего Египта был свой военный флот на Средиземном море. Мы не знаем точно, в каких портах были пришвартованы эти корабли, зато нам известно, что, когда на Египет напали «народы моря», фараоны из династии Рамсесов не потеряли власть именно благодаря своему мощному флоту. В годы правления Рамсеса III на Дельту обрушились полчища завоевателей, которые плыли на устрашающих кораблях с птичьими головами на носу. Однако фараон проявил должную осмотрительность и спрятал свои суда в рукавах Нила. Это была впечатляющая победа: когда враги обратились в бегство, их атаковала египетская пехота, укрывшаяся на берегах реки. Таким образом, как мы понимаем, военный флот был драгоценным инструментом для фараонов, одним из символов их власти и одной из составляющих национального величия.

Тяга к просторам

Первые путешествия по морю восходят к Додинастической эпохе, то есть примерно к 3500 году до н. э. Историки полагают, что уже при V династии, в годы правления фараона Сахура, египтяне отваживались на первые дальние плавания: именно тогда они открыли край Пунт (который, вероятно, соответствует побережью Сомали). Кроме того, нам известно, что при фараоне Снофру, то есть около 2600 года до н. э., египетский флот насчитывал, по меньшей мере, сорок кораблей; он перевозил древесину для торговых обменов с Финикией (Библом). Однако следует уточнить, что первые путешествия древних египтян на самом деле были не слишком дальними. Затем, после падения XII династии, морские экспедиции стали проводиться все реже и реже, пока не пришла пора славной XVIII династии и путешествий, организованных царицей Хатшепсут.

Хвалы Хатшепсут

Путешественникам, оказавшимся в Луксоре, стоит посетить храм Дейр-эль-Бахри, чтобы увидеть настоящий графический роман из барельефов, прославляющих приключения кораблей, посланных в экспедицию царицей Хатшепсут. Сам Амон восхваляет египетскую царицу: «Диковины, которые во времена твоих отцов, царей Нижнего Египта, привозились оттуда, препоручались сначала одному гонцу, затем другому, и так было заведено с незапамятных времен, которые видели предки царей Верхнего Египта; в обмен им давали бесчисленные дары. И никто никогда не получал их иначе, чем через гонцов». Действительно, Хатшепсут не только привезла из легендарной земли Пунт ладан и мирру: она наладила торговые отношения между Египтом и Индией через Красное море.

Эти морские путешествия продолжались при XIX и XX династиях. Похвала Амона доказывает, что в те времена подобное путешествие считалось настоящим подвигом. Что касается земли Пунт, то это наполовину легендарный, наполовину реальный край. С течением времени его расположение могло меняться, потому что древние египтяне, вероятно, называли этим именем разные земли. Так что мы можем только предполагать, о чем идет речь: этот край мог быть расположен в районе современных Сомали и Эритреи, потому что археологи обнаружили там многочисленные руины римской и эллинистической эпох.

Целью этих экспедиций было заполучить ценное преимущество: монополию на торговлю пряностями. За нее боролись многие страны; исключительное право на торговлю кофе, ладаном и другими товарами приносило огромную прибыль. Незадолго до расцвета XVIII династии морское сообщение с далекими землями через Красное море прервалось, и, чтобы раздобыть мирру, ладан и драгоценные камни, египтянам приходилось обращаться к химьяритским торговцам, которые назначали очень высокую цену за посредничество.

Финикийцы, владыки моря

Впервые присутствие финикийцев на Красном море было отмечено в X веке. Вскоре их экспедиции, организовывавшиеся по инициативе фараонов, достигли земель, о существовании которых прежде не было известно: побережья Персидского залива и Восточной Африки. Через некоторое время финикийцы (и только они одни) получили разрешение свободно путешествовать по Красному морю и селиться в долине Нила: египетские правители были очень в них заинтересованы, как в больших знатоках мореплавания.

Читайте также:  Достопримечательностей районов краснодарского края россии

Одна из величайших загадок прошлого

Истории, рассказанные Геродотом, нередко вызывают вопросы у исследователей. Так, например, греческий историк упоминает о доблестных деяниях фараона Некао, который якобы построил великолепный флот триер. Проблема в том, что мы не знаем, о каком типе кораблей идет речь, была ли это чисто египетская модель, или же просто копия греческой триеры?

Однако не этот момент вызывает у египтологов больше всего вопросов. Геродот рассказывает также о путешествии, организованном тем же фараоном, о таинственной экспедиции, которая и по сей день остается одной из величайших загадок прошлого. Древнегреческий историк сообщает, что по распоряжению фараона Некао около 600-595 года один финикийский капитан отправился в дальнее плавание вокруг Африки. Он двинулся в путь из Суэца и, двигаясь с востока на запад, обогнул континент, вернувшись в Египет через Гибралтар. Если его рассказ — не вымысел, то этот человек был первым, кто совершил путешествие вокруг Африки! «Финикийцы, начав с Красного моря, пересекли южное море (Индийский океан, Аравийское море)… Пространствовав так на протяжении двух лет, на третий год они обогнули Геркулесовы столбы и добрались до Египта.

Они рассказывали о вещах, которые одним казались правдоподобными, а другим, в том числе и мне — неправдоподобными, например, что, когда они огибали Ливию, солнце было по правую руку от них. Так впервые была открыта Ливия». Если это путешествие — не легенда, значит, речь идет об уникальном опыте первооткрывательства! Тайна остается таковой, и этому способствует тот факт, что финикийцы намеренно оставляли очень мало информации о своих экспедициях; они до последнего скрывали время своего отправления, а по возвращении не рассказывали ничего об увиденном.

НА БЕРЕГУ КРАСНОГО МОРЯ

С запада Древний Египет ограничивала пустыня Сахара, а с востока — другая неприступная преграда: между Нилом и. Красным морем раскинулась пустынная местность, настолько труднодоступная, что ее выбрал в качестве укрытия святой Антоний, искавший уединения. Питьевые источники здесь очень редки, а оазисы — еще реже, однако эти земли неизбежно приходится пересечь, чтобы добраться до портовых городов Красного моря, в частности, до Кусейра и Береники, откуда моряки отправлялись в дальние экспедиции.

Египтяне контролируют торговые пути

Нам мало что известно о крупных портах, расположенных на побережье Красного моря — Беренике, Кусейре, Сафаге…

В 1976 году на территории одного из храмов Сафаги (древнего города на берегу Красного моря) археологи обнаружили руины египетского порта, который был очень активен во времена XII династии. Кроме того, они извлекли на свет находки, позволившие говорить о том, что город осуществлял эту функцию и при XXV династии. Порт Сафаги сохранял свою активность и во времена персидского господства. А в Беренике и Кусейре были обнаружены руины римской эпохи.

Через них проходили все товары, перевозившиеся из Африки в Индию; они были важнейшими перекрестками торговых путей. К тому же именно из этих городов Птолемеи правили своей державой. Цари из этой династии продолжили исследовать моря; Египет продвинулся еще дальше в годы правления Птолемея II Филадельфа, который открыл на Красном море новые порты и связал их с Нилом великолепными дорогами. Именно этот правитель поручил Аристотелю и Пифагору исследовать берега Хиджаза.

Сокровища Красного моря

Красное море необычайно богато. Его прозрачные воды скрывают дно удивительной красоты. Здесь водятся всевозможные виды рыб, одна другой краше и крупнее (остерегайтесь акул!), а также красные кораллы, которых в Красном море особенно много. Достаточно поздно, начиная с эпохи Птолемеев, египтяне начали добывать жемчуг: этим нелегким ремеслом, чтобы не сказать, ужасным трудом, они продолжат заниматься на протяжении долгих веков. Кстати, акулы в Египте были достаточно нередким явлением, и нападение в Египте акул было делом обычным.

В те времена, когда Египетское царство уже превратилось в жалкое подобие былой державы, Римская империя, под чьим господством оно находилось, скупала товары с Востока, символы роскоши и экзотики. И египетские торговцы, невзирая на все опасности, бесстрашно совершали путешествия в новую столицу мира, Рим, чтобы распродать богатым римлянам свой драгоценный груз.

ОПАСНОСТЬ, ПРИШЕДШАЯ С МОРЯ

«Народами моря» историки традиционно называют народности с островов Эгейскою моря. Среди них были данайцы, ахеяне, ливийцы, яикийцы, филистимляне, этруски… Вытесненные завоевателям! 11 шдоевропейского происхождения, они прибыли сюда между XIII и XII веками до н. э. Они пытались захватить египетские земли при фараонах Мернептахе, Рамсесе II и Рамсесе III. Ливийские земли также были целью экспедиций; известно, что, начиная с Тинитского периода, против них отправляли военные 9″да, потому что они представляли серьезную угрозу для Египта. Кстати, XXII династию основал ливийский принц Шешонк I, который возглавлял войско наемников, сражавшихся за фараонов.

Источник

Фараоны дальнего плавания

В 1954 году в Египте было сделано уникальное открытие — у южной стороны пирамиды Хуфу, в глубокой шахте, археолог Камаль Эль-Маллах обнаружил останки корабля из кедрового дерева длиной более 43 метров. Странная находка — ведь древние египтяне не считались мореплавателями. Однако конструкция обнаруженного древнего судна, получившего известность как «ладья фараона Хуфу», демонстрирует исключительно высокий уровень мастерства в сфере кораблестроения, а его высокий нос говорит о том, что это было судно, предназначенное для дальних морских и океанских переходов. Возможно, что таинственное захоронение большого судна непосредственно связано с еще неизвестными древнеегипетскими морскими традициями.

Первое достоверное свидетельство о морских судах в Египте обнаружено археологами в слоях герзейской культуры (середина IV тысячелетия до н. э.), которая непосредственно предшествовала династическому периоду.

Действительно, египетская керамика гейзерского периода в изобилии демонстрирует изображения многовесельных судов, очевидно уже в то время нередко встречавшихся на Ниле. Необходимо подчеркнуть, что, судя по рисункам, это были именно крупные и устойчивые суда с напалубной надстройкой и, несомненно, принимавшие на борт значительные команды гребцов. В связи с этим обращает на себя особое внимание изображение на одном из додинастических сосудов большого судна, в котором наряду с гребцами присутствует еще и целая группа пассажиров, размещенных в подобиях кают. Этот расписной сюжет герзейских горшечников убеждает в том, что еще до зарождения государства в Египте большая вместительная ладья заняла видное положение в повседневной жизни населения страны.

Следует отметить, что согласно этой сложившейся традиции возле внушительной гробницы первого фараона Египта — Гор-Аха (Менеса) воздвигли кирпичное сооружение около 20 метров в виде лодки, которое являлось «саркофагом» для настоящей ладьи. Примечательно, что аналогичные лодочные конструкции были обнаружены рядом с гробницами подавляющего большинства фараонов Древнего Египта, и это не случайно!

Древние египтяне верили, что усопший фараон путешествует в загробном мире в погребальной ладье в сопровождении бога-перевозчика, который переправляет его в далекую сказочную страну Та-Нетеру (Страну богов), откуда прибыли предки фараонов и куда, по мнению египтян, можно было попасть только водным путем. Как писал египетский жрец и историк Манефон, именно водным путем первые правители Египта приплыли на берега Нила.

Читайте также:  Достопримечательности пизы с описанием

Согласно сведениям, почерпнутым в древнейших египетских преданиях, несколько волн эмигрантов достигли в свое время долины Нила и осели там. Наиболее известной из них была группа под названием «Шемсу-Гор», или «Последователи Гора». За ними тут же последовали «Месентиу», или «Гарпунщики». Люди из группы «Шемсу-Гор» также использовали гарпун в качестве одной из своих эмблем. Эмблема в виде гарпуна свидетельствовала о том, что эти люди были знакомы с плаванием по воде. Эти две полумифические группы принесли цивилизацию в долину Нила и основали Египет фараонов. Не удивительно, что уже в додинастическую эпоху в Египте появились образы самых сложных предметов кораблестроения, все основные принципы и технологии которого совершенствовались веками. Говоря словами известного норвежского исследователя и путешественника Тура Хейердала, «египтяне были мореплавателями уже задолго до того, как они приплыли на берега Нила».

Среди всевозможных египетских древностей, хранящихся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, есть один папирус, помеченный номером 1115. Текст папируса, датируемый египтологами эпохой Среднего царства (ок. 1900 до н. э.), рассказывает историю моряка, потерпевшего кораблекрушение при возвращении из длительного морского путешествия. Во время шторма его корабль разбился и затонул, моряка выбросило волнами на остров. Четыре месяца спустя потерпевшего кораблекрушение подобрал корабль, отправленный фараоном в очередную морскую экспедицию, и через два месяца путешественник вернулся на родину.

Согласно рассказу моряка, он вместе с командой корабля был послан фараоном на рудники в какую-то восточную страну на корабле 120 кубитов (60 м) длиной и 40 кубитов (20 м) шириной. Речь идет о судне поистине огромных размеров, большем, чем погребальная ладья фараона Хуфу, найденная около его пирамиды, и гораздо большем, чем купеческие суда и каравеллы, на которых Христофор Колумб со своей командой достиг берегов Нового Света.

Сто двадцать человек команды были «отборными людьми со всего Египта». Чтобы подтвердить эти слова, в тексте приводится емкое выражение: «Видели они небеса и видели землю». Это означает, что все эти моряки были знакомы с искусством навигации по звездам и им прежде уже доводилось совершать длительные морские плавания.

Для дальних океанских путешествий использовались корабли средних размеров. Двенадцать таких судов длиной от 15 до 18 метров, относящихся к самым ранним временам египетской истории, были обнаружены в 1991 году в Абидосе на юге Египта.

Важно, что это были, по всей видимости, не церемониальные суда фараонов для неспешных прогулок по спокойному Нилу, а настоящие морские корабли, которые в действительности плавали на далекие расстояния, преодолевая бурю и непогоду в открытом море, о чем свидетельствуют многочисленные следы на их бортах и на каюте.
Эти корабли, относящиеся к периоду до воцарения первой династии египетских фараонов, воплощают совершенную технологию кораблестроения, которой обладали люди, называемые «Последователи бога Гора» и относившиеся к «расе правителей» — фараонов. Только это обстоятельство позволяет объяснить, почему эти корабли находились в одном тщательно оберегаемом укромном месте. Безусловно, при виде этих горделивых древних форм просто дух захватывает от восхищения. Этот высокий нос, центральная каюта, прочные весла и парус — буквально все создает впечатление уверенности и спокойствия, опирающееся на глубокое понимание искусства мореплавания. Легко представить такой корабль в открытом море режущим гребни волн навстречу неведомой далекой стране.

ТАИНСТВЕННАЯ СТРАНА ПУНТ

Регулярные морские путешествия древних египтян подтверждаются многочисленными надписями об экспедициях в таинственную страну Пунт. Они найдены в ущелье Вади Хаммамат, в высохшем русле, между рекой Нил и Красным морем.

Настоящей сенсацией последних лет стало обнаружение на берегу Красного моря единственного известного нам древнеегипетского морского порта — Гасуу. Именно из порта Гасуу в 2570 году до н. э. энергичным фараоном IV династии Снофру в Пунт была отправлена первая известная экспедиция. Она вернулась с ценной добычей экзотических материалов и рабов. Кроме этого, как сообщает летопись, экспедиция была ознаменована постройкой судна под названием «Слава обеих земель» в сто локтей, построенного из кедра, и двух судов, тоже в сто локтей, но из дерева меру.

Во времена правления второго фараона V династии Сахура, в 2450 году до н. э., в Пунт была снаряжена грандиозная морская экспедиция. Согласно официальной летописи «Палермского камня», она доставила сказочное богатство: 8000 мер мирры, 2900 балок ценного черного дерева, 6000 мер электрума, а также ароматические смолы и ладан.

После каждой морской экспедиции в Пунт вся команда египетских моряков непременно обращалась к своему небесному покровителю — верховному богу Ра с гимном: «Боги любят запах твой, когда идешь ты из Пунта, ты старший из богов, что происходят из Божественной Земли (Та-Нетеру)».

Но где находилась таинственная страна Пунт, родина бесценных благовоний?

Завесу приоткрыла наиболее известная и красочно описанная экспедиция, организованная знаменитой женщиной-фараоном XVIII династии Xaтшепсут (1479–1458 до н. э.).

Ни одна из экспедиций прежде не готовилась с такой тщательностью. Был построен особый флот, и на девятом году правления Хатшепсут отправила в Пунт эскадру из пяти огромных тридцативесельных кораблей. Через три года они вернулись, переполненные разного рода диковинами: «Драгоценными благовониями хекену, деревом хесаит, изделиями из золота, живым мирровым деревом, черным деревом и слоновой костью, коричневым деревом, двумя видами ладана, сандаловым деревом, красками для глаз, самоцветами, множеством электрума и других превосходнейших вещей».

Согласно древневосточным мифам, подобное изобилие диковин было только в сказочно богатой Индии. Более того, привезенное сандаловое дерево конкретно указывает на местонахождение страны Пунт. Считается, что оно растет исключительно на Малабарском побережье Южной Индии!

На индийский адрес указывает и грандиозный храмовый комплекс царицы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри, построенный, как сказано в настенном тексте, по проекту, заимствованному в Пунте. Комплекс построен в скале на террасах и должен был изображать террасы страны Пунт, что очень напоминает террасы западного побережья Южной Индии.

Удивительно, но трехгодичное плавание в Пунт египтяне воспринимали как увлекательное морское путешествие. Это ярко отображено на стенных рельефах южного террасного храма царицы Хатшепсут, запечатлевших страну Пунт, царя Пунта Переху со своей необъятных размеров супругой Ати и морскую экспедицию египтян, торжественно прибывающую к берегам Пунта с громадной каменной статуей Хатшепсут в виде богини Хатор.

Местные жители были рады приезду гостей и отлично понимали, откуда и зачем они приехали. Своим ростом и шириной плеч туземцы не отличались от египтян. У них были такие же заплетенные в косички бороды, как у фараонов, но не накладные, а настоящие. На шее они носили круглые медные медальоны. Эти люди были весьма довольны своей мирно протекавшей жизнью.

Читайте также:  Мелодрама путешествие за любовью

Однако прекрасная страна Пунт не была пределом для морских путешествий древних египтян.

ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ… В АВСТРАЛИИ

Осматривая стены древнеегипетских храмов, ученые выделяли изображения людей, не похожих ни на один из покоренных египтянами народов. К их удивлению, они сильно напоминали. туземцев далекой Австралии. И эта догадка нашла внезапное подтверждение.

У малочисленных племен Западной и Центральной Австралии, обитавших в пустынной местности, некогда существовал обычай мумифицировать тела покойников. Эти мумии прекрасно сохранились, и их изучение позволило сделать однозначный вывод: мумифицировались они таким же способом, как и древнеегипетские!

Древнеегипетские корни находят и в расовых чертах аборигенов, и даже в наличии древнеегипетских слов в австралийских туземных языках. Мало того, рисунки аборигенов определенно напоминают изображения древнеегипетского священного жука скарабея, типично египетских мумий, сфинксов, а также воспроизводят человеческие фигуры с тщательно выведенными чертами лица и деталями одежды, в точности похожие на типичные изображения людей в Древнем Египте!

В Австралии, в штате Новый Южный Уэльс, в национальном парке Хантер-Вэли, в ста километрах к северу от Сиднея, есть пещера Карионг. Рельефы, найденные здесь, перевернули все представление о времени освоения планеты человеком. Дело в том, что стены Карионга расписаны значками, которые весьма напоминают египетские иероглифы, причем их здесь более 250. Именно поэтому считать рисунки случайностью невозможно. Иероглифами покрыто примерно четыре метра поверхности стен, расположенных друг напротив друга. Так как сверху этот естественный гроб прикрыт каменной плитой, за тысячи лет вырезанные в камне значки не пострадали от выветривания и дождей. Явно просматриваются: священная птица ибис, за ней следует изображение моря и корабля. А вот египетский крест анх — один из самых значимых в Древнем Египте иероглифов, это знак фараонов. И даже фигурки людей на стенах австралийской пещеры изображены согласно древнеегипетскому канону.

Подлинность египетских иероглифов вскоре была подтверждена — их расшифровал египтолог Рей Джонсон. Оказалось, что это рассказ о путешествии древних египтян. «Нас вынесло на странную и враждебную землю», — рассказывает неизвестный автор. А дальше он описывает гибель их предводителя от укуса змеи. Погибший предводитель Джесеб был не кем иным, как сыном царя IV династии Джедефра и внуком самого Хуфу — знаменитого строителя Великой пирамиды.

Эта сенсационная находка и позволила установить дату визита египтян в Австралию временем правления фараона Джедефра (2528–2520 до н. э.). Специалисты, исследовавшие древние тексты, обнаружили, что фараон Джедефра действительно на восьмом году царствования послал двух своих сыновей в дальнюю морскую экспедицию. Для братьев специально подготовили устойчивый парусный корабль с высоким носом и кормой, способный спорить с волнами в бурном море.

Таким образом, было установлено, что за тысячи лет до начала нашей эры жители Египта отправлялись в морские путешествия даже к берегам Австралии. И находки, сделанные в Египте, подтверждают эту, еще совсем недавно казавшуюся невероятной, гипотезу.

Например, типично австралийские бумеранги использовались древнеегипетскими охотниками на птиц. Они назывались охотничьи палки. Такое оружие было найдено во множестве захоронений, даже в знаменитой гробнице фараона Тутанхамона. Опыты показали, что древнеегипетские охотничьи палки возвращались назад, как австралийские бумеранги! И это далеко не все австралийские свидетельства.

В феврале 1964 года в Египте была обнаружена гробница женщины, похороненной приблизительно в 1000 году до н. э. Специалисты подробно исследовали останки, в том числе провели анализ химического состава мумии. Совершенно невероятно, но эта женщина была забальзамирована с применением эвкалиптового масла! При этом родиной эвкалипта считается именно Австралия. Получается, что за 1000 лет до нашей эры египтяне привозили это дерево оттуда!

Но и это еще не все. Удивительно, но морские путешествия египтян простирались значительно дальше эвкалиптовой Австралии.

По мнению профессора Гарвардского университета Барри Фелла, специалиста в области морской биологии и эпиграфии, в 231 году до н. э. египтяне высадились на побережье Чили, в 200 километрах на юго-запад от нынешнего Сантьяго. Основанием для этой сенсационной гипотезы послужило не менее сенсационное открытие ученых Техасского университета. На стене пещеры Каса-Пинтада в Кордильерах они обнаружили надписи, датированные 16-м годом царствования египетского царя Птолемея III (246– 221 до н. э.). Надпись гласила: «Южная граница побережья, которого достиг Мави… Флоту удалось доплыть до этой южной границы. Мореплаватели занимают эти земли для царя Египта, царицы и их сына». Дальше идет подробное описание упомянутых земель. Мало того, ученые отметили удивительное сходство открытых надписей с письменными памятниками полинезийцев. Это значит, что египетские моряки достигли побережья Южной Америки, переплывая Тихий океан и останавливаясь по пути на островах Полинезии.

Открытие египтянами Южной Америки и островов Полинезии — это грандиозный успех правления Птолемея III Эвергета (Благодетеля) и выдающееся достижение египетского мореплавания и кораблестроения!

Однако своей вершины кораблестроение в Египте достигло при следующем царе, Птолемее IV. Его прогулочная 40-рядная тессараконтера с двойным носом и кормой была не просто большой, а огромной — 123,2 метра длиной и 20 метров шириной. В то же время, как полагают некоторые исследователи, Птолемей IV энергично продолжил снаряжать морские экспедиции в далекую Австралию, но уже с целью ее колонизации. Эту стратегию царя сенсационно подтверждают неожиданные находки.

В 1909 году австралийский фермер на своем участке нашел ржавую старинную монету: на одной стороне монеты изображен рогатый бог Зевс, а на другой — орел, оседлавший зигзаг молний. Необычная находка относилась к эпохе Птолемея IV, достойно правившего в Египте с 221 по 203 г. до н. э.

Похоже, что египтяне при Птолемеях действительно настойчиво осваивали просторы Австралии. Об этом свидетельствует и другой факт. На полуострове Арнемленд, на дороге близ города Дарвин, мальчишки нашли странный камешек. Он оказался маленькой скульптурой священного для древних египтян жука скарабея. Находку датировали эпохой правления в Египте династии Птолемеев. В свою очередь, аборигены Австралии рассказали белым миссионерам невероятную историю о том, что в давние времена на берегу могучей реки существовал большой поселок белых людей божественного облика, но однажды, во время великого наводнения, поселок вместе с людьми вода смела в океан, и никто не выжил. Отсюда следует, что египтяне на протяжении более двух тысяч лет не только посещали Австралию, но и жили там весьма продолжительное время.

Очевидно, что важные сведения о трансокеанских плаваниях египетских моряков были известны только ограниченному кругу лиц и, поскольку подвинутые египтяне стремились сохранить свою морскую монополию, они, естественно, не желали делиться всеми сведениями, которыми они располагали, с другими народами. Поэтому вся информация о египтянах как об отважных мореплавателях и их географических открытиях была в Египте под запретом.

Источник

Adblock
detector