Меню

Кто написал восьмое чудо света

Восьмое чудо света

Лишь семь мгновений птицу видел.
Лишь семь мгновений взмах крыла.
Не ожидал и не предвидел,
Что здесь она его ждала.

На свете семь чудес открыто.
Мир много тайн в себе хранит.
Да. что-то ветхое забыто,
А что-то скрыто и молчит.

За это чудо люди бьются,
И истязают свою плоть.
Над ними дьяволы смеются,
Но правит тут . один Господь.

Вот так нежданно приключилось.
Вот так вот всё произошло.
Всё перешло, всё изменилось.
Само собой, вот так пришло.

В тот первый раз он видел птицу,
Что так похожа на синицу.
Она тихонечко ждала,
Расправив два своих крыла.

Не знает, что остановило.
Быть может, небо говорило.
Не знает как и почему.
Спросил он птицу, что к чему.

Второй — увидел по утру.
Она летала на ветру.
Она стрелой его пронзала,
И путь как чайка показала.

На третий раз в песках Марокко.
Шёл путник тихо, одиноко.
Пылал закат, гроза стихала.
Вдали светило полыхало.

Она была самой Жар-птицей,
Что иногда нам в небе снится.
Он видел как её глаза.
Огнём пронзали небеса.

Он видел весь её полёт
В лучах стрелой неудержимой.
Крыло то вниз, крыло на взлёт.
Всё было так неповторимо.

В четвёртый раз он видел птицу
Крылом несущую зарницу.
Одно мгновение была,
И уж далече взмах крыла.

Но чудо в том, что лучик-искру,
Она оставила в руках.
И так стремительно и быстро
Укрылась в белых облаках .

На пятый раз явилось чудо,
И белым лебедем вошло.
Вот так с небес, из ниоткуда,
Само, негаданно пришло.

И лебедь песню пел чудную,
Такую тихую, грудную.
Он слушал песни той слова,
И так хмелела голова.

В шестой, он видел чудо-птицу,
На воле гордую орлицу.
Что не изменит никогда,
Границ родимого гнезда.

В тот раз в лесу она парила,
Чудно и тихо говорила.
Под мягкий снег укрытый лес,
Мороз и белый свет небес.

Но изменили, поменяли.
Пришло всё то, чего не ждали.
Крутые ветры перемен
Нагнали пустоту взамен.

Но не пугает капитана
Солёный ветер урагана.
В морях потёртый старый волк.
Он знает в парусах свой толк.

Но перед тем как выйти в море
Он птице в небо прокричал.
И из заснеженного поля
Она слетела на причал.

Она крылом тогда взмахнула,
Горлянкой в небо упорхнула.
Письмо с собою унесла,
Того не зная, что спасла.

Ох странная же эта птица,
Зачем она ночами снится.
То запоёт, заговорит,
А то присядет и молчит.

А капитан искал ответы
В краях и странах всего света.
Но подсказали все приметы.
Она! — Восьмое чудо света!

Она, то чудо из чудес,
Что к нам спускается с небес.
И проникнет в нашу кровь,
И имя ей одно — Любовь.

Источник

Восьмое чудо света: в поисках Вавилонской Башни.

С античных эпох все мудрствующие цивилизации были озабочены составлением рейтингов своих материальных достижений. Так называемых «чудес света». Греки остановились на семи: начиная с знаменитого историка Геродота, достижения древних эллинов и их соседей кочевали с одних страниц в другие, в самом разнос авторстве. Египетские пирамиды, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса в Олимпии и висячие сады Семирамиды.

Были и корректировки. Философы, историки, путешественники, описывая геродотовские «чудеса света», были разнесены по разным эпохам и странам, постоянно пытаясь список раздвинуть. Римский поэт Марциал туда хотел втиснуть действительно монументальный Коллизей, чудо архитектурной и инженерной мысли. Кто-то предлагал Александрийскую библиотеку, Пергамский алтарь Зевса или храм Парфенон в Афинах. Шли века, но как-то прежним остался старый список…

Известное, но забытое .

Время шло, античность канула в лету, человечество непрерывно строило дворцы, храмы и монументы… многим вполне по силам было потягаться за место в списке, стать очередным пунктом в рейтинге. На языке постоянно вертелось «восьмое чудо света». Подразумевалось нечто величественное, прекрасное и монументальное. Кандидатами были: Пальмира, Великая Китайская стена, Венеция, даже Эйфелева башня. При молчаливой договоренности: к семи чудесам можно прибавить только одно, девятому не бывать.

Читайте также:  Адмирал китайского флота совершивший семь морских путешествий

Как-то пытливые умом американцы провели проверочное исследование студентов и выпускников старших классов. Озадачились крепко: из классических «семи чудес света» подавляющее большинство респондентов назвали… только египетские пирамиды. Ничтожное число припомнили Александрийский Маяк, Родосского Колосса и сады Артемиды.

А вот вторым местом рейтинга обзавелась… библейская Вавилонская Башня. Тут возник главный вопрос: почему это гигантское сооружение древние греки никогда не рассматривали… архитектурным великим памятником? Не знали, где находятся ее руины? Они были безобразны и неказисты? Знали. А вот в каком виде застали — тема статьи.

Начинаем расследование ,

чего уж тут. Главная Книга человечества, Библия (кстати, это название произошло от финикийского города Библа, который считался прародителем буквенной письменности). О Вавилонской башне сказано:

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя Бабель (Вавилон); ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». (Книга Бытия)

Байка известная. Мудрый Господь придумал бескровное вразумление возгордившегося стада, мое почтение. Обычно характер у ветхозаветного деда был поганый. Чуть что — кара, огонь, потоп и прочие катаклизмы с избирательным или тотальным геноцидом. Тут же изящное решение: наделить всех языками разными, чтобы египетский каменотес не понял забористый мат прораба-финикийца. Начался хаос, профессия переводчика еще не оформилась… все свободны. Разбрелись по свету по свои неотложным делам.

У древних евреев сие сказание было крайне популярно. Они снабдили его яркими, богатыми и живописными узорами подробностей. Толкования донесли до нас скрытые и прямые смыслы поступка Бога. Было придумано, что люди пошли на открытый мятеж супротив Господа. Сооружением великой башни помыслили взобраться на небо, взять за бороду тамошнего обитателя…

История в красках.

Башня строилась много лет. Достигла такой высоты, что каменщик с ношей целый год карабкался до своего места работы. Если он срывался, о нем не горевали. А вот когда падал кирпич, была грусть-тоска. Его же цельный год наверх кувыркать! Люди трудились столь упорно и самозабвенно, что даже женщины (занятые формовкой кирпича-сырца) не оставляли своего рабочего места во время родов.

Ребенка заворачивали в ткань и привязывали к своему телу, продолжая лепить из глины кирпичи. Днем и ночью бурлила гигантская стройка. С верхних площадок люди стреляли в небо, «и стрелы падали назад, забрызганные кровью». Поднимался радостный гвалт: «Мы убили небожителей». Долготерпение Господа истощилось, семидесяти ангелам поступил приказ: «Спуститься! Заплести поганцам языки! Смешать речевой и понятийный аппарат!».

Исполнительное небесное воинство так и поступило. На стройке наступило светопреставление. Не понимая друг друга, люди погибали на производстве тысячами. Те, кто выжил от падений кирпича, неправильного крепления лесов и строп… осознали, что наказаны Богом. Несут справедливое возмездие за мятеж.

Читайте также:  Путешествие по миру за минуту

Неоконченная Башня тоже испытала Гнев: часть ее провалилась под землю, другая была истреблена огнем. Только одна треть осталась на поверхности, служа назиданием и напоминанием о величайшей гордыне человечества. Стройплощадка стала заколдованным местом. Кто ни пройдет мимо, забывает все, что раньше знал.

Как могло быть…

Местом действия легенды считается Вавилон, название на еврейском он имеет «Бабель». Некоторые пытаются вывести его из еврейского глагола «balal» (по-арамейски «balbel») — «смешивать». Неверно. «Бабель» происходит от (найденного в записях) вавилонского «Bab-il» или «Bab-ilu». Точного перевода нет, но склоняюсь к версии «Врата Бога Бела». С осторожностью соглашусь.

Известно, вавилонскую башню видел великий путешественник Геродот. Даже описал, как она выглядела две с половиной тысячи лет назад. Была диковина восьмиярусной, каждый этаж был меньше предыдущего. Ага, значит традиционная для этих мест — террасовидная конструкция. Или ступенчатая пирамида египетского фараона Джосера. На вершине стоял храм вавилонского бога Мардука. Но башня почему-то не произвела на Геродота никакого впечатления. Места в списке «чудес света» он ей не выделил.

Если походить по археологической ленте истории, сроки существования Вавилонской Башни можно нащупать. Когда в III тысячелетии до н. э. города Южного Двуречья (Эриду и Ур) купались в зените своего расцвета — Вавилон был заштатной провинциальной дырой. Его подъем начался в во II тысячелетии до нашей эры. Именно тогда в религиозных воззрениях стал доминировать местный бог Мардук.

Главным его храмом считалась «Эсагила» в Вавилоне. Так записано в текстах времен правления царя Сабиума (приблизительно XIX в. до н.э.), предшественника знаменитого Хаммурапи. Однако о вавилонском зиккурате Этеменанки («дом, где сходятся небеса с землею», искомая Вавилонская Башня) в текстах речи нет. Странно. Зиккураты в III тысячелетии до н. э. были многочисленны. Удивительно, что Вавилон не имел собственного. И Хаммурапи не описывал Башню, лишь хвалился подобным строением в Кеше…

Первое упоминание о ее существовании найти можно не ранее I тысячелетия до н.э. Эпос «О боге чумы Эрра» вскользь называет Этеменанку Вавилона. Хотя датировать мифы и эпосы крайне трудно, но у науки получилось. Время появления эпоса 765-763 гг. до н.э. Хоть какая-то отправная точка.

Только надписи ассирийского царя Синаххериба позволили нащупать Вавилонскую Башню. Она поминается из победных реляциях о взятии и полном разрушении Вавилона в 689 г. до нашей эры. Война Синаххериба стала самой большой катастрофой в истории города. Читаем первоисточник:

«Город и его дома от фундамента до стен я разрушил, опустошил и сжег огнем. Городскую стену и внешнюю стену, храмы и богов, храмовую башню из кирпичей и глины, сколько их там было, я снес и сбросил в канал Арахту. Посреди города я прорыл каналы, затопил их дно водой и (таким образом) нарушил связь фундаментов. Я сделал разрушение более полным, чем при потопе».

Понятно, что под Этеменанкой (Вавилонской башней) нужно понимать «храмовую башню из кирпичей». Постройку-предшественницу нашей потеряшки. Сын Синаххериба, Асархаддон (680-669 гг. до н. э.), вступил на престол после убийства отца. К разрушению Вавилона неистовым папашей отнесся неодобрительно. Хотя тексты провели обоснование жестокости поступка: вавилоняне прогневили богов и тем самым навлекли на себя наказание.

Асархаддон взялся за возобновление Эсагилы и зиккурата с особым рвением. Это подробно описано. Перед строительством вопрошали оракулов, собирали предсказания долгие месяцы. Только после этого началась работа.

«Святилище Эсагилу, «дворец богов», я заставил восстановить во всем его прежнем блеске. Храмовую башню Этеменанки я заставил построить на ее старом месте площадью 180 локтей в длину и 180 локтей в ширину».

Строительство Вавилонской Башни продолжили Набопаласар (625–605 гг. до н.э.) и Навуходоносор II (605–562 гг. до н.э.). Записи говорят, что последний стал применять инженерное ноу-хау. Предшественники Навуходоносора строили из высушенного на солнце кирпича-сырца. Он же приказал использовать более долговечный обожженный кирпич. Гордо отчитался:

«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом».

Итоги .

Грандиозный вавилонский зиккурат имел семь ярусов, высотой был около 100 метров. Наверху венчался святилищем Мардука (и его супруги — утренней зари). Персы великого Кира, захватившие Вавилон в 539 г. до н.э., сначала не вмешивались в дела города. Но после нескольких восстаний при Дарии I и Ксерксе Вавилон был разграблен, частично разрушен, драгоценную статую бога Мардука Ксеркс приказал переплавить. Городские стены сровняли с землей, русло Евфрата перенаправили на жилые кварталы.

Читайте также:  Путешествие одного дня по московской области

Именно такой безрадостный вид застал Геродот. Но судя по всему, разрушения были не столь масштабны, великий путешественник (около 460 г. до н.э.) записал:

«Вавилон не только очень большой, но и самый красивый из всех городов, которые я знаю».

Через сто лет тут появился низвергатель персов Александр Македонский. Он слышал о башне, но был разочарован ее неприглядным видом (битым кирпичом и руинами). Македонец оценил прежние размеры зиккурата, приказал восстановить. К тому же он наметил Вавилон столицей величайшей империи греков. Но от идеи восстановления руин отказался, приказал построить Башню заново:

«Александр хотел ее восстановить, но это было очень большое предприятие, и оно требовало много времени — одна лишь уборка обломков представляла собой работу на два месяца для десяти тысяч человек, — так что он не смог закончить начатое дело, потому что вскоре постигли царя болезнь и смерть, а из преемников никто уж более об этом не заботился». (Страбон)

Вторая жизнь .

Вавилонскую башню, вернее ее фундамент, раскопал немецкий археолог Роберт Кольдевей. В 1899 году он работал в безвестном городе (не зная, что это библейский Вавилон). Ему очень повезло, первая же неделя раскопок нащупала городскую стену. Геродот, довольно достоверный свидетель прошлого, писал:

«На вавилонской стене могут разъехаться две колесницы, запряженные четверками коней».

Тысячи лет над ним посмеивались. Но Кольдевей нашел такую стену, там действительно могли разъехаться колесницы. Вавилон был найден… Годы раскопок (слоев кирпичей и глины толщиной в двадцать метров) открыли впечатляющую картину. Только крепостная стена Вавилона имела 360 башен, Вавилонская же нашлась через… одиннадцать лет титанических трудов.

Теперь ее размеры известны: это действительно самый большой зиккурат Двуречья. Нижняя терраса — квадрат со стороной в девяносто метров, высотой в тридцать три метра. Второй этаж (терраса) лишь немного уступал первому по площади, но был вдвое ниже (18 метров). Следующие шесть этажей — по шесть метров высотой. Хотя Геродот говорил еще об одном этаже, скорее всего он находится под землей… Общая высота Вавилонской Башни (зиккурата Этеменанки) признана в 91 метр.

Выводы.

Если быть вредным и дотошным… найденное Кольдевеем строение — не совсем башня. Это скорее пирамида. Откуда евреи взяли свою легенду о «смешении языков»? Тут возможно верный ответ — на поверхности. Восстанавливая Башню, самый ярый архитектор-царь Навуходоносор должен был собрать просто огромное число рабочей силы со всех земель Двуречья, Ближнего Востока с Аравией.

Само собой, захваченные в плен иудеи там были немалым количеством. Впервые столкнулись с таким разноязычием на стройплощадке. И грандиозностью стройки, подходившей к своему завершению. Они точно описали статую Мардука на вершине… Который бросал вызов Небу воздетым мечом… Так легенда и сложилась. Подкрепленная патологической ненавистью к вавилонянам. Но не всё так просто. Есть более глубокие версии «вавилонского смешения языков». Поэтому…

Источник

Adblock
detector