Конституция это правовое регулирование страны

§ 3. Конституционно-правовое регулирование

Высшей формой правового регулирования является конститу­ционно-правовое регулирование. Поскольку Конституция является Основным законом страны, она считается документом, обладающим наивысшим статусом и юридической силой, авторитетным политико­юридическим феноменом.

Как подчеркивал Президент И. А. Каримов, «когда мы говорим о сути и значении Конституции нашей страны, то в первую очередь следует отметить одну истину: все наши успехи и достижения за прошедший период в сфере законодательства и реализации политики в деле строительства правового государства, демократического общества, защиты интересов, прав и свобод человека как наивысших и приоритетных ценностей неразрывно связаны с требованиями и нормами, закрепленными в Основном законе» 1 .

В механизме правового регулирования обеспечение верховенства Конституции обретает весьма важное значение. Конституция является ядром правовой системы страны, ее надежным фунда­ментом. Конституционные нормы являются первичными, учредитель­ными нормами, имеющими организующий характер, и поэтому они действуют непосредственно. Ни один закон или иной нормативно- правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции (ч. 2 ст. 16 Конституции Республики Узбекистан).

Конституция в качестве Основного закона верховенствует в системе нормативно-правовых актов страны, занимая господствую­щее положение. Ее нормы, по сравнению с другими правовыми правилами, имеют более высокий юридический статус, обладают большей юридической силой. Остальные законы и другие норматив­но-правовые акты издаются на основе, в соответствии и во исполнение норм Конституции.

Конституция является организующей и развивающей юридичес­кой основой всей правовой системы, ее координирующим центром, формирующим систему, включая образование правовых отраслей и отраслей законодательства. Все отрасли законодательства опираются непосредственно на нормы и принципы Конституции. Вместе с тем Конституция является источником для возникновения и функцио­нирования всех отраслей законодательства. Ее особенностью является то, что конституционные нормы регулируют самые важные стороны политической, экономической, социальной и культурно- духовной жизни общества. Именно в этом смысле конституционно- правовое регулирование отличается от иных видов правового регулирования.

Конституционно-правовое регулирование имеет сложную внутреннюю структуру и особенности воздействия на определенные

Каримов И. А. Либерализация общества, углубление реформ, повышение духовности и уровня жизни народа — критерий и цель всей нашей деятельности.

сферы социальной жизни. Оно, как специфическая часть единой системы правового регулирования, характеризуется рядом особен­ностей, а именно:

— составляет единую в масштабе страны систему конститу­ционно-правового регулирования;

— имеет общеобязательный нормативный характер;

— определяет общую политическую направленность, приоритет­ные принципы правового регулирования;

— в наивысшей степени гарантируется и обеспечивается со стороны государства.

Конституционно-правовое регулирование отражает системное внутреннее равновесие норм конституционного законодательства, их согласованность, логическую целесообразность и упорядоченность. В систему конституционного законодательства страны входят Конституция Республики Узбекистан, Конституция Республики Каракалпакстан и все конституционные законы (например, Конституционный закон «Об основах государственной независи­мости Республики Узбекистан», законы «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан»),

Нормативность конституционно-правового регулирования и политико-юридический характер установления конституционного законодательства определяются важностью регулируемых общест­венных отношений.

В нашей стране обязанность соблюдать Конституцию закреплена на уровне конституционного законодательства. В Узбекистане признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан. Г осударство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами (ст. 15 Конституции).

Осуществление норм конституционного законодательства обес­печивается системой экономических, политических, идеологических и юридических гарантий.

К примеру, по мере развития производства, основанного на рыночной экономике и отношениях частной собственности, происходит дальнейшее укрепление экономической базы действия конституционных норм, их гарантии получают дополнительный импульс для дальнейшего укрепления. Равным образом по мере совершенствования политической системы нашей страны происходит дальнейшее усиление политических гарантий конституционно — правового регулирования. По мере возвышения идеологических основ и обеспечения духовно-нравственной зрелости общества соответственно развиваются идеолого-духовные гарантии конститу­ционно-правового регулирования.

Читайте также:  Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран ответы

В то время, как юридический механизм конституционно- правового регулирования охватывает всю совокупность действующих средств и методов реализации Конституции, нормы Конституции осуществляются на основе безусловного соблюдения принципа законности.

Конституция Республики Узбекистан создала свой специфи­ческий механизм защиты и обеспечения верховенства и соблюдения Основного закона. Главным и центральным звеном в данном механизме является Конституционный суд. Конституционный суд Республики Узбекистан является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Конститу­ционном суде» (от 30 августа 1995 г.) Конституционный суд:

— определяет соответствие Конституции страны, законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса, указов Президента, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;

— дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан — законам Республики Узбекистан;

-дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан;

-рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат (ст. 109 Конституции).

Конституционно-правовое регулирование занимает в обществе ведущее место. Оно является особой формой правового регулирования. В связи с тем, что нормы Конституции, в отличие от других обычных правовых норм, по своей юридической силе, безусловно, занимают приоритетное положение, конституционно — правовое регулирование имеет высший юридический статус, а также важное социально-политическое содержание.

Общественные отношения, подвергающиеся конституционно- правовому регулированию, можно разделить на несколько крупных объединений:

— отношения, относящиеся к экономической системе общества, в том числе охватывающие частную и иные формы собственности, а также основы предпринимательства;

— отношения, включающиеся в политическую систему страны и выражающие основы государственного строя;

— отношения, определяющие основы правового положения личности и систему обеспечения прав и свобод человека;

— общественные отношения, выражающие форму государствен­ного устройства страны, структуру административно-территориаль­ного деления, а также основы правового статуса Республики Каракалпакстан;

— общественные отношения, связанные с системой выборов, а также со статусом парламента, Президента, правительства, судебной власти, местных представительных органов власти и исполнительных органов, а также с реализацией их полномочий и т.д.

Механизм конституционно-правового регулирования, как было указано ранее, состоит из трех элементов: конституционных норм; конституционно-правовых отношений; актов, реализующих консти­туционные права и обязанности. Нормативную основу данного механизма составляют юридические нормы, которые по своей природе обладают высшей юридической силой, наивысшей стабильностью и обязательным обеспечением со стороны общества и государства.

Правовые отношения, возникающие на основе конституционных норм, обладают универсальным содержанием и выполняют роль основы для отраслевых (конкретных) правовых отношений. Благодаря их стабильности и целенаправленности они обладают общим, универсальным характером. Субъектами таких отношений считаются государство, народ, нации, государственные органы Республики Каракалпакстан, государственные органы, общественные объединения, политические партии и граждане. Нормы конститу­ционного законодательства, как и все другие правовые нормы, осуществляются в форме соблюдения, исполнения, использования и применения.

Одной из особенностей конституционно-правового регулирова­ния является то, что нормы Конституции конкретизируются и непосредственно реализуются посредством норм законов, которые, в свою очередь, реализуются через указы Президента, постановления правительства, акты государственных органов управления и акты правоприменительных органов.

Таким образом, конституционно-правовое регулирование различ­ных аспектов жизни общества и государства, укрепление конститу­ционных основ является надежной гарантией поступательного развития страны по пути независимости.

Источник

Конституционное право зарубежных стран

Конституционно-правовое регулирование

Оно представляет собой нормативно-организационное воздействие на определенные общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития, имеет целенаправленный характер и осуществляется с помощью определенной системы правовых средств (конституционно-правовых норм, правоотношений и др.), специфического метода правового регулирования, которые обеспечивают достижение желаемых результатов.

Читайте также:  Тарифы билайн для поездок по стране

Чаще всего конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью субординации, то есть юридического воздействия на основе властно-императивных начал: обязывания и запрещения.

Метод координации в конституционном праве встречается реже. Он заключается в том, что субъектам предоставляются права на собственные активные действия, обусловленные необходимостью согласования воль, например: «Президент Республики может до промульгации закона мотивированным посланием палатам потребовать нового обсуждения» (ст. 74 Конституции Италии). Данный пример говорит о способе разрешения конфликта между Президентом и Парламентом по поводу содержания закона.

Главные средства воздействия конституционного права на общественные отношения – установление правоспособности, определение правового статуса и реализация прав и обязанностей через правоотношения.

Конституционное право предоставляет физическим лицам и общественным образованиям общие права, то есть устанавливает их правоспособность и дееспособность, которые в данной отрасли права часто совпадают. Содержание правоспособности включает общие права, определяющие положение субъектов данного права в обществе. При этом государство выступает не как субъект правоотношений, а как властный институт.

Конституционно-правовая правоспособность физических лиц определяется нормами конституций. Ее элементами являются конституционные права и свободы – право избирать и избираться, свобода слова и др.

Конституционное право устанавливает правоспособность, то есть задачи и функции, государственных органов. Так, Конституция Франции следующим образом определяет правоспособность главы государства: «Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости. » (ст. 5); «Президент Республики является главой вооруженных сил» (ст. 15); «Президент Республики является гарантом независимости судебной власти» (ст. 64). Правоспособность государственных органов и организаций является специальной для каждого их вида, то есть определяется целями и задачами, для достижения которых эти органы или организации созданы.

Правовой статус субъектов конституционного права – это совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, не отделимых от лиц, органов и организаций. Конституционное право распространяет основные права и обязанности на всех индивидов независимо от обстоятельств, включая личные способности и социальное положение, хотя в жизни для реализации прав и обязанностей эти и иные обстоятельства могут иметь существенное значение.

Права и обязанности (т. е. полномочия) государственных органов как часть их правового статуса определяются конституциями и законами. Так, в дополнение к приведенным выше положениям ст. 5, 15, 64 Конституции Франции, определяющим правоспособность Президента Республики, Конституция Франции устанавливает такие его полномочия, как назначение Премьер-министра и по его предложению других членов Правительства, промульгация законов и возвращение их в Парламент (право вето), роспуск Национального собрания, объявление чрезвычайного положения и др.

Таким образом, конституционное право устанавливает специфическое правовое состояние – правосубъектность участников определенных общественных отношений и тем самым активно воздействует на них.

Определенный вид общественных отношений представляют собой конституционно-правовые отношения. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права. Содержанием этих отношений является социальное поведение (деятельность) субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, что индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Читайте также:  Венесуэла особенности страны кратко

«Все граждане имеют право свободно объединяться в партии. » – гласит ст. 49 Конституции Италии. В конституционно-правовых отношениях, которые возникают на основе этой нормы, общему дозволению корреспондирует обязанность государственных органов и других субъектов права не препятствовать дозволенному поведению. Общему праву в конституционно-правовом отношении всегда корреспондируют определенные юридические обязанности.

«Все обязаны участвовать в государственных расходах. » – гласит ст. 53 Конституции Италии. В конституционно-правовых отношениях, которые возникают на основе данной нормы, общей обязанности граждан корреспондирует право компетентных органов требовать уплаты налогов. Общей обязанности в конституционно-правовом отношении всегда корреспондируют субъективные права.

Наличие общих правоотношений – одна из характерных особенностей всей совокупности общественных отношений, регулируемых конституционным правом.

Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства. Они образуют ту социально-правовую основу, на которой складываются конкретные правовые отношения.

Конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами конституционно-правовых отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, основы личных свобод и благ, отношения собственности, национальные и расовые отношения, основные права и свободы человека и др.

Природа конституционно-правовых отношений раскрывается в содержании субъективных прав и юридических обязанностей. Субъективное право управомочивает субъект действовать в границах, определенных нормой конституционного права, по своему усмотрению, но в установленном направлении для удовлетворения своих интересов и в необходимых случаях требовать соответствующего поведения от других, включая государственные органы. Интересы органически слиты с субъективными правами. Субъективные юридические обязанности в конституционно-правовых отношениях властно предписывают субъекту права должное поведение. Между субъективными правами и юридическими обязанностями существует неразрывная связь.

Что касается государственных органов, организаций, должностных лиц, то в отношении одних и тех же объектов они нередко имеют как права, так и обязанности. Например, согласно ст. 73 части первой итальянской Конституции, «законы промульгируются Президентом Республики в течение месяца со дня их утверждения». Отсюда следует, что Президент обязан промульгировать закон не позднее указанного срока, но имеет право сделать это ранее. Поэтому применительно к таким субъектам конституционно-правовых отношений речь обычно идет не о правах и обязанностях, а о полномочиях, которые эти субъекты вправе и обязаны осуществлять. Разумеется, есть полномочия, представляющие собой только право или только обязанность. Примером может служить ст. 74 Конституции Италии, также регулирующая проблему промульгации законов:

«Президент Республики может до промульгации закона мотивированным посланием Палатам потребовать нового обсуждения.

Если Палаты вновь одобряют закон, он должен быть промульгирован».

Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе. Именно на уровне правового регулирования конституционно-правовые нормы воплощаются в общественную практику, происходит формирование целенаправленности общественных отношений.

Конституционно-правовое регулирование завершается актами реализации права. На стадии реализации субъективных прав и юридических обязанностей происходит «перевод» предписаний конституционного права в фактическое, действительное поведение участников общественных отношений.

Важным компонентом конституционно-правового регулирования являются акты применения конституционного права. Под ними понимается властная деятельность органов государства, выражающаяся в издании в пределах их компетенции актов индивидуального значения (например, глава государства издает акт о предоставлении лицу гражданства). Применение права конкретизирует властные предписания отдельных норм конституционного права: властность конституционно-правовых норм дополняется властностью их применения органами государства. Эти акты носят императивный характер. Следует, однако, иметь в виду, что реализация конституционного права выражается не только в актах его применения, но и также в его соблюдении, исполнении, использовании, которые могут не иметь властного характера.

Механизм конституционно-правового регулирования действует в государстве в совокупности с другими элементами правового регулирования: правосознанием, правовой психологией, правовой культурой.

Источник

Оцените статью