Меню

Каковы основные отличия отраслевой структуры промышленности развитых стран

География, 8 класс

Вопрос от Булочка с корицей 873 дня назад

Каковы основные различия в отраслевой структуре промышленности развитых и развивающихся стран?

В экономике развитых стран на этапе постиндустриального развития существенно выросла доля сферы услуг (третичного сектора) и уменьшилась доля сферы материального производства (первичного и вторичного секторов). В структуре ВВП этих стран в 60–90-е гг. неуклонно снижалась доля сельского хозяйства (с 6,5% в 1960 г. до 4,2% в 1980 г. и 3% в 1995 г.). Наряду с отмеченной долговременной тенденцией указанные сдвиги объясняются также тем, что под воздействием научно-технического прогресса произошло отпочкование от сельского хозяйства многих видов деятельности и обособление их в особые отрасли промышленности и сферы обслуживания. Одновременно происходит интеграция сельского хозяйства, промышленности и торговли в агропромышленный комплекс, представляющий собой новый тип производственных связей. Важнейшей тенденцией изменения структуры ВВП промышленно развитых стран во второй половине XX в. явилось превращение непроизводственной сферы (третичного сектора) в преобладающую часть их экономики. Объем операций в сфере услуг превысил в этих странах объем производства в обрабатывающей промышленности. В наиболее развитых странах с переходной экономикой и новых индустриальных государствах преобладает товарное, преимущественно интенсивное сельское хозяйство. В остальных развивающихся странах (кроме новых индустриальных стран) сохраняется значительный удельный вес натурального хозяйства в агропромышленном секторе. В странах с переходной экономикой доля сельского хозяйства в структуре АПК значительно выше, чем в странах Запада, что отражает слабое развитие переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе пищевой промышленности. Вместе с тем во многих развивающихся странах сложился высоко¬товарный сектор, представленный плантациями некоторых тропических и субтропических культур (кофе, какао, чай, натуральный каучук, бананы, сахарный тростник и др.), но плантационный сектор ориентирован скорее на экспорт, чем на внутренний рынок

Источник

§ 20. Промышленность мира, общая характеристика

1. Проверим свои знания.

1. Каковы основные факторы размещения промышленности?

Классические (территориальный, природно-ресурсный, транспортный, фактор трудовых ресурсов), новые (экологический, наукоёмкость производства), новейшие (экономическая интеграция, деятельность ТНК, логистический, политический, инвестиционный климат, информационно-коммуникационный).

2. Чем отличается занятость населения в промышленности развитых и развивающихся стран?

Развитые страны остаются ядром промышленности мира и занимают ведущую позицию в производстве. В промышленности занято небольшое количество населения (20-25%), она автоматизировано, ручной труд применяется редко.

Роль развивающихся стран в промышленности мира неуклонно растёт. Занятость населения в индустриальном секторе увеличивается. Здесь широк применяется ручной труд, развиты трудоёмкие производства, более низкая степень автоматизации производства.

3. Какие новые отрасли в развитии промышленности появились в последние десятилетия?

Микроэлектроника, вычислительная техника, роботостроение, атомное и аэрокосмическое производства, микробиологическая промышленность.

2. От простого к сложному.

1. Почему в условиях НТР особое внимание уделяется подготовке кадров в системе высшего образования?

Потому что именно высшее образование готовит основные кадры (в плане значимости этих кадров на производстве). Именно кадры с высшим образованием помогают развиваться.

2. Как влияет строительство экологически опасного предприятия на взаимоотношения между странами?

В некоторых случаях негативно, так как это становится основой конфликта между странами, а в других случаях это может послужить толчком к более тесному сотрудничеству в сфере охраны природы.

Источник

Отраслевая структура мировой экономики Классификация стран по уровню развития отраслей

Отраслевая структура мировой экономики. Классификация стран по уровню развития отраслей

структура современной экономики; динамика развития структуры современной промышленности; классификация стран по уровню развития

Понятие отраслевой структуры экономики

Структура экономики — многоплановое понятие, рассматривать ее можно с разных точек зрения, показывающих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую, воспроизводственную, региональную (территориальную) и внешнеторговую структуры.

Отраслевая структура экономики в широком понимании представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общест­венного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.

Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей» (сельское хозяйство и добывающая промышленность), затем «вторичных» (промышленность и строительство), а в последний период — «третичных отраслей» (сфера услуг).

Международная стандартная отраслевая классификация

В мировой практике основой для формирования структурных элементов экономики являются международная стандартная отраслевая классифика­ция всех видов экономической деятельности и международная стандартная классификация занятий, являющихся составными частями системы национальных счетов (СНС). В СНС предусмотрено использование двух типов классификаций по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам экономики, сформированная в зависимости от функций, выполняемых хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования инвестиций. Так, счета сектора «домашние хозяйства» содержат данные, необходимые для анализа важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.),
а также роли сектора «домашние хозяйства» в создании и использовании валового внутреннего продукта. Особое место в системе национальных счетов занимают межотраслевые балансы, что обусловлено широкими возможностями, которые они представляют для анализа динамики и структуры экономики, основных стоимостных и натурально-вещественных пропорций, проведения международных сопоставлений, выполнения прог­нозных экономических расчетов. В зависимости от целей экономического анализа межотраслевые балансы могут включать в себя от нескольких десятков до нескольких тысяч отраслей.

Базовые отрасли современной мировой экономики

Базовыми отраслями для разработки межотраслевых балансов являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь, прочие отрасли (в их состав главным образом включаются отрасли сферы услуг). Каждая отрасль экономики в свою очередь расчленяется
на так называемые укрупненные отрасли, отрасли и виды производства.
В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализи­рованные на производстве определенных видов продукции отрасли.

При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрасли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материала, характер технологического процесса. В ряде случаев возникают затруднения при отнесении конкретного участка хозяйства к той или иной отрасли. Это связано с тем, что в результате специализации однородные по назначению продукты часто изготовляются при помощи различной технологии, из разнообразного исходного сырья и т. п. Кроме того, происходит процесс проникновения приемов и методов
из одних отраслей в другие. Из одного и того же сырья производятся продукты самого разнообразного назначения.

Для каждого производства характерна определенная номенклатура вырабатываемой продукции. Дифференцированная классификация,
в основе которой лежит вид продукции и вид производства с последующим объединением их в отрасли, укрупненные отрасли и отрасли экономики, облегчает преемственность классификации в условиях развивающегося международного разделения труда.

Динамика развития структуры современной промышленности на рубеже XX–XXI вв.

Промышленность — главная, ведущая отрасль материального произ­водства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов
в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества
в высококачественной продукции, обеспечение технического перевоору­жения и интенсификации производства.

Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу род­ственных предприятий и производственных объединений, расположенных в отдельных случаях на значительном территориальном удалении друг от друга. Отраслевая структура промышленности характеризуется составом отраслей, их количественными соотношениями, выражающими определенные производственные взаимосвязи между ними. В процессе статистического учета и анализа отраслевая структура промышленности определяется обычно путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме производства продукции, численности занятых и стоимости основных производственных фондов промышленности.

Среди перечисленных показателей, с помощью которых определяется отраслевая структура промышленности, основным является показатель объема производимой продукции. Он позволяет более объективно судить не только о соотношении отраслей, но и об их взаимосвязях, динамике отраслевой структуры промышленности. Определяя отраслевую структуру промышленности по показателю численности занятых, следует иметь
в виду, что в этом случае будет получена несколько иная картина, не совсем точно характеризующая действительную долю отраслей в общепромыш­ленном производстве: удельный вес более трудоемких отраслей будет завышен, и наоборот, доля отраслей с высоким уровнем механизации и автоматизации окажется заниженной. Отраслевая структура, исчисленная
с помощью показателя стоимости основных фондов, главным образом отражает производственно-технический уровень отраслей промышленности.

В отраслевой структуре промышленности отражается уровень индустриального развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом. Более совершенная отраслевая структура промышленности в известной степени характеризует эффективность про­мышленного производства. О прогрессивности структуры промышленности судят как по составу и удельному весу отраслей, входящих в промыш­ленность, так и по тому, насколько совершенна внутриотраслевая структура той или иной отрасли промышленности, то есть насколько в данной отрасли представлены и развиты наиболее прогрессивные производства.

Изменения в отраслевой структуре промышленности
мирового хозяйства

Взаимосвязи отраслей промышленности, пропорции, сложившиеся между ними, обусловлены способом производства, а также совокупным действием на его основе многих других факторов. К важнейшим из этих факторов, опре­деляющих изменения в отраслевой структуре промышленности, относятся:

— научно-технический прогресс и степень внедрения его результатов

— уровень общественного разделения труда, развитие специализации

— рост материальных потребностей населения;

Экономические принципы, положенные в основу классификации отраслей промышленности

В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: экономическое назначение производи­мой продукции; характер функционирования продукции в производственном процессе; однородность целевого назначения выпускаемой продукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой техно­логии; характер воздействия на предмет труда и др.

Деление промышленного производства по экономическому назначению продукции не совпадает с отраслевой структурой промышленности, так как натуральная форма производимой в отрасли продукции нередко не опре­деляет ее экономического назначения. Поэтому в системе национальных счетов широко используется классификация отраслей промышленности, предусматривающая их объединение в крупные комплексные отрасли
по одному из следующих признаков: однородности целевого назначения производимой продукции (машиностроительная, топливная, пищевая, промышленность строительных материалов), общности исходного сырья (металлообрабатывающая и деревообрабатывающая), родственности применя­емой технологии (химическая промышленность). Наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции.

Группировка по характеру воздействия на предмет труда подразделяет всю промышленность на добывающие и обрабатывающие отрасли. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (угольная, лесная и др.). К группе обрабатывающей промышленности относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов.
В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).

Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что обусловливает необратимость перехода к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. На это повлияли и такие факторы, как сырьевой и энергети­ческие кризисы, способствовавшие удорожанию сырья и энергоносителей, а следовательно, оборудования и строительства. Усложнился инвестици­онный процесс, в целом значительно повысились издержки производства. Все это не только вызвало, но и усилило тенденции к удорожанию самого воспроизводственного процесса. Такое развитие событий объективно стимулирует вступление стран рыночной экономики в новый этап техно­логической революции.

Читайте также:  Необычные свадебные церемонии разных стран

Современные направления
изменения отраслевой структуры экономики

Развитие новых форм общественного спроса, переход к новым видам и образцам техники и принципиально новым технологическим процессам
и т. д. привели к изменению сложившихся пропорций в экономике, которые шли по двум направлениям:

— во-первых, реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики;

— во-вторых, смена поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей.

Для развитых стран сегодня характерны насыщенность производства техникой и квалифицированной рабочей силой, наличие емкого платеже­способного спроса на товары и услуги самого разнообразного назначения. Поэтому для увеличения производства готовых изделий нет необходимости наращивать выпуск металла, комплектующих изделий и т. д., более того, численность станочного парка в ряде стран стала даже сокращаться.

Проходящая структурная перестройка нацелена на повышение качес­твенных параметров производства и выпускаемых изделий, усиление ресурсосберегающего типа воспроизводства, интенсификацию народнохо­зяйственных процессов, ускоренное развитие новейших наукоемких отраслей. Структурные изменения происходят в отраслевом и воспроизводственном разрезах. Структурные преобразования стали осуществляться на микро­уровне — уровне подотраслей и видов производств — главным образом
за счет качественных сдвигов внутри традиционных отраслей хозяйства.

При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения. Поэтому именно в ней наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, живого труда, в структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей.

Сохраняется тенденция сокращения доли добывающей промышленности (при росте затрат на разведку, бурение и добычу газа, нефти и т. д.).
При этом в нее все больше проникают новейшие прогрессивные техноло­гические процессы, внедряются микропроцессоры и микросхемы, которые оказывают громадное воздействие на структуру производства и способствуют массовому высвобождению из производственного процесса рабочей силы.

Комплексная автоматизация производства, разработка «безлюдной» тех­нологии — ведущие направления научно-технического прогресса. Причем главное направление их развития — это не создание отдельных машин,
а разработка и внедрение комплексов, систем машин в сельском хозяйстве, строительстве, в добыче полезных ископаемых, в складском хозяйстве и т. д.

В целом в последние десятилетия в индустриально развитых странах общая закономерность отраслевых сдвигов заключается в заметном сниже­нии удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, в технической модернизации промышленности и быстром росте отраслей сферы услуг. Наиболее радикальные изменения происходят на уровне подотраслей,
в рамках которых самую высокую динамику имеют наукоемкие производства.[1]

Характеристика отраслевой структуры
развивающихся и постсоциалистических стран

Новые индустриальные и постсоциалистические страны находятся примерно на одинаковом уровне экономического развития как по ВВП
на душу населения, так и по отраслевой структуре экономики. В этих двух группах стран сохраняется относительно высокая доля сельского хозяйства (6–10% ВВП), которая постепенно приближается к уровню развитых стран (2–4%). Удельный вес промышленности в ВВП обеих групп стран (25–40%) находится на уровне постиндустриальных стран и даже превышает его. Это связано со сравнительно невысоким уровнем сферы услуг (45–55% ВВП).

В отраслевой структуре ВВП развивающихся стран по-прежнему велика доля сельского хозяйства (20–35%). Доля промышленности в ВВП этих стран чаще всего небольшая (10–25%), причем она выше главным образом в странах–экспортерах минерального сырья и топлива, тогда как доля обрабатывающей промышленности колеблется в пределах 5–15%.

Основные сдвиги в структуре экономики развитых стран

В экономике развитых стран на этапе постиндустриального развития существенно выросла доля сферы услуг (третичного сектора) и умень­шилась доля сферы материального производства (первичного и вторичного секторов). В структуре ВВП этих стран в 60–90-е гг. неуклонно снижалась доля сельского хозяйства (с 6,5% в 1960 г. до 4,2% в 1980 г. и 3% в 1995 г.). Наряду с отмеченной долговременной тенденцией указанные сдвиги объясняются также тем, что под воздействием научно-технического прогресса произошло отпочкование от сельского хозяйства многих видов деятельности и обособление их в особые отрасли промышленности и сферы обслуживания. Одновременно происходит интеграция сельского хозяйства, промышленности и торговли в агропромышленный комплекс, представляющий собой новый тип производственных связей.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП увеличивается до дости­жения определенного уровня доходов на душу населения — примерно уровня высокоразвитых стран в конце 60-х гг. (13–15 тыс. долл.), а затем происходит ее стабилизация или снижение. Наиболее значительное сокращение происходило с середины 60-х гг. в США, Великобритании, Франции. В странах, начавших индустриализацию несколько позже (Япония, Италия), доля обрабатывающих отраслей продолжала расти вплоть до начала 70-х гг., однако затем начала снижаться.

Важнейшей тенденцией изменения структуры ВВП промышленно развитых стран во второй половине XX в. явилось превращение непроизводственной сферы (третичного сектора) в преобладающую часть их экономики. Объем операций в сфере услуг превысил в этих странах объем производства в обрабатывающей промышленности (табл. 4.1).

Понятие агропромышленного комплекса

Сельское хозяйство и смежные отрасли — лесное хозяйство, охота, рыболовство — представляют собой не только древнейшее, но и наиболее распространенное занятие людей. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд. человек экономически активного населения, в том числе в развитых странах — всего 22 млн. человек, в странах с переходной экономикой —
32 млн. человек (в том числе в странах-членах СНГ — 20 млн. человек и
в странах Центральной и Восточной Европы — 12 млн. человек), в Китае — 450 млн. и в развивающихся странах — около 600 млн. человек.

В наиболее развитых странах с переходной экономикой и новых индустриальных государствах преобладает товарное, преимущественно интенсивное сельское хозяйство. В остальных развивающихся странах (кроме новых индустриальных стран) сохраняется значительный удельный вес натурального хозяйства в агропромышленном секторе.

В развитых и постсоциалистических странах в последние десятилетия происходит процесс агропромышленной интеграции, которая означает органи­зационное и коммерческое объединение предприятий сельского хозяйства и промышленности. В результате этого процесса происходит формирование агропромышленного комплекса (АПК). Этот комплекс представляет собой единую систему сельскохозяйственных и промышленных предприятий, объединенных тесными и стабильными производственными и коммерчес­кими связями, основанными на отношениях собственности или договорах.

Агропромышленный комплекс охватывает всю производственную цепочку и включает три сферы:

— сфера 1 — промышленность, производящая средства производства для сельского хозяйства, а также осуществляющая производственно-техни­ческое обслуживание этой отрасли;

— сфера 2 — собственно сельское хозяйство (земледелие и живот­новодство);

— сфера 3 — отрасли по транспортировке, переработке и сбыту продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

В высокоразвитых странах неуклонно растет доля сферы АПК (в США в ней формируется около 75% всей стоимости продовольственной продукции), и снижается удельный вес собственно сельскохозяйственного производства. В целом в середине 90-х гг. соотношение между тремя сферами АПК в развитых странах составляло 3:1:6. В результате сельское хозяйство США дает около 2% ВВП, в нем занято 2,5% работающих, тогда как весь АПК поставляет 18% ВВП и в нем занято около 20% рабочей силы страны. В странах с переходной экономикой доля сельского хозяйства
в структуре АПК значительно выше, чем в странах Запада, что отражает слабое развитие переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе пищевой промышленности. Так, в АПК России занято около 30% работающих, в том числе в сельском хозяйстве — 15%, а доля этой отрасли в ВВП составляет 6,7% (1997 г.).

В развивающихся странах преобладает традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйство. Традиционный сектор представлен сотнями миллионов мелких наделов, продукции с которых хватает в основном на пропитание крестьянской семьи. Господствует примитивное земледелие, при котором основными орудиями обработки почвы остаются деревянная соха и мотыга. Не менее 20 млн. семей ведут подсечно-огневое земледелие.

Вместе с тем во многих развивающихся странах сложился высоко­товарный сектор, представленный плантациями некоторых тропических и субтропических культур (кофе, какао, чай, натуральный каучук, бананы, сахарный тростник и др.), но плантационный сектор ориентирован скорее на экспорт, чем на внутренний рынок.

Технологическая база сельского хозяйства

Мировой тракторный парк в середине 90-х гг. составил примерно
26–27 млн. машин. Но в развитых странах, на которые приходится 2/3 этого парка, в последнее время он практически не растет. Причина этого заключа­ется в достижении предельного для современной техники уровня механизации сельского хозяйства и ориентации не на количество тракторов, а на качес­тво и структуру тракторного парка.

Химизация является еще одним направлением интенсификации сельского хозяйства. Наиболее высокого уровня, измеряемого в самом общем виде потреблением удобрений на 1 га пашни и многолетних насаждений, она достигла в Германии (418 кг), Нидерландах ( 773 кг), Японии (387 кг).
В странах с большими земельными ресурсами удельное потребление удобрений значительно ниже (в Канаде — 12 кг, в Австралии — 28 кг).
На долю развитых стран приходится 85% общего потребления удобрений,
в том числе на долю США — 45%, Западной Европы — 28%, Японии — 12%. Причем в последнее время происходит стабилизация применения минеральных удобрений, а в ряде стран и абсолютное сокращение их использования (Франция, Бельгия, Нидерланды, Дания и др.). Наибольшим спросом ныне пользуются экологически чистые сельскохозяйственные про­дукты, выращенные либо при минимальном использовании минеральных удобрений, либо вообще без них.

Процесс перевода сельского хозяйства на индустриальную основу был осуществлен в США, Канаде, Великобритании еще до второй мировой войны, в большинстве других стран Западной Европы и Японии — в 50-х гг., в СССР и странах Центральной и Восточной Европы — к концу 70-х гг. Высокоразвитые страны в настоящее время находятся на новом этапе преобразования аграрного производства — на этапе «биотехнологической революции», который характеризуется широким применением биотехнологии.

Сельское хозяйство, которое еще в начале XX в. повсеместно было трудоемкой отраслью, в промышленно развитых странах в 40–60-е гг. стало капиталоемкой отраслью. В настоящее время она превращается из капита­лоемкой в наукоемкую, прежде всего в развитых странах.

«Зеленая революция», начавшаяся в 60-х гг. в развивающихся странах, — это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротех­ники. Она включает три составные части: выведение новых сортов культур, прежде всего зерновых; расширение орошаемых земель; повышение уровня механизации сельского хозяйства, массированное применение минераль­ных удобрений и химических средств защиты растений. В результате «зеленой революции» урожайность зерновых культур выросла в 2-3 раза, стали самообеспечивающимися Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Таиланд и некоторые другие страны.

Структура мирового сельскохозяйственного производства

Сельское хозяйство практически всех стран мира состоит из двух крупных взаимосвязанных отраслей: земледелия (растениеводства) и животновод­ства. Соотношение между этими отраслями изменяется под воздействием сдвигов в промышленно развитых странах, обусловивших преобладание животноводства над растениеводством. Так, в Швеции и Финляндии на долю животноводства приходится 75–80% валовой продукции сельского хозяйства. В США удельный вес животноводства заметно ниже — около 55%, во Франции — 53%. Исключение составляют средиземноморские страны, в том числе Италия, где данная отрасль производит 40–42% сельскохозяйственной продукции, что во многом определяется недос­таточно благоприятными для животноводства природными условиями.

Читайте также:  Какие страны добывают боксит

В развитых странах и странах с переходной экономикой распространено интенсивное молочно-мясное животноводство. Содержание скота здесь стой­ловое или пастбищно-стойловое. Широко используются концентрированные корма. Во многих высокоразвитых странах земледелие, специализируясь
на посевах кормовых культур, подчинено животноводству (например,
в кукурузно-соевом поясе США).

Переход на индустриальные методы, улучшение кормовой базы, успехи селекции привели к значительному увеличению продуктивности животно­водства. Надой молока от одной коровы составлял в 1996 г. (тыс. кг):
в США — 6,7; Дании — 6,3; Швеции — 6,2; Японии — 5,2. В то же время
в России этот показатель в 1996–1997 гг. составлял 2,8 тыс. кг, Аргентине — 2,6; Китае — 1,6; Монголии — 0,35. Промышленно развитые страны пре­восходят развивающиеся по надою молока на одну корову в 6 раз, а по выходу мяса — в 1,5 раза.

Самое высокое производство молока на душу населения в середине 90-х гг. (в кг) было достигнуто в Новой Зеландии (2400), Нидерландах (900), Белоруссии (700), Франции (490), Германии (450). В России данный показатель составлял 300 кг. Наивысшее производство мяса на душу населения (в кг) отмечено в Нидерландах (200), Австралии (180), США (125), Аргентине (125), Германии (110), Франции (110). В России этот показатель в середине 90-х гг. составлял около 40 кг.

Животноводство преобладает в странах Ближнего и Среднего Востока,
а также в Аргентине и Уругвае. В этих странах оно носит в основном экстенсивный характер, преобладает пастбищное скотоводство.

Главной отраслью земледелия является выращивание зерновых культур, производство которых во второй половине XX в. значительно выросло. Если в 1900–1949 гг. (включительно) оно увеличилось с 500 до 800 млн. т, то в 1950–1995 гг. — с 800 до 2000 млн. т. Существенную роль в этом сыграл резкий рост производства зерновых в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии.

В развитых странах производится свыше 30% валового сбора зерна
в мире. Высокоразвитые страны лидируют по двум важным показателям. Во-первых, по урожайности зерновых (ц/га), в среднем за 1990–1997 гг.: Япония — 54, США — 47, ЕС (в целом) — 46 (для сравнения в России — 14–16). Во-вторых, по сбору зерна на душу населения (кг): Канада — 2125; Австралия — 1320; США — 1250; Франция — 1050 (в России — 790).

В целом в мире 55% зерна потребляется в пищу людей и 45% идет
на корм скоту. Использование зерна в странах зависит от уровня их развития. В развитых странах в пищу идет менее 25% зерна, а остальное — на корм скоту и птице. В развивающихся странах до 90% зерна используется
на продовольственные нужды.

В структуре валового сбора зерновых господствующие позиции зани­мают три культуры: пшеница (28%), рис (26%) и кукуруза (25%). В пищевом рационе преобладают рис (21%) и пшеница (20%), тогда как доля кукурузы невелика (5%), так как основная часть ее используется на корм скоту.

Мировая торговля сельскохозяйственной продукцией

Доля сельскохозяйственной продукции в мировом экспорте в последние десятилетия неуклонно снижается: по продовольственным товарам с 13%
в 1970 г. до 9% в 1996 г., по сельскохозяйственному сырью — с 7%
до 2,5%. Такое снижение объясняется, во-первых, успехами в самообеспе­чении продовольствием Западной и Центральной Европы, Китая и Индии,
а во-вторых, использованием вместо натурального сельскохозяйственного сырья заменителей. К тому же в последние десятилетия наблюдается ярко выраженная тенденция к опережающему росту торговли готовыми к упот­реблению продовольственными товарами.

В мировом экспорте продовольственных товаров доля развитых стран почти не изменилась (72,4% в 1970 г. и 72,1 % в 1996 г.), тогда как доля развивающихся стран за это время возросла с 17,5% до 20,9%, а доля стран с переходной экономикой, наоборот, снизилась с 9,9% до 6,6%.

Мировые экспортные ресурсы зерна составляют ежегодно около 200 млн. т (10–11% валового сбора), в том числе 90–100 млн. т пшеницы, 60–70 млн. т кукурузы, 15–20 млн. т риса. Главными экспортерами пшеницы являются США, Канада, Франция, Австралия и Аргентина, а кукурузы — США. Крупнейшие импортеры пшеницы — Китай, Япония, Бразилия, Египет. Лидирующие позиции в мировом экспорте риса занимают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма, Пакистан, а значительными импортерами выступают Индонезия, Бангладеш, Иран, КНДР, Саудовская Аравия, Бразилия.

Крупнейшим импортером зерна в 70–80-е гг. был Советский Союз (среднегодовой объем закупок в 1986–1990 гг. достигал 32,4 млн. т, или 16,9% валового сбора зерна в СССР за те же годы). Россия в 1990–1991 гг. импортировала по 20 млн. т зерна ежегодно, в 1992 г. — 27 млн. т, но в 1993 г. в связи с сокращением спроса на фуражное зерно импорт снизился до 11 млн. т, а в 1994–1997 гг. вообще сошел на нет.

Основными поставщиками говядины являются Австралия, Бразилия, Нидерланды, Канада и США; баранины — Австралия и Новая Зеландия; битой птицы — США, Франция, Бразилия. На мировой рынок ежегодно поставляется свыше 5 млн. голов крупного рогатого скота, 9–10 млн. голов свиней и 15 млн. овец. Основными экспортерами живого племенного скота являются США, Канада и страны-члены ЕС.

Ежегодный объем мировой торговли молочными товарами превышает 11 млн. т. В экспорте сыра лидируют Нидерланды, Ирландия, Дания и Фран­ция, а масла — Новая Зеландия, Нидерланды, Ирландия, Дания. Крупным импортером молочной продукции является Россия.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
Основные тенденции развития ТЭК

По мере роста населения и производства увеличивается мировое потреб­ление первичных энергоресурсов (млрд. т условного топлива): 1950 г. — 3,9; 1960 г. — 4,7; 1970 г. — 6,8; 1980 г. — 8,7; 1990 г. — 10,3; 1997 г. — 11,9. Среднегодовые темпы роста энергопотребления в мире в первой половине XX в. составляли 2–3%, а в 1950–1975 гг. — уже 5%. Прирост потребления энергоресурсов обеспечивался за счет быстрого увеличения добычи нефти и природного газа (то была эпоха «дешевой нефти», когда в период с 1952 по 1972 гг. цены на нее составляли на мировом рынке всего 14 долл. за 1 т).

Однако в 1973 г. разразился энергетический кризис, в результате которого мировая цена на нефть подскочила до 250–300 долл. за 1 т. Одной из причин кризиса явилось ухудшение горно-геологических условий добычи топлива: перемещение нефтедобычи в районы с экстремальными природными условиями (Арктика, Сахара, Сибирь), на континентальный шельф. Другой причиной стало стремление развивающихся стран-экспор­теров нефти (членов ОПЕК) использовать свое положение владельцев преобладающей части мировых запасов нефти.

Ведущие страны мира, особенно развитые, были вынуждены пере­смотреть концепции развития энергетики. Если до энергетического кризиса прогнозы энергопотребления в мире на 2000 г. составляли 20–25 млрд. т условного топлива, то после энергетического кризиса 70-х гг. они были скорректированы в сторону заметного уменьшения (по последнему из них — до 12,4 млрд. т условного топлива). В центре экономической стратегии
с тех пор находится энергосбережение, включающее не только сокращение потребления нефти в качестве энергоресурса, но и перестройку отраслевой структуры промышленности путем свертывания энергоемких производств.

В результате в развитых странах заметно снизился среднегодовой темп прироста потребления первичных энергоресурсов: с 1,8% в 80-е гг. до 1,45% в 1991–1997 гг.; по прогнозу на 1995–2015 гг. он не превысит 1,25%. В то же время в социалистических и постсоциалистических странах
не принимались меры радикальной экономии энергоресурсов. В развиваю­щихся странах потребление первичных энергоресурсов в 90-х гг. росло даже быстрее, чем раньше: за 1991–1997 гг. — в среднем на 3%, в том числе в новых индустриальных странах и странах-членах ОПЕК — на 5%. Столь значительный рост энергопотребления объясняется более высокими темпами экономического роста в этих странах, а также развитием в них базовых отраслей, включая добывающие, внедрением энергоемких техно­логий и массовым переходом к автомобильному транспорту.

В результате энергоемкость ВВП (прирост потребления первичных энергоресурсов на каждый процент прироста ВВП) в 90-е гг. составляла:
в развитых странах — 0,6%, развивающихся (включая Китай) — 0,8%, государствах-членах СНГ, Центральной и Восточной Европы — 0,9%.

Поэтому в мировом потреблении первичных энергоресурсов доля промышленно развитых стран снизилась с 59,5% в конце 80-х гг. до 51%
в 1995 г. и по прогнозу в 2015 г. она снизится до 43%. Хотя в расчете на душу населения потребление энергоресурсов велико и продолжает расти —
с 4803 кг нефтяного эквивалента в 1980 г. до 5118 кг в 1995 г., доля развивающихся стран (включая Китай) в общем потреблении повысилась за указанный период с 21,9 до 31,4% и ожидается на уровне 40% в 2015 г.,
а доля стран с переходной экономикой (кроме Китая) сокращается и достигнет 17% в 2015 г. (по прогнозу). Экономический спад в 90-е гг. привел здесь к снижению потребления энергии на душу населения. Так, если
в 1980 г. в России показатель составлял 5499 кг, то в 1995 г. — 4079 кг.[3]

В настоящее время в мире действует около 140 атомных реакторов.
Их доля в общем объеме производства электроэнергии в мире в течение 80-х и 90-х годов XX столетия остается на уровне 10–11%, а удельный вес
в потреблении ядерного топлива к началу 1996 г. составлял 7,3%.

Фирмы, занятые в атомном машиностроении, не ожидают значитель­ного увеличения притока заказов на оборудование для новых атомных электростанций (АЭС) — по крайней мере в ближайшие 10 лет.

Нехватка средств, обусловленная чрезвычайно малым притоком заказов после аварии на Чернобыльской АЭС, заставляет сейчас производителей атомного энергетического оборудования работать в режиме строжайшей экономии и постоянного наращивания эффективности операций. Современ­ная ситуация сильно отличается от 70-х годов, когда мощности атомной промышленности мира были полностью загружены.

В Северной Америке и Западной Европе приток заказов на новые АЭС практически равен нулю. Такое же положение сложилось со строитель­ством новых АЭС и в России. При этом существует значительная потребность в модернизации существующих станций, в том числе и в стра­нах Восточной Европы.

Только в Восточной Азии, в частности в Республике Корея, Китае и
на Тайване, ощущается действительная заинтересованность в строительстве новых АЭС, но разработка соответствующих проектов требует много времени и часто затягивается по причине возрастающего давления со стороны защитников окружающей среды.

В целом зависимость энергетики ряда стран мира от атомных электро­станций весьма значительна. Так, в 1995 г. доля АЭС в общей выработке электроэнергии составила (в %): в Литве — 76,4, Франции — 75,3, Бельгии — 55,8, Швеции — 51,1, Словакии — 49,1, Болгарии — 45,6, Венгрии — 43,7, Словении, Швейцарии, Республике Корея, Испании — в среднем 34,0, Японии — 30,7, ФРГ – 29,3, Великобритании – 25,8, США — 22,0, России — 11,4. Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем на ТЭС, рабо­тающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте, а удельные капитальные вложения вдвое выше (в США около 1000 долл. на 1 кВт).
К концу XX в., по некоторым расчетам, доля электроэнергии, выраба­тываемой на атомных электростанциях, составит 15%, а к 2020–2030 гг. — 30%, что потребует значительного увеличения добычи урана.

Читайте также:  Лучшие страны для сельского хозяйства

Потребности в уране, согласно расчетам, к 2000 г. достигнут 135 тыс. т, а на весь период до 2000 г. понадобится 1,8 млн. т урана. Запасы урана разделяются на две категории в зависимости от цены на 1 кг концентрата U308 — до 66 долл. и от 66 до 110 долл. Для сравнения отметим, что средняя цена, которую потребители уплачивали в 1977 г., по данным долгосрочных контрактов, составляла 38–45 долл. за 1 кг, а максимальная цена в конце 1977 г. доходила до 95 долл. Общие запасы урана в развитых странах Запада и развивающихся странах превышают 4 млн. т; достоверные запасы первой категории — 1650 тыс. и второй — 540 тыс. т; предпо­лагаемые запасы первой категории — 1510 тыс., а второй — 590 тыс. т. Наибольшими запасами обладают США, Канада, ЮАР, Австралия, Франция.

Но этим источники получения уранового концентрата не ограничи­ваются. Значительные количества урана находятся в отвалах заводов
по производству обогащенного урана.

Современная технология позволяет довести их до 0,1%, а в перспективе, возможно, снизить почти до нуля (с применением лазерной технологии). Можно считать, что до конца текущего века и первых десятилетий следующего запасов урана хватит, особенно если учесть возможность широкого использования реакторов-размножителей и применения в качестве атомного топлива плутония.

К тому времени можно надеяться на практическое использование термоядерной энергии, источники производства которой — дейтерий, тритий, содержащиеся в морской воде, — велики.[4]

Общие тенденции развития
мировой торговли топливно-сырьевыми товарами

В развитии международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами в течение послевоенного периода отчетливо наблюдается ряд важных тенденций, обусловливающих существенные изменения в товарной структуре мирового экспорта. Прежде всего отмечается преимущественный рост торговли полуфабрикатами, изготовленными на базе минерального и растительного сырья, что является следствием воздействия НТП на между­народную торговлю.

Преимущественное развитие экспорта готовых изделий и полуфабри­катов стало причиной резкого снижения удельного веса сырьевых товаров в мировом экспорте. Их доля за 1963–1993 гг. понизилась с 42% до 24%.

Отмечая тенденцию к сокращению в мировой торговле удельного веса сырьевых товаров, следует отметить, что речь идет не об абсолютном, а
об относительном снижении экспорта этих товаров. За период 1963–1990 гг., например, удельный вес сырья, топлива и продовольствия в мировом экспорте понизился почти наполовину, тогда как фактический экспорт возрос во много раз, в том числе нефти, природного газа и угля — более чем в 20 раз, продовольствия — в 10 раз.

Среди огромного разнообразия сырьевых и топливных ресурсов, обра­щающихся в международной торговле, ведущую роль играют топливно-энергетические товары — нефть, нефтепродукты, природный газ и каменный уголь. Эта группа товаров устойчиво сохраняет роль лидера среди прочих товарных групп в мировой торговле. В начале 90-х годов топливно-энергетические товары занимали второе место в международной торговле и обеспечивали более 10% мирового экспорта, опережая такие крупные товарные группы, как продовольствие, химикаты, руды, и уступая лишь группе машин и оборудования. Лидирующие позиции в группе топливно-сырьевых товаров занимает нефть.

Вместе с тем следует отметить, что под влиянием широкого внедрения энергосберегающих технологий в 70-х годах, осуществления структурных сдвигов в экономике, а также высокого уровня цен на нефть в течение длительного времени в промышленно развитых и развивающихся странах произошло снижение потребления нефти. В последние годы быстро развивается международная торговля природным газом.

Прогнозы будущего развития спроса и предложения на рынке нефти и других энергоносителей исходят из предположения, что при ожидаемом среднегодовом темпе роста ВНП в 2,7% мировое потребление первичной энергии в период до 2005 г. будет увеличиваться на 1,3% в год, при этом рост потребления энергоресурсов будет более высоким в развивающихся странах.

Зависимость промышленно развитых стран от импорта нефти, в том числе из стран-членов ОПЕК, остается по-прежнему высокой: почти 100% — у Японии, 95% — у Франции и Германии, 40% — у США. По имеющимся прогнозам, к 2005 г. в этой зависимости указанных стран от импорта нефти существенных изменений не предвидится.

Потребление угля в прогнозном периоде будет сдерживаться по эколо­гическим причинам.

Россия традиционно играет важную роль в мировом экспорте топливно-энергетических товаров, особенно нефти и природного газа. Кризис, переживаемый нефтяной и газовой промышленностью, тяжело отразился на экспортных возможностях России. В результате российский экспорт нефти, составлявший в 1989 г. 115 млн. т снизился в 1994 г. до 92 млн. т.
В то же время экспорт природного газа сохранился на высоком уровне — 109 млрд. м3 в 1994 г.

Энергоносители продолжают оставаться ведущей статьей российского экспорта. В 1994 г. на их долю приходилось 46% общего объема экспорта. Экспорт энергоносителей обеспечивает ныне свыше 50% всех валютных поступлений Российской Федерации от внешней торговли. Такая сильная зависимость от экспорта одной группы товаров оборачивается для страны большими потерями в случае снижения цен на эти товары на мировом рынке или сокращения добычи внутри страны.[5]

Финансирование транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций госу­дарства, ибо транспорт наряду с энергетикой и связью является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве. Как показывает мировой опыт, государство не может снять с себя ответственность за развитие транспорта общего пользования и отказаться от элементов регулирования важнейших направлений его хозяйст­венной деятельности. В сфере капиталовложений оно или прямо участвует в инвестиционном процессе, или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала по привлечению средств на транспорт.

Важное значение с точки зрения влияния на инвестиционный процесс на транспорте оказывает научно-технический прогресс. Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса, которые в количественном отношении достигли необходимого уровня развития и адекватно удовлетворяют потребности населения и экономики промышленно развитых стран в перевозках. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение не экстенсивного,
а интенсивного развития транспорта: повышение доли технически усовер­шенствованных путей сообщения и транспортных средств, более широкое распространение прогрессивных технологий, обеспечивающих рост произ­водительности труда работников данной сферы и качества обслуживания.

Такие изменения в инвестировании сопровождались сокращением общих объемов капитальных вложений на транспорте США, ФРГ и Японии.
В то же время на отдельных видах транспорта, наиболее приспособленных к структурной перестройке хозяйства, наблюдалась некоторая активизация инвестиционной деятельности. Так, общие капитальные вложения (госу­дарственные и частные) в транспорт США в 1986–1995 гг. по сравнению
с 1976–1980 гг. и 1981–1985 гг. уменьшились соответственно на 11,0% и 7,3%. Однако на фоне общего сокращения инвестиций в развитие транспорта США капитальные вложения в воздушный и автомобильный транспорт (начиная с 1981 г.) постоянно увеличивались.

За период с середины 80-х до середины 90-х годов соотношение в источ­никах инвестиций несколько изменилось. В США доля государственных инвестиций в транспорт снизилась соответственно в среднем с 65,25%
до 53,2%, а в ФРГ — с 54,6% до 45,0%. Как правило, основная доля государственных и муниципальных капитальных вложений в транспортный комплекс рассматриваемых стран направляется на развитие постоянных устройств (от 70% до 90%), а частных (60–80%) — на развитие парка транспортных средств. В 70-е годы в США впервые стали выделяться средства из федерального и муниципального бюджетов на создание инфраструктуры железнодорожного транспорта. В эти же годы в США,
а позднее в ФРГ, одним из источников финансирования частных капиталь­ных вложений стали амортизационные отчисления.

Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональ­ными и местными органами власти. Однако их участие в этом различно.
В одних странах государственные инвестиции обеспечивают всю сумму единовременных и текущих затрат (Бельгия, Голландия), в других они практически не используются (Канада, Дания, Великобритания).

В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожи­дается дальнейшее развитие научно-технического прогресса на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается соору­жение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог. Длина автомобильных дорог
с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделено совершенствованию существующей сети. Увеличится количество аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренних авиалиний. В США возрастет протяженность трубопроводов, в первую очередь — газо — и нефте­проводов. Как в США, так и в западноевропейских странах на внутреннем водном транспорте предстоят гидротехнические работы, реконструкция портов. На морском транспорте предусматривается модернизация портов.

Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их численность несколько возрастет, и заметно увеличится доля прогрессивных видов тяги. Повысятся доля специализированного подвиж­ного состава, его грузоподъемность и удельная мощность.

В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бесперегрузочных сообщений «от двери до двери», охватываться контей­неризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизированные информационные сис­темы разных видов транспорта, сооружаться объединенные системы разных видов транспорта, объединенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной планировки и др.

Научно-технический прогресс на транспорте позволит существенно улучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечается широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т. д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой
в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.

В странах Европейского союза предстоит большая работа по совер­шенствованию стандартов на транспорте, особенно железнодорожном.
От исследований в области создания электровозов, работающих на несколь­ких системах тока, по-видимому, перейдут к работам по совместимости аппаратуры, устанавливаемой на локомотивах, полевой аппаратуры и систе­мы спутниковой связи. Предстоит также продолжить работу по обеспечению совместимости информационных систем, чтобы связать между собой национальные компьютерные сети.[6]

Международные пассажирские сообщения

Углубление во второй половине XX в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к резкому росту международной подвижности населения (табл. 4.2.). Душевой междуна­родный пассажирооборот составляет (тыс. пассажиро-км): в Северной Америке — 12,7; Западной Европе — 8,2; Японии — 6,0; Центральной и Восточной Европе — 2,5; Северной Африке — 2,0; Латинской Америке — 1,5; России — около 4,0.

В пассажирских перевозках лидером остается легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования, доля которого повысилась с 56,8 до 61,1%. Воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.

Изменение структуры пассажирооборота мирового транспорта, % к итогу.[7]

Источник

Adblock
detector