Меню

Каким может быть бюджет страны

Государственный бюджет и его виды

Содержание:

Бюджет – смета доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок. Государственный бюджет – прибыль и расходы страны за определённый промежуток времени, фиксируемые в смете с указанием каналов прибыли и расходов. Государственный бюджет закреплён правительственными силами государства и специализированным законодательным учреждением. В конце года правительство отчитывается о состоянии бюджета.

Функции государственного бюджета – регулятор денежных каналов в государстве, осуществление контроля за действиями правительственного органа, информирует о намерениях субъектах государственной власти субъектам экономической деятельности, назначает функции и комплекс операций правительству.

На экономическом макроуровне решаются вопросы денежной регуляции с помощью бюджета. Бюджет выполняет роль формирования конечного спроса, через него проходят денежные операции, оказывает влияние на базовые экономические показатели.

Доходы государственного бюджета представлены финансовой суммой, потупленной от сборов налоговой платы физическими и юридическими лицами и налогов федерального, регионального и местного вида. Формирование доходов бюджета производится с помощью действия специализированного налогового законодательства. Деньги официально переходят в бюджет со временем их перевода организацией на счёт бюджетного органа. Остаток на бюджетном счету данного года переводится на следующий год.

Налоговые доходы представлены получением денежных средств от налогового законодательства, сюда относятся федеральные, региональные и местные налоги. Неналоговые дохода представлены суммы за пользование государственным имуществом, продажи собственности государства, денежные доходы от предоставляемых услуг государственными организациями; штрафы; бюджетные ссуды.

К доходам от использования имущества относится собственность государства: аренда за сдачу помещения, проценты кредитных организаций, доход от уставного капитала в сельскохозяйственных обществ, доходы от акций.

Собственные доходы бюджетов – частичные или закреплённые доходы, соответствующие государственному бюджету. К регулирующим доходам бюджета относятся федеральный и региональный тип налогов, устанавливающий сумму отчислений в бюджет государства.

Государственные доходы – финансовые суммы, составляющие национальный бюджет, разделяющиеся по виду поступления в имущество и распоряжение правительства для создания денежной базы и дальнейшего выполнения функций социально-экономической политики, безопасности государства.

Доход государства состоит из трёх компонентов: прямых налогов, неналоговых денежных сумм и бюджетных фондов государства.

Расходы государственного бюджета:

  • в первую очередь финансирование производится промышленной сфере, которая удовлетворяет базовые потребности общества;
  • осуществление социально политики и управления;
  • безопасность и оборонительные силы государства;
  • правоохранительная деятельность специализированных служб;
  • повышение уровня здравоохранения;
  • образование населения.

Капитальные расходы направлены на инвестиционную деятельность государства. Текущие расходы обеспечивают работу государственных органов самоуправления и бюджетных фондов.

Расходы бюджета представлены формами: ассигнований государственного бюджета на организации, средства, оплачиваемые за работу на государственных контрактах; субсидии и трансферты, кредиты, погашения долгов перед другими государствами.

Виды государственного бюджета

Источниками финансирования бюджета представлены:

Внутреннее финансирование – доходы от продажи акций и иных ценных бумаг, ссуды, полученные с другого уровня государственного бюджета, средства ЦРБ.
Внешнее финансирование – продажа ценных бумаг на мировом уровне, кредиты в международных организациях и фондах, кредиты иностранными государствами.

Бюджету необходимо обеспечивать гибкость в экономической политике, т.е. не иметь привязку доходов к расходам, включенность прибыли и расходов подконтрольных государству и иерархия бюджета, выполняющая функцию автономности оных.

Покрытие дефицита в бюджете осуществляется с помощью выпуска денежных единиц в общества, выпуск облигаций, взятие внешнего долга, т.е. кредиты от других государств.

Меры по сокращению дефицита представлены:

  • Пересмотр неналоговой системы для улучшения работоспособности;
  • Пересмотр условий государственных долгов;
  • Надзор за поступлениями и расходами средств в государственном бюджете;
  • Сокращение финансирования на неприбыльные отрасли;
  • Приостановление систем льгот и выплат.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

  1. Внутренние – представлены кредитами от кредитных организаций в валюте страны, заем денежной суммы от другого государства, осуществляемый с помощью выпуска ценных бумаг.
  2. Внешние – государственные займы в иностранной валюте, кредиты от правительства, организаций, физических или юридических лиц иных государств.

Государственный долг – денежная сумма государства по непогашенному кредиту, включая определяемые проценты. Обслуживание долга – оплата процентной сумы и постепенная выплата займа.

Внутренний государственный долг – невыплаченная денежная сумма, накладывающая финансовые обязательство на правительство. Представлены рыночными долгами (денежный долг на внутреннем рынке), нерыночные (исполнение бюджета, где долг перечисляется в государственный)

Причины, способствующие возникновению внутреннего государственного долга:

  1. Получение кредитов от банков, физических или юридических лиц в национальной денежной единице.
  2. Размещение облигаций от лица правительства.
  3. Бюджетные ссуды предоставляются с одного уровня бюджетной системы на другой.

Внешний государственный долг – непогашенные внешние кредиты государства и невыплаченные проценты международным банках и организациям. Несоблюдение сроков погашения долгов ведёт к санкциям государства.

Реструктуризация государственного долга – пересмотр требований погашения займа. Наблюдается в случае невозможности оплаты долга государством.

Меры по управлению государственным долгом:

  1. Недопуск долговых ситуаций, где ресурсы государства задействованы на выплату займа.
  2. Поиск финансовых средств на выплату государственной задолженности.
  3. Эффективные методы ведения денежных средств.
  4. Нейтрализация пагубных воздействий в ходе выплаты долга.

Источник

Государственный бюджет. Понятие, классификация и уровни государственного бюджета.

Понятие бюджета государства.

Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства – это документ. Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны. Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс.

В бюджетной системе Российской Федерации существуют три уровня бюджета:

  1. Федеральный бюджет (общегосударственный).
  2. Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ).
  3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований – городов, сел, районных центров).

Роль кассы бюджета (того самого хранилища несметных богатств) играет государственное казначейство (в России – Федеральное казначейство).

В том случае, когда доходы государственного бюджета превышают расходы, мы имеем дело с профицитом бюджета (бюджетным профицитом). Если же наоборот (что нередко случается) – с дефицитом бюджета (бюджетным дефицитом). При бюджетном дефиците в серьезных масштабах государство вынуждено идти на меры по урезанию бюджета, то есть сокращению расходов. Такой вид урезания называется «секвестр».

Виды доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в казну в безвозмездном порядке согласно действующему законодательству.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

  • налогов (основная статья дохода);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами);
  • доходы от имущества, принадлежащего государству (например, акции предприятий);
  • доходы целевых бюджетных фондов (пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).
Читайте также:  Престижные экономические вузы страны

Расходы государственного бюджета – это финансовые вложения в обеспечение задач органов государственного и местного самоуправления. Виды расходов:

  1. Военные расходы.
  2. Экономические расходы.
  3. Социальные расходы (на социальные программы и нужды, например, пенсии и пособия).
  4. На внешнеполитическую деятельность (полет на самолете на заседание Совбеза ООН тоже не бесплатно обходится).
  5. На содержание аппарата управления (министрам тоже надо что-то кушать).

Объединение смет и бюджетов разного уровня заметно упрощается благодаря бюджетной классификации, то есть группировке доходов и расходов, а также источников финансирования. Этот вид классификации также помогает при анализе бюджетных статей, исполнении бюджета, выявлении возможного бюджетного профицита или дефицита. Эта классификация состоит из:

  • классификация доходов;
  • классификация расходов;
  • классификация источников финансирования;
  • классификация операций сектора управления.

Упорядоченная система сбора и регистрации информации бюджетных активов и обязательств называется бюджетным учетом, который находится в ведении министерства финансов.

Источник

Государственный бюджет

Государственный бюджет — это главный финансовый документ доходов и расходов государства, утверждаемый парламентом на следующий год, с подробным указанием всех источников доходной и расходной частей бюджета.

Функции государственного бюджета

Государственный бюджет простыми словами — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы. Другой вид аккумулирования государственных денег — ЗВР (золотовалютные резервы).

Государственный бюджет существует со времен возникновения королевств, царств, княжеств, эмиратов. Только в былые времена (но и сейчас в некоторых странах) казной единолично распоряжался правитель, а сейчас в большинстве государств этим занимается правительство и парламент. В СМИ регулярно появляются новости о коррупции, «распиле» бюджетных средств, и это большая проблема для страны, ведь определенная часть дохода государства оседает в карманах нечистых на руку политиков, а не улучшает жизнь всех его граждан. Но это уже другая история.

Основные функции госбюджета:

  • перераспределение доходов;
  • стимулирование и рост экономики;
  • социальная поддержка населения;
  • обеспечение национальной безопасности путем финансирования армии, спецслужб и других правоохранительных органов.

Помимо государственного бюджета существуют региональные и местные (муниципальные). Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность, региональных — регионального, муниципальных — местного. Государственный бюджет не складывается из суммы региональных бюджетов — все они наполняются из разных источников.

Госбюджет по странам мира

Государство Национальная валюта (Тикер) ЦБ Доходы ($ млрд.) Расходы ($ млрд.) Дефицит или профицит (%, 2017 год)
1 Австрия Евро (EUR) ЕЦБ 197,8 201,9 -2,07
2 Бельгия Евро (EUR) ЕЦБ 249,7 260 -4,12
3 Беларусь Белорусский рубль (BYN) НББ 22,8 22,54 +1,2
4 Болгария Болгарский лев (BGN) БНБ 19,53 20,31 -3,99
5 Великобритания фунт стерлингов (GBP) Банк Англии 1077 1120 -3,99
6 Венгрия Венгерский форинт (HUF) НБ Венгрии 63,63 66,96 -5,23
7 Германия Евро (EUR) ЕЦБ 1598 1573 +1,57
8 Греция Евро (EUR) ЕЦБ 95,36 98,08 -2,85
9 Дания Датская крона (DKK) НБ Дании 173,5 175,5 -1,15
10 Эстония Евро (EUR) ЕЦБ 9,77 9,89 -1,22
11 Ирландия Евро (EUR) ЕЦБ 85,41 87,22 -2,11
12 Испания Евро (EUR) ЕЦБ 492,4 535,9 -8,83
13 Италия Евро (EUR) ЕЦБ 884,5 927,8 -4,89
14 Исландия Исландская крона (ISK) ЦБ Исландии 9,96 9,73 +2,31
15 Кипр Евро (EUR) ЕЦБ 7,67 7,87 -2,60
16 Латвия Евро (EUR) ЕЦБ 10,13 10,43 -2,96
17 Литва Евро (EUR) ЕЦБ 21,18 21,63 -2,12
18 Люксембург Евро (EUR) ЕЦБ 27,6 27,38 +0,8
19 Мальта Евро (EUR) ЕЦБ 4,29 4,35 -1,39
20 Молдова Молдавский лей (MDL) НБ Молдовы 2,79 3,02 -8,24
21 Нидерланды Евро (EUR) ЕЦБ 344,8 340,2 +1,34
22 Норвегия Норвежская крона (NOK) Норвежский банк 214,3 198 +7,61
23 Португалия Евро (EUR) ЕЦБ 92,99 96,83 -4,12
24 Польша Злотый (PLN) НБ Польши 90,8 102,2 -12,55
25 Румыния Румынский лей (RON) НБ Румынии 58,5 65,54 -12,03
26 Россия Российский рубль (RUB) Банк России 253,9 287,5 -13,23
27 Словакия Евро (EUR) ЕЦБ 37,09 38,52 -3,85
28 Словения Евро (EUR) ЕЦБ 20,2 20,97 -3,46
29 Украина Гривна (UAH) НБУ 35,6 38,91 -9,29
30 Финляндия Евро (EUR) ЕЦБ 136,8 140,7 -2,85
31 Франция Евро (EUR) ЕЦБ 1334 1412 -5,84
32 Черногория Евро (EUR) ЕЦБ 1,62 1,95 -20,37
33 Чехия Чешская крона (CZK) НБ Чехии 83,62 83,93 -0,37
34 Хорватия Хорватская куна (HRK) Хорватский НБ 25,79 26,92 -4,38
35 Швеция Шведская крона (SEK) Банк Швеции 274,8 269,9 +1,79
36 Швейцария Швейцарский франк (CHF) НБ Швейцарии 223,5 222,1 +1,08
Океания
37 Австралия Австралийский доллар (AUD) РБ Австралии 461 484,9 -5,18
38 Новая Зеландия Новозеландский доллар (NZD) РБ НЗ 73,2 71,9 +1,78
Азия
39 Азербайджан Азербайджанский манат (AZN) ЦБ АР 9,85 10,4 -5,58
40 Армения Армянский драм (AMD) ЦБ Армении 2,53 2,91 -15,01
41 Вьетнам Вьетнамский донг (VND) ГБ Вьетнама 54,59 69,37 -27,07
42 Гонконг Гонконгский доллар (HKD) КДУГ 66,19 62,86 +5,04
43 Грузия Лари (GEL) НБ Грузии 4,26 4,85 -13,84
44 Израиль Шекель (ILS) Банк Израиля 92,82 102,1 -9,99
45 Индия Индийская рупия (INR) РБ Индии 544,4 725,0 -33,17
46 Индонезия Индонезийская рупия (IDR) Банк Индонезии 130,6 154,8 -18,52
47 Ирак Иракский динар (IQD) ЦБ Ирака 63,97 76,35 -19,35
48 Иран Иранский риал (IRR) ЦБ Ирана 77,22 86,26 -11,70
49 Казахстан Тенге (KZT) НБ РК 34,13 37,89 -11,01
50 Киргизия Сом (KGS) НБ КР 2,05 2,3 -12,19
51 Китай Китайский юань (CNY) НБ КНР 3312 3787 -14,34
52 Кувейт Кувейтский динар (KWD) ЦБ Кувейта 52,87 61,39 -16,11
53 Малайзия Малайзийский ринггит (MYR) БНМ 51,23 60,26 -17,62
54 ОАЭ Дирхам ОАЭ (AED) ЦБ ОАЭ 83,44 112,4 -34,70
55 Пакистан Пакистанская рупия (PKR) ГБ Пакистана 45,64 59,28 -29,88
56 Республика Корея Южнокорейская вона (KRW) Банк Кореи 351,6 338 +3,87
57 Саудовская Аравия Саудовский риял (SAR) АДО СА 260 294,9 -13,42
58 Сингапур Сингапурский доллар (SGD) ДКУС 53,4 56,49 -5,78
59 Таджикистан Сомони (TJS) НБ Таджикистана 2,21 2,31 -4,52
60 Таиланд Тайский бат (THB) Банк Таиланда 82,00 107,00 -30,48
61 Туркмения Новый туркменский манат (TMT) ЦБ Туркмении 4,43 4,7 -6,09
62 Турция Турецкая лира (TRY) ЦБ ТР 173,9 190,4 -9,48
63 Узбекистан Узбекский сум (UZS) ЦБ РУ 20,11 19,92 +0,95
64 Филиппины Филиппинское песо (PHP) ЦБ Филиппин 44,74 53,55 -19,69
65 Шри-Ланка Шри-ланкийская рупия (LKR) ЦБ ШЛ 12,64 16,66 -31,80
66 Япония Японская йена (JPY) Банк Японии 1678 1888 -12,51
Северная Америка
67 Доминиканская Республика Доминиканское песо (DOP) ЦБ ДР 11,18 12,77 -14,22
68 Канада Канадский доллар (CAD) Банк Канады 623,7 657,4 -5,40
69 Куба Кубинское песо (CUP) ЦБ Кубы 52,36 60,57 -15,67
70 Мексика Мексиканское песо (MXN) Банк Мексики 292,8 314,9 -7,54
71 Панама Бальбоа (PAB) НБ Панамы 12,6 13,56 -7,61
72 США Доллар США (USD) ФРС 6028 6807 -12,92
Южная Америка
73 Аргентина Аргентинское песо (ARS) ЦБ АР 123,3 161,1 -30,65
74 Бразилия Бразильский реал (BRL) ЦБ Бразилии 618,8 779,5 -25,96
75 Чили Чилийское песо (CLP) ЦБ Чили 56,73 64,89 -14,38
Африка
76 Алжир Алжирский динар (DZD) Банк Алжира 52,08 70,74 -35,82
77 Египет Египетский фунт (EGP) ЦБ Египта 35,54 55,09 -55,00
78 Марокко Марокканский дирхам (MAD) Банк Марокко 26,63 30,71 -15,32
79 Нигерия Найра (NGN) ЦБ Нигерии 13,97 22,15 -58,55
80 Тунис Тунисский динар (TND) ЦБ Туниса 9,39 11,61 -23,64
81 ЮАР Рэнд (ZAR) ЮАРБ 92,38 103,3 -11,82
Читайте также:  История стран мира учебник

ТОП-10 стран с самым большим бюджетом

У каких стран самый большой бюджет?

Десятка государств, имеющих самый большой госбюджет (в $ млрд., 2019 год):

3. Германия — 1334.

4. Франция — 1252.

5. Великобритания — 1066.

8. Бразилия — 616.

10. Австралия — 445.

60. Казахстан — 36.

Как видим, только 5 стран имеют бюджет, превышающий триллион американских долларов. За исключением Китая, все остальные — близкие политические и военные союзники США. Впрочем, как и во всей первой десятке. Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада — партнеры по НАТО. Япония имеет статус ключевого военного союзника США вне НАТО, Австралия давний партнер, да и с Бразилией устанавливаются тесные контакты.

Части государственного бюджета

Государственный бюджет состоит из двух частей:

  1. Доходная часть бюджета.
  2. Расходная часть бюджета.

Доходная часть бюджета — все поступления в государственную казну (налоги, таможенные сборы, дивиденды госкомпаний, займы от размещения облигаций, эмиссия фиатных денег и др.).

Расходная часть бюджета — все расходы, финансируемые из государственной казны (зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, строительство дорог, расходы на медицину, спорт, армию, полицию и многое другое).

Доходы государственного бюджета

Рассмотрим детальней, из чего складываются доходы государственного бюджета.

Слово «бюджет», «доходы» и «расходы» хорошо знакомы каждой семье. Доход семейного бюджета состоит из зарплаты работающих членов, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и т.д.

Чтобы завершить финансовый период без значительного перерасхода, т.е. чтобы не ходить с протянутой рукой «до зарплаты», необходимо четко понимать: сколько ваша семья получит, скажем, за месяц, и на что вы можете эти деньги потратить. Т.е. правильно составить бюджет.

Если при составлении бюджета вы сразу видите, что дохода не хватит, а сокращать уже нечего (если не заплатить за аренду могут выселить, не заплатить за электричество — отключат и т.д.), значит, нужно заранее поискать дополнительный источник дохода. Это может быть продажа части имущества (бытовой техники, одежды, ювелирных украшений, автомобиля, квартиры ….) или получение займа (ссуды под залог, банковского кредита).

Госбюджет похож на семейный бюджет по планированию, только его масштабы куда значительней, и для удобства его планируют сразу на год, внося по мере необходимости корректировки.

Итак, из чего состоит доходная часть государственного бюджета:

  1. Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и многие другие.
  2. Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности и прочие.
  3. Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
  4. Эмиссия фиатных денег.
  5. Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
  6. Приватизация госсобственности.
  7. Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
  8. Прибыль от деятельности государственных компаний.

Т.е. если вы продали квартиру или автомобиль, вы заплатили налоги, получили прибыль с операций на фондовом рынке — тоже заплатили налоги (примечание — налоговое законодательство в разных странах отличается, поэтому где-то они больше или меньше за то же самое, а где-то вообще отсутствуют). Получили зарплату — заплатили налог, наследство — снова заплатили налог, оплатили счет за мобильный телефон — тоже заплатили налог (и сотовая компания со своей стороны заплатила налоги — НДС, налог на прибыль и т.д.).

Налоги — важная составляющая доходов бюджета любого государства.

Расходы государственного бюджета

Структура основных расходов государственного бюджета:

  1. Зарплата работников бюджетной сферы, т.е. людей, чьим работодателем выступает государство (полицейские, военнослужащие, медики государственных больниц и др.).
  2. Социальные выплаты и монетизация льгот (пособия по безработице, помощь многодетным семьям, ветеранам и др.).
  3. Закупки государством товаров и услуг.
  4. Транзакции из государственного в частный сектор.
  5. Обслуживание госдолга (погашение кредитов, бондов, выплата процентов по ним).
  6. Обеспечение безопасности государства (финансирование армии, правоохранительных органов).
  7. Представительские расходы (расходы на содержание посольств и других диппредставительств за рубежом и др.).
  8. Строительство дорог и других объектов важной инфраструктуры государственного значения.
  9. Пополнение ЗВР.
  10. Расходы на медицину, спорт, государственные СМИ.

Классификация расходов государственного бюджета по целям расходования:

  • экономические;
  • социальные;
  • военные;
  • внешнеполитические;
  • внешнеэкономические;
  • содержание управленческого аппарата;
  • прочие.

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицит государственного бюджета — превышение расходов над доходами, профицит — превышение доходов над расходами.

В мире мало стран с профицитным бюджетом. Большинство тратит больше, чем зарабатывает. Даже такие мощные в экономическом плане государства как США (минус почти 0,9 млрд. долларов!), Китай (-475 млрд. долларов).

Сверстать идеальный бюджет на год вперед непросто. В доходную часть закладываются потенциальные поступления (ожидания от таможенных сборов, налогов, цен на нефть, котировки национальной валюты и др.), но они могут измениться. Валюта может девальвировать сильней ожидаемого, налогов поступить меньше из-за замедления роста ВВП и т.д.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

  • сокращать расходы (уменьшать зарплату бюджетникам, сокращать пособия, отменять льготы, сворачивать финансирование социальных и инфраструктурных проектов);
  • наращивать внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций;
  • опустошать ЗВР;

а что делать, если возник профицит:

  • увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты и т.п.;
  • перебросить излишек средств на следующий год;
  • направить избыточные средства в ЗВР, купив золото или иностранную валюту.

ТОП-10 стран с дефицитом бюджета

Даже такие экономические гиганты как США и Китай — 1-я и 2-я экономики мира — не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо проедания своих золотовалютных резервов они предпочитают наращивать внешний долг — $23 трлн. на ноябрь 2019 года по данным Минфина этой страны!

Читайте также:  Рейтинг стран по темам

Экономисты при оценке дефицита и профицита бюджета часто сравнивают параметры в сравнении с ВВП, чтобы видеть, какую нагрузку он несет для экономики в целом.

ТОП-10 стран с бюджетным дефицитом (в % к ВВП за 2017 год), за исключением стран, вроде Южного Судана (-62,5%), Восточного Тимора (-70%) …, которые не представляют интерес для инвесторов:

  1. Венесуэла -38,1.
  2. Бруней -21,6.
  3. Оман -13,0.
  4. Бахрейн -11,3.
  5. Алжир -10,6.
  6. Куба -10,1.
  7. Египет -9,8.
  8. Катар -8,1.
  9. Таиланд -8,0.
  10. Бразилия -7,8.

ТОП-10 стран с профицитом бюджета

ТОП-10 стран с бюджетным профицитом (в % к ВВП за 2017 год):

3. Лихтенштейн +1,6.

5-6. Швеция и Исландия +0,9.

7-8. Германия и Новая Зеландия +0,7.

9-10. Южная Корея и Нидерланды +0,6.

Близко к первой десятке расположилась Беларусь (11-е место) с профицитом госбюджета +0,5%.

Госбюджет РФ

Государственный бюджет РФ, статистика за период 2007-2018 годов (данные единого портала бюджетной системы РФ): год / фактические доходы в трлн. руб. / фактические расходы в трлн. руб. / дефицит или профицит в %

2007 — доходы 7,781 млрд. руб. / расходы 5,987 = +23,06%;

2008 — 9,276 / 7,567 = +18,43%;

2009 — 7,338 / 9,637 = -31,33%;

2010 — 8,305 / 10,116 = -21,80%;

2011 — 11,368 / 10,926 = +3,89%;

2012 — 12,856 / 12,895 = -0,3%;

2013 — 13,020 / 13,343 = -2,48%;

2014 — 14,497 / 14,832 = -2,31%;

2015 — 13,659 / 15,620 = -14,35%;

2016 — 13,460 / 16,416 = -21,96%;

2017 — 15,089 / 16,420 = -8,82%;

2018 — 19,454 / 16,713 = +14,09%.

За разработку госбюджета РФ отвечает правительство РФ, а Госдума утверждает смету за 3 шага:

1. Первое чтение — утверждение основных параметров бюджета.

2. Второе чтение — утверждение бюджета по разделам.

3. Третье чтение — утверждение бюджета по подразделам.

Структура доходов и расходов бюджета РФ на примере 2018 года:

Основные доходы государственного бюджета России (в %):

24% — доходы нефтегазового сектора (продажа природного газа, нефти URALS, бензина, дизеля и др.);

20% — страховые взносы;

11% — налог на прибыль;

10% — налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

2% — ввозные пошлины.

Основные расходы государственного бюджета России (в %):

35% — социальная сфера;

15% — оборона и безопасность;

Госбюджет Украины

Государственный бюджет Украины, статистика за период 2008-2019 годов (данные единого портала бюджетной системы Украины): год / доходы в млрд. грн. / фактические расходы в млрд. грн. / дефицит или профицит в %

2008 — доходы 231,6 млрд. гривен / расходы — 241,4 млрд. = -4,23%

2009 — 209,7 / 242,4 = -15,59%;

2010 — 240,6 / 303,5 = -26,14%;

2011 — 314,6 / 333,4 = -5,97%;

2012 — 346,0 / 395,6 = -14,33%;

2013 — 339,1 / 403,4 = -19,96%;

2014 — 357,0 / 430,2 = -20,50%;

2015 — 534,6 / 576,9 = -7,91%;

2016 — 616,2 / 684,7 = -11,11%;

2017 — 793,2 / 839,2 = -5,79%;

2018 — 923,1 / 985,8 = -6,79%;

2019 — 998,2 / 1072,8 = -7,47%.

Структура доходов и расходов бюджета Украины на примере госбюджета 2019 года:

Основные доходы госбюджета Украины (в %):

11,46% — доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

4,62% — поступления от бюджетных учреждений.

Основные расходы госбюджета Украины (в %):

24,26% — межбюджетные трансферты;

20,38% — социальная сфера;

13,06% — безопасность, общественный порядок;

11,11% — обслуживание госдолга;

Госбюджет Беларуси

Цифры государственного бюджета Беларуси на примере 2020 года.

  • Доходы — 24,4 млрд. белорусских руб.
  • Расходы — 25,4 млрд. руб.
  • Дефицит — -4,0%.

Структура доходов бюджета в % (основное):

81,1% — налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль и др.);

13,2% — неналоговые доходы (доход от использования государственного имущества, штрафы, доходы от деятельности и др.);

5,7% — безвозмездные поступления.

Структура расходов бюджета в % (основное):

49,2% — общегосударственная деятельность (трансферты, обслуживание госдолга, пополнение резервных фондов и др.);

9,8% — безопасность, правоохранительная деятельность;

7,9% — социальная сфера (пенсии военнослужащим, льготы, расходы на содержание санаториев и др.);

Зачем нужно знание бюджета

Данные государственного бюджета — на что тратит государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер — один из показателей, принимаемый аналитиками для оценки экономического состояния государства.

Эти сведения необходимы:

  • политикам и чиновникам у власти, чтобы пояснять избирателям, на что они тратят казенные, т.е. принадлежащие всему народу, деньги;
  • для Центрального банка, чтобы повышать или понижать ключевую ставку, которая влияет на размер кредитов для населения и бизнеса, а значит и ставку по сберегательным и депозитным счетам (подробнее см. таблицу ключевые ставки Центральных банков мира);
  • для валютного рынка (форекс и биржи) — ведь страна с высоким дефицитом бюджета начнет тратить ЗВР, а это может спровоцировать девальвациюнациональной валюты к доллару США, евро, британскому фунту, иене, швейцарскому франку и другим мировым резервным валютам, стать причиной медвежьеготренда и высокой волатильности;
  • для финансовых доноров (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и др.), которые могут предоставить кредит при соблюдении просителем встречных условий (подробнее: Кредиторы или кому население планеты должно $244 трлн);
  • для фондового рынка — не нужно ли пересмотреть котировки основных национальных ценных бумаг и деривативов;
  • для инвесторов и акционеров — доходность их инвестиций в USD и EUR может измениться из-за девальвации национальных фиатных денег;
  • инвестиционных фондов, частных инвестиций, всевозможных инвестиционных портфелей, фондов доверительного управления (ДУ), биржевых фондов (ETF), ПИФов, хедж фондов, поскольку возрастает риск оттока капитала (финансовых активов и квазиденег).

При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов (чем ниже кредитный рейтинг, тем выше проценты, но и риски невыплаты), фондовых индексов, обыкновенных акций и «префов» ведущих отечественных компаний («голубых фишек»), депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже (подробнее см. таблицу Биржи мира и их основные индексы);

Т.е. показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и др. перспектив той или иной страны. Эти данные необходимы трейдерам и инвесторам для комплексного фундаментального анализа.

Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V

Для понимания логики финансового рынка и получения стабильного заработка на нем необходимы теоретические и практические навыки. Академия Masterforex-V обеспечивает качественное обучение трейдингу.

Ознакомьтесь с рядом авторских работам в открытом доступе:

Кликните на ссылку снизу и начните свое обучение прямо сейчас!

С уважением, wiki Masterforex-V — курсы бесплатного (школьного) и профессионального обучения Masterforex-V для работы на форексе, фондовых, фьючерсных, товарных и криптовалютных биржах.

Источник

Adblock
detector