Меню

Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны письменно

Гдз по истории 7 класс Юдовская ФГОС Параграф 20

Авторы: Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Баранов П.А.
Год: 2020
Описание: ГДЗ (готовые домашние задания) для учебника по истории 7 класс авторов Юдовская Ванюшкина Баранов от gdzznaniya. Здесь вы найдёте готовые ответы на вопросы и задания, проверочные работы и праграфы. Этот решебник в первую очередь пригодится родителям для проверки домашних работ своих детей-школьников. Однако им бесплатно и онлайн могут пользоваться и сами подростки, если у них возникнут трудности с ответами на какие-либо вопросы и задания.

Параграф 20. Великие просветители Европы.

Проверьте себя

1. Назовите главные идеи эпохи Просвещения. Какие из них, по вашему мнению, воплощены в жизнь в наше время?

Во-первых, в эпоху Просвещения появилось понятие об основных естественных правах человека, которые давались ему с рождения – на жизнь, свободу и собственность. Распространённой была и идея о равенстве всех перед законом.

Во-вторых, Джон Локк и Монтескье сформировали теорию о разделении властей на 3 ветви (исполнительную, законодательную и судебную) и общество стало активно воплощать её в жизнь.

В-третьих, сформировалось понятие о всесилии науки и человеческого разума. Учёные теперь описывали мир, опираясь на науку и логику, а религия с библией отошли на второй план.

В-четвёртых, сформировалось понятие о важности образования и просвещения всех людей.

В итоге, все эти идеи в той или иной степени воплощены в нашу жизнь уже сегодня .

2. Заполни те таблицу «Основные идеи просветителей». Графы таблицы: «Просветители», «Страна», «Основные идеи».

Просветители

Страна

Основные идеи

· Учение о естественных правах человека на жизнь, свободу и собственность.

· Необходимость разделения властей.

· Сторонник неравенства: общество должно делиться на образованных и богатых.

· Сторонник идеи просвещённого монархизма

· Считал, что церковь враг просвещения и её нужно запретить

Шарль Луи Монтескье

· Свобода может быть обеспечена только законами

· Продолжал развивать теорию о разделении властей, разделив её на исполнительную, законодательную и судебную ветви

· Государство возникает в результате общественного договора, а значит, верховная власть принадлежит народу

· Мысль о всеобщем избирательном праве

· Противник частной собственности, выступал за уничтожение неравенства в обществе

· Выступал за создание республики

· Главным источником богатства является труд

· Выступает за свободу конкуренции и торговли, за лёгкие налоги

· Считает, что стремление людей улучшить своё материальное положение приносит пользу обществу

3. Какие права человека просветители называли естественными?

Просветители описали 3 важнейших человеческих права и назвали их естественными и неотчуждаемыми. Это права на жизнь, свободу и собственность .

4. Сравните теории Дж. Локка и Ш. Монтескьё о разделении властей. Используя знания, полученные на уроках обществознания, объясните, каков смысл этого понятия в современном обществе.

Джон Локк и Шарль Монтескье создали подобные теории касательно разделения властей.

Джон Локк выдвинул теорию, по которой власть должна была делиться на законодательную и исполнительную, чтобы в государстве работники не злоупотребляли своими полномочиями. Он акцентировал внимание на законодательной функции, так как она должна была в будущем стать опорой для государства. В теории судебной власти отводилась небольшая статья.

Читайте также:  Все колледжи страны список

Монтескье продолжил развивать эту тему и предложил законодательную власть передать парламенту. Также Монтескье впервые выделяет судебную деятельность в независимую ветвь власти.

5. В чём заключается значение идей просветителей для XVIII в. и для нашего времени?

Эпоха Просвещения дала множество открытий и достижений в таких сферах как: математика, химия, физика и др. На смену религиозным верованиям и мистификации пришла наука с её точностью и расчетливостью. Многие явления научно доказали.

Изменилось отношение людей к природе, они осознали, что она всеобъемлющая и многогранная. Открылись новые научные центры, лаборатории, так как каждый учёный хотел привнести в науку что-то своё. Исследования полностью перешли на сторону рационализма и эмпиричности, что дало возможность приводить доказательства и научное обоснование существующим явлениям.

Изменения произошли и в политической сфере. Появились идеи о естественных правах людей и о разделении властей , что дало толчок к развитию демократических отношений в мире.

1. Почему Дж. Локк и Ш. Монтескьё утверждали необходимость разделения властей в государстве?

Потому что они считали, что, когда власть сосредоточена в одних руках, это может привести к необъективным решениям, тирании и произволу в стране . Например, король решил казнить и казнил, его слово — закон, и мало кто может повлиять на его решение.

А когда власти разделены, они как бы уравновешивают друг друга и делают людей равноправными. Например, законы создаёт парламент, они обычно долговечны и распространяются на всех, то есть чья-то прихоть не может стать законом. Судит, соответственно, суд, который руководствуется правосудием.

В общем, разделение властей позволяет сделать государственные решения объективными и является важным шагом на пути к правовому государству.

2. Как вы понимаете высказывание: Вольтер «был больше, чем человек. Он был веком»? Подумайте, что из учения Вольтера актуально и сегодня. Обсудите ваше мнение с одноклассниками.

Вольтер «просвещал» монархов, делал общественность прогрессивной. Вольтер считал, что любой закон должен предполагать под собой равенство людей, их естественное право на свободу, собственность и жизнь . Он утверждал, что основная причина несовершенств общества заключается в невежестве и предрассудках, которые подавляют свободомыслие. Также Вольтер отстаивал отделение церкви от государства. Он считал это необходимым для того, чтобы предотвратить влияние церкви на общество.

Эти идеи были довольно передовыми для века абсолютизма, в котором он жил. Но подобные идеи совершенно четко отражают главные устремления его времени. Он чётко угадал желания общества, вектор его развития, ведь сегодня его идеи воплощены в жизнь .

3. Изложите основные положения учения Ж.-Ж. Руссо о причинах общественного неравенства. С какими из его положений вы можете согласиться? Какие из них актуальны и сегодня?

Ж.-Ж Руссо считал, что в естественном состоянии, в котором пребывали люди до возникновения государства, все были равны. Неравенство было только биологическое: одни сильные и красивые, другие нет. С появлением частной собственности на землю возникает социальное неравенство , появляются богатые и бедные. Чтобы защитить себя от нападок со стороны бедных, богатые придумали государство. Так возникло политическое и правовое неравенство. Богатые пользовались властью и законами, угнетая бедных людей. Венцом политического неравенства философ считал установление в государстве деспотии.

Актуальными сегодня остаются идеи Руссо о всеобщем избирательном праве и о стремлении сделать государство демократической республикой . А также идея о том, что власть должна сохранять и защищать свободу и права граждан.

Читайте также:  Таможенный союз страны инициаторы

4. Изложите взгляды А. Смита на хозяйственное развитие. С какими положениями его учения вы согласны, какие вызывают у вас сомнение и почему?

В основе идеологии Адама Смита лежит разделение труда. В целом оно рекомендует заниматься каждому хозяйству и отдельному человеку тем, что получается у него лучше всего . И уже затем, продавая продукт своего труда, получать денежные средства, которые можно потратить на свои нужды. Аналогично эти идеи звучат и для государства в целом: нужно в каждой стране производить в первую очередь то, что получается лучше и дешевле, чем у остальных. И обеспечивать своими товарами остальные страны, участвуя в мировой торговле. В таком случае экономический рост будет быстрее и надёжнее всего, защищённым от большинства экономических кризисов.

Безусловно, Смит подчёркивал значимость свободной торговли и конкуренции . Также он считал, что стремление людей улучшить своё положение положительно сказываться на развитии общества.

5. Обсудите с одноклассниками, существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов XV-XVI вв. и просветителей XVIII в.

Конечно, существовала. Так гуманисты всех эпох считали, что центром мира должен выступать сам человек. Они отстаивали права и свободу человека , так как каждая личность неповторима. Человек представлялся, как существо с бессмертной душой, способное на познание и творчество.

Таким образом, просветители 15 и 18 веков призывали к постройке гуманного общества, принципы которого исходило бы от главных моральных и этичных ценностей самого человека, то есть разум, свобода и справедливость должны доминировать . А религиозные догмы, которые принижали человека — отводились на второй план.

Источник

Русское просвещение. Идеи, особенности, деятели

Содержание:

Как эпоха Просвещения отразилась на Российской империи

В конце XVII века в Европе началась Эпоха Просвещения – одна из главных эпох в истории, характеризующаяся бурным развитием образования, науки и философии. В начале XVIII века явление достигло и России. Влияние на Просвещение в Российской империи оказало французское Просвещение. Несмотря на то что вместе с таким бурным развитием продвигались идеи свободомыслия, власть поощряла культурное развитие в стране.

Главной идеей Просвещения в России и в Европе было то, что простым людям нужно получение образования. Без этого дальнейшее развитие страны невозможно. На втором месте среди идей Просвещения шли уже свободомыслие, критика феодализма и светский характер культуры.

Особенности

Главной чертой Просвещения стало «вольтерьянство», т. е. опора на труды французского философа Вольтера. В трудах философ критиковал старину и говорит о необходимости немедленных реформ. Но в России приобрели популярность другие «вольтерьянские» идеи:

  • равенство всех перед законом;
  • свобода человека;
  • право собственности.
Читайте также:  Страны принявшие наибольшее количество туристов

Великая французская революция изменила ситуация и идеология получила плохую репутацию.

Развитие образования

К началу XVIII века многие простые люди из народа были грамотны. Однако этого уже было недостаточно, т. к. образование в Европе развивалось быстро. Возникла необходимость в наличии людей с профессиональными знаниями. Поэтому для народного образования было характерно быстрое развитие. Начали открываться высшие учебные заведения и другие учреждения, которые давали народу образование. Знаменитые учебные заведения, открытые в эпоху Просвещения:

  • в 1725 году Академия наук в Петербурге;
  • в 1731 году Сухопутный шляхетский кадетский корпус;
  • в 1755 году Московский университет

Поначалу Московский университет имел всего 3 факультета: юридический, философский и медицинский. Причём философский включал в себя физико-математическое отделение. Также открывались музеи, библиотеки, театры. Появилась периодическая пресса.

Во времена правления императрицы Елизаветы главным носителем просвещенного абсолютизма являлся её фаворит Шувалов.

Значительную роль в распространении Просвещения сыграла Екатерина II. Она принимала необходимые меры для развития культуры в стране. Сначала Екатерина не могла и подумать, что из-за продвижения просвещенного абсолютизма пошатнется абсолютизм в Империи. Примеры влияния Просвещения на другие европейские державы заставили Екатерину пересмотреть свое отношение к этому явлению. Великая Французская революция и война американских колоний за независимость заставили императрицу поменять мнение. После чего начались репрессии, направленные на просветителей. Однако, в отличие от граждан европейских стран, российское общество пока ещё холодно относилось к либеральным идеям.

Деятели

Самые знаменитые деятели русского Просвещения:

  1. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский ученый-энциклопедист, который получил признание на мировом уровне. Прославился во многих областях. Сделал ряд важных открытий в химии и физике, составил «Российскую грамматику» — одну из первых грамматик русского языка, основал Московский университет. Также имел достижения во многих других областях – географии, астрономии, геологии, металлургии, приборостроение, истории, живописи. Науку в стране Ломоносов поднял на новый уровень.
  2. Николай Иванович Новиков (1744-1818) – журналист и общественный деятель. Приобрел популярность, издавая журналы «Трутень» и «Живописец». Журналы отличались тем, что в них высмеивались пороки общества того времени. В главными общественными пороками, по мнению Новикова, было крепостничество и паразитическая жизнь многих дворян.
  3. Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский поэт. Приобрел широкую известность после издания произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Помимо работы в гуманитарной сфере возглавлял Петербургскую таможню. Открыто выражал свое мнение о необходимости ограничения самодержавия, за что был отправлен Екатериной II в десятилетнюю ссылку в Сибирь.

Деятелей Просвещения было много. И со временем их численность только увеличивалась. Но не каждый имел такое влияние как, например, Ломоносов. И не каждый мог свободно печатать свои мысли, как Новиков, не боясь последствий.

Развитие свободомыслия поставило под вопрос необходимость самодержавия в стране. Подобные мысли, впервые зародившиеся в общественном сознании, стали отправной точкой. С этого момента неправильные действия, совершаемые главами государства, постепенно развивали антимонархические настроения в обществе.

Источник

Adblock
detector