Меню

Какие были особенности духовного культурного развития стран западной европы

Какие были особенности духовного культурного развития стран западной европы

Подробное решение параграф §25 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014

1. Охарактеризуйте истоки расхождения путей исторического развития стран Европы и Азии.

Страны Европы после Великого переселения народов не подвергались серьёзному иноземному завоеванию: арабы захватили лишь Иберийский полуостров, монголы прошли лишь по некоторым европейским странам и не включили их в свою империю. В то же время, в ходе крестовых походов и после них европейцы очень многое заимствовали с Востока и воочию убедились в пользе введения новшеств (хотя многие из них всё равно в начале встречали сопротивления, Европа в Средние века была, конечно, далека от преклонения перед прогрессом, характерного для XIX в.).

В то же время страны Востока изначально были отчасти склонны к консерватизму. Ещё со времён Древневосточных цивилизаций традиционность уклада жизни гарантировала благополучие. К тому же в Средние века Восток подвергся нескольким нашествиям кочевников: арабов, тюрок, орд Чингисхана и Тимура. Военные разорение отбрасывали цивилизации в их развитии. А после этих нашествий люди стремились вернуться к старым добрым временам, что закрепило консерватизм в мировоззрении восточных людей.

2. Каковы отличия политического развития стран Западной Европы в сравнении с государствами Азии?

В азиатских странах со времён образование первых цивилизаций господствовали деспотии. Они чётко регламентировали жизнь всего общества через разветвлённый бюрократический аппарат. Эллинистические государства и даже римская власть на этих землях во многом переняли такую манеру управления, потому что для данных условий она была наиболее эффективна. Почти ничего не изменили и Средние века. Власть не учитывала частные интересы человека, подчиняя их общим. Важно было то, что на протяжении всех веков духовная и светская власть в данных землях была сосредоточена в одних руках. Причём именно такой порядок обеспечивал стабильность общества. Ослабление центральной власти приводило обычно к междоусобицам, дезорганизации хозяйства и другим бедствиям, потому люди и не стремились к иному укладу жизни. Следует также отметить, что сословная принадлежность на Востоке издревле определялась рождением. Наиболее ярко проявило это кастовая система в Индии, но и в остальных азиатских обществах происхождение определяло место человека в обществе от его рождения до смерти.

В то же время в христианской Европе с самого начала Средних веков наметилось разделение духовной и светской власти. Обе они должны были учитывать интересы друг друга и выработать взаимные обязательства. Позже европейское средневековое общество почти всё разделилось на корпорации. Рыцарство, духовенство, городские цехи, университеты, купеческие гильдии – все они представляли из себя корпорации. У каждой из корпораций были свои права, которые она защищала как от других корпораций, так и от центральной власти, при этом постоянно стараясь их расширить. Таким образом, человек чувствовал себя свободным если не сам по себе, то в рамках корпорации, на поддержку которой всегда мог рассчитывать. Нельзя также забывать, что место человека в обществе стало также определяться его принадлежностью к корпорации, а не рождением. Именно по этому не вызвал шока в обществе папа римский из семьи обычных горожан – к моменту получения сана его воспринимали уже как выходца из университетской среды. Это давало ощущение личной свободы и защищённости своих прав от посягательств вышестоящих лиц, что бы закреплено в мировоззрении европейцев. Потому, несмотря на все стремления европейских правителей к установлению своей абсолютной власти, им всё время приходилось учитывать права тех или иных групп подданных, что приводило к появлению сословно-представительных монархий. И даже сформировавшийся позже абсолютизм, несмотря на своё название, не был похож на восточные деспотии.

3. Каковы особенности духовного, культурного развития стран Западной Европы в Средние века? Как они сказываются на современной европейской культуре?

Средневековая европейская культура была, прежде всего, религиозна. Вопросы о вере пронизывали всё искусство и мировоззрение. Произведения искусства Средних веков не имеют авторов, потому что считались сотворёнными по вдохновению Господа, а не благодаря авторскому таланту.

Именно поэтому искусство создавалось по строго определённым канонам: они не давали вносить ничего личного, поощряли только стремление к достижению единого, спущенного свыше идеала. Каноны изменялись, но эволюционным путём. И даже в случае резкого перелома (как во время смены романского стиля готическим) он не ставился в заслугу талантам отдельных людей.

Читайте также:  Список стран безвизового въезда для белорусов

Последующая европейская культура во многом построена на отрицании средневековой, и этим Средние века продолжают влиять на нашу действительность. Вместо безличного искусства пришло авторское с максимальным подчёркиванием таланта автора, стремление следовать канону сменилось страстью к проявлению индивидуальности. Возможно, всего этого не было бы без религиозного искусства и мировоззрения Средних веков.

4. Охарактеризуйте различия романской и готической архитектуры.

Романская архитектура тяжеловесна. Массивные арки сводов её соборов опираются на толстые колонны. Храмы больше похожи на крепости (в качестве которых порой и служили) из-за массивных стен с узкими окнами-бойницами. Внутри царит полумрак.

Готическая архитектура специально создавалась для того, чтобы наполнять пространство внутри светом. Её стены прорезаны высокими стрельчатыми окнами, которые часто шире, чем колонны между ними. Колонны сделаны в виде связки тростника, что создаёт иллюзию их лёгкости, почти невесомости (ради это иллюзии часть нагрузки крыши даже переносится на отдельные опоры за пределами здания – аркбутаны). Готические окна представляют из себя отдельные произведения искусства из цветного стекла – витражи. Особенно красива обычно так называемая роза – круглое окно над входом. Витражи красивы сами по себе, кроме того, они создают в помещении красивые переливы цветов и мистическую атмосферу. В целом, в готическом храме человек чувствует себя в некоем ином мире, сказочном и непохожим на повседневный. В Средние века, когда храмы вообще были самими высокими и просторными зданиями в городах впечатление, было ещё более ошеломляющим.

5. Расскажите о научных открытиях эпохи Средневековья. Что в них предвещало приближение Нового времени?

К научным разработкам Средних веков нужно отнести, прежде всего, разработку логики и диалектики. Именно тогда в Европе на основе античного наследия формировалась культура научных доказательств и споров. Диспуты теологов того времени давно утратили свою актуальность, но способы, которыми они велись и методы, с помощью которых богословы приходили к своим выводам, были переняты наукой Нового времени.

При этом развивались и другие начатки науки Нового времени. Например, стала развиваться школа научных знаний, которая опиралась на результаты экспериментов, а не на авторитеты древних авторов. Это школа долго была не в почёте в научной среде, но продолжала развиваться. При этом, опять же, применялась логика, позволявшая отсечь из рассуждений аргументы, не подтверждавшиеся практикой.

Развивался и целый ряд практических знаний, к которым можно отнести изобретение огнестрельного оружия, навигационных приборов (таких как астролябия) и т.д.

6. Охарактеризуйте литературу Средневековья. К каким сюжетам обращались ее авторы? С какими из произведений изучаемой эпохи вы знакомы?

Литература Средних веков довольно чётко делилась на церковную и светскую. К церковной относились не собственно богослужебные книги, а богословские трактаты. Также переписывались рассуждения учёных теологов на различные темы. Особой популярностью пользовались повседневные руководства, вроде календарей, где подробно расписывался весь религиозный год (а попутно также освящались и многие другие вопросы).

Светская литература должна была, прежде всего, вызывать интерес читателей. Потому особо популярен был рыцарский роман, выросших из эпоса и повествующей о подвигах великих героев. Самым известным примером на эту тему, конечно, остаётся «Песнь о Роланде». Не меньшей популярностью пользовалась так называемая куртуазная поэзия о возвышенной любви рыцаря к прекрасной даме, например первая часть «Романа о розе». Не умирала и сатира. Шуточные и просто забавные истории не были чужды средневековым людям, несмотря на всю их религиозность.

Источник

Культура Средневековой Европы — основные достижения, особенности и итоги развития

Основные черты

В Средние века изменилось мировоззрение человека. На него повлияли христианские догмы, а также работы античных мастеров. Основные особенности средневековой культуры:

  • символизм;
  • обращенность к Богу;
  • умозрительность;
  • образ страдающего человека.

Религия занимала большое место в художественной культуре европейского Средневековья. Мастера считали, что искусство должно приближать человека к Богу. Архитектура, картины, скульптура считались знаковыми, они отражали сверхъестественные, демонические и духовные образы.

Все произведения искусства в Средневековье создавались таким образом, чтобы нести поучительный смысл. Они содержали мораль, отвлекали людей от повседневности. При этом был распространен образ скорбящего человека. Религиозные мастера часто изображали сюжеты мученичества. Это было присуще литературе, музыкальным произведениям, театральным спектаклям, живописи.

Образование и литература

В Западной Европе с XII века началось развитие художественной литературы. Произведения писали на латинском и национальных языках. Стали популярными несколько жанров:

  • рыцарские романы и поэзия;
  • героический эпос;
  • басни;
  • стихотворения трубадуров;
  • поэзия вагантов.
Читайте также:  Как молоды мы были голос страны

Важной частью был героический эпос, который делился на исторический и фантастический. Первый основывался на реальных событиях, второй — на сказках и фольклоре. Рыцарская литература была представлена в романах и поэзии. На самом деле оба вида — это стихотворные произведения, написанные в романском стиле.

При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры с любовной лирикой. Во Франции прославились труверы, а в Германии миннезингеры. Городская литература была антирелигиозной и антифеодальной. Это басни, сатиры, грубоватые шутки.

Самые известные произведения Средневекового периода:

  • «Песнь о Роланде»;
  • «Повесть о Тристане и Изольде»;
  • «Эрек и Энеида»;
  • «Ланселот, или Рыцарь Телеги»;
  • «Роман о Розе».

Старые монастырские школы в городах постепенно заменялись кафедральными заведениями. В них могли обучаться будущие священники и кадры светской администрации. Постепенно у школ появилось направление. В городах открывали музыкальные, математические, медицинские учреждения. А также внимание учителя уделяли таким наукам, как схоластика и теология.

На западе Европы открылись университеты, что привело к дальнейшему развитию образовательной системы. Первый появился в итальянском городе Болонье, а следующие в Англии, Франции, Испании. Каждый университет имел единые факультеты и академический язык — латинский. На младшем курсе изучали семь свободных искусств:

  • грамматика;
  • риторика;
  • арифметика;
  • диалектика;
  • геометрия;
  • астрономия;
  • музыка.

Бакалавры знали правила сложения и вычитания, таблицу умножения, умели читать и писать, красиво говорить, распознавать созвездия и играть на нескольких музыкальных инструментах. Затем они могли искать работу или продолжить научную деятельность — поступить на старший факультет, где изучали юриспруденцию, медицину или богословие. Иногда студенты переходили из одного университета в другой, если им нужно было поменять место жительства.

Архитектурные памятники

Архитектурными центрами были итальянские города. Мастера, проживавшие в них, продолжали следовать античным традициям. Наиболее застроенным оказался город Равенна. Здесь во времена Средневековья возвели дворцы и соборы, гробницы и амфитеатры. Все сооружения украшали мозаикой.

Среди практичных построек известны мосты, акведуки, храмы и баптистерии. Самые известные памятники архитектуры:

  • мавзолей Теодориха;
  • церковь мученика Виталия;
  • базилика Святого Петра;
  • мавзолей галлы Плацидии;
  • церковь Сан-Лоренцо Маджоне.

На западе Европы было гораздо больше храмов и соборов, чем на востоке. Практически все они возведены в античном стиле. Одно из основных внутренних украшений — мозаика. Но греки украшали ею полы храмов, а итальянцы, затем и другие мастера, простенки и апсид. Изготавливали ее не из цветных камней, а непрозрачного стекла — смальты.

Рим был в эпоху Средневековья религиозным центром. Здесь находилась резиденция Святого Папы, церкви общин, базилики и храмы. Впервые в средневековой истории построили крипту с обходом вокруг надгробия. Позже она стала неотъемлемым атрибутом христианских храмов.

Изобразительное искусство

Еще одно искусство, расцвет которого пришелся на Средние века, — изобразительное. В этот период развились книжная миниатюра, живопись, скульптура. Хотя книги стали уже не предметом роскоши, а средством для получения знаний, их продолжали украшать, повышая стоимость. Миниатюры можно было встретить на страницах Евангелия и Псалтыря.

Сначала художникам трудно было как-то разбавить поэтические аллегории и символы рисунками. Но позже они сумели объединить характерные черты византийцев и варваров. Известные примеры мастеров:

  • «Аахенское Евангелие»;
  • «Утрехтская псалтырь»;
  • «Евангелие Эбо».

Венец художественной культуры Средних веков — монументальная живопись. Фресками и мозаиками были покрыты стены и потолки практически всех храмов, базиликов и соборов. А также ими украшали дворцы императорских семей. Чаще всего изображали римских полководцев и властителей, сюжеты из Библии, лики святых. Не было художников, которые выкладывали пейзажи или натюрморты. Мастера больше внимания уделяли изображению противостояния добра и зла.

Рисовали также и портреты на полотнах. Смешение стилей характерно для средневековой культуры Западной Европы в начале Ренессанса. Постепенно художники отходили от классических канонов романской живописи к изображениям реалистичного мира. Доминировали христианские сюжеты.

Картины еще не были трехмерными, мастера пока не научились делать неплоские изображения. Но на полотнах уже тщательно прорисовывали детали, что делало композиции завершенными. Позже итальянские мастера смягчили линии тела и лица при написании портретов. Их работы больше напоминали живых людей, чем кукол, как это было на раннем этапе развития средневековой живописи.

Появлялись новые скульптурные композиции. Они украшали храмы и дворцы императоров. В эту эпоху статуи стали более реалистичными благодаря тому, что мастера научились создавать сложную драпировку. Позы человеческих фигур стали более естественными, а сами они больше не напоминали кукол.

Читайте также:  История таможенных отношений зарубежных стран

Музыка и театр

Музыка Средневековья носила преимущественно религиозный характер. Но вскоре стали появляться музыканты, которые выступали в частных домах и на светских мероприятиях. Сначала выступали только трубадуры, которые распространились по Европе с северных провинций Франции.

Знаменитые деятели этой сферы:

  • Бернанд де Вентадорн;
  • Фольке де Марсель;
  • Жеро де Борнель.

Они пели о неразделенной любви, рыцарских подвигах, прекрасных дамах, простых пастушках. Некоторые песни были похожи на баллады, которые появились только в XIV веке. Трубадуры исполняли и танцевальную музыку — вирелай и рондо. Играли они только на духовых или струнных инструментах.

Театр до начала Средневековья пришел в упадок. Вдохнуть в него жизнь смогла католическая церковь. Духовенство пыталось расширить свое влияние. Для этого оно приспосабливало к христианству общекультурные языческие праздники, крестьянские торжества. А отмечали их не только танцами и гуляньями, но и театральными действиями.

В подобные представления превратились и некоторые церковные мероприятия. Во время воскресного шествия на службу пели канонические хоралы и вопросно-ответные композиции. Месса включала и антифонные перезвоны.

А истоком литургической драмы считаются трехголосые тропы. Диалог между ангелами и тремя Мариями у могилы Христа написал неизвестный автор в 925 году. А в 970 обнаружили записанную инструкцию к ним. Она включала описание жестов и костюмов.

Обычно театральные постановки связывали с празднованием дня Тела Христова. Спектакль растягивался на 1−2 дня, так как пытались проиграть подряд 40 пьес. Финансированием занимались торговые гильдии и цехи. Актерами были любители, образованных театралов сложно найти. Из-за этого все диалоги писались простыми стихотворениями, часто пренебрегали реальными историческими данными и причинно-следственными связями.

Романский стиль

С десятого по двенадцатый век в Западной Европе господствовал романский стиль, который преобладал в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе. На самом деле стиль образовался благодаря смешению римской и варварской культуре.

В это время строились религиозные здания. Они были простыми, так как совмещали сразу несколько функций — жилища для монахов, библиотеки, мастерские и помещения для проведения службы. Архитекторы разработали арочные конструкции, которые заменили прежние деревянные сооружения. Каменные здания стали более безопасными.

Важным этапом развития культуры стала скульптура. Она имела декоративный и практический характер. Идеалом для мастеров были работы византийских скульпторов. Статуи не были высокими, их изготавливали из золота, бронзы или слоновой кости. А детали позаимствовали у Ближнего Востока: скульптуры украшали тканями, драгоценными украшениями, геометрическими узорами.

Живопись использовалась для росписи стен и колонн храмов. Но она была еще настолько примитивной, что изображения рассматривались как символы. Соборы украшали мозаиками и фресками, популярными были библейские мотивы.

Ремесленники занимались художественной обработкой металлов. Чаще всего изготавливали утварь для проведения церковных мероприятий — чаши, подсвечники, блюда. Позже появились искусные ювелиры, работающие с золотом и серебром. Активно развивалась текстильная промышленность. Кроме производства одежды и обуви, были популярными настенные гобелены, панно, ковры, шторы, вышивки.

Готическая культура

На смену романскому стилю пришел готический. Если говорить кратко, то он принес множество изменений в архитектуру и живопись. Появилась готика во Франции и почти весь XV век господствовала в Европе. Сначала подобное название использовали в пренебрежительном смысле для архитектуры варваров — готов. Но в итоге готика стала характерной для периодизации высокого или классического Средневековья.

В таком стиле стали строить церковные здания. У них были каменные своды, но тонкие и легкие конструкции, а купола устремлялись вверх. Сооружения подобного типа имели арочные окна, благодаря чему внутри помещений было очень светло. Это привело к настоящей революции в строительстве.

Готическая скульптура была монументальной. Крупные статуи ставили на входах в церкви, их прикрепляли к колоннам. Тогда это было значительное достижение, не виданное до того в Западной Европе.

Скульптуры отличались натурализмом — мастера детально прорабатывали локоны, глаза и губы, складки тела и одежды.

В Средневековье человек стал на новую ступень развития. Одно из главных достижений эпохи — изменения в образовании, появление новых стилей в искусстве. Без появления подобной культуры не смогла бы дальше развиваться Западная Европа. Из-за этого историки называют Средние века строительными лесами, с помощью которых основались современные традиции.

Источник

Adblock
detector