Меню

Как сравнить две страны

СРАВНЕНИЯ

Как строить сравнительные
географические характеристики

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

На одной из первых географических олимпиад МГУ (в 1951 г.) было предложено задание — дать сравнительную характеристику Греции и Италии. К сожалению, жанр сравнительной характеристики в географии основательно позабыт — и как форма контроля знаний, и даже как форма изложения материала в учебном тексте. При изучении художественной литературы еще предлагают темы сочинений в этом жанре — сравнительные характеристики Печорина и Онегина, Базарова и Рахметова. В школьной географии же сравнительная характеристика — редкость. Между тем сравнительный метод в географии был и остается одним из очень важных, и научить школьников сравнивать — задача хотя и непростая, но важная и интересная.

Что можно сравнивать

У сравниваемых объектов должно быть что-то общее. Бессмысленно сравнивать город с рекой, климат с растительностью. Чаще всего сравнивают две территории, иногда город с городом, реку с рекой, две горные системы; можно сравнить и более абстрактные понятия — типы климата, типы почв, типы воспроизводства населения. И в пределах этих понятий нужно брать что-то, имеющее ясно видимые общие черты. Скажем, сравнить Россию с США или Канадой можно, с Великобританией — уже очень трудно, слишком разные они по размеру. Можно сравнить две страны, лежащие рядом, но по разные стороны какой-то горной системы, например Норвегию со Швецией; беcспорно, будут общие черты, но будут и существенные различия. Можно сравнить территории, очень друг от друга отдаленные, но в чем-то схожие — хотя бы ту же Норвегию с Чили. Различий будет больше: страны в разных полушариях, одна из них достигает тропических широт, другая заходит за полярный круг, одна страна у подножия высочайших гор, другая — у невысоких. Но обе узкие, протянулись вдоль побережья и отделены от соседей горами, у обеих есть фьордовые берега, обе лежат у берегов морей, богатых рыбой. Нередко общие черты у очень отдаленных объектов найти легче, чем у близких: у реки Конго больше сходства с Амазонкой, чем с Нилом.
Сравнивать можно два географических объекта, два явления, а можно и больше. В дальнейшем будем говорить только о двух объектах сравнения, но помнить, что их может быть и больше.

Цель сравнения

Мы знаем, что географическое положение двух стран сходно, есть сходство и во многих других чертах, но одна из них — богатая, другая гораздо беднее. Почему? Иначе говоря, мы хотим выяснить причину различий.
Другой случай: на реке успешно действует гидроэлектростанция; хотим построить такую же на другой реке, текущей в сходных, но не совсем таких же условиях. Будет ли электростанция работать так же хорошо? Не причинит ли она больший вред окружающей среде, чем первая? То есть наша цель — выявить следствия различий.
Сравнение может преследовать практическую цель, как в последнем примере, или теоретическую, научную. В нашей практике цель чаще всего учебная — научить школьников находить черты сходства и различия у разных географических объектов или явлений, объяснять, чем обусловлены различия, почему у, казалось бы, несхожих объектов и явлений есть черты сходства. И начать сравнительную характеристику лучше всего с обоснования постановки вопроса, с того, почему мы сравниваем эти объекты. Для многих школьников это может оказаться неожиданным: они делают это лишь потому, что «Анна Иванна велела». Но учитель никогда не даст задание сравнить несравнимые объекты или явления. И первое, что должны сделать ученики, — это понять, почему дано именно такое задание, какие у объектов сравнения существуют сразу видимые общие черты, какие явные различия. А детализировать, выявлять тонкости можно будет уже в ходе самой характеристики.

Структура сравнения

Наиболее обычная ошибка при сравнительной характеристике — географической или любой другой — состоит в том, что неправильно выбирается ее план, структура: сначала дается подробная характеристика одного из объектов сравнения, затем другого; и хорошо еще если потом вообще делается вывод, проводится какой-то анализ, а бывает и так, что дело ограничивается характеристикой каждого из объектов порознь, а собственно сравнения нет вообще.
Географические объекты и явления весьма различны по своему характеру, но в структуре всех сравнений есть что-то общее.
Даже если мы сравниваем территории, то есть даем наиболее привычную для нас характеристику, совершенно не обязательно строго придерживаться общепринятого плана описания: географическое положение, рельеф и геологическое строение, климат и т.д.
Постарайтесь сразу понять, к каким чертам различия или сходства хотели привлечь ваше внимание, предлагая дать сравнительную характеристику. К ним в основном и сводите сравнение. Так, Греция и Италия расположены на близких широтах юга Европы, на полуостровах, в основном гористых. Но Италия — одна из очень богатых стран мира, член Большой восьмерки. Греция не только существенно меньше по размеру и численности населения, но и по душевым показателям в Евросоюзе-15 — один из аутсайдеров. Значит, нужно делать упор на исторические обстоятельства, на природные и современные политические факторы, затормозившие развитие Греции. В упомянутом выше примере Норвегии и Чили географическое положение тесно связано с рельефом, то и другое нужно дать вместе: страны протянулись вдоль морского берега, их границами с материковой стороны служат горы. Основная же разница — Норвегия уходит от 58° широты на 13° в сторону полюса, а Чили — от 56° широты на 38° в сторону экватора. У норвежских берегов море играет отепляющую роль, сглаживая северный холод. У чилийских — холодное течение делает еще более сухим знойный юг.
Сопоставлять широты сравниваемых территорий вполне резонно: от них зависят многие характеристики климата. Сравнивать же долготы бессмысленно не только потому, что невозбранно принять любой меридиан за нулевой, но и потому, что даже в одной, строго фиксированной системе координат долгота сама по себе ничего не значит: мы знаем, что на 20° широты заведомо теплее, чем на 60°, но сказать что-то определенное о долготах 20° и 60° не можем. Сыграет роль другое: на побережье или в глубине континента находится рассматриваемое место; если на побережье, то на западной окраине материка или восточной.
Включайте в характеристику лишь те компоненты географического описания, которые важны для сравнения. Если мы говорим о животноводстве, то, упоминая горные пастбища, совершенно не обязательно говорить о возрасте гор — овцам все равно, щипать ли траву на древних, каледонских горах или на альпийских. Но иногда может выплыть на поверхность и возраст: на герцинском Тянь-Шане есть остатки древних поверхностей выравнивания — сырты, которые служат прекрасными пастбищами, а на более молодом, альпийском Западном Памире, который стадию равнины никогда с начала горообразования не проходил, их нет.

Читайте также:  Все страны совета европы

Примеры сравнений разного типа

В качестве примера сравнения территорий рассмотрим полуострова Кольский и Ямал. Оба полуострова расположены на северном побережье России, первый отделяет Белое море от Баренцева, второй вдается в Карское море. На обоих идет интенсивная добыча полезных ископаемых. Главное отличие: Кольский полуостров — часть Балтийского щита, он сложен кристаллическими породами, которые лишь с поверхности слегка припудрены рыхлыми. Ямал же целиком сложен рыхлыми породами. Соответственно рельеф: на Кольском полуострове плато, сложенные коренными породами, есть и низкогорные массивы, высшая точка не достигает 1200 м; Ямал — это равнина, его высшая точка 84 м. Полезные ископаемые Кольского полуострова связаны с магматическими породами: руды железа, никеля, титана, апатит, нефелин. На Ямале — нефть и газ, последний преобладает; на Кольском таких ископаемых быть не может. Хотя оба полуострова на Севере и условия жизни там суровые, есть и существенные различия. Ямал несколько севернее, а главное — восточнее, окружающее его Карское море замерзает, в то время как Баренцево море у берегов Кольского полуострова не замерзает. Многолетняя мерзлота на Кольском полуострове только островная, небольшими участками, Ямал же — весь на мерзлоте, если она растает, полуостров может вообще исчезнуть. Близостью к хозяйственно развитым районам, лучшей транспортной связью с ними и более благоприятными условиями освоения объясняются наличие на Кольском полуострове многих городов и поселков, самый большой город — Мурманск. Ямал заселен еще очень слабо, разведка и добыча газа производятся в значительной мере вахтовым методом; капитально обустраивается только Бованенковское газовое месторождение.
Сравнительная характеристика рекАмазонки и Конго. Это две самые большие реки в мире по годовому стоку. Они находятся на разных континентах, но в главном их географическое положение сходно: они текут в приэкваториальных областях. Обильные осадки выпадают практически на всей площади бассейна каждой реки. Бассейны у обеих рек большие. Оба эти условия и создают значительный сток. Но бассейн Амазонки превышает бассейн Конго почти вдвое, а сток почти впятеро. Посмотрев на климатические карты, убедимся, что в бассейне Амазонки осадков заметно больше. Причины этого (свободный доступ восточного, пассатного переноса с океана) при характеристике рек можно и не рассматривать, а принять как данное. Бассейны обеих рек довольно изометричны, то есть не вытянуты по длине. Но на физической карте бассейн Амазонки почти весь зеленый, то есть это низменность. С низменным рельефом бассейна Амазонки связано распространение по Амазонке приливной волны на 1400 км. А бассейн Конго, в основной своей части тоже равнинный, приподнят, к океану река спускается, образуя водопады. Это создает затруднения для судоходства. Между тем по Амазонке океанские суда заходят на 1700 км, до Манауса.
Задачи на сравнение климатов печатались в газете много раз*. Вспомним общие и отличительные черты географического положения некоторых пунктов, сравнить которые предлагалось.
Остров Гренландия и антарктическая станция Восток. Почти антиподы, но обе точки — посередине огромных ледниковых щитов.
Уолфиш-Бей и Антофагаста. Разные материки, но совершенно одинаковое положение по отношению к материкам, океанам и морским течениям.
Неаполь и Кейптаун. Средиземноморский климат в разных полушариях.
Джакарта и Колката (Калькутта). На берегах одного океана, но один пункт в экваториальном поясе, другой в субэкваториальном.
Кармакулы и остров Врангеля. Обе станции в пределах русской Арктики, но в ее западном и восточном секторах.
Белен и Кито. Оба на экваторе, но один пункт на уровне моря, другой высоко в горах.
Подчеркнув общие и различные черты географических объектов, можно добиться исключительной выразительности географической характеристики даже тогда, когда сравнение не служит конечной целью. Так, характеризуя Томск, стоит противопоставить ему Новосибирск: Транссиб прошел всего в 60 километрах от Томска, сразу оставив его в невыгодном положении, в то время как благодаря Транссибу появился на свет и фантастически быстро вырос Новосибирск.
Сравнительная характеристика, дается ли она в явном или неявном виде, была и остается одним из очень сильных методов географии, поэтому учить ей в школе нужно обязательно.

Читайте также:  Четверть населения этой страны

Источник

Урок географии
план-конспект урока по географии (11 класс)

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока по теме «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы» 21.91 КБ

Предварительный просмотр:

СРАВНЕНИЕ ДВУХ СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ

Тип урока : урок рефлексии.

Используемые технологии : здоровьесбережения, проектной деятельности, деятельностного подхода в обучении, дифференцированного подхода в обучении.

Цели урока : выполнить практическую работу «Сравнительная характеристика двух стран Зарубежной Европы».

Формируемые универсальные учебные действия : научиться составлять сравнительную характеристику стран; анализировать полученную информацию и делать выводы; находить информацию в различных источниках, оценивать ее достоверность; строить логические рассуждения и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; выполнять задания по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в дискуссии; формирование ответсвенного отношения к учению; умение самостоятельно отбирать необходимые знания для решения учебных задач; развитие потребности и готовности к самообразованию.

Оборудование : учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, статистические материалы.

Учитель проводит инструктаж по выполнению практической работы.

  1. Выполнение практической работы «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы».

План характеристики страны.

  1. ЭГП.
  2. Природно-ресурсный потенциал.
  3. Население.
  4. Промышленность.
  5. Сельское хозяйство.
  6. Непроизводственная сфера.
  7. Транспорт.
  8. Вывод.

Площадь – 301 км кВ.

Форма правления – республика, форма территориального устройства – унитарное государство. Полуостровное государство на юге Европы, омывается Средиземным морем. Занимает Апеннинский полуостров, крайний северо-запад Балканского п-ва, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. Граничит с Францией на севере, Словенией на СВ. Также имеет внутренние границы с Ватиканом и Сан-Марино. Соседи, так же как и Италия, — развитые страны Европы, члены ЕС и Нато (кроме Швейцарии и Австрии). Связь со странами Европы осуществляется через развитую транспортную сеть автодорог, железных дорог, воздушным транспортом. Входит в Большую семерку развитых стран.

Площадь – 244 квкм. Форма правления – конституционная монархия, форма территориального устройства – унитарное государство. Островное государство на сев-зап Европы, омывается Северным и Ирландским морями Атлантического океана, побережье не замерзает. Занимает Британские острова (остров Великобритания, северо-восточную часть острова Ирландия и ряд небольших островов). От материковой части Европы страна отделена проливом Ла-Манш, под дном которого проложен тоннель. Сухопутный сосед – Ирландия не является членом НАТО. Ближайшие соседи на материке – Франция и Бельгия (члены ЕС и НАТО). Соседи, так же как и Великобритания, — развитые страны Европы, члены ЕС и НАТО. Расположение Великобритании на островах способствует развитию морского транспорта и выходу на международные морские торговые пути. Входит в Большую семерку развитых стран. Лондон – крупнейший финансовый центр в Европе.

Италия бедна минеральными ресурсами. В небольших количествах добывается руда. Сырье и топливо импортирует. Обеспеченность обрабатываемыми землями ниже среднемирового уровня. Лесными и водными ресурсами обеспечена мало. Италия богата рекреационными ресурсами.

Великобритания имеет месторождения каменного угля, которые значительно истощены. В Северном море ведется добыча нефти и газа. Импортирует руду, газ. Обеспеченность земельными ресурсами ниже среднемирового уровня. Обеспеченность лесными ресурсами в 10 раз ниже среднемирового уровня, обеспеченность водными ресурсами невысокая.

Численность населения – 59,5 млн человек. Наблюдается убыль населения (ЕП = -0,9). Высокий процент пожилых людей. Средняя продолжительность жизни составляет 81 год. Религия – католичество. Страна однонациональная. Итальянский язык относится к индоевропейской семье романской группы.

Качество населения высокое: уровень образования, душевой доход, калорийность питания, уровень здравоохранения, обеспеченность культурными учреждениями.

Средняя плотность населения – 197 чел на км кВ. (высокая).

Страна принимает иммигрантов из Восточной Европы. Итальянцы эмигрируют в ФРГ, Францию (трудовая миграция). Высокий уровень урбанизации. Крупнейшая агломерация – Милан, Турин, Генуя. Большая часть экономически активного населения занята в сфере услуг, и в 2 раза меньше – в промышленности.

Численность населения – 62,3 млн человек. Воспроизводство первого типа с нулевым приростом населения. Высока доля пожилого населения. Средняя продолжительность жизни – 80 лет. Религия – протестантство, на острове Ирландия – католичество. Многонациональная страна – англичане, уэльсцы, шотландцы, ирландцы. Английский язык относится к индоевропейской семье германской группы, он стал языком международного общения. Качество населения высокое: уровень образования, душевой доход, калорийность питания, уровень здравоохранения, обеспеченность культурными учреждениями. Средняя плотность населения – 254 человека на км кВ (высокая). Великобритания принимает мигрантов из стран бывших колоний. Высокий уровень урбаниязации. Крупнейшая агломерация Европы – Лондонская.

Большая часть экономически активного населения занята в непроизводственной сфере – 78%, в промышленности – 21% и 1% в сельском хозяйстве.

Постиндустриальный тип хозяйства. Энергетика представлена ТЭС, ГЭС, ГеоТЭС.

Развиты: точное машиностроение, нефтепереработка, черная металлургия, текстильная промышленность.

Территорияальная структура хозяйства представлена высокоразвитым Севером и аграрным югом. Страна производит автомобили («ФИАТ, Феррари), мотоциклы, промышленное оборудование, вооружение, химикаты, холодильники, стиральные машины, текстильные и швейные изделия, обувь.

Италия занимает четвертое место в мире по размерам производства станков, шестое место – по размерам производства тканей.

Постиндустриальный тип хозяйства. Энергетика представлена ТЭС и АЭС. Высокоразвитый Лондонский район, старопромышленные районы – Западный Мидленд, Ланкашир, Южный Уэльс. К аграрным районам относятся Шотландия, Северная Ирланди. Район нового освоения – Северное море с нефтяными скважинами (Фортис, Пайпер, Экофикс). Страна производит оборудование, самолеты, автомобили, тракторы, вооружение, химикаты, ткани, изделия легкой промышленности.

Интенсивное земледелие, южноевропейский тип хозяйства. Выращивают: овощи, фрукты, цитрусовые, виноград, оливки.

Интенсивное земледелие, североевропейский тип. Преобладает молочное животноводство, овцеводство. Выращивают: картофель, пшеницу, ячмень, рожь, овес, сахарную свеклу, фрукты.

Густая транспортная сеть, развиты все виды трнаспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный. Крупный морской порт — Генуя.

Италия входит в первую десятку стран мира по размерам автомобильного парка: всего 42,1 млн машин, из них легковых – 37,1 млн.

Густая транспортная сеть, развиты все виды транспорта: морской, автомобильный, железножорожный, воздушный. Крупный морской порт и транспортный узел – Лондон. Великобритания входит в первую десятку стран мира п размерам автомобильного парка: всего 35,5 млн машин, из них легковых – 31,4 млн

Занимает пятое место в мире по развитию международного туризма – 46,4 млн человек в год. Центры туризма – Венеция, Рим, Милан, Неаполь и др. На территории Италии находится 49 объектов Всемирного культурного наследия.

Страна занимает 8 место в мире по развитию международного туризма – 29, 3 млн человек в год. Достопримечательности – Британский музей, Стоунхендж, Тауэр, Биг-Бэн, Вестминстерское аббатсво, Виндзорский замок, Букингемский дворец, Эдинбургский замок и др.

Страна занимает 10 место по размерам внешней торговли – 987 млрд долларов

Страна занимает 7 место по размерам внешней торговли – 1164 млрд долларов

ВЫВОД. Обе страны относятся к развитым странам зарубежной Европы. И Италия, и Великобритания имеют выгодное ЭГП, небогаты минеральными ресурсами, являются импортерами сырья и топлива. В этих странах высокое качество населения, высокая доля мигрантов, постиндустриальное хозяйство с преобладание работающих в непроизводственной сфере, развитая промышленность. Обе страны являются членами НАТО, ЕС, ООН.

Обсуждение в классе.

— Подумай, что важного ты узнал на уроке?

— Какие новые понятия ты использовал на уроке?

— Показался ли тебе материал урока сложным?

— Правильно ли ты отвечал на вопросы?

— Выполнял задания сам или с помощью товарищей и учителя?

— Чему ты научился на уроке?

— Поставь себе оценку за урок.

Выполнить задания рубрик «Можете ли вы», «Выберите правильный ответ», «Узнайте страну» на стр. 231, 232 учебника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чемпионат мира по футболу — величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк.

«Однако трудно найти предмет, который .

Очень интересный и необчный урок.

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли — зональные природные .

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с.

Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма.

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного.

Источник

Страны мира, путешествия © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector