Меню

Как соотносятся события захватившие страну с личной жизнью григория мелехова

Методическая разработка урока по теме «Трагедия Григория Мелехова»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Конспект урока-дискуссии в рамках изучения романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» и подготовки к ЕГЭ по литературе.

1. Проследить судьбу главного героя романа.

2. Проследить, как раскрывается на страницах романа тема поиска правды жизни.

3. Паказать неизбежность трагической судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества, судьбой народа.

4. Продолжить работу над развитием навыков аналитической работы с текстом.

5. Развивать коммуникативную культуру учащихся

Скачать:

Вложение Размер
tragediya_g._melehova.docx 19.1 КБ

Предварительный просмотр:

За что же ты, жизнь, меня так искалечила?

За что так исказнила?

  1. Эти вопросы, которые задает себе Григорий Мелехов, станут для нас главными на уроке, и мы попытаемся выяснить, с чем связана трагедия героя. Образ Григория нам очень важен, так как именно в нем концентрируется основной исторический и идейный конфликт произведения.
  2. Сначала выясним, через что пришлось пройти Григорию и как события жизни изменили его. Григорий в начале романа: 18-20-летний парень, у которого еще вся жизнь впереди. Какой он?

(Григорий – неординарная личность, яркая индивидуальность, он искренен и честен в мыслях и поступках, у него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания. Григорий трудолюбивый и работящий, любит свой дом. Он кровно связан с родной природой, страстен до буйства, наделен обостренным чувством собственного достоинства.)

— Как можно расценивать уход Григория, воспитанного на почитании дома, семьи, традиций, с Аксиньей в Ягодное?

(Это вызов старому семейному укладу жизни.)

— В чем вы видите истоки характера Григория?

(Истоки характера – в истории семьи, в генетических качествах – трудолюбии, гордости, смелости, стремлении к свободе.)

  1. Что происходит с Григорием во время империалистической войны, как меняет его «чудовищная нелепица войны»?

(На войне Григорий проявляет себя как настоящий казак: смел, безжалостен к врагу, хотя первое убийство тяжело далось Григорию и он много переживал после этого. За свои подвиги Григорий награжден четырьмя Георгиевскими крестами. Несмотря на все это, герой понимает всю нелепицу этой войны, его неодолимо тянет домой, к земле, к мирному труду. Кроме того, война принесла Григорию и разочарование в прежних ценностях: в казачьем воинском долге, в царе. Именно на эту благодатную почву и упали семена «большевистской правды», ниспровергающей эти, казавшиеся ранее непоколебимыми, понятия. Зачерствело сердце Григория на этой войне. Но именно здесь начинаются попытки Григория разобраться в сложном устройстве жизни, здесь начинается трагический путь к истине, к народной правде.)

— В чем противоречивость положения Григория на этой войне?

(Он бережет казачью честь, но понимает бессмысленность войны, хочет вернуться к мирному труду).

  1. Какой отпечаток наложила гражданская война на судьбу и личность Григория?

(Григорий примыкает сначала к красным, так как поддается влиянию идей Подтелкова, но после расстрела отряда Чернецова, Григорий разочаровывается в «правде красных». В эпизоде расстрела Григорий вступается не за врага, а за человека. Для Григория война, расправа над безоружными, отвратительна, чем бы она ни была вызвана. Впоследствии, находясь на стороне белого движения, казнь Подтелкова Григорий воспринимает как справедливое возмездие.

Отказавшись и от правды белых, и от правды красных, герой принимает активное участие в казачьем восстании, так как теперь ему кажется, что он борется за свою. «казацкую» правду. Постепенно Григорий становится «до края озлобленным»; находясь во главе казачьего восстания, он мстит за одинокую жизнь, которую уготовила новая власть, поэтому приказывает казнить пленных красноармейцев. Жестокость порождает жестокость.

И вновь тупик. Глубокое противоречие между необходимой жестокостью и природным человеколюбием приводит героя к сомнению в правильности выбранного пути, мучающая совесть толкает его на рискованные поступки.

В корне меняет Григория встреча с полковником Георгидзе. Мелехов начинает ощущать, что казачество- игрушка в руках господ, которые используют его, чтобы свергнуть советскую власть в собственных интересах. Поэтому таким естественным оказался переход Григория к красным после неудачной эвакуации на море. К тупому равнодушию привели Григория поиски правды в гражданской войне. Единственным огоньком в обступившей его непроглядной ночи осталась простая человеческая любовь.)

— Почему же Григорий не может безоговорочно принять ни «правду белых», ни «правду красных»?

— Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория?

5. И, наконец, «последняя война» Григория. Что происходит с ним на последнем отрезке романного времени?

(Все испытания, выпавшие на долю Григория, наложили отпечаток на его внешность. Григорий и выглядит, и ощущает себя стариком (в 28 лет!) «Война все из меня вычерпала». Даже родному сыну Григорий кажется страшен. Приход в банду Фомина – это результат абсолютной безвыходности той ситуации, в которую. поставила Григория гражданская война. Бессмысленность заговора понятна герою с самого начала, и он мечтает при первом удобном случае уйти из банды. По-прежнему не может Григорий привыкнуть к человеческой смерти: у него подкосились ноги при звуке выстрела, оборвавшего жизнь Стерлядникова. Даже в банде Мелехов пытается остаться настоящим человеком: отважно ведет себя в бою, пытается навести порядок в отряде, погрязшем в разврате и мародерстве, не допускает предательства во имя спасения собственной жизни. Участие в банде – не результат нравственного падения, а трагический тупик на жизненном пути человека, не нашедшего ни правды, ни своего места в этом расколотом всеобщей враждой мире. Тяжело переживает Григорий смерть Аксиньи – единственного, что оставалось в жизни хорошего. Кажется ему, что скоро они встретятся, ибо не видит Григорий для себя дальнейшего пути.)

— Почему же роман не заканчивается смертью Аксиньи, а Григорий все-таки идет домой?

6. Какие вопросы мучили Григория?

— Какими противоречиями он терзался?

— К чему стремился Григорий? Как вы относитесь к его стремлениям?

— Правомерно ли, на ваш взгляд, считать судьбу Григория Мелехова трагедией? Почему?

Практически все исследователи сходятся на том, что Григорий Мелехов – трагический характер, но причины и сущность его трагедии видят по-разному. Вам предлагаются пять точек зрения. Прочитайте мнение исследователей и скажите, чья позиция вам ближе и почему.

«Типичность Григория Мелехова именно в том, что судьба его соответствует общему ходу объективного процесса, и это является самым важным признаком трагического героя. Носитель трагического конфликта должен быть символом того, что совершается с той частью народа, к которой он принадлежит». (В. Петелин)

«Григорий не может примкнуть окончательно ни к к кому. Ибо не принимает частичной правды. Это над кризисами эпохи встающая бескомпромиссность личности, ничего общего не имеющая с политическими шатаниями. Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени». (Е. Тамарченко)

«Сужаясь до образа человека, выражающего нередко настроения всей массы среднего казачества до образа одиночки, потерявшего почву под ногами, значение фигуры Григория Мелехова в то же время расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года, и вырастает до типического образа человека, не нашедшего своего пути в годы революции». (Ю. Лукин)

«Но верно ли, что в отрыве от народа – главная трагедия Григория. Григорий больше всего страдает от того же, от чего страдает масса,- от ложно понятой правды, от исторического заблуждения… Трагедия же Григория – и сила его трагизма, и общественное содержание ее – в том, прежде всего, что, идя вместе с массой, герой заблудился сильнее ее». (А. Бритиков)

«Кто ищет в исторических испытаниях только свое эгоистической счастье, идя ради него даже на преступление против масс, против народа, тот становится поперек дороги всеобщего счастья и теряет самого себя. В этом смысл судьбы Григория Мелехова. И в этом заключается смысл всего романа». (В. Кирпотин)

— Ради чего Григорий метался от белых к красным, к бандам, рыскающим по его родной степи, дезертировал, прятался, как зверь, в логове, лишился отца, жены, матери, Аксиньи? Чтобы вновь вернуться к покинутому некогда, но уже опустевшему дому?

(Григорий искал правды жизни не только для себя, но и для всех).

— Нашел ли герой то, что искал?

— Как вам кажется, почему автор не досказывает роман, не приводит героя к какому-нибудь, пусть печальному, но итогу?

(Автор сознательно делает это, так как пишет о стране, где нет власти, будущее непонятно, а значит неясна и судьба любого отдельно взятого человека. Конфликт, который несет в себе Григорий, можно определить, как конфликт между человеком природным и человеком социальным. Неразрешимость этого конфликта подчеркнута финалом романа, где Григорий на пороге родного дома: нет ему пути ни назад (воевать ему больше не за что и не за кого_. Ни вперед (в доме новый хозяин – Мишка Кошевой.)

7. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Как я представляю себе дальнейшую судьбу Григория Мелехова».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це.

урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания.

Урок по теме » Проценты» составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит.

Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Почему организмы совершают движения? «.Методическая разработка урока с поэтап.

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник «Химия 10» О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник «Химия 1.

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ.

Источник

Перелом в жизни Григория Мелехова Тихий Дон

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» отражена судьба простого казака Григория Мелехова, прошедшего через Первую мировую и Гражданскую войны. Через историю его жизни и нравственные метания раскрывается авторский замысел романа — показать донское казачество в полный тяжести и лишений период революции, коренных перемен, в переломный период жизни России. Перемлом в сознании и жизни Григория происходит в двух ярких эпизодах в первой части романа — пребывание героя в госпитале и его возвращение домой.

После боёв на австрийском фронте, ранения, сцен кровопролития и убийства человека Григорий попадает в госпиталь. Там он оказывается в одной палате с украинцем Гаранжой. «Чёрная глухота у народа», — одной этой фразой выражает Гаранжа мнение автора о Мелехове и других людях, слишком простых и занятых повседневными делами, за которыми не успевают осмыслить происходящее, услышать и подумать. Украинец открывает глаза простому казаку. Ярый антимонархист, он идейно оформил и связал воедино появившиеся теперь и смутно бродившие в разуме Григория мысли, чувство недовольства властью, ощущение несправедливости и неправильности войны. «Ты мне сердце разворошил.» — признаётся Григорий во время одного из разговоров со «злым» хохлом.

Рассказ о пребывании Григория Мелехова в госпитале завершается визитом туда «особы императорской фамилии». Увидев собственными глазами царя и его «лощёных офицеров свиты», пришедших показатьельно почтить своим присутствием раненых солдат, Горигорий окончательно убеждается в праводе Гаранжи. Григорий замечает «сумчатые щёки» царя-«благодетеля», привезшего и раздающего иконки, а его безжизненный скучающий взгляд окончательно выводит казака из себя и тот, не будучи более в силах терпеть это издвевательство, хамит особе, заявляя, что хочет «по надобности сходить».

Таким образом Шолохов говорит нам, что революция была вызвана не только голодом и войной. она была вызвана отношением, пренебрежительным, высших классов к низшим, хамством, грубостью, жестокосердием знати по отношению к простому народу. «Ты, каналья!» — кричал заведующий госпиталем на Мелехова. такие события, как война, послужили лишь последней каплей, переполнившей чашу терпения, и подстегнули людей на отчаянные действия. сама же революция произошла задолго до этого в сердцах угнетённых.

По возвращении Григория ждали сразу два потрясения — смерть маленькой дочери и известие об измене. Узнав о том, что Аксинья изменила ему с молодым паном, казак обманом подвизается прокатить того и гонит коней так, что ветер в ушах свистит (бешеная скорость и яростный ветер передают чувство ярости, овладевшее Григорием), а затем останавливает коней и жестоко избивает пана. Этот эпизод изображает буйный нрав и необузданность в гневе, а также стремление к свободе и чувство справедливости, которыми преисполнено казачество.

Затем он приходит к Аксинье с намерением расправиться с ней так же жестоко. Но чувство любви к ней оказывается таким сильным, что Григорий уходит прочь, лишь раз хлестнув ее. Аксинья догоняет его на развилке (развилка дорог — это выбор пути, по которому пойдет дальнейшая жизнь Григория. Аксинья умоляюще протягивает руки в порыве вернуть его, но он «не оглянулся ни разу», в чем снова проявился гордый, непримиримый нрав Григория Мелехова, заставший его опять круто изменить свой путь. Горячий приём, который оказала ему семья, свидетельствует о прочном семейном единстве казаков, но все же не может надолго остановить в Григории бурления новых идей.

Эти два эпизода сыграли переломную роль в жизни Григория. Гаранжа вселил в него дух революции, а измена Аксиньи и разрыв с ней озлобили его, но с другой стороны — сделали свободным. Теперь Мелехову нечего было терять, ничто не мешало ему примкнуть теперь к красным. Вообще этот разрыв в известной степени обусловил всю дальнейшую историю Григория, сомнения и метания, поступки и действия на полях сражений — вплоть до нового воссоединения с Аксиньей. На этом временно заканчивается любовная линия и начинается серьёзная военная, революционная, описывающая события и судьбы людей во время Гражданской войны,следующая часть романа-эпопеи.

Источник

Читайте также:  Самые теплые страны февраль
Adblock
detector