Меню

Как сохранить культуру своей страны

Словесница Искусств

№1 (23) • 2009 • Сюжеты о народном творчестве

Друзья и партнеры

Сохранить традиционную культуру народа – значит сохранить себя

Культура Хабаровского края уникальна и многообразна. Соединение традиций коренных народов Приамурья, переселенцев из западных регионов России, Сибири, Азии позволило вобрать все самое лучшее и создать то новое, что свойственно только дальневосточникам.

Одной из основных задач государственной культурной политики является сохранение традиционного культурного наследия. Традиционная культура – важнейшая составляющая духовного и культурного пространства любого народа, основа формирования национального самосознания. Это широкое понятие включает народные традиции, национальные особенности духовного уклада того или иного этноса, обряды, ритуалы, праздники, ремесла. Оно подразумевает также занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах – народной песней, музыкой, танцем, театром, поэзией, декоративно-прикладным искусством.

Значение и роль традиционной культуры в жизни народа неоценимы. Это и форма передачи народного опыта, и источник формирования народного характера, и одно из средств воспитания. Благодаря культурной и политической ситуации, сложившейся в нашей стране в последние десятилетия XX века, в Хабаровском крае произошли позитивные изменения: раскрепостилось сознание людей, возросла инициатива в районах края.

В Хабаровском крае проживают более 1 400 тысяч человек. Это русские, украинцы, татары, белорусы, евреи, мордва, немцы, чуваши, якуты, казахи. Наш регион один из немногих субъектов Российской Федерации, где исторически компактно проживают представители восьми северных этносов, которые отличаются самобытностью культуры: нанайцы, негидальцы, нивхи, ульчи, орочи, удэгейцы, эвенки, эвены. Сохранение национальных видов народного творчества жителей Приамурья неразрывно связано с развитием народных художественных промыслов, популяризацией фольклора.

Ежегодно Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры, Дальневосточный художественный музей проводят мониторинг состояния развития народных художественных промыслов и ремесел в крае, деятельности организаций и отдельных мастеров народных художественных промыслов, обобщают результаты мониторинга и вырабатывают предложения по использованию положительного опыта в их творчестве. Сформирован банк данных об организациях, мастерах народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства.

Дальневосточным художественным музеем, Хабаровским краевым музеем им. Н.И. Гродекова, Краевым научно-образовательным творческим объединением культуры проводится постоянная работа по сохранению, изучению и популяризации традиций народных художественных промыслов, фольклора, декоративно-прикладного искусства народов, проживающих на территории края, оказывается правовое и методическое содействие деятельности муниципальных музеев и учреждений культуры, организуется закуп произведений мастеров художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в фонд краевых и муниципальных музеев.

Для дальнейшего сохранения и развития исторически сложившейся системы народных художественных промыслов в 2009–2011 годах планируется осуществить меры по стимулированию и поддержке творческой деятельности мастеров народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства и других видов творчества традиционной народной культуры. Как и в предыдущие годы, будут проводиться фестивали, конкурсы, выставки и другие мероприятия по содействию пропаганде искусства народных художественных промыслов. Важно создать условия для получения образования с целью сохранения, развития, передачи мастерства по изготовлению художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, по осуществлению инвестиционных проектов сохранения и развития художественных промыслов народов, проживающих на территории нашего края.

Среди основных видов художественного прикладного творчества в славянских поселениях – вышивка, шитье, вязание, бисероплетение, изготовление изделий из природного материала (берестяные туеса, панно из дерева и др.). Главные направления художественного прикладного творчества в национальных приамурских селениях – изделия из бересты и рыбьей кожи, резьба по дереву, лозоплетние, выделка шкур и обработка сырья, вышивание бисером и подшейным волосом оленя, меховая мозаика, составление орнаментов, создание традиционной национальной одежды, шитье из ровдуги и меха, плетение бисером. Опытные мастерицы делятся своими навыками с молодым поколением, не давая тем самым оборваться этой важнейшей нити традиций.

Изделия мастеров художественного прикладного творчества, проживающих на территории муниципальных районов, выставляются в домах культуры сельских поселений, участвуют в районных фестивалях творчества, районных, краевых и всероссийских конкурсах.
В августе 2008 года в г. Хабаровске состоялся Первый Дальневосточный международный фестиваль художественных ремесел коренных малочисленных народов Севера «Живая нить времен», который был приурочен к Международному дню коренных народов мира. В рамках фестиваля прошли выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства, выставка национальных жилищ с представлением национальной кухни, мастер-классы по художественным ремеслам, демонстрация национальных костюмов и выступления
национальных творческих коллективов Ульчского, Солнечного, Охотского, Ванинского, Амурского, Комсомольского, Нанайского районов, Приморья и Сахалина.

Для того, чтобы сохранялись и развивались национальные культуры народов, проживающих на территории края, на базе Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры созданы и успешно действуют 12 национально-культурных центров. Всестороннюю помощь и поддержку получают 14 национальных культурных центров муниципальных образований края, которые способствуют выявлению и поддержке народных мастеров, национальных авторов, сбору и популяризации фольклорного материала.

Читайте также:  Авраам линкольн сохранил целостность страны

Уже стало традицией проведение в Хабаровском крае Международного фестиваля национально-культурных центров «Лики наследия». В 2008 году он прошел в Хабаровске, Амурском и Нанайском районах. В рамках фестиваля состоялись презентации центров русской культуры «Родник», «Аюшки» и «Дубравушка», центра украинской культуры «Зеленый клин» и Ассоциации корейских общественных организаций Сибири и Дальнего Востока. Среди участников «Ликов наследия» были не только представители национально-культурных центров Хабаровского края, но и гости из Республики Саха (Якутия), Республики Корея и Японии.

В целях сохранения традиционной народной культуры возобновились творческие смены «Дети Амура. Жизнь и творчество» и «Славянский дом» на базе детских оздоровительных лагерей, и ежегодно в них участвуют более 300 детей. «Дети Амура: жизнь и творчество» – это первые ступеньки для ребят в постижении национальных культур. Дети обучаются работе с берестой, деревом, постигают премудрости национальной кухни, знакомятся с традициями и обрядами.
Заметные события культурной жизни края – национальные праздники «Даси», «Даи дава», «Даи Аня», «Праздник Севера». С 2003 года по районам Хабаровского края шествует краевой фестиваль-эстафета фольклорных и обрядовых праздников «Бубен дружбы», цель которого – пропаганда различных жанров народной культуры (народное пение, танец, игра на национальных музыкальных инструментах, конкурс сказителей и т. д.), выявление талантливых и одаренных детей, подростков.

Кроме этого, фестиваль «Бубен дружбы» способствует решению вопросов благоустройства национальных сел, строительства стационарных сценических площадок, косметического ремонта сельских домов культуры, обеспечения коллективов сценическими костюмами, реквизитом, музыкальными инструментами.

В последнее время престиж национальных фольклорных коллективов на территории Хабаровского края неизмеримо вырос. С каждым годом при сельских домах культуры,
национальных культурных центрах создаются фольклорные коллективы. Если в 1990-х годах в Хабаровском крае было зарегистрировано около 20 фольклорных коллективов, то на сегодняшний день 58 фольклорных коллективов любительского художественного творчества. Наиболее известные среди них «Рождество» (Хабаровск), фольклорные ансамбли «Сиун» и «Тасима» (с. Ачан Амурского района), «Гива» (с. Булава Ульчского района), «Сэнкурэ» (Хабаровск), «Су гагпай» (с. Гвасюги района им. Лазо), «Кэку» (с. Кондон Солнечного района), которые с успехом представляли свое искусство в Японии, Китае, Канаде, Америке, в странах Западной Европы.

Значимыми событиями культурной жизни края стали Дальневосточный детский фестиваль исполнителей народной песни «Традиции живая нить» и фестиваль народного творчества «Россия начинается с Востока», посвященный 70-летию образования края, который стартовал в 2006 году в муниципальных районах, а в 2008-м завершился масштабным гала-концертом в столице края.

Традиции развития народного творчества в Хабаровском крае продолжаются. 2009 год отмечен проведением краевого смотра-конкурса среди молодых мастеров декоративно-прикладного творчества, краевыми фестивалями «Бубен дружбы» (с. Троицкое Нанайского района), «Играй, гармонь», Дальневосточного молодежного фольклорного фестиваля «Живая Русь».

Критерий процветающего общества – процветающая культура. Мы все хотим видеть Хабаровский край сильным регионом с богатыми культурными и духовными традициями, важнейшая часть которых – народное творчество. Потому что это наши корни, память предков и надежная основа для развития всех последующих поколений.

Александр ФЕДОСОВ,
министр культуры Хабаровского края.
Фото Тамары Тармашевой

Источник

Как сохранить национальную культуру?

Мне кажется что культура- это основа традиционного знания. Познание окружающего мира которая ставит перед человеком проблему адекватного восприятия новых знаний , которые стремительно входят в привычную жизнь.

Национальные ценности в духовной сфере-огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Сегодня культура существует в национальной форме самовыражения. Национальная культура зарождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Мне кажется что , самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры-это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенность национальной культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Если культура не имеет особого ,только ей присущего аромата, она подобна безликому человеку.

У каждой национальной культуры есть свои плоды духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой.

Читайте также:  Тест по теме типы стран современного мира

Каждая национальная культура принадлежит всему человечеству и обязана самовыразиться перед всем миром. Каждой из наших национальных культур еще предстоит сказать свое слово в мировой культуре нового времени. Ведь единой национально-культурной модели нет.

Культура каждого народа имеет свое предназначение. Национальная культура заключается в обычаях, традициях, национальной кухни, одежде , музыке песнях, танцах и т.п.

О сохранении национальной культуре размышлял В. Распутин. Размышляя над вопросом сохранения национальной культуры, Валентин Распутин, пересказывая сюжет книги С. Жапризо, проводит параллель между книгой и отечественной культурой. Он считает, что нашей культуре словно сделали пластическую операцию, чтобы некрасивость выдать за красивость, а безродность — за законное право владения.

Я разделяю позицию В. Распутина: национальная культура не должна находиться в положении Золушки, не должна финансироваться по остаточному принципу, а должна испытать уважительное отношение к себе, чтобы каждый чиновник заботился о ней.

В конце хотелось бы сказать : как говорят в народе национальная культура-это душа народа. Поэтому я думаю что ее нужно сохранять и передавать дальше из поколения в поколение.

Слов.

35. . В век космических скоростей люди перестали удивляться…

В век космических скоростей люди перестали удивляться — вот проблема, над которой размышляет Владимир Солоухин.

Во фрагменте из книги «Трава» В. Солоухин, рассуждая о горестной утрате людьми способности удивляться, приводит в пример себя. Ни лунный грунт, доставленный с далекой планеты, ни зондирование Венеры, ни чудовищные скорости на земле не вызывают у него удивления. Одно, что еще будит в душе писателя это чувство, — парашютик одуванчика. Автор даже цитирует строчки поэта: «Одуванчик из солнца уже превратился в луну», — а потом дует на воздушную планету, и она разлетается на тысячи пушинок. А в душе рассказчика что-то шевельнулось, дрогнуло.

Автор уверен, что душа каждого из нас еще жива только потому, что мы можем удивляться не мощным скоростям самолетов и машин, а солнечному одуванчику, раскрывающейся розе и прекрасной пушистой бабочке, севшей на ветку.

Я разделяю точку зрения автора, потому что каждое утро бегу посмотреть в сад, как раскрывается новый весенний цветок, послушать соловья и полюбоваться нежной зеленью листьев.

У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик. Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов- летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом — отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка?». Что-то необыкновенно нежное разлились в душе летчика-аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному.

Чувство удивления всему живому жило и в душе первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Он, познавший, что такое космическая скорость, увидевший Землю с орбиты, убедившийся, как она мала по сравнению с бесконечным космосом, ценил и удивлялся на земле красоте каждого деревца, каждого цветка.

Вот этому чувству удивления мы и должны учиться, чтобы вздрагивала и расцветала наша душа, когда мы видим «первый ландыш из-под снега» или белую березу под своим окном.

Слов.

Есть ли равенство в дружбе?

Дружба — одна из самых важных вещей в жизни каждого человека. «Старый друг лучше новых двух», — гласит древняя русская пословица. Дружба нужна всем, даже тем, кто это отрицает. И маленькому ребенку, и старику, и богатому занятому человеку

Очень много написано и сказано про дружбу и не знаешь, что можно еще добавить. Но сколько есть людей, столько и существует понятий о дружбе. Каждый ее понимает и воспринимает по-своему. Существует ли вообще настоящая дружба? Об этом задумывается почти каждый.

Мы часто путаем понятия: друзья и товарищи или коллеги. Многие считают, что у друзей должны быть одинаковые увлечения, общие взгляды на жизнь. Но сколько есть примеров искренней дружбы между людьми разных материальных благ; социального положения; разных национальностей; с большой разницей в возрасте; с разными образованиями.

Одними из главных составляющих дружбы есть искренность и честность.Искренность в словах, побуждениях, поступках. Искренне порадоваться твоему успеху может только друг, также и посочувствовать, когда тебе плохо. И безусловно, преданность и уважение друг к другу играют немаловажную роль. Настоящий друг выслушает, посоветует, но никогда не будет навязывать своего мнения, своих убеждений; не оставит тебя наедине с бедой. Еще лучше дружба проверяется расстоянием и временем.

Читайте также:  Столицы стран россии список по алфавиту

С настоящими друзьями мы не боимся показаться слабыми, неинтересными, глупыми, смешными. Друг воспринимает тебя таким, каким ты есть на самом деле, со всеми плюсами и недостатками. Друг не осудит, не предаст, с ним не страшны любые невзгоды.

Настоящие, искренние, дружеские отношения построить удается не каждому. Настоящая дружба строится на чем-то непонятном на первый взгляд, необыденном, чего сразу и не объяснишь. Она не ждет подарков и наград. Дружба просто существует. Нужно учиться ценить настоящую дружбу, тогда счастлив будешь сам и принесешь счастье окружающим тебя людям.

Настоящих друзей соединяет душевная близость, так сказать-родство душ. Общение между людьми, бескорыстные поступки и служат основой фундамента для дружбы. Она спрятана далеко, в глубинах души, а не в повседневных буднях. И такая дружба существует!

Дружба — одна из самых важных вещей в жизни каждого человека. «Старый друг лучше новых двух», — гласит древняя русская пословица. Дружба нужна всем, даже тем, кто это отрицает. И маленькому ребенку, и старику, и богатому занятому человеку.

Слов

Память сильнее времени.

Все в мире покроется пылью забвения,
Лишь двое не знают ни смерти, ни тления:
Лишь дело героя да речь мудреца
Проходят столетья не зная конца.
Фирдоуси
Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени.
Память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках также, а может даже более священна, чем память о выдающихся деятелях прошлого. «Под каждой могильной плитой — мировая история», — говорил Г. Гейне. И действительно, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях. Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее.
Выдающиеся герои великих исторических войн, участники переломных моментов истории — наши деды и прадеды. Их время было временем сражений. Они боролись за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас получили возможность жить в мире и спокойствии. Сейчас, к сожалению, об этом забывают. А ведь люди посвятили борьбе всю свою жизнь, некоторые погибли за светлые идеалы. У нас в семье из поколения в поколение передаются рассказы о Великой Отечественной войне, в которой участвовали наши деды (прадеды), бережно передаются записи, сделанные их рукой, их впечатления от тех событиях. И что бы сейчас ни говорили по поводу того, имела смысл или нет та война, правы были мы или нет, — для меня не существует такого вопроса. Меня возмущают люди, которые, не будучи сами живыми свидетелями происходящего в те дни, берутся осуждать и переделывать историю. Я считаю, что это были великие дни, а наши предки были великими людьми. И в укор подобным горе-критикам необходимо сохранить светлую память о них и передать будущим поколениям.
415 слов.

Источник

Adblock
detector