Какие есть способы сокращения госдолга в мире
Текст написан в соавторстве с Алексеем Воробьевым, заместителем руководителя управления аналитических исследований «ВТБ капитал управление активами»
За последние четыре года номинальный ВВП стран с развитой экономикой увеличился на $4,2 трлн, в то время как совокупный государственный долг вырос на $16,5 трлн. Стремительный рост долга в государственном секторе был связан с необходимостью масштабной поддержки частного сектора в период последнего финансового кризиса. За счет экстраординарных мер поддержки – фискальных стимулов, увеличения госрасходов, сверхмягкой денежно-кредитной политики и т. д. – взвешенная долговая нагрузка на бюджеты стран с развитой экономикой возросла с 73% ВВП в 2007 г. до 104% ВВП в 2011 г. Чрезмерная долговая нагрузка на центральные правительства развитых стран определенно является препятствием на пути к устойчивому восстановлению национальных экономик и тормозит рост мировой экономики в целом.
В международной практике существует несколько способов сокращения долга в государственном секторе, по-разному учитывающих интересы кредиторов. Поддержание темпов экономического роста, опережающих темпы роста государственного долга – самый дружественный по отношению к кредиторам и учитывающий интересы всех групп влияния. Однако этот способ очень долгосрочный, требующий не только поддержания низкой стоимости капитала, но и предельного уровня занятости, полной загрузки мощностей, повышения производительности труда, разработки принципиально новых технологий и т. д. Определенно, страны, испытывающие критические долговые проблемы, не могут позволить себе пойти по этому сценарию.
Повышение фискальной нагрузки и/или сокращение расходов государственного бюджета – следующий наиболее очевидный способ сокращения долга, учитывающий интересы кредиторов, но ограничивающий интересы бюджетополучателей. Этот способ уже используется многими странами с высокой долговой нагрузкой, но пока недостаточно интенсивно, чтобы решить накопленные долговые и бюджетные дисбалансы. Его оборотная сторона – дестимулирование экономического роста и возможное ухудшение глобального экономического цикла. В общем-то, этим объясняется осторожный подход центральных правительств в применении данного способа.
Третий способ лежит в сфере денежно-кредитной политики и заключается в поддержании отрицательных реальных процентных ставок в долгосрочном периоде или иначе – инфляционировании долга. Этот способ с переменным успехом используется во многих странах с развитой экономикой последние несколько лет и, в принципе, выглядит условно приемлемым для кредиторов, а также весьма комфортен для государства. Однако оборотной стороной является риск надувания мыльных пузырей на рынках финансовых активов в условиях чрезмерно мягкой денежно-кредитной политики.
Наконец, самый быстрый способ снижения долга в государственном секторе – дефолт и реструктуризация. Это самый неблагоприятный для кредиторов способ, но позволяющий единовременно решить проблемы с долгом и реанимировать экономическую активность в долгосрочном периоде.
На наш взгляд, в настоящее время центральные правительства и рынки капитала определенно стоят перед выбором мгновенного перераспределения благосостояния от кредиторов к должникам (дефолт/реструктуризация) либо долгосрочного инфляционирования госдолга (поддержание отрицательных реальных процентных ставок) с применением умеренного фискального ужесточения и/или сокращения госрасходов. Проблема заключается в том, что существует группа стран с развитой экономикой, которые не могут себе позволить пойти по второму варианту. С тем, чтобы определить группу риска, мы построили агрегированный индекс бюджетной стабильности, который показывает общую способность государства справиться со своим долгом с учетом его относительной величины и общего состояния бюджета. Проанализировав общий уровень долговой нагрузки на бюджеты, величину процентных платежей по госдолгу и относительный уровень доходов центральных правительств, мы выделили три группы стран.
Потенциальные дефолтеры – это первая группа стран, которые с высокой степенью вероятности могут объявить о дефолте либо реструктуризации. Все потенциальные дефолтеры из группы стран с развитой экономикой сконцентрированы в еврозоне. Отсутствие единой фискальной политики при едином валютном пространстве усугубляет проблему и делает дефолт как инструмент избавления от долговой нагрузки наиболее вероятным способом решения проблем. Греция и Ирландия, на наш взгляд, прошли точку невозврата, их основной путь лежит через реструктуризацию долга и/или постоянную поддержку со стороны стран – доноров Евросоюза, что не может продолжаться бесконечно. Португалия, Испания, Италия – следующие болевые точки стран зоны евро, которые продолжают испытывать бюджетные проблемы на фоне высокой долговой нагрузки. Повторение «синдрома Греции» возможно в любой момент у любой из стран этой группы, но не исключено, что проблемы еще можно избежать с помощью комбинации ряда вышеперечисленных мер: повышения фискальной нагрузки, сокращения расходов бюджета, продажи государственных активов и т. п.
Крупные должники – вторая группа стран, которая имеет серьезные дисбалансы в бюджете и высокую долговую нагрузку, но которые могут с этим справиться. США, Япония, Великобритания выглядят проблемными с позиций бюджетной стабильности, однако у них остается запас прочности через повышение фискальной нагрузки, сокращение госрасходов и проведение независимой денежно-кредитной политики. США и Япония тратят на обслуживание долга весьма умеренно по отношению к доходам бюджета, несмотря на относительно высокую долговую нагрузку к ВВП. Поддержание отрицательных реальных процентных ставок ЦБ значительно помогает им в этом. Так, средневзвешенная стоимость привлечения нового публичного долга для США составляет немногим больше 2%. Это достигается за счет того, что ФРС США, с одной стороны, остается покупателем казначейских обязательств, а с другой – сохраняет долгосрочную политику нулевых процентных ставок. Немаловажен тот факт, что казначейские обязательства США по-прежнему ассоциируется как безрисковый актив, номинированный в главной резервной валюте мира. Более того, сокращение госдолга и общего дефицита бюджета США вполне может быть достигнуто за счет повышения фискальной нагрузки даже при умеренном повышении процентных ставок ФРС.
Из этой группы стран наибольшую настороженность вызывает ситуация в Великобритании, где обслуживание долга съедает значительную часть доходов бюджета, а рыночная стоимость долга относительно высока. Банк Англии смягчает ее отрицательными процентными ставками в реальном выражении, однако этого может оказаться недостаточно в краткосрочном периоде. Выходом является либо реструктуризация долга, либо, что более вероятно, повышение фискальной нагрузки и сокращение социальных расходов, что непопулярно.
Наконец, третья группа стран – это должники, которым в настоящее время ничто не мешает обслуживать текущий долг или брать новый. Скандинавские страны занимают наиболее прочные позиции с точки зрения бюджетной стабильности среди стран с развитой экономикой. К этой группе относятся, прежде всего, Норвегия, Финляндия, Швеция и Дания. Сюда же можно отнести Швейцарию и ряд других стран с развитой экономикой. Германия и Нидерланды выглядят наиболее стабильными странами из зоны евро.
В заключении необходимо отметить, что величина совокупного госдолга второй группы стран составляет около $30,5 трлн, что равно около 2/3 совокупного госдолга развитых стран вместе взятых и более половины всех стран, включая развивающиеся. Инфляционирование долга крупнейшими должниками в долгосрочной перспективе и высокая вероятность волны потенциальных дефолтов в периферийных странах еврозоны уже сейчас сформировали условия для стратегического перераспределения вложений от инструментов с фиксированной доходностью к альтернативным классам активов, включая акции, несмотря на общий рост неприятия риска.
Автор — руководитель бизнеса портфельных инвестиций \»ВТБ капитал управление активами\».
Источник
В России растет (и будет расти дальше) госдолг. Хорошо это или плохо? И как на этом заработать?
Большинство экспертов сошлись на мнении, что большой госдолг – это скорее плохо, но заимствования российского Минфина пока не несут никаких рисков для финансовой системы. Но зачем вообще Россия берет деньги в долг? И может ли обычный гражданин на этом заработать? Разбираемся в этом вместе с нашими экспертами.
Российский госдолг растет, но насколько быстро?
В консервативном российском обществе любые долги воспринимаются негативно – это кредитная кабала, из которой выбраться невозможно (и в которую по жизни попадают жители большинства западных стран). Тем не менее, в последние годы ипотечные кредиты стали восприниматься в обществе гораздо лучше – кредит оказался выгоднее аренды, да и с самыми невыгодными микрозаймами начал бороться Центробанк. Однако, когда речь заходит о государственном долге, понять это становится сложно – ведь зачем России занимать (и платить за это проценты), если у страны есть огромные резервы в ФНБ?
Масла в огонь подливает свежая статистика – в конце февраля Счетная палата отчиталась о размере госдолга страны и его движении в течение 2020 года. Как оказалось, за год долги выросли почти на 40% и составили около 19 триллионов рублей. Это 17,8% от суммы ВВП, а еще примерно соответствует доходной части бюджета. Другими словами, Россия задолжала примерно столько же, сколько за год получает федеральный бюджет.
Много это или мало? Если сравнивать с госдолгом некоторых других стран – то не очень много, например, у Японии госдолг составляет 227% от ВВП, в США – почти 127%, в среднем по еврозоне – 120% от ВВП. С другой стороны, такую вещь, как внешний госдолг можно рассмотреть в динамике:
Как можно заметить, госдолг России за последние несколько лет находится примерно на одном уровне, иногда даже снижаясь (правда, в рублевом эквиваленте с 2014 года он вырос фактически вдвое).
Вот откуда образовались эти цифры:
- 70,1% – еврооблигационные займы. Это деньги, привлеченные Россией по облигациям, выпущенным не в рублях (чаще в долларах и в евро);
- 29,1% – предоставленные Россией государственные гарантии в иностранной валюте;
- 0,7% – задолженность перед другими государствами (которые не входят в Парижский клуб кредиторов).
То есть, Россия привлекает деньги по облигациям, а также гарантирует исполнение обязательств некоторых должников. Для сравнения, внутренний госдолг практически на все 100% состоит из облигаций федерального займа (и более половины от суммы – это ОФЗ с постоянным доходом).
Внутри России деньги государству одалживают все, кто имеет доступ к ОФЗ – это и население, и банки, и негосударственные пенсионные фонды, и паевые инвестиционные фонды, и многие другие инвесторы (и даже иностранцы – но долг все равно считается внутренним). Учитывая, что государство – достаточно надежный заемщик, а доходность по ОФЗ может быть выше ставок по вкладам, это действительно популярный формат сбережений.
При этом, что важно, Россия еще в 2019 году имела отрицательный чистый госдолг, что для развивающихся стран считается редким явлением. Это означает, что сумма резервов (международные, они же – золотовалютные резервы) была выше, чем сумма государственного долга. Но с началом пандемии долгов у государства снова стало больше, чем ликвидных активов.
Почему растет госдолг?
Как и во всех остальных странах, государственный долг России начал расти на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса. На систему здравоохранения, поддержку населения и бизнеса государство потратило большие деньги, а доходы бюджета резко сократились из-за того, что бизнес ушел на вынужденный простой. Соответственно, в бюджете быстро образовался дефицит. К тому же на бюджете сильно отразилась дешевая нефть и низкий спрос на газ в прошлом году.
Вообще же госдолг, как говорит доцент Финансового университета Оксана Васильева – это сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом профицитов. При этом профицит по итогам года за последние 15 лет образовывался 6 раз, а дефицит – 9 раз. Так, бюджет «в плюс» сводили в 2006-2008 годы, затем в 2011-м, а потом в 2018-2019 годы. Так, только за 2018-2019 годы профицит в сумме составил 4,7 триллиона рублей, а на следующие годы снова планировался профицит (который постепенно сводили бы в ноль). Но этого не произошло – мало того, что в 2020-м были использованы излишки прошлых лет, так еще и сформировался новый дефицит в 4,1 триллиона рублей.
Минфин специально сводил бюджет на 2021 год так, чтобы в итоге получился минус – иначе было нельзя. Ведь сокращать меры поддержки населения и бизнеса государство не может, а повышать налоги в период кризиса – не лучшая идея.
А еще есть другая проблем – даже если бюджет получит запланированную сумму налогов, это произойдет в конце месяца, квартала или года, но платить зарплаты и пенсии нужно каждый месяц, причем в начале. Соответственно, в бюджете возникает кассовый разрыв – бюджет получит деньги через месяц, но выплатить их нужно уже сейчас. Чтобы можно было профинансировать все расходы, государство занимает деньги.
В результате было решено, что государство займет в 2021 году займет внутри страны 3,7 триллиона рублей, а с учетом возврата долгов прошлых лет выйдет на триллион меньше. Более того, занимать деньги государство продолжит и дальше:
- в 2021 году госдолг вырастет до 20,4% ВВП;
- в 2022-м – до 20,8% от ВВП;
- в 2023-м – до 21,4% от ВВП.
Минфин периодически устраивает аукционы по размещению ОФЗ – чем выше спрос на них, тем более низкую доходность предлагает эмитент. Например, 10 февраля 2021 года Минфин разместил на аукционе 10-летние облигации на сумму 28,9 миллиардов рублей. Учитывая, что спрос был почти вдвое больше, Минфин продал бумаги почти по полной цене (96,53% от номинала), а инвесторы получат по этим бумагам постоянный доход в размере 6,47% годовых.
Покупают ОФЗ преимущественно банки, но через брокеров это может делать кто угодно – даже иностранцы (на них приходится треть купленных ОФЗ). Пока спрос на ОФЗ держится высокий, и у Минфина нет поводов для беспокойства – практически на каждом аукционе спрос оказывается выше предложения. В результате у государства оказывается достаточно денег, чтобы профинансировать все расходы из бюджета. Но даже если спрос снизится, продать облигации все равно будет возможно – пусть и с более высокой скидкой к номиналу бумаг.
Рост госдолга – хорошо или плохо?
Наращивание госдолга в 2021 году – судя по всему, единственно возможный вариант. Государство должно преодолеть последствия кризиса, оплатить огромные расходы на здравоохранение, да и национальные проекты никто не отменял. К тому же ожидается, что вскоре власти введут новые меры социальной поддержки, которые потребуют дополнительных бюджетных расходов.
Поэтому министр финансов Антон Силуанов считает, что увеличение госдолга – мера вынужденная. Да и уровень в 20% от ВВП – совершенно не опасен, при этом дополнительные деньги пойдут на поддержку населения и экономики. Правда, такой уровень госдолга возвращает Россию к ситуации 2004 года – именно тогда долги государства находились на таком уровне.
Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина так не считает. По ее мнению, любое наращивание госдолга – явление нежелательное. Она напоминала Минфину что брать в долг на развитие можно только в ограниченном объеме. А все страны, которые переставали следить за госдолгом, в итоге получили огромные проблемы. Кстати, Центробанк не так давно выступал против продления программы льготной ипотеки, а еще раньше ограничивал потребительское кредитование и предупреждал о новом пузыре.
Но на чьей стороне правда? Независимые аналитики считают, что пока все же прав Минфин. Большинство стран в кризис наращивает госдолг, и делают они это в куда больших масштабах, чем Россия. Например, развивающиеся страны в течение 2021 года увеличат госдолг более чем на 10% в среднем, тогда как долги России вырастут всего на 6,4 процентных пункта к ВВП. А недавно Антон Силуанов рассказал, что госдолг может вырасти еще меньше – если государство использует остатки бюджетных средств с прошлого года.
То есть, российский госдолг растет медленнее, чем долги других стран, и при нынешнем своем значении не угрожает финансовой стабильности страны. Тем не менее, экономисты предупреждают – увеличивать госдолг и дальше может быть чревато проблемами:
- риск возможных санкций . Если западные страны введут ограничения касательно российского долга, инвесторы могут предъявить все скупленные облигации к оплате. И тогда оплачивать их придется за счет ФНБ, иначе котировки российских облигаций упадут так сильно, что потянут за собой рубль;
- государство вынуждено конкурировать с частным сектором за деньги инвесторов . Конкуренция на долговом рынке означает, что эмитенты ценных бумаг готовы давать более высокие проценты по ним – то есть, бюджет несет повышенные расходы по процентам. А еще все деньги концентрируются в руках государства, и частному сектору их остается недостаточно. В итоге деньги инвесторов «проедаются», а не работают в реальном секторе экономики;
- более серьезное наращивание госдолга грозит проблемами с долговой устойчивостью . Как отмечает Оксана Васильева, 20% от ВВП – это действительно невысокий долг, но уже при долге в сумме 40-50% ВВП начинается критический уровень долговой зависимости;
- наращивание долгов не снимает проблему бюджетного дефицита, а только усугубляет ее , считает публицист Андрей Паршев. По его словам, государству рано или поздно все равно придется прибегнуть к эмиссии денег, чтобы расплатиться по долгам – что отразится на ценах.
Таким образом, наращивать госдолг можно, но только не очень активно (не доводить его до 50% от ВВП и выше), не забывая при этом искать более адекватные способы покрыть бюджетный дефицит. Например, вместо роста долгов можно сократить некоторые бюджетные расходы, а еще более тщательно контролировать налогоплательщиков и таможенные операции – чтобы получить больше доходов.
Но все же в сложившейся ситуации рост госдолга никак не мешает России – привлеченные деньги все равно пойдут на выплаты бизнесу (льготные кредиты и субсидии) и населению (пособия и другие виды социальной помощи). При этом выплаченные населению деньги в конечном счете получит бизнес – ведь пособия получают в основном малообеспеченные семьи, которые вскоре тратят деньги на продукты и другие товары.
Что госдолг несет жителям страны?
Госдолг напрямую не влияет на жизнь в стране. Пенсионерам и получателям пособий безразлично, за чей счет они получают выплаты – из налогов или заемных денег. Конечно, слишком большой рост долга в итоге ведет страну к дефолту, обрушению экономики и национальной валюты, но России это пока не грозит. Госдолг косвенно влияет на курс рубля, но это разница в 1-2 рубля на курсе доллара.
При этом госдолг несет гражданам страны и весьма интересные бонусы – а именно, возможность подзаработать. Например, Владимир Красильников из консалтинговой компании Rights Business Standard говорит, что американские казначейские обязательства долгие годы считались хорошим вариантом вложения средств. Но сейчас в США госдолг доходит до предельной границы и по правительственным бумагам появляются риски дефолта. Правда, дефолт США – понятие все же гипотетическое.
А в России облигации федерального займа – один из самых интересных вариантов инвестирования. По ним можно получить доходность выше ставки по банковским вкладам, но и это не главное. Главное – то, что ОФЗ можно покупать на индивидуальные инвестиционные счета и потом получать вычет в размере 13% от стоимости купленных бумаг. Важно лишь, чтобы средства провели на ИИС как минимум 3 года.
Купить обычные ОФЗ с постоянным доходом напрямую россияне не могут – это делают банки или инвестиционные компании. Но можно купить такие облигации на ИИС или на брокерский счет. Что с ними делать дальше – каждый решает сам. Например, ОФЗ можно продать через 3 года, или продержать их до погашения, получая купонный доход.
Средние ставки по ОФЗ-ПД сейчас примерно такие:
- со сроком обращения 3 года – 5,3% годовых;
- со сроком обращения 5 лет – 4,5% годовых;
- со сроком обращения 8 лет – 5,7% годовых;
- со сроком обращения 10 лет – 7,65% годовых;
- со сроком обращения 15 лет – 5,68% годовых;
- со сроком обращения 20 лет – 7,7% годовых.
Фактическая доходность по облигации будет чуть меньше: купить ее можно только с премией к номиналу (например, за 1075 рублей при номинале в 1000 рублей), а купонный доход рассчитывается от номинала. Но если с течением времени средние ставки по рынку снизятся, ОФЗ с более высокой доходностью вырастет в цене – тогда совсем необязательно ждать даты погашения облигации, ее можно продать через брокера по рыночной цене.
А не так давно Минфин запустил еще более простой инструмент – так называемые «народные» облигации, их так и назвали: ОФЗ-н. Такие облигации продаются только физлицам напрямую через банки. Номинал тот же (1000 рублей), срок – 3 года, выплата купонного дохода – раз в полгода. Ставка по ОФЗ-н в среднем выше, чем по ОФЗ-ПД. Например, если продержать такую облигацию все 3 года, среднегодовая доходность составит 6,41% – по трехлетней ОФЗ-ПД ставка на процентный пункт ниже.
Но главный минус в том, что «народные» облигации нельзя покупать на ИИС (нельзя получить вычет в 13%), а продавать их можно только обратно в банк, который их продал. Однако этот вид облигаций защищен государством, а выплаты гарантированы.
Так что «домашние» инвесторы могут выбирать между более сложным механизмом ОФЗ+ИИС (что даст более 10% годовых) и более простыми ОФЗ-н с более низким доходом.
Источник