Особенности развития интеграционных процессов в странах СНГ
После распада СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь. Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российскую Федерацию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) в 1991 г. Создание Содружества было прежде всего политическим шагом, призванным сохранить в том или ином виде систему экономических и культурно-исторических связей на постсоветском пространстве.
Факторы способствующие образованию СНГ:
*разделение труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Сложившееся разделение труда в знач. степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития
тесные связи из-за смешанного населения, смеш. браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованность в свободном перемещении людей и т.п.
* Технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.
факторы, осложняющие:
*республики стремились укрепить свою власть, отделившись друг от друга.
* неодобрение со стороны Запада, кот. рассматривал попытки интеграции СНГ как «воссоздание СССР»
* интеграция СНГ осуществлялась в условиях глубокого экономического кризиса.
*отсутствовали согласованные цели и последовательность интеграционных действий.
Особенности интеграции стран СНГ:В сентябре 1993 года главами государств Содружества был подписан Договор о создании Экономического союза для формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении Т, У, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хоз. деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
В 1995 году были подписаны Соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях четырех стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) и Соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик в составе Беларуси и России с созданием соответствующих координационных органов.
В октябре 2000 года главами государств пяти стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2005 года к этой организации присоединился Узбекистан, с 2008 является наблюдателем. Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов.
В сентябре 2003 года четырьмя странами — Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной было подписано соглашение о формировании ЕЭП (Единого экономического пространства). Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые. Обеспечивает свободное движение граждан, доступ на рынки, либерализация валютной политики, согласование структурных перестроек экономики. В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего,. формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.
В 2010 году Беларуссия, Казахстан, РФ формируют Таможенный союз. Основу ТС составили 40 договоров на международном уровне, принятых в течение 2009 года. С июня 2010 года вступил в силу и стал применяться на территории стран-участников Таможенный кодекс. К июлю 2011 года на границах этих государств был отменен транспортный контроль. 18 октября 2011 года восемь государств — участников содружества Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения,Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали новый договор о зоне свободной торговли в СНГ взамен не вступившего в силу договора о создании зоны свободной торговли от 1994 года.
Союзное государство (Россия и Белоруссия) 2 апр. 1997 г. В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства)
Итоги деятельности СНГ за годы существования довольно скромные. Мощного и дееспособного экономического и политического союза между новыми независимыми государствами создать не удалось. Интересы этих стран экономические и политические существенно расходятся. Между ними существует немало острых политических противоречий. Не смогла сыграть объединяющую роль и Россия, которая в силу своего экономического положения не стала центром политического и экономического притяжения для этих стран. Проблемы: различия в уровнях экономического развития государств, этнические противоречия, противоречия внутри СНГ проблема раздела вооруженных сил бывшего Союза.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2012г. доля топливно-энергетических товаров составила 55,4% от всего экспорта в эти страны (в 2011г. — 55,3%) . Внешнеторговый оборот России в 2012 г. со странами СНГ — $117,7 млрд.С прохождения ряда интеграционных процессов товарооборот вырос на 33 %.
Преимущества: 1).географическое положение СНГ, по которому проходит самый короткий сухопутный и морской путь из Европы в Юго–Восточную Азию. 2). дешевая рабочая сила и энергоресурсы создают потенциальные условия для подъема экономики. Здесь производится 10% мировой электроэнергии (четвертое место в мире по ее выработке).. Геополитические интересы России в СНГ очевидны: сохранение на постсоветском пространстве региональной безопасности, сохранить традиционные российские рынки сбыта и взаимный контроль над богатой сырьевой базой, транспортными и информационными коммуникациями; использовать оставшуюся постсоветскую военную инфраструктуру.
Источник
Интеграционные процессы в рамках СНГ: ход, акторы, перспективы
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано 8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще) руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.
21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в г. Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.
Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 года, принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 года. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ.
В августе 2005 года Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.
Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.
В январе 1993 года принят Устав СНГ, в январе 1996 года приняты положения об эмблеме и флаге СНГ. Согласно Уставу, государства-члены СНГ суверенны и равны и являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Уставные цели и направления деятельности СНГ:
· осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств‑участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
развитие равноправного и взаимовыгодного партнерства в сфере экономики через формирование зоны свободной торговли;
обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными нормами международного права и документами ОБСЕ;
· сотрудничество между государствами-участниками в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению гонки вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов ОМУ, достижение всеобщего и полного разоружения;
· достижение более тесного взаимодействия государств СНГ с ООН и другими международными организациями в сфере урегулирования международных конфликтов;
· содействие гражданам государств-участников в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
· взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
· объединение сил и средств в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
· мирное разрешение споров и конфликтов между членами Содружества.
Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты. В Содружестве действуют около 70 межгосударственных (межправительственных) координационных и консультативных органов СНГ, основными из которых являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Экономический суд, Межгосударственный банк, Межпарламентская ассамблея, Исполнительный комитет.
В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий.
В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН предоставила Содружеству Независимых Государств статус наблюдателя.
Ключевыми этапами на пути становления СНГ стали заключение Соглашения о создании зоны свободной торговли 15 апреля 1994 года, а также Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза, и Соглашения о создании Платежного союза государств-участников СНГ 21 октября 1994 года.
На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями:
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Задача ОДКБ ‑ координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Приоритетные направления деятельности ‑ наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов;
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);
Союзное государство России и Белоруссии.
Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ).
Наиболее последовательную и конструктивную позицию в реализации интеграционных инициатив занимают лидеры России, Белоруссии и Казахстана. Более того, понимание необходимости в усилении интеграционных процессов на постсоветском пространстве, как фактора политической и экономической безопасности, у большинства государств СНГ все же присутствует. Подтверждение тому — довольно успешное сотрудничество в рамках таких межгосударственных объединений, как Союз России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ОДКБ и ряда других.
Перспективы: Разновекторная, дифференцированная, многосторонняя и многогранная система интеграции на пространстве СНГ является ключевым дезинтегрирующим фактором. События будут наиболее стремительно развиваться вокруг государств Центрально-азиатского региона. в основу деятельности глав постсоветских государств должно лечь глубокое понимание интересов своих народов в их самоопределении и в выборе вектора интеграции, и уже на этой базе поиск и разработка продуманной политики коллективной безопасности, включающей в себя в том числе экономические, политические, гуманитарные и другие компоненты.
СНГ открыто демонстрируют желание конструктивно работать, признавая ведущую роль России, как единственно возможного гаранта безопасности и ключевого актора в развитии интеграционных процессов.
существует несколько сценариев организации: 1) полная интеграция;; 2) «интеграция разных скоростей»; 3) СНГ- клуб по интересам (СНГ как зонтик, под которым будут формироваться другие союзы и организации); 4) распад СНГ.
Институциональная структура СНГ
СНГ – региональная межправительственная организация. Первый учредительный документ – соглашение о создании 8 декабря 1991. Второй – протокол к соглашению – 21 декабря 1991 г, Алма-атинская декларация в тот же день. В 1993 г был принят Устав СНГ. Устав делится на разделы, включает цели и принципы. Принципы стандартные: суверенные равенство государств, мирное разрешение споров. Цели – осуществление сотрудничество политическое, экономическое и гуманитарное ,создание общего экономического пространства . обеспечение прав и свобод человека, взаимная правовая помощь, содействие разного рода контактов и решение споров ,учёт интересов друг друга и духовное единение народов ,сохранение культурных ценностей и культурный обмен.
Органы СНГ
СГГ (Совет Глав Государств)
СГП – совет глав правительств,
СМИД — совет министров иностранных дел.
Координационно-консультативный комитет – ККК.
Совет министров обороны.
Совет командующих пограничными войсками
экономический Суд СНГ.
Комиссия СНГ по правам человека.
СГГ – самый главный, собирается 2 раза в год. Но бывают чрезвычайные сессии. Чрезвычайная сессия может быть создана по инициативе любого государства – члена.
Совет глав правительств заседает как минимум 4 раза в год. Так же могут быть чрезвычайные внеочередные заседания.
Есть возможность создавать вспомогательные органы. Собираются рабочие группы перед совещанием, эта группа готовит рекомендации для совещания самих глав государств. . совет министров иностранных дел лично контролирует внешнюю политику стран СНГ. Это консультативный орган.
ККК – постоянный орган, исполнительный и координирующий. Входят полномочные представители, полномочие от всех государств. Функция – вносить предложения по вопросам в самых разных сферах. Кроме того он следит за выполнением конкретных обязательств, прежде всего в экономической сфере. Все эти люди сидят в Минске.
Существовала концепция объединённых вооружённых сил в Европе, в последствие отказались.
Сейчас существует штаб по координации военного сотрудничества.
1992 – был создан совет командующих пограничными войсками.
Военнополютическое сотрудничество в СНГ
Ядрная проблема. После распада СССР оружие осталось в Украине, Казахстане и Белоруссии. Белоруссия отказалась добровольно. Остальных пришлось уламывать. Причём у Казахстана оказалось больше оружия, чем у Франции и Великобритании
1994 – Будапештская декларация о гарантиях безопасности.
Разрешение различных конфликтов.
Судебные органы СНГ.
· Экономический Суд СНГ. Компетенция права трактовать положения соглашений и иных актов СНГ. Механизма по принуждению у Суда нет. 1992 – принято положение о его статусе. 1994 – принят официальный регламент Суда.
Межпарламентская ассамблея
Обеспечивает деятельность межпарламентских делегаций. Создано на основании соглашения руководителей парламентов 27 марта 1992 г. ассамблея занимает целый раздел в Уставе. Делегации избираются, либо назначаются парламентами стран-участников. Образует совет Ассамблеи. Сессии ассамблеи проходят не реже 2 раз в год. Одна из задач ассамблеи – организация законодательства. Обсуждает: даёт консультации советам государств и советам глав правительств. Разрабатывает модельные и типовые законы. Она же следит за ратификацией договоров и соглашений в рамках СНГ.
Комиссия по правам человека – консультативный орган, который контролирует выполнения обязательств в сфере защиты прав человека.
Секретариат отвечает за организационно-техническое обеспечение органов и предварительную экспертизу проектов и документов.
Органов отраслевого сотрудничества много: совет по международному транспорту. Межгосударственный экологический совет. Межгосударственный совет по космосу. Межгосударственный совет по электроэнергетике.
Главные принципы экономического сотрудничества – взаимозависимость и взаимодополняемость. Единая система транспорта.
Источник