Меню

Как рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира»
методическая разработка по географии (10 класс)

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику В.П.Максаковский «География». В заданиях предусмотрено сочетание проблемного и поискового методов. В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения.

Скачать:

Вложение Размер
Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира». 17.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:

Сопоставив полученные данные, сделать вывод — какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Азия и Тихоокеанский регион

Латинская Америка и Карибский регион

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран:

Сопоставив полученные данные, сделать вывод — какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран:

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод — ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран ( по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним — и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум в 10 классе с использованием электронных таблиц Excel.

Практическая работа по ресурсообеспеченности для 10 класса.

Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира » .

Данная практическая работа является програмной во многих УМК. Содержит цифровой материал и задания для учащихся.

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира». Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность». 2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообе.

Задания для проведения практической работы «Изучение и объяснение географическихособенностей половой и возрастной структуры населения в отдельныхстранах и регионах мира».

использование данной практической работы позволяет ученикам лучше понимать особенности половой и возрастной структуры населения в странах, отличающихся социально-экономическими особенностями.

Источник

Практическая работа №1 рабочей тетради по Географии 10-11 класс — Кузнецов А.П.

Предмет: География Класс: 10-11 класс Автор учебника: Кузнецов А.П. Год издания: 2014 Издательство: Кол-во заданий: 30 Кол-во упражнений:

Цель: развитие умений читать, сопоставлять и анализировать статистические данные, содержащие тематических карт в атласе лоя составления сравнительной характеристики ресурсообеспеченности двух стран.

Содержание

Оценка ресурсообеспеченности США и Китая [ править | править код ]

Что такое ресурсообеспеченность [ править | править код ]

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.
  • Чтобы ввести текст в этот раздел, нажмите кнопку «править».
  • Что такое ресурсообеспеченность?

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размером их использования. Выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения. [1]

  • Как рассчитать ресурсообеспеченность?
  • Какие показатели необходимы для определения ресурсообеспеченности?
  • Какие природные ресурсы имеют первостепенное значение в жизни современной страны?

Запасы некоторых видов минерального сырья в США и Китае [ править | править код ]

Проанализируйте данные таблицы:

Запасы некоторых видов минерального сырья в США и Китае

Вид минеральны ресурсов США Китай
Нефть (млрд. тонн) 4 3
Природный газ (трлн. м 3 ) 5 1
Уголь (млрд. тонн) 250 120
Железные руды (трлн. тонн) 15 46
Алюминиевые руды (млн. тонн) Небольшие 32
Медные руды (млн. тонн) 1,1 0,6
Фосфориты и апатиты (млрд. тонн) 1,2 6,6
Золото (тонн) 250 250
  • Каков уровень запасов минеральных ресурсов США и Китая? Сделайте выводы:

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.
  • Чтобы ввести текст в этот раздел, нажмите кнопку «править».

Обеспеченность США и Китая некоторыми видами минерального сырья [ править | править код ]

  • Рассчитайте обеспеченность США и Китая некоторыми видами минерального сырья. Заполните таблицу:
  1. Площадь США – 9,36 млн. км 2 . Население – 317 млн. человек.
  2. Площадь Китая – 9,6 млн. км 2 . Население – 1,36 млрд. человек.
обеспеченность США и Китая некоторыми видами минерального сырья

Вид полезных ископаемых Срана Добыча в 2011 г., (млн. тонн) На сколько лет хватит запасов На душу населения
Нефть США 277
Китай 199
Железные руды США 54
Китай 1200
Фосфориты и апатиты США 28
Китай 72

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.
  • Чтобы ввести текст в этот раздел, нажмите кнопку «править».

Водные и лесные ресурсы США и Китая [ править | править код ]

Проанализируйте карту водных (или лесных) ресурсов в атласе. Ответьте на вопросы:

  • Насколько велики водные (лесные) ресурсы США и Китая
  • Каковы особенности размещения водных (лесных) ресурсов по территории США и Китая?
  • Каково обеспеченность каждой их этих стран водными (лесными) ресурсами в расчёте на душу населения?

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.
  • Чтобы ввести текст в этот раздел, нажмите кнопку «править».

Особенности агроклиматических ресурсов США и Китая [ править | править код ]

Выявите особенности агроклиматических ресурсов США и Китая на основе анализа соответствующей карты атласа. Ответьте на вопросы:

  • В чём сходство агроклиматических ресурсов США и Китая?
  • Как различаются агроклиматические ресурсы двух стран?
  • В какой из этих стран больше возможностей для развития сельского хозяйства? Почему?

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.
  • Чтобы ввести текст в этот раздел, нажмите кнопку «править».

Выводы о ресурсообеспеченности США и Китая [ править | править код ]

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности США и Китая на основе сравнительной характеристики следующих параметров:

  • а) размеры (величина) природно-ресурсного потенциала;
  • 6) особенности структуры природно-ресурсного потенциала (разнообразие, комплексность>;
  • в) ресурсные возможности для развития отраслей промышленности, сельского хозяйства;
  • г) особенности размещения (региональные различия, сочетания отдельных видов в различных районах, районы с ограниченным природно-ресурсным потенциалом и т. д.).

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.
  • Чтобы ввести текст в этот раздел, нажмите кнопку «править».

Обобщение по теме «Природа и человек в современном мире» [ править | править код ]

  • Дополнить схему. Виды природных ресурсов.
  • Какое значение имеет природная среда для жизни человека?
  • Перечислите факторы, которые привели к возросшему воздействию на природу в настоящее время?

Подчеркните основные критерии ресурсообеспеченности.

  • а) абсолютная величина ресурсов
  • 6) географическое размещение ресурсов внутри страны
  • в) масштабы использования ресурсов
  • г) экономическая эффективность использования ресурсов

Определите регион, наиболее обеспеченный водными ресурсами.

  • а) Юго-Западная Азия
  • 6) Северная Африка
  • в) Центральная Азия
  • г) Юго-Восточная Азия

Какое утверждение о мировых природных ресурсах является верным?

  • а) В составе растительности северного лесного пояса преобладают лиственные породы деревьев.
  • 6) Наиболее крупные нефтегазоносные провинции сосредоточены в зарубежной Европе.
  • в) Оловянный рудный пояс простирается по Тихоокеанскому побережью Евразии и Австралии.
  • г) Реки Юго-Западной Азии и Австралии обладают высоким гидроэнергетическим потенциалом.

В топливно-энергетическом балансе стран мира в последние годы возрастает доля

  • а) угля
  • в) нефти
  • 6) природного газа
  • г) атомной энергии

Соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами их использования — это

  • а) ресурсопользование
  • 6) ресурсообеспеченность
  • в) ресурсосбережение
  • г) ресурсоёмкость

Какая из перечисленных характеристик соответствует эпохе присваивающей экономики?

  • а) преобладание природных и природно-антропогенных ландшафтов
  • 6) расширение масштабов аграрного производства
  • в) ограниченное использование биологических ресурсов
  • г) критическое состояние природной среды

Какая из перечисленных характеристик соответствует индустриальной эпохе?

  • а> естественное состояние природной среды
  • 6) производящая деятельность представлена аграрным хозяйством и ремёслами
  • в) увеличение масштабов использования природных ресурсов
  • г) глобальные кризисы — энергетический, сырьевой и др.
  • д) Резкое расширение масштабов использования всех видов природных ресурсов, в том числе невозобновимых источников энергии

Географическая среда включает:

  • а) всю планету Земля
  • 6) космическое пространство
  • в) города и транспортные пути
  • г) верхнюю часть земной коры, её поверхность, большую часть дна Мирового океана, нижнюю часть атмосферы и ближний космос

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.

Источник

Читайте также:  Фоны профиля стим страны
Adblock
detector