Меню

Как формируется бюджет страны кратко

Как формируется и расходуется государственный бюджет

Судьба налогов на первый взгляд проста: все они поступают в бюджеты государственных органов управления. Федеральные налоги идут в федеральный бюджет, а местные — в бюджеты местных органов власти.

Если взять для примера федеральный бюджет России, то он утверждается Государственной думой и Федеральным собранием — высшей законодательной властью страны. Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполнение. Оно организует (через Министерство финансов и Налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.

Такое разделение прав и обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти помогает поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бездумной или корыстной траты денег государственными чиновниками. Посмотрим, как выглядел, например, бюджет России на 2004 г.

Справка об основных характеристиках федерального бюджета за 2004 г, (в тыс. р.)

Доходы, всего 3 075 147 646
В том числе:
1. Налоговые доходы 2 438 610 860
Налоги на прибыль. Налоги на товары и услуги 184 698 076
Лицензионные и регистрационные сборы 1 075 461 986
Налоги на совокупный доход 162 249
Налоги на имущество 107 092
Платежи за пользование природными ресурсами 393 918 995
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 761 082 534
Прочие налоги, пошлины и сборы 23 179 928
2. Неналоговые доходы 198 970 227
В том числе:
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций 151 729 060
Доходы от продажи нематериальных активов 14
Поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников 3
Административные платежи и сборы 2 202 116
Штрафные санкции, возмещение ущерба 1 367 663
Доходы от внешнеэкономической деятельности 35 396 574
Прочие неналоговые доходы 8 274 797
3. Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы 35 772 940
4. Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии 13 382 175
5. Единый социальный налог 388 365 440
6. Неклассифицированные доходы 46 004
Расходы, всего 2 288 787 437
В том числе:
Государственное управление и местное самоуправление 63 583 488
Судебная власть 26 406 465
Международная деятельность 39 026 539
Национальная оборона 364 155 109
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 265 541 898
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 38 256 203
Промышленность, энергетика и строительство 51 245 176
Сельское хозяйство и рыболовство 23 044 323
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 10 692 324
Транспорт, связь и информатика 5 196 525
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 23 151 187
Образование 98 341 314
Культура, искусство и кинематография 14 051 098
Средства массовой информации 10 211 016
Здравоохранение и физическая культура 38 105 335
Социальная политика 138 344 767
Обслуживание государственного и муниципального долга 187 597 983
Пополнение государственных запасов и резервов 14 546 802
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы 797 379 975
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров 9 295 223
Мобилизационная подготовка экономики 840 131
Исследование и использование космического пространства 11 339 979
Военная реформа 5 533 847
Прочие расходы 1 806 997
Целевые бюджетные фонды 12 071 483
Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+) 786 360 209
Источники финансирования, всего -786 360 209
В том числе:
Источники внутреннего финансирования -577 538 983
Источники внешнего финансирования -208 821 226
Читайте также:  Энергетика стран мира таблица

Познакомившись с перечнем статей государственных расходов, вы увидите, что они отражение тех функций государства, о которых говорилось выше. Построение бюджета должно подчиняться бюджетному тождеству:

Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферты = Поступления налогов и пошлин

Когда доходы и расходы правительства совпадают, государственный бюджет называют сбалансированным. Это почти идеальная ситуация для любого государственного финансиста (абсолютно идеальная — когда доходы бюджета превышают его расходы и можно отложить деньги в государственные сбережения на будущее). Именно к такой финансовой политике на всех уровнях — от семьи до государства — некогда призывал всех мистер Микобер, один из персонажей романа Чарлза Диккенса «Дэвид Копперфилд»: «Годовой доход двадцать фунтов, годовые расходы девятнадцать фунтов девяносто шесть пенсов, результат — счастье. Годовой доход двадцать фунтов, годовые расходы двадцать фунтов шесть пенсов, результат — нищета».

Но управлять государственными финансами строго по схемам Диккенса, т. е. на основе бюджетного тождества, на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых и новых расходов пенсионеры, отрасли, находящиеся в кризисном положении, музыканты, учителя, ученые, армия. И этот список просителей внушителен. У каждого просителя свой резон, но ведь и финансовые ресурсы государства небесконечны.

И если государство уступает этим просьбам, то в конце концов оно попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать возможные доходы государства от налогообложения. Иными словами, левая часть уравнения оказывается больше, чем правая, и бюджетное тождество превращается в неравенство:

(Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферты — Поступления налогов и пошлин) > 0

Это означает, что государственный бюджет составлен с дефицитом.

В декабре 1993 г. дефицит государственного бюджета Российской Федерации составлял 16% к доходам бюджета, а в декабре 1994 г. — уже 35% (что в абсолютном выражении составляло 50,8 трлн р.). Годовой бюджет на 1995 г. был принят с дефицитом на уровне примерно 29%. На 2000 г. бюджет поначалу был принят — впервые за 90-е гг. — без дефицита. Но затем стало ясно, что расходы государства будут больше ожидаемых, и бюджет все равно пришлось корректировать. И только в 2001-2003 гг. (во многом благодаря очень высоким мировым ценам на нефть и соответственно большим налоговым поступлениям с нефтяных компаний) бюджет Российской Федерации стал сбалансированным, а затем и профицитным.

Читайте также:  Перечислить смешанные страны экономики

(Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферты — Поступления налогов и пошлин)

Источник

Как формируется бюджет страны кратко

Сохраняйте данные
показателей бюджета

В личном кабинете вы сможете собрать все необходимые вам данные о расходах Минпромторга России

Сохраняйте данные
показателей бюджета

Детализируй планы-графики расходов

Сохраняйте данные
показателей бюджета

Узнайте, какую меру поддержки может получить ваше предприятие

Восстановление доступа

Введите адрес, который вы указывали при регистрации

Как формируется бюджет России и из чего он состоит

Как складывается федеральный бюджет России?

Во-первых, ФЗ разрабатывается Правительством РФ, а утверждает его Федеральное Собрание РФ в виде федерального закона. В нем описан процесс образования и использования бюджетных средств.

Во-вторых, госбюджет отвечает за перераспределение доходов страны и ВВП. Благодаря этому мобилизуются финансовые ресурсы. За счет них регулируется экономическое развитие, реализуются социальные проекты и укрепляется обороноспособность страны.

Порядок утверждения федерального бюджета России во многом зависит от того, как денежные средства распределяются среди разных отраслей. Значительная часть идет на народное хозяйство, производственную и непроизводственную сферу и регионы.

Особенности бюджетного процесса

Государственная Дума РФ должна посмотреть и изучить текста проекта закона о федеральном бюджете не позднее начала октября текущего года. В соответствии с Бюджетным кодексом он рассматривается в трёх чтениях.

Обычно, в первом чтении внимание отводится основным параметрам госбюджета. Кроме того, Госдума не может изменять доходы и дефицит бюджета. Исключение возможно по причине положительного заключения Правительства РФ. Также есть примеры отклонения госбюджета – тогда организуется согласительная комиссия, которая решает, какие изменения должны быть внесены.

Со вторым и третьим чтением проще – предварительно Госдума утверждает разделы, а затем подразделы. Финальная версия отправляется Совету Федерации РФ, а потом на подпись Президенту РФ. Если он не соглашается с установленным госбюджетом на будущий финансовый год и плановый период, то дело вновь переходит согласительной комиссии. В ее состав уже входит представитель Президента РФ.

В результате доработанный закон о ФЗ должен быть опубликован в СМИ. В России неопубликованные законы не имеют юридической силы.

Стоит отметить, проблемы формирования государственного бюджета России могут возникнуть после принятия закона – могут возникнуть непредсказуемые ситуации. По этой причине госбюджет может быть видоизменен.

Источник

Как формируется бюджет страны кратко

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Читайте также:  Магний запасы по странам

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

Источник

Adblock
detector