Кафедра стран северной европы
долгом пути специализации по истории стран Северной Европы
в Петрозаводском государственном университете. Двадцать лет
назад при кафедре всеобщей истории ПетрГУ была образована
Лаборатория по проблемам Скандинавских стран и Финляндии,
которую возглавил еще один сегодняшний юбиляр профессор Лео Вальтерович Суни. Но начиналось все гораздо раньше.
У истоков отечественной финнистики стоял Иван Иванович Кяйвяряйнен, заведовавший кафедрой всеобщей истории почти 40 лет (1944—1982). Первым в нашей стране он занялся изучением русско-шведско-финских отношений начала XIX в. и историей присоединения Финляндии к России. Его статьи 1950—1960-х гг., а также монография «Международные отношения на Севере Европы в начале XIX в. и присоединение Финляндии к России»
(Петрозаводск, 1965) во многом изменили представления советских историков о положении Великого княжества Финляндского в составе Российской империи и стали началом большой научной работы, продолженной его учениками. Уже в конце 1940-х гг.
стараниями И. И. Кяйвяряйнена на кафедре был создан студенческий научный кружок, члены которого занимались историей Финляндии и российско-финляндских отношений. Не было ни одной студенческой конференции, где бы участники научного кружка не выступали с докладами по этой проблематике. Многие впоследствии продолжили свою учебу в аспирантуре. Так в Петрозаводском университете было положено начало подготовке кадров для отечественной нордистики.
В 1954 г. на университетской студенческой конференции выступил со своим первым научным докладом студент III курса Лео Суни. В 1963 г. после окончания аспирантуры Тартуского университета он возвращается на кафедру и с его приходом на историческом факультете начинают регулярно читаться курсы по истории стран Северной Европы. Тогда же, в 1960-е гг., завязываются дружба и прочные научные контакты историков Петрозаводска и Финляндии.
В 1970 г. на истфаке появилась уже специальная группа, углубленно изучавшая историю Скандинавских стран и Финляндии, финский и шведский языки. Немало усилий тогда понадобилось профессору И. И. Кяйвяряйнену, чтобы убедить вузовское и московское начальство в необходимости такой специализации в нашем университете, но эти усилия не пропали даром. Многие из тех, кто работает сейчас в ПетрГУ и ИЯЛИ КарНЦ РАН, являются выпускниками той, еще официально непризнанной, но хорошо известной в республике «скандинавской группы». В условиях Петрозаводска (отсутствие специальной литературы и архивных источников) трудно было заниматься собственно скандинавистикой, тем не менее тематика дипломных сочинений студентов-нордистов ПетрГУ всегда отличалась большим разнообразием, охватывая историю всех пяти североевропейских стран.
Появляются диссертации по истории Швеции и российскошведских отношений (Г. М. Коваленко, А. В. Толстиков). Но приоритетом всегда оставались финские исследования, чему в немалой степени способствовали сильная языковая школа и хорошие контакты с университетами и научными учреждениями Финляндии. Результатом активного развития карельской финнистики в 1960—1980-е гг. стали многочисленные труды по истории Финляндии и различным аспектам российско-финляндских отношений (И. И. Кяйвяряйнен, И. И. Сюкияйнен, М. Н. Власова, М. Х. Киуру, А. С. Жербин, А. П. Лайдинен, Л. В. Суни, Г. Д. Корнилов, И. Р. Такала, Е. Ю. Дубровская, И. М. Соломещ).
В результате на историческом факультете сложился коллектив ученых, позволивший открыть первую в университетах страны специализацию по истории Скандинавских стран и Финляндии.
Специализация Специализация была открыта в 1992 г. на базе созданной тогда же при кафедре всеобщей истории Лаборатории по проблемам Скандинавских стран и Финляндии. Руководителем Лаборатории в 1992—1998 гг. был профессор Л. В. Суни, с 1999 г. ее возглавляет доцент И. М. Соломещ. Ежегодно мы набирали группу, состоящую из 15—20 человек (12—15 бюджетных мест до 2009 г.), и это направление подготовки пользовалось большой популярностью среди абитуриентов: конкурс на вступительных экзаменах был традиционно высок. Все последующие годы ПетрГУ оставался единственным в России высшим учебным заведением, в котором на историческом факультете существовала официально лицензированная специализация по изучению истории стран Северной Европы и которой Министерством образования РФ в 1999 г. был присвоен собственный кодификационный номер 020713 («История Финляндии и Скандинавских стран», специально для ПетрГУ).
Были разработаны отдельный учебный план на пять лет обучения и целый ряд авторских лекционных курсов, не имеющих аналогов в других вузах. В качестве основной дисциплины студентам был предложен большой авторский курс «История стран Северной Европы от Эпохи викингов до современности», который читался начиная со II курса на протяжении шести семестров в объеме 180 аудиторных часов. Студенты специализации также слушали лекции по этнографии народов Северной Европы, археологии Фенноскандии, истории скандинавской и финской литературы, разнообразные специальные курсы по отдельным проблемам истории, историографии, международных отношений, экономики и культуры региона.
Отсутствие современных учебных и методических пособий для данной специализации вызвало необходимость их подготовки. За 20 лет нашими преподавателями издано более 20 учебных пособий, отдельных лекций, программ курсов и учебнометодических материалов по читаемым дисциплинам.
Большое внимание уделялось языковой подготовке студентов.
С I по IV курс они имели возможность изучать финский и шведский языки, причем в достаточно большом объеме (750 аудиторных часов финского языка и 370 — шведского языка). Кроме того, преподавались английский и, факультативно, норвежский и датский языки. Постоянной практикой стало участие студентов в летних языковых курсах, проводящихся университетами Швеции и Финляндии.
Словом, учебный план специализации отличался тем, что становится актуальным для вузов России лишь сегодня — направленностью на комплексное, междисциплинарное изучение североевропейского региона.
Важной составляющей процесса обучения стала академическая мобильность преподавателей и студентов, успешно осуществляющаяся на историческом факультете ПетрГУ уже на протяжении почти 20 лет. В 1996/97 учебном году была достигнута договоренность между историческими факультетами ПетрГУ, Университета Турку и Або Академии (Финляндия) об обмене преподавателями и студентами в рамках программы FIRST, и с 2001 г. мы имеем возможность ежегодно посылать одного или двух студентов специализации на семестровую учебу в Турку.
Обмен студентами и лекторами происходит и в соответствии с договорами между ПетрГУ, университетами Хельсинки, Тампере и Йоэнсуу. За прошедшие 20 лет практически все преподаватели и аспиранты имели возможность научных стажировок в вузах Финляндии, семестровое обучение в университетах Турку и Хельсинки прошли более 20 студентов-нордистов. Еще не менее 20 человек обучались на курсах и летних школах в Финляндии, Норвегии, Швеции, выиграв конкурсы с получением стипендий.
К сожалению, в современной России отсутствуют многие факторы, необходимые для успешного развития академической мобильности. Мы стараемся компенсировать это поиском других, тоже эффективных форм знакомства студентов с качественными зарубежными образовательными программами, курсами и исследовательскими возможностями1. В последние годы, благодаря плодотворным научным и учебным связям с Хельсинкским университетом, появилась такая форма мобильности, как краткосрочные обменные учебные поездки студентов. В трех недельных поездках для знакомства с историей и культурой Финляндии и работы в библиотеке Хельсинкского университета над темами своих дипломных сочинений в 2005—2009 гг. приняли участие старшекурсников. Трижды в рамках курса по изучению истории Карелии к нам приезжали студенты Хельсинкского университета.
1 См.: Такала И. Р. Академическая мобильность студентов: российская специфика (из опыта кафедры истории стран Северной Европы ПетрГУ) // Университеты в образовательном пространстве региона:
опыт, традиции и инновации. Петрозаводск, 2010. Ч. II. С. 215—220.
Курсы лекций по проблемам истории и историографии стран Северной Европы для студентов специализации регулярно читали как отечественные, так и иностранные преподаватели из ведущих вузов и научных учреждений России и Финляндии.
В свою очередь, специалисты ПетрГУ оказывают научную и методическую помощь, консультируют российских и иностранных коллег, аспирантов, руководят работой стажеров и студентов, прибывающих в ПетрГУ по международным обменным программам. Многие наши преподаватели неоднократно читали лекции в вузах Финляндии (Хельсинки, Турку, Оулу, Ювяскюля, Йоэнсуу).
Логическим продолжением развития уникальной специализации стало создание в марте 2003 г. кафедры истории стран Северной Европы.
С момента возникновения выпускающей кафедры студенты активнее стали вовлекаться в исследовательскую работу, которая велась Лабораторией по проблемам Скандинавских стран и Финляндии, что позволило еще эффективнее решать проблемы подготовки специалистов. Большая научная работа совсем небольшого преподавательского коллектива (штатное расписание кафедры — 5—7 ставок) стала важным примером для студентов.
На ежегодной университетской студенческой научной конференции с 2003 г. начинает работать отдельная секция по североевропейской истории. Наши студенты неоднократно выступали с докладами на региональных, всероссийских и международных конференциях, принимали участие в международных исследовательских проектах кафедры. Только за последние десять лет ими опубликовано около 50 научных работ.
В целом научно-исследовательская работа студентов (курсовые, дипломные сочинения, доклады на научных конференциях) в значительной степени носит междисциплинарный характер, поскольку наряду с традиционными для исторических факультетов темами разрабатывались вопросы, связанные с развитием экономики и культур изучаемых стран, трансграничности и межкультурных коммуникаций. Отличает студентов специализации активное введение в научный оборот ранее неиспользовавшихся архивных источников и хорошее знакомство с зарубежной исследовательской литературой. Высокий уровень дипломных сочинений некоторых выпускников позволяет оформлять их результаты в виде научных публикаций. Рукописи нескольких дипломных работ хранятся в фондах библиотек Петрозаводска и активно используются читателями. Наиболее талантливые выпускники получили возможность продолжить учебу в кафедральной аспирантуре или поступить в аспирантуры Москвы и Санкт-Петербурга.
Создание в ПетрГУ специализированной кафедры позволило расширить ареал нашей деятельности: курсы по истории и культуре стран Северной Европы оказались очень востребованными другими факультетами. Преподавателями кафедры ежегодно читается от 38 до 45 различных лекционных курсов и спецкурсов по североевропейской тематике на пяти факультетах и на общеуниверситетской кафедре туризма, а специализация по истории стран Северной Европы стала своего рода брендом университета.
Некоторые итоги специализированной подготовки студентов О многих результатах нашей преподавательской и исследовательской деятельности мы уже писали1. Накопленный опыт в организации учебного процесса трижды (в 2005, 2007 и 2010 гг.) обсуждался на проводившихся кафедрой круглых столах «Отечественная нордистика: традиции, инновации, перспективы», в работе которых принимали участие коллеги из вузов и научных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Мурманска, Великого Новгорода, Йоэнсуу и Хельсинки. О научноисследовательской работе кафедры и Лаборатории подробно информирует наша страница в Интернете (http://ne.petrsu.ru).
Остановимся лишь на некоторых моментах.
За 20 лет дипломы специалистов, углубленно изучавших историю, культуру и языки стран Северной Европы, получили человек.
Полученные знания позволяют нашим выпускникам работать в самых разнообразных областях. Образование, наук
а, культура, СМИ, туризм, государственное и муниципальное управление, 1 Такала И. Р. Преподавание и изучение истории стран Северной Европы в Петрозаводском государственном университете // Северная Европа: Проблемы истории. М., 2007. Вып. 6. С. 359—370.
бизнес, международные организации как в России, так и за рубежом — вот те сферы, в которых они успешно реализовались, благодаря своей широкой профессиональной подготовке и умению приобретать новые знания и компетенции. Не менее 15 человек получили научные степени. Большинство нынешних преподавателей кафедры (около 70 %) — тоже выпускники специализации разных лет.
В 2011 г. было проведено анкетирование, в котором приняли участие 48 человек (выпуски 1978—2010 гг.). Никто из отвечавших не считает годы учебы на специализации напрасно потраченным временем, и абсолютное большинство вновь выбрало бы это направление подготовки, хотя впоследствии значительная часть (не менее 40 %) получали второе высшее или дополнительное образование. Во многих анкетах повторяется одна и та же мысль о том, что полученная глубокая гуманитарная подготовка позволила с легкостью получить дополнительное образование, необходимое для нынешней профессиональной деятельности и карьерного роста. Одним из главных навыков, полученных в университете, многие называют «умение учиться» и привитую любовь к учебе.
Впрочем, профессиональная сфера гуманитариев весьма широка, и деятельность большинства выпускников вполне можно назвать работой по специальности. 42 % ответивших на вопросы анкеты трудятся в сферах образования, науки, культуры, туризма, в средствах массовой информации. Примерно четверть опрошенных занимается государственной, управленческой, проектной деятельностью, служит в силовых ведомствах и таможне.
Столько же работает в бизнесе, торговле, банковской сфере. Знание языков и истории североевропейских стран оказалось определяющим для многих: у 63 % респондентов работа связана с международной деятельностью, Финляндией, Скандинавией. Не менее 60 % занимают руководящие должности разных уровней.
Во многих анкетах устройство сразу после окончания вуза на хорошую и интересную работу и быстро начавшийся карьерный рост напрямую связываются с полученным специализированным историко-лингвистическим образованием.
Большинство выпускников (62 %) осталось в Карелии, 20 % трудится в Москве и Санкт-Петербурге, примерно 15 % живет и работает за рубежом, причем география расселения весьма широка — Финляндия, Швеция, Эстония, Литва, Бельгия, Канада, Новая Зеландия.
Мы гордимся такими результатами, поскольку убеждены:
главной задачей классического высшего образования является не подготовка выпускника к определенной профессии, реальную специальность и профессиональные навыки человек обретает, только начав работать. Хорошие вузы готовят специалистов широкого профиля, которые потом, получив базовые знания, компетенции и психологические установки, могут работать по любой специальности в определенном диапазоне. Это подтверждают и успехи наших выпускников. Вот фрагмент одной из анкет:
«Сегодня, когда по роду занятий приходится соприкасаться с самыми разнообразными сферами деятельности, мне бывает достаточно просто “включиться” в работу, даже если она связана с такими, казалось бы, далекими от истории областями, как пространственное планирование, энергоэффективность, социальное развитие или экономика.
Специализация “История стран Северной Европы” мне действительно очень пригодилась. В силу того что постоянно приходится работать с партнерами из Скандинавии и Финляндии, знание истории и традиций этих стран создает ту основу для общения, которой я уже бессознательно следую. Фундаментальные знания оказались вполне применимы на практике: помогают оценить перспективы работы с северными партнерами, в какой-то степени прогнозировать варианты да и в целом создают ощущение сопричастности традициям и образу мысли.
В целом, на мой взгляд, подобное образование как нельзя лучше подходит тем, кто намерен работать в сфере сотрудничества с Финляндией и Скандинавией, вне зависимости от конкретных направлений такого сотрудничества, будь то культура, бизнес или управление»
(Вера Мешко, выпускница 1999 г., сотрудница отдела внешних связей Администрации Петрозаводска).
Реформа высшей школы в России Прежде чем говорить о перспективах, следует хотя бы вкратце охарактеризовать те процессы, которые сейчас происходят в российской высшей школе.
Все 20 лет существования специализации длится реформа высшего образования в России. Последние 10 лет она проходит под знаком Болонского процесса, к которому наша страна присоединилась в 2003 г. К сожалению, начав поспешно внедрять требования болонских документов, отечественные чиновники от образования совершенно игнорируют критику, которой все больше подвергается реформа высшей школы в самой Европе1.
Между тем анализ десятилетней практики этой реформы показывает, что две главных составляющих Болонского проекта — рентабельность (достигаемая ускоренной профессионализацией) и квантификация (измерение качества в количественных, числовых величинах) учебных услуг, позволяющая студенческую мобильность, становятся самоцелью, вступая во все большее противоречие с главными идеями Болонского процесса: повышение качества образования и престижности в мире европейской высшей школы. Под знаком Болоньи происходит изменение самого университетского духа, изменение прежней идеи классического европейского университета, согласно которой, по словам Вильгельма Гумбольдта, все представители университета должны быть исследователями: и учителя, и ученики находятся здесь «ради науки». Фундаментальные принципы гумбольдтовского университета — академическая свобода и «единство исследования и преподавания»2 — дезавуируются в процессе построения единого европейского образовательного пространства. Включение высшего образования в список услуг GATS (General Agreement on Trade in Services — Генеральное соглашение по торговле услугами) в рамках Всемирной торговой организации привело к тому, что статус преподавателя, ученого в современном университете становится все более нестабильным, уязвимым и зависимым. Зато укрепляется и численно множится университетское чиновничество, быстро усвоившее болонский новояз 1 См., например: Liessmann K. P. Theorie de Unbildung. Wien: Paul Zsolnay, 2006; Kwiek M. The University and the State. A Study into Global Transformations. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2006; Byram M. and Dervin F. (eds.). Students, staff and academic mobility in higher education.
Newcastle-upon-Tyne: Cambridge Scholars, 2008; Schultheis F., Roca I Escoda M. et Cousin P.-F. (dir.). Le cauchemar de Humboldt. Les reformes de l’enseignement superieur europeen. Paris: Raisons d’agir, 2008.
2 Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5/6 (35).
С. 65—78 (http://magazines.russ.ru/logos/2002/5/shedel.html).
и умело жонглирующее словами «экспертиза», «эффективность», «рентабельность», «открытость», «культура качества», «инновации», «динамизм», «диверсификация предложения», «вызовы современности» и, наконец, пресловутый «рынок образовательных услуг» — выражение, которое особенно привилось в России.
Декларируемое сближение с жизнью («ориентация на жизнь») привело к тому, что студент все больше превращается в покупателя, а университет — в супермаркет, с соответствующей логикой взаимоотношений между ними. Многие авторы прямо пишут о «макдональдизации высшего образования».
Тревога образовательного сообщества нарастает, и в Европе реформа буксует. Основные ее цели должны были быть достигнуты к 2010 г., но чем дальше, тем все очевиднее становятся провалы, непродуманность, бессмысленность, а то и вредность многих аспектов процесса. Тем не менее процесс идет, и остановить его, похоже, уже нельзя.
Вслед за болонским чиновничеством наши реформаторы активно включились в процесс «фундаментального пересмотра»
принципов гумбольдтовского университета1. Однако сама российская реформа не столько отвечает болонским принципам (один из главных постулатов Болонского процесса — образование должно быть общественным благом, доступным для всех на протяжении всей жизни), сколько придерживается американской консьюмеристской концепции высшего образования, где получение образования рассматривается как товар, предлагаемый для «продажи».
Необходимость реформ и сближения российской системы образования с мировой никто не оспаривает. Другой вопрос, как осуществляются эти реформы и какие идеи в них заложены.
С одной стороны, в качестве стратегической задачи нашей реформы была поставлена перестройка системы высшего профессионального образования России по возможности в полном соответствии с принципами Болонского процесса. С другой стороны, одним из основных стимулов к реформированию стали попытки государства перейти к иному способу финансирования вузовской См.: Строгецкая Е. В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67—81.
системы, направив основные ресурсы на небольшую передовую группу университетов, «способных обеспечить прорыв в международное образовательное сообщество и выполнить высокую миссию форпоста преобразований российской образовательной системы в целом»1. Поэтому основные усилия реформаторов все эти годы были направлены не на выработку стратегии развития высшей школы страны, а на поиск (или искусственное создание) таких передовых вузов. Фактически речь идет о воспроизведении опыта США и Китая, которые реализовали подобные программы еще 50 (калифорнийский мастер-план) и 20 (китайская реформа профобразования) лет назад.
В целом основные задачи «российского мастер-плана» свелись к осуществлению трех главных с точки зрения государства задач:
рейтингование вузов в целях последующего сокращения их численности и определение функций в системе профессионального образования для оставшихся («положительная селекция», по выражению нового министра образования и науки), а также переход на двухуровневую систему образования и на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) нового, третьего, поколения, подо что была подведена и соответствующая законодательная база (Федеральные законы № 232-ФЗ от 24.10.2007 г. и № 309-ФЗ от 01.12. 2007 г.). Мотивировалась эта программа модернизации необходимостью повышения научного потенциала университетов в условиях сильного демографического спада и экономического кризиса, а главным стал лозунг «Образование должно отвечать требованиям рынка».
Мероприятия, проводимые на протяжении последних пяти лет в рамках решения этих задач, стали серьезным испытанием для отечественной высшей школы.
Длительное обсуждение статуса и миссии сначала ведущих, затем инновационных, а позднее исследовательских и федеральных университетов так и не дали ответа на главный вопрос: каким должен быть современный передовой университет, соответствующий новым критериям, и в каких направлениях он должен развиваться, чтобы оправдать то или иное высокое наименоваРадаев В. Пять принципов построения нового университета // Pro et Contra. 2010. Т. 14. № 3. С. 6 (http://carnegie.ru/proEtContra/?fa=41436).
ние. Программа поддержки университетов-флагманов лишь предусматривает выделение им дополнительного финансирования, но не создание новых механизмов развития и институциональных механизмов обеспечения качества1. Остальная вузовская наука продолжает финансироваться по остаточному принципу и это, как и беспрецедентная загруженность преподавателей, не способствует ее развитию.
Контроль качества высшего образования (один из обязательных принципов Болонского процесса) на деле вылился в бесконечные проверки вузов, разного рода аттестации, рейтингование, порой с сомнительными критериями, морально устаревшие лицензирования и аккредитации, заполнение «шахтинских» планов и УМКД, Интернет-тестирования и КИМы для студентов — словом, вузы затоплены морем никому не нужной отчетной макулатуры, которая на самом деле мало что говорит о качестве преподавания, более того, ухудшает его, отвлекая преподавателей от их непосредственных обязанностей — учить студентов.
Наличие ФГОСов во многом сводит на нет возможности построения индивидуальных траекторий образования и междисциплинарных подходов к обучению, а также чрезвычайно затрудняет академическую мобильность студентов.
Переход на двухуровневую систему обучения (бакалавриат — магистратура) — это фактически «кастрированный» вариант уровневой системы болонских документов, которая представляет собой целостный технологический конвейер: бакалавриат, магистратура и институт докторантуры (докторов философии или PhD-программ). Институт PhD-докторантуры является самым ценным звеном в этой технологической цепочке, на нем держится современная мировая наука. Но перенос и адаптация этого института, обеспечивающего функциональность и перспективность всей системы, в российскую систему образования законом не предусмотрен. Как будет соотноситься новая двухуровневая система со старыми формами подготовки научных кадров (аспирантура, докторантура), остается не очень ясным.
Подробнее см.: Муравьева М. НИУ по-русски: [Электронный ресурс].
URL: http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no= Рядом вузов выпуски бакалавров и магистров осуществляются уже несколько лет, в 2011 г. уже все вузы страны перешли на прием бакалавров, специалитет сохранен лишь на некоторых наукоемких направлениях. Однако найти работу выпускникам с бакалаврским дипломом чрезвычайно трудно. Министерством труда до сих пор не переаттестованы рабочие места со специалитета на бакалавриат и магистратуру и новая высшая школа остается не встроенной в старую квалификационную систему страны.
И в целом за годы реформ так и не выработана комплексная программа развития высшей школы России, а действия и высказывания высших министерских чиновников1 не оставляют надежд на ее появление в ближайшем будущем.
Наши перспективы В условиях эклектичной и хаотичной реформы, цели которой до конца не ясны, методы порой деструктивны и не применимы к большим инерционным социальным системам, а адаптационные и переходные механизмы не предусмотрены, сложно говорить о каких-то перспективах, особенно применительно к периферийному вузу.
Тем не менее мы смотрим в будущее с оптимизмом. ПетрГУ, конечно, выживет в этих непростых условиях: по рейтингам последних лет он входит в число 40 лучших университетов России, а по международной деятельности — в первую тройку, наряду с РУДН и МГУ. Направленность на североевропейские исследования остается приоритетной в программе стратегического развития университета, и это вселяет надежду на возможность продолжения углубленной подготовки студентов-гуманитариев в области истории, языков и культур стран Северной Европы.
Многолетний опыт научно-образовательной деятельности во взаимодействии с другими факультетами и кафедрами, а также 1 Достаточно лишь привести недавние слова нового министра образования и науки России Дмитрия Ливанова: «Мы думаем, как сделать наше высшее образование практичным, ориентированным на запросы работодателей и рынка труда». Анализ подобной позиции см. в интервью директора Института глобализации и социальных (http://vz.ru/society/2012/7/16/588794.html).
опыт участия в международных научно-образовательных проектах и программах в значительной степени облегчили для нас переход на двухуровневую систему подготовки «бакалавр — магистр». Первый набор бакалавров был произведен в 2011 г., и он показал, что специализация по-прежнему остается востребованной — на кафедру записалось 20 студентов.
Конечно, с переходом на четырехлетний бакалавриат многие уникальные курсы специализации будут потеряны, для них просто не остается места в учебных планах, приходится сокращать объем и базовых дисциплин. Уменьшается языковая подготовка — ФГОС бакалавра по направлению «История» не предусматривает изучение трех иностранных языков. Впрочем, вариативную часть учебного плана мы постарались максимально заполнить именно профильными дисциплинами кафедры, включая финский, шведский, английский и норвежский языки. На старших курсах языковая подготовка будет вестись факультативно, но, как показывает опыт специалитета, большинство студентов с удовольствием используют такую возможность совершенствовать свои языковые навыки.
Компенсировать потери мы стараемся и углубляя исследовательскую составляющую обучения. Для этого с первого курса вводятся профориентационные дисциплины, обучающие базовым навыкам исследовательской работы на североевропейском материале («Введение в нордистику», «Архивы и электронные библиотеки России и Северной Европы», научно-библиографическая практика в кафедральной библиотеке). На кафедре давно существуют научно-исследовательские семинары (т. н.
спецсеминары), в рамках которых студенты разных курсов, работающие под руководством одного преподавателя, вместе учатся поиску и обработке разнородной информации, написанию текстов, презентации и защите полученных результатов. Постоянно апробируются новые образовательные методики и модели организации самостоятельной работы студентов, все шире используются интерактивные методы обучения.
Накопленный опыт позволил нам открыть в 2010 г. магистерскую программу «История стран Северной Европы», не имеющую аналогов в России. Региональная направленность программы не ограничивается собственно историей Финляндии и Скандинавских стран. В своей совокупности предлагаемые студентам курсы, а также темы их магистерских диссертаций включают и проблематику, связанную с российско-североевропейскими отношениями. Это позволяет рассматривать Север Европы и российский Северо-Запад, включая Карелию, как макрорегион, на пространствах которого современное взаимодействие предопределено комплексом взаимозависимых и взаимообусловленных исторических, этнических, социальных, культурных и политических процессов. Блок курсов иностранных языков (английского, финского и шведского как профилирующих, норвежского/датского как факультативных) ориентирован на развитие навыков их использования как в исследовательской работе, так и в сфере профессиональной коммуникации.
Учебный план магистерской подготовки формируется из нескольких вариативных модулей и рассчитан не только на выпускников нашей специализации, но и на студентов, не имеющих базовых знаний в области истории стран Северной Европы. Для последних предлагается соответствующий «компенсирующий»
интенсивный курс, разработанный с использованием Webтехнологий на платформе WebCT1. Изучение финского и шведского языков также возможно как на продвинутом уровне, так и «с нуля».
Календарный план магистратуры синхронизируется с планами основных иностранных вузов-партнеров (в 2011—2014 гг. это Хельсинкский университет), что позволяет нам эффективнее выстраивать учебные модули программы, планировать курсы иностранных лекторов, обменные поездки студентов. В графике учебного процесса предусмотрено разделение семестра на два периода, между ними есть свободная от аудиторных занятий неделя, которую студенты могут использовать для краткосрочных поездок в вузы-партнеры, в том числе с целью самостоятельной работы над магистерскими диссертациями. Преподаватели, задействованные в программе, могут читать часть курсов на английском языке, что расширяет возможности участия в программе 1 Такала И. Р., Соломещ И. М. Дистанционный курс по истории стран Северной Европы // Университеты в образовательном пространстве региона:
опыт, традиции и инновации. Петрозаводск, 2007. Ч. II. С. 132—134.
иностранных студентов, прибывающих в ПетрГУ в рамках межуниверситетских обменов.
Адаптивность и вариативность модулей программы увеличивает ее возможности и конкурентоспособность, а также расширяет перспективы интеграции в международное научно-образовательное пространство. Специализацией магистерского набора 2012 г. стала большая ориентация в рамках программы на историю, языки и культуру Финляндии. Совместно с факультетом прибалтийско-финской филологии и культуры подготовлен блок дисциплин для углубленного изучения истории и современного политического положения Финляндии, финского и шведского языков, истории финляндской литературы, российско-финляндских отношений, экономических и культурных связей, приграничного и регионального сотрудничества. Наличие ФГОСов по направлениям подготовки не позволяет нам создать пока полноценную междисциплинарную магистерскую программу, тем не менее ее межфакультетский характер с сильной лингвистической составляющей — первый шаг на этом пути.
Впоследствии мы намерены вести такую же углубленную подготовку магистров по истории, языкам, культурам Скандинавских стран.
Конечно, трудностей и проблем немало, что во многом обусловлено российскими реалиями и отечественной спецификой перехода к двухуровневому образованию. Излишняя жесткость требований ФГОСов к структуре основных образовательных программ, а также привязанность к кодам направлений ограничивают возможности развития междисциплинарных, международных магистратур. Развитие академической мобильности по-прежнему серьезно тормозится недостаточностью ресурсов. Наш опыт работы с магистрантами, не занимавшимися ранее североевропейским регионом, еще острее выявил проблемы отечественной высшей школы в плане языковой подготовки студентов. Даже при отличном знании английского языка (что тоже далеко не всегда имеет место) писать магистерские диссертации по истории стран Северной Европы, не зная языков изучаемого региона, весьма проблематично. Это относится к любой гуманитарной магистерской программе, нацеленной на углубленное изучение того или иного региона.
Жесткая регламентация учебных программ, наряду со слабой гуманитарной, в том числе языковой, подготовкой выпускников российских школ, не позволяет за четыре года бакалавриата полноценно подготовить студента ко второму уровню обучения. Это понимают и в ведущих вузах страны, которые разрабатывали государственные стандарты нового поколения, но по которым сами не работают, имея возможность создавать собственные. Так, в МГУ, например, по 31 направлению подготовки (в том числе «История») разработаны стандарты интегрированной магистратуры, предусматривающие фундаментальное непрерывное шестилетнее обучение (четыре года в бакалавриате и два года в магистратуре). Для нас на этом переходном этапе выходом могут стать профилированные программы бакалавриата. Только в этом случае, когда уже на уровне бакалавриата формируется профилирующая база для обучения на последующем уровне, то есть подготовка ведется шесть лет, возможно успешное развитие отечественной магистратуры на современном этапе. Подобный подход позволяет также сохранить и развивать уникальные научные школы, сложившиеся в отечественных вузах за время существования специалитета.
Профиль бакалавриата по истории стран Северной Европы утвержден решением Ученого совета ПетрГУ в 2011 г., и мы ведем на него набор студентов. В 2012 г. состоялся первый выпуск магистров, впереди планы по расширению интернационализации наших образовательных программ.
Смотреть с оптимизмом в будущее позволяет и открытие в 2012 г. в университете Междисциплинарного научно-образовательного центра прибалтийско-финских исследований FENNICA, возглавил который Лео Вальтерович Суни. Основными направлениями деятельности центра, наряду с научно-исследовательской работой, являются образовательная, международная, экспертноконсультационная деятельность, а также подготовка научнопедагогических кадров и общероссийская координация прибалтийско-финских исследований. Проект FENNICA только стартовал, но мы верим, что его реализация придаст новые импульсы развитию отечественной финнистики и нордистики в целом.
Источник