Иван аполлонович чарушин достопримечательности

Очарованные Чарушиным: проекты архитектора за пределами Вятки

Что общего у Ижевска, Воткинска и Кирова? Где есть замок, подобный Булычевскому? Читайте в нашем историческом блоге.

Недавно городской транспортный коллапс завёл меня на ул. Пятницкую (бывшую Степана Халтурина) к церкви Иоанна Предтечи. Объезжая пробку по второстепенной улице, в промежутке между храмом и новостроем я увидела крыльцо и световой фонарь дома, в котором жил вятский архитектор Иван Чарушин.

Сколько всего зданий построил Чарушин?

Богадельня «Красная больница»

Дача ижевского оружейника Петрова

После этого дачу стали использовать как санаторий для рабочих, потом здесь был пионерский лагерь, а в годы перестройки здание и вовсе забросили.

Епархиальное женское училище в Елабуге

Проект здания был заказан архитектору Ивану Чарушину. Елабуга входила в границы Вятской губернии и остро нуждалась в собственном учебном заведении для девочек. В то время женское училище было только одно – в столице региона.

Дом купца Корешева в Сарапуле

Дача городского головы

Сарапульская женская гимназия

Трагедия или возможность продолжить работу?

Источник

Очарованные Чарушиным: проекты архитектора за пределами Вятки

Что общего у Ижевска, Воткинска и Кирова? Где есть замок, подобный Булычевскому? Читайте в нашем историческом блоге.

Недавно городской транспортный коллапс завёл меня на ул. Пятницкую (бывшую Степана Халтурина) к церкви Иоанна Предтечи. Объезжая пробку по второстепенной улице, в промежутке между храмом и новостроем я увидела крыльцо и световой фонарь дома, в котором жил вятский архитектор Иван Чарушин.

Сколько всего зданий построил Чарушин?

Богадельня «Красная больница»

Дача ижевского оружейника Петрова

После этого дачу стали использовать как санаторий для рабочих, потом здесь был пионерский лагерь, а в годы перестройки здание и вовсе забросили.

Епархиальное женское училище в Елабуге

Проект здания был заказан архитектору Ивану Чарушину. Елабуга входила в границы Вятской губернии и остро нуждалась в собственном учебном заведении для девочек. В то время женское училище было только одно – в столице региона.

Дом купца Корешева в Сарапуле

Дача городского головы

Сарапульская женская гимназия

Трагедия или возможность продолжить работу?

Источник

Чарушинская Вятка

24 февраля 2018

В студии радио «Комсомольская правда» в Кирове» об известнейшем архитекторе рассказал создатель проекта «Пешком по Вятке» Антон Касанов.

24 февраля — день рождения Ивана Аполлоновича Чарушина, выдающегося вятского художника-архитектора, чьей руке принадлежат многие дома Кировской области, чье имя стало маяком для творческой архитектурной деятельности, чей образ навсегда запечатлен в старинных постройках Вятки.

— У нас есть двухчасовая прогулка по так называемой, чарушинской Вятке, где мы рассказываем о жизни и о судьбе этого человека, о его постройках и его проектах, — рассказывает кандидат исторических наук и создатель проекта «Пешком по Вятке» Антон Касанов. — И в этом году мы впервые провели лекцию как раз об Иване Аполлоновиче как о важнейшем архитекторе Вятки. Его жизнь и судьба неразрывно связаны с архитектурой. Это был человек, искренне влюбленный в свою профессию. Человек, который всю свою жизнь посвятил созданию памятников истории и культуры. Сложно отделить Чарушина от архитектуры — это единое целое. Он настолько масштабная личность, что практически все страницы вятской истории второй половины XIX – первой половины XX века связаны с его именем.

Творец или реконструктор

В профессиональном плане Иван Чарушин был многогранным человеком. Он создавал новые здания, реставрировал старые, восстанавливал лепнину и украшения. За всю свою жизнь Чарушин создал более 500 зданий, возвел 165 храмов.

— Наибольшая ценность Ивана Аполлоновича — в том, что он не был узкопрофильным специалистом! — восхищенно рассказывает Антон Касанов. — Он мог построить все: как маленькую деревянную часовню, так и каменную церковь или даже монастырский комплекс — и реставрировал старые вятские церкви. Он был виртуозом — пожалуй, ему одному в Вятке по силам было новую постройку стилизовать под старую. Яркий пример этого — Екатерининский храм в Слободском. Чарушин в начале XX века построил новые пределы с лепниной, которую не отличить от старинной конца XVII века на старом корпусе храма.

В начале своего творческого пути на Вятке Иван Аполлонович занимал должность исполняющего дела губернского архитектора, а после стал губернским архитектором, курировал и контролировал все строительство в Вятской губернии. Весь город строился под его руководством. В этом отношении он был перфекционистом.

Читайте также:  Достопримечательности курской области доклад 4 класс

— В его практике случалось и такое, что к нему приходили архитекторы, сдавали свои проекты, макеты. А ему не нравилось: он считал их недостаточно правильными, недостаточно хорошими. И за ночь он мог полностью переделать, перекроить чертеж. А на утро пришедший вновь автор будущей постройки не мог понять, свой ли проект он держит в руках, — рассказывает Касанов.

Чарушин не просто прожил долгую жизнь в России, на своем веку он повидал многое. Родился в эпоху реформ Александра II, пережил русско-японскую войну, революцию, на его участь выпала атеистическая сталинская кампания и Великая Отечественная война.

— Большой феномен личности — в том, что он смог выжить и продолжал творить! Он работал не на какого-то определенного заказчика — он создавал на благо города, — рассказывает историк.

Для каждого творца нет ничего страшнее, чем воочию видеть, как расправляются с его работами, как издеваются над его творчеством. К сожалению, Чарушин застал ту эпоху, когда власти были против церкви.

Иван Аполлонович видел, как взрывают его храмы. Но он ничего не мог с этим поделать: советская власть была сильнее. Ему пришлось подстраиваться под другое время, другие нравы и веяние времени.

— При советской власти старая архитектура купеческой, православной, земской Вятки была уже не нужна. Прошли времена работы на частного заказчика, ведь при новом порядке старая вятская элита оказалась не у дел. Большевики ставили задачу строительства объектов промышленности, больших многоквартирных домов («сталинок»), административных зданий, объектов торговли. Чарушин уже находясь в солидном возрасте, был вынужден переучиваться, он смог понять тенденции нового времени и, не заканчивая при новой власти вузов, энергично создавал новый облик Вятки. Именно в эту эпоху и появились в Кирове «Дом чекистов», Центральная гостиница, «Старый» универмаг и т. д.

Помимо самого известного детища Ивана Чарушина — особняка Булычева — в Кирове есть много построек, спроектированных известным архитектором, но память о нем хранится на улице Пятницкой — там стоит уже обветшалый дом семейства Чарушина.

Иван Аполлонович приобрел этот дом, а после перестроил его — здание получило индивидуальный, неповторимый облик. Но в 30-е годы, уже после отменены частной собственности из красивого особняка и семейного лона, дом превратился в коммунальную квартиру. Чарушин был вынужден покинуть дом, уехав в конце 1930-х годов в Ленинград.

— Из-за того, что дом стал своего рода «коммуналкой», никто за ним не ухаживал и теперь это здание стоит в очень плачевном состоянии, — сетует автор проекта «Пешком по Вятке». — Чарушинское общество и интеллигенция нашего города бьются за то, чтобы вернуть этому дому былое богатство интерьера и экстерьера. Грустно смотреть на это строение, которое должно стать памятником, домом-музеем, а не ждать своей разрушительной смерти в статусе обветшалой коммунальной квартиры.

В нашем городе в каждом районе стоит не по одному памятнику выдающейся личности — мы помним и чтим великого вождя Ленина, советского революционера Кирова, нашего земляка певца Шаляпина, даже революционера-террориста Степана Халтурина. Но парадоксально то, что в городе нет памятника тому человеку, который собственными руками построил новую Вятку.

— Да, памятника Чарушину в нашем городе нет до сих пор. И, конечно же, мысли о его возведении есть, но пока только на гипотетическом уровне, — рассказывает Антон Касанов. — Самая главная цель сегодня — это сохранить дом Чарушина. Ведь для чего строятся памятники? Чтобы люди помнили, знали героев. Бюст Ивана Аполлоновича все же есть — он стоит на его могиле, как бы печально это ни звучало. Но в настоящий момент гораздо ценнее сохранить его дом, нежели бросить все силы на возведение памятника. Сейчас остается надеяться, что имя Чарушина не забудут и оно станет маяком для всех современных и будущих архитекторов нашего региона и нашей страны.

Источник

Очарованные Чарушиным: проекты архитектора за пределами Вятки

Что общего у Ижевска, Воткинска и Кирова? Где есть замок, подобный Булычевскому? Читайте в нашем историческом блоге.

Недавно городской транспортный коллапс завёл меня на ул. Пятницкую (бывшую Степана Халтурина) к церкви Иоанна Предтечи. Объезжая пробку по второстепенной улице, в промежутке между храмом и новостроем я увидела крыльцо и световой фонарь дома, в котором жил вятский архитектор Иван Чарушин.

Сколько всего зданий построил Чарушин?

Богадельня «Красная больница»

Дача ижевского оружейника Петрова

После этого дачу стали использовать как санаторий для рабочих, потом здесь был пионерский лагерь, а в годы перестройки здание и вовсе забросили.

Читайте также:  Танзания путешествие с детьми

Епархиальное женское училище в Елабуге

Проект здания был заказан архитектору Ивану Чарушину. Елабуга входила в границы Вятской губернии и остро нуждалась в собственном учебном заведении для девочек. В то время женское училище было только одно – в столице региона.

Дом купца Корешева в Сарапуле

Дача городского головы

Сарапульская женская гимназия

Трагедия или возможность продолжить работу?

Источник

Чарушин Иван Аполлонович архитектор

Знаменитый вятский архитектор Иван Аполлонович Чарушин, построивший за свою жизнь множество храмов, не только перестраивал Иоанно-Предтеченский храм, но и был его прихожанином, живя по соседству. Попробуем предположить, что свою работу именно здесь он ценил особенным образом. А храм после перестройки Чарушина стал выглядеть еще изящнее.

В истории искусства есть архитекторы, которые столь много сделали для некоторых городов, что их можно назвать гениями места для каждого из них. Облик Парижа в значительной степени определяет стиль Франсуа Мансара, Рима — Лоренцо Бернини, Вены — Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, а Стамбула — архитектора Синана. Поставить Вятку в один ряд с этими великолепными столицами, конечно, нельзя, но свой архитектурный гений места есть и здесь. В начале XX века особенно много строил в Вятке Иван Чарушин, и именно его здания создают некий архитектурный каркас этого эклектичного и сильно перестроенного в советскую эпоху города, придавая ему индивидуальные черты.

Ранние годы Ивана Чарушина

Иван Чарушин родился 24 февраля (9 марта по новому стилю) 1862 года в небольшом городе Орлове Вятской губернии. Его отец, сам из Вятки, служил здесь чиновником строительной комиссии. Он скоропостижно скончался, когда сыну было 4 года, и семья попала в тяжелое положение.

Иван вырос серьезным и самостоятельным мальчиком, сам выучился грамоте, а в возрасте 11 лет окончил уездное училище. На дальнейшее обучение у семьи средств не было, и несколько лет Иван занимался самообразованием, много читая и общаясь со сверстниками. В детстве он дружил со Степаном Халтуриным, будущим революционером и террористом, устроившим покушением на императора в Зимнем дворце. Порывистая натура Халтурина производила на Чарушина большое впечатление, и, кроме того, благодаря ему расширился круг чтения будущего архитектора — Халтурин доставал в большом количестве книги, запрещенные цензурой.

Иван Чарушин в поисках себя

В 1877 году Чарушин поступил в Вятское реальное училище. Еще до поступления он видел себя архитектором: рисовал здания, строил игрушечные сооружения из разных материалов. В семействе Чарушиных уже было несколько художников, так что соответствующие склонности, видимо, «содержались в крови» нашего героя. К 1883 году, когда он окончил училище, тяга к строгому искусству архитектуры в юноше не только не угасла, но еще более укрепилась, и он отправился в Петербург.

В столице Иван Чарушин подал прошение в архитектурный класс Академии художеств, перед которой благоговел, но поступить туда не смог — подготовки в провинциальном училище оказалось недостаточно. Молодой человек поселился недалеко от Академии на Васильевском острове и посещал открытые вечерние занятия. Он подружился с будущим известным архитектором Эрнестом Виррихом, и на следующий год они оба успешно выдержали экзамены. Почти самоучка, Чарушин стал студентом столичной Академии, и перед ним открылся путь в большую архитектуру.

Но путь этот был непростым. Три года Чарушин жил в крайней бедности, тратя все время и силы на обучение. Только в 1887 году ему назначили академическую стипендию. Тогда же молодой архитектор завоевал свою первую премию (малую серебряную медаль) за проект католического костела, после чего стал периодически работать у состоявшихся профессоров архитектуры, получая бесценный опыт.

Закончив обучение и пройдя двухлетнюю стажировку в Петербурге, Чарушин попал в качестве старшего помощника Александра Померанцева на работу над конкурсным проектом Верхних торговых рядов в Москве. Проект Померанцева, сверхамбициозный для своего времени, предполагавший огромный объем здания с обилием сложных технических решений (ими занимался В. Г. Шухов), стал победителем конкурса — сейчас это небезызвестный ГУМ на Красной площади. Именно во время работы у Померанцева Чарушин пристрастился к псевдорусскому стилю и научился с особым вниманием относиться к окружающей здание застройке и деталям.

Крутой поворот — Чарушин в 1890 году отправился. на Сахалин

Позже Чарушин возглавлял еще несколько крупных проектов в столицах (или участвовал в них), получал награды. Профессор Померанцев предложил ему постоянную работу в Москве, где Чарушин мог бы выдвинуться в ряды крупнейших архитекторов страны. Но он принял самое неожиданное решение и в 1890 году отправился. на Сахалин.

Читайте также:  Ревизор заочная экскурсия по городу

Что именно побудило его совершить такой вираж, так до конца и неясно. Чеховский «Остров Сахалин» еще не вышел (как раз осенью 1890 года писатель пустился в обратный путь). В любом случае, такое решение свидетельствует о незаурядности личности и сильном характере. Чарушин отправился на дальневосточный остров в качестве единственного архитектора — образованных людей и специалистов там отчаянно не хватало.

На Сахалине Чарушин провел три года, работая без устали. Так как помощников у него не было, он сам выполнял всю вспомогательную работу, построив в общей сложности больше сотни зданий. Он же основал первый на Сахалине кирпичный завод и вообще по сути заложил основы каменного строительства на острове. Не раз зодчий побывал в Китае и Японии, вдохновляясь необычной, совершенно иной архитектурой этих стран, которая впоследствии отразилась и в его собственном стиле.

Здесь же, на Сахалине, Чарушин нашел свое недолгое счастье. В 1891 году он женился на дочери местного чиновника Марии Фельдман. А через два года 24-летняя супруга скончалась от туберкулеза. Архитектор, на руках которого осталась годовалая дочка, решил вернуться на родину.

С 1893 года и до конца жизни Чарушин жил в родном городе, но много путешествовал, строя и следя за строительством в самых отдаленных уголках Вятской губернии и за ее пределами. На родине он вскоре получил должность губернского архитектора — доходную и престижную, но крайне хлопотную. Фактически он стал ведать всем строительством не только в городе, но и по всей губернии.

Для Чарушина, с его трудолюбивой натурой, эта тяжелая работа оказалась делом всей жизни. Через несколько лет он женился во второй раз, на Любови Тихомировой, которая родила ему двоих сыновей. Старший из них, Евгений, стал известным детским писателем и иллюстратором собственных книг, создав оригинальный стиль, в чем-то сходный со стилем его друга детства, тоже уроженца Вятки, Юрия Васнецова. В семье Чарушиных также воспитывалась дальняя родственница, оставшаяся сиротой.

На родине в Кирове

В 1897 году архитектор купил большой участок земли рядом с Иоанно-Предтеченской церковью Кирова и построил на нем дом по собственному проекту. Вскоре ему довелось работать и в самом храме.

В то время храм и трапезная часть с двумя приделами были фактически отделены друг от друга, между ними шел только узкий проход. Чарушин блестяще решил задачу создания единого пространства, надстроив трапезную и пустив в верхней ее части с обеих стороны ряды окон, обрамленных килевидными завершениями, — «чарушинский кокошник», ставший одной из самых узнаваемых деталей храма и, несомненно, еще более его украсивший.

Вместе с Чарушиным работал Георгий Джмухадзе — мастер-орнаменталист, артель которого занималась отделкой многочисленных зданий в Вятке. Именно Джмухадзе принадлежат необычные «природные» орнаменты, от пола до потолка покрывающие стены храма. В советские годы они были замазаны, однако вновь открыты во время восстановления церкви.

С церковными зданиями Чарушин работал много и часто. В Вятке он построил Серафимовскую церковь, Екатеринский храм при Мариинской гимназии, Александровский собор в Филейском монастыре (не сохранился). По проекту Чарушина был разбит сквер вокруг Александро-Невского собора, построенного в середине XIX века Витбергом. Строил Чарушин храмы и в других городах — Ижевске, Воткинске, Сарапуле, а также в многочисленных селах губернии.

Наиболее плодотворным был для него период до 1917 года, когда он возводил одно за другим здания самого разного назначения: церкви, жилые дома, магазины, школы, банки. Особого внимания заслуживает особняк Булычева в центре Вятки, построенный в готическом стиле. Над интерьерами здания работала артель все того же Георгия Джмухадзе, который не раз трудился вместе с Чарушиным. Сейчас этот похожий на английский замок дом является одной из достопримечательностей Кирова, даже несмотря на то, что в нем располагается отделение ФСБ и фотографировать памятник решаются не все.

В советские годы архитектор продолжал усиленно работать и воплощать проекты в жизнь, хотя его творческая активность встречала ограничения со стороны новых властей. В этот период Чарушин пробовал себя в промышленной архитектуре — Киров становился крупным индустриальным центром. Но строил мастер и в центре города (например, здания Педагогического института и центральной гостиницы).

После своего 75-летия Чарушин перестает работать и уезжает по предложению сыновей к ним в Ленинград. Шел 1939 год. А уже через два года вся семья возвратилась в Киров, успев эвакуироваться до установления блокады. На родине Чарушин дожил до победы в войне и скончался 29 июля 1945 года.

Источник

Оцените статью