Меню

Истории про морские путешествия

Байки моряков: истории о путешествиях на море и по морю

Запись опубликована 25 июня 2018 года автором Дарья Савельева в рубрике Находки для туристов с метками праздники, путешествия, отдых на море, истории, события, туристы.

25 июня — дата, посвящённая мореплавателям, является сравнительно молодой. В этот день по всему миру устраиваются многочисленные торжества для работников водного транспорта. Им вручают ценные подарки, звучат тёплые поздравления, в коллективах устраиваются обильные застолья, вручают именные презенты, медали, почётные грамоты.

Мореплаватели рассказывают истории, связанные с работой, делятся впечатлениями от дальних плаваний. Многие показывают красивые и уникальные снимки, сделанные в самых разных уголках планеты.

А команда Tvil.ru собрала несколько увлекательных, смешных и поучительных баек моряков. Делитесь и вы с нами своими историями о путешествиях на море и по морю — лучшие мы опубликуем в нашем блоге и подарим промокод на скидку при бронировании жилья!

Полосатый рейс

Помните, фильм «Полосатый рейс»? Так, вот, в основу сценария легла реальная, хотя и трансформированная история. Из воспоминаний одного из авторов сценария Виктора Конецкого:

Мы везли с острова Врангеля трёх медведей. Для цирка в Мурманске. Один выбрался из клетки и стал метаться по пароходу. Зверюги эти очень страшные. Кое-как, вооружившись пожарными шлангами, загнали его обратно.

Хомячки морячка

Жил-был моряк. Так как был он холостым, то друзья подарили ему двух хомячков. Вскоре надо было идти в рейс, и мужик озаботился пристраиванием хомяков по знакомым, те — наотрез. Он, добрая душа, долго думал и решился оставить их дома. Устроил им гнездо из газет, накупил кормов и хитроумных кормушек-поилок, оставил на всякий случай капать кран в ванной, в час по чайной ложке, положил дощечки, чтобы они туда лазали. Казалось, продумал всё до мелочей. НЕ ВСЁ.

Возвращается через 8 месяцев, открывает дверь, всё деревянное и бумажное в квартире — В ПЫЛЬ, а навстречу ему несётся сотни полторы или две радостных хомячков разного размера!

День какого флота празднуем?

Каждый год летом, в последнее воскресенье июля, в Архангельске празднуют День Военно-морского флота. На Северной Двине выстраиваются военные корабли. На городской пляж, суматошно стреляя во все стороны, высаживается десант, потом народ гуляет по набережной, пьёт пиво, вечером фейерверк и спящие любители пива под кустами, — в общем, всё как положено!

За неделю до праздника центр города украсился красочными плакатами с надписью «С праздником! Днём Военно-морского Флота!». Рядом с надписью гордо развевался Андреевский флаг, а на фоне флага плыл. американский авианосец. Звёздно-полосатого флага на мачте не было, но в портовом городе народ в кораблях разбирается и «Кити Хок» от «Адмирала Кузнецова» может отличить. Народ недоумевал. Оно понятно: совместная борьба с терроризмом и НАТО вроде как уже не враг, но всё-таки. День какого флота празднуем — нашего или американского? Плакаты висели три недели и сняли их только вчера. Теперь гадаем, не увидим ли следующей весной, на плакатах в честь Дня Победы, высадку американцев в Нормандии?

Морские страшилки

Рассказывает один матрос.

— По молодости я работал радистом на рыболовном судне. Ну, работал — это громко сказано! День начинался с завтрака, потом преферанс в каюте и сладкий сон в радиорубке. Стоит заметить, что взятое с собой спиртное как раз закончилось, а у экипажа страшное похмелье (за день до этого был день варенья старпома).

Ровно в три часа ночи по коридорам нашей ржавой посудины прокатился ужасный, полный боли и безысходности вопль. Все вскочили, маты, ругань — сонные люди отчаянно разбегаются по своим постам (мало ли что случилось — спокойно можем идти ко дну, кораблю на металлолом уже лет пять как пора), никто не понимает, в чём дело! Минут через пять нашли источник воплей — главного механика, который забился в угол родного машинного отделения и мирно там боялся.

После стакана воды и пары пинков мех смог произнести «р-р-рука». Ещё через пару минут несчастный поведал, как он, движимый желанием опохмелиться, слоняясь по нашему плавучему зоопарку, забрёл в каюту к штурману. Штурман был на вахте, каюта была открыта — в углу стояла стиральная машина, а на столе лежала книжка, что-то из хичкоковских ужастиков. Окончательно ослабевший без живительной влаги, мех прилёг на диванчик с книжкой. Далее цитата:

Читаю книгу. Вдруг слышу — из угла комнаты доносится утробное похрюкивание. Прислушиваюсь — прекратилось. Книжку уже не читаю. Лежу, вслушиваюсь. Снова что-то хрюкает и ба! У стиральной машинки поднимается крышка! Ну, я встал, подошёл к стиралке, приподнимаю крышку, а оттуда ЧЁРНАЯ РУКА-А-А-А.

И снова истерика.

Короче, наскоро составленная комиссия по выявлению нечисти на корабле (кэп и старпом) зашла в гости к штурману и извлекла из стиральной машинки (верхняя загрузка) канистру браги с надетой на неё диэлектрической перчаткой. В общем, рассекретили нашу со штурманом нычку.

Вы всегда можете забронировать отдых на любом из морей России, чтобы самолично послушать байки моряков.

Читайте также:

Источник

Забавные морские истории — и украденные страницы Российской Славы.

Морские течения – ключевой фактор для путешествий: карт – не было, приборов для определения местоположения – тоже, паровой тяги – и в помине. Моряки были вынуждены по несколько недель плыть в море, ориентируясь только на изменение курса корабля (то есть, морского течения) относительно стрелки компаса. Отклонение стрелки означало, что течение поворачивает, это означало приближение «какой-то суши».

Читайте также:  Гайд парк это достопримечательность

Уильям Оккам в 14-м веке создал принцип «Бритвы Оккама», позволявший исключать из сложных логических цепочек – те явления, у которых есть более простые объяснения. То есть, если в каких-то исторических фактах есть заинтересованные лица и возможности фальсификаций, стоит критически относиться к показаниям «заинтересованных» свидетелей.

Ведь если историки в свое время не смогли «связать» причины и следствия, чушь останется чушью. Но это может превратиться в увлекательную игру для тех, кто способен ставить под сомнение недобросовестные свидетельства.

Разоблачать при этом какие-то теории Заговора – нелепо: в конце концов – никаких «калорий». Но если по итогам этой «Игры» возникнут выводы, которые окажутся полезны в жизни, об этом лучше знать.

Течения в Океане
Наиболее естественный способ попасть от Канарских островов обратно в Европу – достичь Америки и вернуться в Европу – с Гольфстримом. Либо нужно иметь механическую тягу для преодоления течений, достигающих 2 м/с (120 м/минута=7,2 км/ч=173 км/сутки). И ветров, направление которых обычно совпадает с течением. Либо – развитые навыки мореходства и совершенные паруса, чтобы предпринять более сложное путешествие через Азорские островов, где есть сложные сезонные ветра. И вернуться в Скандинавию.

Но история говорит, что французские мореплаватели посетили Канары еще в 1334 году. Через 10 лет, в 1344 году Папа Клемент VI дарует эти острова Кастилии. В 1402 году французы Жан де Бетанкур и Гадифер де Ла Салль от имени кастильской короны захватили острова. То есть поколение дедов – открывает и присваивает острова, поколение внуков эти острова захватывает. Еще через поколение начинается освоение Азорских островов. Причем не испанцами и французами, которым нужно было возвращаться с Канар, а португальцами.

Открытие Америки Колумбом – 1492 год. Как возвращались французы в Европу? Наиболее естественное предположение, что сведения о географических открытиях французов были основаны на фальсифицированных документах.

Объяснение 2: Документы подлинные. Но они составлены на основании другой системы отсчета времени. В море – нет сезонов. Моряки путешествуют от страны – к стране. А в каждой из них отсчет времени мог идти по своему календарю, по своему царю, соему Спасителю. А луна – каждый день на небе. Используя корабли одного типа, открыть путь от Канар — до Азорских островов – и дальше до Америки за 6 лет – реальная задача. Но Уильям Оккам остановился бы на врунах.

Достаточность ресурсов.
Чтобы построить корабль и пуститься в открытое море (с картами или без), рационально обезопасить корабль от штормов и рифов. Хотя в 20-м веке некоторые отважные авантюристы пускались в открытое море даже на плоту, но и у них были карты, приборы и средства связи.

Ведь поломав мачту, корабль оказывается беспомощен. Налетев на риф, он получит пробоину и начнет тонуть. Направившись в неизвестность, может надолго оказаться в штилевой зоне и оставить моряков без пресной воды.

Так что необходимый уровень развития техники и прочность корабля – это не блажь, а необходимое условие, чтобы не утопить корабль, команду, грузы, да и не потерять сам корабль, стоивший порой большого состояния.

Владельцы кораблей обшивали деревянные корабли просмоленными досками, и толщина днища иного морского корабля составляла до метра крепкой древесины. В средиземном море для судов хватало пары слоев прочного дерева. Суда на реках могли быть проще: иметь более низкие борта и парус попроще.
То есть, надо иметь много хорошей древесины, плотницкие инструменты, железные гвозди, льняные паруса, конопляные канаты… словом, обученных людей, чтобы корабль построить, оснастить, и управлять им в море. То есть, уровень технологий и ценные ресурсы.

Когда смотришь на наличие необходимых условий для мореплавания где-нибудь в Античной Греции или «древнем Риме» — понимаешь, что история свидетельствует о Чуде. Причем — Чуде с Большой буквы. Чуде — неанализировавшемся и (вспомним Уильяма Оккама) невозможном.

Несколько досок можно обработать бронзой. Плохо, долго, нудно. Вопросы, что при этом станет с самим деревом, и можно ли будет использовать его для морского плавания — оставим на совести историков.

Железная пила – это средневековые технологии стального проката. К тому же для установки мачт нужны знания, которых у Евклида и Архимеда было недостаточно.

Словом, когда вдумываешься в путешествия древнегреческих мореплавателей, римские порты, империю Карфагена, или более позднюю историю географических открытий Португалии (с 1482 по 1526, после которых – блин — «как отрезало») – то понимаешь, что ресурсов на морские путешествия в этих странах не было. И у этой истории могло быть более простое объяснение, к собственно мореходству отношения не имеющему:

Национальные Академии этих стран «в азарте» придумали себе события, доказать которые невозможно, а опровергнуть – очень легко.

Даже когда смотришь на сохранившиеся корабли египтян или викингов, на которых те, якобы, пускались в долгие плавания по суровым морям, то понимаешь, что фантазии историков отправляли через опаснейшие воды – суда, пригодные максимум для коротких речных перевозок.

Тут возникает простой вопрос. Кому принадлежали подвиги первых опасных путешествий?
Ответ лежит на поверхности.
Местом, где с конца средних веков были необходимые ремесленники, орудия труда и необходимые дерево, лен и пенька – это Северное море, Балтика и Белое море. Прежде всего, устье Рейна и Двины. То есть, современные Голландия, Дания, Германия и Россия.

Откуда тогда история про морские подвиги Испании и Португалии?
Историю пишут победители. Существующая история написана в Лондоне в начале 20-го века. Теми, кто выиграл у Северных стран Европы в борьбе за мировое господство. И придумал события, чтобы забрать побежденных – славную историю и стремление к реваншу.

Читайте также:  Кругосветное путешествие женщины мира

История про самого известного английского моряка — Капитана Кука.
В 1770 году легендарный капитан Джемс Кук бросил якоря в бухте Ботани Бей в южной части современного Сиднея, тем самым, открыл Австралию и основал там первые английские поселения.

Однако в Сиднее нет ни одного памятника архитектуры, нет ни одного доказательства присутствия на этом материке англичан ранее 1850-х годов, то есть, нет ни одного доказательства присутствия англичан на этом материке в первые 70 лет после Кука. Нет сохранившихся австралийских газет тех времен.

Самое раннее, что есть в Сиднее – это «исторический камень», с которого любила любоваться бухтой супруга первого губернатора города – Леди Макквайэри в 1840-е….

Если задать простые вопросы:
Существовал ли на самом деле легендарный капитан Джемс Кук?
Действительно ли он открыл Австралию?
Кого «Съели» на Гавайских островах?…
И существуют ли материальные доказательства, которые могли бы прояснить историю Австралии и капитана Кука? – ответы будут неожиданные…

Потому что неожиданно возникает «Русский след».

Когда читаешь английские и русские книги столетней давности, с удивлением обнаруживаешь, что слава первого плавания вокруг Антарктиды принадлежала русским мореплавателям Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву (1819-1821), слава первого достоверно описанного кругосветного путешествия – Ивану Крузенштерну и Юрию Лиснянскому (1803-1806).

Но в современных источниках первенство в этих вопросах уже безусловно принадлежит великому английскому капитану, который проплыл совершенно теми же маршрутами за три десятилетия до русских моряков.

Казалось бы, бывает… А то, что мы чтим «своих» — это нормальный национализм и местечковый провинциализм …

Однако есть одна интересная деталь.
Это публикации дневников капитана Джемса Кука (1728-1779). Они появились после смерти его жены Элизабет Баттс (1743-1835), которая пережила мужа на 56 лет. К моменту публикации этих дневников – о славном капитане Куке в Британии – даже не подозревали.

Сейчас официальная версия происхождения дневников легендарного капитана такая:
В июле 1771 года командир барка «Индевр» Джемс Kyк вернулся из первого кругосветного плавания. Он передал свои дневники главе Первому лорду британского адмиралтейства Джону Монтегю, 4-му графу Сэндвичу (1718 – 1792). Того самого, в честь которого Гавайские острова – назывались «Сандвичевыми». И это название не сохранилось нигде, кроме этих самых дневников и последующих документов английского морского министерства.

Монтегю нашел некоего Хоксворта, репутацию которого уже тогда считалось, что «спасти невозможно», который за деньги сочинял все подряд, от хвалебных од – до исторических и географических «трудов».

Хоксворт сделал и издал литературное описание первого путешествия Кука. Сейчас считается, что это произведение было бездарным и лживым. Так как Хоксворт безбожно переврал записи Кука, вложил в его уста множество пошлых сентенций, которые якобы привели в ярость великого мореплавателя и привели первое издание «Дневников» к уничтожению.

Тем не менее, до самого конца XIX века хоксвортовский опус (а по сути, приключенческий роман) был единственным источником, по которому можно было ознакомиться с результатами экспедиции. Лишь в 1893 году дневники первого плавания Кука были переизданы. В основу этого издания была положена рукописная копия записок мореплавателя. Подлинник был безнадежно утерян.

Наконец, в 1950 году к поискам документов Джемса Кука приступил новозеландский ученый Биглхол. Еще через пять лет, в 1955 году, он издал «подлинные» материалы первого плавания Кука.

Как теперь считается, первое плавание Кука было лишь «рекогносцировкой». Он наблюдал из южного полушария проход Венеры по Солнцу. Допустим. Астрономические данные – штука нужная, особенно, если это единственный способ установить точное «географическое» время для установления координат. То есть создания океанских карт и начала торгового мореплавания. Рисковые и щедрые однако были люди. Попутно именно Кук установил, что Тихий океан не столько «тихий», сколько «большой» и в «развернувшемся» из-за первоначально неверных координат океане оказалось достаточно места, чтобы Кук открыл целый материк — Австралию.

Во втором кругосветном плавании Кук проплыл к югу от Австралии, тем самым доказав, что огромного Южного материка, который до того времени занимал на картах пространство, равное всей Евразии — не существует. Он впервые проник в «высокие» южные широты Тихого, Индийского и Атлантического океанов, убедив «ученый мир», что большая часть южного полушария занята не сушей, а водой.
Правда, ученый мир почему то не верил в это до путешествий Крузенштерна и Беллингаузена, но ведь это уже – детали.

Дневники путешествий хранились в Британском адмиралтействе. Исследователь зарылся в архивы. Он нашел 2 подлинные рукописи Кука, 3 отрывка из его собственноручных записей, 3 копии дневников второго плавания и 24 (. ) дневника участников этой экспедиции.
Конечно, это не история про 10 голов Иоанна Крестителя, из которых только 3 считаются «подлинными», но примерно то же самое…

Тот же граф Сандвич поручил издание материалов второго плавания – Джону Дугласу. Сейчас считается, что в результате обработки Дугласа текст дневников неузнаваемо изменился. Появились вставки, из записей исчезли места, где Джемс Кук критиковал британские власти и колониальную политику.

Неизвестно, по каким соображениям, но в «тех» дневниках Дугласа нет упоминаний, что в высоких широтах южного полушария постоянно дуют западные ветра, так называемые «Ревущие сороковые», которые и позволяют проложить «сквозные» маршруты через воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Читайте также:  Экскурсии родителей с дошкольниками

Сейчас считается, что «редактура» Дугласа включала купюры, вставки и «литературную» правку. Он расчленил их на части и главы, изменил систему счета времени, принятую Куком (из-за чего нарушилась хронология событий).

В 1961 году тот же Биглехол издал материалы Второй экспедиции. Помимо дневников великого мореплавателя в это издание вошли записки других участников экспедиции. Потом Биглехол взялся «расчищать» материалы третьей и последней экспедиции Кука.

Но самое интересное даже не в сроках реального появления «Дневников» прославленного капитана, а в составе его описаний:

Когда в 1820-е году в России и Германии состоялись публикации дневников экспедиций кругосветки Крузенштерна Лиснянского и антарктического плаваний Беллингаузена-Лазарева. А в 1828 году в Петербурге и в 1830 году в Веймаре вышли два издания книги «Новое путешествие вокруг света», написанная капитаном российского флота Отто Коцебу, участника путешествий Крузенштерна.


(Словно в насмешку, написание фамилии ревельского русского адмирала Отто Коцебу — Cocebu парой штрихов переделывается в что-то подобное подписи легендарного английского капитана Cook by, и потрепанные рукописи получают совсем другую историю).

Существующие сегодня дневники трех экспедиций Кука не просто составлены спустя полвека после аналогичных кругосветок русских мореплаваний, но также точно воспроизводят места плаваний «предшественников» и даже их стиль .

Правда, не Петербургские издания – сухие дневники командиров кораблей, составленные хронологически. А немецкие — собрание очерков о посещенных островах, исторические сведения, природные условия, поселения, этнография туземного населения и описание встреч с ним.

Сложно обойти тот факт, что координаты «открытых» Куком островов, материков, географические названия «открытых» Куком мест, этнография и артефакты – были опубликованы русскими мореплавателями, в европейской прессе (якобы через 50 лет после «капитана») за 50 лет до того, как «Дневники Кука» первый раз были предъявлены европейцам.

Немного можно добавить и про цель первой экспедиции Кука – оценить прохождение Венеры через диск Солнца. Цель звучит громко и пафосно. И совершенно бессмысленной, так как считается, что именно во времена Кука (и у самого Кука) оказались изобретенные тогда же часы, работавшие в условиях морской качки, позволявшие безошибочно устанавливать географическую долготу в любой точке Земного шара. Именно эти часы делали астрономические наблюдения совершенно бессмысленной целью. Хотя звучит очень красиво, напоминая старый афоризм: чем сильнее ложь, тем больше вероятность, что в нее поверят.

К слову, цель третьей экспедиции Отто Коцебу – повторяет цель третьей экспедиции Кука – поиски Северо-Западного прохода из Атлантики – в Тихий океан к Северу от Американского континента. Да и названия корабля капитана Кука Эдвенчер (Приключение/Предприятие) и Энедевор (Попытка/Предприятие) – имеют что-то общее с кораблями Коцебу «Надежда» и «Предприятие»…

С «легкой руки» английских издателей, за англичанами оказалось закреплено первенство в открытии многих островов. К примеру, Южных Сандвичевых островов, которые были посещены англичанином в 1775 году, тогда как Крузенштерном – только в 1819 году. И именно на Северных Сандвичевых островах исчезают следы таинственного капитана Кука.

Какие выводы хотелось бы сделать в итоге?
1) Жаль гавайских туземцев. От якобы «съеденного» мифического капитана Кука – им не было никаких калорий… Только репутационные издержки.

2) После появления у англичан лучшего в мире пароходного флота, победы в Крымской войне и установления мировой «гегемонии» на океанах, им было необходимо найти «доказательства» своего первенства и в географических открытиях. Переписанные «под кука» дневники русских кругосветных экспедиций – оказались очень кстати.

Кто мог стоять за «раскруткой» легендарного капитана Кука?
Скорее всего, его соотечественник и однофамилец, создатель первой в мире туристической компании — Томас Кук (Thomas Cook).

В 1856-м году предложенные его компанией путешествия по Европе — стали своеобразной модой.
В 1865 году Томас Кук предложил своим клиентам в Британии и США путешествия через Атлантику,
В 1868-м году — стал отправлять паломников на Ближний Восток.
В 1872-м году стал отправлять клиентов в кругосветку (за 222 дня).

Науки Маркетинга тогда еще не существовало. Но инициативный и предприимчивый бизнесмен нуждался в резонансной рекламе своего Бизнеса. Он не мог пройти мимо возможности «раскрутить» предшественника и его дневники — ведь книг для «массового читателя» про путешествия и чужие страны еще не существовало. Дневники Джеймса Кука появились удивительно вовремя и очень кстати.

В 1870-м году клиентами компании Томаса Кука был 1 млн.человек.
Именно он стоял за «раскруткой» Египта — как самого популярного туристического места, его памятников и истории. Он строил первые отели в Египте.


Можно ли это НАУЧНО опровергнуть??

А — зачем ?? Сколько в иной «Бразилии» подобных «донов педро»??
И не сосчитать. )))
Как известно, наиболее тупой бред быстрее всего печатается в газетах. А когда он повторится в ученых кругах сотню раз, он непременно станет «научной истиной»…

Структура работы Научных Академий — не в факте установления Истины, а в соблюдении Регламентов и Процедур.

Можно ли на основании подобной логики – добавить славных страниц в Историю, например, Дании и Голландии? Наверно можно, хотя — сложнее.

К тому же, чужая слава — не наша забота. Пусть этим занимаются они сами.

Но – если в истории нашей страны оказываются неизвестные славные страницы – об этом лучше узнать. Тем более, что попытки «оттяпать» эти страницы — кажутся слишком очевидными. ))

Говорят, что моряки любят приврать. ((
что делать: бывает.
Но что тогда говорить про политиков и историков. ))

Источник

Adblock
detector