Меню

Источники права европейских стран

Источники европейского права

Источники европейского права

Источники права ЕС

1. Договор о ЕС (об учреждении Европейского Сообщества) 1957 года

2. Договор о Евроатоме (об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии)

3. Договор о Европейском Союзе 1992 года

Это соглашения, которые относятся к первичному праву ЕС

А также сюда относятся:

— ревизионные договоры (поправки к учредительным договорам)

— договоры о присоединении (очень важны)

К актам об условиях присоединения, к учредительным документам прилагаются протоколы – тоже формируют первичное право. Таких протоколов чуть больше 80. Протоколы делятся:

1. об условиях присоединения

2. к учредительным документам

3. по специальным вопросам

Есть протоколы по особым условиям. Лидеры по таким – Великобритания, Дания, Ирландия.

К узкоспециализированным относятся:

— протоколы к Конституции

— протоколы к Акту об избрании депутатов Европарламента (ЕПГ, преференции)

Источники первичного права ЕС

Договоры о Сообществах Основу Сообществ создают его учредительные договоры. В литера­туре их часто обозначают как своего рода «Конституцию» правово­го порядка. Суд ЕС назвал Договор о Сообществе кон­ституционной грамотой правового сообщества. Положения первичного права, которые при­менимы непосредственно, имеют правовое действие для отдельных внутригосударственных органов, без необходимости принятия осо­бого законодательного, правореализуювщего акта. Предпосылкой для непосредственного применения является то, что положения Догово­ра безоговорочны и не требуют никакой дальнейшей конкретизации содержания. В сфере основных свобод Суд ЕС постоянно подчер­кивает, что отдельные положения договоров представляют собой не­посредственно действующие правовые нормы, которые каждый мо­жет реализовывать в судебном порядке и которые обязаны уважать внутригосударственные суды.

Обычное право Из договорных положений права ЕС невозможно вывести ни нали­чие европейского обычного права, ни его отсутствие. Европейское договорное право имеет преимущественно функции дополнения до­говоров, однако в исключительных случаях может реализовывать функции толкования и изменения договоров. Примером обычного права Сообществ является содействие государственных секретарей, которые не являются одновременно членами Совета, а также implied powers Lehre.

Общеправовые принципыПоскольку договоры ЕС требуют в отдельных областях дополнений, эти пробелы заполняются посредством общеправовых принципов Сообществ. Они вытекают из правопорядков государств-участников; в результате оценочного правосравнения выкристаллизовывается пра­вовая основа согласованных между собой принципов. Особое значе­ние имеет развитие общеправовых принципов при создании Стандарта основных прав в правосудии Суда ЕС. Помимо этого, учитываются конституции государств-участников и Европейская конвенция о пра­вах человека. К общеправовым принципам относятся общий запрет на произвол, принцип соразмерности, принципы защиты доверия и правовой безопасности.

Хартия основных прав Европейского Союза была провозглашена 7 декабря 2000 г. В этом до­кументе явно прослеживается влияние Европейской конвенции по правам человека, а также национального конституционного строи­тельства. Любое ограничение признан­ных Хартией прав и свобод требует наличия оправдательных осно­ваний, исключающих ответственность за такое ограничение. Она действует в отношении органов и учреждений Европейского Союза, а также в отношении государств ЕС, когда они применяют право ЕС. Хотя сама Хартия непосредственным действи­ем не обладает, она может способствовать конкретизации неписаных и существующих как общеправововые основы, но тем не менее дей­ствующих основных прав. Хартия может служить источником нор­мотворчества органов Европейского Сообщества.

Источники вторичного права ЕС

Принцип ограниченного наделения компетенцией

Органы Сообществ располагают только теми полномочиями по из­данию вторичного права, которые переданы им государствами-чле­нами в соответствии с учредительными договорами. В праве ЕС су­ществует принцип ограниченного наделения компетенцией. Таким образом, отсутствует так называемая «компетенция компетенций», т. е. органы Сообществ не имеют возможности изменять свою ком­петенцию, предусмотренную Договором 73 . Следовательно, ко вторич­ному праву Сообществ относятся те нормативные акты органов Со­обществ, которые были приняты на основании полномочий, преду­смотренных договорным правом или иными актами, например, основными распоряжениями. К таким документам, в первую очередь, относятся регламенты, директивы, рекомендации и заключения со­гласно ст. 249 Договора о Сообществе.

Согласно так называемому учению implied powers Lehre в праве Сооб­щества является общепринятым то, что в отдельных случаях Сообще­ство перенимает компетенцию, которая ему прямо не предоставлена, если таковая необходима для обоснования и реализации его полномочий. . В результате, на основании ст. 308 Договора о Сообществе, Совет может на основе единогласия и с согласия Комиссии и после заслу­шивания предложений Европарламснта издавать предписания в том случае, если для достижения целей Договора необходимы действия ЕС, регламентированные самим Договором. Применение ст. 308 До­говора о Сообществе является субсидиарным но отношению к иным основаниям для реализации полномочий Совета 74 .

РаспоряжениеРаспоряжение сравнимо с законами, издаваемыми внутри каждого государства. Оно считается абстрактной нормой общего действия и его предписания носят общеобязательный характер. Распоряжение имеет непосредственное, прямое действие во всех государствах-уча­стниках и, таким образом, не требует никаких дополнительных нор­мативных актов. Статья 253 Договора о Сообществе требует мотиви­ровать издание распоряжения. Право ЕС предусматривает обязатель­ное опубликование распоряжений в Бюллетене Европейского Союза.

Директивы Под директивами понимаются нормы права ЕС, действующие в го­сударствах-участниках и обязывающие последние воплотить содер­жание директивы во внутригосударственное право в течение определенного времени

Источник

84. Каковы основные источники европейского права в области прав человека?

84. Каковы основные источники европейского права в области прав человека?

Действующие источники европейского права в области прав человека являются результатом правотворческой деятельности, с одной стороны, Совета Европы, с другой — Европейского Союза.

Читайте также:  Название денег всех стран мира

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другие источники права Совета Европы

Совет Европы осуществляет правотворческую деятельность в форме международных договоров (конвенций), которые предлагаются государствам-участникам для подписания и ратификации. Аутентичные тексты этих документов существуют только на английском и французском языках, являющихся официальными языками Совета Европы.

Первым и наиболее важным источником рассматриваемой категории служит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), подписанная в Риме 4 ноября 1950 г. Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 г., и с этого момента ее правила в обязательном порядке должны учитываться российскими судам[112].

Согласно Договору о Европейском Союзе (ст. 6) ЕКПЧ обязательна не только для его государств-членов (которые подписали Конвенцию в качестве сторон), но и для Союза в целом. Контроль за ее соблюдением со стороны наднациональных институтов и органов осуществляют Суд Европейских сообществ и Трибунал первой инстанции, которые могут, в частности, отменять правовые акты ЕС на основании противоречия их ЕКПЧ.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод включает преамбулу и 59 статей, объединенных в три раздела:

раздел I «Права и свободы» (ст. 2-18) закрепляет, собственно, основные права и свободы личности, их допустимые ограничения;

раздел II «Европейский суд по правам человека» (ст. 19–51) устанавливает порядок создания и функционирования указанного суда, условия обращения к нему с жалобами (см. вопрос № 49);

раздел III «Прочие положения» (ст. 52–59) содержит нормы общего и заключительного характера.

Список прав и свобод, закрепленных в разделе I, был дополнен с помощью протоколов, которые отдельными соглашениями приложены к ЕКПЧ и имеют равную с ней юридическую силу. В настоящее время действуют следующие протоколы: № 1 (от 20 марта 1952 г.), № 4 (от 16 сентября 1963 г.), № 6 (от 28 апреля 1983 г.) и № 7 (от 22 ноября 1984 г.)[113] Например, право собственности закреплено в Протоколе № 1 (ст. 1), а принцип равноправия супругов — в протоколе № 7 (ст. 5).

Российская Федерация — участница всех этих протоколов, кроме шестого, устанавливающего запрет применения смертной казни (кроме смертной казни во время войны). В последние годы к ЕКПЧ подписаны еще два протокола, которые для нашей страны тоже пока не вступили в силу: протокол № 12 (от 4 ноября 2000 г.), предусматривающий общий запрет на дискриминацию, и протокол № 13 (от 3 мая 2002 г.), который безоговорочно запрещает смертную казнь, в том числе во время войны. Протокол № 14 (от 13 мая 2004 г.) направлен на реформирование контрольного механизма Конвенции, прежде всего Европейского суда по правам человека. По этой причине для вступления в силу он требует ратификации всеми 47 государствами — участниками Конвенции. К концу 2009 г. ратификационный процесс завершили 46 из них (Российская Федерация подписала, но не ратифицировала данный Протокол).

Важным дополнением к Конвенции служит также судебная практика Европейского суда по правам человека, который традиционно осуществляет расширительное толкование прав и свобод, закрепленных в ЕКПЧ, и их гарантий[114]. Органы правосудия европейских стран, в том числе Россия, обязаны учитывать постановления этого Суда при вынесении своих решений[115].

Вторым по значимости источником Совета Европы служит Европейская социальная хартия (ЕСХ), которая существует в двух версиях: первоначальной (от 18 октября 1961 г.) и дополненной (так называемая пересмотренная Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 г.). Пересмотренная ЕСХ содержит более обширный круг социальных прав, чем первоначальная версия. Часть стран Совета Европы уже ратифицировали ее, для других сохраняет действие текст 1961 г. Российская Федерация присоединилась к Европейской социальной хартии (пересмотренной) в 2009 г.

В отличие от ЕКПЧ, закрепляющей права «первого поколения», главным образом, личные и политические (свобода мысли и слова, неприкосновенность личности, право на свободные выборы и т. д.), ЕСХ провозглашает социально-экономические права, реализация которых требует активных (в том числе финансовых) мер со стороны государства: право на труд, право на профессиональное обучение, право на охрану здоровья и т. д.

Чтобы облегчить государствам выполнение Европейской социальной хартии, она построена по принципу «ala carte» (меню): страны могут по своему выбору присоединяться к одним статьям ЕСХ и не присоединяться к другим[116]. Контрольный механизм данной Хартии также ослаблен: функционирует специальный комитет по социальным правам, но он не является судебным органом. Европейский суд по правам человека не уполномочен рассматривать жалобы на нарушение ЕСХ.

Европейский Союз не включил Европейскую социальную хартию в свою правовую систему, но в его учредительных договорах присутствуют отсылки к этому документу. Положения ЕСХ принимаются во внимание институтами Союза при разработке нового законодательства в социальной сфере.

Кроме Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской социальной хартии в рамках Совета Европы подписаны также ряд специальных конвенций, посвященных защите отдельных прав личности: Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (от 18 января 1981 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (от 26 ноября 1987 г.), Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка (от 25 января 1966 г.) и др. Дела о нарушении этих конвенций также не подсудны Европейскому суду по правам человека.

Читайте также:  Андропов мы не знаем своей страны

В соответствии с Лиссабонским договором 2007 г. Европейский Союз официально уполномочен присоединиться к важнейшей конвенции Совета Европы — Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод — в качестве самостоятельной стороны. Для реализации этого полномочия необходимо также вступление в силу Протокола № 14, так как в соответствии с действующей редакцией Конвенции ее сторонами могут быть только государства.

В случае присоединения Союза к Европейской конвенции действия и бездействие органов Союза, так же как и действия/бездействие национальных властей, можно будет в конечном счете обжаловать в Европейском суде по правам человека.

Хартия об основных правах 2000 г. и другие источники Европейского Союза

В отличие от конституций демократических государств, учредительные документы Европейского Союза не содержат полноценного каталога основных прав личности. В 1950-е гг. при создании Европейских сообществ в них были закреплены лишь отдельные положения в этой области, касающиеся преимущественно социальноэкономической сферы жизни.

Речь идет о свободах единого внутреннего рынка, которые гарантируют возможность осуществления экономической деятельности на всей территории ЕС, и принципе недопустимости дискриминации в зависимости от принадлежности к национальному гражданству того или иного государства-члена (ст. 12 Договора о ЕС). Ввиду больших масштабов дискриминации женщин в социально-трудовых отношениях в Договор о Европейском сообществе был также включен принцип равенства мужчин и женщин в вопросах оплаты труда (см. вопрос № 125).

В 1990-е гг. перечень прав и принципов, содержащихся в Договоре о ЕС (как главном учредительном документе), был расширен. В связи с введением гражданства Союза в 1992 г. в него были включены ряд основных прав союзных граждан (часть вторая «Гражданство Союза»). В 1997 г. (поправками Амстердамского договора) добавился общий принцип социального равенства (ст. 13), т. е. недопустимости дискриминации в зависимости от «пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации». Указанный принцип, однако, закреплен косвенно, т. е. путем наделения Сообщества полномочиями издавать законодательство о борьбе с данными видами дискриминации.

Таким образом, и в первоначальной, и в действующей редакции «конституция» Европейского Союза не содержит всеобъемлющего «билля о правах», который охватывал бы весь комплекс основных личных, политических и социально-экономических прав человека и гражданина. В учредительных документах Союза отсутствуют, например, такие основополагающие права, как право на свободу и личную неприкосновенность, право собственности, свобода мысли и слова и т. д.

Признание и защита этих и иных базовых прав личности стали возможны благодаря судебной практике Суда Европейских сообществ. С конца 1960-х гг. Суд в своих решениях признал основные права в качестве «общих принципов права Сообщества» и провозгласил в качестве основного их источника Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (см. вопрос № 21).

Несмотря на использование Конвенции Совета Европы 1950 г., Европейский Союз не оставил попыток подготовить собственный «билль о правах», отражающий состояние их развития на конец XX в. Кульминацией этих усилий стало торжественное провозглашение 7 декабря 2000 г. Хартии Европейского Союза об основных права[117].

Хартия призвана защитить человеческую личность во взаимоотношениях, прежде всего, с наднациональными институтами и органами Союза, а также с государствами — членами Союза, когда последние действуют во исполнение установленных им правил (например, привлекают к ответственности за нарушение предписаний регламентов, директив или рамочных решений).

При этом Хартия 2000 г. не отменяет иных «биллей о правах», существующих в рамках государств-членов или международного сообщества. Все они сохраняют силу «в рамках своей соответствующей области применения» (ст. 53 Хартии). Более того, когда положения Хартии корреспондируют нормам ЕКПЧ 1950 г., они должны толковаться одинаковым образом, в том числе с учетом прецедентов Европейского суда по правам человека. Например, «право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 6 Хартии) имеет те же ограничения и пределы, что и одноименное право, провозглашенное в ЕКПЧ (ст. 5 «Право на свободу и личную неприкосновенность»).

Из сказанного не следует делать вывод, что Хартия Союза лишь копирует Конвенцию Совета Европы. В отличие от последней, она охватывает всю совокупность основных прав и свобод (в том числе социально-экономических и культурных). Хартия может устанавливать и более высокие стандарты защиты личности, но в любом случае она не должна снижать их по сравнению с ЕКПЧ, к которой Союз в дальнейшем планирует присоединиться в качестве отдельной стороны.

Полноценное действие Хартии Европейского Союза об основных правах станет возможным после придания ей высшей юридической силы в правовой системе Союза. Это предусмотрено Лиссабонским договором 2007 г., согласно которому Хартия будет иметь одинаковую юридическую силу с учредительными документами организации: Договором о Европейском Союзе и Договором о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора (см. вопрос № 17).

После вступления в силу Лиссабонского договора Хартия Европейского Союза об основных правах также будет действовать в новой редакции, адаптированной к функционированию «нового» Европейского Союза (утверждена 12 декабря 2007 г.). Новая редакция Хартии не затрагивает содержания закрепленных в ней основных прав и свобод (см. вопрос № 85).

Читайте также:  Мировая экономика страны северной африки

Применение Хартии судебными органами в дальнейшем будет осуществляться с учетом официального комментария, приложенного к ее тексту («Разъяснения Хартии об основных правах»). Кроме того, двум государствам-членам — Великобритании и Польше — предоставлены отдельные изъятия из применения Хартии на их территории. Эти изъятия касаются главным образом группы социальных прав.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 4. Основные международные документы в области авторского права

§ 4. Основные международные документы в области авторского права В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры и соглашения Российской Федерации

4. Каковы предмет и содержание права Европейского Союза?

4. Каковы предмет и содержание права Европейского Союза? Предмет права Европейского Союза — это общественные отношения, которые оно регулирует. Содержание права Европейского Союза складывается из отдельных правил поведения — юридических норм, среди которых особое

Раздел IV ИСТОЧНИКИ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Раздел IV ИСТОЧНИКИ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 24. Какие источники составляют первичное право Европейского Союза? Первичное право Европейского Союза — это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники

28. Каковы источники прецедентного права Европейского Союза?

28. Каковы источники прецедентного права Европейского Союза? Еще на этапе становления Европейского Союза в его правовой системе появилась третья, особая группа источников, состоящая из решений наднациональных судов (главным образом, Суда Европейских

37. Каковы основные контрольные институты и органы Европейского Союза?

37. Каковы основные контрольные институты и органы Европейского Союза? Отталкиваясь от опыта современных государств, в организационном механизме Европейского Союза были учреждены специализированные институты и органы, которые осуществляют контрольную функцию.

Раздел X ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Раздел X ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 83. Что такое «европейское право в области прав человека»? Термин «европейское право в области прав человека» используется в современной доктрине для обозначения совокупности норм, которые закрепляют и гарантируют

83. Что такое «европейское право в области прав человека»?

83. Что такое «европейское право в области прав человека»? Термин «европейское право в области прав человека» используется в современной доктрине для обозначения совокупности норм, которые закрепляют и гарантируют основные права личности в «европейском масштабе», т. е.

Основные источники семейного права

Основные источники семейного права ? Международные правовые акты в данной области (например, Декларация прав человека ООН (1948 г.), а также всевозможные конвенции о правах ребенка).? Конституция РФ (1993 г.), которая является Основным законом государства и, соответственно,

Каковы особенности рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме?

Каковы особенности рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме? Решение относительно заявления избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же

Каковы основные источники права третейских судов?

Каковы основные источники права третейских судов? Под эгидой ООН в 1976 г. был разработан Типовой закон о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ. Генеральная Ассамблея ООН рекомендует использовать ЮНСИТРАЛ для разбирательства и урегулирования споров странами с

§ 2. Основные источники военно-уголовного права допетровского периода

§ 2. Основные источники военно-уголовного права допетровского периода В Судебнике 1550 г. впервые содержится упоминание о воинском преступлении – о «градском сдавце», т. е. начальнике, сдавшем неприятелю крепость. Воеводе, сдавшему крепость, полагалось наказание в виде

§ 3. Основные права и свободы человека и их классификация

§ 3. Основные права и свободы человека и их классификация Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И СВОБОДЫ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И СВОБОДЫ ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Права человека и свободы включены в Хартию ЕС. В основу классификации прав и свобод в Хартии положен не предмет субъективного права, а ценности, на защиту которых оно направлено: человеческое достоинство, свобода,

ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Система источников таможенного права ЕС включает:1) учредительные договоры ЕС;2) нормативноправовые акты институтов ЕС;3) судебные решения;4) международные договоры ЕС и государств членов.Учредительные договоры обладают

ИСТОЧНИКИ ТОРГОВОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ИСТОЧНИКИ ТОРГОВОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Учредительные договоры. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. ставил целью создание общего рынка продукции угольной и сталелитейной промышленности. По общему принципу (ст. 71) полномочия

2.1.2. Рекомендации Совета Европы и решения Европейского суда по правам человека по вопросам дискриминации и нарушений прав в связи с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью

2.1.2. Рекомендации Совета Европы и решения Европейского суда по правам человека по вопросам дискриминации и нарушений прав в связи с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью Рекомендации Совета Европы Совет Европы является наиболее крупной европейской

Источник

Adblock
detector