Меню

Источники финансирования дефицита бюджета страны

Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 ноября 2007 г. N 247-ФЗ) статья 94 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 94 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

курсовая разница по средствам федерального бюджета;

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;

разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;

прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 268-ФЗ пункт 3 статьи 94 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

3. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

4. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:

в объеме дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета отчетного года, не использованных в течение отчетного года на формирование Фонда национального благосостояния, используются в текущем финансовом году на те же цели;

в объеме неполного использования бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда отчетного финансового года направляются соответственно на увеличение в текущем финансовом году объемов бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;

в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, которые направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление указанных межбюджетных трансфертов;

Читайте также:  Назовите столицу страны вануату

в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, направляются в установленных Правительством Российской Федерации случаях и порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели;

в объеме остатков средств, привлеченных на единый счет федерального бюджета, направляются для возврата указанных средств на счета, с которых они были ранее перечислены;

в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ действие абзацев девятого — одиннадцатого пункта 4 статьи 94 приостановлено с 1 января 2021 г. до 1 января 2022 г.

Действие абзацев девятого — одиннадцатого пункта 4 статьи 94 было приостановлено:

с 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г. — Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ;

с 1 января 2017 г. до 1 января 2018 г. — Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ;

с 1 января 2018 г. до 1 января 2019 г. — Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 315-ФЗ;

с 1 января 2019 г. до 1 января 2020 г. — Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ;

с 1 января 2020 г. до 1 января 2021 г. — Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ

Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на:

осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;

5. Утратил силу с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

Источник

newinspire

Источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

а) внутренние источники:

— кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

б) внешние источники.

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств;

• кредиты банков и фирм иностранных государств;

• кредиты международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются только внутренние источники в виде:

— государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

— бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— кредитов, получаемых от кредитных организаций;

— поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

— изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только внутренние источники в виде:

• муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

• бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• кредитов, получаемых от кредитных организаций;

• поступлений от продажи имущества, находящейся в муниципальной собственности;

• изменений остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.

Подобная практика снижает уровень доверия юридических и физических лиц, являющихся инвесторами на рынке ценных бумаг. Гарантии стабильности ценных бумаг, в том числе по срокам погашения, означают не только доверие к правительству, но и поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение кредитов от ведущих международных организаций.

Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются дополнительные сложности в регулировании валютного курса относительно российского рубля.

Источник

Источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждают­ся органами законодательной власти в законе о бюджете на оче­редной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципаль­ных образований при их первичном размещении не служат ис­точниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюдже­тов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюд­жета являются:

1) внутренние источники — кредиты, полученные Россий­ской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов — государствен­ные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем вы­пуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств ино­странных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального обра­зования;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

До последнего времени бюджетная классификация, приме­няемая в Российской Федерации, принципиально отличалась от норм международных стандартов. Поэтому для приведения федерального бюджета в сопоставимый вид с показателями бюдже­тов других стран требовалась дополнительная корректировка данных. Кроме того, нарушалась логика в исследовании бюд­жетных потоков.

Федеральный бюджет на 1998 г. был впервые составлен с учетом перехода на расчет дефицита по международной методо­логии. Это означало изменение порядка балансирования доходов и расходов, источников внутреннего и внешнего финансирова­ния, отражения дефицита бюджета и учета расходов на погаше­ние и обслуживание государственного долга. Если рассматривать этот вопрос с позиций бюджетных потоков, то те из них, кото­рые связаны с привлечением средств и их погашением, полно­стью выводятся из потоков, непосредственно связанных с дохо­дами и расходами текущего финансового года.

Читайте также:  Где найти бюджет страны

С позиций бюджетной классификации, а именно классифи­кации источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ, по строке «Государственные ценные бумаги» начиная с 1998 г. отражается сальдо привлечения средств и погашения основной суммы долга без выплаты процентов. Это приводит к росту общего показателя источников внутреннего финансирова­ния на сумму выплачиваемых процентов и дисконта.

В соответствии с федеральным бюджетом на 1998 г. в расхо­дах по статье «Обслуживание государственного долга» отражают­ся только процентные платежи по внутренним и внешним заим­ствованиям:

— обслуживание внутреннего долга — 81,6 (факт. — 67,3) млрд. руб.;

— обслуживание внешнего долга — 42,5 (факт. — 40,9) млрд. руб.;

— всего — 124,1 (факт. — 108,2) млрд. руб.

Дефицит федерального бюджета на 1998 г. составлял по феде­ральному закону 132,4 млрд. руб., фактически 86,5 млрд. руб., включая источники внутреннего 105,8 (факт. — 3,7) млрд. руб. и внешнего финансирования 26,6 (факт. — 90,2) млрд. руб.

Источники внешнего финансирования в 1998 г. сложились фактически значительно больше, чем сумма, направляемая на об­служивание внешнего долга. Разница — 49,3 млрд. руб., а источ­ники внутреннего финансирования оказались меньше, чем сумма, направляемая на обслуживание внутреннего долга, на 71,0 млрд. руб. Сальдо между ними в 21,7 млрд. руб. образует разницу между источниками финансирования дефицита бюджета и средствами, направляемыми на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. Источники финансирования дефицита федераль­ного бюджета составили в 1998 г. 3,6% ВВП.

Рассмотрим некоторые особенности источников финансирова­ния бюджета 1998 г .

Основная особенность внутренних источников связана с тем, что Правительство РФ постепенно увеличивает сроки заимство­вания на внутреннем рынке, что приводит к общей реструктури­зации задолженности и изменению соотношения государствен­ных ценных бумаг с различными сроками погашения. Однако на 1998 г. не ставилась задача введения в обращение значительного объема долгосрочных бумаг. Поэтому в целом рынок государст­венных ценных бумаг РФ оставался ограниченно диверсифицированным. Речь шла по-прежнему о средне- и краткосрочных государственных облигациях. Очевидно, что долгосрочные бу­маги требуют гарантий стабильности в политической и эконо­мической областях, что означает поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Следует обратить внимание на то, что в 1997 г. значительно перевыполнялся план внутренних заимствований по ГКО. Так, если в законе о бюджете предполагалось привлечь с рынка 258,3 млрд. руб., то исполнение — 347,5 млрд. руб., что выше плана в 1,35 раза. Это увеличило нагрузку на бюджет 1998 г. в части обслуживания накопленной задолженности, затруднило поддержание ее ликвидности и сократило сумму, учитываемую в источниках финансирования бюджетного дефицита. Вопросы финансового кризиса рассматривались выше (гл. 2).

В части среднемесячных бумаг в 1998 г. лидирующее поло­жение занимали ОФЗ с переменным купоном, объявляемым за неделю до начала купонного периода. Срок заимствования по ним — от двух лет, что позволило перенести часть расходов по обслуживанию на более поздний срок, вывести за рамки 1998 г.

Облигации федерального займа с постоянным купонным до­ходом (ОФЗ-ПД) относятся к бумагам со сроком обращения до десяти лет. Основная проблема по ним — размещение на прием­лемых для эмитента и инвесторов условиях. Спрос на них был невысок, так как спекулятивная составляющая в них минимальна.

Относительно невелик и рынок облигаций государственного сберегательного займа. Облигации государственных нерыночных займов также относятся к бумагам со сроком обращения от од­ного года до десяти лет.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок обору­дования. При этом большое значение имеют диверсификация источников внешних заимствований, соотношение доходности внутренних и внешних займов, сроки и условия привлечения средств. Улучшению структуры внешних заимствований в значи­тельной степени способствует получение Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций.

В свою очередь их показатели зависят от политических и экономических рисков для потенциальных внешних инвесто­ров, а влияют они прежде всего на условия размещения займов, которые при определенных обстоятельствах могут быть лучше, чем условия размещения внутренних займов. Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания та­кой структуры платежного баланса, когда валютные поступления в каждый конкретный отрезок времени достаточны для своевре­менного выполнения обязательств по займам. А это может создать дополнительные сложности при регулировании валютного курса российского рубля.

В 1998 г. оставался высоким удельный вес заимствований России у Международного валютного фонда и Международного банка ре­конструкции и развития. В то же время заимствования производи­лись и на международном рынке капитала. Это важно для включения России в международные валютные потоки, обеспечения в перспек­тиве свободной конвертируемости национальной валюты. Кроме то­го, это важно и для выполнения обязательств по займам, связанным с погашением накопленного ранее основного внешнего долга. В со­ответствии с международной методологией в составе источников внешнего финансирования дополнительно учитываются расходы, связанные с погашением основной суммы внешнего государствен­ного долга. Эти расходы составляют 50% суммы привлекаемых внешних займов. Поэтому непосредственно на покрытие бюджетного дефицита в 1998 г. была направлена только половина всех внешних валютных заимствований.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается иерархия законодательных и нормативно-правовых актов в Российской Федерации?
  2. Объясните структуру бюджетного законодательства Российской Федерации.
  3. Опишите составные части бюджетной системы в Российской Федерации.
  4. В чем отличие функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета на федеральном уровне?
  5. Могут ли существовать государственные внешние заимствования субъектов Российской Федерации? Почему?
  6. Что такое регулирующие налоги? Приведите примеры.
  7. В чем отличие текущих и капитальных расходов?

Межбюджетные отношения в Российской Федерации.

  1. Содержание межбюджетных отношений.
  2. Бюджетный федерализм.
  3. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
  4. Государственные внебюджетные фонды.

1. Содержание межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федера­ции, органами государственной власти субъектов РФ и местного са­моуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности орга­нов власти в области составления, утверждения и исполнения бюдже­тов и бюджетного процесса.

Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

Межбюджетные отношения базируются на следующих прин­ципах:

— распределение и закрепление расходов и доходов бюдже­тов по уровням бюджетной системы;

— равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль­ных образований;

— выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

— равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Отдельные виды расходов могут передаваться из федераль­ного бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соот­ветствующих норм в федеральный закон о федеральном бюдже­те. В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ мест­ным бюджетам.

Читайте также:  Конфигурация экономически развивающихся стран

Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления от­дельных государственных полномочий, не относящихся к пред­метам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муници­пальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджет как доход в форме безвозмездных перечислений.

В течение финансового года органы законодательной, представительной и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не могут принимать решений, приво­дящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения из­менений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.

С целью реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчисле­ний от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государст­венных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченно­сти, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов РФ.

Соглашения между Российской Федерацией и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотно­шений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, и другие положения, установленные бюджетным кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъ­ектов Российской Федерации имеет следующие формы:

— дотации или субвенции на выравнивание уровня мини­мальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

— субвенции на финансирование отдельных целевых расходов.

Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федераль­ного бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минималь­ной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих ми­нимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государствен­ных социальных стандартов устанавливаются федеральным за­коном и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Составле­ние и исполнение бюджетов основано на приоритетном финан­сировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе:

— расходов по федеральным целевым программам, капи­тальных расходов;

— расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

— других целевых расходов.

Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным харак­тером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных усло­виях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возвра­та целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются феде­ральным законом о федеральном бюджете на очередной финан­совый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погаше­ны до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финан­совой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых и бюджет субъекта РФ.

Уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации имеет право на проведение ревизии бюджета субъек­та РФ, получающего финансовую помощь из федерального бюджета. При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязатель­ном порядке.

Ревизия бюджета субъекта РФ проводится контрольным ор­ганом Минфина и Счетной палатой РФ.

Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюд­жету может быть оказана в следующих формах:

— на выравнивание уровня минимальной бюджетной обес­печенности муниципальных образований с целью финан­сирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

— субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

— другие формы, предусмотренные бюджетным законода­тельством субъекта РФ.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассо­вых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития опреде­ляются законом субъекта РФ. Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюдже­там из бюджетов субъектов РФ определяются законом субъекта РФ. Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с бюджетным кодексом и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ вправе провести ревизию местного бюджета, получающего фи­нансовую помощь из бюджета субъекта РФ. Ревизию бюджета муниципального образования может проводить орган финансо­вого контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта РФ. Заключение контрольного органа заслушивается при рассмотрении законодательным или представительным ор­ганом субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ. Если местно­му бюджету предоставляется финансовая помощь в объеме, пре­вышающем 30% расходов местного бюджета, финансовый орган субъекта РФ может поставить в качестве условия предоставле­ния финансовой помощи исполнение местного бюджета орга­ном, исполняющим бюджет субъекта РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на фи­нансирование целевых расходов, предусмотренных федеральны­ми целевыми программами либо федеральными законами. Орга­ны государственной власти субъектов РФ осуществляют кон­троль за расходованием средств, поступивших в местные бюдже­ты из бюджетов субъектов РФ.

Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) имеет свои особенности:

1) в доходы бюджета ЗАТО в полном объеме направляются псе виды федеральных, региональных и местных налогов и дру­гие поступления, аккумулируемые на его территории;

2) при недостаточности собственных и регулируемых дохо­дов бюджету ЗАТО выделяются из федерального бюджета дота­ции на финансирование расходов, связанных с функционирова­нием органов местного самоуправления. Размер дотаций утвер­ждается федеральным законом о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год;

3) превышение доходов над расходами бюджета ЗАТО не подлежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы.

Исполнение бюджета ЗАТО производится Федеральным казначейством РФ. Дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогопла­тельщиков в налоговых органах ЗАТО, предоставляются органа­ми местного самоуправления соответствующих образований по согласованию с Минфином РФ.

Источник

Adblock
detector