Меню

Характерные черты экономики стран западной европы

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Состав: 25 государств
Население: 450 млн. чел. (7% населения мира)
Площадь: 9,7 млн. км 2
ВВП: · абсолютный · на душу населения 20% ВМП (II место в мире) 23000 долл.

В современной экономической литературе термином «Западная Европа» принято обозначать большой регион (кнему причисляют также Северную и Южную Европу), охватывающий территорию более чем двадцати государств. Среди последних есть крупные, средние, малые и карликовые государства. Тем не менее, Западная Европа ни в коей мере не является каким-то подобием конгломерата. Почти все западноевропейские страны относятся к категории развитых, что само по себе создает предпосылки для их тесного взаимодействия. Прежде всего, благодаря интеграционным процессам Западная Европа все более превращается в единый хозяйственный комплекс. Сегодня она — один из трех «центров силы» в мировом хозяйстве наряду с США и Японией.

Оказавшись разрушенной после Второй мировой войны и понеся огромные человеческие потери Западная Европа сделала все, чтобы создать надежные интеграционные структуры на своем континенте, включить в них Германию и сделать ее экономическое развитие вполне предсказуемым. Особенностью геополитического положения Западной Европы являлось то, что на Востоке располагался мощный ССР и его союзники – страны Центральной и Восточной Европы; на Западе – США. Все это способствовало объединительным тенденциям, основой которых явилась как схожесть экономических систем, так и взаимные экономические интересы.

На долю стран Западной Европы приходится сейчас почти треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала. Среди ведущих держав мира Западная Европа устойчиво занимает второе место по совокупным объемам ВВП и третье – по его размерам на душу населения (в среднем 22-25 тыс. долл.).По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности западноевропейские страны делятся на несколько групп. Для простоты анализа выделяют:

1. Крупные промышленно развитые страны региона.

Основная экономическая мощь региона приходится на Германию (24% ВРП), Францию (16,5% ВРП), Италию (13,6% ВРП) и Великобританию (18% ВРП), которые сосредоточивают 50% населения и более 70% ВРП.ВВП на душу населения составляет в среднем составляет 25 тыс. долл.

2. Малые промышленно развитые страны.

Малые страны существенно различаются по абсолютной величине ВВП, величине ВВП на душу населения, структуре экономики.

· Испания (7% ВРП), Нидерланды (4,3%), Швеция (3,0% ВРП), Бельгия (2,9% ВРП), Швейцария (3,2%).

По объему ВВП они уступают крупным державам в 4-5 раз и обеспечивают суммарно немногим более 20% ВВП региона. ВВП на душу населения составляет от 14 тыс. долл. (Испания) до38 тыс. долл. (Швейцария).

· Австрия (2,4% ВРП), Дания (2,0% ВРП), Норвегия (1,6%), Греция (1,4% ВРП), Финляндия (1,5 % ВРП).

По объему ВВП они уступают крупным державам в 9-10 раз и обеспечивают суммарно немногим более 9% ВВП региона.ВВП на душу населения составляет от 12 тыс. долл. (Греция) до 32 тыс. долл.(Норвегия).

· Португалия (1,3% ВРП), Ирландия (1,2% ВРП), Люксембург (0,03% ВРП), Исландия (0,03% ВРП)и Мальта (0,03% ВРП).

По объему ВВП они уступают крупным державам в 15-20 раз и обеспечивают суммарно немногим более 2% ВВП региона.Национальный доход на душу населения в этих странах не превышает 60% от среднего показателя для всех развитых стран, а в Португалии – половины от среднего показателя.

· «карликовые государства»: Монако, Сан-Марино, Андорра, Лихтенштейн.

Например, территория княжества Лихтенштейн составляет 160 км 2 , а население – 32 тыс. чел. ВВП на душу населения составляет в среднем 25 тыс. долл. В этих государствах с существенным перевесом доминирует сфера услуг.

Основные черты социально-экономической модели Западной Европы:

1. Значительная роль государства в экономике.

В рамках «трехслойного» хозяйственного механизма верхний «ярус» (уровень государственного регулирования) играет большую роль, чем в США и Японии. Государственный сектор в европейских странах значительно отличается от американского и японского как по размерам, так и по структуре. Так, доля государственных расходов в ВВП в Еврозоне достигает 49%, тогда как в США и Японии – 39% и 34% соответственно. Высокая доля государственного сектора компенсирует то обстоятельство, что западноевропейские ТНК, как правило, уступают по своему потенциалу и мощи своим американским и японским аналогам в соответствующих отраслях. Кроме того, повышенная экономическая роль государства связана с тем, что в Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Государство выполняет наибольшее количество социальных функций и делает это наиболее интенсивно. Западноевропейский капитализм в наибольшей мере подходит под рубрику «социальное рыночное хозяйство».

2. Открытость мировому хозяйству.

Наибольшая степень открытости, западноевропейской, экономики выражается прежде всего в состоянии внешней торговли, экспортная и импортная квоты (отношение товарного экспорта и импорта к ВНП) стран-членов ЕС неизменно находилась вблизи 30%-ной отметки, тогда как США — 9-11%, Япония – 10-13%. Это во многом обусловлено отмеченной выше ограниченностью ресурсной базы региона и узостью внутренних рынков западноевропейских стран. Открытость такого рода ставит западноевропейскую экономику в сильную зависимость от изменения ее конкурентоспособности в рамках мирового хозяйства, а подчас и от временных экзогенных факторов неэкономического характера, например, от военно-политической ситуации на Ближнем Востоке. Правда, после окончания «холодной войны» влияние подобных факторов на Западную Европу резко уменьшилось.

3. Значительный научно-технический потенциал.

Ведущие страны Западной Европы расходуют на эти цели от 2 до 2,7% ВВП. Можно сказать, что Западная Европа почти не уступает ведущим державам по технико-экономическому уровню развития традиционных базовых отраслей (машиностроение, металлообработка, химическая промышленность), однако пока еще отстает в новейших направлениях НИОКР (микроэлектроника, робототехника, биотехнология, производство новых материалов и т.д.). Здесь следует иметь в виде, что расходы Западной Европы на НИОКР представляют собой сумму затрат отдельных государств. Их общий эффект снижается дублированием исследований, поэтому реальное значение данного показателя ниже его номинальной величины.

Западная Европа предпринимает активные усилия для решения указанной проблемы путем развития более тесного сотрудничества стран региона, особенно на базе программ развития НИОКР Европейского союза. Можно ожидать дальнейшего сближения между тремя «центрами силы» по уровню развития НИОКР, инновационного процесса и технологий, в том числе в отмеченных выше новейших наукоемких отраслях.

4. Зависимость от мировых рынков ресурсов.

Западная Европа в совершенно разной степени обеспечена важнейшими факторами производства. Природными ресурсами она довольно бедна, заметно уступая здесь ряду других регионов и стран мира. Так, если выявленные запасы минерального сырья России оцениваются в 30-40 трлн. долл., США — 8-8,5, Китая — 6-6,5, то Западной Европы — лишь 0,5 трлн. долл. Из трех «центров силы» еще меньшими запасами обладает лишь Япония (0,1 трлн. долл.).

Ограниченность собственной минерально-сырьевой базы предопределяет большую зависимость западноевропейского региона от внешнего мира в этой области. Западная Европа импортирует более 2/5 энергоносителей и около 3/4 других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.

5. Сравнительно низкая производительность труда.

По показателям производительности труда Западная Европа в целом уступает США и Японии, хотя за последние 10-15 лет удалось несколько сократить это отставание (на 3-5 процентных пункта). Все же в конце 90-х гг. ВВП на душу населения ЕС составил 70,2% от уровня США и 82,6% — Японии. Во многом это является следствием сравнительно низкого уровня производительности труда, в менее развитых странах-членах ЕС — Греции, Португалии, Испании и Ирландии, наиболее развитые западноевропейские страны по этому показателю гораздо меньше удалены от США (Швейцария даже приблизительно на одном уровне) и стоят практически вровень с Японией. Более низкая производительность труда и эффективность производства в Западной Европе во многом обусловлена ее отставанием от двух других «центров силы» в области развития НИОКР и особенно инновационного процесса (последнее во многом обусловлено сравнительной слабостью рискового капитала). Правда, имевший место в 50-60-е гг. глубокий, качественный отрыв США от Западной Европы в технологической сфере в принципе преодолен, однако полный паритет между ними до сих пор не достигнут.

Читайте также:  Глобальные проблемы разных стран мира

6. Низкие темпы экономического роста.

После устойчивого экономического развития в течение ряда десятилетий Западная Европа с конца 1993 г. вступила в фазу экономического кризиса. В течение 1993-93 гг. темпы экономического роста не превышали 1,2%. Резко выросла безработица, ее уровень в некоторых государствах ЕС составлял до 15%. В фазу подъема экономика региона вступила в 1995 г., этот процесс продолжается и сегодня. Однако темпы экономического роста по региону составляют в среднем 2,2%. Кроме того, Западная Европа в достатке или даже избытке обеспечена рабочей силой. Норма безработицы (отношение числа официально зарегистрированных безработных к численности самодеятельного населения) составляет в отдельных западноевропейских странах, как правило, 10-12%, что создает известную социальную напряженность в обществе. Высокий уровень безработицы является одним из основных факторов, отрицательно влияющих на экономическое развитие региона.

Среди тенденций экономического развития Западной Европы на ближайшие 15-20 лет следует выделить, дальнейшее развитие интеграционных процессов в регионе. Эти процессы, безусловно, приведут к укреплений позиций региона в мировом хозяйстве. По имеющимся прогнозам, до 2015-2020 гг. ВВП Западной Европы будет расти умеренными темпами, скорее всего в пределах 2,5-3%, что будет на уровне или даже несколько ниже соответствующих показателей двух других «центров силы». В таких условиях, вероятно, не худшим вариантом для Западной Европы было бы поддержание в среднем нынешнего уровня жизни, ибо его заметное увеличение представляется весьма проблематичным.

Источник

Вопрос 30 Экономика стран Западной Европы

Вопрос 30 Экономика стран Западной Европы

Ответ

Европа в настоящее время является одним из наиболее мощных в экономическом отношении регионов мира. Достаточно сказать, что в десятку стран – лидеров по объему ВВП входит 5 европейских стран; в двадцатку – 11.

С советского времени существует простая система классификации входящих в регион государств, в рамках которой выделяются Западная (т. е. капиталистическая часть континента) и Восточная (т. е. социалистическая) Европа.

Сейчас более точной считается система, по которой выделяются: Западная Европа (Австрия, Венгрия, Франция, Германия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды и Швейцария), Восточная Европа (Беларусь, Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Молдова, Румыния, Россия, Словакия и Украина), Северная Европа (Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Фарерские острова, Эстония, Латвия, Литва, Великобритания и Ирландия); Южная Европа (Португалия, Испания, Андорра, Италия, Сан-Марино, Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Греция, Черногория, Македония, Сербия, Словения, Турция, Кипр и Мальта).

Наконец, в отдельную группу иногда выделяют Центральную Европу, включающую Германию, Швейцарию, Лихтенштейн, Словакию, Польшу, Чехию, Австрию, Венгрию и Словению.

В последние годы появилась тенденция делить европейские страны на входящие в Евросоюз (25 государств плюс Румыния и Болгария, которые будут приняты в ЕС в начале 2007 г.) и не входящие в него.

В рамках настоящей работы вполне достаточным является деление стран континента на Западную и Восточную Европу.

Рассмотрим основные черты экономики крупнейших государств западноевропейского региона.

В данный момент Федеративная Республика Германия занимает третье место в мире по объему ВВП (после США и Японии) – $2797 млрд. По объему экспорта ФРГ – вторая после Соединенных Штатов.

В сфере услуг создается 70,3% ВВП страны, в промышленности – 28,6% и в аграрной сфере – 1,1%.

Уровень безработицы в январе 2006 г. составил 12,1%.

Германия имеет выгодное географическое положение в центре Европы, а также выход к Северному и Балтийскому морям.

Достаточно мягкий климат способствует эффективному развитию сельского хозяйства; треть территории Германии покрыта лесом. Основные минерально-сырьевые ресурсы немецкого государства: каменный уголь (запасы составляют около 70 млрд т), бурый уголь (44 млрд т), калийная соль. Германия импортирует в значительных масштабах нефть, газ и железную руду.

Численность населения Германии составляет 82 млн человек. Падение рождаемости в современной Германии компенсируется притоком иммигрантов. В настоящее время их число превышает 7 млн человек. Подавляющее большинство жителей страны проживает в городах.

Промышленность Германии традиционно базируется на угле; доставка нефти к индустриальным районам осуществляется по нефтепроводам: Роттердам – Кельн, Марсель – Карлсруэ и др.

Крупнейшие металлургические заводы Германии сконцентрированы в Рурском промышленном районе, куда сырье доставляется по Рейну – важнейшей в экономическом и геополитическом плане реке Европы. Среди производителей стали и проката выделяются фирмы Thyssen-Кгирр («Тиссен-Крупп») и Mannesmann («Маннесман»).

В машиностроительной сфере выделяется автомобилестроение. Всего Германия выпускает в год около 5 млн автомобилей и занимает по этому показателю третье место в мире (после США и Японии). Крупнейшими фирмами, выпускающими автомобили, являются Volkswa-genwerk («Фольксвагенверк»), Opel («Опель»), Bayerisch Motoren Werke (БМВ; «Байериш Моторен Верке»), Daimler-Chrysler («Даймлер-Край-слер»).

Офис транснациональной корпорации «Даймлер-Крайслер», производящей один из самых престижных автомобилей в мире марки Mercedes («Мерседес»), находится в Штутгарте. Фирма образована в 1998 г. в результате объединения компаний Daimler-Benz («Даймлер-Бенц») и Chrysler («Крайслер»). Корпорация включает в себя не только автомобильные предприятия, но и авиаракетную компанию Domier («Дор-нье») (присоединена в 1984 г.), электротехническую фирму AEG (АЭГ; 1986 г.), авиакосмическую компанию Messerschmitt-Bdlkow-Blohm («Мессершмитт-Бельков-Блом»; 1988 г.).

В электротехнической промышленности выделяется фирма Siemens («Сименс») – один из крупнейших производителей компьютеров и популярных в России мобильных телефонов.

Ведущими производителями химической продукции являются компании Badische Anilin und Soda Fabrik (БАСФ; «Бадише анилин унд сода фабрик»), Bayer («Байер») и Hoechst («Хехст»).

Главная сфера сельского хозяйства Германии – животноводство – здесь производится почти 80% всей продукции аграрного сектора.

В транспортной сфере немецкого государства лидирует автомобильный транспорт, обеспечивающий более половины внутренних перевозок. Важнейшую роль во внешних экономических взаимосвязях Германии играет и морской транспорт.

Экспорт Германии в 2006 г. составил $1016 млрд, импорт $801 млрд. Основные внешнеторговые партнеры по экспорту: Франция, США и Великобритания; по импорту: Франция, Нидерланды и США.

В настоящее время Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии занимает пятое место в мире по объемам ВВП ($2201 млрд), в Европе уступая лишь Германии.

Ранее Британия занимала стратегическое географическое положение на линиях торговли Европы и Америки, а также в бассейнах Северного и Балтийского морей; значение этого положения ныне несколько снизилось после усиления внутренних экономических позиций континентальных европейских государств.

Достаточно мягкий умеренно-континентальный климат, обилие осадков способствуют наличию в стране тучных нив и эффективному развитию животноводства.

По численности населения – 58,8 млн человек – Великобритания входит во вторую мировую десятку. Население английского государства постепенно увеличивается за счет увеличения продолжительности жизни, низкой детской смертности и притока мигрантов из бывших колоний Британской империи.

Основными минерально-сырьевыми ресурсами Англии являются: уголь (запасы – 45 млрд т), нефть (2,9 млрд т), газ (1,9 трлн м3), железная руда (2,5 млрд т).

В промышленности Великобритании в последние годы резко снизилось значение угля. В результате угольнодобывающая отрасль переживает кризис: закрываются шахты, страну постоянно сотрясают забастовки шахтеров.

Потребление нефти частично обеспечивается собственной добычей (крупнейшие компании, действующие в этой сфере, – British Petroleum («Бритиш петролеум») и Shell («Шелл»), а также импортом из стран ОПЕК.

Великобритания является одним из основных производителей стали в мире, экспортирует ее в страны Европейского сообщества. Крупнейшие предприятия в металлургической отрасли существуют в Шеффилде, Мидлсборо, Ньюкасле, Глазго.

Читайте также:  Развивающийся с низким доходом страны

Британское государство входит в пятерку ведущих стран мира в области машиностроения. Однако автомобилестроение – некогда ведущая отрасль в этой сфере – переживает кризис. Крупнейшие английские автомобильные фирмы утратили свои позиции, и рынок захватили иностранные компании и их филиалы: Rover («Ровер»; филиал немецкой BMW), Vauxhall («Воксхолл»; филиал американской General Motors) и др. Из старинных английских фирм более или менее стабильное место на рынке занимала компания Rolls-Royce («Роллс-Ройс») (специализировавшаяся на выпуске престижных автомобилей класса «люкс»), но и она в 1998 г. была приобретена немецким концерном Volkswagenwerk.

В электронной промышленности ведущее положение занимают фирмы ICL (International Computer Ltd.) и British telecom («Бритиш телеком»).

Крупнейшей химической корпорацией страны является ICI (Imperial Chemical Industries), основанная в 1926 г. и контролирующая четверть производства и треть экспорта химической продукции в стране.

В сельском хозяйстве преобладающее положение занимает животноводство (около 4/5 стоимости всей продукции в этой отрасли). По сбору пшеницы Англия уступает только США, России, Турции и Пакистану.

Главным видом транспорта, обслуживающим внешнеторговые перевозки, является морской транспорт. Во внутренних перевозках лидируют автомобильные средства сообщения.

Франция в начале III тысячелетия занимает шестое место в мире и третье в Европе по уровню экономического развития (объем ВВП в 2005 г. составил $2105 млрд).

Благодаря своему удачному географическому положению Франция имеет выход в Атлантический океан, Средиземное море, на ее территории находятся отроги Пиренеев и Альп. Стратегическим недостатком геополитической позиции французского государства является низменная граница с Бельгией, через которую в страну в разные периоды истории проникали захватчики.

Умеренный (частью средиземноморский) климат с достаточным количеством осадков способствует тому, что в стране произрастают разнообразные сельхозкультуры, характерные как для умеренного пояса, так и для субтропического. [35]

Франция обладает весьма скромными запасами полезных ископаемых. Например, запасы каменного угля составляют всего 139 млн т (в 323 раза меньше, чем в Англии). Также невелики разведанные месторождения нефти. Самыми значительными можно считать запасы урана, составляющие не менее 3% мировых запасов этого стратегического сырья.

Население Франции превышает отметку в 60 млн человек и имеет тенденцию к медленному увеличению. В основном прирост достигается за счет притока мигрантов из стран Магриба (Туниса, Алжира и Марокко), а также более южных африканских стран, являвшихся в прошлом французскими колониями. Сборную Франции по футболу даже иногда называют «девять негритят» – именно столько игроков негроидной расы чаще всего выходят в ее основном составе.

Небольшие сырьевые ресурсы привели к тому, что Франция является одним из крупнейших в мире импортеров угля, газа и нефти (в основном нефть ввозится из стран ОПЕК). Мощное развитие атомной энергетики позволяет Франции тем не менее экспортировать электроэнергию в такие развитые страны, как Италия, Германия и Англия.

Сталелитейное производство наиболее развито на севере страны – в провинции Лотарингия. В настоящее время ежегодно во Франции выпускается более 20 млн т стали.

Ежегодно в стране изготавливается примерно 4 млн автомобилей. Крупнейшие фирмы, действующие в этой отрасли: Renault («Рено») и Peugeot– Citroen («Пежо-Ситроен»).

Компания Renault основана в 1898 г.; офис концерна находится в одном из пригородов Парижа. Еще до революции фирма сотрудничала с Россией: оригинальная модель была выполнена специально для Николая II; цесаревич пользовался автомобилем марки «Renault bebe» («Рено-бебе»). Позже технология и оборудование Renault были использованы при создании АЗЛК в Москве.

Франция является также одним из крупнейших в мире производителей аэрокосмической продукции, в том числе самолетов, вертолетов, космических ракет.

В химической индустрии особенно развиты производство парфюмерии (компания L’Oreal («Л’Ореаль»)) и фармацевтической продукции.

Сельское хозяйство Франции традиционно наиболее мощное в Европе. Особенно развиты производство зерновых и масличных культур, говядины, сахара, вина. Всемирной известностью пользуются алкогольные напитки из провинций Шампань и Бургундия, города Коньяк. Благодаря произведениям Э. М. Ремарка ( Е . М. Remark) в среде творческой интеллигенции популярностью пользуется традиционный нормандский напиток «кальвадос».

Во внутренних перевозках главным является автомобильный транспорт. Длина железных дорог составляет 31,8 тыс. км. По тоннажу морского транспорта Франция занимает 25 место в мире.

Итальянская республика занимает в настоящее время седьмое место в мире по уровню экономического развития (объем ВВП – $1766 млрд).

Италия занимает стратегически важное положение практически в центре Средиземного моря, что до открытия американского континента определяло ее ведущее положение в экономике, политике и культуре Европы. С севера Италия защищена альпийскими горами, что делало ее в некоторой степени неприступной для иноземных захватчиков.

В целом, природные условия Италии благоприятствуют аграрному производству; только в южных районах требуется искусственное орошение сельхозугодий.

Италия обладает небольшими запасами нефти и газа; эксплуатация угольных месторождений прекращена из-за нерентабельности. [36] Италия занимает второе место в мире после Испании по величине запасов ртути. Важнейшее значение для архитектуры Италии сыграли богатые месторождения мрамора и гранита. Особенно ценным является знаменитый каррарский мрамор, который использовали крупнейшие итальянские ваятели эпохи Возрождения.

Численность населения Италии приближается к цифре 60 млн человек. Население увеличивается крайне медленно, причем в основном за счет притока иммигрантов, а также возвращения на родину итальянцев, проживающих за границей. Вообще, итальянская диаспора за рубежом насчитывает не менее 20 млн человек.

Потребности в нефти итальянской экономики обеспечиваются за счет экспорта из стран Персидского залива. Энергетический комплекс во многом зависит от гидроэлектростанций, расположенных на горных реках северной части Италии.

Крупнейшие металлургические комбинаты расположены в городах Таранто, Генуя и Пьомбино. Ежегодное производство стали превышает 25 млн т. Черная металлургия страны находится в зависимости от импортируемого сырья.

С конвейеров итальянских автомобильных заводов ежегодно сходит около полутора млн шт. продукции. Подавляющее большинство машин (более 1 млн) выпускается концерном FIAT(Fabrica Italiana Automobili Torino).

FIAT основан в 1899 г.; как видно из названия, офис компании и крупнейший завод Mirafiori («Мирафьори») находится в Турине. В 1969 г. корпорация поглотила фирму Lancia («Ланча»), в 1986 г. – Alfa Romeo («Альфа Ромео»), в 1989 г. – Ferrari («Феррари»). FIAT сотрудничал с Советским Союзом при строительстве Волжского автомобильного завода в г. Тольятти.

Крупнейшие фирмы действуют в области производства электротехнической продукции – Zanussi («Занусси») и пишущих и счетных машин – Olivetti («Оливетти»).

В сельском хозяйстве Италии основной сферой является растениеводство (производство пшеницы, риса, фрукты, овощи, виноград). Италия занимает второе (после США) место по сбору томатов.

Италия обладает сетью из 19,5 тыс. км железных дорог. Крупнейшими морскими портами Италии выступают Генуя (на Тирренском море) и Триест (на Адриатическом море). Значение порта Генуи велико и потому, что он является так называемым «аванпортом» Швейцарии, не имеющей морского побережья.

Благодаря быстрым темпам экономического роста Испания в настоящее время занимает 9 место в мире по объемам производства (объем ВВП – $1126 млрд).

Несмотря на то, что испанское государство омывается Атлантическим океаном и Средиземным морем, связано самыми короткими морскими и авиапутями с американским континентом, Испания все же остается своеобразной периферией, окраинной составляющей Европы.

В ней преобладает субтропический климат. Страна покрыта горами, возвышенностями, плоскогорьями. Единственная равнинная часть Испании – автономная область Андалусия – является житницей государства. Испанской «кузницей» называют горы Сьерра-Морена, «здравницей» – так называемый «испанский Левант» (исторические области Валенсия и Мурсия), где расположены знаменитые курорты Коста Бланка.

Крупнейшие испанские месторождения железной руды находятся в Галисии, Астурии, Гранаде. Испания обладает крупнейшими в мире запасами ртути, которые расположены в Альмадене (провинция Сьюдад-Реаль). Весьма значительны запасы урановых руд. Испания располагает весьма скромными месторождениями угля, нефти и газа.

Читайте также:  Страны среднего востока список стран по алфавиту

Население страны составляет примерно 40 млн человек. Пока число жителей Испании увеличивается, однако прогнозы предвещают снижение численности населения из-за сокращения рождаемости уже в самое ближайшее время. Высока степень урбанизации – в городах проживает около 75% населения.

Потребности в энергоносителях Испания обеспечивает за счет экспорта нефти из стран ОПЕК и газа из Алжира. Производство электроэнергии ведется в основном на тепло– и гидроэлектростанциях.

Важнейшими центрами производства стали являются города Авилес, Сагунто, Сестао. Всего в Испании ежегодно выплавляется более 12 млн т стали. Один из крупнейших в Европе производителей нержавеющей стали – испанско-японская компания Асеппох(« Асеринокс»).

По производству автомобилей Испания занимает четвертое место в Европе, однако фактически все ведущие испанские компании являются филиалами иностранных корпораций. В частности, на местном рынке активно действуют французский Citroen («Ситроен»), а также Ford и General Motors (США).

Крупнейшим производителем автомобилей выступает фирма SEAT (SociedadEspanola de Automoviles de Turismo ), созданная в 1950 г. в Барселоне с участием капитала и по лицензии итальянского концерна FIAT. С 1990 г. SEAT вошла в состав немецкого автогиганта Volkswagenwerk и производит автомобили марок «Volkswagen» и «Audi» («Ауди»).

Большинство предприятий радиоэлектронной, авиаракетной и химической промышленности также контролируются иностранным капиталом.

Особенности географического положения Испании позволяют ей занимать первое место в мире по экспорту оливок, цитрусовых, фруктов и овощей. Здесь производятся популярные во всем мире марки вин «малага» и «кагор».

В стране всего 13 тыс. км железных дорог. Морской флот насчитывает около 2000 судов. Крупнейшими аэропортами являются мадридский Барахас и барселонский Льебергат.

Голландское королевство входит в первую мировую десятку по объему ВВП на душу населения ($38,3 тыс. в 2005 г.). По общему объему ВВП ($625,2 млрд) Голландия находится на шестнадцатом месте в мире и седьмом в Европе.

Значительная часть территории Голландии (40%) лежит ниже уровня моря, поэтому особенностью ее ландшафта являются дамбы и плотины общей протяженность более 3 тыс. км. Расположение Роттердама в устье Рейна привело к тому, что порт этого города является своеобразным «европортом», самым крупным портом всего мира. Значительная часть Голландии находится на землях, отвоеванных у моря в результате осушения, – польдерах.

Мягкий климат и равнинная территория благоприятствуют аграрному сектору, особенно развитию животноводства. Нидерланды занимают 4 место в мире по добыче природного газа благодаря месторождению, открытому в 60-х гг. прошлого века. Запасы голландской нефти и угля достаточно скромны.

Примерно 9/10 населения Голландии, составляющего 15,4 млн человек, проживает в городах. В последние годы увеличивается поток рабочей силы из бывших голландских колоний: Индонезии, Суринама и др.

Промышленность Нидерландов в основном базируется на использовании местных месторождений газа. В электроэнергетике преобладают ТЭС; в стране функционируют 2 атомные электростанции.

Главными отраслями промышленности Нидерландов являются: нефтепереработка, цветная металлургия, судостроение, пищевая индустрия (особенно производство табачных изделий и алкогольной продукции), ювелирное производство.

Одним из крупнейших в мире производителей электроники выступает фирма Philips Gloeilampenfabrieken, основанная в 1891 г. Компания имеет дочерние предприятия более чем в 50 странах мира. На ее предприятиях работают не менее 300 тыс. человек. Концерн производит компьютеры, телевизоры, радиоприемники, звуковоспроизводящую аппаратуру, телефоны и т. п.

Голландия занимает первое место в мире по экспорту яиц; также экспортируются и другие продукты животноводства: битая птица, мясные консервы, свинина, молоко и продукты его переработки. Скромные по площади земельные ресурсы страны стимулируют производство высокоурожайных и приносящих значительные доходы культур. В частности, одной из ведущих отраслей аграрной сферы является цветоводство: производство и экспорт тюльпанов (Голландия – крупнейший экспортер луковиц тюльпанов), гиацинтов, нарциссов и др., самый большой мировой центр цветоводства расположен в г. Харлем.

Голландия обладает железными дорогами длиной 2,7 тыс. км, при этом преобладают высокоскоростные линии. Одним из крупнейших в Европе является амстердамский аэропорт Схипхолл.

Основные внешнеторговые партнеры Голландии: по экспорту – Германия, Бельгия и Франция; по импорту – Германия, Бельгия и Китай.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Обзор рынка платежных карт стран Центральной и Восточной Европы

Обзор рынка платежных карт стран Центральной и Восточной Европы Британская компания Retail Banking Research опубликовала результаты последнего исследования «Платежные Карты Центральной и Восточной Европы 2008»[13]. По сравнению с предыдущим исследованием, опубликованным в 2006 г.,

Историческая динамика доходности различных мировых рынков: Европы, Японии и развивающихся стран – Старый Свет все еще на высоте

Историческая динамика доходности различных мировых рынков: Европы, Японии и развивающихся стран – Старый Свет все еще на высоте Читая финансовую литературу, вы можете узнать обо всех недостатках европейского рынка по сравнению с американским: замедленный

1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»

1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда» О средних веках и развитии экономических учений в то время известно намного больше, чем об экономической мысли в древние века. В качестве примера можно взять «Салическую правду».Ученые считают, что Европа вошла

Вопрос 31 Экономика стран Восточной Европы

Вопрос 31 Экономика стран Восточной Европы Ответ В настоящее время Польша занимает положение в первой мировой десятке по производству серной кислоты (3 место), бурого (4 место) и каменного (7 место) угля. По объему ВВП ($300 млрд в 2005 г.) Польша находится на 24 месте в мире.Польша

Вопрос 33 Экономика крупнейших стран Латинской Америки

Вопрос 33 Экономика крупнейших стран Латинской Америки Ответ Бразилия в настоящее время лидирует по объему ВВП среди всех государств Латинской Америки – $792,6 млрд – и занимает общее одиннадцатое место в мире.Главным геополитическим преимуществом страны является выход

Вопрос 34 Экономика крупнейших стран Азии

Вопрос 34 Экономика крупнейших стран Азии Ответ В Азии в настоящее время проживает более 4 млрд человек (60% населения планеты), а общий ВВП в 2005 г. превысил отметку в $18 трлн ВВП, что превышает объем ВВП Соединенных Штатов и Европейского Союза.Япония является одним из лидеров

§ 2. Основные черты и этапы развития феодальной экономики стран Западной Европы

§ 2. Основные черты и этапы развития феодальной экономики стран Западной Европы Характерной чертой формирующихся западноевропейских государств было то, что их экономика в той или иной мере основывалась на феодальных отношениях. Преобладающей формой хозяйствования

§ 3. Предпосылки и условия первоначального накопления капитала в странах Западной Европы

§ 3. Предпосылки и условия первоначального накопления капитала в странах Западной Европы Первые заметные признаки рыночных отношений в Западной Европе появились уже в XIV–XV веках. Следует отметить, что степень развития рыночной экономики была неодинаковой для различных

Глава 2. Особенности феодальной экономики стран Западной Европы (V–XV века)

Глава 2. Особенности феодальной экономики стран Западной Европы (V–XV века) Развитие феодализма во Франции Феодальная экономика Англии Эволюция феодализма в Германии

2. Первые народные революции Западной Европы

2. Первые народные революции Западной Европы Церковь создавала имперскую земледельческую цивилизацию и сословные земледельческие государственные отношения, строящиеся на основаниях, с одной стороны, феодальной собственности на землю и, с другой стороны, общинного

Глава 1 Причины объединения стран Европы

Глава 1 Причины объединения стран Европы В декабре 2002 г. на саммите Евросоюза (ЕС) в Копенгагене было принято решение о приеме в ЕС в 2004 г. 10 новых членов. Завершение процесса объединения европейских стран в 2010 г. будет означать решительный шаг вперед к созданию

Источник

Adblock
detector