Меню

Характеристика географического положения россии сравнение гп россии с гп других стран ответы

Географическое положение РФ: карта, характеристика, преимущества и недостатки

Крайние географические точки на карте России

Под географическим положением страны подразумевается территориальное размещение государства относительно других объектов (границы стран, акватории). Географическое положение дает ценную информацию, которая широко используется в сферах социально-экономической географии. Впервые использовать термин начали в 18 столетии.

Особенности территории России с географической точки зрения

Российская Федерация – самое большое государство на Земле, площадь которого составляет 17,1 млн. кв. км. Она в 2 раза больше, чем США и Китай, при этом сопоставима с размерами целого материка – Южной Америки.

Согласно российскому законодательству, с 2014 года полуостров Крым и город Севастополь являются субъектами РФ, что увеличивает площадь страны на 27 000 кв. км. Однако мировым сообществом принадлежность Крыма к России не признается.

Россия занимает северную область материка Евразия: 1/3 станы расположена в европейской части материка, а 2/3 – в азиатской.

При этом главной особенностью такого положения считается нерациональное распределения населения и его низкая численность. Например, на территории США проживает больше 327 мл. человек, тогда как в РФ – чуть больше 146 млн.

Физико-географическое положение России

Страна протянулась на 9 тыс. км в направлении запад-восток и на 4 тыс. км – юг-север. Крайние географические точки России на карте:

  • западная – недалеко от г. Калининград;
  • восточная – о. Ратманова (или м. Дежнева на большой земле);
  • южная – Главный Кавказский хребет (прилегающая территория Азербайджана);
  • северная – м. Флигели на о. Рудольфа, архипелаг Земля Франца-Иосифа (м. Челюскин на материке).

В состав государства входит 11 часовых поясов. Общая длина границ превышает 58 тыс. км, причем 44,3 тыс. км приходится на морские пути и только 14,3 тыс. км – на сухопутные. Страна граничит с огромным количеством государств, в том числе: с Китаем, Норвегией, Северной Кореей, США и Японией по морским путям.

Экономико-географическое положение России

ЭГП страны влияет на все аспекты развития и функционирования государства. В рамках макроуровня отражается положение РФ относительно окружающих объектов. Мезоуровень показывает положение регионов относительно страны. А на микроуровне рассматривается взаимодействие страны с ближайшими соседями.

Макроуровень

До 60% всей площади РФ занимают северные территории, на которых проживает свыше 12 млн. человек. Это обуславливает огромное количество полезных ископаемых, часть из которых еще не разработана. Северное положение также влияет на повышение стоимости жизни и плохое развитие хозяйственной деятельности (земледелие и животноводство на севере затруднено). При этом обширны возможности для исследования и изучения океанских вод и морского дна.

Обширные границы и доступ к неизученным природным ресурсам сделали РФ почетным участником и членом различных международных организаций, включая ООН, АТЭС, Совет Европы, ВТО, МОК и многие другие.

Мезоуровень и микроуровень

Россия состоит из 11 экономических районов, 10 из которых связаны с границей. Развал, разделивший СССР на отдельные государства, сильно повлиял на мезоположение регионов, сместил и перетасовал торгово-экономических партнеров, рынки сбыта, центры инноваций и промышленности. На фоне этих процессов образовалось 2 группы экономических районов:

  • Стимулирующие предпринимательскую деятельность. Эти регионы находятся вблизи транспортных узлов (Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Мурманск).
  • Затрудняющие предпринимательскую деятельность. Регионы находятся в глубине страны, часто – вдали от оживленных транспортных узлов (Магаданская область, Северный Кавказ, Восточная Сибирь, часть Западной Сибири).

На микроуровне регионы РФ стремятся к сотрудничеству со странами Таможенного союза, СНГ, Евразийского экономического сообщества.

Оценка географического положения России: плюсы и минусы

Огромная территория и большая протяженность в сочетании с северным положением страны создают противоречащие условия для жизни и развития населения. К положительным сторонам относят:

  • колоссальное природное богатство и ресурсы;
  • прямой выход к Мировому Океану;
  • обилие судоходных рек;
  • огромное количество соседствующих государств.

Однако северные территории из-за суровых условий препятствуют развитию сельского хозяйства и других видов деятельности. Одним из минусов также считается замерзание прибрежных северных морей. Чрезмерная протяженность с востока на запад вносит некоторые ограничения и негативно влияет на экономику удаленных от ЦФО округов.

Влияние географического положения РФ на природные условия и народное хозяйство

С точки зрения климатических условий Россия изобилует снежными зимами и сильными морозами, но далеко не на всех территориях. При этом климат чаще характеризуется как суровый.

Факт! Большие территории с вечной мерзлотой резко ограничивают виды сельского хозяйства и промышленности.

На территории РФ сосредоточено колоссальное количество коренных народов. Многие из них специализируются на древних видах труда и животноводства.

Огромные площади всё еще остаются неосвоенными, но для их разработки нужно преодолеть массу трудностей, в том числе – суровый климат. Обилие природных ископаемых нивелируется среднеразвитой промышленностью. При этом централизованная власть и высокая концентрация администраций предприятий в Москве лишает многие регионы возможности самостоятельного развития: деньги уходят в бюджет МО.

Российская Федерация – самая большая страна в мире. Но огромные территории, сложные природные условия и северное положение создали такое же колоссальное количество проблем. Негативно на экономическом развитии государства отразился период распада СССР и последующий кризис.

Перспективы для освоения территорий и природных ресурсов, улучшения жизни населения и хозяйственной деятельности огромны, но их реализация не происходит по множеству причин. Отдельной проблемой стоит неравномерное распределение населения по территории государства и сильно отличающийся уровень жизни в разных регионах страны.

Источник

Практическая работа 1 Определение ГП России (8 класс география)

Эпова Нина Васильевна, учитель географии МАОУ СОШ № 30 г. Томска

Практическая работа по географии 8 класс

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России».

Цель: Дать характеристику географического положения России.

Развитие мыслительных качеств: — умение сравнить, умение обобщать, анализируя факты, учить делать выводы, умение выявлять причины;

— умение использовать карту как источник информации о расположении тех или иных географических объектов;

— высказывать свою позицию в отношении географического положения России.

Оборудование: атлас 8-9 класс, контурная карта России, физическая карта России, политико–административная карта России, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

Географическая широта заданной точки определяется величиной в градусах дуги

меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку .

Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги

параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.

Задание 1. Используйте план характеристики географического положения страны:

Положение по отношению к экватору.

Положение по отношению к нулевому меридиану.

Положение на материке, части света.

Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

Координаты крайних точек страны.

Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Задание 2. Характеристика географического положения России .

Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств (Таблица 1, Таблица 2). Сделайте вывод.

Читайте также:  Герб страны с изображением птицы

Таблица 1. Площадь материков

Площадь, млн. кв. км.

Таблица 2. Площади крупнейших государств мира

Площадь, млн. кв. км.

2. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам.

3. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.

4. Определите моря и океаны, омывающие Россию.

5. Назовите страны, с которыми граничит Россия.

Определите, с какими странами самая протяженная граница.

Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.

Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.

Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России .

6. Найдите крайние точки России. Определите их координаты

( Памятка № 2: Географическая широта показывает расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах. Географическая широта бывает северной и южной.

У всех точек, расположенных в северном полушарии – северная широта (с.ш.), а в южном полушарии – южная широта (ю.ш.).

Для определения географической широты на карте или на глобусе изображены параллели – линии, проведённые параллельно экватору. Географическая широта определяется по меридиану до заданной параллели.

Географическая долгота показывает расстояние от нулевого меридиана (Гринвича) до заданной точки, выраженное в градусах.

Географическая долгота бывает западной и восточной.
У всех точек, расположенных в западном полушарии (к западу от Гринвича) – западная долгота (з.д.), а в восточном полушарии (к востоку от Гринвича) – восточная долгота (в.д.).
Для определения географической долготы на карте или на глобусе изображены меридианы – линии, которые соединяют северный и южный полюса. Географическая долгота определяется по параллели до заданного меридиана)

7. Определите протяженность России с севера на юг, с запада на восток (один см на карте равен – смотри масштаб карты).

Сделайте вывод, где наибольшая протяженность, где наименьшая.

8. Что такое «Российский сектор Арктики?

Задание 3. Выделите положительные и отрицательные черты географического положения России. Заполните таблицу 3.

Положительные черты географического положения России

Отрицательные черты географического положения России

Задание 4. По предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.

Задания по контурной карте: (памятка № 1: 1. Помни, что задание должно быть выполнено не только правильно, но и аккуратно.

2. Все надписи на карте старайся делать печатными буквами или аккуратным почерком простым карандашом.

3. Посмотри, как различные события и географические объекты отображены на картах атласа или учебника.

4. Обрати внимание, что

— названия рек наносятся вдоль их течения, а не поперёк,

— первая или последняя буква названия города или населённого пункта находится чаще всего у кружка, его обозначающего,

— при подписывании острова или полуострова используются сокращения о. или п-ов,

— стрелки направлений походов начинаются и заканчиваются в строго определённом месте,

— границы на контурной карте обозначены пунктиром, но наносить их надо сплошной линией,

— при нанесении порядкового номера года используй арабские цифры, века — римские.

5. Для нанесения на контурную карту исторических событий или географических объектов ориентируйтесь по географической сетке, рекам и береговой линии.

6. Чтобы облегчить твою работу, на исторических контурных картах часто даны названия крупных рек, озёр и морей, а также выделен ряд географических объектов.

7. И последнее. Если у тебя почему-либо нет цветных карандашей, пользуйся только простым, но используй разные линии и штрихи, например: пунктиры, точка-тире, прямые штрихи, косые штрихи, сплошное тонирование и т.п. В этом случае твоя карта получится исполненной в чёрно-белой графике. )

1) Отметить на контурной карте государственную границу России.

2) Подписать пограничные государства.

3) Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнева, Балтийская коса, гора Базардюзю ).

4) Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

Источник

Практические работы по географии 8 класс

Практическая работа № 1

Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Дать характеристику географического положения России.

Определить особенности географического положения России по сравнению с другими странами.

Оборудование: контурная карта России, физическая карта России, политико–административная карта России, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

! Географическая широта заданной точки определяется величиной в градусах дуги

меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку.

Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги

параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.

Вспомните план характеристики географического положения страны:

Положение по отношению к экватору.

Положение по отношению к нулевому меридиану.

Положение на материке, части света.

Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

Координаты крайних точек страны.

Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Задание 1. Характеристика географического положения России.

Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств (Таблица 1, Таблица 2). Сделайте вывод.

Площадь, млн. кв. км.

Площади крупнейших государств мира

Площадь, млн. кв. км.

2. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам.

3. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.

4. Определите моря и океаны, омывающие Россию.

5. Назовите страны, с которыми граничит Россия.

Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.

Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.

Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.

6. Найдите крайние точки России. Определите их координаты

7. Определите протяженность России с севера на юг, с запада на восток.

Сделайте вывод, где наибольшая протяженность, где наименьшая.

Задание 2. Выделите положительные и отрицательные черты географического положения России. Заполните таблицу 3.

Положительные черты географического положения России

Отрицательные черты географического положения России

Задания по контурной карте: (памятка № 1)

1. Отметить на контурной карте государственную границу России.

2. Подписать пограничные государства.

3. Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнева, Балтийская коса, гора Базардюзю).

4. Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

Правила работы на контурной карте.

1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу подпиши название будущей карты (например «Географическое положение России»)

2. Все надписи выполни с начало карандашом: мелко, четко, красиво, печатными буквами. Проверь. Выполни чернилами соответствующего цвета.

Названия рек и гор располагают соответственно вдоль рек и хребтов, названия низменностей – по параллелям.

Если название географического объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках карты пишут, что обозначает данная цифра.

Читайте также:  Страны островные государства примеры

3. Раскрашивают карту цветными карандашами.

4. По необходимости заполни легенду карты.

Задание 3. Сравните географическое положение России с положение крупнейших по площади стран мира – Канады, США, Китая. (План характеристики географического положения смотри в практической работе № 1).

С какой страной Россия имеет сходное географическое положение.

Географическое положение, каких стран значительно отличается от географического положения России.

Выполнив данную практическую работу, мы изучили особенности ГП России. Срвнив ГП России с ГП других стран, можно сделать вывод, что .

Практическая работа № 2

Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.

Цель: Научиться определять поясное время.

Оборудование: Карта часовых поясов России.

! Поясное время — это время в границах одного часового пояса.

Местное время — это время на одном меридиане.

Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.

Летнее время — перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и

Линия перемены дат — 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы

попадаем из одних суток в другие.

Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении на запад один час убавляется.

Счет часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.

В России 11 часовых поясов.

Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.

1.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси за 1 час, за 4 минуты.

2.Определить в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.

Задание 2. (Пример не записывать)

Пример: определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.

Краткая запись: Москва – 10 ч.

Определить , в каких часовых поясах находятся данные пункты: Москва – 2 часовой пояс, Якутск – 8 часовом поясе.

Определить разницу между часовыми поясами. 8 – 2 = 6

Определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку – увеличивается: 10 + 6 = 16

Ответ: в Якутске 16 ч.

Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч. вечера.

Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

В Чите 18 часов, определите поясное время в Москве.

Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 часов.

На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? 1-й?

Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?

Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?

Практическая работа № 3.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Оборудование: тектоническая карта России, физическая карта России, карта минеральных ресурсов России, контурная карта «Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые»

! Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной

Плиты – это молодая платформа.

Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.

Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут

эффективно использоваться в хозяйстве.

Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах

нерудные (неметаллические) в осадочных породах

Задание 1. Сравните содержание карты тектонической и физической.

— Найдите на тектонической карте платформы, плиты. Обозначьте наиболее крупные на контурной карте стр. 2 – 3.

— Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах. Обозначьте в контурных картах.

— Найдите на тектонической карте щиты. Обозначьте.

— Какие формы рельефа соответствуют щитам?

— Определите области складчатости. Выделите в к / к цветом.

— Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

— Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре. Нанесите обозначения полезных ископаемых на карту.

Задание 2. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.

Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы 4.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости

Выводы об установленной зависимости.

Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья.

Какова закономерность в размещении полезных ископаемых.

Практическая работа № 4

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны.

Цель: Установить закономерности распределения солнечной радиации, температуры воздуха и осадков на территории России.

Оборудование: карты: суммарная солнечная радиация (стр. 81),

средние температуры января (стр. 87),

средние температуры июля (стр. 88),

годовое количество осадков (стр. 89),

испарение и испаряемость (стр. 90).

! Солнечная радиация — излучение солнцем тепла и света.

Суммарная радиация — общее количество солнечной энергии, достигающей

Испаряемость это количество влаги, которое может испариться с поверхности при

данных атмосферных условиях.

Испарение это поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, льда,

Коэффициент увлажнения — это отношение годовой суммы осадков к

испаряемости на этот же период.

К = 1 увлажнение достаточное

К > 1 увлажнение избыточное

Годовое количество осадков, мм

— В каком направлении изменяется температура в январе и июне.

— От чего зависит распределение солнечной радиации.

— В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины

неравномерного распределения осадков.

— Установите взаимосвязь между количеством солнечной радиации и испаряемостью

Определение по синоптической карте особенностей погоды, для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Цель: Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.

Оборудование: синоптическая карта, диаграммы погоды.

! Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток

Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по

своим свойствам воздушные массы.

Задание 1. Определите состояние погоды по синоптической карте на территории Урала, Центральной части Восточно – Европейской равнине по плану:

1. Температура воздуха.

2. Направление и сила ветра.

3. Облачность, осадки.

4. Какой атмосферный фронт оказывает воздействие на состояние погоды.

5. Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.

Установите причины различия погоды. Объясните различие в циркуляции атмосферы.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Цель: Определить влияние климата различных территорий страны на деятельность человека.

Оборудование: климатические карты России, агроклиматическая карта России.

! Климат Деятельность человека

Освоение новых территорий

Читайте также:  Современные отношения россии с другими странами

Задание 1. Определите влияние климата на деятельность человека. Заполните таблицу 6.

Влияние климата на деятельность человека

Север Восточно – Европейской равнины

Центральная часть Восточно-Европейской равнины

Юг Восточно-Европейской равнинв

Сделайте вывод: Каково влияние климата на жизнь и деятельность человека.

Практическая работа № 5

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Цель: Составить развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Оборудование: климатические карты России, физическая карта России, климатограммы, карты атласа.

! Режим реки закономерное изменение состояния реки во времени: половодье, межень,

паводок, ледостав, ледоход.

Типы водного режима рек: — реки с весенним половодьем;

— реки с летним половодьем;

— реки с паводковым режимом.

Межень — самый низкий уровень воды в реке.

Половодье наиболее высокий уровень воды в реке.

Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.

Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.

Уклон реки – отношение величины падения реки к ее длине.

У = П : Дл. (единица измерения см/км)

Падение реки – превышение истока реки над устьем.

П = И-У (единица измерения м)

Питание рек: дождевое, снеговое, грунтовое, ледниковое, смешанное.

Задание 1. Дайте развернутую характеристику реки по плану:

1. Название реки. (Ангара, Волга, Обь)

2. Исток, направление течения, устье.

3. К бассейну, какого океана принадлежит.

Реки России относятся к бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутреннего стока (реки, впадающие в озера).

4. Источник питания.

Для ответа необходимо открыть климатическую карту и климатограмму, определить время выпадения максимального количества осадков.

5. Тип водного режима.

Смотри питание рек.

6. Падение и уклон реки.

Рассчитать по формулам. Падение реки стр. 111.

Определяется по карте годового стока рек.

8. Характеристика течения.

Характер течения определяется по физической карте, необходимо определить формы рельефа (равнина или горы). По характеру течения реки бывают равнинные течение спокойное и плавное или горные течение бурное и быстрое.

9. Хозяйственное использование реки и ее охрана.

Реки используются как транспортные магистрали, в промышленности и сельском хозяйстве, для орошения, в быту, гидроресурсы, источник пресной воды. Ловля рыбы, лесосплав. Подбери значение по отношению к твоей реке.

Практическая работа № 9

Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Цель: Установить зависимость между водами суши, климатом и рельефом.

Оборудование: физическая карта России.

! Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Подземная вода – вода, находящаяся в земной коре.

Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном

Ледник – многолетнее скопление льда на суше.

Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой

Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не

оттаивающий в течение долгого времени.

Наводнения – это затопление обширных участков территории вместе с населенными

пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при

Задание 1. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.

Опасные природные явления:

Реки Северного стока

Горы Южной Сибири

Реки Дальнего Востока

Северо-запад Русской равнины

Данные занесите в таблицу 7

Опасные природные явления

Задание 2. Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Практическая работа № 6.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использованиями.

Цель: Узнать о типах почв России и особенностях использования человеком.

Оборудование: почвенная карта атласа, учебник § 27.

! Почва это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата, рельефа.

Типы почв : подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Задание 1. Используя карты в атласе дайте характеристику почвРоссии. Заполните таблицу 8.

Условия почвообразования (соотношение тепла, влаги, характера растительности)

— как изменяются основные виды почв с севера на юг;

— как изменяется плодородие почв;

— зависимость специализации сельского хозяйства от типа почвы.

Практическая работа № 11

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Цель: Доказать зависимость растительного и животного мира от других компонентов природы.

Оборудование: карты атласа.

! Компоненты природы : растения, животные, климат, воды, рельеф, полезные

ископаемые, человек, почвы,

Природный комплекс — это участок земной поверхности, который отличается

особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.

Уровни природных комплексов: локальные, региональные, глобальные.

Изменения природного комплекса локального уровня связаны с изменением местного

уровня (с отдельными элементами рельефа).

Изменения природного комплекса регионального уровня связаны с тектоническими

движениями, солнечной радиацией.

Изменения природного комплекса глобального уровня связаны с

взаимопроникновением оболочек Земли.

Все природные комплексы изменяются под влиянием деятельности человека.

Задание 1. Составьте прогноз изменения растительного и животного мира при изменении компонентов природы. Заполните таблицу 9.

Характеристика компонентов природы

Начальное состояние растительного и животного мира

Изменение других компонентов природы

Состояние растительного и животного мира

Сделайте вывод о зависимости растительного и животного мира от других компонентов природы.

Практическая работа № 8 .

Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения.

Цель: Определить крупнейшие народы Российской Федерации и особенности их размещения.

Оборудование: карты атласа.

Пользуясь таблицей 65 учебника на странице 196 – 197 определите крупнейшие народы.

Анализируя карту «Народы России», определите основные районы размещения крупнейших народов.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Районы компактного проживания

Сделайте вывод: какие районы нашей страны отличаются наибольшей пестротой национального состава.

Номер материала: ДA-033189

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector