Меню

Государственный строй стран древнего китая

8. Общественный и государственный строй древнего китая.

В Китае складываются сословно-классовые границы между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы вообще не входили

в социальную лестницу. Рабы в Древнем Китае жили семьями. Позднее формируется еще одно привилегированное сословие — сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой с определенных общин, территорий. привело к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был

возможен переход из одной партии власти в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства — ремесленники.

Государственный строй. Во главе государства стоял наследственный Ван (император). Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. На втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли 3 других ближайших советника и помощника вана, именуемые «тремя старцами». Каждый из «старцев» руководил одним на трех ведомств. Им были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Финансовое ведомство – взимало подати натурой. Военное — производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Ведомство общественных работ — занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся Ван (император).

9. Право древнего китая.

Основные черты права. Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом.

Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме того, уплачивалась денежная пошлина. Получает распространение договор займа, договора дарения, аренды земли, личного найма и др.

Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.

Уголовное право Китая выделяло следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания, смертная казнь. Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с 200 г. до н.э. в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.

Источник

29. Особенности государственного устройства в Древнем Китае

29. Особенности государственного устройства в Древнем Китае

Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай – управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие его поручения. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных «надзирателю земель». По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах.

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности, этнической, духовной, культурной общностью населения Китая, а также появлением в эпоху Чжаньго идеологии легистов (законников). Легист Шан Ян в IV в. до н. э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи: была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения, были введены четкое административно-территориальное деление и круговая порука в десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях, запрещена кровная месть, были введены единые мера и вес и др.

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации – потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем.

В конце III в. до н. э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов. Центральный аппарат империи включал в себя ведомства: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Циньско-ханьский Китай делился на области, или округа, те – на уезды, уезды – на волости, а волости – на общины.

Читайте также:  Голландский язык страны говорящие

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 9.2. Форма государственного устройства

§ 9.2. Форма государственного устройства Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной

5. Формы государственного устройства

5. Формы государственного устройства Форма государственного устройства – это территориальная организация, структура государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти.Основные виды форм государственного

Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства: понятие и виды Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его территориями и центральной властью.Иными словами, это

4. Формы государственного устройства

4. Формы государственного устройства Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его

84. Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г

84. Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г Условия Великой Отечественной войны требовали мгновенной мобилизации всех военных и экономических ресурсов – это

3. Формы государственного устройства

3. Формы государственного устройства Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из

ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ

ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов

§ 3. Форма государственного устройства

§ 3. Форма государственного устройства История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные

§ 9. Форма государственного устройства Российской Федерации

§ 9. Форма государственного устройства Российской Федерации Территориальная организация государственной власти в России – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства Понятие «форма государственного устройства»предполагает национально-территориальную организацию государства и процесс взаимоотношений между государственными органами разного

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства

10. Форма государственного (территориально-политического) устройства Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.Для формы государственного устройства имеют

37. Особенности государственного устройства Спарты

37. Особенности государственного устройства Спарты В противоположность демократическим Афинам Спарта была аристократической республикой. Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных

Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 1. Лао-цзы Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ

Источник

Государственный строй Древнего Китая

Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия — наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.

В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул «сына Неба», который «управляется Небом», его называют «отцом и матерью» своих подданных. Ван — первосвященник.

Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Двор-цовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных «надзирателю земель».

По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями — чэкухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о «наказаниях, о ритуале, о справедливости». В VII—VI вв. до н.э. чэкухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах «клятвенные договоры» между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения между-усобной борьбы «всех против всех». Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов’.

«Власть — это то, чем располагает лишь правитель», — писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.

Читайте также:  Экономическая система страны корея

Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи.[15] На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.

Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации — потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга.

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения «связывающего единства» страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении «сына Неба». В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

Легисты (законники) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. 1 дань — 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами. [16]

Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.

По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два — «левый» и «правый»). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.

Со временем вместе с усложнением функций государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим армией, например, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.

Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, которое выполняло и некоторые функции организатора общественных работ.

Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора.

Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников — «трех гунов».[17]

В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли «министра образования»[18].

Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были «глазами и ушами» императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.

Глава ведомства Сельского хозяйства был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены и обобщены основные черты государственного устройства древневосточных государтсв. Исследовав последние, необходимо отметить насколько велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права Древнего Востока. Итак, обобщим результаты проведенного исследования.

Читайте также:  Сокращения стран ближнего зарубежья

Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской) , но вышеуказанные особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития) были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.

В системе органов управления Древнего Египта особую роль играла группа “больших послушных призыву царя” — придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя.

Наибольшей степени концентрации царская власть достигла в Древневавилонском царстве, в котором складываются одна из разновидностей восточной монархии. Хаммурапи пользовался формально неограниченными законодательными полномочиями.

В древней Индии Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью (VII, 54—63, 81). Все царские чиновники, согласно Артхашастре, делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя — высшие сановники (мантрины, махаматры).

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения «связывающего единства» страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении «сына Неба». В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований:

1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и расы;

2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;

3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.

Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачносемейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.

В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» / Под ред. З. М. Черниловского. М., 1984

2. «История государства и права зарубежных стран» / Пд ред. Н. А. Крашенинниковой. М., 1988

3. «Всеобщая история государства и права» З. М. Черниловский., М., 1983

4. История Древнего Востока. Тт.1-2.М.,1983-1988.

5. Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М.,1993.

6. Крашенинникова Н.А. История права Востока.М.,1994.

7. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке.М.,1989.

8. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности.М., 1985.

9. Законы Ману.М.,1992.

10. Хрестоматия по истории Древнего Востока.Тт.1-2.М.,1980.

11. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.Т.1.М.,1997.

12. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства.М., 1983.

13. Рогожин А.И., Страхов Н.Н. История государства и права рабовладельческого Китая.М.,1960.

14. Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока.М., 1963.

[1] Государство и социальные структуры на Древнем Востоке.М.,1989., с. 15-18

[2] Государство и социальные структуры на Древнем Востоке.М.,1989., с. 44-46

[4] «Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» / Под ред. З. М. Черниловского. М., 1984., с. 68-79

[5] Государство и социальные структуры на Древнем Востоке.М.,1989., с. 35-36

[6] «Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» / Под ред. З. М. Черниловского. М., 1984., с. 111-113

[7] Крашенинникова Н.А. История права Востока.М.,1994., с. 48-49

[8] Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства.М., 1983., с. 65

[9] «История государства и права зарубежных стран» / Пд ред. Н. А. Крашенинниковой. М., 1988., с. 48-50

[10] «История государства и права зарубежных стран» / Пд ред. Н. А. Крашенинниковой. М., 1988., с. 50-52

[11] «История государства и права зарубежных стран» / Пд ред. Н. А. Крашенинниковой. М., 1988., с. 52-53

[12] «История государства и права зарубежных стран» / Пд ред. Н. А. Крашенинниковой. М., 1988., с. 55-57

[13] «История государства и права зарубежных стран» / Под ред. Н. А. Крашенинниковой. М., 1988., 61-64

[14] «История государства и права зарубежных стран» / Под ред. Н. А. Крашенинниковой. М., 1988., с. 26-27

[15] Рогожин А.И., Страхов Н.Н. История государства и права рабовладельческого Китая.М.,1960., с. 23-25

[16] Рогожин А.И., Страхов Н.Н. История государства и права рабовладельческого Китая.М.,1960.,с .27-28

[17] Рогожин А.И., Страхов Н.Н. История государства и права рабовладельческого Китая.М.,1960., с. 44-45

[18] «Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» / Под ред. З. М. Черниловского. М., 1984., с. 111-113

Источник

Adblock
detector