Меню

География 7 класс путешествие по африке шаг за шагом письменно

Интегрированный урок: Тема: « Путешествие по Африке» 7 класс

Этот нетрадиционный урок проводится после того, как по физике изучена тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов», а по географии – «Физико-географическое положение Африки». Класс делится на три группы. Две группы – команды путешественников комплексной экспедиции, третья – группа художников (рисует схему-карту маршрута путешествия.

Конспект интегрированного урока

Урок-путешествие: физика + география
7-й класс.

Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.
М.В.Ломоносов

Этот нетрадиционный урок проводится после того, как по физике изучена тема « Давление твердых тел, жидкостей и газов », а по географии – « Физико-географическое положение Африки ».

Класс делится на три группы. Две группы – команды путешественников комплексной экспедиции, третья – группа художников (рисует схему-карту маршрута путешествия, а на уроке контролирует прохождение маршрута). К классной доске прикрепляют красивую схему-карту маршрута, записывают тему урока и эпиграф к нему, чертят оценочную таблицу, вывешивают карту Африки.

При прохождении маршрута на разных его этапах команды получают задания. По мере выполнения заданий на схеме-карте путешествия флажками отмечают положение команд на маршруте и заполняют оценочную таблицу. Ответы оцениваются по 3-балльной системе. В ходе урока учащиеся записывают в тетрадях тему урока, эпиграф к нему и подробно описывают два любых задания.

Образовательные : углубить знания, полученные при изучении тем «Давление твердых тел, жидкостей и газов» и «Географическое положение Африки», формировать научное мировоззрение через взаимосвязь явлений (давление, атмосферное давление, его использование и учет; ветры и их образование; природные комплексы Африки и их изменение с высотой); закрепить навыки работы с приборами, картой и атласом.

Развивающие : развивать представления о мире и его причинно-следственных связях; развивать навыки логического мышления (анализ, синтез, умение переносить знания, полученные по одному предмету, в область решения вопросов, связанных с другим предметом); применять теоретические знания для решения практических задач.

Воспитательные : воспитывать умение общаться друг с другом, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, формировать интерес к физике и географии.

Оборудование : схема-карта путешествия, физическая карта Африки, географические атласы для 7-го класса, интерактивная схема маршрута, барометр, шприц, пипетка, нож, термометр, ареометр, сосуд с соленой водой.

Учитель географии . — Сегодня мы проводим необычный урок, урок-путешествие комплексной экспедиции по Африке. Двум командам предстоит совершить заочное путешествие по Африке, с целью наблюдения и изучения различных природных явлений. Время года – весна. Вот схема-карта маршрута ( объясняет порядок игры ). А чтобы нам интереснее было начать путешествие, давайте вспомним. Мы уже знаем, что Африка занимает выгодное физико–географическое положение.

В каких климатических поясах расположен материк?

Африка расположена в экваториальном, в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.

Расскажите, какое положение Африки по отношению к морям и океанам. На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

— Положение по отношению к другим материкам.

Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

Учитель физики .- Мы начинаем путь с разминки для капитанов. Капитаны, на старт! ( Капитаны вытаскивают задания из конверта № 1.)

*Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему?

Ответ . Широкие лямки обеспечивают большую площадь опоры груза, при этом давление становится меньше. Это соответствует формуле давления p = F/S . Рюкзак надо укладывать так, чтобы на спину приходились мягкие, гладкие, ровные поверхности. Выступы имеют малую площадь опоры, и давление в местах выступов возрастает.

*Какими должны быть ботинки путешественника и почему?

Ответ. Подошвы ботинок должны быть резиновыми и рельефными (больше коэффициент трения). Ботинки должны быть свободными, чтобы можно было вложить войлочную стельку и надеть шерстяной носок, что, во-первых, уменьшает давление на стопу в отдельных ее точках при ходьбе по острым камням, т.к. при этом деформируется сначала подошва, потом стелька и носок, а уже затем стопа, а во-вторых, способствует удержанию тепла, т.к. войлок и шерсть обладают плохой теплопроводностью. Кроме того, у ботинок должна быть широкая подошва, тогда площадь опоры, а, следовательно, и устойчивость человека увеличивается. Ведь обувь должна быть не только удобной, но и обеспечивать безопасность в трудных переходах.

*Какие приборы и принадлежности вы возьмете с собой в экспедицию? Покажите те из них, что находятся на демонстрационном столе. Каков принцип их действия? Поясните на примере одного-двух приборов.

Ответ . Компас, барометр, термометр, нож, шприц, пипетка, топор, пила, спички, фонарик.

Жюри подводит итоги . Заполняется оценочная таблица, флажки всех команд продвигаются по маршруту на одну масштабную единицу (3 балла).

Учитель географии . — В конверте № 1 есть еще по одному вопросу командам. Пожалуйста, капитаны, выберите отвечающих. Предварительно ответ можно обсудить, но не больше 1 мин.

* Вы собираетесь в экспедицию в пустыню. Как вы оденетесь? Объясните, почему так.

Ответ . Одежда должна быть из натуральных волокон, чтобы предохранять от перегрева (натуральные волокна содержат в себе достаточно много воздуха). Голова должна быть покрыта чалмой (несколько слоев хлопчатобумажной ткани, обмотанной вокруг головы, содержат воздушную прослойку, что предохраняет от перегрева голову). Днем в пустынях воздух теплее нашего тела, и теплота передается телу. Воздух, содержащийся в натуральных волокнах ткани и между ее слоями, обладает плохой теплопроводностью, поэтому перегрева не происходит. Лицо лучше всего прикрыть от песчаного ветра и от солнечных ожогов (песчинки малы и при ударах о кожу создают большое давление, что ощущается как уколы).

* В какое время года опасно совершать путешествия в тропических лесах на побережье Тихого океана? Почему? Покажите эти районы на карте.

Ответ . Летом, во время летнего муссона. Муссон – это ветер, дующий зимой с суши, а летом – с моря, т.е. меняющий свое направление при смене времен года. Из-за близости суши и моря температуры воздуха над ними сильно различаются. Зимой над сушей преобладает область высокого давления, и воздух начинает двигаться в сторону моря. Это сухие и холодные ветры. Летом суша нагревается больше, и над ней формируется область пониженного давления (в нижнем слое атмосферы). Ветер дует с моря на сушу, он теплый и влажный. Наступает сезон дождей. Непрерывные ливни приводят к чрезмерному увеличению влажности, что отрицательно сказывается на самочувствии человека, увеличивается численность мошкары и гнуса, усиливается заболачивание местности. Путешествия во время дождей нереальны.

Читайте также:  Как нарисовать путешествие во времени

Подводятся итоги, заполняется оценочная таблица, на схеме-карте флажки передвигаются на следующую масштабную единицу.

Учитель географии . — Итак, команды уже в пути. Капитаны, получите конверт № 2

Работа с картой.

Африку омывают океаны:…………………, с востока……………..

Африка по отношению к нулевому меридиану находится в ……… полушарии.

Африка по отношению к экватору находится в……………………. полушарии.

Африка по площади…………..Земли.

Для того чтобы продолжить путешествие по Африке следующее задание.

Работа на контурной карте.

Определите высшую точку Африки, и подписать на контурной карте.

Подписать горы и вулканы Африки.

Учитель физики. — Для описания территории, где вы сейчас находитесь, вы должны разгадать кроссворд. Конверт № 3 Кроссворд

Инструмент, используемый при заготовке дров.

Прибор, который необходимо иметь в машине для измерения давления в шинах.

Воздушная оболочка Земли.

Фамилия бургомистра, экспериментально доказавшего существование атмосферного давления.

Прибор для измерения атмосферного давления.

Физическая величина, о которой должен помнить дедушка. Готовя шило для ремонта обуви.

В рамке прочтите фамилию ученого и сформулируйте закон, названный впоследствии его именем.

По горизонтали: 1. Пила. 2. Манометр. 3. Атмосфера. 4. Герике. 5. Барометр. 6. Давление. 7.Ньютон.

По вертикали: Паскаль.

Учитель физики . — Итак, команды сориентировались и, преодолев трудности первого этапа пути, достигли, наконец, первого большого привала. Здесь они отдыхают, делятся впечатлениями, заносят в дневники путевые заметки, результаты научных наблюдений. Посмотрим, что записали капитаны, и попытаемся проверить их выводы и расчеты.

Учитель географии . — Капитаны, получите вторую часть заданий из конверта № 3. Определите по описанию.

Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

Горы на северо-западе материка? (Атлас).

Самый крупный потухший вулкан? (Килиманджаро)

Пустыня на востоке материка? ( Калахари)

Горы на юго-востоке Африки? ( Драконовы).

Нагорье, на котором берет начало р. Голубой Нил? ( Эфиопское)

Самая полноводная и длинная река Африки? ( Нил)

Самое длинное озеро Африки? ( Танганьика)

Мелководное озеро Африки, площадь которого изменяется по сезонам года? ( Чад).

Об Африке можно говорить как о «самой – самой» Здесь обитают:

Самое крупное животное суши – африканский слон.

Самое высокое животное – жираф.

Самое быстрое животное – гепард.

Самая большая птица на Земле – африканский страус.

Очень физику мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
Если правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот,
Воздух обладает массой
Мы попрыгаем по классу.
Найдем давление,
На месте быстро шагом марш!
Чем выше вверх, тем воздух реже,
Друг другу улыбнулись нежно!

Учитель физики . Задания из конверта №4

— Что называют нормальным атмосферным давлением или физической атмосферой?

Ответ . Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760мм при температуре 0 С, называется нормальным атмосферным давлением или физической атмосферой и обозначают 1 атм. =760 мм.рт.ст=101300 Па=1013 гПа

— Единицы измерения атмосферного давления

Используя формулу гидростатического давления р=rgh и зная, что плотность ртути r=13600 кг/м3, найдем давление столба ртути высотой 1 мм:

В системе СИ атмосферное давление измеряется в Паскалях

Р=9,8Н/кг*13600кг/м3*0,001м= 133,3 Па

1мм рт. ст.= 133,3 Па

760 мм рт.ст.=101300 Па=1013 гПа= 1 атм.≈10 5 Па

С высотой давление уменьшается , а с уменьшением высоты (впадины, шахты)- увеличивается

При подъёме на каждые 12 м давление уменьшается на 1 мм.рт.ст. или на 133,3 Па

Карта Африки — гора Килиманджаро

Задача : Каково атмосферное давление на вершине горы Килиманджаро, если у её подножия барометр показывает 770 мм рт.ст.?

Посмотрим высоту горы на карте, запишем данные задачи.

Учитель физики . — Наконец путешественники отправились в путь. Осталось преодолеть последнюю часть маршрута. Каждой команде пришлось встретиться со своими трудностями, искать ответы на возникшие вопросы, продолжать наблюдения, измерения. Посмотрим, насколько успешной будет последняя часть путешествия. (Капитаны получают вторую часть задания также из конверта № 5.)

*Ваша команда поднялась на нагорье Эфиопское. Капитан измерил барометром давление воздуха. Оно оказалось равно 660 мм рт. ст. Какова высота этой вершины над уровнем моря? Покажите барометр. Какова цена деления его шкалы?

Ответ. Известно, что нормальное атмосферное давление 760 мм рт. ст. Известно также, что при небольших подъемах в среднем на каждые 12 м подъема давление уменьшается на 1 мм рт. ст.

Dp = 760 мм рт. ст. – 660 мм рт. ст. = 100 мм. рт. ст.

h = 12 м/мм рт. ст. • 100 мм рт. ст. = 1200 м.

Ответ. Высота вершины над уровнем моря 1200 м.

Подводятся итоги выполнения заданий, на схеме-карте флажки передвигаются по мере передвижения по маршруту.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель физики . – Сегодня, совершив гипотетическое путешествие, вы не только показали свои знания и умение применять их в различных ситуациях, но поняли, что природа, следуя своим законам, объединяет физику, географию, математику и другие науки. А нам надо знать эти законы, уметь учитывать их и пользоваться ими. Слова великого физика Нильса Бора: «Учиться у природы и следовать ее законам», – мы можем считать девизом нашего урока.

Спасибо всем за участие в путешествии! Мы желаем вам дальнейших успехов в изучении наук и надеемся, что среди вас будут и замечательные физики, и замечательные путешественники.

В оценочной таблице записывается общее количество баллов, которые набрала каждая команда. Объявляются результаты, оценки, перечисляются наиболее активные учащиеся. Команды награждаются призами.

I. Старт – «Разминка»:
физика – 3 балла,
география – 3 балла

II. «Работа с картой»:
география – 3 балла

III. «Кроссворд»: физика – 3 балла «Определите по описанию» география – 3 балла

IV. Первый привал география – 3 балла;
физика – 3 балла

V. Второй привал.
физика – 3 балла

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не « зевали»?

Всем желающим – подготовить сообщение об Э. Торричелли, рассказать о нем.

Источник

Конспект урока по географии «Путешествие по Африке»

МАОУ «Крутомайданская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока по географии

(учитель географии и биологии)

ТЕМА : Путешествие по Африке. (сл.1)

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации по теме “Африка” на основе элементов развивающего обучения.

Читайте также:  Путешествие по твоей памяти дорама субтитры

Место урока в изучении темы: четвёртий из 10 уроков по теме “Африка”.

Тип урока: формирование новых знаний.

углубить представление о природе Африки, её растительном и животном мире;

охарактеризовать климатические условия природных зон Африки;

продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами;

воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый

Методы познания: анализ, синтез, наблюдение, картографический, алгоритмический.

Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая картамира, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал ,для проверки усвоения знаний по теме урока, магнитные картинки , компьютерная презентация, ноутбук.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, в течение нескольких уроков вы знакомились с материком Африка, узнали её географическое положении е, рельеф, внутренние воды. А сегодня я вам предлагаю увлекательное путешествие по этому материку. На протяжении 3-х уроковч мы собирали с вами багаж знаний, который станет нашим незаменимым помощником в этом путешествии.

Издревле люди отправлялись в путешествия и ставили перед собой те или иные цели: открыть новые земли, обогатиться… а какую цель поставите Вы ?

Ребята предлагают свои варианты .

Постараемся побывать во всех уголках материка, чтобы узнать много нового и интересного, обобщить, закрепить и систематизировать свои знания. Закрепим умения работать с картами, делать выводы, помогать друг другу в трудную минуту.

(сл.2) Девизом нашего путешествия будут слова К.Г. Паустовского «познания и странствия неотделимы друг от друга» . Мы начинаем!

Юля любила, Никита не очень

Урок географии в школе своей.

Юля- учила, Никита шалил и думал:

«А… руку поднимет кто-то другой

Машину для перемещения в пространстве мы создали

И скоро отправимся в путь,

А ваши учебники, атласы, глобусы-

Меня не волнуют ничуть!

И вот создав свою машину ,

Они отправилися в путь,

Чтобы на уникальную природу Африки

Своими глазами им взглянуть.

Ученик1:ТУРУМ-ШУРУМ, ШУРУМ-БУРУМ! И вот мы наконец-то в Африке. Мы находимся в точке с координатами 0 гр.широты, 20 гр.вост.долготы, (сл.3) найдите эту точку на карте. В какой природной зоне мы оказались?

Да, да- это зона влажных экваториальных лесов-ГИЛЕЯ. Поставте эту точку в картосхеме. Как вы думаете, почему эта зона так называется? Подтвердите свой ответ данными из карт атласа (определяют кл.пояс, ср.температуры января и июня, количество осадков) (сл.4) Такой климат способствует развитию густой вечнозелёной растительности. Только видов деревьев здесь более тысячи.

Деревья имеют крупные плотные кожистые листья, что спасает их от ожога. Листья живут 2-3 года , опадают не все сразу, а по одиночке. Поэтому эти леса всегда зелены.

Экваториальные леса многоярусны. (сл.5) Верхний ярус имеет высоту 16-ти этажного дома (50-60 метро). Это фикусы, пальмы, сейба.

Второй ярус имеет высоту 20-20 метров. Кроны этих деревьев смыкаются и солнечные лучи к поверхности земли почти не поступают. (сл.6) Вблизи рек и морей растут финиковые и кокосовые пальмы.

В нижнем ярусе растут теневыносливые травянистые растения (8-15 метров) (сл.7) Это бананы и древовидные папоротники. Лесная чаща- малопроходима , т.к. в ней вьются лианы, переплетающие все деревья (длина около 100метров). В экваториальных лесах встречаются самые красивые в мире цвету- орхидеи (сл.8) Никит, смотри какая прелесть. Они селятся высоко на стволах деревьев, а влагу получают с помощью воздушных корней.

Животный мир экваториальных лесов очень богат. (сл.9) Основные жители леса- обезьяны: мартышки, гориллы и другие. На деревьях можно встретить (сл.10) и земноводных и пресмыкающихся. Это древесные лягушки, хамелеоны, змеи (кобры, гадюки). (сл.11) Близ рек можно увидеть карликового бегемота, кистеухих свиней. А птиц здесь видимо-невидимо: аисты, цапли, фламинго, пеликаны. (сл.12) В зарослях мы можем увидеть попугеав. Здесь мы можем увидеть и насекомых гигантов: (сл.13) жук-Галиаф (12 см.) , гигантские тропические бабочки- 30 см.

А сейчас Никита расскажет нам о своих ощущениях. Да Никита.

Ученик 2 : Конечно! Входя в лес средней полосы, человек обычно испытывает ощущение прохлады и свежести. Совсем другие чувства охватили нас в затхлой и сумрачной экваториальной чащё. (сл.14) Гниение обильно опавшей листвы приводит к увеличению доли углекислого газа в приземном слое, в результате стесняется дыхание, люди жалуются на нехватку кислорода и удушье. Высокая температура и влажность воздуха, отсутствие ветра- служат причиной густых приземных туманов, плотных, словно ватная стена. В дождливом лесу, казалось бы, не приходиться жаловаться на недостаток воды- ручьи, небольшие озерца и, наконец, большие лужи встречаются на каждом шагу. Но Юля пить из них мне не разрешила!

Ученик1 «Ты что, это крайне опасно! Вода часто заражена возбудителями всяких кишечных- заболеваний»

Ученик2 Ночь в низких широтах наступает сразу почти без сумерек. Стоит лишь зайти солнцу, как всё погружается в непроглядный мрак. Тьма, окутавшая всё вокруг, настолько плотная, что создаётся обманчивое чувство возможности пощупать мрак.. жизнь в тропическом лесу протекает на фоне столкновения стихий. (звук грозы) Пророкотал первый гром. он рявкнул на приумолкший перед грозой лес, да настолько оглушительно и сердито, что от страха затряслись поджилки. С тишиной вмиг было покончено. Разразилась такая канонада, хлынул такой ливень, что в голове промелькнула опасливая смутная мысль о конце света.

Они не думали не знали, что всё пойдёт совсем не так, к пигмею в хижину они попали. Вот так! (сл.15) (общение о пигмеях)

Пигмей был очень удивлён.

Какие гости странные

Явились в Африку к нему

Решил вопросы им задать,

Ведь стало интересно:

Зачем к нему они пришли?

Что им об Африке известно.

(сл.16) Но Ни кита как всегда- тут помнит, а тут –ерунда. Поможем мы ему, друзья.

(Никита раздаёт карточки блиц-опроса от пигмея)

Блиц-опрос: Что это? Где это?

Ученик1 ТУРУМ-ШУРУМ, ШУРУМ-БУРУМ! Мы находимся в точке с координатами гр.широты, гр.вост.долготы, найдите эту точку на карте. В какой природной зоне мы оказались?

(сл.17) Да, да- это Саванна. Поставьте эту точку в картосхеме. В каком направлении мы переместились? Определим климатические условия.

(сл.18) Саванна-это тропическая степь с редкими деревьями и кустарниками. Основные представители растительного мира- баобабы.

Ученик2 Ой, а что это с ним?

Ученик1 Это слоны его так облупили. Они главные враги баобаба. Баобаб накапливает большое количество влаги в стебле. Здесь много зонтичных акаций. Эти растения в сухой сезон сбрасывают листья. Встречаются в саванне алое и молочай- древовидные растения с мясистыми стеблями и ветвями, покрытыми колючками, в которых накапливается вода. Много разных трав.

Читайте также:  Города мексики с их достопримечательностями

Животный мир очень разнообразен. (сл.19) Здесь находят пищу многие травоядные животные: антилопы, зебры, жирафы, африканские слоны (сл.20) . Каждый из них питается определённым видом растительности. Одни едят травы, другие- листья кустарников, третьи- листья деревьев или кору.

В саваннах много хищников: (сл.21) львов, гиен, самых быстрыхв мире животных- гепардов. А птиц- видимо невидимо: (сл.22) самая крупная в митре птица- африканский страус (до 2,5 метров), птица- секретарь, горлицы, жаворонки.

Из насекомых термиты и …(хлопок газетой по лбу) (сл.23) муха це-це , вызывающая слоновую болезнь.

А сейчас Никита расскажет нам о своих ощущениях. Да Никита.

Ученик2 С удовольствием! (сл.24) Первые полчаса после восхода солнца- блаженное время суток в саванне среди выгоревших от зноя трав, деревьев с красновато-бурыми, в тон пыльной, потрескавшейся земле, листьями. Солнце мягко дотрагивается до чуть остывшей за ночь земли косыми ласковыми лучами, не жжет, и человек наслаждается его теплом, стряхивая ночной озноб и оцепенение. Но уже через полчаса начинается пекло, по телу струйками стекает пот, люди благоразумно прячутся под навесы или в хижины. В полдень пустеют поля. Облегчение наступает на закате, когда повеет свежий ветерок.

Однако мудрым аборигенам видимо его коварство: ветер подаёт сигнал к пробуждению комарам и москитам.

Ученик1 ТУРУМ-ШУРУМ, ШУРУМ-БУРУМ! Мы находимся в точке с координатами гр.широты, гр.вост.долготы, найдите эту точку на карте. В какой природной зоне мы оказались? (сл.25)

Да, да- это пустыня САХАРА. Поставьте эту точку в картосхеме. В каком направлении мы переместились? Определим климатические условия.

Великая пустыня Сахара. Её часто называют морем. Это самая большая пустыня мира. Здесь годами не бывает дождя, а если и случается, то часто капли воды высыхают прямо в воздухе, не достигая поверхности земли. Но в пустыни встречаются места с густой растительностью- это оазисы. (сл.26)

А так там растут верблюжьи колючки. Животный мир тоже беден: ящерицы, тушканчики и конечно же верблюды. (сл.27)

А сейчас Никита расскажет нам о своих ощущениях. Да Никита.

Ученик 2 Ну куда же я денусь! (сл.28) Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Поднимается солнце- и раскаляется всё вокруг: воздух такой, что кажется вырвавшимся из раскалённой печи, к тому же он настолько сух, что обжигает губы, и они начинают трескаться; песок становиться так горяч, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар, до камней едва можно дотронуться, и даже небо, ещё недавно бездонное, голубое, блекнет от жары. Но и это ещё не всё, если не упомянуть о ветре- этом великом и властном хозяине пустыни. Арабская пословица гласит: «В Сахаре ветер встаёт и ложиться вместе с солнцем». Ветер может принести пыльные бури, а может подхватить страшную «песню песков», и тогда над пустыней пронесётся страшный вихрь-самум. Горе каравану, застигнутому в пустыне; караванщики говорят, что вместе с ним в пустыню прилетает смерть.

Таков сахарский день, но и ночь не приносит облегчения. Удивительно, но на этой, казалось, всегда раскалённой земле человек страдает не столько от жары, сколько от холода. Да-да, нестерпимый зной сменяется пронизывающей ночной прохладой: суточные колебания температуры достигают 30 гр. И более. Таких резких перепадов не выдерживают даже камни. (сл.29) В полдень, в самую жару, иногда можно слышать громкий и отчётливый треск… это лопается и разлетается на куски перегревшийся камень! Такие камни получили название в Сахаре»стреляющих», а жители пустыни говорят: « Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни». Не хотел бы я попасть сюда ещё раз, даже в ссылку.

Ученик1: А теперь, ребята, определите о какой природной зоне идёт речь в этих суждениях? (сл.30)

А) – Занимает почти половину площади Африки. Наиболее обширна в северном полушарии. Характерны большие перепады температур. Животный мир этой зоны богаче, чем растительный, хотя на первый взгляд она кажется безжизненной.

Б) – Тянется вдоль побережья Гвинейского залива и в бассейне реки Конго. Перед вами сплошная стена из густо переплетенных растений. Земля завалена опавшими листьями. Нет разницы в продолжительности дня и ночи. Крупным животным передвигаться в этой зоне крайне трудно, поэтому здесь обитают немногие из них.

В) – Эта зона -самая большая по площади зона Африки. Здесь два времени года. Почвы преобладают красно-бурые. Среди моря трав в одиночку стоят деревья .В сухой период здесь часты пожары. Животный мир зоны разнообразен.

(сл.31) Давайте заселим материк, распределив предложенные растения и животные по природным зонам Африки.

(сл. 34)Д/З В тексте допущены географические ошибки. Найдите их.

(сл.32) 1.) «Величайшая пустыня мира – Сахара».

Сахара – самая большая пустыня на материке а фрика, расположенная в южной его части. Её площадь более 7 млн км 2 . И на всей этой громадной площади нет ни одной реки. Количество атмосферных осадков в год здесь не превышает 1000 мм. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по сочным лугам лошадей.

Под Сахарой обнаружены крупные запасы подземных вод, питающие несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы, места в пустыне, где есть жизнь. Живые изгороди из лиственницы, березы защищают от бурь, укрывают от зноя. Здесь растут также огромные липы и много растений-паразитов.

Ночью здесь обычно прохладно. В это время выходят поохотиться дикие животные: шимпанзе, страусы и гиены.

Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом большом материке земного шара.

Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега лежали под высокими баобабами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывали листву. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В саванне было жарко, воздух был насыщен влагой, лес стоял неприступной стеной и рос в несколько ярусов. На берегу самого глубокого в мире озера Танганьика мы сделали привал, наловили рыбы и написали эти заметки

3.)Свой рассказ про Гилею:

(сл.33) Рефлексия: Оценим нашу работу на уроке

Отлично, мы молодцы не очень, могли бы и лучше

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector