Меню

Функционирование экономической системы стран

ЕГЭ. Экономика. Тема 4. Экономические системы

Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни в стране, упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

Факторы, влияющие на развитие экономических систем

  • Хозяйственные — взаимодействие элементов хозяйственной деятельности по поводу использования ограниченных ресурсов, форма собственности.
  • Административно-организационные– система мер по принятию хозяйственных решений, юридическая основа хозяйственной деятельности, механизмы побуждений людей к труду, постановки пред ними целей.
  • Информационные– механизмы обеспечения информацией по поводу деятельности и координации ею.

Критерии экономических систем

Критерии — это те главные признаки, основные характеристики, которые позволяют относить ту или иную экономическую систему к определённому типу.

  • Преобладающая форма хозяйствования (натуральная или товарная)
  • Форма собственности на средства производства (кто ими владеет)
  • Способ управления хозяйственной деятельностью (кто принимает решения)
  • Ответы на основные вопросы экономики: что, как и для кого производить
  • Роль государства в экономике
  • Включённость экономики в международные связи, то есть степень открытости для международных отношений (открытая или закрытая)

Типы экономических систем по господствующей форме хозяйствования

  • Натуральнаяформа хозяйствования (производство имеет целью удовлетворение собственных потребностей, не для продажи)
  • Товарная форма хозяйствования (товары производят для обмена, для торговли).

Типы экономических систем по форме собственности

  • Общинная
  • Частнособственническая
  • Кооперативно — общественная
  • Смешанная

Типы экономических систем по уровню государственного вмешательства в экономику

  • Свободная, либеральная
  • Командно-административная
  • Экономически регулируемая
  • Смешанная

Наиболее распространённое деление экономических систем на следующие 4 типа.

Существует 4типа экономических систем

  • Традиционная
  • Командно-административная (государственная, плановая)
  • Рыночная
  • Смешанная

Особенности традиционной экономической системы

Свойственна экономически малоразвитым странам, самая примитивная.

  • Вопрос «что, как и для кого производить» решается на основе традиций и обычаев, опыте предшествующих поколений.
  • Ценится преемственность, поэтому система устойчивая.
  • Натуральное хозяйство, то есть обслуживание себя за счёт собственных ресурсов.
  • В основе — ручной труд, примитивные орудия труда.
  • Отсталая технология производства, инновации вводятся очень медленно.
  • Слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура.
  • Замкнутый характер
  • Многоукладность экономики, то есть разные формы хозяйствования: натурально — общинная, то есть общинно-коллективная, мелкотоварная — ремесленные и крестьянские хозяйства.
  • Активная роль государства, его помощь беднейшим слоям населения.

Достоинства.

  • Сохранение культуры.
  • Стабильность.
  • Высокое качество производимой продукции

Недостатки.

  • Неспособность к прогрессу.
  • Незащищенность перед любыми внешними изменениями.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • Слабый технический потенциал для увеличения объёма продукции.
  • Неразвитая промышленная и социальная инфраструктура.
  • Высока зависимость от климатических условий.

Примеры стран: Афганистан, Бангладеш, Пакистан и др.

Особенности государственной (командно-административной) экономической системы

  • Господство общественной собственности
  • Товарно-денежные отношения имеют формальный характер, так как всё управление экономикой находится в руках государства
  • Государственная монополизация и бюрократизация экономики
  • Централизованное планирование и установление цен.
  • Отсутствие у производителей свободы выбора
  • Отсутствие у производителей заинтересованности в эффективности труда.

Особенности рыночной экономической системы

  • Основа — частная собственность
  • Регулирование экономической деятельности происходит на основе действия рыночного механизма, основных его законов — спроса и предложения.
  • Личная свобода и выгода всех участников деятельности.
  • Свободная конкуренция
  • Не решает социальные проблемы, ей чужды идеалы гуманизма, ради прибыли, денег предприниматели идут на всё.
  • Минимальное вмешательство государства в экономику

Особенности смешанной экономической системы

  • Наличие частного и государственного сектора экономики
  • Сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования
  • Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задами в экономике, то есть непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.
  • Развитая инфраструктура.
  • Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономки, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки,культуры и другие.

Виды смешанной экономики:

  • Экономика развитых стран
  • Экономика развивающихся стран

Достоинства и недостатки типов экономических систем

Достоинства Недостатки
Рыночная экономическая система
· Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде· Отторжение ненужного и неэффективного производства· Наличие больших прав у производителей и потребителей.· Не требуется большой аппарат управленцев

· Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения — «невидимой руки рынка».

· Наличие конкуренции приводит к повышению качества продукции и услуг.

· Появление новых продуктов на рынке

· Широкое использование новых технологий производства

Примеры стран: в чистом виде нет примеров. · Усиление социальной дифференциации, то есть неравенства.· Нестабильность экономики, частые кризисы, инфляция, безработица.· Отсутствие заинтересованности в развитии малоприбыльных, но необходимых обществу производства.· Безжалостное, потребительское отношение к природе.

· Ориентированность производителя на платёжеспособного клиента

· Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения.

· Монополизация экономики, приводящая к снижению конкуренции

Командно-административная экономическая система · Устойчивость· Социальная стабильность. уверенность людей в завтрашнем дне· Примерно одинаковый уровень жизни людей· Минимальный уровень жизненных благ обеспечен всем членам общества

· Отсутствие проблем с трудоустройством, а значит, что нет безработицы

· Сосредоточение средств и иных ресурсов в наиболее приоритетных на данный момент направлениях

Примеры стран: Северная Корея, Куба. Вьетнам ( до 90-х годов- СССР и все страны Восточной Европы) · Отсутствие самостоятельности производителей· Отсутствие заинтересованности в результатах труда, так как господствует уравнительный способ оплаты.· Дефицит товаров, ограниченный их выбор.· Застои в экономике.

· Огромный бюрократический аппарат Смешанная экономическая система · Экономическая, а отсюда и политическая стабильность· Защита государством конкуренции и борьба с монополизмом в экономике.· Гарантии социальной защиты населению· Поощрение инноваций

· Инвестирование социальной сферы.

Примеры стран: Россия, Китай, Швеция, Япония, Великобритания, Франция США и другие. · Отсутствие универсальных моделей смешанной экономики· Необходимость разработки модели с учётом национальных особенностей государства.

Период перехода от одного типа экономической системы к другому называю переходной экономикой.

Основные черты переходной (постсоциалистической) экономики

  • Сочетание форм командной экономики с формами, свойственными рыночному хозяйству.
  • Создание частного сектора, создание условий для частного предпринимательства.
  • Реформирование государственного сектора, аренда или приватизация государственной собственности.
  • Формирование рыночной инфраструктуры.
  • Реформирование систем ценообразования на основе рыночных механизмов.

Инфраструктура

Инфраструктура – это комплекс отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, которые обеспечивают условия для производства и жизнедеятельности людей.

Производственная инфраструктура – это отрасли, обеспечивающие эффективное развитие производства: транспорт, связь, электроэнергия, водоснабжение, предприятия общественного питания, мосты, дороги, складские помещения и др.

Социальная инфраструктура – это отрасли, обслуживающие социальную сферу: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, бытовое обслуживание, культурные и торговые центры и т.д.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Экономическая система

Экономическая система (англ. Economic system ) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

  • социально-экономические отношения;
  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственный механизм;
  • система стимулов и мотиваций участников;
  • экономические связи между предприятиями и организациями.

Основные типы экономических систем перечислены ниже.

Содержание

Экономическая система в разных научных школах

Понятие экономической системы (её содержание, элементы и структура) зависит от экономической школы. В неоклассической парадигме описание экономической системы раскрывается через микро- и макроэкономические концепции. Предмет неоклассиков определяется как исследование поведение людей, максимизирующих свою полезность в среде ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях. Основными элементами являются: фирмы, домохозяйства, государство [1] .

Институционалисты основной упор в исследовании экономических систем делает на институты, исследования институционалистов характеризуются стремлением разделить институты и организации. Институт рассматривается как любое устоявшееся правило или норма экономического поведения [2] . Неоинституционалисты делают акцент на системном подходе и обращаются внимание на специфику экономических систем, изучая: способ координации, систему прав собственности, трансакционные издержки и систему контрактов [3] .

Марксизм акцентирует своё внимание на системной методологии, основанной на диалектическом системном подходе. Диалектический подход в марксизме, во-первых, в качестве фундамента использует принцип исследования противоречий, диалектического единства противоположностей как основу функционирования экономических систем; во-вторых, выделяет не только количественные, но и качественные скачки в развитии экономических систем; в-третьих, акцентирует внимание на исторической ограниченности экономических систем. Марксисткая логика наследует гегелевскую логику, подчеривавшую то, что конкретным целым, системой является «не результат, но результат с его становлением». Одним из непременных условий исследования экономических систем в виду развития марксисткого подхода является изучением истории экономических систем или, как принято в марксизме, изучение способа производства [4] .

Экономические системы также изучаются с точки зрения других теоретических школ, непосредственно связанных с экономической теорией. С точки зрения исследователей современного постиндустриального общества, постиндустриальная экономика (неоэкономика, «информационное общество» или «общество знаний») рождается как особый технологический уклад, который существенно видоизменяет экономические и социальные системы в целом. В парадигме «экономики развития» [5] выделяется специальная группа стран «третьего мира», где имеются ряд важных закономерностей: институциональная структура, особенности макроэкономической динамики, особая модель. Таким образом, экономика развития рассматривает класс специальных экономических систем. В отличие от господствующих концепций неоклассики и неоинституционализма, историческая школа делает акцент на исторически сложившихся различиях национальных экономических систем [6] .

Параметры сравнения экономических систем

Технико-экономические и постэкономические параметры

Экономические системы изучаются с точки зрения технологических укладов. С точки зрения структуры это: доиндустриальные экономические системы, индустриальные и постиндустриальные экономические системы [7] . Важным параметром для постиндустриальных систем является мера развития творческой деятельности и её роль в экономике. Для её измерения обычно используют измеряемые параметры уровня образования, например, доля лиц с высшим образованием, структура профессиональной занятости и т. п. Важнейшей характеристикой является оценка в экономической системе меры решения экологических проблем. Демографические параметры позволяют ответить на вопросы, связанные с приближением экономической системы к постиндустриальному обществу, причём прямое отношение к данным параметром имеют: продолжительность жизни, детская смертность, заболеваемость, иные параметры здоровья нации. Удельный вес постиндустриальных технологий обычно исчисляется по доле занятых в производстве различных отраслей в общей массе ВВП [8] .

Соотношение плана и рынка (аллокация ресурсов)

Данные параметры особо актуальны для стран с переходной экономикой. Даётся характеристика механизмам государственного планирования экономики, развитие товарно-денежных отношений, меры развития натурального хозяйства, мера развития теневой экономики. Характеристика развития рынка: мера развития институтов рынка, мера рыночной самоорганизации (конкуренции), насыщенность рынка (отсутствие дефицита), структура рынка. Меры развития регулирования: антимонополистическое регулирование; мера развития государственного регулирования (селективное регулирование, антициклическое регулирование, программирование); мера развития регулирования со стороны общественных объединений [9] . Более детальное изучение роли государства в экономике осуществляется в теории общественного выбора, которая рассматривает процесс принятия правительством решений, систему общественного договора (конституционная экономика) и проч. [10] .

Параметры сравнения отношений собственности

При анализе экономических систем даётся характеристика соотношения долей государственных, кооперативных и частных предприятий [11] . Тем не менее, такая характеристика формальна, для более глубокой характеристики экономической системы используются качественные и количественные характеристики описания сущности форм и способов контроля собственности и её присвоения. Например, для стран с переходной экономикой дать такую характеристику можно, ответив на следующие вопросы:

  • мера концентрации властных полномочий в руках бюрократического партийно-государственного аппарата и обособления государства от общества (трудящиеся не участвуют в присвоении общественного богатства);
  • степень централизации/децентрализации государственной собственности («перенос» некоторых функций управления на уровень предприятий) и, например, огосударствление кооперативной собственности;
  • мера разложения государственно-бюрократической пирамиды экономической власти и образование «замкнутых ведомственных систем», усиление власти на местах, в регионах.

С течением времени экономическая система может демократизироваться, когда больший объем полномочий управления собственностью и присвоения отходит предприятиям и частным лицам.

Важной характеристикой отношений собственности являются формы собственности, какова доля предприятий: находящихся полностью в государственной собственности; акционерных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках государства; кооперативов и коллективных предприятий; акционерных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках работников; акционерных предприятий, где контрольный пакет принадлежит частных лицам и частным корпорациям; частных личных предприятий, использующих наёмный труд; основанных на личным труде собственников; предприятия, принадлежащие иностранцам; собственность общественных организаций; различные типы совместных предприятий [12] .

Сравнительный анализ социальных параметров

Уровень и динамика реальных доходов. «Цена» получаемого реального дохода (продолжительность рабочей недели, фонд рабочего времени семьи, интенсивность труда). Качество потребления (насыщенность рынка, затраты времени в сфере потребления). Доля свободного времени, направления его использования. Качество и содержание труда. Развитие социально-культурной сферы, доступность её услуг. Развитие научно-образовательной сферы и её доступность [13] .

Сравнительное исследование механизма функционирования экономических систем

ВВП и его структура, региональное распределение ВВП, доля услуг, доля военных затрат, развитие социокультурных отраслей. Показатели роста/спада. Показатели сбалансированности развития экономической системы. Инфляция во времени и пространстве. Включение экономической системы в мировую экономику (степень открытости экономической системы) [14] .

Современная рыночная экономическая система

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Рынок — сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного — их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование — очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором — государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако «дистанция» между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть «свою» роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

  • многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;
  • развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  • ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
  • изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
  • рост уровня образования (послешкольное);
  • новое отношение к труду (творческое);
  • повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
  • гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
  • информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
  • ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
  • глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Традиционная экономическая система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики

  • стабильность;
  • предсказуемость;
  • добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

  • беззащитность перед внешними воздействиями;
  • неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.
  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде национальных(народных) групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.

Смешанная система

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

  • обеспечение занятости;
  • полное использование производственных мощностей;
  • стабилизация цен;
  • параллельный рост заработной платы и производительности труда;
  • равновесие платежного баланса.
  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

Источник

Читайте также:  Соседи нашей страны норвегия
Adblock
detector