Меню

Этническая миксация примеры стран

Происхождение этносов

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

6. Этногенетическая миксация — редко встречающийся тип этнообъединительного процесса, в ходе которого новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Это эт-нотрансформационный процесс. В качестве примера можно назвать современных австралийцев, генетически связанных не только с англичанами, но и с представителями других европейских этносов. Весьма своеобразны были процессы

миксации в этнической истории США, где смешение различных по происхождению, но принадлежащих к одной расе переселенцев из Европы было дополнено включением в этногенетический процесс представителей других этносов и рас как аборигенного происхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате двухсотлетних этнических процессов в США сложилась новая этническая общность, которую называют североамериканской нацией. Схожие процессы протекают также в Латинской Америке.

Вместе с этническим объединением в процессе этногенеза действует и противоположная тенденция этнического разделения, которая чаще всего имеет следующие формы.

1. Этническая парциация — разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так из осколков древнерусского этноса выделились русские, украинцы, белорусы.

2. Этническая сепарация — отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этот процесс может вызываться различными причинами — переселением какой-либо группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы. Так, английские пуритане, приехавшие в североамериканские колонии по религиозным соображениям, стали основой североамериканского этноса, а английские каторжники и ссыльные — основой австралийского.

Таким образом, развитие процесса этногенеза от первобытного состояния человека до настоящего времени прошло несколько стадий и было детерминировано различными по характеру факторами. Итогом же процесса этногенеза стала пестрая, разнообразная и динамично меняющаяся этническая картина мира.

2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОГЕНЕЗА. ЭТНОГЕНЕЗ И АНТРОПОГЕНЕЗ

Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этнической истории народов. Вслед за представителями этих наук этнологи стараются восстановить процесс формирования этносов и установить родство тех или иных этнических групп. В этих исследованиях большое значение имеют данные лингвистики, поскольку в этногенетических исследованиях используются материалы живого языка со всеми его связями и с одновременной реконструкцией его древних форм, чтобы через имеющиеся письменные источники проследить саму историю языка и наложить ее на историю этноса. При этом необходимо иметь в виду, что языковые сопоставления возможны только на синхронном уровне и невозможно сопоставлять факты живого языка без соответствующих реконструкций с древними языковыми формами. В этногенетических исследованиях анализируют первичные понятия: человек и его тело, числительные до 10, местоимения, термины родства, космические астральные объекты и явления природы, а также понятия из сферы материальной культуры, отражающие конкретную среду зоны этнического формирования и элементарные социальные, семейные отношения.

Велико в этногенетических исследованиях значение данных антропологии, в которой прежде всего используются результаты классификации рас, народов мира по антропологическим типам, сложившимся в результате социально-исторического развития уже сформировавшихся рас, в процессе культурных, исторических, межрасовых контактов, вызванных миграционными и консолидационными процессами. Именно антропологические типы выступают как первичные категории этнического многообразия мира.

По мере обращения ко все более древним этногенетическим процессам значение антропологических данных возрастает. Чем дальше в глубь веков, тем больше совпадений этнических и антропологических данных. Различия в антропологическом типе не адекватны различиям сравниваемых групп в этническом и языковом отношениях. Например, значительная разнородность антропологических типов, входящих в состав народов, лингвистически близких, свидетельствует о формировании языковой общности в результате ассимиляции, хотя в то же время антропологическая общность не дает оснований отрицать процесс ассимиляции. Антропологическая общность при большой языковой разнородности свидетельствует о существовании в прошлом каких-то форм языковой общности.

Для исследования проблем этногенеза используют также данные археологии, которая дает возможность проникнуть в ранние этапы этнической истории. Археология адекватно описывает материальную культуру этноса и некоторые аспекты его духовной культуры (прикладное искусство, верования). Это дает возможность изучать этносы как определенные хозяйственно-культурные типы. Данные археологии также дают возможность показать автохтонность или пришлость народа, интенсивность культурных контактов, приспособленность к местным физико-географическим условиям.

В ряду данных для этногенетических исследований существенное значение имеют письменные источники, хотя они исторически ограничены, и фольклор. В них особое внимание уделяется этнонимам (именам народов) и топонимам (названиям географических объектов), легендам, преданиям и сказаниям.

Изучение явлений материальной и духовной культуры — сочетание основных занятий, набор орудий труда, пища, утварь, жилище, одежда, социальные и семейно-брачные отношения — позволяют выявить этническую специфику и связи с другими народами.

Данные этногенетических исследований, полученные в результате применения комплексного подхода, дают возможность проследить внешнюю историю этноса, его происхождение, развитие и контакты с другими народами.

Читайте также:  Работа связанная с поездками по стране

Ранний этап этногенеза. Сопоставляя материалы перечисленных наук, сегодня можно построить схему самого раннего этапа этногенеза. Исходные популяции были малочисленны, эндогамны (браки заключались в пределах одной группы) и относительно оседлы, т.е. имели значительную охотничью территорию, в пределах которой и передвигались более или менее регулярно. Замкнутость популяции была относительной и периодически, хотя и случайно, включала в свой состав инородных членов, особенно при встрече с другими популяциями на границах охотничьих территорий. Антропологически эти популяции были специфичными, хотя в пределах крупных территорий обнаруживали сходные вариации единичных морфологических признаков, которые затем становились специфическими характеристиками образующихся рас. В пределах этих популяций закреплялись различные традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а также формировалось первичное самосознание на основе противопоставления своих чужим.

Первичные языки охватывали, скорее всего, не одну, а несколько популяций, говоривших на одном языке, а распространение языка между группами популяций, говорящих на других языках, было затруднено. Здесь налицо взаимодействие процессов дифференциации и интеграции, которые стали составными частями этногенеза с самых ранних стадий его развития. Распространение процессов интеграции особенностей антропологического состава, культуры и языка одной популяции с группой других происходило в форме наложения одного на другое, что стало исходным пунктом расообразования. Таким образом, на раннем этапе человеческой истории процессы расообразования и этногенез были тесно взаимосвязаны.

Источник

Этнообъединительные процессы

47) Этнообъединительные процессыслияние различной этнических групп в более крупные этнические общности (конвергенция, фузия, консолидация, ассимиляция, этнорасовая миксация и межэтническая интеграция).

Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).

48)Этническая конвергенция (лат. convergentia – «схождение, сближение») – интенсивное взаимодействие двух очень близких друг другу по языку и культуре этносов (может перерастать в этническую фузию).

49) Этническая фузия (лат. fusio – «сплавление») – слияние несколькихродственных по языку и культуре народов в единый новый более крупный этнос (как продолжение этнической конвергенции).

Чем ближе родство, выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее быстрее идет процесс. Сложность этнической структуры населения (слишком большое число мелких этносов), может, напротив, несколько замедлить его.

· слияние восточнославянских племен (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский этнос.

· хакасы — слившиеся в единый этнос племена «минусинских татар» (качинцы, кызыльцы, сагайцы и др.).

50) Этническая консолидация (лат. con – «вместе»; + solidare – «уплотнять, укреплять, сращивать») – внутреннее сплочение этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами (как продолжение этнической фузии).

Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей.

Консолидация протекает в виде внутреннего сплочения уже сформировавшихся в основных чертах этносов путем сглаживания имевшихся диалектных и культурно-бытовых различий между этническими группами, упрочения общеэтнического самосознания.

· после того, как русские сложились в единый народ, в течение длительного времени шло сближение локальных групп в их составе (население Московской, Тверской, Новгородской и других земель);

· сейчас процесс этнической консолидации наиболее распространен в странах «черной» Африки (южнее Сахары), где развернулось формирование из племенных групп новых народностей: ганской, эфиопской, конголезской и др.

Этническая фузия и этническая консолидация — два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию.

Уточним, что фузия — процесс трансформационный (он приводит к смене этнического самосознания), а консолидация — процесс эволюционный (к смене сознания он не ведет).

51) Этническая ассимиляция (лат. assimilatio – «уподобление»)– растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа.

На практике ассимиляция означает, что этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в тесном контакте с другим народом (более многочисленным или более развитым в хозяйственном и культурном отношении) воспринимают его язык и культуру, постепенно сливаются с ним, самоидентифицируются и причисляются окружающими к этому народу.

Для ассимилируемой стороны – процесс этнотрансформационый, для ассимилирующего народа – этноэволюционный.

· англичанами — уэльсцев (группы этнических меньшинств внутри страны),

· коренным населением — иммигрантов, осевших на постоянное место жительства (в США — американцами).

52) Этапы этнической ассимиляции: аккультурация, билингвизм, натурализация.

53) Билингвизм (лат. – «двуязычие») – овладение другим языком, который в последующих поколениях становится «родным» (языковая ассимиляция).

54) Натурализация (лат. naturalis – «подлинный, законный») принятие иммигрантами гражданства страны переселения.

55) Скорость ассимиляции зависит от сочетания таких факторов, как

· численность ассимилируемой группы,

· характер (плотность) ее расселения,

· время пребывания в ассимилирующей среде,

· род занятий и хозяйственные связи с основным населением территории,

· социально-правовое положение ассимилируемых,

· частота вступления в смешанные браки,

· близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе,

Читайте также:  Европе наиболее стран нефтью

· уровень развития этнического самосознания и др.

Для анализа этнической ассимиляции на территорииКрасноярского края важно учитывать роль такого фактора, как семейное положение ассимилируемых.

По этому признаку всех иммигрантов (мужчин, т.к. они преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории:

· женатых, приехавших с семьями;

· женатых, приехавших без семей.

Быстрее всех ассимилируются холостяки, многие из них вступают в браки с местными девушками.

Лица, приехавшие на новое местожительство со своими семьями, ассимилируются сравнительно медленно, так как в семьях сохраняется (а иногда и воспроизводится) старая этническая общность.

Еще более затруднена ассимиляция иммигрантов, оставивших свои семьи на родине. Как правило, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть. Вынужденные адаптироваться к местным условиям, они вместе с тем не желают раствориться в новой среде.

56) Типы ассимиляции: по характеру — естественная или принудительная; по результатам — полная или частичная.

57) Естественная ассимиляция возникает при непосредственных повседневных контактах этнически разнородных групп.

Особо важное значение при этом имеет распространение этнически смешанных браков, дети от которых обычно выбирают этническую принадлежность одного из родителей.

58) Насильственная ассимиляция — подавление языка и культуры национальных меньшинств (для искусственного ускорения процесса ассимиляции).

Характерна для стран с неравноправным статусом национальностей.

59) Полная ассимиляция заключается в том, что какая-либо этническая группа, пребывающая в иноэтнической среде, в силу различных исторических обстоятельств и причин полностью отказывается от своей культуры и стремится усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры в целом.

Этот процесс протекает более эффективно при наличии «доброй воли» обеих контактирующих сторон.

60) Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этническая группа жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды лишь частично, отказываясь при этом от какой-то одной из сфер своей жизнедеятельности.

Например, на работе представители соответствующей этнической группы руководствуются нормами и ценностями чужеродной среды, а в семье, на досуге — нормами своей традиционной культуры. По такому типу чаще всего ассимилируются эмигранты, разделяя свою жизнь на две половины.

61) Межэтническая интеграция (лат. integratio – «восстановление, восполнение»; integer – «целый») – процесс, при котором существенно различающиеся между собой по языку и культуре этносы в процессе межкультурного и социального взаимодействия образуют одно общество при сохранении присущих им культурных индивидуальностей.

В результате процесса интеграции складываются не этносы, а особые, обладающие элементами общего самосознания межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ.

Прежние самосознание и самоназвание при этом не трансформируются, а существуют наряду с новыми.

Поэтому межэтническая интеграция занимает промежуточное положение между эволюционными и трансформационными процессами.

· межэтническая интеграция в СССР и постсоветской России,

· германо-швейцарцы, франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и ретророманцы в Швейцарии,

· канадские французы и англичане,

· в настоящее время набирает силу экономическая, политическая и культурная интеграция стран Европы.

62) Этногенетическая миксация (англ. mix – «смешивать») – образование нового этноса путем полного слияния народов, не связанных родством (редко встречающийся тип этнообъединительного процесса).

· башкирский этнос, который образовался как из тюркских, так и финно-угорских групп, включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы;

· современные австралийцы, генетически связанные не только с англичанами, но и с представителями других европейских этносов;

· североамериканская нация, сложившаяся путем смешения аборигенного населения и пререселенцев из Европы, Азии, Африки;

· сейчас процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке.

63) 7. Современный этап этногенеза:

· многообразие форм этнических общностей;

Современное население планеты представляет собой исключительно сложную социально-этническую систему, включающую в себя несколько тысяч взаимодействующих социально-этнических общностей и групп, находящихся на различных ступенях развития человечества (различающихся между собой численностью, уровнем культурного развития, способами хозяйственной деятельности, типом социально-политических отношений и т.д).

64) 7.1. Формы современных этнических общностей:

· основные типы: нации, народности, племена;

· переходные и этнографические группы;

· метаэтнические и этнополитические общности.

Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития разных стран и регионов в настоящее время на нашей планете сосуществуют все три основных типа социально-этнических общностей: наций, народностей, племен.

Племена в чистом виде встречаются сейчас крайне редко. Очень незначительное число этнических групп продолжают сохранять признаки, присущие настоящим племенам. Чаще всего малочисленные или отсталые этносы просто сохраняют некоторые особенности племенной культуры (например, кочевые и полукочевые народы).

Термином «народность» чаще всего обозначаются этнические меньшинства.

65) Этнические меньшинства (народности) отдельные этнические общности, сохраняющие свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, сознающие свои отличия и причисляющие себя к самостоятельной этнической группе.

В качестве этнических меньшинств могут выступать:

· часть титульного этноса, проживающего на территории другого государства (этнические диаспоры);

· этнические группы, сохраняющие свою этническую идентичность, но разбросанные по многим странам и не имеющие своего государства (цыгане, курды);

· народы внутренней колонизации, т.е. коренные народы, которые оказались численно меньше приезжего населения (эвенки, чукчи, якуты);

Читайте также:  Китай ассоциации с этой страной

· этнические группы, обосновавшиеся на постоянное место жительства в результате массовой иммиграции (немцы Поволжья).

66) Признаки этнических меньшинств:

· численный состав (до 100 тыс. чел.);

· наличие этнического самосознания, этнокультурной специфики и стремление сохранить их.

В этнических меньшинствах выделяется особая группа – малочисленные народы.

67) Малочисленные народы — особая группа этнических меньшинств, численность которых не превышает 50 тыс. человек.

68) Этнодемографические параметры малочисленных народов:

· численность того или иного этноса;

· его миграционная подвижность;

· наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры.

В настоящее время в мире насчитывается более 800 малочисленных народов, из которых более 60 проживает на территории России (в том числе 26малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, совокупная численность которых — не более 180 тыс. человек).

Небольшая численность таких этносов обусловливает некоторые особые черты их образа жизни. Одни из них живут довольно рассеяно на огромном пространстве (северные народы), другие, наоборот, компактно, занимая небольшую территорию (некоторые народы Кавказа).

Многие малочисленные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. В целом малочисленные народы отличаются своими традиционными промыслами, самобытной культурой, часто отсутствием письменности, слаборазвитым этническим самосознанием, неразвитостью этнических контактов, низкой миграционной подвижностью. В силу этих причин малочисленные народы нуждаются в особой социальной, правовой и экономической поддержке и защите.

69) Переходные этнические группы

· этнические группы иммигрантов первого, второго или более поздних поколений (не оторвавшиеся окончательно от народа своей родной страны и не ассимилировавшие в полной мере в этнос принявшей их страны);

· этнические группы, формирующиеся в зоне этнических границ (где контактируют два и более народа). Характерная черта таких групп — двойное этническое самосознание.

70) Этнографические группы территориально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобразие (особые говоры, или диалекты языка, религиозная принадлежность и т.п.).

Этнографические группы обычно образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы. У любых народов, даже самых сплоченных и консолидированных, имеются группы, сохраняющие отличия от основного этнического массива.

71) Этнографические группы территориально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобразие (особые говоры, или диалекты языка, религиозная принадлежность и т.п.). В истории: славянские, романские, монгольские и другие народы.

На современном этапе все более отчетливо обозначаются контуры новых метаобщностей: западноевропейской, российско-евразийской, арабской, североамериканской и других.

72) Этнополитические общности — метаэтнические общности, которые складывались (и продолжают складываться) в рамках многонациональных государств (Россия, США и др.).

73) Этническая структура населения страныделение населения на этнические группы (основной (титульный) этнос, субэтосы, этнические меньшинства, малочисленные народы).

Один и тот же человек может входить одновременно в несколько этнических общностей разного уровня. Например, можно считать себя русским (основной этнос), донским казаком (субэтнос) и славянином (метаэтническая общность).

74) 7.2. Этническая глобализация:

· разрушение однородности и культурной целостности наций;

· взаимосвязь процессов этнической интеграции и этнической дифференциации.

75) Транснациональный(лат. trans – «сквозь, через») – выходящий за пределы одной нации, межнациональный.

76) Корпорация (лат.) – объединение, сообщество.

В настоящее время процесс этногенеза продолжает развиваться под воздействием глобализации. Этническая картина современного мира меняется. Возникновение транснациональных корпораций, движений и институтов разрушает однородность и культурную целостность наций. В сознании людей причудливым образом сочетаются пласты разных этнических культур.

Мир в межнациональном и культурном отношениях становится все более тесным.

Процессы этнической интеграции идут параллельно с процессами этнической дифференциации.

Современный этап этногенеза показал, что две эти «разнонаправленные» тенденции — этническая интеграция и этническая дифференциация являются двумя сторонами единого процесса глобализации (в его актуальной форме).

Этот процесс,с одной стороны, активизирует взаимодействие этносов, а с другой стороны, усиливает стремление народов к сохранению своей культурной самобытности, стимулируя интерес к вопросам своей этнической истории, психологии и т.д.

Контрольные вопросы:

1. В чем различие понятий «демос» и «этнос»?

2. Как соотносятся понятия «племена» и «малочисленные народы»?

3. Какими факторами обусловлена активизация интереса к этнической истории?

4. В западной науке преобладает точка зрения, согласно которой нация — это совокупность граждан одного государства, т.е. территориально-политическая общность. В отечественной этнологии принято считать нацию высшей формой социально-этнической общности. Проанализируйте содержание понятия «русская нация». В чем заключается основа ее общности? Каково соотношение собственно социальных и этнических факторов этой общности?

5. Какую роль играет этнический фактор в современных процессах глобализации населения мира? Значение этнического фактора в современных условиях уменьшается или увеличивается?

6. Возможно ли в реальной перспективе формирование глобальной социальной общности?

7. Чем объясняется хронологическое несоответствие этапов этногенеза у разных этносов?

8. Какие факторы определяют динамику этнического состава населения?

9. В чем принципиальное различие этноэволюционных и этнотрансформационных процессов?

10. Какие этногенетические процессы наиболее активно происходят в современном мире?

11. Приведите примеры современных этноэволюционных процессов, происходящих в российском этносе.

Источник

Adblock
detector