Меню

Этническая группа стран африки

Языки, народы и этнические проблемы Африки

Географические названия (топонимы): А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

В этом разделе предполагается разместить различные группировки африканских стран (по климату, ландщафту, государственному устройству, демографическим и другим показателям), а также сетевые обзоры этих регионов и всей Африки в целом.

Разделы страницы об африканских языках и народах:

  • Крупноэтническая классификация африканских стран
  • Языки общения и этносы в Африке
  • Этнические проблемы и войны на Чёрном континенте

Также смотрите страницу об ареальном языкознании — там есть раздел с ресурсами по африканским языкам.

Крупноэтническая классификация африканских стран

Здесь сделана попытка выделить регионы с общими историческими судьбами, культурами, родственными языками. Их получилось три, что примерно совпадаюет с географическим делением Африки на 1) северную (арабо-береберо-нилотскую, или сахарскую хамито-семитскую), 2) центральную (тропическую нигеро-конголезскую, или субсахарскую бантоидную) 3) и южную (банту-койсанскую, или саванную). В дальнейшем можно сделать декомпозицию этих субрегионов как основу возможной будущей этническо-политической «ретерриторизации» стран Африки. Можно надеяться, чем больше будет соответствовать территориальная граница африканского государства этнической, тем меньше будет причин для кровавых межплеменных конфликтов, которыми богата современная история Африки.

Почти вся Африка к северу от экватора арабоязычна, и ее населяют, преимущественно, семито-хамитские народы (арабы, берберы, эфиопы, чадские племена). Также там живут коренные нилотские племена (большей частю — в Судане) [из-за чего этот регион можно выделить в отдельный центральноафриканский]. Основна религия — ислам, в Эфиопии — христианство и иудаизм, в Судане также часть арабов — христиане.

Северные и северо-западные регионы этой территории, примыкающие, соответственно, к Средиземному морю и Атлантическому океану, получили от средневековых арабов название «Магриб», т.е. «запад» (к нему не относился Египет, тогда, видимо, уже завоеванному арабами). Но лично я расширил бы этот термин для всех территорий, лежащих к западу от родины арабов Аравии — т.е., собственно Магриб, а также Египет, Судан и Сомали. Сюда же можно отнести и Эфиопию, куда постоянно мигрировали семитские народы из Аравии, и которая по географическому и историческому положению является, конечно, субрегионом, входящему в более обширный регион Африки к востоку от Нила (Восточная Африка).

Другая часть Африки — от параллели чуть севернее экватора и до юга — населена бантуязычными народами, а на юго-западе Африки (в Анголе, Намибии, Ботсване) и, анклавами, на юго-востоке (в Замбии, Мозамбике) — сохранились древнейшие реликтовые койсанские народы (бушмены и готтентоты), чьи анатомия и язык наиболее сильно отличаются от других народов. В этом регионе колонизаторы подарили африканским государствам наибольшее разнообразие европейских (а, именно — индоевропейских) языков: английский (наиболее распространенный), португальский, французский, испанский.

Языки общения и этносы в Африке

На Африканском континенте более 1000 разных языков, а также 107 этносов, которые насчитывают более 1 млн. человек каждый и составляют 86,2% всего населения. Численность 24 народов превышает 5 миллион человек, и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них – египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо (родственные йоруба), эфиопские народы амхара и аромо (оромо, галла), суданские арабы. Практически каждый этнос имеет свой язык, а в одном только Судане имеется более 100 наречий.

Основные государственные и межплеменные языки Африки

Самыми распространенными местными языками в африканских странах являются суахили (на юго-востоке Африки), арабский, берберский, хауса, йоруба, оромо, зулу и др.

Тем не менее, для путешествий по Африке хорошо знать 6-7 языков (из которых половина — европейские колониальные — см. карту слева с европейскими колониями в Африке в 1913 году):

  1. английский (для некоторых стран Восточной и Южной Африки);
  2. арабский (Северная Африка), на котором говорит 1/5 часть Африканского континента;
  3. португальский (Мозамбик, Ангола);
  4. французский (Западная Африка до Конго-Заира);
  5. суахили (Танзания, Кения, Уганда) [причем, вместе с английским],
  6. амхарский (Эфиопия);
  7. малагасийский (официальный на Мадагаскаре, где также используются французский и английский).

Зная эти шесть языков, вы сможете общаться с 80% африканцев. Главное, конечно, знать английский язык, т.к. например, в Кении, Ботсване и Намибии им владеет не менее 50% населения, а в Танзании — свыше 10%. (Взято из africa.travel.ru).

Сами «коренные» языки на Африканском континенте представлены 5 языковыми макросемьями (перечислены не по алфавиту, а в порядке своей «аборигенности»): койсанские (настоящие «коренные»), афразийские, нило-сахарские, нигер-конголезские (с банту), австронезийские.

Этнические проблемы и войны на Чёрном континенте

Можно сказать, что как межгосударственные военные конфликты, так и межэтнические гражданские войны в Африке — результат колониального прошлого и неэффективных межгосударственных границ. Нужно договариваться и пересоздавать новую африканскую мозаику. В том числе и самый кровопролитный конфликт между африканскими народами хуту и тутси тоже имеет корень в предшествующей колониальной политике, когда европейцы один народ поставили над другим.

Великая Африканская война (1998-? гг.)

Великая африканская война — так называют почти неизвестный в мировой среде военный «конфликт». Между тем он стал самым кровавым со времен Второй мировой. В Демократической Республике Конго, по площади сравнимой с территорией Западной Европы, слились воедино этнические противоречия, жажда власти и стремление к захвату природных ресурсов. В эту войну, начавшуюся 2 августа 1998 года, были втянуты девять стран и свыше 20 группировок, воюющих на 50 фронтах. Война унесла жизни 5 миллионов человек, из которых около 1 миллиона были непосредственно убиты, остальные 4 миллиона погибших стали жертвами голода и эпидемий, вызванных антисанитарией и отсутствием инфраструктуры. Цивилизованный мир едва ли заметил происходящее — ну спросите любого прохожего — кто что о ней знает?

Вражда между центральноафриканскими народами хуту и тутси уже приводила к войнам в Уганде, Руанде и Бурунди, а также к 4-летней войне на востоке Демократической Республики Конго (ДРК), в которую было втянуто около дюжины стран Африки [нужно разделить эти народы — каждому по государству].

Одной из особенностей этой войны стала нечеловеческая жестокость. Полмиллиона женщин стали жертвами сексуального насилия, зачастую боевики нападали на пятилетних девочек и насиловали их палками или стволами автоматов, вспарывали животы беременным. По признаниям боевиков, многие из них убивали в день по сто человек.

В 1960 году конголезцы получили независимость от Бельгии и обрели территорию с крупнейшими месторождениями алмазов, золота, вольфрама, кобальта, меди, урана и тантала. К началу войны в Заире (так называлась Демократическая Республика Конго с 1971-го по 1997 год) на протяжении 30 лет правил диктатор Сесе Секо Мобуту. При нем во второй по площади африканской стране люди жили довольно мирно, но бедно. Все средства, которые давали страны Запада, проваливались в бездонные карманы президента и его окружения.

  • Черная заря Самая страшная война современности продолжается до сих пор. О ней все забыли.

Геноцид в Руанде (1994 u/)

К самой Великой африканской войне привело массовое истребление народности тутси в африканской Руанде в 1994 году. Тогда за полтора месяца бойни погибло до одного миллиона человек. По словам очевидцев, боевики хуту не жалели никого — детей рубили на куски на глазах у родителей, женщин насиловали и убивали, а тела сбрасывали в ямы. Людей сгоняли в сараи, а затем давили бульдозерами. Пытавшихся сбежать кромсали на части. Вся эта кошмарная бойня происходила на глазах у представителей международных организаций и миротворческого контингента ООН, который фактически остался безучастным.

Этот конфликт между этносами хуту и тутси в Руанде разгорелся ещё в середине XX века. Ситуация резко обострилась в 80-х на фоне экономического кризиса в стране, а в начале 90-х там вспыхнула гражданская война, закончившаяся заключением мира. Новая власть, кажется, представляла интересы обоих основных этносов — и хуту, и тутси. Однако 6 апреля 1994 года самолёт см президентом страны был сбит. На следующий день убили и премьер-министра Руанды После этого власть захватили военные радикалы [из народности хуту]. Они расправились с представителями народности тутси в правительстве и даже избавились от своих соплеменников, которые придерживались умеренных политических взглядов и не поддерживали убийств. Как позже выяснилось, виновными в теракте были радикалы-хуту, не желавшие установления нового порядка, в котором им пришлось бы делить власть с представителями этноса тутси. Однако, в гибели президента пришедшие к власти военные обвинили тутси. На основании этого боевики во власти отдали приказ на полное уничтожение целого народа. Ключевую роль в начавшейся мясорубке сыграл олигарх Фелисьен Кабуга, разбогатевший в 90-х за счёт близких связей с властями страны (он был знаком и с президентом). Кабуга собрал боевые отряды «Интерахамве» из представителей народа хуту и оснастил их на собственные деньги сотнями тысяч мачете. Принадлежащая ему радиостанция круглые сутки транслировала призывы к жестокой расправе и истреблению народа тутси. После радиосообщений о предполагаемых местах нахождения тутси там быстро появлялись озверевшие головорезы и уничтожали людей.

Читайте также:  Политология политические устройства страны

Тем не менее, за два месяца массового террора уничтожаемым тутси удалось сформировать активное военное сопротивление боевикам хуту и даже перехватить власть в стране. Организаторы геноцида бежали, а сам Кабуга до мая 2020 года преспокойно жил в пригороде Парижа.

После этих событий в соседней стране был создан Международный трибунал, который 20 лет занимался поиском ответственных за геноцид в Руанде. Самого Кабугу будут судить по Международному остаточному механизму для уголовных трибуналов (МОМУТ), созданному ООН в 2010 году. МОМУТ стал наследником международного трибунала, который судил участников гражданской войны в Югославии.

Источник

Энциклопедический справочник «Африка»
Африка. Население

Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет несколько сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. человек каждый, составляют 86,2% всего населения (1983, оценка). Численность 24 народов превышает 5 млн. человек, и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них — египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Северной и Северо-Восточной Африки населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи. Наиболее распространённый из семитских языков — арабский является родным для 101 млн. человек ( 1 / 5 всех африканцев). Арабы — основное население Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко; в Судане их живёт 49,1%, Чаде — 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиболее крупный — амхара, которые составляют вместе с родственными тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиопской нации.

Народы, говорящие на кушитских языках, обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них — оромо в южной Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Южной и Центральной Эфиопии — омето, каффа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные пространства на северо-востоке Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее население Северной Африки — берберские народы (шильх, тамазигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) — сохранились лишь в горных и отчасти пустынных районах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназвание имошаг), которые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центральной Сахары в Нигере; их много в Мали.

К югу от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Северной Нигерии. Они живут также в сопредельных районах Нигера. Родственные хауса народы — бура, вандала, баде, маса, котоко и др., расселены на возвышенностях на востоке Нигерии.

Наиболее обширную территорию в Африке занимают народы, говорящие на конго-кордофанских языках. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-конголезских языках. К ним принадлежат и народы банту, составляющие подавляющее большинство населения во многих странах Центральной, Восточной и Южной Африки. 43 народа банту насчитывают свыше 1 млн. человек каждый. Самые крупные из них — руанда (в Руанде, Заире, Уганде и некоторых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и других странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике, Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди других крупных народов банту — кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских языках говорит целый ряд крупных и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: крупные народы — йоруба, игбо, бини, а также нуле, гбари, игбира, иджо и другие в Нигерии, группа народов акан на юге Ганы и в БСК, эве на юге Ганы, в Того и соседних странах; фон (восточные эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, небольшие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантических языках, составляют основное население многих стран на крайнем западе Африки: волоф, фульбе, серер и другие в Сенегале, баланте, фульбе и другие в Гвинее-Бисау, темне, лимба, фульбе и другие в Сьерра-Леоне, фульбе, киси и другие в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина-Фасо, Гане, БСК, Мали. Самый крупный из них — моей, близко-родственные народы — лоби, бобо, догон. К другим народам этой группы относятся груси, гурма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка — в Гвинее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центральные районы Мали, менде обитают в Сьерра-Леоне, сонинке на севере Мали в соседних государствах, сусу в приморских районах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство населения ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и Судане. Наиболее крупные народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шесть групп. На шари-нильских языках говорят многие народы бассейна реки Нил. Большая часть восточно-суданских народов (южные луо — ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на юге Судана, в Уганде, Кении. Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи — эфе, ака, асуа и некоторые другие.

Койсанские народы населяют полупустынные территории в юго-западной части Африки (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. Остров Мадагаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских языках.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит население европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европейского происхождения составляют менее 1,5% населения Африки. Их численность после завоевания странами Африки политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господствующее положение в экономической и политической жизни.

Читайте также:  Языки стран азии африки

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное население. В ЮАР к нему относятся так называемые цветные. Они подвергаются наряду с другими «небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанических островах, окружающих Африканский континент, в результате этнического смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др.).

Б. В. Андрианов, С. И. Брук.

Этнические процессы — изменение основных признаков этнической общности (языка, культуры, самосознания и т. д., то есть тех черт, которые отличают данную общность от других) — подразделяются на процессы этнического объединения, включающие ассимиляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнического разъединения. В Африке представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидационных, интеграционных и ассимилятивных процессов, а также разные формы этнических общностей — от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этнополитических общностей, крупных народностей и многомиллионных наций.

Формирование населения Африки происходило в течение длительного времени в результате сложных миграционных процессов, взаимодействия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнической истории Африки связан с передвижением обитателей Сахары по мере её усыхания (с III в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента. В результате многовековых миграций народов, различных по антропологическому типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Западной Африке образовалось смешанное население. Следующий этап связан с передвижением с запада народов банту (начиная с 1-го тысячелетия н. э.). В Восточной Африке они оттеснили на север и частично ассимилировали племена кушитов и на юго-западе — бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первоначальным этническим субстратом происходило формирование этнического облика современных народов. В VII-XI вв. происходили переселения арабов в Северную Африку, затем в Центральный и Восточный Судан, на восточно-африканское побережье и острова Индийского океана. Большое влияние на этническую историю оказали древние и средневековые государства Африки — Гана, Мали, Сонгай, Конго, Куба и др. В их границах шло объединение родственных племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естественный процесс был нарушен работорговлей, которая привела к опустошению огромных территорий. Значительное влияние на этнокультурное развитие Африки оказал период колониализма. Колониальная зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономической отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-племенного общества, разделение границами колоний единых этносов — способствовали этнической стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения различных этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колониальный период. В разных странах складывались центры этнической консолидации, наметились процессы этнической интеграции. В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло национальное самосознание. После достижения африканскими государствами политической независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых исторических условиях процессы формирования крупных этнических общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно различные уровни и формы этносоциальной структуры — от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином «племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнических общностей разного уровня, смена родо-племенных связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феодальной замкнутости многих областей, укреплению экономических связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили — на востоке Африки, хауса и других — на западе). Происходит процесс складывания наций на севере, крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической Африки (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых других). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках государственных границ, то на современном этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнических общностей в государствах Тропической Африки, подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнического развития.

Интенсивно развиваются в Африке процессы этнической консолидации — складывание крупных этнических общностей на более или менее однородной этнической основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнические группы, обитающие на южном и восточном склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиболее близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются племенные языки и этнические самоназвания; в переписях населения кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидационных процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в основных чертах материальную и духовную культуру. Однако сохраняются пережитки племенного деления, племенные диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. Нигерия. Исторический очерк) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнических подразделений. Этнические подразделения продолжают существовать и у йоруба (иджеша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отдельных этнических подразделений сдерживает консолидационные процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во многих странах получили развитие процессы межэтнической интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнических компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономического и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этническую интеграцию разных этносов в рамках одного государства.

Интеграционные процессы происходят всюду в Африке, причём в некоторых странах они идут в масштабах всего государства и на уровне отдельных народностей. Социально-экономические преобразования, создание единого национального рынка, постепенное возникновение общенациональной культуры в рамках государственных границ, складывающейся из многих этнических культур, способствуют постепенному формированию сознания общности — нигерийской, конголезской, гвинейской и т. п. Африканцы всё чаще называют себя не традиционными этнонимами, а по названию государства — нигерийцами, конголезцами, гвинейцами и т. п.

Примером интеграции на уровне отдельных народностей могут служить этнические процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство населения Северной Нигерии, не только группируются близкородственные этнические группы, но и происходит постепенная ассимиляция многих мелких племён центральных районов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнических компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тантале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Основная масса говорит на языке хауса, другие — двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских государств (см. Хауса государства), их хозяйственные и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграционным процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах государственных границ. В других случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнических отношений могут возникнуть несколько центров интеграции и соответственно несколько этносоциальных общностей. В результате интеграционных процессов в африканских государствах происходит формирование новых этнополитических. (метаэтнических) общностей.

Ассимиляционные процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально-экономического развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде — руанда и пигмеи тва; в Ботсване — тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности — акебу, акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и ландума говорят на языке сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др. В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кробу, гва и др. В Нигерии многочисленные этнические группы в районе Огоджи испытывают значительное влияние соседей — игбо и ибибио.

Читайте также:  Контракт между странами купли продажи

Наряду с объединительными процессами в ряде районов Африки наблюдаются и процессы этнического разделения, хотя в прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории Африки известны широкие миграции арабских племён, которые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центральной Африке шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны средневековые миграции луо с берегов Нила на юг — в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в XIX в., когда часть южноафриканских племён зулу (нгуни) мигрировала на север. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнических процессов в Африке обусловливаются историческими, социально-экономическими и политическими факторами: общая экономическая отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностранных монополий во многих странах, нерешённость социальных проблем, острота национального вопроса, доставшиеся от колониализма экстерриториальные проблемы и т. д.

Многие из африканских этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнических общностей разного уровня. Такова, например, многомиллионная этнолингвистическая общность акан, объединяющая группу этносов в южной и центральной Гане и соседних областях БСК. Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистической общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений — ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономические преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей — народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнополитической общности в рамках государства Гана.

Этнические процессы в современной Африке не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание племенных различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитических общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С другой стороны, наблюдается рост этнического самосознания, повышение его роли в политической жизни, усиление племенного сепаратизма.

Сближению народов способствуют прогрессивные экономические, культурные процессы, урбанизация, миграции населения. Африканские города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидационных и интеграционных процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диалектов, образование литературных языков. Всё это является важным условием ликвидации племенной обособленности (детрайбализации).

В городах возникают новые межэтнические связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнической группой. В городах существуют многочисленные этнические союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно-племенных связей.

Массовые миграции населения, работа в городах на одних предприятиях людей разной этнической принадлежности способствуют ломке традиционных племенных структур и активизируют этнические процессы. Малочисленные этнические группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнической среде и могут полностью ассимилироваться; многочисленные мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнические особенности, присущие их образу жизни на родине, и определенную специфику своей социальной организации. В некоторых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного населения и опасность возникновения конфликта. Этническому партикуляризму способствует и установившийся ещё в колониальное время порядок размещения населения во многих городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнический характер, выходцы из одной этнической группы предпочитают селиться вместе. В Гане кварталы, где живёт пришлое население, называют «зонго», в Северной Нигерии — «сабон гари» (на языке хауса — «новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этническое самосознание.

Африканские государства, образовавшиеся в рамках прежних колониальных границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политических и этнических границ. В разных государствах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политическими границами единой этнической территории какого-либо народа и длительное сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существенное значение при этом имеют общие социально-экономические и политические условия, в которых протекают этнические процессы. Государственная политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистических компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнических общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этническую общность, в Гане могут сохраниться как самостоятельная этническая единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнических общностей, в том числе народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-племенного общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к некоторым профессиям, этнические предубеждения и предрассудки, нормы племенной морали, значительная роль традиционных систем власти, этническая стратификация и т. д. — накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные исторические условия предопределяют различные варианты этнического развития. В странах Северной Африки с более или менее однородным этническим составом уже сложились многомиллионные арабоязычные нации — алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этническое развитие идёт по пути укрепления наиболее крупных этнических общностей и усиления интеграционных процессов. Наиболее яркий пример складывания единой этнополитической общности — Танзания, где на базе языка суахили, признанного официальным языком страны, из более ста различных этнических групп складывается единая общность, которая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Южной Африке этническое развитие коренных африканских народов деформировано реакционной расовой политикой правящих кругов ЮАР. Активно идут процессы формирования крупных этнических общностей (народностей и наций) у народов банту. Создание бантустанов и проводимая в ЮАР консервация традиционных институтов родо-племенного общества оказывают негативное воздействие на процессы национальной консолидации.

Этнические процессы теснейшим образом связаны с языковыми. Социальные сдвиги, в том числе трансформация традиционных социальных структур, способствующие хозяйственной и политической консолидации, не только приводят к уменьшению значения этноразделяющих факторов и к формированию крупных этнополитических общностей, но и активизируют также языковые процессы. С одной стороны, распространяются двуязычие и многоязычие, а с другой — языки более крупных общностей поглощают языки небольших этнических групп. Экономические, социальные и политические преобразования в странах Африки приводят к широкому распространению языков межэтнического общения — суахили, кингвана, лингала, санго, волоф и др. Немалую роль играют и английский и французский языки, особенно для межэтнических взаимоотношений.

Социально-экономические и политические преобразования в африканских государствах способствуют интенсификации этнических процессов. Основными тенденциями этнического развития становятся консолидация отдельных этнических общностей и превращение некоторых из них в народности и нации и внутригосударственная межэтническая интеграция. Характерной чертой является особая роль государства в этническом развитии, выступающего в качестве фактора сплочения разных этнических групп в более крупную общность. В государствах, избравших путь прогрессивного социально-экономического развития, проведение политики, поощряющей сближение разных этносов и формирование единого этнополитического комплекса в рамках государственных границ, создаёт предпосылки для образования новых наций на революционно-демократической и в перспективе — на социалистической основе.

Население. Антропологический состав

Население. Религиозный состав

Естественное движение населения

Экономически активное население; профессиональный и классовый состав

Источник

Adblock
detector