Меню

Эти страны были соседями киевской руси были

Международные связи древней Руси

Содержание:

Международные отношения Киевской Руси в IX – XII веках

К концу IХ века Русь представляла феодальное государство со столицей в Киеве. Для укрепления международного авторитета киевские князья начинают использовать не только метод устрашения военной силой, но и ведут мирные переговоры с ближайшими соседями и удаленными странами, выгодными в экономическом и политическом сотрудничестве.

Киевская Русь и Византия

Отношения с Византией у русичей зародились со времен военно-торговых походов «из варяг в греки». Эта могущественная держава оказала большое влияние на политику, экономику и культуру Киевской Руси. Первый мирный договор о торговле был заключен в 911 году князем Олегом. В 959 году княгиня Ольга положит начало отношениям с духовенством Византии. Она первой из великокняжеского рода приняла христианство. Заинтересованная в расширении сферы влияния византийская церковь укрепляет отношения с Русью.

После официального объявления киевским князем Владимиром христианства государственной религией в 988 году, отношения с Византией укрепились. В 1037 году Ярослав Мудрый разрешил создание митрополии, подчиненной Константинополю. Мирные отношения сказались положительно на торговле между двумя странами. В обмен на меха, мед, воск, лен Русь покупала изделия из серебра и золота, ткани, краски, оружие, пряности. Взаимовыгодная торговля была приостановлена после военного похода русской дружины на Константинополь в 1043 году. Конфликт закончился благодаря браку князя Всеволода с родственницей императора Константина Мономаха.

Киевская Русь и страны Европы

Отношения с западными соседями активизировались после принятия на Руси христианства. Европейские государи начали относиться к киевским князьям с большим уважением. Одним из способов для укрепления международных связей стали династические браки. Так дочери Ярослава Мудрого стали женами европейских королей: Елизавета — короля Норвегии, Анастасия — Венгрии, Анна — Франции. Сын Ярослава, Изяслав, был женат на польской королевне Гертруде, Святослав — на немецкой принцессе Оде Трирской. Дочь Всеволода Ярославича Евпраксия стала супругой Генриха IV и была заметной фигурой при дворе германского императора. Эта практика продолжалась и при Владимире Мономахе. Количество заключенных политических браков подтверждают влиятельное положение киевских князей, с которыми соглашались породниться европейские правители.

Из ближних соседей наиболее тесные и дружественные отношения у Руси сложились с Болгарией. Еще до принятия христианства русские торговые караваны проходили по болгарской территории. А после крещения Руси из Болгарии ко двору киевского князя отправлялись православные монахи.

С другой славянской страной – Польшей, отношения были более сложные. Большую роль в этом снова сыграла религия – Польша выбрала католицизм. Регулярные военные конфликты с Польшей в Х-ХI веках, тем не менее, не прервали торговых отношений. Особенно бурно шло общение купцов на южных окраинах Руси.

Торговые связи с европейскими купцами давали возможность привозить в Киев украшения из золота и серебра, предметы церковной утвари, коней, ткани, драгоценные камни. Киевские купцы торговали кожами, оружием, скотом, мехом, льняными тканями. Высоко ценились русские кольчуги.

Киевская Русь и Хазарский каганат в IX – начале XII веков

Хазарский каганат располагался на юго-восточных границах Киевской Руси. К IX веку кочевая держава контролировала территории Нижней Волги и Нижнего Дона, степи между Азовским и Каспийским морями, Северное Причерноморье. Завоевательные походы на Киевскую Русь с конца IX по начало Х века были успешны. Захваченные территории должны были платить дань каганату деньгами, пушниной, людьми.

К началу Х века внутренние конфликты ослабили хазар. В это же время возросло могущество Руси. Но только в 965 г. войска киевского князя Святослава Игоревича сумели разбить хазарские войска, захватить и разграбить столицу Хазарии – Итиль, разрушить главные сторожевые крепости. С этого момента Хазарский каганат перестал быть опасным соседом, а в скорее прекратил свое существование. На территориях Приазовья, в бассейнах Волги и Дона в конце Х века появляются новые славянские поселения, закладывается русское Тмутараканское княжество. Киевская Русь получает выход к Черному и Азовскому морям.

Киевская Русь и кочевники в IX – начале XII вв.

В X – XI веках вокруг территории только что сформировавшегося и еще неокрепшего русского государства, постоянно обитали кочевые племена. Племена эти промышляли воровством и разбоями, поэтому при каждом удобном случае кочевники не брезговали поживиться русскими богатствами. Немало горя русскому народу принесли племена печенегов и половцев.

Древнерусское государство в борьбе с печенегами

Печенеги жили по берегам нижнего Днепра. Их молниеносные набеги на русскую землю заканчивались разорением поселений и массовыми убийствами жителей. Для защиты от внезапных нападений князь Олег начал строить цепь оборонительных сооружений для защиты Киева: сторожевые вышки, заградительные валы, города-крепости.

Тем не менее, в 969 году печенеги сумели осадили Киев. Князя Святослава в столице не было и руководила обороной княгиня Ольга. Ей удалось удержать город до прихода княжеской дружины. Святослав одержал победу над войском печенегов и освободил город от осады. Спустя три года Святослав погиб в бою против печенегов. Его сын, князь Владимир организовал против печенежских племен несколько крупных походов. А для охраны границ по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сулл, заложил пограничные города.

Прекратить печенежские набеги полностью удалось только Ярославу Мудрому. В 1036 он разбил отряды печенегов под Киевом. В честь этой победы повелел возвести в Киеве Софийский Собор. К XIV веку печенеги прекратили существование как единый народ.

Киевская Русь в борьбе с половецкими племенами

После избавления от печенегов в середине XI века Киевская Русь столкнулась с новым противником – половцами. Эти тюркоязычные племена заняли Северный Кавказ, часть Крыма и степи на южных границах Руси. Первое русско-половецкое сражение произошло в 1055 году. В конце XI века половцам удалось продвинуться вглубь страны. Начавшиеся в это время княжеские раздоры позволили кочевникам вплотную подойти к Киеву. Перед лицом большой опасности князья сумели договориться и организовали общий поход против половцев под предводительством Владимира Всеволодовича Мономаха. Объединенной русской дружине удалось освободить захваченные русские города и в 1111 году взять главное поселение одного из половецких племен – Шурукань. После этого поражения набеги половцев на Русь стали случаться реже, но происходили столкновения вплоть до конца XII века.

Читайте также:  Сравнительный анализ социального страхования различных зарубежных стран

Войны с кочевниками подтачивали могущество Киевской Руси. Но при этом, присутствие этого врага сдерживала внутренние конфликты между княжествами, поддерживало единство государства.

Киевская Русь в начале своего государственного становления стала привлекательным политическим союзником, выгодным торговым партнером, серьезным военным противником.

Источник

Статья «Соседи Древней Руси в IX-XIIвеках.»
статья по истории (10 класс) на тему

Статья содержит описание взаимоотношений Руси с Византией, Западной Европой, Хазарией, Волжской Булгарией

Скачать:

Вложение Размер
Статья «Соседи Древней Руси» 26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Соседи Древней Руси в IX – XII веках : Византия, Славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен , кривичей , полян , охватив затем древлян , дреговичей , полочан , радимичей , северян . В период расцвета (908 – 1132г) Древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Европы. Новое политическое образование достаточно сложно находило себе место в международных отношениях, но достаточно быстро втянулось в них. Политическое влияние росло по мере укрепления экономической и военной мощи, за счет вступления в круг христианских государств. В процессе становления государства немаловажную роль сыграли соседи.
Рассмотрим:

  1. Географическое положение соседних с Древнерусским государством стран;
  2. Направление отношений между Киевской Русью и государствами, граничащими с ней;
  3. Политические и социально – экономические отношения Древнерусского государства, сложившиеся с соседними странами.

Южное и Юго – Восточное направление

С южной и юго – восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами – хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами. Также на юге находилась Византия, которая сыграла огромнейшую роль в становлении и развитии Руси. Русско-византийские отношения IX — XI вв. — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Договор предусматривал льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь (по-русски — Царьград). Менее удачным был поход Игоря. Русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии. Флот Игоря был разгромлен флотом паракимомена патрикия Феофана. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав (964 — 965), разгромив главные города каганата и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство — первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Достаточно много известий сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского Эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли.

В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский Эмират — в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали.

Результатом похода 985 г. стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена. Стороны решили, что «тогда не будет межю нами мира, когда камень начнет пла-вати, а хмель почнет тонути». Тем не менее, как только что мы видели, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

Под 986 и 987 гг. летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера , которую предлагали булгары, Владимиру не понравилась, и он принял христианство.

Из XI в. дошли всего три летописных сообщения о булгаро-русских взаимоотношениях. Два из них, относящиеся к 1006 и 1024 гг., говорят о заключении торгового договора между Русью и Волжской Булгарией и доставке пшеницы голодающим суздальцам. В 1088 г. булгары взяли Муром, потому что в те времена были на Волге и Оке разбои и русские «многих болгар торгующих пограбили и побили».

Целую серию военных походов отмечают летописи в XII в. Так, в 1107 г. пришли булгары «ратью на Суздаль и объступиша град и много зла сътвориша». Через 13 лет поход предпринял Юрий Долгорукий, который «ходи на болгары и взя полон мног и полк их победи». Летописное сообщение 1152 г. связано с походом булгар, нападавших на Ярославль. Четыре военных похода совершил в 60-80-х гг. XII столетия Андрей Боголюбский, в том числе дважды на Биляр, на Булгар и другие города, на «села многы».

В начале XIII в. продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях. В 1205 г. состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 г. булгары совершают ответный поход на Устюг. Под 1220 г. отмечен последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен. В те же годы булгары предпринимают ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1224 г.

В 1228 г. был продлен еще на шесть лет мирный договор между Булгарией и Владимиро-Суздальским княжеством. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.

Таким образом, Булгарский Эмират установила равноправные торговые контакты, поддерживала дипломатические отношения со многими ближними и дальними странами. Высокий экономический потенциал государства и должный уровень организации военного дела позволяли противостоять попыткам соседей утвердиться на волжско-камских торговых путях, проводить активную внешнюю политику, в которой использовались не только дипломатические средства.

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915 г. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит.

Однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное политическое значение. Всего за несколько лет до того германскому императору Отгону II не удалось жениться на византийской принцессе Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

Как уже говорилось ранее, постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава (уехал в Новгород), печенеги осадили Киев. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники — половцы.

Половцы (иначе — кипчаки или куманы) — тоже тюркская народность — еще в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана. В середине X в. половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или (в арабских источниках) Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Русьскую землю воевать». Вторая половина XI — XII в. — время борьбы Руси с половецкой опасностью.

Одновременно с Византией, Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Связи Древнерусского государства с другими странами, в частности со странами Западной Европы, были менее интенсивными и всесторонними, чем с Востоком. И, тем не менее, разнообразные контакты между Древней Русью и Западной Европой свидетельствуют о несомненном культурном взаимодействии между этими регионами.

Поскольку Русь в домонгольский период не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, это взаимодействие было вполне равноправным. Стабилизации этого взаимодействия способствовала принадлежность обоих регионов к христианскому миру, причем православная церковь не препятствовала в домонгольский период этому культурному общению.

Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава — Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь — Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь — Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого — Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава — Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав — на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII – начале XIII вв. Связи с Западом выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками.

Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения. Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.

На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.

Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад, много русских изделий обнаружено в Скандинавских странах, в частности, на Готланде, достигали они и Западной Европы.

С середины XI в. на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI – XIII вв. не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию – близких соседей Древнерусского государства.

Однако это культурное взаимодействие не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной кубической конструкции храмов.

Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

И, тем не менее, русские камнерезчики предпочитали изображать светские сюжеты или жизнерадостные мотивы «мировой гармонии», а не мрачные устрашающие картины «страшного суда», адских мучений и жестоких пыток святых, которые преобладали в каменных рельефах западноевропейских романских соборов.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. В западноевропейской литературе нашли отражение сведения о далекой Руси и русских (в песне о Роланде, в песне о Нибелунгах, не говоря уже о скандинавских сагах). Фольклорные мотивы, связанные с образом Ильи Муромца, вошли в немецкую поэму «Ортнит», одним из главных героев которой является король «Илья русский».

Литературные взаимосвязи прослеживаются в западных хрониках и русских летописях. Так, существует известная параллель между легендой Начальной летописи о «призвании варягов» на Русь и англо-саксонской легендой о призвании англосаксов в Британию.

Культурное взаимодействие между Русью и Западом осуществлялось также через паломников и путешественников, поддерживалась связь и по линии церковных отношений. До раздела церквей в 1054 г. церковные отношения были достаточно прочными.

Общая принадлежность к христианству объединяла и противопоставляла христиан всем инаковерующим – язычникам, мусульманам. Внутрихристианские различия еще не были резко выражены, на Руси принимались без особой враждебности католические посольства от папы или германского императора.

В Киеве, Смоленске, Переяславле действовали католические церкви. В молитве «Святой Троицы», которая использовалась на Руси, звучат имена святых Аль-бапа и Ботульфа, которых почитали только в Англии.

Их имена, видимо, занесли на Русь приезжавшие туда англичане. В Новгороде, где было несколько иноземных «варяжских», т. е. католических, церквей, они посещались новгородцами, которые иногда даже крестили там своих детей.

Однако после 1054 г. начались попытки папства «обратить» Русь в католическую веру. Особенно после разгрома Константинополя западными крестоносцами, а также после организации папством в 40-х гг. XIII в. «крестовых походов» на Русь отношения с католической церковью ухудшились.

Это повлияло и на культурные отношения с Западом. Культурное взаимодействие Руси с Западом стало более ограниченным, чем с Византией, но все-таки оставило определенный след в русской культуре

Культурное влияние Запада было переработано местными русскими традициями и позднее оказалось органически включенным в самобытную культуру Древней Руси.

Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. Значительное влияние на становление государства оказали Западноевропейские государства – соседи, но важнейшую роль в истории Руси на тот период сыграла Византийская империя.

Источник

Adblock
detector