Меню

Этапы развития стран после второй мировой войны

Основные этапы развития западных стран после второй мировой войны

Первый период (1946- конец 50-х годов): послевоенное восстановление. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х годов): государства «всеобщего благоденствия Третий этап (70-е годы): структурный экономический кризис Четвертый этап (80-е годы): жесткая социальная и экономическая политика, рейганомика и тетчеризм.

После второй мировой войны произошли серьезные изменения в партийно-политической системе многих стран Запада, особенно тех из них, которые ранее находились под гнетом фашизма или подвергались фашистской оккупации. Численность коммунистических партий и их избирателей значительно увеличилась. Если в 1939г. в капиталистическом мире насчитывалось 1 млн. 750 тыс. коммунистов, то в 1946г. их численность достигла 3,7 млн.человек. Самой многочисленной компартией капиталистического мира стала Итальянская компартия. В 1945г. в ней состояло свыше 1,7 млн. человек. Никогда раньше коммунисты не пользовались таким авторитетом и влиянием. Значительным влиянием продолжали пользоваться социалисты и социал-демократы. После второй мировой войны в программы многих социалистических и социал-демократических партий наряду с идеалами социализма были включены требования уничтожения остатков фашизма, демократизации политической жизни, национализации банков и промышленности, улучшения системы социального страхования и повышения жизненного уровня трудящихся. Социал-демократы считали, что социальные преобразования можно осуществить без революции, путем реформ, поэтому их называли социал-реформистами. Во всех странах западной Европы, за исключением Италии и Франции, социал-реформистские партии были многочисленнее, чем коммунистические. Самой крупной из партий социал-демократического типа по-прежнему являлась Лейбористская партия Великобритании, насчитывавшая свыше 3 млн. человек и собравшая на выборах 1945г. голоса 12 млн. избирателей. В первые послевоенные годы в трех крупнейших капиталистических гос-вах – Франции, Италии, Японии – были разработаны новые конституции. Французская конституция 1946г. восстановила политические свободы, ликвидированные во время войны. Итальянская конституция 1947г. зафиксировала факт упразднения монархии и провозгласила республику. Согласно японской конституции 1947г., монархия сохранялась, но император лишался реальной власти и рассматривался только как «символ гос-ва и единства народа». Во всех этих конституциях наряду с политическими свободами были записаны и социальные права: право на труд, на отдых, на социальное обеспечение и образование. В 1949г. была принята конституция ФРГ, провозгласившая ее «демократическим и социальным федеративным гос-вом», но не уточняла характер общественного строя. Конституция содержала все основные политические свободы с оговоркой, что они не должны использоваться для борьбы против основ свободного демократического порядка или конституционного строя. Также было записано, что ее действие будет распространено на другие части Германии по их присоединению к ФРГ. Установление демократических порядков и конституционное закрепление политических и социальных прав граждан создавало благоприятные условия для развития общества, для борьбы за мир и социальный прогресс. В послевоенный период вмешательство гос-ва в экономику и социальные отношения, которое в довоенный период носило чрезвычайный характер и осуществлялось главным образом в периоды кризисов и войн, стало постоянным элементом функционирования капиталистического воспроизводства. Степень и формы гос-венного регулирования в разных странах были различными. В некоторых странах Западной Европы после войны провели частичную национализацию промышленности и банков. Наибольший размах она приобрела во Франции, Англии и Австрии. Национализации банков и промышленности в этих странах добивались левые силы, стремившиеся таким образом открыть путь социальному прогрессу. В то же время за национализацию выступали и некоторые круги буржуазии, считавшие, что гос-венное руководство экономикой может избавить их страны от экономических кризисов и социальных потрясений. В конечном итоге частичная национализация, проведенная в ряде стран З.Европы, привела к расширению гос-венного сектора и созданию «смешанной экономики», сочетающей гос-венную и частную собственность. Благодаря гос-венному стимулированию экономики, крупным гос-венным и частным инвестициям, стремительно развивавшейся научно-технической революции экономическое развитие США, стран З.Европы и Японии значительно ускорилось. Их экономика вступила в повышательную фазу «длинных волн» или «больших циклов Кондратьева», которые действуют длительное время и определяются качественными изменениями в хоз-венной жизни. К сер. 50-х гг.объем промышленного производства в этих странах увеличился на 60-70% по сравнению с довоенным. Объем с/х на 20-30% превзошел довоенный уровень. Научные открытия и изобретения дали мощный импульс развитию промышленности, появились новые отрасли(атомная и ракетная промышленность). Были преобразованы многие другие отрасли промышленности, в том числе автомобильная, авиационная, радиотехническая, химическая, медикаментов и т.д. Доля З.Европы и Японии в мировой экономике возросла, однако США сохранили свое превосходство. После второй мировой войны значительно расширилось гос-венное регулирование социальных отношений. Гос-во стало играть решающую роль в развитии науки, образования и здравоохранения, в строительстве школ, больниц и т.д. Одним из основных процессов развития З.Европы в послевоенное время было стремление к ее экономической, политической и военной интеграции. Предпосылки европейской интеграции коренились в постоянно растущей интернационализации производства и обмена, в создании крупных международных компаний и хоз-венных комплексов, деятельность которых выходила за пределы одной страны. Немалую роль играли антисоветские и антикоммунистические настроения правящих кругов капиталистических стран, которые считали, что мощный экономический и военно-политический блок западноевропейских стран даст возможность более успешно бороться против СССР и в то же время ослабит зависимость З.Европы от США. Часть сторонников интеграции выступала за создание «Соединенных Штатов Европы»,т.е за объединение всех европейских гос-ств в единую федерацию или «сверхгосударство», управляемое наднациональным, европейским правительством. Другая часть не хотела отказываться от национального суверенитета и национальных гос-ств. Объединение Европы они мыслили в виде конфедерации – экономического и политического объединения западноевропейских стран, сохраняющих свои правительства, органы власти и вооруженные силы. Первым шагом к экономической интеграции стран З.Европы стал план Шумана, предложенный французским министром иностр.дел Р.Шуманом 9 мая 1950г. Согласно плану, Франция и ФРГ вместе с другими западноевропейскими странами должны были поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа и взаимно ликвидировать таможенные пошлины на эти товары. Этот план был принят 6 гос-вами: Францией, ФРГ, Италией и Бенилюкс(таможенное объединение Бельгии, Голландии и Люксембурга). В 1951г. они подписали соглашение о создании Европейского Объединения Угля и Стали(ЕОУС). Таможенные пошлины на уголь и сталь в торговле между членами ЕОУС отменялись. Постепенно страны ЕОУС расширяли экономические связи друг с другом и взаимно снижали таможенные пошлины на новые товары. В мае 1957г. в Риме они заключили договор о создании Европейского экономического сообщества(ЕЭС). В соответствии с римским договором члены ЕЭС обязались проводить общую экономическую и социальную политику, ввести единые цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, постепенно ликвидировать таможенные тарифы в торговле с остальными странами. Конечной целью(намеченной к осуществлению в 1992г.) объявлялось свободное обращение товаров, капиталов и рабочей силы между всеми странами ЕЭС. Одновременно с ЕЭС было основано Европейское сообщество по атомной энергии(Евратом), объединившее добычу радиоактивного сырья, атомную промышленность и научные изыскания в 6 странах ЕЭС. ЕОУС,ЕЭС и Евратом составили 3 первых, связанных друг с другом, европейских сообщества. Наряду с экономической интеграцией начался процесс военно-политической интеграции стран З.Европы. В мае 1949г. по инициативе Черчилля возник первый постоянный общеевропейский консультативный орган – Европейский Совет, разместившийся в Страсбурге. Решения Европейского Совета носили рекомендательный характер, но его деятельность постепенно приобрела немаловажное идейно-политическое и пропагандистское значение. Гос-венные деятели ряда стран стремились к более полной политической и военной интеграции, предполагавшей перевооружение З.Германии и включение ее вооруженных сил в состав единой европейской армии. Инициативу взял на себя премьер-министр Франции Рене Плевен. 27 мая 1952г. Франция, ФРГ , Италия и страны Бенилюкса подписали договор, учреждавший Европейское оборонительное сообщество и европейскую армию. Согласно договору, ЕОС должно было действовать в рамках НАТО и в тесном сотрудничестве с ней. Договор о создании ЕОС вызвал энергичные протесты со стороны различных политических сил: от коммунистов до правых националистов, не желавших согласиться с перевооружением ФРГ. Особенно активно эти силы выступили во Франции. Под их влиянием французский парламент 30 августа 1954г. отказался ратифицировать договор о ЕОС. После провала договора о ЕОС сторонники военно-политической интеграции З.Европы выдвинули новый план, который имел целью включение ФРГ и Италии в Западный союз(членами уже являлись Англия, Франция, страны Бенилюкса), перевооружение ФРГ и ее вступление в НАТО. Советское правительство заявило, что этот план противоречит как решениям Постдамской конференции, так и остававшимся в силе англо-советскому и франко-советскому договорам о союзе и взаимопомощи. Оно предупредило, что в случае нарушения договоров, СССР от них откажется. Однако предупреждения советского правительства не дали результатов. 23 октября 1954г. Англия, Франция, ФРГ, Италия и др. страны Североатлантического пакта подписали в Париже соглашения, согласно которым Италия и ФРГ принимались в Западный союз и в Североатлантический пакт. После заключения данных соглашений, Советский союз аннулировал англо-советский и франко-советский договоры.

Читайте также:  Страны с архитектурой барокко

Источник

§ 1. Основные тенденции развития стран мира после Второй мировой войны

1. Выделите основные периоды в международных отношениях во второй половине ХХ века. Дайте краткую характеристику каждого из них. Данные оформите в виде таблицы.

Начало «холодной войны» Разрядка международной напряжённости Поворот от разрядки к конфронтации Конец враждебного противостояния Распад социалистического лагеря Углубление интеграции и процессы дезинтеграции
Раскол мира на враждующие системы — социалистическую и капиталистическую. Противостояние и конфликты между ними. СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Рухнула мировая система колониализма, возросла роль стран Азии и Африки на международной арене. Размещение в странах-членах ОВД новых советских ракет средней дальности, направление военной помощи странам «третьего мира» СССР. Начало перестройки в СССР. Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР, конец конфронтации между Востоком и Западом, между СССР и США, окончилась длительная «холодная война». Углубление экономической интеграции в Западной Европе и Северной Америке, развитие интеграционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке, дезинтеграция, происходящая в странах Восточной Европы и в СССР.

2. Охарактеризуйте международные отношения в годы «холодной войны». Какие противостоящие военно-политические блоки сложились в этот период? Какую роль в развитии международных отношений сыграл Карибский кризис?

В годы «холодной войны» сложились два военно-политических блока: в 1949 г. Организация Североатлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД). В 1962 г. (Карибский кризис) возникла угроза мировой ядерной войны. На повестку дня международной политики был поставлен вопрос о предотвращении угрозы ядерной войны.

3. Почему периоды напряжённости в международных отношениях сменялись периодами разрядки? Каковы достижения периода разрядки международной напряжённости? Какие события конца 1970-х — начала 1980-х гг. привели к новой конфронтации между СССР и США?

В 1970-е гг. СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Договоры декларировали недопустимость ядерной войны, ограничивали развитие систем противоракетной обороны, стратегических вооружений, устанавливали для обеих сторон максимально допустимое количество носителей ядерного оружия. Было проведено Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Его результатом стало подписание в 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания. Страны Европы, США и Канада давали взаимные обязательства уважать целостность существующих границ государств, их суверенитет, права человека, принимать меры по укреплению международной безопасности.

Читайте также:  Оон порядок вступления стран

К новой конфронтации между СССР и США привела жёсткость политического курса руководства СССР. Она выразилась в форсированном развитии военных программ, в размещении в странах-членах ОВД новых советских ракет средней дальности, в направлении военной помощи ряду стран «третьего мира». СССР ввел войска в Афганистан в декабре 1979 г. и объявил в декабре 1981 г. военное положение в Польше.

4. Почему в конце 1980-х — начале 1990-х гг. стали возможны демократические революции в странах Восточной Европы? Определите значение распада СССР и социалистического лагеря в развитии взаимоотношений Запада и Востока.

Условия для демократических революций в странах Восточной Европы в конце 1980-х — начале 1990-х гг. создало новое отношение руководства СССР к соседям как к равным партнёрам — отказ от политики «ограниченного суверенитета». После распада СССР и социалистического лагеря пришёл конец конфронтации между Востоком и Западом, окончилась длительная и изнурительная «холодная война».

5. Как проявляются интеграционные и дезинтеграционные процессы в различных регионах мира? Приведите примеры. Почему интеграцию и дезинтеграцию можно рассматривать как две стороны единого процесса?

Процессы интеграции можно наблюдать в различных регионах мира: в Северной и Центральной Америке, в Азии. Величайшей степени развития она достигнута в рамках ЕС.

Дезинтеграция – распад Югославии, Чехословакии.

Интеграция и дезинтеграция — две стороны единого процесса. Дезинтеграция, происходящая в странах Восточной Европы и в СССР, создавала условия для нового этапа в развитии глобальных процессов интернационализации экономических и иных межгосударственных связей.

6. Почему после распада системы колониализма возросла роль стран Азии и Африки?

Потому что после распада системы колониализма новые независимые государства начали строить отношения на международной арене, каждый враждующий блок хотел иметь на них влияние.

Читайте также:  Краткое описание стран востока

Источник

Adblock
detector