Меню

Эссе по административному праву зарубежных стран

Административное право зарубежных стран

Особенности административного права и его источников в Америке. Органы контроля за законностью в государственном управлении Италии. Высшие и центральные органы публичной администрации Японии. Центральные органы публичной администрации Германии и Египта.

Рубрика Государство и право
Вид курс лекций
Язык русский
Дата добавления 17.05.2015
Размер файла 1,4 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Административное право Швеции как правовая отрасль и наука. Объекты и субъекты административно–правовых отношений правового регулирования административного права Швеции. Особенности местного самоуправления, черты и система публичной администрации.

курсовая работа [47,8 K], добавлен 12.03.2010

Государственное управление в Италии в ХХ в. Высшие органы законодательной власти Италии. Высшие органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления. Судебная система Италии. Государственная служба.

реферат [32,0 K], добавлен 07.10.2002

Петровская рационализация государственного управления. Сенат, приказы и коллегии, полиция и органы контроля. Реформирование армии и местного управления, финансовой и судебной сфер. Правовое положение сословий. Центральные государственные учреждения.

дипломная работа [111,1 K], добавлен 19.08.2011

Общественные организации и религиозные объединения. Молодежные и детские объединения. Центральные исполнительные органы. Местные исполнительные органы. Организации как субъекты административного права. Административные взыскания и их основные виды.

реферат [36,2 K], добавлен 26.11.2008

Общая характеристика юридической системы Латвии: уголовное и гражданское право, судебная система и органы контроля. Центральные и местные органы власти государства: сейм, президент, правительство. Характеристика политической и партийной системы страны.

контрольная работа [39,4 K], добавлен 23.04.2012

Источник

Административное право зарубежных стран

Козырин А.Н. Административное право зарубежных стран. 1996.

Компаративное изучение административного права имеет не только теоретико-познавательное, но и ярко выраженное прикладное значение.

Реформирование государственного аппарата и системы государственного управления, начавшееся в нашей стране со второй половины 80-х годов, придало особую актуальность проблеме заимствования, зарубежного опыта. Очевидно, речь не идет о необходимости чисто механического использования иностранных моделей государственного управления. В вопросе о заимствованиях позитивных наработок зарубежного административного права должны соблюдаться взвешенность, а также учитываться совместимость рецепируемых норм и реалий российской правовой системы.

Изучение административного права зарубежных стран, помимо прочего, позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений в государствах, поддерживающих и расширяющих торгово-экономические и иные контакты с Россией. Это делает представляемую книгу интересной и полезной не только для юристов, но и для экономистов, политологов и специалистов по управлению,

Административное право — сравнительно молодая отрасль права. Оно появляется в западноевропейских странах в эпоху промышленных революций. Для его возникновения в качестве самостоятельной отрасли права было необходимо, чтобы управленческая деятельность подверглась действию специфических, административно-правовых норм. До появления административного права управление регулировалось общеправовыми нормами, действовавшими и в отношении всех остальных субъектов права.

Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности, а также особенности исторической эволюции отдельных стран.

Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала Доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.

Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют прежде всего организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

В англосаксонских странах административное право развилось в самостоятельную отрасль позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего право (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.

В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административное право Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически, все аспекты отношений частных лиц и административных органов.

Эти и другие отличительные особенности континентального и англосаксонского административного права прослеживаются в соответствующих главах настоящего учебного пособия.

Выдерживая принцип репрезентативности, авторский коллектив учебного пособия счел необходимым познакомить читателей с особенностями административного законодательства Востока (Япония, Египет). Характеристику социалистического административного права можно найти в главе» посвященной Китаю. На примере Болгарии рассматривается становление современного административного права стран Восточной Европы.

Источник

Сущность административного права в зарубежных странах.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Теория права и природоресурсное право»

Специальность 031003.65 «Судебная экспертиза»

Студента 2 курса очной формы обучения

ЖУРАВЛЕВА Дениса Вячеславовича

Тема: «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Руководитель курсовой работы

кандидат юридических наук, доцент

Защищена «____» июня 2015 г. с оценкой_________________________

Глава 1. Сущность административного права в зарубежных странах..…6

§ 1. Возникновение административного права………………………………….6

§ 2. Понятие и характерные черты административного права в зарубежных государствах………………………..……………………………………………..10

Глава 2. Административное право стран Запада…..………………………14

§ 1. Административное право США……………………………………………14

§ 2. Административное право стран Европейского Союза……………………17

Глава 3. Административное право стран Востока…….…………………..25

§ 1. Административное право Китая……………………………………………25

§ 2. Административное право Японии…………………………………………26

Список используемой литературы…………………………………………..29

Административное право является базовой и одной из важнейших правовых отраслей наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что административное право зарубежных стран тесно связано с регулированием административной, управленческой деятельности государства и позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений, от которых, в свою очередь, зависит проведение в государствах политических, экономических, правовых, социальных и организационных реформ.

Задачами данной работы является исследование актуальных проблем современных правовых систем зарубежных государств на примере одной из важнейших правовых отраслей – административного права.

Объектами изучения административного права зарубежных стран являются:

— административная деятельность государства,

— общественные отношения в сфере государственного управления,

— функционирование деятельности органов исполнительной власти.

Предмет исследования административного права зарубежных стран рассматривается как совокупность административно-правовых норм, принципов и институтов, которые регламентируют управленческую деятельность, т.е. регулируют вопросы, связанные с деятельностью публичной администрации в отдельных сферах управления – административно-политической, хозяйственно-экономической или социально-культурной.

Государственная управленческая деятельность появилась одновременно с возникновением публичной власти, поэтому даже на самых ранних этапах развития государственности принимались правовые нормы, регулировавшие отдельные вопросы управленческой деятельности.

Возникновение административного права зарубежных стран связано с принципиально иным подходом: с признанием верховенства прав человека и гражданина, с идеями правового государства. Вся деятельность государства подчинена интересам общества.

Поскольку административное право в современных зарубежных странах – разветвлённая отрасль правовой системы, то административно-правовая наука многих государств сформировала устойчивое представление об основных её институтах: принципе разделения властей, роли и месте органов исполнительной власти, государственном управлении, государственной службе, публичной администрации и другое.

Огромное значение имеют цели, достижению которых служит административное право. Основными являются следующие:

· Управленческое воздействие органов исполнительной власти, государственного управления на те или иные объекты и процессы в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах;

· Создание системы и структуры федеральных и иных органов исполнительной власти, устанавливая сферу их деятельности, задачи, функции, полномочия, права, внутреннюю организацию, а также имея ввиду повышение их эффективности;

· Рамки правовых стандартов, внутри которых должно осуществляться управление государством и обществом;

· Оптимальный уровень управления государством и обществом с использованием административно-правовых институтов, например государственной службы, административной ответственности;

· Законное и справедливое обращение с гражданами, создание необходимых условий для реализации прав, свобод и законных интересов личности в управлении, создания условий для правомерного поведения.

Административному праву отводится существенная роль в обеспечении национальной безопасности страны и общественного порядка, в регламентации деятельности органов исполнительной власти в этой жизненно важной сфере. Также весьма значительна роль административного права в борьбе с административными правонарушениями.

Глава 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

§ 1. Возникновение административного права

Административное право в современной его модели является отраслью, которая существует во всех развитых государствах и связана с осуществлением правопорядка, имеет направленность в основном на регулирование деятельности публичной администрации и обеспечение защиты субъективных прав граждан от произвола административной власти.

В отношении истории возникновения административного права как отрасли права существуют разные точки зрения, многие из которых являются дискуссионными. Не вдаваясь в структуризацию, приведём лишь три основные из них в области исследования отечественными авторами.

Первая точка зрения связана с публикациями К.С. Бельского, считающего, что административное право в своём эволюционном развитии проходит две фазы: сначала, в XVIII-XIX веках, оно выступает как полицейское право, затем, на рубеже XIX-XX веков – как административное, включающее в свой состав полицейское право.

Полицейское право, по мнению К.С. Бельского, на первом этапе регулировало как охранительные, так и некоторые управленческие общественные отношения, которые в то время было трудно отделить друг от друга. Однако во второй половине XIX века от государственного права в сторону полицейского отпочковались такие разделы, как “органы исполнительной власти”, “государственная служба”, “административная юстиция”, что, безусловно, расширяло понятие государственного управления и служило основой для формирования административного права. С другой стороны, понятие “полиция” постепенно трансформировалось, сужалось, становилось частью понятия “управление”, обозначая особую разновидность, а полицейское право приобретало статус подотрасли административного права, нормы которой регулировали правоохранительную деятельность исполнительной власти[1]. Таким образом, К.С. Бельский видит в полицейском праве европейских стран “сужение” административного права.

Читайте также:  Передвижение людей по стране

Вторая точка зрения связана с исследованиями В.Ф. Дерюжинского, который указывал, что термин “полиция” имеет греческое происхождение (politeia – городское, государственное устройство). В первоначальном смысле термин перешёл в латинский язык под формой politia и в таком значении употреблялся средневековыми писателями. Но с конца XIV века его начали употреблять сначала во Франции, а затем и в Германии в несколько ином смысле: под французским термином police, policite, и немецким polizei стали мало-помалу разуметь совокупность различных элементов общественного порядка, общественное благополучие, а также правительственную деятельность, направленную на его обеспечение. Термин охватывал всю совокупность дел светского управления – pes politicae в отличие от pes ecclesiasticae – дел церковных. Сначала термин “полиция” в широком смысле вошёл в употребление в официальном языке законодательства и администрации, а затем проник и в научную литературу, представители которой применили его и к характеристике направления, в течение долгого времени господствовавшего в истории различных государств[2].

Таким образом, В.Ф. Дерюжинский в отличие от К.С. Бельского рассматривал категории “полицейское право” и “административное право” как идентичные.

Третья точка зрения основывается на работах М.А. Штатиной, полагающей, что для полицейского права были характерны закрепление прав государства и установление обязательных предписаний для граждан. Возникновение административного права связано с принципиально иным подходом – с признанием верховенства прав человека и гражданина, с идеями правового государства, с либеральными представлениями о целесообразности минимального государства в роли “ночного сторожа”3.

Таким образом, если полицейское право в соответствии с европейской юридической доктриной – право администрации, то административное право – прежде всего право защиты гражданина от произвола администрации, что подтверждается историей возникновения системы административного права во Франции, которую обычно связывают с возникновением особых административных судов. Накануне буржуазных революций XVIII века королевские парламенты, в тот период осуществлявшие функции высших судов, оказали сопротивление реформам, следствием чего стал запрет после революций на вмешательство со стороны судов общей юрисдикции в дела администрации и лишение их правомочия привлечения к суду государственных чиновников, что в конечном итоге вылилось в формирование концепции самостоятельности администрации и учреждение специальной судебной системы для контроля за её деятельностью. Правовые идеи и законодательный опыт Франции в этом вопросе оказали большое влияние на другие государства Европы, которые стали также формировать административное право.

Как отмечает М.А. Штатина, в конце XIX века необходимость создания административного права была обоснована и в США. В тот период процессы монополизации экономики в этой стране проходили более быстрыми темпами, чем в любой другой стране мира, что требовало принципиально новых методов и создания управленческих органов, выходящих за рамки традиционных представлений об исполнительной власти. В 1887 году Закон о междуштатной торговле учредил первое независимое агенство – Комиссию по междуштатной торговле. В отличие от федеральных департаментов Комиссия была наделена не только исполнительными, но и нормотворческими и квазисудебными полномочиями. Это противоречило конституционным предписаниям жесткого разделения властей, поэтому регулирование независимых агенств не могло быть отнесено к сфере конституционного права. Подобные органы получили весьма широкое распространение в США, и было признано, что для контроля за их деятельностью необходимы специальное законодательство и особая правовая отрасль – административное право4.

Развитие административного права чаще связывают с эпохой промышленных революций. Для его возникновения в качестве самостоятельной отрасли права было необходимо, чтобы управленческая деятельность подверглась действию специфических, административно-правовых норм. До появления административного права управление регулировалось общеправовыми нормами, действовавшими и в отношении всех остальных субъектов права5.

Поэтому принято считать, что родиной административного права является Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.

Таким образом, на административном праве отражаются общие тенденции исторического развития государственности отдельно взятой страны, форма правления, организация территории, политический режим.

§ 2. Понятие и характерные черты административного права в зарубежных государствах

Изучение административного права зарубежных стран в юридических вузах направлено на сравнительное исследование управленческого механизма в рамках исполнения текущего законодательства исполнительной властью конкретной страны, реализации правительственных программ, регулирования основных отраслей деятельности государственных органов и государственных служащих.

Административное право – одна из фундаментальных отраслей любого государства. Его появление и развитие до сих пор не имеют чётко выработанной единой концепции в связи с имеющимися разнообразными научными точками зрения, в особенности по отдельным географическим и политическим зонам.

Административное право связано с регулированием административной, управленческой деятельности государства. В каждой зарубежной стране существуют свои определения, цели, задачи, предназначения данной отрасли, что характеризуется спецификой содержания и наполнения административного права. Однако можно выделить общий подход к определению административного права как совокупности правовых норм, регулирующих публичную администрацию (административную деятельность) и контроль над ней.

Исследуя общее и частное в сравнении управленческой деятельности ряда государств мира, можно выделить следующие основополагающие признаки административного права:

· является публичной отраслью права;

· предметом правового регулирования выступает административная деятельность;

· использует императивно-диспозитивные методы;

· фиксирует возможность применения соответствующими субъектами административно-правовых отношений мер государственного принуждения;

· связано с реализацией специфических функций государственного управления: программированием, организацией, координацией и контролем;

· взаимодействует с большим количеством отраслей права: конституционным, гражданским, финансовым, бюджетным, налоговым, трудовым, уголовным, муниципальным и другое;

· способствует стабилизации государственного управления и претворяет в жизнь государственные программы по развитию отдельных направлений в жизнедеятельности общества;

· стимулирует экономический сектор и предпринимательскую деятельность;

· помогает в осуществлении и оказании государственных услуг населению;

· связано с поддержанием правопорядка и общественной безопасности в стране;

· направлено на защиту граждан, в том числе и со стороны публичной администрации, и другое.

Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют, прежде всего, организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

В англосаксонских странах административное право позднее развилось в самостоятельную отрасль. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего права (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивалась административная деятельность и укреплялся аппарат административной власти. Этот процесс сопровождался появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.

В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административистика Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов6.

Административное право зарубежных стран строится на нормах и принципах законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, целесообразности и необходимости, эффективности, правовой стабильности, экономичности, профессиональности.

Определение предмета административного права зависит от принадлежности конкретной страны к определённой правовой системе.

Так, в странах континентальной правовой семьи предмет административного права определён достаточно чётко. В него включаются все вопросы публичного управления: создание, структура, функции, организация деятельности административных органов и учреждений; административные акты; административные процедуры; публичная служба; контроль за административной деятельностью, в том числе организация административных судов и административное судопроизводство.

В странах англосаксонской правовой семьи предмет административного права понимается иначе. В Великобритании наука административного права изучает деятельность исполнительной власти и контроль над ней, при этом главное внимание уделяется формам, методам, средствам судебного контроля над администрацией. В целом административное право Великобритании находится в тесном взаимодействии с конституционным правом и ещё не в полной мере от него отделилось. Страны Содружества, возглавляемого Великобританией, придерживаются соответствующих подходов к административно-правовому регулированию, однако в настоящее время на них оказывают некоторое влияние страны, относящиеся к континентальному праву, например к французскому или германскому толкованию. Возможно, это объясняется развитием европейской интеграции – Европейского Союза – и политической активностью входящих в него государств (по состоянию на сегодня насчитывает 27 стран).

Предмет административного права в США определяется как административное нормотворчество, административная квазисудебная деятельность, контроль над административными учреждениями. Все вопросы, связанные с принципом разделения властей и закреплением в соответствии с ним компетенции высших государственных органов, отнесены к конституционному регулированию и соответственно к предмету конституционного права.

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДА

Франция, Германия и Великобритания представляют три различные европейские традиции административного права. Европейский Союз в настоящее время разрабатывает четвёртый подход, который интересен не только сам по себе, но и как оказывающий значительное влияние на правовые системы Европы. Включение в список США, как единственной не европейской системы, объясняется тем простым фактом, что в области административного права американцы выработали, в высшей степени изощрённый подход, знакомство с которым может помочь новым демократическим режимам при переработке их собственных правовых систем.

Читайте также:  Причины бедности стран африки

§ 1. Административное право США

По форме государственного устройства США – федерация. Государство состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Конституция США принята в 1787 году7. Это одна из старейших и ныне действующих конституций и одна из наиболее жестких по форме внесения поправок. По форме правления США – президентская республика. Высшим органом государственной власти является Конгресс. Он состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Президент США избирается сроком на 4 года путем проведения косвенных выборов (избиратели выбирают выборщиков, а они – президента). Президент является также главой правительства – Кабинета.

Источниками административного права США являются: конституции (федеральная и штатов); законы федерации и штатов; судебные решения; акты административных учреждений.

Особенностью становления административной системы США было самое широкое влияние на неё английских традиций в области организации государственного управления и формирования его европейских основ. В отличие от европейских государств, в США административное право как самостоятельная отрасль сформировалась достаточно поздно, во второй половине 20-го века, и претерпело в своём развитии значительное влияние социологии.

Конституции по отношению к административному праву США содержат главным образом ограничительные положения. Основные законы указывают пределы, которые не должны переступать законодатели – при формулировании ими норм административного права, администрация – в ее деятельности и суды – при осуществлении ими контроля. Следует отметить, что суды сыграли большую роль в создании американского административного права. В США они являются последней инстанцией, решающей все спорные вопросы права. Их толкование конституций, законов и других нормативных актов считается наиболее квалифицированным и авторитетным8.

Американцы склоны рассматривать свое административное право как совокупность юридических норм, призванных защитить частное лицо от произвола бюрократии. Американский учёный Э.Фройд, определял административное право как право, контролирующее администрацию, а не право, созданное администрацией.

В таком понимании, административное право используют для разрешения вопросов, возникших конфликтов между частным лицом и учреждением.

С точки зрения американских юристов, административное право США регулирует полномочия и порядок деятельности административных учреждений, а также контроль судов над администрацией9.

Американцы сосредоточили своё внимание на «внешнем административном праве», то есть на той части отрасли права, которая регулирует взаимоотношения учреждения с частными лицами. Они интересуются «внутренним административным правом», регулирующим внутреннею структуру администрации и взаимоотношения между отдельными её составляющими частями лишь в этой мере, в какой это необходимо для оказания юридической помощи частным лицам. То же самое можно сказать и о гражданской службе, и о местном управлении.

Американскую юриспруденцию интересует в административном процессе не учреждения, а главным образом частное лицо, прежде всего его право на участие в этом процессе и те же возможности, которые предоставляются этому лицу и его адвокату для защиты его интересов. Поэтому вопросы процедуры в административном праве США является доминирующими. Такое административное право следует, скорее, именовать «административно – процессуальным».

Английские и американские юристы, участвовавшие в процессе становления и развития права, руководствовались почти исключительно интересами юридической практики. Отсюда и большое уважение к обычаям, которыми эта практика закреплялась. Подходя к делу практически, они видели перед собой прежде всего клиента, частное лицо, пострадавшее в результате того или иного действия администрации. Эта коллизия между частным лицом и государственным органом до сих пор заслоняет англо-саксонскому юристу все остальное в этой области общественных отношений.

Государственное управление США постоянно реформируется с учетом возникновения новейших потребностей общества. Так, после трагических событий 11 сентября 2001 г. была значительно изменена вся правоохранительная система. Основополагающий принцип защиты прав частных лиц от действий публичного управления через судебную систему продолжает свое дальнейшее развитие в институте административной юстиции США.

§ 2. Административное право стран Европейского Союза

Право в Европейском Союзе – это особый вид законодательства, созданный на основе сочетания принципов, содержащихся в юридических системах стран-участниц, и новых принципов, характерных для правопорядка Сообщества.

На данном этапе развития существует разветвленная и сложная сеть институтов, имеющих полномочия претворить идеи Сообщества в жизнь. Следует выделить следующие: Европейский Парламент; Совет Европейского Союза (или совет министров); Европейский Суд по правам человека, а также такие важные институты, как Суд аудиторов; Европейский Инвестиционный Банк, Социально-экономический комитет; Комитет Регионов и Европейский валютный институт.

Необходимо отметить, что институты Сообщества не просто являются его составляющими административными частями, но именно реально работающими. Настоящий анализ административного права принимает во внимание, что страны, входящие в Сообщество, и их правительства сами по себе являются жизненно важными частями конституционной структуры Сообщества, так сказать, «местными» правительствами в общей схеме.

Существует несколько основополагающих принципов европейского административного права:

· принцип примата и прямого действия права;

· каждый гражданин любой страны-участницы является как гражданином своего государства, так и гражданином Европы. Если гражданин является жертвой акта «плохого управления» со стороны какого-либо института Сообщества, или другого его органа, он может апеллировать к европейскому омбудсману;

· в преамбуле любого мероприятия Сообщества излагается его цель это помогает при следующей интерпретации;

· все административные акты ограничены основными принципами недискриминации по признаку пола, расы, национальности;

· следует отметить, что на европейское административное право также оказал влияние принцип равенства, который имеет чёткие отличия от недискриминации по признаку пола или расы. Это требует, чтобы к похожим ситуациям не подходили с разными мерками, а разные ситуации не трактовали одинаково, за исключением тех случаев, когда такая трактовка объективно оправдана.

· принцип субсидиарности влечёт за собой регулирование на возможно более низком уровне. Одним из его проявлений является предпочтение, где это возможно, национальной нормы норме, установленной Сообществом;

· принцип административного права, знакомый многим системам, – это принцип юридической определённости. В европейском законодательстве он означает, что принимаемые Сообществом меры, влекущие за собой юридические последствия, четко определены;

· меры, принимаемые Сообществом, и национальное законодательство, приводящее их в действие, должно соблюдать принцип пропорциональности. Средства, к которым они прибегают для достижения поставленных целей, должны быть оправданы.

Административное право Франции

Франция – унитарное государство, которое разделено на регионы, департаменты, коммуны. Принцип разделения властей разграничивает компетенцию Президента республики, парламента, Совета министров, судов общей юрисдикции и административных судов.

Французская система административного права является одной из самых интересных и высокоразвитых в Европе. Отличительной чертой административного права Франции является то, что оно было создано Государственным Советом, учредителем которого был ещё Наполеон Бонапарт. Путем проверки административных действий Совет выработал ряд правовых принципов, применимых к исполнительной власти. Таким образом, интересен тот факт, что во Франции не существует ни административно-процессуального кодекса, ни законодательно закрепленных общих принципов административного права. Сам Государственный Совет является административным органом, который имеет судебную власть. Эта судебная ветвь выполняет функцию проверки административных действий на предмет соответствия отдельных актов и решений правовым принципам. Государственный Совет является высшей инстанцией системы административных судов, имеет полномочия как судебного, так и административного характера.

Наверное, самой значительной чертой французской Конституции, имеющей отношение к административному праву, является строгое разделение между гражданским и административным правом. На самом деле более правильно обратиться к французской концепции разделения властей, согласно которой, в отличие от России и ряда других государств, обычные гражданские суды не имеют полномочий заниматься делами по административному праву. Таким образом, еще одной особенностью правовой системы Франции является существование, помимо общих судов, специальных административных судов трехуровневой системы (региональные административные аппеляционные суды; суды административной юстиции; административные суды особой юрисдикции), в компетенцию которых входит разрешение дел в связи с деятельностью государственной администрации. Организация и функционирование этих судов регулируется нормами административного права. Судебный процесс по административным делам состоит из следующих стадий:

— подача жалобы в административный суд;

— процедура подготовки дела;

— вынесение судебного решения.

Данный анализ позволяет сделать вывод, что административному праву Франции свойственна традиционно сильная централизация, тщательная разработанность отдельных правовых норм и целых институтов, высокая правовая культура10.

Административное право Великобритании

Длительный период внутренней стабильности в сочетании с защищённостью от иностранных вторжений позволил Великобритании разрабатывать конституционное и административное право, медленно, органично, постепенно накапливался опыт.

Раньше с гордостью утверждалось, что в Великобритании нет системы административного права. Исполнительная власть и правительство, от министра до ведомства, подчинялось обычным законам страны, декларируемым обычными судами. На деле это не означало, что администрирование каким – то образом оказывалась вне закона, а скорее свидетельствовало об отсутствии четкой системы административного права в том виде, в каком она была известна другим европейским государствам. Сейчас административное право рассматривается как основная черта современного руководства, и суды проявляют беспрецедентную готовность расширить область и основания для проведения проверок. Административно-правовое нормотворчество развивается в закреплении процессуальных гарантий прав частных лиц от произвола государства.

Основу исполнительной власти Великобритании составляют Правительство, Тайный совет, министерства, агенства и публичные корпорации.

Для административного права Великобритании характерны следующие моменты:

· Верховенство парламента, являющегося высшим государственным органом Великобритании. Издавая законы, он формирует право страны, в том числе и административное. Так как суды не обладают полномочиями объявлять акты парламента неконституционными (тем более, что конституции как единого документа в Великобритании нет), они путем утонченного (иногда очень вольного) толкования закона ищут окольные пути для того, чтобы «поправить» временами законодателя, когда закон, по мнению судей, окажется сформулированным не совсем удачно.

Читайте также:  Условное осуждение зарубежных стран

· Оно не имеет общего административно-процессуального кодекса, хотя некоторые разделы законодательства, такие, как акт о судах и судебном расследовании, касаются некоторых процессуальных вопросов.

· Не существует также процессуального кодекса, хотя в некоторых статутах содержатся некоторые процессуальные правила.

· Отличительной чертой британской системы является система трибуналов, которая сильно распространилась в последнее время и включила в область своих полномочий большинство решений по конкретным вопросам. Трибуналы – это не суды, хотя, в широком смысле, они действуют как суды.

· Судебная проверка административных действий проводится вышестоящими отделениями гражданских судов. Здесь не существует, как во Франции, особых административных судов, как и нет соответствующего административного подразделения Верховного Суда.

· Специфика административного права Великобритании заключается в соблюдении баланса в системе разделения властей.

Административное право Германии

Период возникновения формирования административного права в Германии как самостоятельной отрасли права приходится на первую половину 19-го века. В настоящее время значение этой отрасли права в ФРГ возросло настолько, что практически все социально-экономические «управленческие» отношения в этой стране регулируются административным правом.

Сущность федеративного устройства германского государства выражается в осуществлении административных полномочий как на уровне Федерации в целом, так и на уровне земель.

Устройство и организация управления в Германии регламентированы Конституцией ФРГ и большим количеством источников:

— нормативных правовых актов ФРГ различного уровня, Европейского сообщества;

— решений Федерального конституционного суда Германии.

Для того чтобы понять значение административного права современной Германии, необходимо рассмотреть его особенности:

· В ФРГ понятие «административное право» связывается с понятием публичного управления, которое рассматривается как деятельность и функция организованной государством социальной системы органов. Так, словарь административного права ФРГ выводит понятие административного права из задач управления и характеризует его как «публичное право, которое не является государственным, конституционным или процессуальным».

· Германское государство конца 19-го начала 20-го века основывается на принципе социального государства, провозглашаемого Конституцией ФРГ. Этот принцип налагает определенные задачи на законодательную и исполнительную власть, которые реализуются в способности к проявлению творческой инициативы в решении социально-экономических вопросов, к целеустремленному и целесообразному толкованию законов и подзаконных актов.

· В развитии принципов социального государства, составляющих краеугольный камень современного публичного управления ФРГ и административного права, большую роль играет Социальный кодекс. Социальное законодательство ФРГ, отрасли которого представляют собой отпочковавшиеся от административного права правовые системы, предусматривает, в частности, право граждан на получение юридической помощи консультаций по вопросам, относящимся к социальным услугам.

· Любой административный акт в Германии имеет законную силу, пока он не будет отозван, отменен или прекращен по истечении срока.

· Исполнительная власть и государственное управление в ФРГ строится на принципах разделения властей, федеративного устройства и гарантии коммунального самоуправления.

· В качестве носителя административной власти в ФРГ рассматриваются все учреждения и организации, в деятельности которых участвует государство.

Интересен тот факт, что в настоящее время государство ФРГ представляет собой «законченное» правовое государство, устанавливающее совершенную защиту прав личности от возможных нарушений со стороны публичного управления.

Таким образом, в Германии законодательно урегулирована возможность любого гражданина добиваться в судебном порядке тех или иных действий в свою пользу со стороны органов администрации. В нашем законодательстве также существует такой механизм, но реально что-либо доказать простой гражданин не в силах.

ГЛАВА 3. Административное право стран Востока

§ 1. Административное право Китая

Согласно Конституции от 4 декабря 1982 г. по форме государственного правления Китайская Народная республика (КНР) является социалистической народной республикой. В Китае на центральном уровне существуют шесть властных структур: Всекитайское собрание народных представителей (высший орган государственной власти, которому подчиняются все остальные), Председатель Китайской Народной Республики, Государственный совет, Центральный военный совет, Верховный Народный суд и Народная прокуратура.

По форме государственного устройства Китай является унитарным государством. Согласно Конституции КНР в стране принято трехступенчатое административное деление: страна разделена на провинции, автономные районы и города центрального подчинения11.

Административное законодательство Китая условно можно разделить на следующие части: административно-организационное, административно-оперативное, административно-контрольное. В Китае отсутствуют суды административной юстиции, надзор за законностью осуществляют органы прокуратуры.

В целом при рассмотрении административных дел работа судов концентрируется на трех направлениях:

· защита предприятий от необоснованного вмешательства вышестоящих органов в производственно-хозяйственную деятельность, отмена актов, нарушающих самостоятельность предприятий;

· поддержание порядка в области землепользования, торговли, налогообложения, охраны окружающей среды;

· охрана законных прав и интересов граждан.

§ 2. Административное право Японии

Принятая в 1946 г. и вступившая в силу в 1947 г. ныне действующая Конституция Японии, провозгласив принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, отнесла государственное управление к компетенции кабинета министров (ст. 65).

Административное право в Японии представляет собой отрасль публичного права, устанавливающую правовой режим административных органов.

Японские методы управления основаны на национальных традициях и обычаях. На их формирование оказали влияние синтоизм, буддизм и конфуцианство12.

В настоящее время административная система Японии находится в переходном периоде и продолжает претерпевать изменения. Принят целый ряд законов, устанавливающих процессуальный контроль за действиями публичной администрации и расширяющих возможности осуществления всестороннего контроля над законностью таких действий. Япония уходит от англо-американской модели судебной системы и возвращается к прежней, традиционной системе, ставшей ориентиром для большинства японских ученых и юристов-практиков.

Реформированию подверглись такие направления государственного управления, как: государственные услуги, государственная служба, административные процедуры, административные аппеляции, надзор за административной системой и др. Реформирование дало широкую возможность для формирования прецедентного права, в т.ч. по административным делам, которое ранее по отдельным направлениям было слабо выражено.

На современном этапе административной реформы в Японии ее основными направлениями признаются:

· усиление личной роли премьер-министра и его аппарата;

· значительное сокращение числа министерств и агентств (ведомств);

· освобождение министерств и агентств (ведомств) от многочисленных функций, связанных с непосредственной реализацией правительственной политики и передача этих функций независимым административным юридическим лицам, специальным компаниям и т. п.;

· повышение степени «прозрачности» и «открытости» административного процесса;

· перераспределение властных полномочий между центральным правительством и органами местного самоуправления.

Выбор данной темы был сделан мною не случайно. Каждому из нас хорошо известно, что в Российской Федерации в данное время проходит процесс административной реформы. Уже принят закон о создании в России кодекса об административном судопроизводстве. Я думаю, что наше административное право нуждается в реформировании, так как проведение данной реформы является своевременным и необходимым, и поэтому, мне кажется, было бы очень интересно проанализировать различные особенности административного права других стран, чтобы в дальнейшем нашему государству можно было перенять положительные черты зарубежного опыта. Например, было бы рационально создать и в России отдельные административные суды, которые занимались бы рассмотрением дел только об административных правонарушениях.

В своей работе я попытался осветить отдельные интересные моменты из сферы административного права наиболее развитых зарубежных государств. В контексте всего хотелось бы высказать надежду на то, чтобы законодатель нашей страны, учитывая положительный опыт зарубежных стран, не забывал при этом и о наших традициях, специфике России. То есть, перенимая опыт того или иного института, необходимо заранее определить его место и значимость в нашем государстве, его способность эффективно работать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. д.ю.н. Н.В. Румянцева. М.: Юнити, 2015

2. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М., 2003

3. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Спарк, 1996

4. Анисимцев Н.В. Формы, методы, процедуры правового обеспечения государственно-административного управления Японии // Японский опыт для российских реформ. 2005. Вып. 1

5. Бельский К.С. Полицейское право. М., 2004

6. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. СПб., 1903

7. Женетль С.З. История возникновения административного права в Европе // История государства и права. 2008. № 2

8. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. М., 2006

9. Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина и Е.К. Глушко. М.: ТЕИС, 2006

10. Чупанов А.С. Государственный строй КНР: конституционно-правовой аспект: Дис. канд. юрид. наук. М., 2006

11. Четвериков В.С. Административное право: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

[1] Бельский К.С. Полицейское право. М., 2004. С. 7

2 Дерюжинский В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. СПб., 1903. С. 3

3 Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996. С. 6, 7

4 Женетль С.З. История возникновения административного права в Европе // История государства и права. 2008. № 2

5 Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н. Козырина. С. 9

6 Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М., 2003. С. 5

7 Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. М., 2006

8 Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. д.ю.н. Н.В. Румянцева. М.: Юнити, 2015, С.231

9 Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Спарк, 1996

10 В.С. Четвериков. Административное право: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

11 Чупанов А.С. Государственный строй КНР: конституционно-правовой аспект: Дис. канд. юрид. наук. М., 2006

12 Анисимцев Н.В. Формы, методы, процедуры правового обеспечения государственно-административного управления Японии // Японский опыт для российских реформ. 2005. Вып. 1

Источник

Adblock
detector