Экскурсия жизнь природного сообщества весной

Экскурсия жизнь природного сообщества весной

Подробное решение экскурсия 3 по биологии для учащихся 5 класса, авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов 2015

Цель: пронаблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; познакомиться с многообразием живых организмов.

1. Назови и зарисуй несколько раннецветущих растений:

а) опыляемых ветром;

Береза повислая, ольха серая, осина.

Цветение березы повислой

Отсутствие листьев облегчает опыление.

б) имеющих подземные органы с запасом питательных веществ. Объясни, какое значение для раннецветущих растений имеет раннее цветение.

Цветки-колокольчики ландыша появляются одновременно с крупными ланцетовидными листьями. Подземное корневище с запасом питательных веществ разрастается и ветвится, образуя небольшие надземные побеги. Цветет в апреле — мае.

В числе самых первых весенних цветов трогательной нежностью сине-голубых цветков очаровывает пролеска. Хрупкое растение волшебными силами пробивается сквозь только что оттаявшую почву одновременно с подснежниками, за что ее часто путают и называют «голубыми подснежниками». Сцилла или пролеска — травянистое растение с длинными листьями. Ее видоизмененный подземный стебель – луковица, служит для запаса питательных веществ.

2. Обрати внимание на ярусное расположение растений в лесу. Зарисуй силуэты растений разных ярусов: поясни, влияние какого фактора неживой природы ты наблюдаешь.

Ярусное расположение растений в лесу в первую очередь обеспечивает такой фактор, как свет.

3. Отметь светлую окраску цветков у травянистых растений тёмного елового леса. Объясни причину.

Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители.

4. Запиши в дневник, каких животных ты увидел.

Весной в лесу можно встретить белку, ежа. Других зверей вы скорее всего не сможете увидеть (волк, лиса, лось, медведь), т.к. они стараются избегать встречи с человеком.

Весной в лесу много птиц (дятел, синица, лесной конек, сойка, зяблик, щегол и др.) и насекомых (бабочек, шмелей, пчел и др.)

5. Зарисуй распускающуюся почку. Какие весенние условия среды помогли ей пробудиться?

Повышение температуры позволило почке пробудиться.

6. Какие изменения в природе под влиянием деятельности человека ты заметил?

Под влиянием деятельности человека в результате лесных пожаров гибнут многие живые организмы и изменяется среда их обитания. В результате загрязнения бытовыми отходами и выбросами промышленных предприятий многие растения начинают сохнуть и подвержены различным заболеваниям.

7. Сделай вывод, ответив на два вопроса.

• Случайно ли в одном сообществе живут разные растения?

В одном сообществе живут разные растения не случайно. Все они приспособлены существовать вместе не причиняя друг другу вреда, при этом рационально используя солнечную энергию, поступающую в сообщество.

• Какую роль в их жизни играют животные, обитающие рядом?

Животные в сообществе для растений приносят как вред, так и пользу. Так травоядные животные употребляют зеленых обитателей в пищу. Но другие животные разлагают трупы погибших организмов, тем самым возвращая минеральные вещества в почву.

8. Оформи отчёт об экскурсии.

Источник

Урок — экскурсия: «Весенние изменения в природе»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок — экскурсия: «Весенние изменения в природе». На данном уроке учащиеся примут участие в опытах, эксперементах и практических заданиях

Скачать:

Вложение Размер
vesennie_izmeneniya_v_prirode.docx 21.07 КБ

Предварительный просмотр:

« Весенние изменения в природе»

Тема: «Весенние изменения в природе»

— познакомить детей с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; с изменениями в жизни растений и птиц с приходом весны;

Обучающие: сформировать умение определять раннецветущие растения ; на основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов.

Развивающие: — развивать наблюдательность, мышление, речь; умение работать в группах ; анализировать увиденное и делать выводы;

Воспитательные: — воспитывать эстетические чувства, экологические навыки.

Оборудование: термометры, блокноты, карандаши, лупы, пакеты для мусора, рабочие перчатки, корм для птиц.

Апрель – это уже настоящий весенний месяц. Пусть в иной год теплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдет, и мороз ударит, а все-таки весна уже чувствуется.

Идя в школу, вы, наверняка, замечали, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.

Потихоньку снег сошёл,

Почернел и стаял.

Всем на свете хорошо:

В роще — птичьим стаям,

На деревьях — лепесткам,

Клейким и пахучим,

В синем небе — облакам,

Лёгким и летучим,

Лучше всех на свете — нам:

По сырой тропинке мы бежим,

Лицом к весне, промочив ботинки.

— Так о весне написал поэт Роман Сэф, передав свою теплоту к этому времени года. Вспомните, а какие стихи великих классиков вы знаете?

— (Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…», Алексей Плещеев «Уж тает снег…!», «Травка зеленеет…», С.Я.Маршак «Апрель, апрель, на дворе звенит капель…»…)

— Давайте немного постоим, посмотрим вокруг, почувствуем свою весну, насладимся красками весеннего пейзажа, его запахами и звуками.

Все дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе ведущего знатока, который получает от учителя карточку с заданиями.

Какие вы видите признаки весны?

  1. Сравните высоту Солнца с высотой выбранного дерева.
  2. Определите по термометру температуру воздуха.
  3. Понаблюдайте за облачностью.
  4. Отметьте силу ветра.
  5. Определите, холодная ли вода в водоёме.
  6. Определите, холодная ли почва.
  7. Сравните дневную и ночную температуру воздуха.
  8. Как по продолжительности света изменились день и ночь?

— Солнце поднимается высоко над землёй, оно стало греть сильнее и дольше, температура воздуха меняется, днём становится плюсовой, поэтому вода и почва больше прогреваются. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небосклон прозрачен и чист. В тёплые дни появляются кучевые облака. Между дневной температурой и ночной наблюдается разница температуры воздуха, поэтому могут быть заморозки и туманы.

— Посмотрите на лес. Изменился ли он по сравнению с зимой?

— (зимой он был голый, прозрачный, тёмный, а сейчас меняет свою окраску. Появляются листья у деревьев).

— Молодцы, вы верно заметили.

— Рассмотрите в лупу участок дерева, где есть трещина на коре. Что увидели?

— (На коре из трещины выделяется сок).

— У деревьев весной начинается сокодвижение. Стало тепло, и вода с растворёнными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам. Они оживают и распускают листья.

— Рассмотрите в лупу зелёный молодой лист и из нашего гербария засохший осенний лист. Сравните их по весу.

— (Зелёный лист, несмотря, что он мал по размеру, весит больше)

— Это происходит связи с тем, что в них есть вода и органические вещества.

— Обратите внимание, что весной листья на деревьях блестят? Кто знает почему?

— (Молодые листочки покрыты смолой. Ее сразу почувствуешь на пальцах – листья клейкие).

— Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.

Фронтальное наблюдение за растениями:

— Перед вами 2 дерева – дуб и ольха. Рассмотрите их. Что интересного вы можете рассказать о них?

— (Молодые листья дуба красного цвета, а не зелёного.)

— Да, молодые побеги дуба бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелеными. Ольха цветёт, хотя листьев ещё нет.

— В природе есть такие удивительные деревья и кустарники, которые цветут еще до распускания листьев. К ним относятся ольха, ива, орешник.

— Какие деревья растут в нашем лесопарке?

— (Дуб, берёза, ель, ольха, рябина, ива, можжевельник)

— Какие кустарники вы видите?

— (Крушина, лещина, сирень, чубушник)

— Чем отличаются деревья от кустарников?

— ( У дерева только один очень твёрдый стебель – это ствол. А у кустарника не один, а несколько твёрдых стеблей.)

4 стоянка. Работа в группах.

-Сравните листья (1 группа – берёзы и ели, 2 группа – дуба и сосны, 3 группа – осины и можжевельника).

— Чем они отличаются?

— (Листья ели, сосны, можжевельника – хвойные, поэтому эти деревья называются хвойными. А берёза, дуб, осина – лиственные деревья.)

(Ведущие знатоки получают карточки с заданиями)

  1. Рассмотрите выбранное вами дерево.
  2. Назовите признаки, по которым вы определили, что это дерево.
  3. Рассмотрите общий вид дерева: форму кроны, размеры ствола, окраску коры, окраску молодых листьев)
  4. Зарисуйте общий вид дерева.
  5. Зарисуйте лист.

После практической работы все группы собираются вместе и отчитываются по своим заданиям. Делается обобщение материала.

— А что вы можете сказать о травянистых растениях?

— (Земля местами покрыта травой.)

-А вы знаете, почему сразу же после таяния снега можно увидеть густую траву?

-Травянистые растения различаются по особенностям перезимовки. Некоторые из них сохраняют на зиму живые, зеленые листья, которые выходят весной из-под снега. Другие теряют к зиме всю свою надземную часть и переносят холодное время года в виде корневищ, клубней и луковиц, находящихся в почве. Весной эти растения вновь появляются над землей, как бы начинают жизнь заново.

Наблюдение за птицами.

— Посмотрите вокруг. Каких птиц вы видите?

— ( Воробьёв, голубей, грачей. Голуби и воробьи – кочующие птицы, а грач – перелётная птица.)

— А почему весной прилетают перелётные птицы?

— (Появляется корм. Просыпаются насекомые: сонные мухи, жуки…)

— Почему грач прилетает первым?

— Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.

— Проделывая долгий путь, грачи прилетают во второй половине марта. Примерная скорость передвижения стаи грачей — 50 км/сутки. Грачи прилетают только с приходом весеннего тепла, в наших родных краях, днем встречи грачей считали 17 марта. За грачами прилетают жаворонки — 22 марта. Опять же дата условная и вовсе не означает точное время прибытия жаворонков по расписанию, но примерно в эти дни в весеннем лесу уже можно услышать радостный трезвон вернувшихся птиц. Этот день весны называли странным именем Сороки.

— Затем прилетят другие птицы. Кто знает, а может когда-нибудь подметил, какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему?

— (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
(И. Бунин)

Заканчивается экскурсия тем, что дети собирают мусор и выбрасывают его в мусорные контейнеры.

— Узнали ли вы сегодня, что то новое? ( Ответы детей)

— Сходил бы вы на настоящую экскурсию в лес или парки нашего города?

— Сможете ли вы новую информацию рассказать своим родителям?

— Попробуйте дома написать мини сочинение про лес и его обитателей.

Источник

Занятие на тему «Весенняя Экскурсия в природе»
методическая разработка (7 класс) по теме

Во время экскурсии дети наблюдают за изменениями в природе и применяют полученные ранее знания.

Скачать:

Вложение Размер
vesennyaya_ekskursiya_v_prirode.docx 34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему «Весенняя экскурсия в природе».

Место проведения: ближайшие окрестности школы.

Цель : продолжить знакомить воспитанников с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.

Задачи: корригировать и развивать внимание, память на основе выполнения упражнений в запоминании на анализ, синтез, сравнение, вербальную память.

Воспитывать любовь к природе .

  1. блокнот и карандаш для каждого воспитанника,
  2. карточки с заданиями для наблюдения.

I. Организация воспитанников

II. Вводная беседа в классе.

— Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Ранняя весна». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи ( воспитатель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).

— Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

  1. Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе.
  2. Очистка территории (части пришкольного участка) от мусора.
  3. Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников.
  4. Наблюдение за поведением птиц.

— На экскурсии нам понадобятся термометр, лупа, блокнот и карандаш.

— Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

— Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

III. Работа на местности

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

— Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).

— А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? ( Перед проведением экскурсии воспитатель просит детей выучить стихотворения о весне).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(И.Токмакова)

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
(А.Майков)

— Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.

— Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.

  1. Зима весну пугает, да сама тает.
  2. Весною сверху печет, а снизу морозит.
  3. Красна весна, да голодна.
  4. Весною день упустишь – годом не вернешь.

— Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

— А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в блокнотах.

— Определим цвет неба, облачность. Сделайте соответствующие записи в блокноте.

— С помощью термометра определим температуру воздуха, и результат запишем в блокнот.

— Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?

— Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

— Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? Сделайте соответствующие записи в блокноте.

— Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва в некоторых местах покрыта снегом, но уже появляются проталины).

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.

— А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?

— Давайте рассмотрим одну из почек, используя лупу, и зарисуем ее внешний вид.

— А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

  1. К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (Деревья, кустарники)
  2. Есть ли на этом растении листья?
  3. Какого цвета и формы листья?
  4. Много ли их на вашем растении?
  5. К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).
  6. Есть ли на растении плоды и семена?
  7. Какого цвета кора вашего растения?

Каждая из микрогрупп характеризует свое растение для других микрогрупп.

— Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (Ранней весной на деревьях и кустарниках нет листьев, но можно заметить набухшие почки, а также плоды и семена. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами. Травы не наблюдается.)

3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).

— Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в блокноте.

— Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?

4. Экологическая стоянка.

— А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

IV. Подведение итогов .

— Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

Как изменилась природа весной? Подчеркните правильные ответы.

На деревьях появляются почки.

  1. Температура воздуха ниже нуля.
  2. Птицы прилетают с юга.
  3. Появляются проталины.
  4. Растаял снег.
  5. Солнце светит чаще.
  6. Земля покрылась снегом.
  7. Появляется трава.
  8. Становится теплее.
  9. Птицы улетели на юг.
  10. Созревают яблони.
  11. Цвет коры деревьев более яркий.

Затем дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания.

V. Домашнее задание.

Возьмите ветку с почками любого дерева, опустите в банку с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте, что произойдет. Сделайте зарисовки или фотографии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматривается вопрос развития познавательного интереса на экскурсиях в природу в детском творческом объединении станции юных натуралистов.

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит.

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит.

Познакомить детей с первоцветом — мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста.

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности.

Методические рекомендации при подготовке к уроку.

Цели: образовательная: систематизировать знания детей о временах года; коррекционная.

Источник

Читайте также:  Карамзин путешествие государства российского
Оцените статью