- Экскурсия жизнь природного сообщества весной
- Урок — экскурсия: «Весенние изменения в природе» план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Занятие на тему «Весенняя Экскурсия в природе» методическая разработка (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия жизнь природного сообщества весной
Подробное решение экскурсия 3 по биологии для учащихся 5 класса, авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов 2015
Цель: пронаблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; познакомиться с многообразием живых организмов.
1. Назови и зарисуй несколько раннецветущих растений:
а) опыляемых ветром;
Береза повислая, ольха серая, осина.
Цветение березы повислой
Отсутствие листьев облегчает опыление.
б) имеющих подземные органы с запасом питательных веществ. Объясни, какое значение для раннецветущих растений имеет раннее цветение.
Цветки-колокольчики ландыша появляются одновременно с крупными ланцетовидными листьями. Подземное корневище с запасом питательных веществ разрастается и ветвится, образуя небольшие надземные побеги. Цветет в апреле — мае.
В числе самых первых весенних цветов трогательной нежностью сине-голубых цветков очаровывает пролеска. Хрупкое растение волшебными силами пробивается сквозь только что оттаявшую почву одновременно с подснежниками, за что ее часто путают и называют «голубыми подснежниками». Сцилла или пролеска — травянистое растение с длинными листьями. Ее видоизмененный подземный стебель – луковица, служит для запаса питательных веществ.
2. Обрати внимание на ярусное расположение растений в лесу. Зарисуй силуэты растений разных ярусов: поясни, влияние какого фактора неживой природы ты наблюдаешь.
Ярусное расположение растений в лесу в первую очередь обеспечивает такой фактор, как свет.
3. Отметь светлую окраску цветков у травянистых растений тёмного елового леса. Объясни причину.
Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители.
4. Запиши в дневник, каких животных ты увидел.
Весной в лесу можно встретить белку, ежа. Других зверей вы скорее всего не сможете увидеть (волк, лиса, лось, медведь), т.к. они стараются избегать встречи с человеком.
Весной в лесу много птиц (дятел, синица, лесной конек, сойка, зяблик, щегол и др.) и насекомых (бабочек, шмелей, пчел и др.)
5. Зарисуй распускающуюся почку. Какие весенние условия среды помогли ей пробудиться?
Повышение температуры позволило почке пробудиться.
6. Какие изменения в природе под влиянием деятельности человека ты заметил?
Под влиянием деятельности человека в результате лесных пожаров гибнут многие живые организмы и изменяется среда их обитания. В результате загрязнения бытовыми отходами и выбросами промышленных предприятий многие растения начинают сохнуть и подвержены различным заболеваниям.
7. Сделай вывод, ответив на два вопроса.
• Случайно ли в одном сообществе живут разные растения?
В одном сообществе живут разные растения не случайно. Все они приспособлены существовать вместе не причиняя друг другу вреда, при этом рационально используя солнечную энергию, поступающую в сообщество.
• Какую роль в их жизни играют животные, обитающие рядом?
Животные в сообществе для растений приносят как вред, так и пользу. Так травоядные животные употребляют зеленых обитателей в пищу. Но другие животные разлагают трупы погибших организмов, тем самым возвращая минеральные вещества в почву.
8. Оформи отчёт об экскурсии.
Источник
Урок — экскурсия: «Весенние изменения в природе»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок — экскурсия: «Весенние изменения в природе». На данном уроке учащиеся примут участие в опытах, эксперементах и практических заданиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennie_izmeneniya_v_prirode.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
« Весенние изменения в природе»
Тема: «Весенние изменения в природе»
— познакомить детей с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; с изменениями в жизни растений и птиц с приходом весны;
Обучающие: сформировать умение определять раннецветущие растения ; на основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов.
Развивающие: — развивать наблюдательность, мышление, речь; умение работать в группах ; анализировать увиденное и делать выводы;
Воспитательные: — воспитывать эстетические чувства, экологические навыки.
Оборудование: термометры, блокноты, карандаши, лупы, пакеты для мусора, рабочие перчатки, корм для птиц.
Апрель – это уже настоящий весенний месяц. Пусть в иной год теплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдет, и мороз ударит, а все-таки весна уже чувствуется.
Идя в школу, вы, наверняка, замечали, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.
Потихоньку снег сошёл,
Почернел и стаял.
Всем на свете хорошо:
В роще — птичьим стаям,
На деревьях — лепесткам,
Клейким и пахучим,
В синем небе — облакам,
Лёгким и летучим,
Лучше всех на свете — нам:
По сырой тропинке мы бежим,
Лицом к весне, промочив ботинки.
— Так о весне написал поэт Роман Сэф, передав свою теплоту к этому времени года. Вспомните, а какие стихи великих классиков вы знаете?
— (Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…», Алексей Плещеев «Уж тает снег…!», «Травка зеленеет…», С.Я.Маршак «Апрель, апрель, на дворе звенит капель…»…)
— Давайте немного постоим, посмотрим вокруг, почувствуем свою весну, насладимся красками весеннего пейзажа, его запахами и звуками.
Все дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе ведущего знатока, который получает от учителя карточку с заданиями.
Какие вы видите признаки весны?
- Сравните высоту Солнца с высотой выбранного дерева.
- Определите по термометру температуру воздуха.
- Понаблюдайте за облачностью.
- Отметьте силу ветра.
- Определите, холодная ли вода в водоёме.
- Определите, холодная ли почва.
- Сравните дневную и ночную температуру воздуха.
- Как по продолжительности света изменились день и ночь?
— Солнце поднимается высоко над землёй, оно стало греть сильнее и дольше, температура воздуха меняется, днём становится плюсовой, поэтому вода и почва больше прогреваются. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небосклон прозрачен и чист. В тёплые дни появляются кучевые облака. Между дневной температурой и ночной наблюдается разница температуры воздуха, поэтому могут быть заморозки и туманы.
— Посмотрите на лес. Изменился ли он по сравнению с зимой?
— (зимой он был голый, прозрачный, тёмный, а сейчас меняет свою окраску. Появляются листья у деревьев).
— Молодцы, вы верно заметили.
— Рассмотрите в лупу участок дерева, где есть трещина на коре. Что увидели?
— (На коре из трещины выделяется сок).
— У деревьев весной начинается сокодвижение. Стало тепло, и вода с растворёнными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам. Они оживают и распускают листья.
— Рассмотрите в лупу зелёный молодой лист и из нашего гербария засохший осенний лист. Сравните их по весу.
— (Зелёный лист, несмотря, что он мал по размеру, весит больше)
— Это происходит связи с тем, что в них есть вода и органические вещества.
— Обратите внимание, что весной листья на деревьях блестят? Кто знает почему?
— (Молодые листочки покрыты смолой. Ее сразу почувствуешь на пальцах – листья клейкие).
— Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.
Фронтальное наблюдение за растениями:
— Перед вами 2 дерева – дуб и ольха. Рассмотрите их. Что интересного вы можете рассказать о них?
— (Молодые листья дуба красного цвета, а не зелёного.)
— Да, молодые побеги дуба бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелеными. Ольха цветёт, хотя листьев ещё нет.
— В природе есть такие удивительные деревья и кустарники, которые цветут еще до распускания листьев. К ним относятся ольха, ива, орешник.
— Какие деревья растут в нашем лесопарке?
— (Дуб, берёза, ель, ольха, рябина, ива, можжевельник)
— Какие кустарники вы видите?
— (Крушина, лещина, сирень, чубушник)
— Чем отличаются деревья от кустарников?
— ( У дерева только один очень твёрдый стебель – это ствол. А у кустарника не один, а несколько твёрдых стеблей.)
4 стоянка. Работа в группах.
-Сравните листья (1 группа – берёзы и ели, 2 группа – дуба и сосны, 3 группа – осины и можжевельника).
— Чем они отличаются?
— (Листья ели, сосны, можжевельника – хвойные, поэтому эти деревья называются хвойными. А берёза, дуб, осина – лиственные деревья.)
(Ведущие знатоки получают карточки с заданиями)
- Рассмотрите выбранное вами дерево.
- Назовите признаки, по которым вы определили, что это дерево.
- Рассмотрите общий вид дерева: форму кроны, размеры ствола, окраску коры, окраску молодых листьев)
- Зарисуйте общий вид дерева.
- Зарисуйте лист.
После практической работы все группы собираются вместе и отчитываются по своим заданиям. Делается обобщение материала.
— А что вы можете сказать о травянистых растениях?
— (Земля местами покрыта травой.)
-А вы знаете, почему сразу же после таяния снега можно увидеть густую траву?
-Травянистые растения различаются по особенностям перезимовки. Некоторые из них сохраняют на зиму живые, зеленые листья, которые выходят весной из-под снега. Другие теряют к зиме всю свою надземную часть и переносят холодное время года в виде корневищ, клубней и луковиц, находящихся в почве. Весной эти растения вновь появляются над землей, как бы начинают жизнь заново.
Наблюдение за птицами.
— Посмотрите вокруг. Каких птиц вы видите?
— ( Воробьёв, голубей, грачей. Голуби и воробьи – кочующие птицы, а грач – перелётная птица.)
— А почему весной прилетают перелётные птицы?
— (Появляется корм. Просыпаются насекомые: сонные мухи, жуки…)
— Почему грач прилетает первым?
— Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.
— Проделывая долгий путь, грачи прилетают во второй половине марта. Примерная скорость передвижения стаи грачей — 50 км/сутки. Грачи прилетают только с приходом весеннего тепла, в наших родных краях, днем встречи грачей считали 17 марта. За грачами прилетают жаворонки — 22 марта. Опять же дата условная и вовсе не означает точное время прибытия жаворонков по расписанию, но примерно в эти дни в весеннем лесу уже можно услышать радостный трезвон вернувшихся птиц. Этот день весны называли странным именем Сороки.
— Затем прилетят другие птицы. Кто знает, а может когда-нибудь подметил, какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему?
— (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
(И. Бунин)
Заканчивается экскурсия тем, что дети собирают мусор и выбрасывают его в мусорные контейнеры.
— Узнали ли вы сегодня, что то новое? ( Ответы детей)
— Сходил бы вы на настоящую экскурсию в лес или парки нашего города?
— Сможете ли вы новую информацию рассказать своим родителям?
— Попробуйте дома написать мини сочинение про лес и его обитателей.
Источник
Занятие на тему «Весенняя Экскурсия в природе»
методическая разработка (7 класс) по теме
Во время экскурсии дети наблюдают за изменениями в природе и применяют полученные ранее знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_ekskursiya_v_prirode.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на тему «Весенняя экскурсия в природе».
Место проведения: ближайшие окрестности школы.
Цель : продолжить знакомить воспитанников с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.
Задачи: корригировать и развивать внимание, память на основе выполнения упражнений в запоминании на анализ, синтез, сравнение, вербальную память.
Воспитывать любовь к природе .
- блокнот и карандаш для каждого воспитанника,
- карточки с заданиями для наблюдения.
I. Организация воспитанников
II. Вводная беседа в классе.
— Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Ранняя весна». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи ( воспитатель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).
— Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.
- Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе.
- Очистка территории (части пришкольного участка) от мусора.
- Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников.
- Наблюдение за поведением птиц.
— На экскурсии нам понадобятся термометр, лупа, блокнот и карандаш.
— Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?
— Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.
III. Работа на местности
1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.
— Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).
— А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? ( Перед проведением экскурсии воспитатель просит детей выучить стихотворения о весне).
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(И.Токмакова)
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
(А.Майков)
— Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.
— Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.
- Зима весну пугает, да сама тает.
- Весною сверху печет, а снизу морозит.
- Красна весна, да голодна.
- Весною день упустишь – годом не вернешь.
— Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.
— А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в блокнотах.
— Определим цвет неба, облачность. Сделайте соответствующие записи в блокноте.
— С помощью термометра определим температуру воздуха, и результат запишем в блокнот.
— Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?
— Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).
— Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? Сделайте соответствующие записи в блокноте.
— Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва в некоторых местах покрыта снегом, но уже появляются проталины).
2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.
— А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?
— Давайте рассмотрим одну из почек, используя лупу, и зарисуем ее внешний вид.
— А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.
- К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (Деревья, кустарники)
- Есть ли на этом растении листья?
- Какого цвета и формы листья?
- Много ли их на вашем растении?
- К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).
- Есть ли на растении плоды и семена?
- Какого цвета кора вашего растения?
Каждая из микрогрупп характеризует свое растение для других микрогрупп.
— Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (Ранней весной на деревьях и кустарниках нет листьев, но можно заметить набухшие почки, а также плоды и семена. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами. Травы не наблюдается.)
3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).
— Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в блокноте.
— Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?
4. Экологическая стоянка.
— А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.
IV. Подведение итогов .
— Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.
Как изменилась природа весной? Подчеркните правильные ответы.
На деревьях появляются почки.
- Температура воздуха ниже нуля.
- Птицы прилетают с юга.
- Появляются проталины.
- Растаял снег.
- Солнце светит чаще.
- Земля покрылась снегом.
- Появляется трава.
- Становится теплее.
- Птицы улетели на юг.
- Созревают яблони.
- Цвет коры деревьев более яркий.
Затем дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания.
V. Домашнее задание.
Возьмите ветку с почками любого дерева, опустите в банку с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте, что произойдет. Сделайте зарисовки или фотографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье рассматривается вопрос развития познавательного интереса на экскурсиях в природу в детском творческом объединении станции юных натуралистов.
Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит.
Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит.
Познакомить детей с первоцветом — мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста.
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности.
Методические рекомендации при подготовке к уроку.
Цели: образовательная: систематизировать знания детей о временах года; коррекционная.
Источник