Меню

Экскурсия по залу этнографии

Экскурсия по залу этнографии

Абонемент «Сказочная страна – Россия»

Особенность программы заключается в широком использовании фольклора, в первую очередь сказок, народов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья (Балтии, Южного Кавказа и Средней Азии). В занятиях абонемента «Сказочная страна – Россия» этнография и фольклор взаимно дополняют друг друга, выступая, как единое целое. Программа рассчитана на учащихся начальной школы.

Абонемент «Познаем народы России и мира – познаем себя»

В рамках программы «Познаем народы России и мира – познаем себя» учащиеся знакомятся с этнической культурой народов, этнографической картой России и сопредельных государств (стран Балтии, Украины, Белоруссии, Южного Кавказа, Средней Азии и Казахстана). В итоге прохождения абонемента у учащихся складывается целостное, эмоционально окрашенное, личностное восприятие истории и культуры России как многонационального государства. Программа рассчитана на учащихся средней школы.

Детская игровая экскурсия «Летел кулик из-за моря»! 7+

— Экскурсия по экспозиции с рассказом о том, как русские крестьянские дети весну зазывали, зачем хозяйки пекли «жаворонков» и где взять волшебные ключи, чтобы «отомкнуть Весну»?

— Интерактивная программа: вместе прогоним мороз, разучим заклички весны и поиграем в веселые старинные игры.

— Творческая мастерская: смастерим свою весеннюю птицу.

Детская игровая экскурсия «Весна красна, лето теплое» 7+

Экскурсия, по экспозиции о том, какие праздники отмечали русские крестьяне весной и летом, что такое Велик день, куда «провожали» русалок, почему и как украшали березы; из чего можно сделать мячик, как играть в городки, рюхи, дубишку и шарок.

Интерактивная часть: поиграем в веселые подвижные игры;

Творческая мастерская: научимся делать забавную игрушку «калечину-малечину».

Обзорная экскурсия «Народы России»

Каждая культура неповторима, она прошла долгий путь адаптации к природной среде и в ней не все может быть понятно современному человеку. Экскурсия поможет разобраться в специфике хозяйственных занятий и ремесел разных народов, особенностях их жилища, костюма, пищи, обрядов и праздников.

Экскурсия «Вплетая нить судьбы в ковер. »

Экскурсия «Вплетая нить судьбы в ковер…» (декоративно-прикладное искусство Азербайджана в собрании Российского этнографического музея).

На экскурсии «Вплетая нить судьбы в ковер…» вы познакомитесь с творчеством азербайджанских мастериц, узнаете о некоторых секретах изготовления ковровых изделий, их роли в быту, обрядах и традициях азербайджанского народа.

Экскурсия «Авангард? Дагестанская традиция! Кайтагская вышивка из собрания РЭМ»

На экскурсии вы познакомитесь с самобытным творчеством дагестанских мастериц и попробуете прочесть многовековую историю «Страны гор» на языке древних символов.

«Мраморный зал: античный этюд к русской истории»

Приглашаем на прогулку по Мраморному залу Российского этнографического музея!

Экскурсия «Мраморный зал: античный этюд к русской истории» – это возможность увидеть один из самых красивых залов Санкт-Петербурга, полюбоваться удивительным по богатству оттенков тивдийским мрамором в сочетании с художественной бронзой и прозрачным горным хрусталем.

Экскурсия по фондам открытого хранения «Сокровища Особой кладовой»

Откройте для себя музейную «шкатулку с драгоценностями» – Особую кладовую, наполненную изделиями из драгоценных металлов и камней большой исторической и художественной ценности. Здесь представлены: женские головные уборы, украшения, полный комплект праздничного костюма, а также культовые предметы из русской коллекции, предметы ритуальной иудаики, серебряные изделия народов Прибалтики, украшения, костюмы и элементы одежды народов Сибири, Поволжья и Приуралья, золотошвейные и ювелирные шедевры среднеазиатских ремесленников, удивительные образцы работы кавказских ювелиров. Отдельное место занимает коллекция холодного и огнестрельного оружия, в основном народов Кавказа, Средней Азии и других стран.

Игровая экскурсия «Миссия – кладоискатель» 9+

Земля может наделить человека не только урожаем, но и другими богатствами. С незапамятных времен люди укрывали в ней нажитое добро: монеты, украшения и другие ценности. Приглашаем семейные команды (до 5 человек) на поиски кладов! Какие секреты хранят молчаливые обитатели нашего музея: кованый ларец, глиняная кубышка, берестяной туес? Во время экскурсии-игры на экспозиции «Русские. XIX – XX вв.» вы узнаете тайны этих предметов, услышите старинные поверья и современные былички о кладах и получите практические советы по поиску кладов.

Игровая экскурсия «Где живет счастье?» 5+

Приглашаем детей старше 5-ти лет вместе с родителями побывать в деревне, знакомой по старым народным сказкам. На экскурсии в игровой форме вы познакомитесь с семейной жизнью русского крестьянина, узнаете, как дети готовились к взрослой жизни, в какие игры играли, как всей деревней отмечали праздники. И конечно найдете для себя ответ на вопрос: «Где живет счастье?». Занятие является интерактивным, включает в себя народные игры, загадки, музыкальный фольклор.

Экскурсия «Русский народный костюм»

Приглашаем познакомиться с национальными особенностями русской народной одежды XVIII – начала XX века. Вы узнаете об истории костюма, основных типах одежды русского населения разных областей проживания, символике старинных орнаментов, полюбуетесь рукодельными шедеврами, украшенными золотным и жемчужным шитьем, бисерным плетением, вышивкой, кружевом и другими трудоемкими видами декора.

Экскурсия «Арктика – земля обитаемая»

Приглашаем отправиться в историко-этнографическое путешествие по российской Арктике. Вы увидите археологические находки, возраст которых превышает две тысячи лет, редкие этнографические памятники архаичных верований и христианизации края, предметы повседневного обихода и традиционную одежду жителей Крайнего Севера, узнаете об основных занятиях арктических народов – оленеводстве и морском зверобойном промысле. Особое внимание уделено открытию Арктики – продвижению русских первопроходцев, торговцев и промышленников на Север, их взаимодействию с коренным населением Заполярья.

Экскурсия «Главный экспонат: здание Российского этнографического музея»

Узнайте, что скрывается за старинными дверями и решетками Российского этнографического музея! На экскурсии вы познакомитесь с уникальной архитектурой здания, построенного в начале XX века В.Ф. Свиньиным в стиле русского классицизма. Подниметесь под самый свод Мраморного зала на высоту 18 м, откуда видна «изнанка» его хрустального потолка и другие интересные детали конструкции здания, Увидите, как устроена столетняя машина дезинсекционной камеры музея.

Читайте также:  Природные достопримечательности крыма зимой

Не упустите возможность сделать на память эксклюзивные фотографии!

Источник

Этнографический музей: здесь живут уникальные вещи, которые уже трудно встретить в обиходе

Вам еще не надоело ходить вместе со мной по Этнографическому музею?

Обычно люди посещают Этнографический музей только в школе. Или с детьми. И очень зря, музей великолепный! Сколько же там интересного о культуре и народных традициях нашей страны — можно ходить целый день! Народные промыслы, убранство жилища, традиционные ремесла.

А красота какая вокруг — ручная работа цены немалой, один только эксклюзив, никакого ширпотреба!

Это не пафосные слова. Часто мы ищем красоту за рубежом, а она здесь, рядом с нами.

У каждого народа свои традиции, разные техники шитья, вышивки. Вот где надо учиться! Не зря же этнографические музеи входят в обязательную программу подготовки дизайнеров.

Так, бывало, зайдешь случайно, а в музее новая экспозиция открылась. «Татары Поволжья и Приуралья. XIX-начало XX века». Что, скучно звучит? Напрасно! Татары — известные рукодельники. Ювелирные изделия, вышивка, да что там — много всего интересного, столько идей для себя можно почерпнуть.

Одна из распространенных техник татарской вышивки — тамбурный шов. Нитки любые — шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные. Длина стежка тоже разная, от крупного до мельчайшего, который и разглядеть-то сложно. Зато узор получался выпуклый.

А в этом полотенце к вышивке еще и пайетки добавлены. Оно предназначено для украшения жилища, поэтому должно выглядеть нарядно.

Вот такая красота в витрине: искусство татарских ювелиров широко известно. Браслеты одиночные и парные — для девушек и замужних женщин. Застежки, кольца, серьги, ожерелья — целый ювелирный магазин!

Забавная демонстрация занятий и ремесел. Вот пастух с овцами, а рядом ножницы для стрижки, приспособление для расчесывания шерсти. И пастух, и девушка не просто так стоят — в национальной одежде.

Источник

Конспект занятия: «Экскурсия в этнографический музей»

Разработчик: Путилина Наталья Анатольевна – учитель истории, руководитель музея

Тема занятия: Экскурсия в этнографический музей

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
• закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о этнографическом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного края;
• развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
Ход занятия:

Россия – это белая береза

И девушка, румяная с мороза,

И в жаркий день веселый звон ручья…

Россия – это ты и я!

Идем навстречу зноям и метелям,

Беду и радость поровну мы делим.

Мы все одна великая семья.

Россия – это ты и я!

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой родиной”.

У кого-то малая родина – большой город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.

Вот какие пословицы появились о Родине:

Всякому мила родная сторона.

Дома и стены помогают.

Своя земля и в горсти мила.

Сторона – мать, чужая – мачеха.

Постановка цели и задачи занятия

— Ребята, где мы сейчас находимся? На что похож наш музей?

— Кто из вас был в музее?

— Что означает слово «музей»?

Музе́й — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

— Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

— Как называется наш музей?

— Этнографический музей в форме крестьянской избы.

— А что такое этнография?( Этногра́фия — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. )

Работа по теме занятия

В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.

Весь строительный материал для избы – длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту, дранку – выбирали и заготавливали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.

Бревна очищали от коры и делали на концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами в прямоугольник, называют венец. Для удобства все венцы пригоняли друг к другу на земле и только потом ставили сруб. Щели затыкали мхом.

В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы.

Читайте также:  План проведения экологической экскурсии

Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, сюда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.

На первый взгляд изба — самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы — это не только памятники быта, но произведения архитектуры, искусства.

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все гармонично и совершенно. Потолок связывался в народных представлениях с небом, пол – с землей, подпол олицетворял подземный мир, окна – свет.

Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”

Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

— Как вы думаете, для чего служили прялки?

Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Прялка и прядение в поговорках

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Прялка не Бог, а рубаху даёт

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Не ленись прясть, хорошо оденешься

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники.

Сообщение учащейся о прялке (Малина Анастасия)

Жизнь русской женщины невозможно представить без прялки, с помощью которой она пряла шерсть и обеспечивала всю семью нужными вещами (показываются образцы прялок, представленных в музее).

Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка. Заглянем внутрь.

В низенькой светелке огонёк горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива, карие глаза.

По плечам развита русая коса.

Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед ней — прялка с куделью, в руке – веретено. Вот они — русские прялки. Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки — свидетельство о стремлении народа к прекрасному.

Прялка — орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сидения для пряхи.

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (около 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин такой ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тыс. метров пряжи. Чтобы приготовить, себе приданое, девушка должна 6ыла прясть и ткать с 6-8 лет. В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица – ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а раннее, до православной веры, богиню Мокош – первородную славянскую музу, покровительницу славянок – помочь ей благополучно завершить работу очень необходимую для ее семьи. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж — жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась радостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

— С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду. Снаружи керамические изделия покрывали минеральными красками и украшали линейным орнаментом. Это были кувшины разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши.

— Давайте поиграем в игру, я вам буду показывать картинку с современным предметом, а вы среди экспонатов найдите аналог этого предмета.

Ткацкий станок — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

Сообщение учащейся (Юнаковская Вероника)

Читайте также:  Достопримечательности крыма ласточкино гнездо кратко

Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.

Основные виды ткацких станков

Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые).

2) Задания в группах

Выполним задания в группах

1 группа – найдите и опишите предмет – кувшин

2 группа – найдите и опишите предмет – утюг

1 группа – найдите и опишите предмет – корыто

2 группа – найдите и опишите предмет — диван

Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

Сообщение учащейся (Жиляева Наталья)

Самовар является, в некотором роде, знаком русской самобытности.

Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. Первоначально в России самовар начали делать на Урале. О появлении первых документально зафиксированных самоваров в России (в Туле) известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, Федор Лисицын, который в свободное от работы время на оружейном заводе построил собственную мастерскую и упражнялся в ней работами по меди.

Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал её составляет 3000 рублей, доход — до 1500 рублей. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну.

В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения — буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, и в семьях дворян.

К 1840-м годам в Россию приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и края оформлены бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. Самовар имеет двойной поднос, оформленный также очень нарядно.

К концу XIX века формы самоваров становятся более массивными. тяжёлыми, зачастую грубоватыми.

3) Задание в группах

А сейчас выполним задание в группах, соедини линией в пары современные предметы и «пра-пра-прародителей»

— Представьте себе, ребята, русскую избу сто лет назад. Если бы мы вошли в нее, то могли бы вдоволь полюбоваться щедро украшенными предметами обихода и нарядными костюмами. И конечно, на самом видном месте полыхали жарким узорочьем рукотер, рушник, утиральник, утирка — все это название одного из предметов обихода.

О чем же идет речь?

Конечно же, о полотенце

Длина полотенец была от 2 до 4 метров, ширина соответствовала ширине ткацкого станка. Это обычно 36 — 38 см. Полотенцем украшали красный угол, где на полочке-божнице стояли иконы и теплилась лампада. Пышушие жаром полотенца вешали на стены, на фотографии родственников, на зеркала. У рукомойника также висело расшитое цветами, птицами и другими сюжетами полотенце-утирка.

4)Загадки о предметах русского быта.

Таять может, а не лед

Не фонарь, а свет дает. (свеча)

Он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком. (сундук)

Дом стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

А как проснется-

Ярким пламенем зажжется. (лампа)

До обеда сгоряча

Поработает с плеча-

И в итоге , будь здоров,

Наломает столько дров.( топор)

Кто в избе рогат? (ухват)

Ящик на коленях пляшет-

То поет, то громко плачет.( гармонь)

Черный конь прыгает в огонь.( кочерга)

Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки.

Все семейство вечерком

Угощает он чайком .(самовар)

Под одной шляпой стоят. ( Стол )

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул )

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

5) Выполнение задания

Выполним задание – найти на рисунке самый старый предметы и зачеркни его

6) Музыка из русских сказок

— Ребята, а в каких сказках встречаются предметы, которые находятся в нашем музее? (звучит музыка из сказок)

Итог урока (рефлексия)

— Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что больше всего понравилось? Какой вывод мы можем сделать?

Источник

Adblock
detector