Меню

Экскурсия по школьному музею быта

Занятие – экскурсия в музей народного быта
план-конспект на тему

Будущее нашей Родины, её завтра принадлежит нашим детям, а их воспитание – в наших руках сегодня. Мы должны привить детям любовь к своему Отечеству, воспитать чувство патриотизма и доброты. Пренебрегая своими традициями, мы отторгаемся от своих корней. Именно восстановление исторической памяти, сохранение языковой культуры, возрождение народных традиций, интеграция православной и светской культур – это путь к возрождению России.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie-ekskursiya_russkaya_izba.docx 22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья — специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115 г.о. Самара

Центром методического объединения

Зам. директора по УМР

Занятие – экскурсия в музей народного быта

Занятие – экскурсия в музей народного быта.

1. Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения.

2. Дать представления о предметах быта и их назначении.

Учить понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен.

3. Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки народных ремёсел.

4. Упражнять в связной речи, точном использовании слов. Расширять словарь детей.

5. Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.

1. Объяснить значение слов: экскурсовод, экскурсия, экспонат.

2. Тренировать в словообразовании.

Знакомство с понятием музей. Чтение русских народных сказок. Отгадывание загадок.

Экспонаты музея. Шкатулка с загадками. Корзинки с баранками. Тесто солёное. Дощечки и лоточки для лепки.

Ребята, вы знаете, куда вы пришли? (В музей) Как называется наш музей? (Музей русского народного быта). Как называются предметы в музее? (Экспонаты).

Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.

Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии? Кто рассказывает об экспонатах музея? (Экскурсовод).

Правильно. Хотите, я для вас сегодня проведу экскурсию по музею. Я расскажу вам об экспонатах музея. А поможет мне в этом волшебная шкатулка с загадками. Вот первая загадка. Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает. (Печь) Конечно, это печка. Печь занимает почти половину избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Люди считали, что за печкой живёт хозяин дома домовой, которого люди старались задобрить, чтобы в доме всегда был достаток и порядок. Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок. А вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках?

А вот другая загадка. Зубов много, а ничего не ест. (Пила) Да, ребята, печку в те времена топили дровами. Заготавливали их с помощью пилы и её помощника. А кто этот помощник, вы узнаете, если отгадаете следующую загадку. Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор)

Молодцы, ребята, хорошо умеете загадки отгадывать. Печка без этих предметов была бы неполной. О каких предметах пойдёт речь, узнаете из следующих загадок. Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок) Правильно – чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Сделан он из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь.

А о чём эта загадка? Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват) А для чего он? Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. (Показывает детям чугунок и ухват)

В каждом доме на столе стоял этот предмет. А какой вы узнаете из следующей загадки. Чистопородный барин дородный всему народу наливает воду. (Самовар) Гостей всех близких привечаем мы ароматным нашим чаем. От всех невзгод, от всех болезней, что может быть его полезней? Но в крестьянской избе самым важным местом считался «красный угол» с иконами и лампадой – место для семейной молитвы. В центре горницы стоял стол, на нём посуда глиняная и деревянная. Как хорошо, чинно и спокойно сидела семья за обедом! Как вы думаете, какие из представленных экспонатов из чего сделаны? Горшок, крынка сделаны из глины. Холодную, сырую и скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой и из неё можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары, так называли людей, работающих с глиной, на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор. Из дерева русские люди делали не только дома – избы и мебель, но и посуду, потому что жили среди лесов. Посмотрите, какую делали красивую посуду. Её украшали различными узорами, использовали всевозможные краски и у каждого был свой секрет, который передавался от старших к младшим.

А вот следующая загадка. Сама не ем, а всех кормлю. (Ложка)

Семьи были большими и у каждого была своя ложка, которая отличалась размером и рисунком. Ели из одной большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди. А те, кто баловался за столом, получали от старшего ложкой по лбу.

А как вы думаете, что делали этим предметом? Спросим у нашей шкатулочки. Загадка. В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать. Что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие утюги. Дерево часто использовали, как материал для поделок и игрушек. Но дерево быстро разрушается, легко горит. Лесов становиться всё меньше и меньше. Их надо беречь и охранять.

Из чего сделан туесок? (Из бересты) Весной из ствола срубленной берёзы снимали кору, надрезав её по кругу. Кусок бересты – это корпус туеска. Сбоку шов заплетали «в замок». Затем вставляли выструганное по размеру деревянное дно и крышку с ручкой в форме дужки. Туесок не пропускал воду.

И ещё одна загадка из шкатулочки. О чём она? Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на палати, у печи оставят что? (Лапти) Из чего плелись лапти? (Из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили «мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания. А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Они были большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные. И в нашем сундучке хранятся богатства наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, с какой любовью вышиты и связаны эти изделия. Долгими зимними вечерами любили заниматься рукоделием. Для детей делали игрушки. Как вы думаете, из каких материалов они сделаны? Эти из дерева, они деревянные. Эти из глины, они глиняные. Эти из ткани, они тканевые. Эти из ниток, они нитевые. Эти из соломы, они соломенные.

Ребята, вам понравились экспонаты музея? А что вам больше всего понравилось? А сейчас я вам расскажу ещё об одной традиции русского народа (достать хлеб-соль). Посмотрите, какой мягкий каравай! Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, посыпает солью и съедает. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьёзны. Лишь позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такова традиция русского народа. И сегодня мы вручим хлеб-соль нашим гостям.

А вот ещё одна загадка просится из шкатулки выйти. Маленькое, сдобное колесо съедобное. (Баранка) Я приготовила для вас угощение. Посмотрите, чем отличаются эти сдобные колёсики? Вы правы размером, а ещё тестом и названием. Все эти баранки – традиционные русские изделия из теста. А вот баранка, напоминающая восьмёрку, называется кренделем. Хотите, я вас научу делать крендели? Проходите за стол. Это солёное тесто, из которого можно делать различные поделки для игры, например, в магазин. Для того, чтобы сделать крендель, нужно взять небольшой кусочек теста, сделать из него жгутик, а затем свернуть колёсиком и перекрутить восьмёркой. Давайте их сложим на лоточки, а когда они высохнут, вы сможете ими играть.

До свидания! Буду рада новой встрече с вами в нашем музее.

Источник

Экскурсия по школьному музею

Разработка экскурсии по отделам школьной музейной комнаты (Эссе «Я в школьном музее», «Я поведу тебя в музей»)

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_po_muzeynoy_komnate.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АСЯМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

658816, с. Асямовка, ул. Школьная – 37, тел.: 29-3-68

Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асямовская основная общеобразовательная школа»

ФИО: Баженова Яна

  • ЭССЕ «Я в школьном музее»

Музей — какое слово ёмкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет,
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.

Наша школьная музейная комната создана 11 мая 2007 года педагогами, учащимися и жителями села. Это место, где встречаются настоящее и прошлое. Когда находишься в комнате, то чувствуешь, как дух ушедших времен наполняет тебя. Здесь можно делать заметки, часами рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать, воображая себя то солдатом Сталинградской войны, то бойцом, водружающим знамя над рейхстагом … . Экскурсия в исторической музейной комнате начинается с пионерской атрибутики: значки октябрёнка, пионера, комсомольца; галстуки пионера и многое другое.

Проходя дальше, можно увидеть экспозицию «Люди, события, факты. Асямовская основная школа». Здесь рассказывается об истории Асямовской школы, об учителях-ветеранах и работающих учителях настоящего времени, которые в своё время работали работают в школе на территории Асямовки. Здесь же хранятся газеты, в которых говорится об успехах учащихся школы, победные кубки, грамоты, почётная книга выпускников, а так же оборудование, которое использовалось в школе.

Большой интерес представляет постоянно действующая экспозиция «Памяти павшим будем достойны». Здесь можно увидеть то, к чему, кажется, не должно было стремиться человечество: орудия, предназначенные для массового убийства. Вторая мировая была, по определению историков, индустриальной войной: в убийственный водоворот были втянуты не только народы, но и все материально-технические ресурсы стран-участниц. В экспозиции можно увидеть экспонаты, рассказывающие о победе во Второй мировой войне, которую одержали войска Советского Союза. Современные экспозиции радуют глаз. Во всем своем многообразии представлены работы фотохудожников, живописцев — всех тех, кого в полной мере можно назвать творцами истории. По крайней мере, той ее части, которая не связана с насилием и смертью.

Мне было очень интересно узнать, каким был наш край в каменном веке. На его территории росли многочисленные вечнозеленые деревья и кустарники: папоротники, плауновые, голосеменные, первые хвойные. Животный мир был представлен земноводными, насекомыми, птицами. Во время наступления ледников здесь появились мамонты, пещерные медведи, шерстистые носороги, олени, о чем свидетельствуют находки наших односельчан в гранитном карьере города Новосибирска. Так, в нашей музейной комнате представлен скелет резца мамонта.

Больше всего меня заинтересовали предметы старинного быта: железная кровать с пастельными принадлежностями, домотканые половики, настенный ковёр, вышитые занавески, прялка и многое другое. От этих предметов быта веет уютом и теплом.

Наше поколение желает продолжать начатую работу, и это очень важно, потому что их идеи и начинания будут жить в них, в их детях, сохраняя историческое и культурное наследие малой родины.

· Изучение истории и культуры родного края

· Формирование чувства любви к Родине и её прошлому

· Воспитания чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям своей школы, родного края, к истории своего народа.

1. хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и коллекций

2. познакомить с историей края, с русскими национальными традициями и обычаями

3. ввести в мир русской культуры, способствовать принятию или нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие), познакомить учащихся с особенностями крестьянского жилища.

4. восстановить прерванную связь времён;

5. возродить духовные ценности;

6. вернуть утраченную любовь к родной земле;

Возрастная категория слушателей: от 10 лет и старше

Экспозиция музейной комнаты

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили. Для этого в школьной музейной комнате создана экспозиция «Крестьянская изба», об экспонатах которой рассказывается в данной обзорной экскурсии.

«Любовь к родному краю, родной культуре, к родной речи начинается с малого- с любви к своей

семье, к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь эта любовь переходит в

любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре»

История Руси полна драматизма. Многочисленные воины и пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно беречь и хранить то, что досталось нам в наследство.

Культуру России можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Памятники русской национальной культуры стали достоянием мировой культуры и мы по праву можем ими гордиться. Ещё А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал: « Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме наших предков».

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили

наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили.

Удивителен мир народного искусства! В каждом уголке России живут и развиваются родники поистине бесконечно доброго народного мастерства. Поэтому важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. С этой целью в нашей исторической музейной комнате создана экспозиция «Крестьянская изба». В нём мы познакомимся с крестьянским бытом, прошлым нашего села, народными праздниками. Узнаем много о местных народных умельцах.

Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба).В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

Переходим к следующим экспонатам нашего музея. Полотенца играли большую роль в крестьянском быту. Они были не только необходимой частью домашнего обихода, но являлись неотъемлемой частью многих сельских, церковных и семейных праздников. На полотенце подносили «хлеб — соль» дорогим гостям, полотенцем опоясывались сваты, исполняя свои обязанности. Вот и полотенце, переданное внучкой Атлас Надежды , хранит чуть заметный след от каравая. Надежда рассказывала, что на этом полотенце подносили хлеб-соль знатным гостям. А полотенцем вышитым руками Никитенко Валентины Павловны, перевязывали сватов на свадьбе её племянника.

Наряду с лентами, с платками, и другими атрибутами полотенца играли важную роль в свадебных обрядах.

Полотенце дарили уезжающим сыновьям матери, а мужьям жены. Вышитыми полотенцами украшали образа («божницы» в домах). Полотенце обязательная часть приданого. Ими в дни сельскохозяйственных и церковных праздников крестьяне украшали свой дом.

Само название «полотенце» происходит от древнего русского слова « полотно» и указывает на то, что предмет этот появился очень давно. Вышитые полотенца – характерная черта быта всех восточных славян. Мотивы вышивок полотенец отличаются разнообразием, выразительностью и разной техникой исполнения (мелкий крестик, тамбурный шов, гладь и др.)

Различно и цветовое решение: красные тона, красно-черные, многоцветные. Особый интерес представляют сюжеты вышивок на полотенцах. Талантливые русские мастерицы в течение ряда столетий выработали множество приемов украшения праздничных , ритуальных и повседневных полотенец. Украшали их кружевами.

На свадьбе, масленице, при рождении человека, вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Продолжим дальше нашу экскурсию. Правый угол от печи назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Прялка – удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с женским трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка. Значение прядения было всегда так велико, что еще в глубокой древности, как и ткачество, оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.

Сегодня мы врядли вдумываемся в знакомые пушкинские строки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», а не так уж давно девушки и женщины наших сел и деревень постоянно пряли. Пряли всю зиму, пряли днями и неделями. Трудно представить, какое количество пряжи надо было наготовить, чтобы одеть большую семью. Поэтому и были красивы прялки, что с ними не расставались с осени до весны. На се посиделки или «беседы» девушки ходили с прялкой. Причем уходя из дома на «беседу», девушка брала уже не простую прялку, которая служила ежедневно, а самую нарядную, резную, чаще всего подарок отца, брата или своего парня-«вечеровальника».

Собирались не только в своей деревне, но и в соседней. Старушки вспоминают: «Сегодня у одной соберемся, завтра у другой, чередовались. Собираются, прядут, песни поют. Парни с гармошками. Тальянки были, волынки – всякие. Там идет и знакомство. Парень сядет за прялкой – «сесть в серёдки» называлось, — и с той стороны копыла. И разговаривают. А она прядет. Парень облюбует девушку, и сватов может засылать…Ну, а надоест прясть, начинают играть в круги».

Эту прялку в дар музею передала Кобылкина Валентина Григорьевна.

Другой, левый угол от печи, назывался красный, то есть красивый.

Смотрите, как всё продумано в крестьянском хозяйстве, как всё отлично предусмотрено для жизни человека. Большой стол, за который могла усесться вся семья, вдоль стен широкие лавки. На них иногда и спали. В красном углу иконы, украшенные яркими полотенцами. Стол в избе – это не просто необходимая мебель. Только за столом члены семьи ощущают себя единым целым. Порядок за столом отражал не только семейные отношения, но и глубочайшее уважение трудового человека к еде, олицетворяющей весь жизненный процесс. За обеденным столом нельзя было много говорить, вставать из-за стола до окончания трапезы без крайней нужды, заниматься посторонними делами.

Деревянный стол стоит и в нашем музее. Из рассказа его хозяйки Горбанёвой Инессы Ефимовны стало известно, что стол этот сделан в двадцатые годы прошлого века.

Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки. Основная причина распространения деревянных ложек в их дешевизне, доступности материала и простоте изготовления. А ещё любили наши предки очень горячую пищу. Подать на стол чуть ли не кипящие щи было делом чести хозяйки. Деревянная ложка губы не обжигала. Конечно, кипящие щи не ели, но черпали их очень горячими, и остывали они в ложке. Неумелому человеку, обжёгшему губы, говорили, что он забыл о том, что «под носом ветер есть».

К большим праздникам столы и лавки промывали с речным песком, и они имели приятный желтоватый цвет.

Жители села бывают частыми гостями нашей музейной комнаты. Из их рассказов мы узнаёт, как работали теми или иными орудиями труда, как обращаться с ними, истории их изготовления и происхождение.

Поисковая и исследовательская работа продолжается. Музей пополняется новыми экспонатами.

Почему же настолько актуально воспитание на традициях отечественной культуры? Во-первых, мы в большинстве своём – русские. Во-вторых, без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. В-третьих, русская культура позволяет привить нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и непреходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству.

  1. В.С.Воронов. О крестьянском искусстве.-М.,1972 г.
  2. Украшение крестьянских домов и одежды (историко – этнографический атлас). – М.,1970 г.
  3. Т.М.Разина. Русское народное творчество.- М.,1970 г.
  4. В.П.Аникин. Вступительная статья «Живая вода» (сборник русских народных сказок, пословиц, загадок)-М.,1987 г.
  5. Рассказы старожилов села Асямовки: Милютиной Натальи Фёдоровны, Никитенко Михаила Васильевича, Муравьева Михаила Кузьмича, Сасун Александра Петровича, Гринева Михаила Яковлевича.

Источник

Читайте также:  Фотоотчет путешествие по африке
Adblock
detector