Литературно-мемориальный Дом-музей Абая
Литературно-мемориальный музей Абая находится в Семипалатинске. Его открытие состоялось в 1940 году и было приурочено к 95-летию со дня рождения писателя и поэта Абая Кунанбаева. Абай прославился не только своим литературным творчеством, он также активно занимался благотворительной и просветительской деятельностью.
Общий вид на мемориальный комплекс (памятник поэту, здание музея и мечеть):
Биография Абая
Родился знаменитый писатель 10 августа 1845 года в богатой аристократической семье. Любовь к литературе и словесному творчеству он унаследовал от своей бабушки Зере — большого знатока национальных сказок и преданий. Еще в юном возрасте Абай стал сочинять свои первые стихи, однако, многие произведения оказались утеряны, поскольку молодой поэт не записывал свое творчество, либо делал это второпях, на подвернувшемся клочке бумаги. Или просто выдавал экспромт, который потом забывался. Все произведения той поры, дошедшие до современного читателя, были напечатаны со слов людей, помнящих стихи Абая наизусть.
Первая публикация состоялась в 1889 году — в газете «Дала уалаяты» было напечатано произведение «Лето — солнечная пора». Однако Абай указал автором своего друга — Кокбая Жанатайулы. После выхода номера поэт выплатил другу откупную и вернул стихам свое имя.
Кроме литературного творчества Абай занимался пропагандированием искусства среди молодежи. В его доме всегда собирались талантливые люди — музыканты, поэты, писатели. Помимо стихов Абай написал множество песен и философских заметок, также имел несколько учеников, которые после смерти писателя продолжали его работу. Сегодня изучением жизни и творческого наследия великого поэта занимается целый раздел казахского литературоведения — абаеведение. Писателю посвящены книги и сайты, рассказывающие биографию и анализирующие произведения знаменитого автора.
История музея
Директором дома-музея Абая в 1940 году был назначен литератор Каюм Мухамедханов. Музей находился в двухэтажном особняке, в котором ранее проживал адвокат Анияр Молдабайулы. В этом доме Абай часто останавливался, когда приезжал в родной город. Благодаря помощи писателя Анияр Молдабайулы получил образование в России.
В 1970-х годах музей переехал в дом, принадлежавшим братьям Ершовым — русским купцам, переехавшим с Урала. Согласно архивным данным поэт останавливался в этом доме для встреч с сосланными в Сибирь. Переезд музея был обусловлен тем, что для экспозиции понадобилось более вместительное помещение.
Спустя два десятилетия музей Абая превратился в целый комплекс. К 150-летию великого поэта здание музея было объединено в Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный музей Абая со зданием администрации и мечетью с медресе Ахмета Ризы. Именно в этой мечети с 1854 по 1859 годы учился Абай. Сегодня здесь представлены рукописи и книги по восточных языках (арабском, турецком, татарском, фарси). Директором музея в 1976 году был назначен писатель и абаевед Ибрагимов Токен Смаилович — он занимает этот пост по сей день.
В музее представлены следующие экспозиции:
- «Абай и его время»;
- «Поэтическая школа Абая»;
- «Восточные поэмы»;
- «Абай в изобразительном искусстве»;
- «Произведения Абая»;
- «Времена года»;
- «Зал сувениров»;
- «Абай и современность»;
- «Поэма Искандер»;
- «Абай в сердце народа».
Часы работы дома-музея Абая и стоимость билетов
Литературно-мемориальный комплекс работает со вторника по воскресенье, с 10:00 до 18:00. Последний день месяца — санитарный день.
Цены на билеты: Для дошкольников — бесплатно , для школьников — 70 тенге, студенты и пенсионеры — 150 тенге, взрослый — 300 тенге. Экскурсии — от 300 тенге.
Как добраться до музея Абая в Семипалатинске
Доехать до мемориального комплекса можно на городских автобусах или на машине. Здание музея находится по адресу: улица Интернациональная, 29, напротив Центрального парка.
Ближайшая остановка общественного транспорта находится на улице Каюма Мухамедханова. Здесь ходят маршруты № 2, 5, 9, 33, 35. Также можно выйти на проспекте Шакерима, от остановки нужно пройти до музея около 500 метров. По этой улице ходят маршруты № 13, 39.
От железнодорожного вокзала Семея до дома-музея Абая можно добраться на машине за 10 минут, от автостанции — за 5 минут. Примерные маршруты смотрите на Яндекс. Картах.
В Семее (Семипалатинске) работают мобильные приложения для вызова такси — Яндекс.Такси, Везет, Maxim. Также можно воспользоваться услугами местных фирм: Такси «Семей City», «Аспан», «Гранд» и другие.
Обзор экспозиций дома-музея Абая Кунанбаева: видео
Источник
Культурная прогулка: Дом-музей Абая в Жидебае
Шынгыстау, расположенный на берегу реки Карауыл, родина Абая, когда-то был небольшой возвышенностью. Неподалеку от райцентра Карауыл.
В Жидебае находится зимовка и жилой дом великого поэта. Туристы и гости, посетившие это место, воочию видят ценные реликвии эпохи поэта и узнают много исторических сведений.
Благодатная земля Жидебая перешла от Кунанбая его сыну Оспану. Затем после смерти Оспана земля перешла во владение Абая.
«Знаменитый Жидебай и озеро Колькайнар, заповедник, где прошло детство Абая, заняли высокое место в его сердце. Это – аул бабушки Зере и матери Улжан. Абай в почтенном возрасте, 30 лет жил в Жидебае, многие его чудесные произведения родились здесь. Жидебай был назван Меккой казахской поэзии. Жидебай, с его сочной травой, обильной водой, удобный для скота, находился рядом с Шынгыстау, удобная стоянка, откуда можно без труда добраться до джайляу», — пишет ученый-абаевед Асан Омаров в своих исследованиях.
Как известно, что в Жидебае зимовали мать Кунанбая – Зере, а также его две жены – Улжан и Айгыз. Абай вырос в заботливых руках этих матерей.
По словам краеведов, Абай реконструировал дом в Жидебае, сделал капитальный ремонт. К 100-летнему юбилею поэта (1945) зимовка была восстановлена в качестве дома-музея. К 125-летнему юбилею Абая был проведен капитальный ремонт, создана мемориальная экспозиция. А в преддверии 150-летнего юбилея музей восполнили литературной экспозицией.
Комплекс дома-музея занимает большую площадь. В самой середине находится зимовка. Зимовка состоит из 5-и комнат и 2-х коридоров. Прямо у входа в музей посетителей встречает бронзовая скульптура Абая.
На стене передней комнаты висит шежире предков Абая и фотодокументы, характеризующие эпоху поэта. Также установлен ознакомительный стенд об истории кыстау (зимовки).
В последующих экспозиционных залах выставлены документы, рассказывающие о детях поэта, Акылбае, Магауия, Турагуле, продолживших его поэтическую традицию и о творчестве его духовных учеников, Шакарима, Кокбая, Арипа, Асета, Уайса, донесших его наследие до потомков. Следующий зал посвящен взаимоотношениям Абая и его русских друзей, сосланных в Семей. После знакомства с ними Абай начал систематизировано и глубоко изучать русскую и западноевропейскую художественную, историческую литературу. Об их приезде в аул Абая в своих воспоминаниях рассказывает племянник Абая – Какитай Ыскакулы. В разные годы гостями Абая были: Е.П. Михаэлис (28.12.1871 – 26.04.1972 гг.), С. Гросс (04.06.1884 – 01.07.1884 гг.), Н.И. Долгополов (15.07.1885 – 10.08.1885 гг.). Совместно со ссыльной интеллигенцией Абай занимался краеведением и просветительством. Абай внес огромный вклад в поиске, сборе и систематизации этнографических экспонатов для краеведческого музея, помогал в исследовании жизни и быта, истории, традиций казахов.
Отдельный зал полностью посвящен науке «Абаеведение», здесь собраны высказывания о творчестве поэта, большая часть экспозиции этого раздела отведена фундаментальным трудам, исследованиям Мухтара Ауэзова.
Столовая комната
Из первого коридора посетитель попадает в столовую комнату. Она просторна, окна выходят на восток. С левой стороны от входа размещена печь, имеющая куполообразный верх. В ней установлены два казана. Один большой, в нем варилось мясо, другой поменьше — для легкой пищи. Оба казана закрывались деревянными крышками. Куполообразный верх печи предохранял комнату от пара.
Среди домашней утвари — деревянная посуда: астау — блюдо для разведения курта, кумысный набор. В комнате имеется мебель: шкафы для посуды, кебеже — ларь для хранения пищи, асадал — шкаф на высоких ножках для хранения пищи и продуктов. Вся мебель изготовлена местными мастерами из дерева. С правой стороны от окна находится деревянная кровать, лицевая сторона которой инкрустирована костью. Над кроватью — старинный ковер из черного бархата с красными аппликациями. Он принадлежал жене Абая — Дильде.
Гостиная комната
Из второго коридора посетитель попадает в гостиную комнату. Она не велика по размерам, но очень уютна. Пол здесь устлан коврами — сырмак. А на стене — ворсовый ковер.
Среди экспонатов можно увидеть старинный музыкальный инструмент — кобыз.
Рабочий кабинет
Здесь поэт работал, читал, писал стихи. Вся обстановка комнаты сохранила ту творческую атмосферу. В центре комнаты — низкий круглый стол, покрытый вышитой скатертью. На столе — карманные часы, которые отсчитывали время, табакерка, чернильный прибор, гусиное перо. Кажется, что еще не высохли чернила на рукописи Абая «Несколько слов о происхождении казахов».
Здесь же, рядом с рукописью — национальная игра —тогуз кумалак.
Традиционное казахское убранство в этой комнате сочетается и с европейской мебелью: шкаф, письменный стол, кресло, зеркало, настенные часы, в шкафу — любимые книги. Произведения восточных поэтов соседствуют с произведениями русских классиков, энциклопедиями. На письменном столе — настольная лампа, шашки, шахматы и книги — спутницы всей его творческой жизни.
Передняя комната
Слева на стене находится такия — головной убор Кунанбая, привезенный им из Аравии, во время паломничества в Мекку. Она передана в музей правнуком Абая — Багфуром Акылбаевым. На стенах фотографии: Абай с сыновьями Акылбаем и Турагулом, Абдрахман — средний сын Абая, Оспан — младший брат Абая. Здесь же находится казахская деревянная кровать с убранством. Посредине — круглый стол на низких ножках, покрытый скатертью. На столе — кумысный набор, отделанный серебром.
Возле печи большой медный таз, кумган, полотенце с вышитыми краями. В углу — трехствольное ружье (охотничьим ружьем центрального боя Абай был награжден Западно-Сибирским генерал-губернатором бароном Таубе в 1890 г. «За усердную службу и особые заслуги»).
Комната Еркежан
Еркежан — жена Оспана, младшего брата Абая. После смерти Оспана, по казахскому обычаю аменгерства, Абай был вынужден жениться на Еркежан. На воспитании Еркежан еще при жизни Оспана, находились внуки Абая, дети Акылбая: Аубакир и Пакизат.
Поскольку всю свою жизнь Еркежан провела в Жидебае, большинство сохранившихся предметов принадлежат ей. Женские украшения представлены на отдельной витрине. В правом углу — деревянная кровать с убранством.
Статья подготовлена совместно с государственным музеем-заповедником Абая «Жидебай-Борли»
Источник
Музей Абая
К 100-летнему юбилею Абая зимовка поэта Жидебай стала функционировать как Дом-музей. В преддверье 125-летнего юбилея поэта в 1970 году музей был реконструирован. Архитектурный облик здания сохранил свой первоначальный вид. В пяти комнатах и трех залах музея представлены вещевые материалы, переданные родственниками и друзьями Абая. Среди них – книги на арабском, персидском, турецком, русском языках, фотодокументы тех лет, трехструнная домбра Абая, предметы быта и т.д. Экспонаты, представляющие большой этнографический интерес, знакомят посетителя с эпохой Абая. Здесь же фотографии ссыльных друзей Абая – Михаэлиса, Гросса, Долгополова, Лобановского.
ИСТОРИЯ ДОМА-МУЗЕЯ.
Дом-музей в Семипалатинске был открыт в 1940 г. История этого двухэтажного особняка такова. Известно, что Абай, помимо напряженной творческой работы, занимался общественными делами, просветительством и благотворительностью. Он следил за тем, чтобы дети его близких стремились к знаниям, учились в городе и всячески помогал им. Анияр Молдабайулы – один из тех, кому помог Абай. По настоянию Абая Анияр учился в России и, получив свидетельство адвоката, вернулся на родину, в Семипалатинск.
Построенный в последней четверти прошлого века двухэтажный особняк, в котором проживал Анияр Молдабайулы, сохранился до наших дней. В нем, приезжая в Семипалатинск, часто останавливался великий поэт.
Известный в городе особняк имел все основания стать мемориальным музеем Абая. Не случайно в 1940 году выбор в качестве объекта для создания музея остановился на этом доме. Первым его директором стал молодой талантливый литератор Каюм Мухамедханов.
В течение последних пятидесяти пяти лет дом-музей находился под охраной государства. Местоположение дома сохранило свой старый, почти первозданный облик. Музей окружают постройки столетней давности. Этот уголок сохранил память о живом поэте.
Со временем назрела необходимость подыскать для музея более вместительное помещение. В результате музей был переведен в дом, некогда принадлежавший русским купцам братьям Ершовым, переселившимся на берега Иртыша с Урала. По некоторым сведениям, Абай время от времени останавливался в этом доме и встречался здесь с сосланными в Сибирь. В начале семидесятых музей Абая переселился в бывший дом братьев Ершовых.
В канун 150-летия Абая было решено внести коррективы в общий облик местоположения музея. Само здание музея было оставлено в былом его виде, но было объединено в единый архитектурный ансамбль со зданием администрации (старинный двухэтажный особняк) и мечетью с медресе Ахмета Ризы, где учился в свое время Абай.
В медресе Ахмета Ризы Абай учился в 1854-1859 гг. Теперь здесь воспроизведен дух мусульманских духовных училищ Востока. Здесь можно увидеть древнейшие книги и рукописи на арабском, фарси, чагатайском, турецком и татарском языках.
Ныне это – Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный музей Абая в Семипалатинске.
ОБЗОР ЭКСПОЗИЦИИ
Прямо у входа в музей посетителей встречает скульптура Абая. Аккуратный, собранный, он смотрит на огромный мир чисто, открыто и удивленно. Таким изобразил его в 1987 году московский скульптор Дмитрий Элбакидзе.
Первые три зала отведены экспозиции “АБАЙ И ЕГО ВРЕМЯ”, дающей наглядное представление об эпохе Абая, социальном, общественном, хозяйственном положении в степи, административном и политическом устройстве казахского общества второй половины XIX-начала ХХ вв.
Играя значительную роль в экономическом, общественно-культурном отношении, в контактах с Россией и другими странами и регионами, пыльный, захолустный город Семипалатинск не стоял на отшибе цивилизации. Разумеется, это обстоятельство способствовало развитию мировоззренческих взглядов Абая. Это отразилось и на его деятельности в Областном Статистическом Комитете и в Обществе попечения о начальном образовании в Семипалатинске.
В этих залах находятся сведения о друзьях Абая, высланных в Семипалатинск, — Е.П. Михаэлесе, Н.И. Долгополове, С.С. Гроссе, П.Д. Лобановском и др. Здесь же можно увидеть портрет Абая, выполненный карандашом в 1887 году Лобановским. Некоторые экспонаты (их было более шестидесяти) переданы непосредственно Абаем Семипалатинскому этнографическому музею. Здесь же представлены документы, свидетельствующие об административной деятельности Абая и его отца Кунанбая, крупного волостного управителя.
Вторая часть экспозиции посвящена источникам, послужившим основой творчества поэта. Это – устное народное творчество, безбрежное как казахская степь, вдохновенное искусство акынов, сказителей прошлого, мир образного казахского речевого строя. На творчество поэта повлияли и русская классическая литература, и западноевропейская, и литература народов Востока. Здесь же — произведения Абая на разных языках мира, графика и живопись Е. Сидоркина, И. Исабаева и др.
При жизни Абая только два стихотворения его увидели свет – “Лето” и “Вот я стал волостным”. Один зал музея полностью отведен этим произведениям. Огромная красочная панорама живописно изображает пышный, праздничный эпизод кочевой жизни – летовку. В ее середине – шестистворчатая юрта. У горного увала пасутся кобылицы, вдоль речки разбрелись овцы и козы. Привычные картины кочевого аула, расположившегося на жайляу – летовке.
“ВРЕМЕНА ГОДА” – так тематически обозначен шестой экспозиционный зал. Речь здесь идет о четырех знаменитых стихотворениях Абая, в которых красочно описаны времена года. В центральном зале на восьми мониторах посетители могут посмотреть восьмиминутный фильм о временах года.
Следующая экспозиция – “АБАЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ” и “ДУХОВНЫЙ ОБЛИК СЕМИПАЛАТИНСКА ВО ВРЕМЕНА АБАЯ”. Здесь предоставляется возможность ознакомиться с предметами быта, представляющими материальную культуру города на стыке веков и свидетельствующими о духовном уровне того времени. Картины, скульптуры, графика Н.И. Крутильникова, А. Кастеева, Е. Сидоркина, Х. Наурызбаева, З. Беговой и др. составляют целую галерею.
Экспозиции “ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКОЛА АБАЯ” отведено три просторных зала. Здесь собраны разнообразные документы, портреты, фотографии, произведения учеников, последователей Абая, находившихся при жизни в тесном общении с поэтом. Среди них почетное место занимает многогранное творчество его племянника, исключительно талантливого, высоко одаренного от природы поэта, переводчика, философа, историка, композитора Шакарима Кудайбердиева. Трагическая участь большинства близких и родных поэта, его верных последователей потрясает. Колесо новой власти безжалостно раздавило их жизни и творческие судьбы. Трагедия духа – так можно охарактеризовать полные лишений, тягот и горестного финала жизни незаурядных личностей Кокбая Жанатаева, Асета Найманбиева, Арипа Танибергенова, детей и внуков Абая – Акылбая, Магавьи, Турагула, Аубакира и др.
Значительно обогащен раздел “Абаеведение”. Труды Ахмета Байтурсынова, Алихана Букейханова, Миржакипа Дулатова, Магжана Жумабаева, видных деятелей партии “Алаш”, объявленных в свое время буржуазными националистами и подвергнутых жестоким репрессиям, ныне вновь вернулись к читателям. Большая часть экспозиция этого раздела отведена фундаментальным трудам, исследованиям Мухтара Ауэзова, заложившим научную основу абаеведения.
Заключительная часть экспозиции “АБАЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ”. Здесь собраны высказывания выдающихся людей современности – писателей, общественных и государственных деятелей всего мира – об Абае, его значимости и месте в человеческой цивилизации. Собрано немало документов о проведении 150-летнего юбилея Абая в разных странах мира.
http://www.unesco.kz
Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай — Борили»
Семипалатинск. Головная коллекция государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея Абая «Жидебай — Борили» располагается на обширной территории в центре города включающая: 7 залов расположенных в здании 19 века отличающейся оригинальной архитектурой, 10 залов в новом здании выстроенного в восточном стиле, зданий медресе Ахмета — Ризы и минаретная часть мечети, библиотеки в здании 19 века.
Фонды госзаповедника — музея Абая «Жидебай — Борили» составляют 18 255 единиц хранения.
Вне города в подчинении дирекции функционируют следующие музейно-заповедные отделы:
Дом-музей М. Ауэзова в с. Борили, куда входят:
а) здание дома-музея;
б) мавзолей Омархана и Нуржамал (отец, мать М.О.Ауэзова):
в) могила Акылбая (сына Абая), могила Айгерим — Дильды (жен Абая в 5 км. от с. Борили)
Заповедник-музей «Жидебай» в 6.400 га, который включает:
а) дом-музей Абая (в 8 залах) с приоградной экспозицией;
б) мавзолейный комплекс « Абай — Шакарим», где покоится прах Абая-Оспана (брата Абая), Шакарима ( племянника Абая) — Ахата (сына Шакарима) и Еркежан (жены Абая).
При мавзолейном комплексе функционирует мечеть, являющаяся его неотъемлемой частью.
В зоне мавзолейного комплекса находятся захоронения Кудайберды (брата Абая), Зере ( бабушки Абая), Улжан (матери Абая).
Источник